НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ на территории РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с изданием ПИСЬМА РОСКОМТОРГА РФ от 03.11.95 N 1-1474/32-2 и
ПИСЬМА МИНЭКОНОМИКИ РФ от 19.09.95 N СИ-351/7-708
Утверждено
Министерством экономики и финансов РСФСР
от 23 декабря 1991 г. N Р-339
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СВОБОДНЫХ (РЫНОЧНЫХ) ЦЕН И ТАРИФОВ
НА ПРОДУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ,
ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УСЛУГИ
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. Общие положения
II. Порядок образования свободных (рыночных) оптовых цен (та-
рифов) на продукцию (услуги) производственно-технического
назначения и отпускных цен на товары народного потребления
III. Порядок образования свободных (рыночных) розничных цен
на отечественные и импортные товары народного потребления и
услуги
IV. Оформление документов
----------------------------------------------------------------------
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение распространяется на предприятия,
объединения, организации, отдельные юридические лица (независимо
от форм собственности), изготавливающие (в дальнейшем именуются
"изготовители") и реализующие (в дальнейшем именуются "продавец")
продукцию (услуги) производственно-технического назначения и това-
ры народного потребления на территории РСФСР.
1.2. Положение предусматривает порядок образования и примене-
ния свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производствен-
но-технического назначения, товары народного потребления и услуги,
кроме тех, на которые согласно действующему законодательству сох-
раняется государственное регулирование цен (тарифов).
II. Порядок образования свободных (рыночных) оптовых цен (та-
рифов) на продукцию (услуги) производственно-технического
назначения и отпускных цен на товары народного потребления
2.1. Свободные оптовые цены (тарифы) на продукцию (услуги)
производственно-технического назначения устанавливаются изготови-
телями по согласованию на равноправной основе с потребителями про-
дукции (услуг) и применяются с учетом налога на добавленную стои-
мость при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме
населения), в том числе с посредниками (включая снабженческо-сбы-
товые, торгово-закупочные предприятия и организации и др.).
2.2. Свободные (отпускные) цены на товары народного потребле-
ния устанавливаются (с учетом налога на добавленную стоимость) из-
готовителями товаров по согласованию (на равноправной основе) с
розничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары
населению, внерыночными потребителями, а также с посредниками
(включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые предприятия и
организации и др.).
2.3. Свободные оптовые цены (тарифы) и свободные отпускные
цены определяются исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса
и предложения), качества и потребительских свойств продукции
(услуг) и товаров на условиях франко-станция (порт, пристань) отп-
равления, а при одногороднем отпуске - франко-склад предприя-
тия-поставщика. По договоренности сторон могут быть приняты другие
условия поставки товаров, продукции (услуг).
2.4. В свободных оптовых ценах (тарифов) на продукцию (услу-
ги) производственно-технического назначения и свободных отпускных
ценах на товары народного потребления учитываются себестоимость и
налог на добавленную стоимость. По товарам народного потребления,
облагаемым акцизами, в свободные отпускные цены включаются также
суммы акцизов по установленным ставкам.
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров и услуг по
свободным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между
выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость и ак-
цизов) и затратами, включаемыми в себестоимость продукции, товаров
и услуг. Все ранее установленные предельные нормативы рентабель-
ности отменяются.
В расчетных документах на реализуемые продукцию, товары и
услуги сумма налога на добавленную стоимость указывается отдельной
строкой.
2.5. При возникновении разногласий по уровню свободных опто-
вых цен (тарифов), предлагаемых изготовителем, на продукцию произ-
водственно-технического назначения (услуги) по номенклатуре меж-
государственных (межреспубликанских) поставок, производство кото-
рой ниже уровня потребности в ней в целом по РСФСР, и при этом у
потребителя отсутствует возможность в выборе другого поставщика
такой продукции, окончательное решение по уровню цен и их примене-
нию принимает Министерство экономики и финансов РСФСР или другой
орган, на который возложены функции установления и регулирования
цен (тарифов). В этих случаях изготовителем представляются необхо-
димые расчетные материалы, обосновывающие уровень цен.
2.6. Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредни-
ков (торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые организации и
предприятия и др.), определяются исходя из свободных оптовых (от-
пускных) цен и снабженческо-сбытовой надбавки, уровень которой оп-
ределяется по соглашению сторон (между посредником и потребителем,
в том числе торгующими организациями).
В снабженческо-сбытовой надбавке учитываются комиссионные
сборы за посреднические услуги, транспортные, другие расходы
посредника и налог на добавленную стоимость.
Предельный размер снабженческо-сбытовых наценок на продукцию
и товары, реализуемые через посредников (кроме районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей), не должен превышать 25%
(с налогом на добавленную стоимость) к свободной отпускной (опто-
вой) цене независимо от количества посредников.
Правительства республик в составе РСФСР, органы исполнитель-
ной власти краев и областей, автономных образований, городов Моск-
вы и Санкт-Петербурга могут регулировать предельную величину снаб-
женческо-сбытовой надбавки к свободной оптовой (отпускной) цене
изготовителя.
2.7. Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продук-
цию (товары) устанавливаются предприятиями и организациями, заку-
пающими продукцию (товары) у иностранных поставщиков, исходя из
конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и
потребительских свойств продукции (товаров). В этих ценах должны
учитываться импортная стоимость (фактурная стоимость, указанная в
счете поставщика, пересчитанная в рубли по курсу Центрального бан-
ка РСФСР на день платежа, с добавлением всех расходов по закупке и
доставке продукции (товаров) до границы), а также налог на импорт
в размере установленных ставок, таможенная пошлина и вознагражде-
ние внешнеэкономическим или другим организациям, осуществляющим
закупки продукции (товаров).
2.8. Свободные оптовые цены на вторичные ресурсы формируются
на основе спроса и предложения, при этом цены на вторичные ресурсы
не могут быть выше цен первичного сырья у потребителя с учетом со-
поставимых затрат на их переработку.
Свободные цены на некондиционную продукцию не могут быть выше
цен кондиционной продукции конкретного поставщика.
2.9. При производстве различных исполнений (модификаций) од-
нородной продукции в целях стимулирования повышения ее качества
свободные оптовые цены могут дифференцироваться изготовителем с
учетом потребительских свойств исходя из свободной цены базового
вида и доплат (скидок) за качество конкретного исполнения продук-
ции.
III. Порядок образования свободных (рыночных) розничных цен
на отечественные и импортные товары народного потребления и
услуги
3.1. Свободные (рыночные) розничные цены на отечественные то-
вары народного потребления формируются исходя из свободной отпуск-
ной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки.
При реализации населению продукции производственно-техни-
ческого назначения свободные (рыночные) розничные цены формируются
исходя из свободных оптовых цен с налогом на добавленную стоимость
и торговых надбавок.
Свободные (рыночные) розничные цены на импортные товары на-
родного потребления формируются исходя из свободной отпускной цены
(по импортным товарам в свободную отпускную цену вместо налога на
добавленную стоимость включены таможенные тарифы (пошлины), а так-
же налог на импорт (по товарам, на которые он установлен)) и тор-
говой надбавки.
3.2. Свободная розничная цена определяется розничными торго-
выми или другими предприятиями, организациями и отдельными юриди-
ческими лицами (независимо от форм собственности), осуществляющими
продажу таких товаров населению, в соответствии с пунктом 3.1.
При поставке продавцу товаров или продукции через посредников
свободная розничная цена формируется из цены закупки, определяемой
в соответствии с п. 2.6 настоящего Положения, и торговой надбавки.
3.3. Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъ-
юнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую над-
бавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные и
другие расходы продавца, оптовых и розничных торговых организаций
и предприятий, а также налог на добавленную стоимость.
Прибыль (убыток) от реализации товаров по свободным розничным
ценам определяется как разница между свободной розничной ценой и
отпускной ценой с учетом всех затрат продавца и уплаченного налога
на добавленную стоимость.
Правительства республик в составе РСФСР, органы исполнитель-
ной власти краев и областей, автономных образований, городов Моск-
вы и Санкт-Петербурга устанавливают и регулируют предельные разме-
ры торговых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам на то-
вары народного потребления и продукцию производственно-техническо-
го назначения, реализуемые населению в регионах, с учетом затрат
на транспортировку и реализацию.
Впредь до установления указанными органами предельных разме-
ров применяемые продавцом торговые надбавки не могут превышать 25%
(с налогом на добавленную стоимость), а в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним отдаленных и горных районах 45% (с налогом на
добавленную стоимость) к свободным отпускным (оптовым) ценам (к
ценам закупки). При этом по мясу, мясопродуктам и маслу животному,
а также ювелирным изделиям рекомендуется применять торговую над-
бавку в размере 15% (с налогом на добавленную стоимость), а в ра-
йонах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных и горных ра-
йонах 30% (с налогом на добавленную стоимость) к свободным отпуск-
ным (оптовым) ценам (к ценам закупки).
3.4. При реализации торговыми оптовыми предприятиями отечест-
венных и импортных товаров народного потребления розничных торго-
вым предприятиям расчеты за отпускаемые товары производятся по
свободным отпускным ценам с учетом налога на добавленную стои-
мость, кроме импортных, с добавлением к ним оптовой надбавки, оп-
ределяемой оптовыми торговыми предприятиями по согласованию с роз-
ничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары
населению. При этом оптовая надбавка включается в торговую надбав-
ку согласно п. 3.3.
3.5. Поставка отечественных и импортных товаров, подлежащих
продаже по свободным розничным ценам, предприятиям для дальнейшей
переработки, внерыночным потребителям, а также предприятиям быто-
вого обслуживания населения осуществляется по свободным отпускным
ценам, увеличенным на налог на добавленную стоимость (кроме им-
портных товаров).
Реализация товаров населению производится по свободным роз-
ничным ценам, включающим налог на добавленную стоимость, которые
формируются согласно п. 3.1.
3.6. Стоимость материалов и запасных частей, получаемых
предприятиями бытового обслуживания населению по свободным отпуск-
ным ценам (с учетом налога на добавленную стоимость), оплачивается
заказчиками при выполнении заказов на изготовление и ремонт изде-
лий по этим ценам с добавлением торговой надбавки, определяемой в
соответствии с п. 3.3 настоящего Положения.
В таком же порядке определяются свободные розничные цены на
изделия, реализуемые предприятиями бытового обслуживания населению
в качестве сопутствующих оказываемым услугам, а также на продукцию
и товары, реализуемые населению непосредственно предприятиями-из-
готовителями (с расчетами через кассу предприятия).
3.7. В предприятиях общественного питания наценки применяются
к свободным розничным ценам, сформированным в таком же порядке,
как и в розничных торговых предприятиях (п. 3.1).
Уровень наценок (с учетом налога на добавленную стоимость) на
продукцию предприятий общественного питания (школьных, студен-
ческих, рабочих столовых и др.) в случае необходимости регулиру-
ются местными органами исполнительной власти в соответствии с
действующим порядком.
3.8. Свободные (рыночные) тарифы на услуги для населения фор-
мируются предприятиями и организациями, предоставляющими эти услу-
ги, исходя из конъюнктуры рынка (спроса и предложения), сложив-
шейся в данном регионе, качества и потребительских свойств пре-
доставляемых услуг.
IV. Оформление документов
4.1. Свободные отпускные и оптовые цены (тарифы) фиксируются
в протоколе согласования, который подписывается руководителями
(владельцами) предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя.
Рекомендуемые формы протоколов согласования приведены в приложени-
ях N 1 и 2. Возможно фиксирование указанных цен в договорах на
поставку продукции (товаров).
Договоры с отдельными юридическими лицами (изготовителями или
потребителями) могут оформляться по произвольной форме.
4.2. Свободные розничные цены, рассчитанные в установленном
порядке, оформляются и учитываются продавцом в реестре по форме
согласно приложению N 3 либо по другой произвольной форме.
4.3. Обозначение свободных розничных цен на ярлыках товаров
или ценниках, выставляемых в магазинах, осуществляется розничными
торговыми предприятиями в порядке, установленном для обозначения
государственных розничных цен на соответствующие товары.
4.4. Обозначение свободных розничных цен непосредственно на
изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических
паспортах (по товарам культурно-бытового и хозяйственного назначе-
ния, выпускаемым с техническими паспортами), а также на контроль-
ных лентах для предприятий-изготовителей является необязательным.
4.5. Округление свободных цен (тарифов) на продукцию, товары
и услуги является необязательным.
4.6. Товарам отечественного производства, реализуемым по сво-
бодным ценам, предприятия присваивают артикулы, состоящие из буквы
"С" и порядкового номера товара (начинается ежегодно с единицы)
или номера модели, образца, других обозначений по согласованию из-
готовителей и потребителей товаров.
4.7. Все предприятия торговли, общественного питания, снаб-
женческо-сбытовые, торгово-закупочные организации (независимо от
форм собственности) регистрируют и представляют в установленном
порядке органом Государственной налоговой службы РСФСР данные о
размерах применяемых ими торговых надбавок, снабженческо-сбытовых
наценок и комиссионных сборов.
4.8. Свободные отпускные (оптовые) цены на товары народного
потребления (продукцию производственно-технического назначения)
указываются поставщиками в товарно-платежных документах (товар-
но-транспортных накладных, счетах фактурах, платежных требований и
др.).
При поставке товаров народного потребления и продукции произ-
водственно-технического назначения через посредников в товар-
но-платежных документах в обязательном порядке указывается свобод-
ная оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя и наименова-
ние предприятия-изготовителя продукции (товара).
V. Изменение свободных (рыночных) цен и тарифов
5.1. Свободные отпускные и оптовые цены (тарифы) на товары
народного потребления и продукцию производственно-технического
назначения (услуги) могут быть изменены по согласованию между из-
готовителем (поставщиком) и потребителем в зависимости от повыше-
ния (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлияв-
ших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, про-
дукции и услуг.
Порядок изменения цены может устанавливаться в договоре на
поставку товара.
5.2. В случае изменения спроса и предложения на товары народ-
ного потребления свободные розничные цены могут изменяться продав-
цом в зависимости от конъюнктуры рынка в данном регионе. При этом
снижение свободных розничных цен производится за счет продавца.
Новые свободные розничные цены заносятся продавцом в реестр,
в котором регистрировались ранее действовавшие цены на эти товары.
Приложение 1
к Временному положению о порядке применения сво-
бодных (рыночных) цен и тарифов на продукцию
производственно-технического назначения, товары
народного потребления и услуги
Руководитель__________________ Руководитель__________________
______________________________ ______________________________
______________________________ ______________________________
Предприятие (объединение) Предприятие (объединение)
потребитель (заказчик) потребитель (заказчик)
Подпись_______________________ Подпись_______________________
(фамилия) (фамилия)
" "___________________19 г. " "___________________19 г.
М.П. М.П.
ПРОТОКОЛ
согласования свободной оптовой цены (тарифа)
на продукцию (услуги) производственно-технического
назначения __________________________________________
_____________________________________________________________
наименование предприятия-изготовителя
и____________________________________________________________
наименование предприятия-потребителя на поставку
(оказание услуг)_____________________________________________
наименование продукции (услуг)
--T----------T----------T-----------T----------T---------T--------
NN¦Наименова-¦ Краткая ¦Техническая¦ Единица ¦Свободная¦Снабжен-
¦ние продук¦техничес- ¦ документа-¦ измерения¦ оптовая ¦ческо-
¦ции (услуг¦кая харак-¦ ция, кем, ¦ ¦цена (та-¦сбытовая
¦марка, тип¦теристика ¦ когда ут- ¦ ¦риф) руб.¦надбавка
¦и т.п. ¦ ¦ верждена ¦ ¦и коп. с ¦посред-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НДС ¦ника
--+----------+----------+-----------+----------+---------+--------
1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7
--+----------+----------+-----------+----------+---------+--------
Графа 7 заполняется при приобретении продукции производствен-
но-технического назначения через посредников.
НДС - налог на добавленную стоимость.
Приложение 2
к Временному положению о порядке применения сво-
бодных (рыночных) цен и тарифов на продукцию
производственно-технического назначения, товары
народного потребления и услуги
ПРОТОКОЛ N
согласования свободных отпускных цен на товары народного
потребления, подлежащие продаже по свободным розничным це-
нам, между ________________________________________________
(изготовитель)
и _____________________________________________ на поставку
(продавец)
___________________________________________________________
(наименование групп товаров)
--T---------T----------T-----------T-----------T---------T--------
NN¦Наименова¦ Артикул, ¦ Объем ¦Свободная ¦ Снабжен-¦Оптовая
¦ние и кра¦ марка, ¦ партии ¦отпускная ¦ ческо- ¦надбавка
¦ткая хара¦ тип, сорт¦ ¦цена за ¦ сбытовая¦оптовых
¦ктеристи-¦ ¦ ¦единицу ¦ надбавка¦торговых
¦ка товара¦ ¦ ¦продукции ¦ посред- ¦организа
¦ ¦ ¦ ¦с НДС ¦ ника ¦ций
--+---------+----------+-----------+-----------+---------+--------
1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7
--+---------+----------+-----------+-----------+---------+--------
Изготовитель (поставщик) Продавец
подпись подпись
дата дата
М.П. М.П.
Графы 6 и 7 заполняются при приобретении товаров народного
потребления через посредников или оптовые торговые организации.
НДС - налог на добавленную стоимость
Приложение 3
к Временному положению о порядке применения сво-
бодных (рыночных) цен и тарифов на продукцию
производственно-технического назначения, товары
народного потребления и услуги
_________________________________________
наименование предприятия (продавца),
регистрирующего свободные розничные цены
от ____________________________199 г.
N ______
РЕЕСТР
свободных розничных цен на ___________________________________
наименование товара
--T-------T----T---T----------T--------T-------T--------T---------
NN¦Наимено¦Арти¦Объ¦Согласован¦Снабжен-¦Оптовая¦Размер ¦Свободная
¦вание и¦кул,¦ем ¦ная свобод¦ческо- ¦надбав-¦торговой¦розничная
¦краткая¦мар-¦пар¦ная отпуск¦сбытовая¦ка опто¦надбавки¦цена(руб.
¦характе¦ка, ¦тии¦ная цена ¦надбавка¦вых тор¦(сумма ¦коп.) за
¦ристика¦тип ¦ ¦(руб. коп)¦посредни¦говых ¦или про-¦единицу
¦товара ¦ ¦ ¦ ¦ка ¦органи-¦цент) ¦продукции
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заций ¦ ¦
--+-------+----+---+----------+--------+-------+--------+---------
Руководитель (владелец) предприятия-продавца подпись
дата
------------------------------------------------------------------
Свободная отпускная цена, надбавки и свободная розничная цена ука-
зываются с учетом налога на добавленную стоимость.
|