КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (91) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ
ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТАЦИИ СЕКСА В ЦЕЛЯХ НАЖИВЫ,
ПОРНОГРАФИИ, ПРОСТИТУЦИИ, ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ
И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
(9 сентября 1991 года)
Комитет министров в соответствии со статьей 15, пункт "b",
Устава Совета Европы,
учитывая, что благосостояние и интересы детей и
несовершеннолетних являются основными вопросами для любого
общества;
учитывая, что сексуальная эксплуатация детей и подростков в
целях наживы в виде порнографии, проституции и торговли людьми
приняла новые и угрожающие размеры на национальном и международном
уровне;
учитывая, что сексуальный опыт, связанный с этим социальным
явлением часто с ранним сексуальным злоупотреблением в семье или
вне ее, может быть вреден для психосоциального развития ребенка и
несовершеннолетнего;
учитывая, что в интересах государств - членов Совета Европы
привести в соответствие свое национальное законодательство по
сексуальной эксплуатации детей и несовершеннолетних, чтобы
улучшить координацию и эффективность действий, предпринятых на
национальном и международном уровне, для решения данной проблемы;
ссылаясь на Рекомендацию 1065 (1987) Парламентской ассамблеи
Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской
эксплуатации;
помня о Резолюции N 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии
и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними
16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.);
ссылаясь на Рекомендацию N R (85) 4 о насилии в семье,
Рекомендацию N R (85) 11 о положении пострадавшего в рамках
уголовного права и процесса, Рекомендацию N R (87) 20 о социальных
реакциях на преступность несовершеннолетних и
Рекомендацию N R (89) 7, касающуюся принципов распространения
видеопродукции насильственного, жестокого или порнографического
содержания;
имея в виду Конвенцию о защите прав человека и основных свобод
(1950) и Европейскую социальную хартию (1961);
также имея в виду Конвенцию ООН по правам ребенка (1989),
I. Рекомендует правительствам государств - членов пересмотреть
свое законодательство и практику с целью принятия по необходимости
и выполнения следующих мер:
A. Общие меры:
a) Осведомленность общества, обучение и информация.
1. Сделать соответствующую документацию по сексуальной
эксплуатации детей и несовершеннолетних доступной для
родителей, лиц, опекающих малолетних, и других соответствующих
групп и ассоциаций.
2. Включить в программы начального и среднего школьного
обучения информацию об опасности сексуальной эксплуатации и
злоупотреблениях, которым могут быть подвержены дети и
несовершеннолетние, и о том, как они могут защититься сами.
3. Содействовать осуществлению программ, нацеленных на
дальнейшее обучение и подготовку тех, кто обязан помогать
детям и несовершеннолетним и защищать их в областях
образования, здравоохранения, социального обеспечения, юстиции
и полиции, чтобы позволить им выявлять случаи сексуальной
эксплуатации и принять необходимые меры.
4. Ознакомить общество с разрушительными последствиями
сексуальной эксплуатации, которая трансформирует детей и
несовершеннолетних в потребительские объекты, и побуждать
общественность к принятию участия в деятельности ассоциаций и
организаций, занимающихся этой проблемой.
5. Побуждать средства массовой информации участвовать в
общем просвещении по этой теме и принимать соответствующие
правила поведения.
6. Пресекать и предупреждать любое злоупотребление
изображением и голосом ребенка в эротических целях.
b) Сбор и обмен информацией.
7. Побуждать общественные и частные организации и органы,
занимающиеся детьми и несовершеннолетними, которые стали
жертвами любого вида сексуальной эксплуатации, хранить
соответствующую статистическую информацию для научных целей и
уголовной политики, уважая при этом анонимность и
конфиденциальность.
8. Поощрять сотрудничество между полицией и всеми
общественными и частыми организациями, занимающимися делами по
сексуальным злоупотреблениям в семье или вне ее и различным
формам сексуальной эксплуатации.
c) Профилактика, определение, помощь.
9. Призывать полицейские службы оказывать особое внимание
профилактике, выявлению и расследованию преступлений,
включающих сексуальную эксплуатацию детей и
несовершеннолетних, и предоставлять им достаточные средства с
этой целью.
10. Содействовать созданию и работе специализированных
общественных и частных служб для защиты детей и
несовершеннолетних, подвергающихся риску, чтобы предупредить и
выявить все формы сексуальной эксплуатации.
11. Поддерживать общественные и частные инициативы на
местном уровне, чтобы создать центры помощи для оказания
медицинской, психологической, социальной или правовой помощи
детям и несовершеннолетним, которые подвергаются опасности
сексуальной эксплуатации или были ее жертвами.
d) Уголовное право и уголовный процесс.
12. Добиваться, чтобы оберегались права и интересы детей и
несовершеннолетних в ходе процесса, уважая при этом права
обвиняемых.
13. Обеспечивать конфиденциальность записей в ходе
судебного и административного производства и уважение прав
неприкосновенности частной жизни детей и несовершеннолетних,
которые подвергались сексуальной эксплуатации, избегая, в
частности, раскрытия любой информации, которая может привести
к их идентификации.
14. Обеспечивать особые условия при слушаниях с детьми,
которые были пострадавшими или свидетелями сексуальной
эксплуатации, чтобы снизить травматические воздействия таких
слушаний и повысить достоверность их заявлений, уважая при
этом их достоинство.
15. Обеспечивать по соответствующей схеме компенсацию
детям и несовершеннолетним, которые были пострадавшими от
сексуальной эксплуатации.
16. Обеспечить возможность изъятия и конфискации доходов
от преступлений, имеющих отношение к сексуальной эксплуатации
детей и несовершеннолетних.
B. Меры, касающиеся детской порнографии
1. Предусмотреть соответствующие санкции, учитывая тяжесть
преступления, совершенного теми лицами, которые участвуют в
производстве и сбыте любых порнографических материалов, в которых
фигурируют дети.
2. Изучать целесообразность введения уголовных санкций просто
за обладание детскими порнографическими материалами.
3. Обеспечить, в частности, через международное сотрудничество
выявление фирм, обществ или лиц, часто связанных с двумя или более
странами, использующих детей для производства порнографического
материала.
4. Предусмотреть информирование общественности, чтобы повысить
ее осведомленность о претворении уголовной политики, числе
обвинений и осуждений по делам, связанным с детской порнографией,
обеспечивая при этом анонимность детей и обвиняемых.
C. Меры, касающиеся детской и подростковой проституции
1. Увеличить материальные и людские ресурсы полицейских служб,
улучшить их методы работы, так что места, где может наблюдаться
детская проституция, будут регулярно инспектироваться.
2. Поощрять и поддерживать организацию мобильных единиц по
социальному обеспечению для надзора и установления контакта с
детьми, в частности детьми с улицы, чтобы помочь им вернуться в
свои семьи, и, по возможности и необходимости, направлять их в
соответствующие органы для лечения, обучения или подготовки.
3. Принять более энергичные усилия с целью выявления и
наказания тех, кто поощряет или способствует проституции детей или
несовершеннолетних или кто извлекает выгоду из нее, с одной
стороны, и от клиентов детской проституции, с другой Стороны.
4. Создать или развить особые подразделения в полиции и, при
необходимости, усовершенствовать их методы работы, чтобы бороться
с поставками детей и несовершеннолетних.
5. Отговаривать туристические агентства от развития
секс-туризма в любой форме, особенно посредством гласности,
организуя консультации между ними и общественными службами.
6. Дать приоритет программам профессиональной подготовки и
реинтеграции, касающимся детей и несовершеннолетних, которые
обычно или от случая к случаю сами занимаются проституцией.
D. Меры, касающиеся торговли детьми и несовершеннолетними
1. Контролировать деятельность артистических, брачных агентств
и контор по усыновлению, чтобы следить за перемещением в странах и
между ними детей и несовершеннолетних, предупреждать возможность
того, что их вовлекут в проституцию и другие формы сексуальной
эксплуатации.
2. Иммиграционным властям и пограничной полиции усилить
надзор, чтобы быть уверенными в том, что поездки детей за границу,
особенно без сопровождения их родителей или опекуна, не связаны с
торговлей людьми.
3. Создать средства и поддерживать уже существующие для защиты
и помощи жертвам торговли детьми и несовершеннолетними.
II. Международные аспекты
Рекомендует правительствам государств - членов:
1. Изучить целесообразность подписания и ратификации, если они
еще не сделали этого:
- Конвенции ООН о пресечении торговли людьми и эксплуатации
или проституции других (1950)
- Гаагскую конвенцию о юрисдикции, применяемой правовой норме
и признании декретов, касающихся усыновления (1965)
- Европейскую конвенцию по усыновлению детей (1967)
- Конвенцию N 138 МОТ, касающуюся минимального возраста для
приема на работу (1973)
- Конвенцию ООН о правах ребенка (1989).
2. Ввести правила по экстерриториальной юрисдикции, чтобы
разрешить преследование и наказание лиц, которые совершили
преступления, связанные с половой эксплуатацией детей и
несовершеннолетних за пределами национальной территории, или, если
приемлемо, пересмотреть существующие правила с этой целью и
улучшить международное сотрудничество в этой связи.
3. Усилить и улучшить обмен информацией между странами через
Интерпол для выявления и преследования правонарушителей, связанных
с сексуальной эксплуатацией, и, в частности, с торговлей детьми и
несовершеннолетними, и тех, кто организует это.
4. Установить связи с международными объединениями и
организациями, работающими для благосостояния детей и
несовершеннолетних, чтобы извлекать пользу из данных, доступных
для них, и обеспечивать, если необходимо, их сотрудничество в
борьбе с сексуальной эксплуатацией.
5. Сделать шаги для создания европейского регистра пропавших
детей.
III. Приоритеты исследований
Рекомендует правительствам государств - членов проводить
исследования на национальном и международном уровне в следующих
областях:
1. Характер и размах различных форм сексуальной эксплуатации
детей и несовершеннолетних, особенно с учетом культуры.
2. Природа педофилии и факторы, способствующие ей.
3. Связь между усыновлением и сексуальной эксплуатацией.
4. Связь между сексуальным злоупотреблением в семье и
проституцией.
5. Характеристики, роль и нужды клиентов детской проституции и
порнографии.
6. Оценочные исследования профобучения и программ реинтеграции
молодежи, вовлеченной в проституцию.
7. Структура, международные сети, взаимосвязи и доходы
секс-индустрии.
8. Связи между секс-индустрией и оргпреступностью.
9. Возможности и пределы системы уголовного правосудия как
средства предупреждения и подавления различных форм сексуальной
эксплуатации детей и несовершеннолетних.
10. Эпидемиология, причины и последствия от болезней,
передаваемых половым путем, у детей и несовершеннолетних, анализ
их связей с сексуальными злоупотреблениями и эксплуатацией.
|