Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.02.2002 N 66-Г02-3 УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ ПЕРЕДАТЬ ЭТИХ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН РФ ЛИБО НА УСЫНОВЛЕНИЕ РОДСТВЕННИКАМ ДЕТЕЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ГРАЖДАНСТВА И МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ЭТИХ РОДСТВЕННИКОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 19 февраля 2002 года
   
                                                       Дело N 66-Г02-3
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                        Корчашкиной Т.Е.,
                                                         Нечаева В.И.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 19 февраля 2002 г. дело  по
   заявлению   граждан  США  супругов  У.Д.  и  У.Л.  об  установлении
   усыновления  К.Д. по кассационной жалобе представителя граждан  США
   У.Д.  и  У.Л. - Рушайло А.А. на решение Иркутского областного  суда
   от 9 ноября 2001 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Корчашкиной  Т.Е.,  объяснения  представителей  У.Л.   и   У.Д.   -
   Бураковой  Л.И.  и  Рушайло А.А., заключение прокурора  Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Гермашевой  М.М.,   полагавшей
   решение  суда  оставить без изменения, кассационную  жалобу  -  без
   удовлетворения,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       супруги  У.Д.  и У.Л., являющиеся гражданами США, обратились  в
   суд  с  заявлением  об установлении усыновления К.Д.,  17  сентября
   1998 г. рождения, воспитанника дома ребенка N 1 г. Иркутска.
       Заявление мотивировано тем, что заявители состоят в браке около
   15  лет  и  имеют  пятерых  детей: сына  Р.К.,  10  марта  1983  г.
   рождения,  и  четырех дочерей: А.М. - 28 апреля 1987  г.  рождения,
   С.Э.  -  9  апреля  1989 г. рождения, В.Л.  -  28  января  1993  г.
   рождения  и  Х.М.  -  3 июля 1996 г. рождения. Считают  свою  семью
   недостаточно   полной   и   потому  решили   пополнить   ее   путем
   международного усыновления.
       С  этой  целью  в  доме  ребенка N 1 г. Иркутска  подобрали  на
   усыновление К.Д., от которого отказалась мать.
       По  мнению  заявителей, их семья имеет устойчивое  материальное
   положение и хорошие условия для воспитания усыновленного ребенка.
       Решением  Иркутского областного суда от  9  ноября  2001  г.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       В  кассационной жалобе представителя граждан США У.Д. и У.Л.  -
   Рушайло  А.А.  поставлен  вопрос об отмене  решения  суда  в  связи
   нарушением судом норм материального и процессуального права.
       Проверив   материалы  дела,  обсудив  доводы  жалобы,  Судебная
   коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   оснований для ее удовлетворения не находит.
       В  соответствии  с  ч. 4 ст. 124 Семейного  кодекса  Российской
   Федерации усыновление детей иностранными гражданами или лицами  без
   гражданства  допускается только в случаях, если  не  представляется
   возможным  передать  этих  детей  на  воспитание  в  семьи  граждан
   Российской  Федерации  либо  на  усыновление  родственникам   детей
   независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
       Отказывая  в  удовлетворении заявления,  суд  первой  инстанции
   пришел  к  выводу о том, что требования вышеуказанной нормы  закона
   не были соблюдены.
       Выявление и учет усыновляемого ребенка - К.Д., оставшегося  без
   попечения   родителей,  были  произведены  с   нарушением   порядка
   организации  первичного, регионального и федерального  учета  таких
   детей,   предусмотренного   ст.  122   СК   РФ   и   Постановлением
   Правительства Российской Федерации N 919 от 3 августа 1996  г.  "Об
   организации   централизованного   учета   детей,   оставшихся   без
   попечения родителей".
       В  соответствии  с  этими нормами руководители  воспитательных,
   лечебно-профилактических учреждений, социальной защиты населения  и
   других   аналогичных   учреждений,  в   которых   находятся   дети,
   оставшиеся  без  попечения  родителей,  обязаны  в  7-дневный  срок
   сообщить   об  этом  в  орган  опеки  и  попечительства  по   месту
   нахождения  данного  учреждения. Орган  опеки  и  попечительства  в
   течение трех дней со дня получения сведений о таком ребенке  обязан
   провести   обследование  условий  его  жизни  и,   установив   факт
   отсутствия  попечения родителей, зарегистрировать данные  о  нем  в
   журнале  первичного учета. В случае если ребенок не был  передан  в
   течение   одного  месяца  со  дня  его  первичной  регистрации   на
   воспитание   в   семью   российских   граждан,   орган   опеки    и
   попечительства заполняет на него анкету установленной формы,  копия
   которой  передается  в соответствующий орган исполнительной  власти
   на региональный учет.
       Согласно  актовой  записи о рождении N 435 от  29.04.1999  К.Д.
   родился  17  сентября  1998  г. в г.  Иркутске.  Сведения  об  отце
   мальчика  в этой записи отсутствуют. Его мать К.Н. бросила  сына  в
   больнице,  о  чем  свидетельствует  акт  о  брошенном  ребенке   от
   30.09.1998  (л.д.  166),  и  более его судьбой  не  интересовалась.
   Решением  Кировского районного суда г. Иркутска от 18  ноября  1998
   г. она признана безвестно отсутствующей (л.д. 196).
       Исследовав  представленные доказательства, суд  установил,  что
   администрация Ивано-Матренинской детской клинической больницы,  где
   К.Д.  находился  с 23.09.1998 по 01.02.1999, не сообщила  о  нем  в
   соответствующий  орган  опеки  и  попечительства  как  о   ребенке,
   оставленном без попечения родителей (л.д. 188).
       После  перевода К.Д. с 1 февраля 1999 г. в дом ребенка N  1  г.
   Иркутска  он  также не был поставлен на первичный  учет,  поскольку
   сведения  о  нем  в  отдел опеки и попечительства по  Свердловскому
   округу  г.  Иркутска  поступили лишь  в  мае  1999  г.  по  анкете,
   заполненной  социальным работником дома ребенка N 1 Ивановой  (л.д.
   187, 209).
       Суд пришел к выводу о том, что в нарушение требований п. 7 ч. 2
   ст.  263.3  ГПК РСФСР органы опеки и попечительства не  представили
   достоверных  сведений, подтверждающих невозможность  передачи  К.Д.
   на  воспитание в семью граждан, постоянно проживающих на территории
   г.  Иркутска,  Иркутской  области и других  территориях  Российской
   Федерации.
       При  подборе  и  регистрации кандидатов в усыновители  органами
   опеки   и  попечительства  не  были  соблюдены  требования   Правил
   передачи   детей  на  усыновление  и  осуществления   контроля   за
   условиями   их   жизни  и  воспитания  в  семьях  усыновителей   на
   территории   Российской   Федерации,  утвержденных   Постановлением
   Правительства РФ от 29.03.2000 N 275.
       Письменные  заявления  супругов К.С. и М.Ю.,  супругов  С.Е.  и
   С.В.,  супругов  М.А.Р.  и  М.А.Б. о том,  что  им  предлагался  на
   усыновление  К.Д., но они отказались от него, правомерно  судом  не
   приняты  за  доказательства, подтверждающие невозможность  передать
   ребенка  на  воспитание гражданам Российской  Федерации,  поскольку
   органы  опеки и попечительства не располагали правовыми основаниями
   для  постановки  на  учет  этих граждан  в  качестве  кандидатов  в
   усыновители.
       В  нарушение  ст.  ст.  6, 8 и 9 раздела второго  вышеназванных
   Правил  указанные  граждане поставлены  на  учет  как  кандидаты  в
   усыновители без наличия необходимых документов (ст. 6 Правил),  без
   обследования  условий жизни (ст. 8 Правил) и  основанного  на  этих
   документах заключения об их возможности быть усыновителями  (ст.  9
   Правил).
       Органом  исполнительной  власти  Иркутской  области  также   не
   выполнены требования по устройству К.Д. в семью российских  граждан
   в период нахождения мальчика на региональном учете.
       В  соответствии  со  ст.  122  Семейного  кодекса  РФ  и  п.  4
   Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996  "Об
   организации   централизованного   учета   детей,   оставшихся   без
   попечения   родителей"   орган   исполнительной   власти   субъекта
   Российской  Федерации в течение месяца со дня поступления  сведений
   о  ребенке  организует его устройство в семью граждан,  проживающих
   на  его  территории  или на территории других субъектов  Российской
   Федерации,  подбирает  детей  для  лиц,  изъявивших  желание  взять
   ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган  опеки
   и  попечительства  для посещения ребенка по его фактическому  месту
   жительства  (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание
   в семью в порядке, установленном законодательством РФ.
       Суд, исследовав справку Иркутского областного центра психолого-
   педагогической  и медико-социальной помощи детям  от  05.11.2001  и
   приложенные  к  ней копии документов, пришел к выводу  о  том,  что
   работа  этого  центра  заключалась  в  предложении  К.Д.  отдельным
   гражданам  -  кандидатам  в усыновители  не  лично,  а  посредством
   компьютерной системы "Надежда". При этом К.Д. предлагался  в  числе
   всей  возрастной  группы детей, находящихся  в  банке  данных,  без
   какого-либо индивидуального подбора и учета особенностей  детей,  о
   которых просили заявители.
       Так,  например, кандидатам в усыновители - супругам М.Е. и М.С.
   предлагалась  по  компьютерной системе "Надежда" возрастная  группа
   детей  из  27 мальчиков, родившихся в период с 01.01.97 по 13.12.99
   (л.д. 210).
       Приведенные   судом   данные  свидетельствуют   о   нарушениях,
   допущенных    в    процессе   усыновления   К.Д.,    доказательств,
   опровергающих вышеуказанные нарушения, заинтересованными лицами  не
   представлено.
       При   таких   обстоятельствах   суд   правомерно   отказал    в
   удовлетворении  заявления, оснований для  отмены  решения  суда  не
   имеется.
       Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Иркутского областного суда от 9 ноября 2001 г. оставить
   без  изменения, кассационную жалобу представителя граждан США  У.Д.
   и У.Л. - Рушайло А.А. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz