Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС02-56 ОТ 28.02.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ДОХОДНЫМ СЧЕТАМ МПС, УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ ОТ 25.03.1994 N 82 И РАСПОРЯЖЕНИЕМ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ N ЦФ-244, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ АКТ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                   от 28 февраля 2002 г. N КАС02-56
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                  Нечаева В.И.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 февраля 2002 г.
   гражданское  дело  по заявлению администрации Хабаровского  края  о
   признании  недействительным и не подлежащим применению Положения  о
   порядке  проведения операций по доходным счетам МПС,  утвержденного
   распоряжением    заместителя   Председателя   Центрального    банка
   Российской  Федерации  от 25 марта 1994 г.  N  82  и  распоряжением
   Заместителя  Министра путей сообщения Российской  Федерации  N  ЦФ-
   244,  в  редакции  Указания  ЦБ  РФ  от  26.12.1997  N  105-у,   по
   кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда  РФ  от  5
   декабря  2001 года, которым в удовлетворении заявленного требования
   отказано.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения  представителя Центрального банка РФ  Тимербаевой  С.М.,
   представителей  МПС РФ Горбуновой А.В. и Попова  В.В.,  возражавших
   против   удовлетворения  жалобы,  выслушав   заключение   прокурора
   Федотовой  А.В.,  полагавшей  жалобу  необоснованной,  Кассационная
   коллегия
   
                              установила:
   
       распоряжением   заместителя  Председателя  Центрального   банка
   Российской  Федерации  от 25 марта 1994 г.  N  82  и  распоряжением
   заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации N  ЦФ-244
   было   утверждено  Положение  о  порядке  проведения  операций   по
   доходным счетам МПС (далее - Положение).
       Администрация  Хабаровского  края обратилась  в  Верховный  Суд
   Российской Федерации с заявлением о признании указанного  Положения
   недействительным  и  не подлежащим применению с  момента  принятия,
   сославшись  на  то,  что  оспоренный нормативный  акт  не  подлежит
   применению,  так  как  не  прошел  государственную  регистрацию   в
   Министерстве   юстиции  РФ.  Кроме  того,  этот  акт,   по   мнению
   заявителя, противоречит федеральному закону.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В  кассационной жалобе администрация Хабаровского  края  ставит
   вопрос  об  отмене  судебного решения,  сославшись  на  ошибочность
   выводов  суда о соответствии Положения закону как по форме,  так  и
   по существу.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит оснований  к  отмене  судебного
   решения.
       Отказывая  в  удовлетворении заявленного (по мотиву  отсутствия
   государственной  регистрации Положения) требования,  Верховный  Суд
   РФ  обоснованно указал в своем решении на то, что Центральный  банк
   России  в  структуру федеральных органов исполнительной  власти  не
   входит,  в  связи  с  чем  ни предписания  действовавшего  на  день
   издания  Положения  Указа Президента РФ от 21 января  1993  года  N
   104,  ни  предписания действующего ныне Указа Президента РФ  от  23
   мая  1996  года  N 763 о необходимости государственной  регистрации
   нормативных  правовых  актов,  как  условия  для  введения   их   в
   действие, на акты Центрального банка России неприменимы.
       Согласно  же  ст.  6  Федерального закона "О Центральном  банке
   Российской  Федерации  (Банке России)"  Банк  России  по  вопросам,
   отнесенным   к   его   компетенции,   издает   нормативные    акты,
   обязательные   для  федеральных  органов  государственной   власти,
   органов  государственной власти субъектов  Российской  Федерации  и
   органов  местного  самоуправления, всех  юридических  и  физических
   лиц.  Нормативные  акты Банка России вступают  в  силу  со  дня  их
   официального  опубликования  в  официальном  издании  Банка  России
   ("Вестнике  Банка  России"), за исключением случаев,  установленных
   Советом директоров.
       Нормативные  акты  Банка России, непосредственно  затрагивающие
   права,    свободы    или   обязанности   граждан,    должны    быть
   зарегистрированы  в  Министерстве юстиции  Российской  Федерации  в
   порядке,    установленном   для   регистрации   актов   федеральных
   министерств и ведомств.
       Приведенная норма о регистрации нормативных актов Банка  России
   в  Министерстве юстиции Российской Федерации вступила в  силу  с  4
   мая  1995 г. (дата опубликования в "Российской газете" Федерального
   закона  от  26  апреля  1995 г. N 65-ФЗ  "О  внесении  изменений  и
   дополнений  в  Закон  РСФСР  "О  Центральном  банке  РСФСР   (Банке
   России)").
       Оспариваемое Положение было принято до 4 мая 1995 года, то есть
   в  период,  когда  регистрации нормативных  актов  Банка  России  в
   Министерстве юстиции не требовалось.
       Не  подлежали  такой  регистрации  и  внесенные  Банком  России
   изменения  в  Положение от 30.10.95 N 201, от 26.05.97  N  453,  от
   26.12.97  N  105-У, поскольку ни само Положение, ни  эти  изменения
   непосредственно  не  затрагивали  права,  свободы  или  обязанности
   граждан.
       Предписания, содержащиеся в Положении, могут затрагивать права,
   свободы и обязанности граждан лишь опосредованно.
       По   изложенным   мотивам  Кассационная   коллегия   не   может
   согласиться  с  доводом в кассационной жалобе о том, что  Положение
   подлежит  признанию  недействующим в связи с  межведомственным  его
   характером   и   отсутствием  его  государственной  регистрации   в
   Министерстве юстиции РФ.
       Обоснованно   признал  суд  первой  инстанции  и   соответствие
   Положения по существу содержащихся в нем норм федеральному  закону,
   указав  в  решении  на  то,  что оспариваемый  нормативный  акт  не
   регулирует  вопросы, связанные с налогообложением, а  устанавливает
   порядок  проведения операций по доходным счетам Министерства  путей
   сообщения РФ.
       Компетенция   Банка  России  по  установлению  такого   порядка
   основана  на положениях пунктов 4 и 5 ст. 4 Федерального закона  "О
   Центральном    банке   Российской   Федерации   (Банке    России)",
   закрепляющих    право    Банка   России    устанавливать    правила
   осуществления расчетов и правила проведения банковских  операций  в
   Российской Федерации.
       Нормы   Положения  соответствуют  и  Федеральному   закону   "О
   федеральном  железнодорожном транспорте",  согласно  п.  2  ст.  11
   которого  порядок  формирования доходов железных дорог,  получаемых
   от  перевозок,  устанавливается федеральным органом  исполнительной
   власти  в  области железнодорожного транспорта с учетом конкретного
   вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
       При  таких  обстоятельствах предписания Положения  о  том,  что
   "денежные  поступления от перевозок, зачисляемые на доходные  счета
   МПС,  открытые  железными дорогами, принадлежат им не  полностью  и
   должны   распределяться  между  железными  дорогами  -  участницами
   перевозок"   (п.   2),  соответствуют  вышеприведенным   положениям
   Федерального закона.
       Вышеизложенное  в  полной мере относится и к предписанию  п.  3
   Положения   о  том,  что  "владельцем  и  распорядителем  указанных
   доходных счетов является МПС".
       Правильно  признан  судом несостоятельным и довод  заявителя  о
   противоречии  оспоренного  Положения  пункту  9  Указа   Президента
   Российской  Федерации от 12 августа 1996 г.  N  1212  "О  мерах  по
   повышению  собираемости  налогов и других обязательных  платежей  и
   упорядочению   наличного  и  безналичного   денежного   обращения",
   поскольку  Положение не содержит предписаний, позволяющих  железным
   дорогам "вносить наличные денежные средства на счета других  лиц  -
   владельцев  счетов  (в  том  числе  физических  лиц),  минуя   свой
   расчетный счет".
       Довод  в  кассационной жалобе о том, что следствием  применения
   Положения  являются затруднения в выполнении железными дорогами  (в
   рассматриваемом   случае   -  Дальневосточной   железной   дорогой)
   обязанности  по  своевременной уплате  налогов,  само  по  себе  не
   является  основанием  к  признанию Положения  недействительным  при
   том,  что  (как  указано выше) нормы этого Положения  соответствуют
   Федеральному закону "О федеральном железнодорожном транспорте".
       По  этим  же  мотивам нельзя признать обоснованным  и  довод  в
   кассационной  жалобе  о  том, что Положение не  позволяет  железной
   дороге распоряжаться доходами лишь по своему усмотрению.
       Как   пояснили   в   суде   заинтересованные   в   деле   лица,
   соответствующий   закону  порядок  формирования  доходов   железных
   дорог,  получаемых  от  перевозок,  осуществляемых  МПС,  позволяет
   дорогам выполнять обязанность по уплате налогов.
       Данное  утверждение  представителем администрации  Хабаровского
   края не опровергнуто.
       С   учетом   изложенных   обстоятельств   кассационная   жалоба
   удовлетворению не подлежит.
       Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря  2001
   года  оставить  без изменения, а кассационную жалобу  администрации
   Хабаровского края - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz