Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.01.2002 N 88-Г02-2 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ П. П. 2.6 И 2.8 ПОЛОЖЕНИЯ "О ПЛАТЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ И ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРАВАХ", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.09.1998 N 310, ОТКАЗАНО

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 25 января 2002 года
   
                                                       Дело N 88-Г02-2
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                     Корчашкиной Т.Е.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  25  января  2002   г.   по
   кассационному  протесту  прокурора  Томской  области   на   решение
   Томского  областного суда от 21 ноября 2001 г.  дело  по  заявлению
   и.о.  прокурора  Томской области о признании  недействующими  и  не
   подлежащими  применению  п.  п. 2.6 и 2.8  Положения  "О  плате  за
   государственную регистрацию прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах",
   утвержденного    постановлением    первого    заместителя     главы
   администрации Томской области от 2 сентября 1998 года N 310.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова   Б.А.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской Федерации Власовой Т.А., не согласившейся с протестом  и
   полагавшей  решение суда оставить без изменения, Судебная  коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением первого заместителя главы администрации  Томской
   области N 310 от 2 сентября 1998 года было утверждено Положение  "О
   плате  за  государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
   и  сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
   правах",  в  соответствии с которым плата за  совершение  указанных
   действий  вносится  наличными деньгами в  кредитные  учреждения,  в
   кассу  регистрационного  центра  (за  исключением  филиалов)   либо
   перечисляется    со   счета   плательщика   на    расчетный    счет
   регистрационного   центра.   Прием   кредитными   учреждениями    и
   регистрационным  центром платы осуществляется  во  всех  случаях  с
   выдачей   квитанций   установленного  образца   (п.   2.6).   Плата
   зачисляется  на  счет  регистрационного центра.  В  соответствии  с
   Постановлением Правительства Российской Федерации "Об  установлении
   централизуемой   доли  средств,  получаемых   в   виде   платы   за
   регистрацию  прав  на недвижимое имущество и  сделок  с  ним  и  за
   предоставление   информации   о   зарегистрированных   правах"   5%
   полученных  средств  перечисляются  на  счет  Министерства  юстиции
   Российской Федерации; остальные средства в соответствии с ч. 3  ст.
   11   Федерального  закона  от  21  июля  1997  года  N  122-ФЗ   "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним"  (в  ред.  Федеральных законов от 05.03.2001  N  20-ФЗ,  от
   12.04.2001   N   36-ФЗ)  регистрационным  центром  используется   в
   соответствии  со  сметой исключительно на создание,  поддержание  и
   функционирование  системы  государственной  регистрации   прав   на
   недвижимое имущество на территории Томской области, в том числе  на
   обеспечение  государственных гарантий зарегистрированных  прав  (п.
   2.8).
       И.о.  прокурора Томской области обратился в суд с заявлением  о
   признании     указанных    норм    противоречащими     федеральному
   законодательству, недействующими и не подлежащими  применению  с  1
   января   2000   года,   указывая  на  то,  что   они   противоречат
   федеральному  бюджетному законодательству. В  соответствии  со  ст.
   ст.   1   и  10  Федерального  закона  "О  бюджетной  классификации
   Российской  Федерации", п. 4 ст. 41, п. 3 ст. 55, ст. 57 Бюджетного
   кодекса   Российской  Федерации  данные  платежи,  как  неналоговые
   доходы, должны поступать в бюджет субъекта Российской Федерации.
       Решением  Томского  областного  суда  от  21  ноября  2001   г.
   заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.
       В  кассационном  протесте прокурора Томской  области  поставлен
   вопрос  об  отмене  решения  как  вынесенного  с  нарушением   норм
   материального права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации оснований к  отмене  решения
   суда не усматривает.
       В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
   гражданское   законодательство  находится  в   ведении   Российской
   Федерации.
       В  силу ч. ч. 1 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации  по
   предметам  ведения  Российской  Федерации  принимаются  федеральные
   конституционные  законы  и  федеральные  законы,   имеющие   прямое
   действие  на  территории  Российской  Федерации.  Законы   и   иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам  ведения
   Российской Федерации.
       В  соответствии  с  ч. 6 ст. 131 ГК РФ 21 июля  1997  года  был
   принят  Федеральный  закон N 122-ФЗ "О государственной  регистрации
   прав  на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с  ч.
   1   ст.  11  которого  система  государственной  регистрации   прав
   создается   за  счет  платы  за  регистрацию  и  за  предоставление
   информации  о зарегистрированных правах, бюджетных средств  и  иных
   не запрещенных законом источников.
       Федеральный  закон  "О  государственной  регистрации  прав   на
   недвижимое  имущество  и сделок с ним" в целях  создания  механизма
   государственных  гарантий  рынка недвижимости,  обеспечения  защиты
   конституционных       прав       собственников,        формирования
   консолидированного   банка  данных  о   правах   на   недвижимость,
   установления взаимодействия регистрирующих и налоговых органов  для
   оперативного   начисления  и  взимания  налогов  на   имущество   и
   пополнения  доходной  части бюджетов определил  специальный  статус
   органов   по   государственной  регистрации  прав   на   недвижимое
   имущество и сделок с ним.
       В  соответствии с данным Федеральным законом во всех  субъектах
   Российской  Федерации  образованы  органы  учреждений  юстиции   по
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с ним.
       В   целях   обеспечения  специального  статуса   и   финансовой
   независимости  учреждений юстиции по регистрации прав  законодатель
   установил  целевое использование средств, полученных в  виде  платы
   за  регистрацию  и  предоставление информации о  зарегистрированных
   правах.   Согласно   ч.   3   ст.   11   Федерального   закона   "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним"  средства,  полученные  в  виде  платы  за  государственную
   регистрацию   и   предоставление  информации  о  зарегистрированных
   правах,  используются  исключительно  на  создание,  поддержание  и
   развитие  системы  государственной регистрации прав  на  недвижимое
   имущество,  в  том  числе  на обеспечение государственных  гарантий
   зарегистрированных  прав. Иное использование указанных  средств,  в
   том  числе  их зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации,
   законом не предусмотрено.
       Обжалуемое постановление было принято первым заместителем главы
   администрации Томской области во исполнение и в соответствии  с  п.
   2.  ч.  1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации
   прав  на  недвижимое  имущество и сделок  с  ним"  и  Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  от  26.02.1998  N   248   "Об
   установлении   максимального  размера  платы   за   государственную
   регистрацию  прав  на недвижимое имущество и  сделок  с  ним  и  за
   предоставление информации о зарегистрированных правах".
       Нормы Положения соответствуют пункту 21 Примерного положения об
   учреждениях   юстиции  по  государственной  регистрации   прав   на
   недвижимое  имущество и сделок с ним, утвержденного  Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  06.03.1998   N   288,   и
   устанавливают  порядок  и  формы внесения взимаемой  на  территории
   Томской  области  платы за государственную регистрацию  прав  и  за
   предоставление информации о зарегистрированных правах.
       В   соответствии  с  ч.  1  ст.  11  Федерального   закона   "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним" система государственной регистрации прав создается за  счет
   платы    за    регистрацию    и   предоставление    информации    о
   зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не  запрещенных
   законом источников. Согласно п. п. 22 и 23 Примерного положения  об
   учреждениях   юстиции  по  государственной  регистрации   прав   на
   недвижимое   имущество   и  сделок  с  ним   расходование   средств
   учреждения  юстиции,  образованных за  счет  указанных  источников,
   производится  в соответствии со сметой, утверждаемой  регистратором
   прав,   возглавляющим  учреждение  юстиции.  Имущество   учреждения
   юстиции  является  собственностью субъекта Российской  Федерации  и
   закрепляется  за  учреждением  юстиции  (одна  из  форм  частичного
   финансирования  учреждения  собственником)  на  праве  оперативного
   управления.
       Указанные  нормы  содержатся и в п. п.  22  -  24  Положения  о
   Томском регистрационном центре, зарегистрированном 14.05.1998.
       Доводы  о  том, что порядок взимания и использования  платы  за
   государственную  регистрацию прав, установленный  п.  п.  2.6,  2.8
   Положения,   подлежит  приведению  в  соответствие  с  требованиями
   бюджетного     законодательства,    правильно    признаны     судом
   необоснованными.   Порядок  зачисления  платы  за   регистрацию   и
   предоставление  информации о зарегистрированных  правах  в  бюджеты
   субъектов    противоречит   ст.   11   Федерального    закона    "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с   ним",   Примерному   положению  об   учреждениях   юстиции   по
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с   ним,   утвержденному  Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации   от  06.03.98  N  288,  и  не  соответствует  бюджетному
   законодательству.
       В  соответствии  со  статьей  1 Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации  данный  Кодекс регулирует отношения,  возникающие  между
   субъектами   бюджетных   правоотношений  в  процессе   формирования
   доходов  и  осуществления расходов всех уровней  бюджетной  системы
   Российской  Федерации,  а также отношения, возникающие  в  процессе
   составления  и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы,
   контроля за их исполнением.
       Глава  6  (статьи  41 - 46), ст. ст. 55, 57 Бюджетного  кодекса
   Российской Федерации не предусматривают отнесение платы,  указанной
   в  п. п. 2.6, 2.8 Положения, к неналоговым доходам бюджета субъекта
   Российской  Федерации,  а  также  не  устанавливают,  что  платежи,
   поступающие  за  выполнение тех или иных  государственных  функций,
   должны  поступать в соответствующие бюджеты. Кроме того, в силу  ч.
   3  ст.  55  данного  Кодекса иные неналоговые  доходы  поступают  в
   бюджеты  субъектов Российской Федерации в порядке и по  нормативам,
   устанавливаемым   федеральными  законами   и   законами   субъектов
   Российской Федерации.
       Положения  ст.  ст.  1,  10 Федерального  закона  "О  бюджетной
   классификации  Российской  Федерации", приложения  N  2  к  данному
   Закону  не устанавливают иные неналоговые доходы, входящие в состав
   бюджетов субъектов Российской Федерации.
       Бюджетная    классификация   Российской   Федерации    является
   группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней,  применяется
   при  составлении  проектов  бюджетов  и  исполнении  бюджетов  всех
   уровней.   Довод   протеста  о  том,  что   плата,   взимаемая   за
   государственную регистрацию прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним,  относится  к  иным  неналоговым  доходам  соответствующего
   бюджета,   не  основан  на  нормах  Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации.
       В  соответствии  с  ч.  4 ст. 3 Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации   органы  государственной  власти  субъектов   Российской
   Федерации   принимают  нормативные  правовые   акты,   регулирующие
   бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
       Согласно  ст.  ст.  153, 154 Бюджетного кодекса  РФ  полномочия
   законодательных   органов   и   исполнительных    органов    власти
   разграничены.   Рассмотрение  и  утверждение   бюджетов   субъектов
   Российской  Федерации, которые в соответствии  со  ст.  11  Кодекса
   разрабатываются   в   форме   законов,   отнесены   к   полномочиям
   законодательных органов субъекта Российской Федерации.
       Закон  Томской  области  "Об областном  бюджете  на  2001  г.",
   принятый  Государственной  Думой  Томской  области  26.12.2000,  не
   предусматривает зачисления в бюджет указанной платы.
       Исполнительные   органы  государственной  власти   осуществляют
   исполнение  бюджета,  представляют отчет об исполнении  бюджета  на
   утверждение законодательных (представительных) органов  власти.  Им
   не  предоставлено права решения вопросов о зачислении  в  областной
   бюджет   средств,   получаемых  в  виде  платы  за  государственную
   регистрацию  прав  на недвижимое имущество и  сделок  с  ним  и  за
   предоставление информации о зарегистрированных правах.
       Оспариваемые прокурором пункты Положения не регулируют  вопросы
   бюджетных  правоотношений,  не  могут  рассматриваться  вне   рамок
   специального   Федерального  закона  N  122-ФЗ  от  21.07.1997   "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним"  и  иных  нормативных  правовых  актов  по  государственной
   регистрации.
       С  учетом изложенного оспариваемые прокурором п. п. 2.6  и  2.8
   Положения   "О  плате  за  государственную  регистрацию   прав   на
   недвижимое  имущество и сделок с ним и за предоставление информации
   о  зарегистрированных правах", утвержденного постановлением первого
   заместителя главы администрации Томской области от 02.09.98 N  310,
   правильно  признаны  судом принятыми в соответствии  с  положениями
   Федерального   закона  "О  государственной  регистрации   прав   на
   недвижимое  имущество и сделок с ним", Постановлений  Правительства
   Российской    Федерации,   а   также   в    пределах    полномочий,
   предоставленных федеральными нормативными правовыми  актами  органу
   исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
       На  основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Томского областного суда от 21 ноября 2001 г. оставить
   без  изменения,  кассационный протест прокурора Томской  области  -
   без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz