Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.01.2002 N ГКПИ01-1048 ЖАЛОБА О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ П. 3.2 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ НА НИХ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ОТ 23.08.99 N 328, В ЧАСТИ УКАЗАНИЯ "...И В РАМКАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОРМУЛЯРА" УДОВЛЕТВОРЕНА, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА, ПРИНЯТАЯ МИНЗДРАВОМ РФ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ, ОГРАНИЧИВАЕТ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 10 января 2002 г. N ГКПИ01-1048
                                                                      
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                                  Кебы Ю.Г.,
       при секретаре                                 Кузнецовой Е.Ю.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе   К.   об  обжаловании  пункта  3.2  Инструкции  о   порядке
   назначения  лекарственных средств и выписывания  рецептов  на  них,
   утвержденной   приказом  Министерства  здравоохранения   Российской
   Федерации от 23.08.99 N 328,
   
                              установил:
   
       К.,  инвалид  2  группы, а также ветеран Великой  Отечественной
   войны  -  житель блокадного Ленинграда, обратилась в Верховный  Суд
   РФ   с  жалобой,  в  которой  просит  признать  незаконным  п.  3.2
   указанной Инструкции, ссылаясь на несоответствие его п.  7  ст.  18
   Федерального  закона "О ветеранах", ст. 32 Федерального  закона  "О
   лекарственных средствах", ст. 44 Основ законодательства  Российской
   Федерации   об   охране   здоровья  граждан,   и   ограничение   им
   ограничивает   ее  права  на  выписку  рецепта  на  лекарства,   не
   указанные в территориальном формуляре лечащим врачом.
       Заявитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
       Представители Министерства здравоохранения РФ Оловянников  А.Е.
   и  Министерства юстиции РФ Савельева Ю.А. возражали против жалобы и
   просили отказать в ее удовлетворении.
       Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив
   материалы   дела   и  выслушав  заключение  прокурора   Генеральной
   прокуратуры  Российской Федерации Масаловой  Л.Ф.,  полагавшей  что
   жалоба  подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации
   находит, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
       В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации
   об   охране  здоровья  граждан  (в  ред.  Указа  Президента  РФ  от
   24.12.1993  N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N  30-ФЗ,  от
   20.12.1999  N 214-ФЗ) производство и закупка лекарственных  средств
   и  изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии  с
   потребностями   населения  Правительством   Российской   Федерации.
   Контроль  за  качеством лекарственных средств,  иммунобиологических
   препаратов,   дезинфекционных  средств   и   изделий   медицинского
   назначения  осуществляется Министерством здравоохранения Российской
   Федерации   или  иными  уполномоченными  на  то  министерствами   и
   ведомствами.
       Категории  граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами  и
   изделиями  медицинского назначения индивидуального  пользования  на
   льготных   условиях,   устанавливаются  Правительством   Российской
   Федерации,   правительствами   республик   в   составе   Российской
   Федерации.   Право   на   выписку   рецептов   для   лекарственного
   обеспечения  граждан  на  льготных  условиях  имеют  лечащие  врачи
   государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
       Статьей  6  Федерального закона "О лекарственных средствах"  (в
   редакции  ФЗ от 02.01.2000 N 5-ФЗ) предусмотрено, что Правительство
   Российской Федерации:
       1)   обеспечивает  проведение  в  Российской  Федерации  единой
   государственной   политики   в   области   обеспечения    населения
   Российской Федерации лекарственными средствами;
       2)   разрабатывает   и   осуществляет   федеральные   программы
   обеспечения    населения   Российской   Федерации    лекарственными
   средствами и развития медицинской промышленности;
       3)  устанавливает порядок социальной защиты граждан  Российской
   Федерации,   льготного   или  бесплатного   обеспечения   отдельных
   категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами;
       4)  утверждает  Положение  о деятельности  федерального  органа
   контроля качества лекарственных средств.
       Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в
   сфере обращения лекарственных средств:
       1)   разрабатывают   и   осуществляют  региональные   программы
   обеспечения     населения    субъектов     Российской     Федерации
   лекарственными средствами;
       2)  проводят экспертизу экологической безопасности производства
   лекарственных   средств   на   территориях   субъектов   Российской
   Федерации;
       3)     проводят     экспертизу     санитарно-эпидемиологической
   безопасности  производства  лекарственных  средств  на  территориях
   субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона).
       Во исполнение ст. 32 названного Закона Правительство Российской
   Федерации  8  апреля  1999  г.  N  393  приняло  Постановление   "О
   гарантированном   обеспечении  граждан  жизненно   необходимыми   и
   важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых  условиях
   льготного  обеспечения граждан лекарственными средствами",  которым
   Министерство здравоохранения РФ обязано:
       а)  разработать  и  утвердить по согласованию  с  Министерством
   экономики  Российской Федерации и Министерством финансов Российской
   Федерации    минимальный    ассортимент   лекарственных    средств,
   необходимых  для  оказания  медицинской  помощи,  наличие  которого
   обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в  качестве
   составной   части   перечень  жизненно  необходимых   и   важнейших
   лекарственных средств;
       б)   осуществлять  с  участием  органов  исполнительной  власти
   субъектов  Российской  Федерации меры по  контролю  за  наличием  в
   аптечных   учреждениях   минимального  ассортимента   лекарственных
   средств, необходимых для оказания медицинской помощи;
       в) разработать и утвердить:
       порядок  выписки рецептов на лекарственные средства  гражданам,
   обратившимся  за  медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое
   учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея  в
   виду,  что  назначение лекарственных средств, норма  их  отпуска  и
   выписка  рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из  тяжести,
   характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;
       порядок  отпуска лекарственных средств в аптечных  учреждениях,
   предусмотрев  в  нем  правила  замены лекарственного  средства,  на
   которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.
       2.  Льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном
   лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или  на
   50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:
       на  лекарственные средства, входящие в минимальный  ассортимент
   лекарственных   средств,  необходимых  для   оказания   медицинской
   помощи,    единолично    лечащим   врачом   государственного    или
   муниципального  амбулаторно-поликлинического  учреждения  по  месту
   постоянного  проживания этих граждан или по месту  их  прикрепления
   для  медицинского  обслуживания  (далее  именуется  поликлиническое
   учреждение);
       на   лекарственные   средства,  не   входящие   в   минимальный
   ассортимент,    а    также    на    наркотические,    психотропные,
   сильнодействующие  средства,  специальные  лекарственные   средства
   (противоопухолевые,   противотуберкулезные,   противодиабетические,
   иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании  решения  клинико-
   экспертной     комиссии    поликлинического     учреждения,     или
   соответствующими  специалистами  поликлинического  учреждения,  или
   врачами       соответствующих      специализированных      лечебно-
   профилактических учреждений (диспансеров).
       В  отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления
   срочной  медицинской  помощи, назначение  лекарственных  средств  и
   выписка   рецептов   возможны   единолично   лечащим   врачом   без
   предварительного   согласования  с   клинико-экспертной   комиссией
   поликлинического учреждения.
       Министерство  здравоохранения РФ приказом  N  328  от  23.08.99
   утвердило  Инструкцию о порядке назначения лекарственных средств  и
   выписывания  рецептов на них, в п. 3.2 которой  предусмотрено,  что
   самостоятельно  лечащим  врачом поликлиники  выписываются  льготные
   рецепты  на лекарственные средства в соответствии со стандартами  и
   в   рамках  территориального  формуляра,  за  исключением   случаев
   назначения лекарств, предусмотренных п. п. 3.2.1 - 3.2.4.
       Поскольку  Министерством  здравоохранения  РФ  в  установленном
   порядке  не  исполнено поручение Правительства РФ по  разработке  и
   утверждению   минимального  ассортимента   лекарственных   средств,
   необходимых  для  оказания  медицинской  помощи,  наличие  которого
   обязательно  для  аптечных  учреждений, а  также  перечня  жизненно
   необходимых  и  важнейших  лекарственных  средств,  ограничения   в
   выписке   лечащим  врачом  поликлиники  рецепта  на   лекарственные
   средства,  указанные  в  территориальном  формуляре  субъекта   РФ,
   который   не   предусмотрен   ни  в  Федеральном   законе,   ни   в
   Постановлении Правительства РФ, однако предусмотрен в  оспариваемом
   п.  3.2  Инструкции, то следует прийти к выводу,  что  Министерство
   здравоохранения   РФ   вышло   за   пределы   прав,   установленных
   федеральным  законодательством,  и  оспариваемый  пункт  Инструкции
   подлежит  признанию  недействительным и не  действующим  с  момента
   принятия.
       Верховный  Суд также учитывает, что права отдельных граждан  на
   льготное  обеспечение  их лекарственными средствами  и  возможность
   бесплатного   их   получения  или  с  50-процентной   скидкой   вне
   зависимости  от  тяжести,  характера  заболевания,  стандартов  его
   диагностики  и  лечения,  а исходя из вида назначенного  лекарства,
   включенного  в  формуляр  субъекта РФ,  ограничивают  права  данной
   категории   граждан  как  на  льготное  обеспечение  лекарственными
   средствами,  так  и  на  обеспечение  их  жизненно  необходимыми  и
   важнейшими лекарственными средствами. При таких данных суд  находит
   жалобу К. обоснованной и подлежащей удовлетворению.
       Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.1  ГПК  РСФСР,
   Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  К.  удовлетворить.  Признать  недействительным   и   не
   действующим  с  момента  принятия пункт 3.2  Инструкции  о  порядке
   назначения  лекарственных  средств  и  выписки  рецептов  на   них,
   утвержденной   приказом  Министерства  здравоохранения   Российской
   Федерации N 328 от 23 августа 1999 г., в части указания  "...  и  в
   рамках территориального формуляра".
       Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней
   в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz