Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС02-33 ОТ 05.02.2002 В ПРИНЯТИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ГОССТРОЯ РФ, А ТАКЖЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ УБЫТКОВ И МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ИМЕЕТСЯ РЯД ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА В ЕЕ ПРИНЯТИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 5 февраля 2002 г. N КАС02-33
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                Пирожкова В.Н.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
       с участием прокурора                           Милованова В.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании 5 февраля  2002  года
   гражданское  дело  по  жалобе  С.  о  признании  незаконными  Указа
   Президента  РФ  от  30 сентября 1997 года N 1062,  постановлений  и
   распоряжений  Правительства  РФ  и  постановлений  Государственного
   комитета  РФ  по  строительству и жилищно-коммунальному  комплексу,
   проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998  -  2002
   годы,  а  также о возмещении убытков и морального вреда по  частной
   жалобе  С.  на  определение судьи Верховного Суда РФ от  28  ноября
   2001  года,  которым заявителю отказано в принятии части требований
   к производству.
       Заслушав  доклад  судьи Верховного Суда РФ  Петроченкова  А.Я.,
   объяснения  представителей Правительства РФ Юркина В.В.,  Наседкина
   Э.Л.,  Раззаковой  Р.Х., Овчарова П.И. и Беловой М.С.,  возражавших
   против   удовлетворения   частной   жалобы,   выслушав   заключение
   прокурора  управления Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Милованова   В.В.,   полагавшего  частную  жалобу   необоснованной,
   Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       С.  обратился  в  Верховный Суд РФ с жалобой, в которой  просил
   признать незаконными:
       -  проекты федеральных законов о федеральном бюджет на  1998  -
   2002 годы;
       -  Указ  Президента  РФ от 30 сентября  1997  года  N  1062  "О
   совершенствовании  порядка  обеспечения  жильем  военнослужащих   и
   некоторых других категорий граждан";
       - Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года N 26 "О
   дополнительных   мерах   по  обеспечению   жильем   военнослужащих,
   граждан,   уволенных  с  военной  службы  в  запас  или   отставку,
   сотрудников  органов внутренних дел, а также членов их  семей  и  о
   программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996  -
   1997 годы";
       -  Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604 "О
   порядке  оказания  безвозмездной помощи на строительство  (покупку)
   жилья  и  выплаты  денежной компенсации  за  наем  (поднаем)  жилых
   помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы";
       - Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 700
   "О  внесении  изменений и дополнений в Постановление  Правительства
   Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604";
       -  Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 года N  937
   "О  предоставлении  гражданам Российской Федерации,  нуждающимся  в
   улучшении    жилищных    условий,   безвозмездной    субсидии    на
   строительство или приобретение жилья";
       - Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 "О
   федеральной    целевой    программе    "Государственные    жилищные
   сертификаты";
       - Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315 "О
   внесении     изменений    в    федеральную    целевую     программу
   "Государственные жилищные сертификаты";
       -  Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 года  N  351
   (ред.  от  29 сентября 1999 года) "Вопросы реализации президентской
   программы "Государственные жилищные сертификаты";
       - Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054
   "О  порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению  с  военной
   службы,  и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку
   и   службы  в  органах  внутренних  дел,  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных условий в избранном постоянном месте жительства";
       -  Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года N  891
   "Об  изменении,  приостановлении действия и  признании  утратившими
   силу  некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи  с
   Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год";
       -  Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 года N 449 "Об
   изменении,  приостановлении действия и признании  утратившими  силу
   некоторых  актов  Правительства  Российской  Федерации  в  связи  с
   Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год";
       -  распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 года N  394-р
   "О  средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади  жилья  по
   Российской  Федерации, экономическим районам и субъектам Российской
   Федерации  для  расчета размера безвозмездных субсидий  и  ссуд  на
   приобретение  жилых  помещений всеми категориями  граждан,  которым
   указанные   субсидии  и  ссуды  предоставляются  за  счет   средств
   федерального бюджета";
       - постановление Госстроя РФ от 31 мая 2000 года N 53 "О средней
   рыночной  стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III  квартал
   2000  года  для расчета размера безвозмездных субсидий  и  ссуд  на
   приобретение  жилых  помещений всеми категориями  граждан,  которым
   указанные   субсидии  и  ссуды  предоставляются  за  счет   средств
   федерального бюджета";
       -  постановление Госстроя РФ от 30 августа 2000 года  N  85  "О
   средней  рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья  на  IV
   квартал  2000  года  для расчета размера безвозмездных  субсидий  и
   ссуд  на  приобретение  жилых помещений всеми категориями  граждан,
   которым  указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
   федерального бюджета";
       -  постановление Госстроя РФ от 30 ноября 2000 года  N  113  "О
   средней  рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади  жилья  на  I
   квартал  2001  года  для расчета размера безвозмездных  субсидий  и
   ссуд  на  приобретение  жилых помещений всеми категориями  граждан,
   которым  указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
   федерального бюджета";
       -  постановление Госстроя РФ от 28 февраля 2001 года  N  14  "О
   средней  рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья  на  II
   квартал  2001  года  для расчета размера безвозмездных  субсидий  и
   ссуд  на  приобретение  жилых помещений всеми категориями  граждан,
   которым  указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
   федерального бюджета";
       - постановление Госстроя РФ от 31 мая 2001 года N 55 (ред. от 7
   августа 2001 года) "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра  общей
   площади  жилья  на  III  квартал  2001  года  для  расчета  размера
   безвозмездных  субсидий  и  ссуд на  приобретение  жилых  помещений
   всеми  категориями  граждан,  которым указанные  субсидии  и  ссуды
   предоставляются за счет средств федерального бюджета".
       Кроме того, заявитель просил взыскать с государства причиненные
   ему  убытки  в  сумме  73967617 рублей и  моральный  вред  в  сумме
   1500000  рублей,  освободив  от уплаты  государственной  пошлины  в
   связи с тяжелым материальным положением.
       Определением  судьи Верховного Суда РФ от 28 ноября  2001  года
   принято  к  производству  Верховного Суда Российской  Федерации  по
   первой инстанции заявление С. об оспаривании:
       - Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 года N 26 "О
   дополнительных   мерах   по  обеспечению   жильем   военнослужащих,
   граждан,   уволенных  с  военной  службы  в  запас  или   отставку,
   сотрудников  органов внутренних дел, а также членов их  семей  и  о
   программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996  -
   1997 годы";
       -  Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604 "О
   порядке  оказания  безвозмездной помощи на строительство  (покупку)
   жилья  и  выплаты  денежной компенсации  за  наем  (поднаем)  жилых
   помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной  службы",
   за  исключением  пунктов 5, 11 и 12 Положения  о  порядке  оказания
   безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья  и
   выплаты  денежной  компенсации за наем  (поднаем)  жилых  помещений
   военнослужащим   и   гражданам,   уволенным   с   военной   службы,
   утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ;
       - Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 700
   "О  внесении  изменений и дополнений в Постановление  Правительства
   Российской  Федерации от 26 июня 1995 года N 604",  за  исключением
   пунктов  4,  7  и  8 указанного Положения в редакции  Постановления
   Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 700;
       -  Постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 года  (ред.
   от  20  августа  2001  года)  N  937  "О  предоставлении  гражданам
   Российской  Федерации,  нуждающимся в улучшении  жилищных  условий,
   безвозмездной  субсидии на строительство или  приобретение  жилья",
   за   исключением   пунктов  10,  11,  12,  13,   14   Положения   о
   предоставлении  гражданам  Российской  Федерации,   нуждающимся   в
   улучшении    жилищных    условий,   безвозмездной    субсидии    на
   строительство  или  приобретение  жилья,  утвержденного   указанным
   Постановлением   (в   ред.  Постановлений   Правительства   РФ   от
   04.12.1998  N  1431,  от  20.08.2001  N  594;  с  изм.,  внесенными
   Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891);
       -  Постановления Правительства РФ от 29 марта 1999 года  N  351
   (ред.  от  29 сентября 1999 года) "Вопросы реализации президентской
   программы  "Государственные жилищные сертификаты",  за  исключением
   пунктов  6,  8  и  11 указанного Постановления (ред.  Постановления
   Правительства РФ от 29 сентября 1999 года N 1095);
       - Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054
   "О  порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению  с  военной
   службы,  и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку
   и   службы  в  органах  внутренних  дел,  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий  в  избранном постоянном  месте  жительства",  за
   исключением  подпункта  "а" пункта 10 Правил учета  военнослужащих,
   подлежащих  увольнению  с военной службы, и  граждан,  уволенных  с
   военной  службы в запас или отставку и службы в органах  внутренних
   дел, утвержденных указанным Постановлением;
       -  Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2000 года N  891
   "Об  изменении,  приостановлении действия и  признании  утратившими
   силу  некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи  с
   Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год";
       -  Постановления Правительства РФ от 7 июня 2001 года N 449 "Об
   изменении,  приостановлении действия и признании  утратившими  силу
   некоторых  актов  Правительства  Российской  Федерации  в  связи  с
   Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год";
       -  распоряжения Правительства РФ от 16 марта 2000 года N  394-р
   "О  средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади  жилья  по
   Российской  Федерации, экономическим районам и субъектам Российской
   Федерации  для  расчета размера безвозмездных субсидий  и  ссуд  на
   приобретение  жилых  помещений всеми категориями  граждан,  которым
   указанные   субсидии  и  ссуды  предоставляются  за  счет   средств
   федерального бюджета".
       Этим  же  определением  С.  отказано  в  принятии  заявления  к
   производству  Верховного  Суда РФ по первой  инстанции  в  связи  с
   неподведомственностью   заявленных   требований   суду   в    части
   оспаривания:
       -  проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998 -
   2002 годы;
       - постановления Госстроя РФ от 31 мая 2000 года N 53 "О средней
   рыночной  стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III  квартал
   2000  года  для расчета размера безвозмездных субсидий  и  ссуд  на
   приобретение  жилых  помещений всеми категориями  граждан,  которым
   указанные   субсидии  и  ссуды  предоставляются  за  счет   средств
   федерального бюджета";
       -  постановления Госстроя РФ от 30 ноября 2000 года  N  113  "О
   средней  рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади  жилья  на  I
   квартал  2001  года  для расчета размера безвозмездных  субсидий  и
   ссуд  на  приобретение  жилых помещений всеми категориями  граждан,
   которым  указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
   федерального бюджета";
       -  постановления Госстроя РФ от 28 февраля 2001 года  N  14  "О
   средней  рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья  на  II
   квартал  2001  года  для расчета размера безвозмездных  субсидий  и
   ссуд  на  приобретение  жилых помещений всеми категориями  граждан,
   которым  указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
   федерального бюджета";
       - постановления Госстроя РФ от 31 мая 2001 года N 55 (ред. от 7
   августа 2001 года) "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра  общей
   площади  жилья  на  III  квартал  2001  года  для  расчета  размера
   безвозмездных  субсидий  и  ссуд на  приобретение  жилых  помещений
   всеми  категориями  граждан,  которым указанные  субсидии  и  ссуды
   предоставляются за счет средств федерального бюджета".
       С. отказано в принятии заявления к производству Верховного Суда
   РФ  по  первой  инстанции в связи с неподсудностью данному  суду  в
   части  оспаривания Указа Президента РФ от 30 сентября 1997  года  N
   1062, возмещения причиненных убытков и морального вреда, а также  в
   принятии  заявления к производству Верховного  Суда  РФ  по  первой
   инстанции  в  связи с наличием вступивших в законную силу  судебных
   решений в части оспаривания:
       - Постановления Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 "О
   федеральной    целевой    программе    "Государственные    жилищные
   сертификаты";
       -  Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля
   2000  года  N  315  "О  внесении изменений  в  федеральную  целевую
   программу "Государственные жилищные сертификаты";
       - пунктов 5, 11 и 12 Положения о порядке оказания безвозмездной
   финансовой  помощи  на  строительство  (покупку)  жилья  и  выплаты
   денежной    компенсации   за   наем   (поднаем)   жилых   помещений
   военнослужащим   и   гражданам,   уволенным   с   военной   службы,
   утвержденного Постановлением Правительства РФ 26 июня 1995  года  N
   604 (в первой редакции);
       -   пунктов  4,  7  и  8  указанного  Положения,  утвержденного
   Постановлением  Правительства РФ от 26 июня  1995  года  N  604  (в
   редакции Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2000 года  N
   700);
       -  пунктов  10,  11,  12,  13,  14 Положения  о  предоставлении
   гражданам  Российской Федерации, нуждающимся в  улучшении  жилищных
   условий,  безвозмездной субсидии на строительство или  приобретение
   жилья,  утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3  августа
   1996  года  N  937  (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ   от
   04.12.1998  N  1431,  от  20.08.2001  N  594;  с  изм.,  внесенными
   Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891);
       -  пунктов 6, 8 и 11 Постановления Правительства РФ от 29 марта
   1999  года  N  351  (ред.  Постановления  Правительства  РФ  от  29
   сентября  1999  года  N  1095)  "Вопросы  реализации  президентской
   программы "Государственные жилищные сертификаты";
       -   подпункта   "а"  пункта  10  Правил  учета  военнослужащих,
   подлежащих  увольнению  с военной службы, и  граждан,  уволенных  с
   военной  службы в запас или отставку и службы в органах  внутренних
   дел,  утвержденных Постановлением Правительства РФ  от  6  сентября
   1998 года N 1054;
       -  постановления Госстроя РФ от 30 августа 2000 года  N  85  "О
   средней  рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья  на  IV
   квартал  2000  года  для расчета размера безвозмездных  субсидий  и
   ссуд  на  приобретение  жилых помещений всеми категориями  граждан,
   которым  указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
   федерального бюджета".
       В частной жалобе, не соглашаясь с определением в части отказа в
   принятии к производству отдельных требований, заявитель просит  его
   отменить и принять к производству его жалобу в полном объеме.
       Изучив  материалы дела и обсудив доводы, приведенные в  частной
   жалобе,    Кассационная   коллегия   находит   ее   не   подлежащей
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в
   принятии  заявления,  если  имеется  вступившее  в  законную  силу,
   вынесенное  по спору между теми же сторонами, о том же  предмете  и
   по тем же основаниям решение суда.
       Утверждение  заявителя о том, что ни в одном  из  перечисленных
   дел  он  не  выступал  стороной спора, не  может  быть  принято  во
   внимание,  поскольку  стороной спора  при  обжаловании  нормативных
   актов  является не конкретное лицо, а любой гражданин, чьи права  и
   свободы может затрагивать обжалуемый акт.
       В  связи  с  этим заявление С. в части требований  о  признании
   незаконными    (конкретных   норм   и   в   целом)    Постановлений
   Правительства РФ и Госстроя РФ, рассмотренных Верховным  Судом  РФ,
   принятию к производству Верховного Суда РФ не подлежало.
       Если  ко  времени обращения в суд с заявлением  об  обжаловании
   нормативного  акта  этот  акт прекратил свое  действие,  гражданину
   должно быть отказано в приеме заявления на основании п. 1 ч. 2  ст.
   129   ГПК   РСФСР  в  связи  с  неподведомственностью   заявленного
   требования суду.
       В   настоящее  время  постановления  Государственного  комитета
   Российской   Федерации  по  строительству  и  жилищно-коммунальному
   комплексу от 31 мая 2000 года N 53, от 30 ноября 2000 года  N  113,
   от  28  февраля  2001  года  N  14, от  31  мая  2001  года  N  55,
   оспариваемые  заявителем, утратили силу в связи с истечением  срока
   их действия.
       В  соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд  действий  и
   решений,  нарушающих  права и свободы граждан" предметом  судебного
   обжалования  могут быть только нормативные правовые  акты,  которые
   на   момент   обжалования  или  рассмотрения  жалобы  по   существу
   действуют,  могут повлечь нарушения гражданских прав  и  свобод,  а
   поэтому требуют судебного пресечения.
       Правовые  же  акты, действие которых прекращено, сами  по  себе
   основанием  для  возникновения гражданских прав и  обязанностей  не
   являются,  нарушения  охраняемых  законом  прав  и  свобод  граждан
   повлечь  уже  не  могут,  а  следовательно,  не  требуют  судебного
   пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования  по
   упомянутому Закону. Поэтому, поскольку ко времени обращения  в  суд
   с   заявлением   об   обжаловании  постановлений   Государственного
   комитета   Российской   Федерации  по  строительству   и   жилищно-
   коммунальному  комплексу  они прекратили свое  действие,  заявителю
   обоснованно было отказано в приеме заявления на основании пункта  1
   части  2  статьи 129 ГПК РСФСР в связи с тем, что оно  не  подлежит
   рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
       В  соответствии с действующим законодательством не  могут  быть
   предметом   рассмотрения   в  судах  проекты   Законов   Российской
   Федерации,  поскольку  они  не  могут нарушать  охраняемые  законом
   права  и  свободы  граждан, вследствие чего  не  требуют  судебного
   пресечения  и  не  являются  предметом судебного  обжалования.  При
   таких  обстоятельствах заявителю обоснованно отказано в принятии  к
   производству   его   заявления   в   этой   части   в    связи    с
   неподведомственностью заявленного требования суду.
       В  ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР определен
   перечень   дел,   которые  подсудны  Верховному   Суду   Российской
   Федерации  по  первой инстанции. Заявление С. в  части  оспаривания
   Указа  Президента  РФ от 30 сентября 1997 года N  1062,  возмещения
   причиненных  убытков  и  морального вреда  не  относится  к  данной
   категории  дел,  а  потому рассмотрению  в  Верховном  Суде  РФ  не
   подлежит.
       Отказывая  заявителю  в  принятии к производству  требований  о
   причинении  убытков  и морального вреда, судья,  вопреки  мнению  в
   жалобе,  не  делал  выводов о законности таких требований,  а  лишь
   указал на их неподсудность Верховному Суду РФ.
       Не может быть принята во внимание ссылка заявителя на нарушение
   судьей  ч.  3 ст. 129 ГПК РСФСР, поскольку с принятием Федерального
   закона   "О   внесении   изменений  и  дополнений   в   Гражданский
   процессуальный  кодекс  РСФСР" от 7  августа  2000  года  N  120-ФЗ
   данная  норма  в части обязанности судьи указывать, в  какой  орган
   следует  обращаться,  если  дело  неподведомственно  данному  суду,
   исключена.
       На  основании  изложенного и руководствуясь п. 1  ст.  317  ГПК
   РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       определение  судьи Верховного Суда Российской Федерации  от  28
   ноября 2001 года оставить без изменения, а частную жалобу С. -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz