Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЧАСТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 21.03.2002 ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 47978/99 "ВАТАН" (НАРОДНОДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ) ("VATAN" (PEOPLE'S DEMOCRATIC PARTY)) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                               [неофициальный перевод]
   
                  ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                             ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ
                                   
                           ЧАСТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ
               ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 47978/99
      "ВАТАН" (НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ) ("VATAN" (PEOPLE'S
            DEMOCRATIC PARTY)) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                                   
                    (Страсбург, 21 марта 2002 года)
   
       Европейский суд по правам человека (Третья секция), заседая  21
   марта 2002 г. Палатой в составе:
       Г. Ресса, Председателя Палаты,
       И. Кабрала Баррето,
       П. Куриса,
       Б. Цупанчича,
       Дж. Хедигана,
       М. Цацы-Николовской,
       А. Ковлера, судей,
       а также при участии В. Берже, Секретаря Секции Суда,
       принимая во внимание указанную жалобу, поданную 19 февраля 1999
   г.,
       заседая за закрытыми дверями,
       принял следующее Решение:
                                   
                                 ФАКТЫ
                                   
       Заявитель    -    Народно-демократическая    партия    "Ватан",
   зарегистрирована  Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29
   апреля  1994  г. В Европейском суде по правам человека ее  интересы
   представляет Алексеева Л.М., московский правозащитник.
                                   
                              СУТЬ ЖАЛОБЫ
                                   
       1.   Партия-заявитель   утверждала,   что   решения   суда    о
   приостановлении  деятельности ее областного отделения  нарушают  ее
   свободу придерживаться своего мнения и распространять информацию  и
   идеи,  а  также нарушают свободу объединения и право членов  партии
   исповедовать  свою религию. Партия-заявитель при этом ссылалась  на
   статьи 9, 10 и 11 Конвенции.
       2.   Основываясь   на  статье  14  Конвенции,  партия-заявитель
   жаловалась на то, что она подверглась дискриминации.
       3.   Партия-заявитель  также  жаловалась  на  то,   что   суды,
   рассматривавшие дело, не были беспристрастными по смыслу  пункта  1
   статьи 6 Конвенции.
                                   
                                 ПРАВО
                                   
       1.  Основываясь  на  статьях  9, 10  и  11  Конвенции,  партия-
   заявитель  утверждала,  что  факт приостановления  деятельности  ее
   областного  отделения  ущемляет право  членов  партии  исповедовать
   свою   религию,  свободу  партии  придерживаться  своих  мнений   и
   распространять  информацию  и  идеи, а  также  свободу  объединений
   партии.   Партия-заявительница  утверждает,  что  явилась  объектом
   дискриминации в нарушение статьи 14 Конвенции.
       Статья 9 Конвенции гласит:
       "1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это
   право  включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу
   исповедовать  свою религию или убеждения как индивидуально,  так  и
   сообща  с  другими, публичным или частным порядком в  богослужении,
   обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
       2.  Свобода  исповедовать свою религию или  убеждения  подлежит
   лишь  тем  ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы
   в  демократическом обществе в интересах общественной  безопасности,
   для  охраны общественного порядка, здоровья или нравственности  или
   для защиты прав и свобод других лиц".
       Статья 10 Конвенции гласит:
       "1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право
   включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать  и
   распространять  информацию и идеи без какого-либо вмешательства  со
   стороны  публичных властей и независимо от государственных  границ.
   Настоящая   статья   не   препятствует  государствам   осуществлять
   лицензирование       радиовещательных,      телевизионных       или
   кинематографических предприятий.
       2.   Осуществление  этих  свобод,  налагающее   обязанности   и
   ответственность,    может    быть   сопряжено    с    определенными
   формальностями,  условиями, ограничениями  или  санкциями,  которые
   предусмотрены  законом  и необходимы в демократическом  обществе  в
   интересах  национальной  безопасности, территориальной  целостности
   или  общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков  или
   преступлений,   для   охраны  здоровья  и  нравственности,   защиты
   репутации   или   прав   других  лиц,  предотвращения   разглашения
   информации, полученной конфиденциально, или обеспечения  авторитета
   и беспристрастности правосудия".
       Статья 11 Конвенции гласит:
       "1.  Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу
   объединения  с  другими,  включая право создавать  профессиональные
   союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
       2.  Осуществление  этих прав не подлежит никаким  ограничениям,
   кроме   тех,   которые  предусмотрены  законом   и   необходимы   в
   демократическом  обществе в интересах национальной  безопасности  и
   общественного   порядка,  в  целях  предотвращения  беспорядков   и
   преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты  прав
   и  свобод  других  лиц.  Настоящая статья не препятствует  введению
   законных  ограничений на осуществление этих прав лицами,  входящими
   в  состав  вооруженных  сил, полиции или  административных  органов
   государства".
       Статья 14 Конвенции гласит:
       "Пользование  правами  и  свободами,  признанными  в  настоящей
   Конвенции,  должно  быть  обеспечено  без  какой  бы  то  ни   было
   дискриминации  по признаку пола, расы, цвета кожи, языка,  религии,
   политических  или  иных  убеждений, национального  или  социального
   происхождения,   принадлежности   к   национальным    меньшинствам,
   имущественного положения, рождения или по любым иным признакам".
       Европейский суд установил, что на основе материалов дела  в  их
   настоящем  виде,  он  не может решить вопрос о приемлемости  данной
   части  жалобы, и поэтому в соответствии с пунктом 3 "b" правила  54
   Регламента  Суда счел необходимым уведомить о данной  части  жалобы
   власти Российской Федерации.
       2.  Ссылаясь  на  пункт 1 статьи 6 Конвенции,  партия-заявитель
   утверждала,  что  судебное  разбирательство,  которое   привело   к
   приостановлению   деятельности   Отделения,   было   проведено    с
   нарушением  принципа "справедливости". В частности,  она  указывала
   на  то,  что  суды, рассматривавшие дело, не были беспристрастными,
   поскольку   находились  под  влиянием  областной  администрации   и
   средств массовой информации.
       Пункт  1  статьи 6 Конвенции в части, применимой  к  настоящему
   делу, устанавливает следующее:
       "Каждый  в случае спора о его гражданских правах и обязанностях
   или  при  предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет  право
   на  справедливое и публичное разбирательство дела в  разумный  срок
   независимым   и  беспристрастным  судом,  созданным  на   основании
   закона".
       Европейский  суд должен установить, применимо ли  вышеназванное
   положение   к   настоящему   делу,   то   есть   имело   ли   целью
   разбирательство,  о котором идет речь, "определение...  гражданских
   прав и обязанностей".
       Европейский  суд  отметил,  что разбирательство  в  Ульяновском
   областном  суде  и в Верховном суде Российской Федерации  сводилось
   исключительно  к вопросу о том, могло ли Отделение продолжать  свою
   политическую  деятельность. Европейский суд  неоднократно  отмечал,
   что  разбирательства по поводу политических прав не  подпадают  под
   пункт  1 статьи 6 Конвенции (см. Решение Европейского суда по  делу
   "Рефах  Партизи  (Партия  Процветания)"  и  другие  против  Турции"
   (Refah  Partisi  (Prosperity Party) and  Оthers  v.  Turkey)  от  3
   октября 2000 г., жалобы N 41340/98, 41342 - 41344/98).
       Нельзя    не   признать,   что   приостановление   деятельности
   объединения  имело  определенные  финансовые  последствия  для  его
   Отделения.  В  частности, оно повлекло за собой  ограничение  права
   Отделения  на  использование банковского счета,  который  мог  быть
   задействован   лишь   при  оплате  расходов,  понесенных   в   ходе
   нормальной   деятельности,   выплатах  по   трудовым   соглашениям,
   компенсациям  и штрафам. В связи с этим Европейский  суд  напомнил,
   что  пункт 1 статьи 6 Конвенции обычно применяется к делам, предмет
   разбирательства  которых  имеет  "денежный"  характер  и  связан  с
   предполагаемым нарушением прав, также имеющих отношение к  деньгам,
   или  где исход разбирательства прямо сказывается на частных  правах
   и   обязанностях  (см.  Постановление  Европейского  суда  по  делу
   "Бальмер-Шафрот  и  другие против Швейцарии" (Balmer-Schafroth  and
   Оthers  v. Switzerland) от 26 августа 1997 г., Reports of Judgments
   and Decisions 1997-IV, з 32).
       Однако    в   данном   случае   ограничение   права   заявителя
   распоряжаться  своим  банковским счетом вытекало  из  решения  суда
   всего  лишь  как второстепенное и косвенное следствие. Более  того,
   вопрос   о  финансовых  последствиях  приостановления  деятельности
   Отделения во время судебного разбирательства не поднимался.
       По  этой  причине  Европейский суд пришел  к  выводу,  что  при
   разбирательстве,  закончившемся  Решением  Верховного  суда  от   3
   сентября   1998   г.,  определение  гражданских  прав   объединения
   заявителя   не   выносилось  и  что  по  этой  причине   упомянутое
   разбирательство  не  подпадает  под  действие  пункта  1  статьи  6
   Конвенции.    Следовательно,   данная   часть    жалобы    является
   несовместимой   ratione  materiae  и  должна   быть   отклонена   в
   соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конвенции.
                                   
                  НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД ЕДИНОГЛАСНО:
                                   
       решил  отложить рассмотрение жалобы партии-заявителя по вопросу
   о   том,  что  решение  суда  о  приостановлении  деятельности   ее
   областного  отделения  нарушает  ее  свободу  придерживаться  своих
   мнений  и  распространять информацию и идеи, свободу объединений  и
   право  членов  партии  исповедовать  свою  религию;  и  по  вопросу
   дискриминации;
       объявил неприемлемой остальную часть жалобы.
   
                                                   Председатель Палаты
                                                                Г.РЕСС
                                                                      
                                                 Секретарь Секции Суда
                                                               В.БЕРЖЕ
                                                                      
                                                                      

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz