Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 19.04.2002 РОССИИ НАДО БЫТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                               ПОСЛАНИЕ
   
                    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
              ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
            РОССИИ НАДО БЫТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ
   
       Добрый день, уважаемые друзья!
       Уважаемые председатели палат Федерального Собрания,
       Уважаемые   депутаты   Государственной   Думы,   члены  Совета
   Федерации!
       Мы вновь собрались в этом зале,  чтобы подвести итоги за год и
   поставить  задачи  на  предстоящий  период.  Наши цели неизменны -
   демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка
   и правового государства.  И самое главное - повышение уровня жизни
   нашего народа.
       Здесь  есть  достижения,  хотя  и небольшие.  В  прошлом  году
   продолжился  экономический  рост.  Удалось  создать  новые рабочие
   места.  Численность  безработных сократилась на 700 тысяч человек.
   Реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов.
       Год назад мы ставили скромную,  но чрезвычайно важную задачу -
   добиться,   чтобы  средняя  пенсия  в стране  превзошла,  наконец,
   прожиточный минимум пенсионера. Сегодня, можно сказать, эта задача
   решена.
       Люди  увереннее  смотрят  в завтрашний  день - многие начинают
   строить долгосрочные личные планы,  стремятся получить образование
   и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для
   России рекордным по числу студентов.
       После  целой  эпохи  дефицитных  бюджетов  - когда  мы тратили
   больше,  чем  зарабатывали  - второй  год  подряд  бюджет сведен с
   профицитом.
       Есть продвижение в развитии инфраструктуры рынка, в укреплении
   гарантий   частной   собственности.    В   основном   -  за   счет
   совершенствования законодательной базы. Отмечу принятие Земельного
   и  Трудового кодексов,  пакетов по пенсионной и судебной реформам,
   дебюрократизации экономики, совершенствованию налоговой системы. В
   Гражданском  кодексе  появились  важные для людей разделы,  такой,
   например, как раздел о наследовании.
       И   сегодня   я  хочу  поблагодарить  Федеральное  Собрание  и
   Правительство   России,   которые  весь  этот  напряженный  период
   конструктивно  взаимодействовали,  очень  часто  были эффективными
   партнерами.
       На   фоне   укрепления  политической  стабильности  постепенно
   улучшается   деловой   климат  в стране.   Раздвинулись  горизонты
   государственного  и корпоративного  планирования.  Предприниматели
   строят свои планы уже в расчете не на месяцы, а годы.
       Мы своевременно,  а порой - и даже с опережением - обслуживаем
   внешний  долг.  Более  чем  вдвое  выросла суммарная капитализация
   российских  компаний.  Начал  расти несырьевой экспорт.  За год на
   четверть увеличились поставки машин и оборудования за рубеж. После
   десятилетнего  перерыва  мы  вернулись на вторую позицию в мире по
   объемам  производства  нефти  и на первое место в мире по торговле
   энергоносителями.  И  нам  необходимо  с умом  распорядиться новым
   положением страны в мировом экономическом сообществе.
       Все  это  постепенно меняет отношение к нам в мире.  Улучшение
   экономической   ситуации  отмечается  международными  рейтинговыми
   агентствами,  повышающими  кредитный  рейтинг  России.  Зарубежные
   банки   увеличивают   российскую   долю   в  своих  инвестиционных
   портфелях.  Наша  страна  постепенно  превращается  в солидного  и
   предсказуемого делового партнера.
       Однако следует признать и другое:  политическая стабильность и
   благоприятная  экономическая  конъюнктура не использованы в полной
   мере  для  качественного  улучшения  жизни  граждан  страны,   для
   завоевания   Россией  достойного   места  в мировой  экономической
   системе.
       Удовлетворяет ли нас достигнутое?
       Наш ответ - конечно же, нет, еще раз нет.  Для "головокружения
   от успехов" нет никаких оснований.  Экономические проблемы России,
   -  накопленные  в предыдущие десятилетия,  десятилетия стагнации и
   кризисов,  - никуда не делись.  Бедность хотя и отступила - только
   немножко отступила,  - но продолжает мучить еще 40 миллионов наших
   граждан.  В  последние годы экономического роста нам удалось разве
   что не увеличить отставание от других стран.
       В этой связи должен сказать:  довольно долго многие политики и
   граждане  страны  были  уверены или жили иллюзиями,  что окончание
   периода  военно  - политической  конфронтации  в мире  чуть  ли не
   автоматически откроет России путь в мировую экономическую систему,
   что   мир  распахнет  нам  свои  "экономические  объятия".   Жизнь
   оказалась куда сложнее.
       Да,  период  конфронтации  закончился.   Мы  строим  со  всеми
   государствами мира - хочу это подчеркнуть - со всеми государствами
   мира - конструктивные, нормальные отношения.  Однако хочу обратить
   внимание   и  на   другое:   нормой   в международном  сообществе,
   современном  мире  является  и жесткая конкуренция - за рынки,  за
   инвестиции,  за политическое и экономическое влияние.  И в борьбе,
   этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной.
       Сегодня   страны   мира  конкурируют  друг  с другом  по  всем
   параметрам  экономики и политики - по величине налоговой нагрузки,
   по  уровню  безопасности страны и ее граждан,  по гарантиям защиты
   права собственности.  Они соревнуются в привлекательности делового
   климата,    в   развитии   экономических   свобод,    в   качестве
   государственных   институтов  и эффективности  судебно  - правовой
   системы.
       Конкуренция  приобрела  действительно  глобальный характер.  В
   период  слабости  - нашей  слабости - многие ниши на мировом рынке
   нам  пришлось  уступить.  И они тут же были захвачены другими.  Их
   никто   так  просто  возвращать  не  хочет  и не  отдаст  - о  чем
   свидетельствует  ситуация  на  рынках  нефти,  стали,  авиационных
   перевозок и других товаров и услуг.
       Вывод очевиден:  в современном мире с нами никто не собирается
   враждовать  - этого  никто не хочет и это никому не нужно.  Но нас
   никто и особенно не ждет.  Никто специально помогать не будет.  За
   место под "экономическим солнцем" нам нужно бороться самим.
       Я  уже  говорил:  России сегодня нужны более амбициозные цели.
   Более   высокие  темпы  роста.   А  наша  экономическая  политика,
   повседневная   работа  государственных  институтов  - должны  быть
   нацелены  на  решение  соответствующих  задач.   Мало  того  - эти
   действия,  эта политика должны быть понятны - понятны и поддержаны
   народом.
       Я  убежден:  чтобы  обеспечить  достойный  уровень жизни наших
   граждан,  чтобы  Россия  оставалась  весомым  и полноценным членом
   мирового  сообщества,  была  сильным  конкурентом,  наша экономика
   должна расти куда более быстрыми темпами. Иначе мы все время будем
   проигрывать,  а  наши возможности в мировой политике и экономике -
   будут ужиматься.
       Готова ли Россия к такой конкурентной борьбе?  Способна ли она
   обеспечить  необходимые  для  этого  темпы  роста?   Правительство
   зафиксировало  их  в  своем прогнозе на ближайшие годы в интервале
   3,5 - 4,6 процента. О чем это говорит?
       Первое    -   фактически    признается,    что   благоприятная
   внешнеэкономическая  конъюнктура  уже  не обеспечивает необходимых
   темпов развития экономики и ее конкурентоспособности.
       И  второе  - Правительство  не  рассчитывает  на более высокие
   темпы роста.
       Столь  низкая  оценка возможностей России - не на пользу делу.
   Больше   того,   она   не   предполагает  активной  политики.   Не
   предусматривает  мер,  нацеленных  на  использование  возможностей
   российской  экономики.  Речь,  прежде  всего  - о  том потенциале,
   который есть в предпринимательстве,  в научно - технической сфере,
   в современных технологиях управления.
       Считаю,  что  основное  сейчас:  это  - создание условий,  при
   которых граждане России могут зарабатывать деньги.  Зарабатывать и
   -  с выгодой  для  себя - вкладывать в экономику своей собственной
   страны.
       Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям
   жить  и работать.  И  прежде всего - придется существенно изменить
   саму систему работы государственных институтов.
       Сегодня    колоссальные    возможности    страны   блокируются
   громоздким,    неповоротливым,    неэффективным    государственным
   аппаратом.  К  слову,  из  почти  500  тысяч  обращений  во  время
   телевизионного интервью почти три четверти - это жалобы граждан на
   разные формы административного произвола.
       Уважаемое Собрание!
       Мы    привыкли   жаловаться   на   российскую   бюрократию   -
   многочисленную  и неповоротливую.  И  претензии к ней - совершенно
   обоснованны. Повторяем это очень часто. Между тем, бюрократических
   структур в России,  как это ни странно, - не больше, а иногда даже
   меньше, чем в других странах. В чем же тогда дело?
       Главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что
   их  работа  плохо организована.  Нынешние функции государственного
   аппарата  не  приспособлены  для  решения стратегических задач.  А
   знание  чиновниками  современной  науки  управления  - это все еще
   очень большая редкость.
       Я  уже  говорил  о необходимости административной реформы.  Ее
   результатом должно стать государство,  адекватное нашему времени и
   целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат
   должен быть эффективным, компактным и работающим.
       Что нужно для этого сделать?
       Во-первых  - модернизировать  систему  исполнительной власти в
   целом.  Сегодня  подразделения  исполнительной  власти  живут так,
   будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного
   народного    хозяйства.    Предприятия   в  значительной   степени
   приватизированы,  но  прежние  привычки  командования  - остались.
   Министерства  продолжают направлять усилия на то,  чтобы подчинить
   себе - финансово и административно - предприятия и организации.  В
   результате  таких  административных  издержек вести цивилизованный
   бизнес в стране чрезвычайно сложно.
       Между  тем,  прямая  обязанность государства - создать условия
   для   развития   экономических  свобод,   задавать  стратегические
   ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и
   эффективно управлять государственной собственностью.
       Для  этого структура исполнительной власти должна быть логично
   и  рационально  устроена,  а  госаппарат - должен стать работающим
   инструментом    реализации    экономической   политики.    Реформы
   государственной   службы  придется  проводить  в тесной  увязке  с
   обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.
       Во-вторых,   нам   нужна   эффективная   и  четкая  технология
   разработки,   принятия  и исполнения  решений.   Ныне  действующий
   порядок ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.
       В-третьих,  надо,  наконец,  провести  анализ ныне реализуемых
   государственных функций и сохранить только необходимые.
       В  прошлогоднем Послании я уже давал соответствующее поручение
   Правительству   и  просил   начать  подготовку  к административной
   реформе.
       Понятно,  ревизия  функций  государства  - задача  непростая и
   долговременная.   Здесь   не   может  быть  никакой  кампанейщины.
   Кампанейщины,  которая  обычно  заканчивается  плавным "переливом"
   чиновников из одной структуры в другую.
       Но  мы  уже  два  года говорим о сокращении избыточных функций
   госаппарата. Ведомства - по вполне понятным причинам - "цепляются"
   и будут "цепляться" за эти функции.  Но это,  конечно,  - не повод
   откладывать реформу.
       Председателю  Правительства  следует  представить обоснованные
   предложения по реструктуризации системы исполнительной власти.
       В  завершение темы хочу отметить:  нынешняя организация работы
   госаппарата, к сожалению, способствует коррупции.  Коррупция - это
   не результат отсутствия репрессий - хотел бы это подчеркнуть,  - а
   прямое   следствие   ограничения   экономических   свобод.   Любые
   административные барьеры преодолеваются взятками.  Чем выше барьер
   - тем больше взяток и чиновников, их берущих.
       И  мы  не  должны  дожидаться,  пока  достигнутая стабильность
   превратится   в административный  застой.   В  том  числе  - из-за
   непрозрачности  в работе госаппарата.  Для граждан он еще остается
   "черным ящиком".
       Следует  определиться  с четким  перечнем информации,  которую
   госорганы  обязаны  делать  публично  доступной.  И  этот перечень
   должен   быть   утвержден   законом.   Это  нужно  и для  развития
   гражданского   общества,   и   для   формирования   цивилизованной
   предпринимательской среды.
       Уважаемые коллеги!
       Мы сделали  существенный шаг в модернизации судебно - правовой
   системы.   Большинство  необходимых  указов,  актов,  законов  уже
   принято.  Средства на их реализацию - выделены. Теперь нужно четко
   исполнить принятые решения.
       Ключевым   считаю  то,   что  изменения  коснулись  не  только
   организации и условий работы судов,  но,  прежде всего - процедур,
   обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
       Нам необходим такой суд,  который уважают и в стране,  и за ее
   пределами.  И  эта  задача  - не  только  политическая,  но  не  в
   последнюю очередь - экономическая. Эффективная судебная система, я
   уже  об  этом говорил с самого начала,  нужна и для того,  чтобы у
   отечественных  и иностранных  компаний  не  возникло сомнений в ее
   авторитете и действенности.
       В   июле   этого   года   вступает  в силу  новый  Уголовно  -
   процессуальный    кодекс.    В    связи    с   этим   судебные   и
   правоохранительные  органы  должны  решить  многие организационные
   вопросы  - чтобы,  начиная  с 1 июля,  этот закон работал в полной
   мере.  Обращаюсь  с просьбой  к Федеральному  Собранию  оперативно
   рассмотреть необходимые изменения в УПК и в закон о введении его в
   действие.  В  том  числе - нормы,  которые касаются передачи судам
   полномочий по арестам.
       На   очереди   -  важнейшие  для  граждан  и экономики  страны
   Гражданско   -  процессуальный,   Арбитражный  кодексы,   закон  о
   третейских судах.
       Думаю,  следует  оптимизировать и структуру арбитражных судов.
   Сегодня разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятое решение
   осуществляется  в одном  и том  же  суде.  Просил  бы  внимательно
   отнестись к этой проблеме.
       Необходимо также четко разделить компетенцию арбитражных судов
   и судов общей юрисдикции. Судебную систему просто дискредитирует -
   многие  это  знают  - то,  что  сплошь  и рядом один и тот же спор
   рассматривается  в разных судах,  которые,  к тому же,  подчас - и
   очень часто - принимают прямо противоположные решения.  Это ставит
   в   тупик   предпринимателей,   граждан,   перегружает  суды,   не
   способствует развитию здорового делового климата.
       Надо  привести в соответствие с новыми законодательными актами
   и положения Закона "О прокуратуре Российской Федерации".
       И,   наконец,   нам   крайне   важна   гуманизация  уголовного
   законодательства  и системы  наказаний.  Сегодня  за  преступления
   небольшой   и средней  тяжести  фактически  следуют  те  же  самые
   санкции, что и за тяжкие.  Преступность от этого не уменьшается, а
   люди - только ожесточаются.
       Между  тем  уже  по действующему законодательству у судов есть
   возможность  вместо  лишения  свободы  применять  штрафы и другие,
   более  гуманные,  меры  наказания.  Однако  этой  возможностью они
   пользуются редко. Считаю, что применение наказаний, не связанных с
   лишением свободы - там,  где,  конечно,  это обосновано,  там, где
   есть  основания  для  этого,   -  должно  стать  широкой  судебной
   практикой.
       Наша  главная  цель - и об этом мы много раз говорили,  все об
   этом  хорошо  знают - добиться неотвратимости наказания,  а не его
   чрезмерной суровости.
       Одним   из   факторов,   обеспечивающих  конкурентоспособность
   российской экономики, является стабильная законодательная база.
       Да,   отечественная   правовая   система   находится  в стадии
   формирования.  И  сегодня нам приходится принимать много законов -
   для    того,    чтобы   быстрее   адаптироваться   к  изменяющимся
   экономическим и социальным условиям.  Между тем, даже это не может
   оправдать,  что  принятые  законы  часто  противоречат друг другу.
   Будучи   принятыми   -  не  исполняются.   Постоянно  подвергаются
   изменениям, иной раз - даже не вступив в силу.
       Сейчас   Правительство  подготовило  новый  пакет  поправок  в
   Налоговый  кодекс.   И  очень  многие  из  предложенных  изменений
   заслуживают  поддержки.  Но  хочу  обратить  внимание:  даже самые
   "благие намерения" разработчиков не должны становиться поводом для
   правовой небрежности и недооценки последствий принимаемых решений.
       Тем  более,  что в нашем налоговом законодательстве есть уже и
   примеры  проработанности,  продуманности норм.  В первую очередь -
   давайте вспомним о норме о 13-процентном подоходном налоге.  Пойдя
   на  этот шаг,  мы существенно простимулировали деловую активность,
   пополнили казну и упростили налоговую систему. И сегодня я еще раз
   хотел бы сказать, что это правило пересмотру не подлежит.
       Одним из факторов,  который делает нашу страну некомфортной, к
   сожалению,   для  граждан  и негостеприимной  для  иностранцев,  -
   является преступность. Правоохранительные органы должны направлять
   свои  усилия  на  защиту  прав граждан,  жесткую борьбу с рэкетом,
   административным   произволом   и  коррупцией.   На   охрану  прав
   собственника и производителя.
       Серьезную  угрозу  стабильности  и общественной безопасности в
   стране представляет рост экстремизма.  Речь,  в первую очередь,  о
   тех,   кто   под  фашистскими,   националистическими  лозунгами  и
   символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей.
       При  этом  милиция  и прокуратура  часто  не  имеют достаточно
   эффективных   инструментов   для   привлечения   к ответственности
   организаторов и вдохновителей этих преступлений. Во многих случаях
   дело  ограничивается  доведением  до  суда  лишь  непосредственных
   исполнителей.  На  самом  деле,  банды экстремистов действуют,  по
   сути,   как   организованные   преступные   сообщества  и подлежат
   аналогичному    преследованию.    Уже    в   ближайшее   время   в
   Государственную Думу будет внесен законопроект,  касающийся борьбы
   с экстремизмом.
       Уважаемые   депутаты   Государственной   Думы,   члены  Совета
   Федерации!
       В   прошедшем   году   в  целом   завершилось  организационное
   становление федеральных округов.  Федеральная власть реально стала
   ближе к регионам.
       Полагаю,   настало   время   перенести   на  окружной  уровень
   исполнение   некоторых   федеральных  функций,   приблизить  их  к
   территориям. Прежде всего - в части контрольной и кадровой работы.
   А именно - в сферах финансового контроля и согласования кандидатур
   на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств, о
   количестве которых тоже надо подумать.
       Нашей  ключевой  задачей остается работа по разграничению сфер
   ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
   Год назад с этой трибуны я говорил о необходимости наведения здесь
   порядка.  К  настоящему  времени  собраны  и обобщены  предложения
   органов  власти  субъектов  Федерации  и местного  самоуправления.
   Созданная для этой цели комиссия проводит их скрупулезный анализ.
       Очевидно, что задача у комиссии - непростая.  Но мы ждем от ее
   работы  результатов.  Они  нужны   для   повышения   эффективности
   государственной  политики,  стабилизации  межбюджетных  отношений,
   внесения большей ясности в организацию российской власти в целом.
       Несколько   слов   -  о  практике   заключения   договоров   о
   разграничении  предметов  ведения  и полномочий  между  Центром  и
   субъектами   Федерации.   Возможность  заключения  этих  договоров
   предусмотрена   Конституцией   России  и является  легитимной.   В
   известный  момент нашей истории они были востребованы,  и,  думаю,
   необходимы.  Однако на практике само существование таких договоров
   часто   приводит  к фактическому  неравенству  в отношениях  между
   субъектами Российской Федерации.  А,  в конечном счете, значит - и
   между гражданами, которые проживают в разных территориях России.
       Причем,   в   большинстве   случаев  разграничение  полномочий
   произошло  лишь "на бумаге".  Недаром из 42 имевших такие договоры
   субъектов - 28 их уже расторгли.
       Разумеется,  в  таком  государстве  как  Россия надо учитывать
   региональную  специфику.  И необходимость в договорах с отдельными
   регионами,  конечно  же,  может  возникать.   Но  заключать  такие
   договоры    "за   спиной"   других   субъектов   Федерации,    без
   предварительного обсуждения и достижения общественного консенсуса,
   думаю, - неправильно.
       Полагаю,   все   договоры  о разграничении  полномочий  должны
   проходить  обязательную процедуру утверждения федеральным законом,
   вами,  уважаемые коллеги.  Чтобы все знали,  кто какие преференции
   имеет  и почему.  Федеральное  Собрание  должно  "на  ясном глазу"
   принимать это решение.
       Теперь  о ситуации  в Чечне.  Военную  стадию  конфликта можно
   считать  завершенной.  Она завершена благодаря мужеству и героизму
   армейских  и специальных  подразделений  России.  Еще год назад мы
   считали  тех,  кто  нам  противостоит.   Сколько  там  бандитов  и
   террористов:  две тысячи,  три,  пять, десять.  Сегодня для нас не
   важно, сколько их. Нужно знать, где они.
       В   самой  республике  еще  много  социальных  и экономических
   проблем, мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся бандитов. Однако
   из-за  этого  нельзя  поражать  в правах целый народ.  Мы не можем
   этого  допустить.  Каждый  житель  Чечни или выходец из нее должен
   ощущать себя полноценным гражданином Российской Федерации.
       И  потому  главная  задача  нынешнего  этапа - это возвращение
   Чечни в политико - правовое пространство России.  Это  создание  в
   ней   дееспособных   правовых  институтов  и  собственных  силовых
   структур.  А  в  перспективе  -  проведение   свободных   выборов,
   полноценная   система   республиканской   власти   и  экономически
   устроенная жизнь чеченского народа.
       Уважаемое Собрание!
       В  течение  длительного времени федеральная власть практически
   не уделяла внимания проблемам местного самоуправления.  В конечном
   итоге  это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в
   российских городах и селах.
       Одним  из  источников  сложившейся  ситуации  является  низкое
   качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный
   закон  о местном  самоуправлении  и соответствующие акты субъектов
   Федерации  в малой  степени  согласованы как с реальным состоянием
   местного самоуправления, так и друг с другом.
       Одна  из  причин  - нечеткость  в разграничении  полномочий  с
   региональными органами власти,  а также - неопределенность, за что
   именно  должны отвечать государственные органы,  а за что - органы
   местного самоуправления.
       В  этой  связи  надо  законодательно  уточнить  само понятие и
   перечень вопросов "местного значения". Часть из них пересекается с
   задачами,   которые   выполняются   федеральными   и региональными
   органами  государственной  власти.  Другие  - требуют колоссальной
   материальной поддержки и могут быть успешно реализованы только при
   содействии субъектов, а иногда - и при прямой поддержке Федерации.
       Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается
   недостаточность его собственной доходной базы. Но именно с местных
   органов  власти  население  спрашивает и за исполнение федеральных
   законов  (таких  как  о ветеранах),  и  за работу ЖКХ,  и за очень
   многое другое.
       Считаю,  что федеральным законодателям необходимо определиться
   со  структурой  местного  самоуправления.  Прежде всего,  закрепив
   законом  те  его формы,  которые доказали свою жизнеспособность на
   практике.  При  этом  нелишне  вспомнить  и наш  собственный,  еще
   дореволюционный исторический опыт.
       Все   эти   вопросы  должны  быть  отражены  в новой  редакции
   Федерального  закона "Об общих принципах местного самоуправления",
   в региональном законодательстве.
       И,  наконец, очень важно, чтобы у местного самоуправления была
   возможность  создавать собственные источники формирования бюджета.
   За  счет  развития  малого  бизнеса,   эффективного  использования
   земель,  иной  недвижимости.  При  этом  государственная  власть -
   учитывая   расходные   полномочия   муниципалитетов   -  могла  бы
   обеспечить  им  долгосрочные  нормативы отчислений от регулирующих
   налогов.
       Хотел  бы  еще  раз  подчеркнуть:  без  дееспособного местного
   самоуправления   эффективное   устройство  власти  в целом  считаю
   невозможным.  Кроме  того,  именно  здесь,  на местном уровне есть
   огромный  ресурс  общественного  контроля  за  властью.  И на этом
   уровне  мы  обязаны  навести  порядок.  Тот  порядок,  о  дефиците
   которого говорят и пишут граждане страны.
       Уважаемые коллеги!
       Отдельно  остановлюсь на проблемах малого бизнеса.  Только что
   упоминал  это  в разрезе  местного  самоуправления.  Это важно для
   страны в целом. Как вы знаете, Правительство подготовило изменения
   в законодательство о налогообложении малого бизнеса.  И в процессе
   работы  с ними  в Государственной  Думе  прошу  самым внимательным
   образом    прислушаться    к  мнению   самих   предпринимательских
   объединений, чтобы не повторить истории, когда с введением единого
   социального   налога   налоговая  нагрузка  на  малый  бизнес,   к
   сожалению, только возросла.
       Это уже не первая ситуация,  когда "по пути" в Думу происходит
   скрытая  ревизия  первоначальных проектов.  Ревизия,  приводящая к
   искажению самой идеи.
       Мы  часто  говорим,   что  начинающему  бизнесу  крайне  важна
   возможность  "встать  на  ноги".  Между тем,  непродуманные,  либо
   недоработанные  проекты  часто  ставят наше предпринимательство не
   "на ноги", а "на уши".
       Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом
   и  властью  - когда  власть  порождает законы,  а народ изобретает
   способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться
   не  на так называемую "оптимизацию" налоговых схем,  а на развитие
   собственного  дела  на  базе использования тех норм,  которые мы с
   вами им предлагаем.
       Хотел бы также добавить: изменение налогов - важная, но только
   часть  проблемы.   У  предпринимательства  в целом  - а  малого  в
   особенности   -  огромное   количество   претензий,   связанных  с
   неоправданным  административным  давлением.  И  прежде  всего - со
   стороны надзорных органов и инспекций.
       Издержки  от такого надзора очень велики,  а порой - абсолютно
   бессмысленны.  Он  зачастую  осуществляется  формально.  При  этом
   материальный  ущерб  от  аварий,   обвалов,   пожаров  и т.д.   не
   уменьшается. Заплатил за справку - и "гори себе на здоровье".
       Но  ведь за порядком здесь надзирают сотни тысяч человек.  При
   этих  органах  аккредитованы  тысячи  - и  это  не преувеличение -
   тысячи  коммерческих  организаций,  "кормящихся" на проверках.  Их
   предписания   и  штрафы,   равно  как  поборы  и взятки,   ложатся
   непомерным бременем и угнетают предпринимательство.
       Нам  нужны  изменения  в законы  и подзаконные  акты,  которые
   уточнят  и упорядочат полномочия надзорных органов.  А где можно -
   заменят   их   более  эффективными  мерами  ответственности  самих
   экономических субъектов.  Действовать, конечно, в этом плане нужно
   очень аккуратно.
       Считаю,    нам   следует   расширить   практику   комплексного
   страхования  ответственности.  За  порядок  в той  или  иной сфере
   страховая   компания   будет  "отвечать  рублем"  - в  отличие  от
   чиновника,  который  в худшем  случае  рискует  получить служебное
   взыскание.
       Убежден  - развитие  системы  страхования  рисков  приведет не
   только к неизбежному сокращению числа надзирающих,  но и к большей
   эффективности   самой   системы   контроля   и  надзора  в стране.
   Благоприятно  повлияет на состояние казны,  на предпринимательскую
   активность граждан.
       Кроме  того,  Правительство  должно  обеспечить сведение таких
   проверок  к минимуму - в некоторых регионах такая практика имеется
   и  достаточно  хорошо  функционирует.  Надо установить своего рода
   "мораторий" на проверки для малых предприятий - например,  хотя бы
   на первые три года их работы. При необходимости - внести изменения
   в  законодательство.  Некоторые  решения проблемы уже обозначены в
   ранее принятых актах по дебюрократизации.
       В  этой  связи  хочу  также обратиться к региональным властям.
   Ваша   поддержка  малому  бизнесу  сегодня  абсолютно  необходима.
   Решения  федеральных  властей  по-настоящему  заработают  лишь при
   наличии реальных действий на территориях России.
       Уважаемые коллеги!
       Еще  одна очень важная тема.  Одной из серьезных задач,  прямо
   связанных  с темпами  экономического  роста,  является продолжение
   реформы  наших  крупных  компаний,   так  называемых  естественных
   монополий. И здесь - огромные резервы для развития конкуренции.
       В прошлом году после долгих обсуждений были одобрены программы
   реформирования  ряда  монополий.   Хочу  обратить  внимание,   что
   "аккуратное" отношение государства к этим монополиям, к сожалению,
   уже  используется ими для поднятия тарифов.  И ссылки монополистов
   на  рост  издержек  далеко  не  всегда состоятельны,  чаще всего -
   несостоятельны.
       Хотел   бы  напомнить:   реформирование  монопольного  сектора
   экономики  должно  проводиться  в интересах  страны.   Потребители
   продукции  и услуг  - граждане,  муниципалитеты,  государство - не
   должны   страдать  в ходе  модернизации  этих  гигантов.   Реформы
   монополий  призваны  привести к понижению издержек,  избавлению от
   непроизводительных     расходов,     к    появлению    продуманных
   инвестиционных программ.
       Для  этого  уже  в этом  году необходимо осуществить переход к
   утверждению Правительством бюджетов инфраструктурных монополий. До
   сих пор даже не знали, что у них там происходит.
       Еще   один   важный   вопрос   -  управление   государственной
   собственностью.   Госпредприятия   еще   почти  во  всех  секторах
   экономики присутствуют. Но, к примеру, из почти 10 тысяч унитарных
   предприятий  по-настоящему  эффективно  работают  только считанные
   единицы.   А  в 2001  году  около  400  государственных  унитарных
   предприятий находились в процедуре банкротства.
       Должен также напомнить: мы до сих пор точно не знаем подлинных
   объемов госсектора.  Инвентаризация государственного имущества,  о
   которой  уже  не  раз  говорилось,  не завершена.  Нашей экономике
   неэффективный государственный сектор ничего,  кроме дополнительных
   расходов  и проблем,  не  даст.  Это не значит,  что его не должно
   быть,  -  я говорю  только  о неэффективном секторе.  Полагаю,  мы
   должны   четко  и максимально  быстро  определиться  с имуществом,
   которое   следует   оставить   в  государственной  и муниципальной
   собственности.
       Что  касается  банкротства,  то в этой сфере необходимо срочно
   навести  порядок  - и,  прежде  всего,  обращаюсь  опять к вам,  в
   законодательстве.  "Поточное"  банкротство  предприятий уже успело
   стать  доходным  бизнесом.  Мы обязаны сделать механизм проведения
   процедуры   банкротства   и оздоровления  предприятий  прозрачным,
   рыночным,  а  значит  - невосприимчивым  к коррупции.   И  я прошу
   Федеральное  Собрание  не  затягивать рассмотрение соответствующих
   законопроектов.
       Важнейшим   условием   динамичного   экономического   развития
   является    эффективная    банковская   система.    Она   призвана
   аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции.  В
   этой  связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе.
   Усилить банковский надзор,  обеспечить прозрачность в деятельности
   банков, принять меры по повышению их капитализации.
       Уважаемые коллеги!
       Один   из   самых   острых  вопросов,   вызванных  отсутствием
   конкуренции  и монополизацией  производства  и сферы услуг,  - это
   реформа  жилищно  - коммунальной сферы.  И этот вопрос - в той или
   иной степени - затрагивает абсолютно всех.
       С одной стороны, население платит все больше, с другой стороны
   -  качество не растет.  Государство тратит на дотации ЖКХ огромные
   средства,  однако  отдача  от  них  остается  низкой.  В отдельных
   регионах   разрешением   кризисов,    связанных   с  коммунальными
   проблемами, было вынуждено заниматься Министерство по чрезвычайным
   ситуациям.  И  подавляющее большинство присутствующих знают это не
   понаслышке и не из телевизора.
       Очевидно,   что   вся  система  функционирования  ЖКХ  требует
   кардинальных   изменений.   При  этом  в первоначальную  концепцию
   реформы  ЖКХ  были  заложены затраты на поддержание технологически
   устаревших и крайне изношенных коммунальных систем,  на все утечки
   и потери при доставке, и просто издержки плохой работы предприятий
   ЖКХ.
       Однако главная цель реформы - это улучшение качества услуг при
   одновременном  снижении затрат на их предоставление.  Только такой
   подход  поможет снять опасения наших граждан,  что вся реформа ЖКХ
   сведется к голому повышению тарифов.
       Основное,   что  предстоит  сделать,   -  это  передать  права
   распоряжения  бюджетными  субсидиями  самим  гражданам.   Иначе  -
   население обязывают становиться потребителем услуг нерационального
   и затратного хозяйства.
       Монополизм  в сфере ЖКХ не дает гражданам возможности выбирать
   на  рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг.  В этой
   связи  хочу напомнить Правительству и руководителям регионов,  что
   задачу  повышения  оплаты  можно  ставить  только  одновременно  с
   развитием  конкуренции,  с  проведением аудита затрат коммунальных
   предприятий   и  предоставлением   жильцам   прав  на  определение
   номенклатуры и объема жилищно - коммунальных услуг.
       Только  в этом  случае у потребителя появится стимул экономить
   свет  и тепло,  а  у производителя  - применять  энергосберегающее
   оборудование, ставить приборы учета потребления ресурсов.
       Жилищно - коммунальная политика - это прежде всего обеспечение
   доступности  жилья для граждан.  Но еще очень многие наши граждане
   имеют  тяжелые жилищные условия.  При этом в мире давно существуют
   институты,   серьезно   облегчающие   гражданам   решение  проблем
   приобретения  и содержания  жилья.  Это  прежде  всего - ипотечное
   кредитование.  Конечно,  его  система  зависит  от  общего  уровня
   развития экономики страны.
       Низкие   доходы   населения  и высокие  процентные  ставки  на
   финансовых  рынках,  неразвитый  рынок  жилья  и огромные  цены на
   строительство  - это  далеко  не полный перечень проблем,  которые
   можно и нужно решать с помощью механизмов ипотеки.
       В   некоторых  регионах  уже  появился  первый  успешный  опыт
   ипотечного  жилищного  кредитования.  Предоставлено около 40 тысяч
   кредитов,   а  в отдельных  субъектах  Федерации  начали  работать
   региональные агентства ипотечного жилищного кредитования.
       Полагаю,  что  развитие  системы  ипотеки  должно стать сферой
   приоритетного    внимания    и  федерального   Правительства,    и
   региональных властей.
       Уважаемые коллеги!
       Нам  нужно  учиться использовать преимущества нового состояния
   мировой  экономики.  Очевидно,  что  для  России проблема выбора -
   интегрироваться  в мировое экономическое пространство или нет,  не
   интегрироваться - такая проблема перед нами уже не стоит.  Мировой
   рынок уже у нас, а наш рынок стал частью мировой системы.
       Между тем, в стране идут острые дискуссии по поводу вступления
   в  ВТО.  Не могу обойти вниманием и эту тему.  Порой эти дискуссии
   настолько  жаркие,  что  заканчиваются сжиганием чучел оппонентов.
   Думаю,  что до сжигания чучел доходить не нужно, но вопрос требует
   внимательного рассмотрения.
       ВТО  - хотел бы обратить на это внимание - не абсолютное зло и
   не абсолютное добро.  И не награда за хорошее поведение. ВТО - это
   инструмент.  Тот,  кто умеет им пользоваться,  становится сильнее.
   Кто  не  умеет  или не хочет пользоваться,  не хочет учиться,  кто
   предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот,  пошлин,
   - обречен. Стратегически абсолютно обречен.
       Наша  страна  все  еще  "выключена"  из  процесса формирования
   правил мировой торговли.  Мы уже там, в этой мировой торговле, а к
   формированию  правил  ее  не  допущены.  Это  ведет  к консервации
   российской экономики, к снижению конкурентоспособности.
       Членство  в ВТО  должно стать инструментом защиты национальных
   интересов России на мировых рынках.  И мощным внешним стимулом для
   решения тех задач, которые нам и так нужно решать.
       Убежден,  развитие  российской  экономики  возможно  лишь  при
   ориентации  на жесткие требования мирового рынка,  на завоевание в
   нем своих собственных новых ниш.
       В  этой  связи  продуманная "архитектура" нашего участия в ВТО
   должна состоять из нескольких элементов.
       Во-первых, одними переговорами в рамках ВТО не обойтись.  Надо
   усилить   государственные   структуры,   которые  должны  помогать
   отечественным   производителям   адаптироваться  к новым  условиям
   работы.   Провести   ревизию   существующих   мер  государственной
   поддержки  предпринимательства.  Выявить  спорные  с точки  зрения
   антидемпинговых расследований программы,  своевременно привести их
   в соответствие с требованиями ВТО.
       И  что  принципиально  важно  - готовить кадры соответствующей
   квалификации.  У  каждой  из  стран - участников ВТО в обеспечении
   торговых  взаимодействий  и споров  работают  тысячи человек.  А в
   российском   госаппарате   этой   проблемой  занимаются  несколько
   десятков служащих.  Там,  где нам нужны специалисты, - у нас их не
   хватает, а где не нужны - там их пруд пруди.
       Нам  нужна  постоянно  действующая  переговорная  площадка для
   доведения  до органов государственной власти интересов российского
   бизнеса - как сторонников, так и противников нашего участия в ВТО.
       Предстоит серьезно проанализировать федеральные и региональные
   экономические режимы.  Ведь в законодательстве регионов есть акты,
   делающие Россию очень уязвимой для претензий наших конкурентов.
       На  плечи  парламента  ложится  большая работа по гармонизации
   нашего  законодательства,   нашей  правовой  базы  с нормами  ВТО.
   Важнейшими  являются новая редакция Таможенного кодекса,  законы в
   области  технического регулирования,  защитных,  антидемпинговых и
   компенсационных  мер,  прав  интеллектуальной  собственности.  Нам
   нельзя сидеть сложа руки, шевелиться нужно.
       И,  конечно же,  власти необходимо продолжать консультации и с
   промышленниками,  и  обязательно  с профсоюзами.  Все  должны быть
   участниками этого процесса. Мнения всех должны быть учтены.
       Уважаемые коллеги!
       Наша  экономика пока недостаточно восприимчива и к достижениям
   научно  - технического  прогресса.  Значительная часть предприятий
   практически  не вкладывает средств ни в создание новых технологий,
   ни в модернизацию старых.
       В  то  же время на российских ученых,  их научные результаты и
   высокие  технологии  - большой  спрос за рубежом.  Они-то в полной
   мере  - конкурентоспособны,  что  подтверждается  фактом  работы в
   нашей  стране  многих  зарубежных венчурных фондов.  Целые научные
   направления     и   школы    поддерживаются    грантами    мировых
   исследовательских центров и международных концернов.
       Но  богатый  научно - технический потенциал,  которым обладает
   Россия,  должным образом нами самими не используется.  Достойных и
   долгосрочных проектов для него в экономике очень мало.
       В  этой  связи  Правительству  следует  определиться с формами
   государственной   поддержки   новых  технологий.   Найти  подходы,
   соответствующие  нашим  ресурсам,  современной  географии  рынков,
   типам хозяйственных связей.
       Понятно,  что  модель  научно - технического прогресса прошлых
   лет  - помпезную и архаичную модель одновременно - восстанавливать
   нецелесообразно.   Необходимы  решения,  привязанные  к конкретным
   проектам, а не к отдельным отраслям.
       Надо помочь  российским  разработчикам  встроиться  в  мировой
   венчурный  рынок  капитала,  обеспечивающий   эффективный   оборот
   научных  продуктов  и  услуг.  И начать эту работу в тех сегментах
   мирового рынка,  которые действительно могут занять  отечественные
   производители.
       И,    наконец,    нужно   создавать   условия   для   здоровой
   коммерциализации  прикладной  науки.  В том числе - путем создания
   совместных предприятий как в России, так и за рубежом.
       Особо   остановлюсь   на   здравоохранении,    поскольку   оно
   непосредственно  касается  всех нас.  В основном,  правда,  тогда,
   когда мы сталкиваемся с проблемами со здоровьем.
       Всем  вам  очень хорошо известны показатели здоровья населения
   России, они - неутешительны. О том, что здравоохранению необходима
   модернизация, сказано очень много.
       В  прошлом Послании я ставил задачу подготовки законодательной
   базы   для   завершения   перехода  к страховому  принципу  оплаты
   медицинских услуг,  медицинской помощи.  У нас есть привычка самое
   сложное  откладывать  на  потом,   к  сожалению.   Эта  задача  не
   выполнена.
       Одним  из безусловных приоритетов является продолжение военной
   реформы  и переход  к профессиональной  армии при сокращении срока
   службы  по  призыву.  Реформа нужна обществу,  но прежде всего - и
   самой армии.
       Новую  систему  комплектования  и сокращение сроков службы для
   призывников  невозможно  провести в один год.  Поэтому в этом году
   Министерство   обороны  начинает  эксперимент  на  базе  отдельных
   воинских  соединений,  который  должен практически отработать весь
   механизм  перевода  комплектования  армии  и флота на добровольный
   принцип.  По  результатам эксперимента станет понятно и ясно,  как
   скоро  мы  сможем  перейти на сокращенные сроки службы по призыву.
   Причем  подчеркну  - существенно сокращенные сроки.  Тянуть с этой
   реформой нельзя, но и суета в этом вопросе недопустима.
       Работу   будем   вести   поэтапно   -  с  учетом  и финансовых
   возможностей   страны,   и   интересов  национальной  безопасности
   государства.
       При  становлении  армии нового типа - мобильной и компактной -
   необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих
   и их семей.  Не должны остаться без внимания государства и те, кто
   отдал   служению   Родине   годы   своей  жизни  и увольняется  из
   Вооруженных   Сил.   Им  необходимо  помочь  найти  свое  место  в
   экономической жизни страны.
       Напомню  также,  что в октябре этого года проводится первая за
   11 лет существования Российской Федерации государственная перепись
   населения.
       Самые  общие  результаты  этого масштабного мероприятия станут
   известны  в конце года.  Они дадут нам обоснованные статистические
   сведения, прояснят ситуацию с численностью, национальным составом,
   занятостью   населения,   количеством   вынужденных  переселенцев,
   мигрантов и так далее.
       Повсеместное   и  качественное   проведение   переписи  крайне
   необходимо  стране  - принятие обоснованных управленческих решений
   невозможно без реального понимания ситуации,  информации о составе
   населения.   Проведение   переписи   невозможно   без  эффективной
   кооперации   и  координации  действий  федеральных  и региональных
   властей,  органов  местного самоуправления,  аппаратов полномочных
   представителей Президента на местах.
       Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных
   задач  и прошу  все  уровни  власти  принять активное участие в ее
   подготовке.   А  граждан  нашей  страны  - отнестись  к проведению
   переписи    с   пониманием    государственной   значимости   этого
   мероприятия.
       Уважаемое Собрание!
       Сегодня  Россия  выступает  одним  из  самых надежных гарантов
   международной  стабильности.  Именно принципиальная позиция России
   позволила  сформировать  прочную антитеррористическую коалицию.  В
   контексте союзнических отношений, мы с руководством ряда стран СНГ
   приняли соответствующие решения.
       Для нашего государства, давно столкнувшегося с терроризмом, не
   стояла  проблема  выбора  - поддержать или не поддержать усилия по
   уничтожению  его "логова".  Тем более,  что эти меры действительно
   способствовали  укреплению  безопасности на южных границах нашей с
   вами  страны  и в  значительной  степени  способствовали улучшению
   ситуации   по   этому   вопросу   во  многих  странах  Содружества
   Независимых Государств.
       Совместными    усилиями    нам    удалось   решить   важнейшую
   стратегическую   задачу  - ликвидировать  наиболее  опасный  центр
   международного  терроризма  в Афганистане.  Пресечь его негативное
   воздействие   на  положение  в других  регионах  мира,   устранить
   исходившую оттуда для нас с вами угрозу.
       После  11  сентября прошлого года многие,  очень многие в мире
   поняли,  что  холодная  война  закончилась.  Поняли,  что сейчас -
   другие   угрозы,   идет   другая   война  - война  с международным
   терроризмом.   Его  опасность  очевидна,   она  не  требует  новых
   доказательств.  Хочу  отметить:  это  в полной  мере относится и к
   России.
       Подчеркну,  что  российская  внешняя  политика  и в дальнейшем
   будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и
   национальных  интересов - военно - стратегических,  экономических,
   политических.  А также с учетом интересов наших партнеров,  прежде
   всего, по СНГ.
       Содружество   Независимых  Государств  - это  реальный  фактор
   стабильности на обширной территории мира,  влиятельное объединение
   государств с широким кругом задач и интересов.
       Работа  со странами СНГ - главный внешнеполитический приоритет
   России.   Приоритет,   связанный,   в  том  числе,   с  получением
   конкурентных  преимуществ  на мировых рынках.  У стран Содружества
   есть  много  возможностей  для осуществления масштабных совместных
   инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов.  Уверен,
   их  реализация  повысит прочность нашей интеграции,  придаст новые
   возможности российской экономике - и не только ей.
       Большие  резервы интеграции скрыты в гуманитарных проектах - в
   том  числе  научных  и образовательных.  Россия уже повысила число
   студентов  из  стран  СНГ.   И  Правительство  должно  рассмотреть
   возможность  дальнейшего увеличения числа обучающихся - хотя бы до
   1  процента  от  общей  численности  тех,  за  кого сегодня платит
   российское государство.
       Считаю  необходимым  сегодня  еще  раз  твердо заявить о наших
   приоритетах  на  европейском  направлении.  Здесь  очевидны и наша
   последовательная  позиция,  и  многочисленные  конкретные  шаги по
   интеграции  с Европой.  Мы  будем  продолжать  активную  работу  с
   Евросоюзом,  направленную  на  формирование единого экономического
   пространства.
       Наша  важнейшая  цель  во  внешней  политике - это обеспечение
   стратегической  стабильности  в мире.  Для  этого  мы  участвуем в
   создании  новой  системы  безопасности,   поддерживаем  постоянный
   диалог  с Соединенными  Штатами,  работаем над изменением качества
   наших отношений с НАТО.
       В  целом  хотел  бы  отметить:  Россия активно интегрируется в
   мировое сообщество. И несмотря на жесткую конкуренцию, о которой я
   уже говорил,  нашей стране особенно важно уметь находить союзников
   и самой быть надежным союзником для других.
       Уважаемые   депутаты   Государственной   Думы  и члены  Совета
   Федерации!
       Принципиальной   особенностью   современного   мира   является
   интернационализация   экономики  и общества.   И  в этих  условиях
   важнейшими  критериями  успеха  становятся лучшие мировые образцы.
   Образцы  во  всем  - в  бизнесе,  в  науке,  в  спорте.  В  темпах
   экономического роста.  В качестве работы государственного аппарата
   и профессионализме принимаемых нами решений.
       И лишь тогда,  когда мы будем не просто соответствовать лучшим
   образцам в мире,  а лишь тогда,  когда мы будем сами создавать эти
   лучшие  образцы,   -  только  в этом  случае  у нас  действительно
   появится возможность стать богатыми и сильными.
       Мы  должны  сделать  Россию процветающей и зажиточной страной.
   Чтобы  жить  в ней  было  комфортно и безопасно.  Чтобы люди могли
   свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя
   и для своих детей.
       И   чтобы  они  стремились  ехать  в Россию,   а  не  из  нее.
   Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом.
       Спасибо вам за внимание.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz