Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.02.2002 N 55-Г02-2 ЗАЯВЛЕНИЕ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ" ОТ 03.10.2001 N 181-П УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЯТО С ПРЕВЫШЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РФ И НАРУШАЕТ ПРАВА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 26 февраля 2002 года
   
                                                       Дело N 55-Г02-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                       Потапенко С.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании 26 февраля  2002  г.
   гражданское дело по кассационной жалобе Верховного Суда  Республики
   Хакасия   от  21  ноября  2001  г.  по  заявлению  С.  о  признании
   незаконным  постановления Президиума Верховного  Совета  Республики
   Хакасия  N  181-п от 3 октября 2001 г. "О проекте закона Республики
   Хакасия   "Регламент  Верховного  Совета  Республики   Хакасия"   и
   обязании  Президиума Верховного Совета Республики Хакасия направить
   проект  закона  Республики  Хакасия  "Регламент  Верховного  Совета
   Республики  Хакасия"  депутатам  не  позднее  23  ноября  2001  г.,
   включив   вопрос  о  его  рассмотрении  в  повестку   дня   сессии,
   назначенной  на  28  ноября  2001 г., и  обращении  к  немедленному
   исполнению решения суда.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В., Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением Президиума Верховного Совета Республики  Хакасия
   от  3  октября  2001  года  N  181-п  был  отклонен  проект  закона
   Республики   Хакасия   "Регламент  Верховного   Совета   Республики
   Хакасия",  внесенный в порядке законодательной инициативы депутатом
   Верховного   Совета  Республики  Хакасия  С.,  как  не   отвечающий
   требованиям  пункта  3  статьи  5  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  и  статьи  60 Регламента Верховного  Совета  Республики
   Хакасия.
       С.   обратился  в  Верховный  Суд  РХ  с  жалобой  о  признании
   недействительным   названного  постановления,   ссылаясь   на   его
   незаконность, превышение полномочий Президиумом, а также  нарушение
   прав  на  беспрепятственное и эффективное осуществление депутатских
   полномочий.
       Свои требования мотивировал тем, что право Президиума отклонить
   законопроект  закреплено в статье 62 Регламента  Верховного  Совета
   Республики   Хакасия,  тогда  как  в  силу  статьи  86  Конституции
   Республики   Хакасия,  статьи  17  Закона  Республики  Хакасия   "О
   Верховном   Совете  Республики  Хакасия"  и  пункта  4   статьи   7
   Федерального  закона  Российской  Федерации  "Об  общих   принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"
   решение  о  принятии  либо  отклонении проекта  закона  оформляется
   постановлением Верховного Совета Республики Хакасия.
       Кроме   того,   решение   об   отклонении   законопроекта    не
   мотивировано,  тогда  как он полагает, что  регламент  должен  быть
   Законом  Республики Хакасия, поскольку в настоящее время  регламент
   утверждается  постановлением Верховного  Совета  и,  следовательно,
   имеет меньшую юридическую силу, чем закон.
       С.   просил  обязать  Президиум  Верховного  Совета  Республики
   Хакасия  направить отклоненный проект закона депутатам  не  позднее
   четырнадцати дней до начала очередной сессии.
       В  судебном заседании заявитель уточнил свои требования: просил
   признать    незаконным   оспариваемое   постановление   Президиума,
   обратить  к немедленному исполнению решение суда, обязать Президиум
   Верховного  Совета РХ направить законопроект депутатам  не  позднее
   23  ноября  2001 года и включить в повестку дня сессии, назначенной
   на   28   ноября   2001   года,  вопрос  о   рассмотрении   данного
   законопроекта, приводя доводы, изложенные в жалобе.
       Представитель  Верховного Совета Республики Хакасия  Гончаренко
   С.Ю.   просила  в  удовлетворении  жалобы  отказать,  ссылаясь   на
   положение   пункта  3  статьи  5  Федерального  закона  "Об   общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации",  в  силу которого порядок деятельности законодательного
   (представительного)   органа   государственной   власти    субъекта
   Российской   Федерации   определяется   постановлением   указанного
   органа.
       Кроме  того,  заявителем  в  нарушение  требований  статьи   60
   Регламента  Верховного  Совета  РХ  не  представлена  информация  о
   состоянии  законодательства в данной сфере правового регулирования,
   что  в  силу  статьи  62 Регламента Верховного Совета  РХ  является
   основанием для отклонения проекта.
       Положение  части  6  статьи  62  Регламента  Верховного  Совета
   Республики  Хакасия  предусматривает, что  в  случае  несогласия  с
   решением  Президиума Верховного Совета об отклонении  законопроекта
   субъект  законодательной инициативы имеет право внести  отклоненный
   законопроект  на  рассмотрение сессии Верховного  Совета,  то  есть
   права С. не нарушаются.
       Решением  Верховного Суда Республики Хакасия от 21 ноября  2001
   г.  жалоба С. удовлетворена в части признания недействительным и не
   порождающим  правовых  последствий  со  дня  издания  оспариваемого
   постановления  Президиума Верховного Совета Республики  Хакасия,  в
   остальной части в удовлетворении жалобы отказано.
       В  кассационной  жалобе  Верховного Совета  Республики  Хакасия
   ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
       Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы,
   обсудив  доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований  к
   отмене решения суда не находит.
       В  силу пункта "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации в
   совместном  ведении  Российской Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации   находится  установление  общих  принципов   организации
   системы органов государственной власти и местного самоуправления.
       Согласно   статье  76  Конституции  Российской   Федерации   по
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации издаются федеральные законы и  принимаемые  в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации.
       Законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской
   Федерации  не могут противоречить федеральным законам, принятым  по
   предметам  ведения Российской Федерации и по предметам  совместного
   ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       В   соответствии  с  частью  4  статьи  7  Федерального  закона
   Российской    Федерации    "Об    общих    принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти субъектов Российской Федерации"  решение  о
   принятии  либо отклонении проекта закона оформляется постановлением
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   субъекта Российской Федерации.
       Приведенная  норма  закреплена и в части  4  статьи  17  Закона
   Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия".
       В   силу   статьи  72  Конституции  Республики  Хакасия  высшим
   представительным и единственным законодательным органом  Республики
   Хакасия является Верховный Совет Республики Хакасия.
       Законопроекты  вносятся  в Верховный Совет  Республики  Хакасия
   (часть 2 статьи 86 Конституции РХ).
       В  соответствии  со  статьей 11 Закона РХ "О  Верховном  Совете
   Республики   Хакасия"  к  ведению  Президиума   Верховного   Совета
   Республики Хакасия относятся:
       а)   организационное,  правовое,  информационное,  материально-
   техническое  обеспечение деятельности депутатов  Верховного  Совета
   Республики   Хакасия,  комитетов  и  комиссий   Верховного   Совета
   Республики Хакасия;
       б)   организация  законопроектной  работы  в  Верховном  Совете
   Республики Хакасия, публикация законов и иных нормативных  правовых
   актов Республики Хакасия;
       в)  созыв  и  подготовка заседаний Верховного Совета Республики
   Хакасия и т.д.
       Проанализировав положения указанного выше Федерального закона и
   законов Республики Хакасия, суд пришел к правильному выводу о  том,
   что  законодатель  не считает тождественными полномочия  Верховного
   Совета  и его Президиума. Следовательно, как обоснованно указано  в
   решении  суда,  решение  Президиума  об  отклонении  законопроекта,
   внесенного   заявителем   в  порядке  законодательной   инициативы,
   противоречит   вышеназванному   Федеральному   закону   и   законам
   Республики Хакасия.
       Доводы представителя Верховного Совета РХ о том, что отклонение
   законопроекта  Президиумом,  предусмотренное  статьями  62   и   66
   Регламента  Верховного  Совета  РХ,  означает  его  возвращение  на
   доработку,  правильно  признаны судом несостоятельными,  поскольку,
   как   обоснованно  указал  суд,  часть  3  статьи   66   Регламента
   предусматривает  право  Президиума на  отклонение  законопроекта  и
   направление  законопроекта  на  доработку  в  виде  самостоятельных
   решений.
       Также   правильно  не  признан  судом  убедительным   и   довод
   представителя  Верховного Совета о том, что субъект законодательной
   инициативы   имеет   право  внести  отклоненный   законопроект   на
   рассмотрение  сессии  Верховного  Совета  Республики   Хакасия,   а
   поэтому права С. не нарушаются постановлением Президиума.
       Нарушение  прав С. как депутата заключается в том, что  по  его
   проекту  закона Президиумом Верховного Совета РХ принято, как  было
   указано  выше,  не  предусмотренное  действующим  законодательством
   постановление  Президиума  Верховного Совета  РХ  -  об  отклонении
   проекта  закона.  Такое полномочие предоставлено только  Верховному
   Совету  РХ.  Президиум  же вправе принимать иные  постановления  по
   проектам законов (кроме постановлений об их отклонении).
       Ссылка   в   кассационной  жалобе  на  то,   что   оспариваемое
   постановление    не   может   быть   предметом   спора,    является
   несостоятельной,  поскольку  любые  правовые  акты,   затрагивающие
   права  и  свободы  граждан (как нормативные, так и  ненормативные),
   могут  быть обжалованы в суд в силу ст. 46 Конституции РФ,  ст.  13
   ГК  РФ,  Федерального  закона  "Об обжаловании  в  суд  действий  и
   решений, нарушающих права и свободы граждан".
       Другие  доводы  кассационной  жалобы  сводятся  по  существу  к
   неправильному  применению судом норм материального  права,  с  чем,
   как указано выше, согласиться нельзя.
       Судебная   коллегия,  оставляя  решение  суда  без   изменения,
   учитывает  и то обстоятельство, что вступившим в законную  силу  26
   февраля 2002 г. решением Верховного Суда Республики Хакасия  от  30
   ноября  2001 г. ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 62 Регламента Верховного  Совета
   Республики    Хакасия    признаны   противоречащими    федеральному
   законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
       С  учетом  изложенного, руководствуясь ст.  ст.  305,  311  ГПК
   РСФСР,  Судебная  коллегия  по гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 ноября 2001 г.
   оставить  без  изменения, а кассационную жалобу  Верховного  Совета
   Республики Хакасия - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz