СОГЛАШЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
(Минск, 27 декабря 1991 года)
Полномочные представители государств:
исходя из долгосрочных интересов, связанных с необходимостью
сохранения и дальнейшего развития научно-технического потенциала
каждого из государств;
учитывая наличие высокоинтегрированных элементов научно -
технического потенциала, сложившихся научно-технических связей и
недопустимость их неконтролируемого разрушения;
признавая целесообразность межгосударственной кооперации в
научно-технической сфере,
согласились поддерживать и развивать научно-техническое
сотрудничество на следующей основе.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Соглашение о межгосударственном научно-техническом
сотрудничестве заключается государствами на основе добровольности
их участия и равенства прав.
Статья 2
В рамках межгосударственного научно-технического
сотрудничества государства - участники:
определяют приоритетные направления совместной научно -
технической деятельности;
выбирают формы совместной научно-технической деятельности;
оказывают государственную поддержку совместным научным
исследованиям и разработкам;
формируют межгосударственные программы;
регулируют вопросы создания и эксплуатации научно-технических
объектов совместного использования;
сотрудничают в области подготовки специалистов с высшим
образованием, научных и научно-педагогических кадров, охраны
интеллектуальной собственности и обмена научно-технической
информацией.
Статья 3
Государства - участники договариваются:
осуществлять поддержку фундаментальных исследований;
создавать правовые, экономические и организационные условия,
гарантирующие равные права и ответственность всех организаций,
предприятий и граждан, участвующих в межгосударственном научно -
техническом сотрудничестве;
добиваться совместимости правовых норм, регулирующих научно -
техническую деятельность;
создавать условия для развития прямых научно-технических
связей между учеными, научными коллективами и организациями
государств - участников;
проводить консультации и обмен информацией между органами
управления государств, ответственными за формирование и реализацию
научно-технической политики;
обеспечивать гармонизацию систем охраны промышленной
собственности, научно-технической информации, стандартизации,
метрологии и сертификации;
обеспечивать сопоставимость статистических показателей в сфере
научно-технической деятельности;
сотрудничать в проведении научно-технической экспертизы.
Статья 4
Для координации взаимодействия государств в рамках настоящего
Соглашения создается Межгосударственный научно-технических совет
(МНТС).
Его функции, рабочие органы, местопребывание определяются
Положением об МНТС, являющимся приложением к Соглашению.
Раздел II. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
Статья 5
Межгосударственное сотрудничество в решении комплексных
научно-технических проблем реализуется в виде:
межгосударственных программ фундаментальных исследований;
межгосударственных научно-технических программ;
межгосударственных программ и проектов по развитию и освоению
новых технологий;
других межгосударственных программ и проектов.
Статья 6
Государство является участником межгосударственной программы в
том случае, если для реализации программы им выделены ресурсы,
виды и объемы которых должны быть согласованы с другими
участниками программы.
Каждое государство участвует в конкретной программе на
добровольной основе.
Статья 7
Общие принципы формирования, реализации и финансирования
программ определяются Положением о межгосударственных программах и
другими документами, принимаемыми МНТС.
Каждое государство - участник имеет право выступить с
предложением о формировании конкретной межгосударственной
программы. Решение о ее формировании принимается МНТС.
Результат формирования программы, условия участия в ней и
порядок финансирования оформляются отдельным соглашением,
заключаемым государствами, участвующими в программе.
Статья 8
Государства, участвующие в программе, обладают равными правами
на ее научные результаты.
Распределение прибыли от использования результатов работ по
научно-техническим программам осуществляется пропорционально
вкладу каждого государства, если иное не предусмотрено соглашением
о программе.
Раздел III. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ СОВМЕСТНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 9
Научно-технический объект (научно-техническая организация,
научно-исследовательский и экспериментальный полигоны,
информационные ресурсы и сети, библиотеки и др.), результаты
деятельности которого используются несколькими государствами,
приобретает статус объекта совместного использования исключительно
с согласия его собственника.
Перечень научно-технических объектов совместного использования
формируется, утверждается и пересматривается МНТС на основе
предложений государств - участников.
Статья 10
Финансирование и эксплуатация объектов совместного
использования осуществляются в соответствии со специальными
соглашениями.
Раздел IV. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ
И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Статья 11
Государства - участники создают условия для подготовки кадров
высшей научной квалификации и прохождения стажировки ученых в
интересах других государств - участников.
Статья 12
Государства - участники обеспечивают взаимную нострификацию
документов о квалификации научных и научно-педагогических кадров.
Порядок и условия нострификации определяются специальным
соглашением.
Раздел V. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ, СЕРТИФИКАЦИИ,
ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 13
Для информационного обеспечения сотрудничества в рамках
настоящего Соглашения государства - участники формируют
межгосударственную систему обмена научно-технической информацией
на основе существующих информационных структур.
Межгосударственный обмен научно-технической информацией
регулируется специальным соглашением.
Статья 14
Государства - участники признают необходимость согласованного
развития государственных систем стандартизации, метрологии и
сертификации.
Сотрудничество по этим вопросам осуществляется в соответствии
со специальными соглашениями.
Статья 15
Вопросы охраны интеллектуальной собственности регулируются
законодательными актами государств - участников и специальными
межгосударственными соглашениями.
Статья 16
Сотрудничество по вопросам охраны промышленной собственности
регулируется Временным соглашением, заключаемым на период
разработки Патентной конвенции, а далее ею.
Статья 17
Для обеспечения согласованного развития государственных систем
научно-технической информации, стандартизации, метрологии,
сертификации, охраны промышленной собственности государства -
участники могут создавать координирующие органы и научно -
технические организации.
Раздел VI. ДРУГИЕ СОГЛАШЕНИЯ
Статья 18
Регулирование отношений в области научно-технического
сотрудничества между государствами - участниками осуществляется на
основе настоящего Соглашения и других соглашений, заключенных
между ними.
Статья 19
Государства - участники договариваются о разработке и
подготовке к подписанию следующих документов:
Положения о межгосударственных научно-технических программах;
Соглашения об использовании совместных научно-технических
объектов;
Соглашения о сотрудничестве в области подготовки научных и
научно-педагогических кадров и нострификации документов об их
квалификации;
Соглашения о межгосударственном обмене научно-технической
информацией;
Соглашения по метрологии, стандартизации и сертификации;
Межгосударственной конвенции об охране промышленной
собственности;
Временного соглашения об охране промышленной собственности.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20
Соглашение заключается сроком на 5 лет. Его действие может
быть продолжено по взаимному согласию государств - участников.
Статья 21
Соглашение вступает в силу после подписания его
уполномоченными на то представителями не менее чем трех государств
и подтверждения, если это предусмотрено законодательством
подписавшего государства, согласия на введение его в действие.
Статья 22
Каждое государство - участник имеет право свободного выхода из
состава участников Соглашения путем письменного уведомления
государства - депозитария Соглашения в срок не менее чем за
12 месяцев до выхода, о чем государство - депозитарий уведомляет
об этом всех участников Соглашения в месячный срок.
Статья 23
Участие в Соглашении не ограничивает прав государств, его
подписавших, на участие в любых других двухсторонних и
многосторонних формах межгосударственного научно-технического
сотрудничества, в том числе и с государствами, не являющимися
участниками соглашения.
Статья 24
Любые разногласия между государствами - участниками по
вопросам толкования или применения настоящего Соглашения, не
устраненные путем переговоров, передаются в согласительную
комиссию, создаваемую МНТС.
Статья 25
Соглашение открыто для вступления в него других государств,
заинтересованных в своем участии в нем и готовых принять на себя
обязательства, вытекающие из настоящего Соглашения.
Экземпляр Соглашения, открытый для подписания, хранится у
государства - депозитария.
Государство - депозитарий уведомляет государства - участники о
вступлении новых членов в месячный срок и направляет им копии
подписанного Соглашения.
Статья 26
Изменения и дополнения в Соглашение могут быть внесены с
согласия всех государств - участников.
Статья 27
Ассоциированное членство государств в данном Соглашении, с
взятием на себя лишь части обязательств по нему, допускается с
согласия всех государств - участников на прием ассоциированного
члена.
Статья 28
Обязанности государства - депозитария принимает на себя
Республика Беларусь.
Совершено в г. Минске 27 декабря 1991 года.
(Подписи)
Приложение
к Соглашению
о Межгосударственном научно -
техническом сотрудничестве
от 27 декабря 1991 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для координации взаимодействия государств в рамках Соглашения
о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве (далее
Соглашение) создается Межгосударственный научно-технический Совет
(далее - МНТС), состоящий из полномочных представителей
государств - участников Соглашения по одному от каждого из
государств.
Каждое государство - участник Соглашения имеет в МНТС один
голос.
Официальным языком МНТС и его рабочих органов является русский
язык.
Местопребыванием рабочих органов МНТС является г. /Киев/.
Глава 2. ФУНКЦИИ МНТС
На МНТС возлагается выполнение следующих функций:
согласование предложений по направлениям межгосударственного
научно-технического сотрудничества;
выбор форм совместной научно-технической деятельности;
представление на утверждение государствам - участникам, а при
наличии полномочий утверждение документов, предусмотренных
Соглашением;
принятие решений о формировании рабочих органов МНТС,
утверждение регламента работы и сметы расходов на их содержание.
МНТС осуществляет и другие функции, определяемые Соглашением.
Глава 3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА В МНТС
Член МНТС наделяется государством (которое он представляет)
полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на
МНТС.
Член МНТС имеет право:
инициировать обсуждение в МНТС различных вопросов
межгосударственного научно-технического сотрудничества;
информировать МНТС о позиции своего государства по конкретным
вопросам межгосударственного научно-технического сотрудничества;
проводить переговоры с другими членами МНТС по вопросам
участия своего государства в конкретных формах межгосударственного
научно-технического сотрудничества;
получать по запросу от секретариата информацию о текущей
деятельности рабочих органов МНТС, а также информацию по
конкретным направлениям сотрудничества.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МНТС
МНТС проводит свои сессии не реже одного раза в полугодие.
В работе сессии принимают участие члены МНТС - представители
государств. В состав делегации государств на сессиях МНТС может
включаться необходимое количество советников и экспертов.
Функции Председательствующего на сессиях МНТС осуществляются
поочередно каждым членом МНТС.
Повестка дня сессии МНТС утверждается простым большинством
голосов от общего числа членов МНТС.
По процедурным вопросам решение принимается квалифицированным
большинством голосов.
Решения по конкретным межгосударственным программам и формам
сотрудничества принимаются только членами МНТС - представителями
государств, в них участвующих, на основе консенсуса.
Решения, затрагивающие интересы любого из государств -
участников, не могут приниматься в отсутствие представляющего его
члена МНТС.
В промежутках между сессиями члены МНТС организуют в своих
государствах работу по реализации принятых МНТС решений,
поддерживают контакты с секретариатом и между собой.
Глава 5. СЕКРЕТАРИАТ МНТС
В период между сессиями МНТС координацию деятельности в рамках
Соглашения организует Секретариат МНТС, состоящий из постоянных
представителей государств - участников, по одному от каждого
государства.
Секретариат МНТС:
обеспечивает подготовку сессий МНТС;
представляет в МНТС проекты соглашений, нормативных
документов, предусмотренных Соглашением;
организует консультации и обмен информацией между органами
управления государств, ответственными за формирование и реализацию
научно-технической политики;
готовит ежегодный доклад о межгосударственном научно -
техническом сотрудничестве, а также другие материалы, перечень
которых определяется МНТС.
По поручению МНТС осуществляет подготовку предложений по
вопросам межгосударственного научно-технического сотрудничества в
рамках Соглашения.
Положение о Секретариате утверждается МНТС.
Бюджет Секретариата образуется из ежегодных взносов государств
на финансирование его деятельности в соответствии со сметой
расходов, утверждаемой МНТС.
------------------------------------------------------------------
|