МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
18 июля 1991 г.
N 251/125
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
Объявляем Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г.
N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно -
воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии".
В целях дальнейшего совершенствования деятельности специальных
учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии, Совет Министров
РСФСР постановляет:
1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров
республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов
народных депутатов автономных областей и автономных округов
выделить в 1991 году средства для реализации мероприятий,
направленных на улучшение воспитания, обучения и материального
обеспечения детей и подростков, имеющих недостатки в физическом
или умственном развитии, находящихся в специальных учебно -
воспитательных учреждениях (специальных домах ребенка, специальных
детских домах и детских садах, специальных яслях - садах (яслях),
специальных детских домах и детских домах - интернатах,
специальных школах - интернатах (школах), специальных группах
профессионально - технических училищ, профессионально -
технических училищах - интернатах и техникумах - интернатах), а
также обучающихся в специальных группах, классах при дошкольных
учреждениях, общеобразовательных школах - интернатах и
индивидуально на дому.
2. Министерству образования РСФСР, Министерству
здравоохранения РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР,
Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР,
крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов:
рассмотреть в 1991 году состояние материальной базы каждого
специального учебно - воспитательного учреждения, провести их
инвентаризацию, предусмотрев при необходимости ремонт или
реконструкцию, материально - техническое обеспечение, особенно
оснащение специальным инвентарем, оборудованием и средствами
коррекции;
осуществлять постоянный контроль за деятельностью специальных
учебно - воспитательных учреждений, а также оказывать помощь в
получении педагогическими кадрами дефектологического образования в
системе очного и заочного обучения для полного укомплектования ими
указанных учреждений.
3. Государственному комитету РСФСР по экономике устанавливать
организациям - заказчикам и подрядчикам республиканский
государственный заказ на ввод в действие специальных учебно -
воспитательных учреждений.
4. Государственному комитету РСФСР по материально -
техническому обеспечению республиканских и региональных программ,
Государственному комитету РСФСР по экономике, Министерству
образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам
Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам,
исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и
автономных округов принять меры к обеспечению до 1995 года каждого
специального интернатного учреждения необходимым автотранспортом,
в том числе санитарным автомобилем и автобусом.
5. Государственному комитету РСФСР по земельной реформе,
Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР,
крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов завершить в 1991-1992 годах отвод в
установленном порядке земельных участков для организации подсобных
хозяйств при специальных учебно - воспитательных учреждениях и
создать необходимые условия для их деятельности в соответствии с
постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1984 года N 265
"Об общеобразовательных школах - интернатах, детских домах и
других интернатах учреждениях" (СП РСФСР, 1984 г., N 12, ст. 94).
6. Министерству образования РСФСР, Министерству
здравоохранения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в
состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных
депутатов автономных областей и автономных округов определить
мероприятия, обеспечивающие своевременное устройство детей и
подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном
развитии и нуждающихся в специальных учебно - воспитательных
учреждениях, в специальные детские сады, ясли - сады (ясли),
детские дома, детские дома - интернаты, школы - интернаты (школы),
классы в общеобразовательных школах и школах - интернатах общего
типа, училища - интернаты, техникумы - интернаты и группы
профессионально - технических училищ в соответствии с заключениями
и рекомендациями психолого - медико - педагогических консультаций
о типе учреждения, необходимом для оздоровления таких детей, их
воспитания и обучения, а также создание рабочих мест на
предприятиях для выпускников специальных учебно - воспитательных
учреждений.
7. Государственному комитету РСФСР по экономике,
Государственному комитету РСФСР по материально - техническому
обеспечению республиканских и региональных программ, Министерству
образования РСФСР, Министерству промышленности РСФСР обеспечивать
производство и поставку специальным учебно - воспитательным
учреждениям тифлотехнических, бытовых, информационных и
производственных средств, аппаратов, учебного оборудования и
мебели в качестве поставок для государственных нужд.
Освободить от налогообложения прибыль, полученную
предприятиями от выпуска указанных видов продукции для специальных
учебно - воспитательных учреждений, в части сумм, подлежащих
зачислению в республиканский бюджет РСФСР.
8. Министерству труда РСФСР, Министерству образования РСФСР,
Министерству финансов РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР
принять участие в работе Министерства труда и социальных вопросов
СССР по определению условий оплаты труда работников постоянно
действующих межведомственных психолого - медико - педагогических
консультаций.
9. Министерству образования РСФСР, Министерству печати и
массовой информации РСФСР принять участие в работе
Государственного комитета СССР по народному образованию, Академии
педагогических наук СССР и Министерства информации и печати СССР
по обеспечению специальных учебно - воспитательных учреждений для
детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном
развитии, необходимыми учебными планами, программами, учебниками,
дидактическим материалом, учебно - наглядными пособиями и
художественной литературой, в том числе на родном языке, повышению
качества оформления учебников, особенно для детей с остаточным
зрением по всему курсу учебных предметов средней
общеобразовательной школы.
10. Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР,
крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов исходя из местных условий и
рекомендаций Министерства образования РСФСР снизить с 1 сентября
1991 г. предельную наполняемость классов, воспитательных групп,
групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах -
интернатах (школах), детских домах и домах - интернатах,
дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в
профессионально - технических училищах, общеобразовательных школах
и дошкольных учреждениях общего типа.
Министерству образования РСФСР по согласованию с Министерством
финансов РСФСР в месячный срок утвердить рекомендации по
указанному вопросу.
11. Министерству социального обеспечения РСФСР обеспечить
своевременное протезирование детей с недостатками в физическом
развитии начиная с раннего возраста.
12. Министерству здравоохранения РСФСР в 1991 году
разработать:
показания к направлению детей с недостатками в умственном или
физическом развитии в оздоровительные учреждения;
медицинские и санитарно - гигиенические показатели для
трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и
подростков, имеющих недостатки в умственном или физическом
развитии, с учетом современных требований и профессий.
13. Распространить денежную норму расходов на питание,
предусмотренную в подпункте "б" пункта 1 распоряжения Совета
Министров РСФСР от 28 марта 1990 г. N 341-р, на учащихся, имеющих
недостатки в умственном или физическом развитии и обучающихся в
специальных школах, классах в общеобразовательных школах и школах
- интернатах общего типа (без проживания), из расчета 1 руб. 50
коп. (по II торговому поясу) на одного учащегося в день.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 24.05.91
N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно -
воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии"
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Министрам образования республик в составе РСФСР,
начальникам Управлений, Главных управлений (комитетов) народного
образования.
Министрам здравоохранения, республик в составе РСФСР, зав.
обл(край)здравотделами, начальникам Главных управлений, управлений
здравоохранения:
1.1. Принять постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая
1991 г. N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно -
воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии" к руководству и
исполнению;
1.2. Разработать план мероприятий по реализации рекомендаций и
поручений, определенных и изложенных в постановлении.
1.3. Осуществить в течение 1991-1992 годов инвентаризацию
специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и
подростков с недостатками в развитии с целью определения состояния
материально - технической базы и очередности проведения
капитального ремонта, реконструкции действующих зданий.
1.4. Внести на рассмотрение Советов Министров республик в
составе РСФСР, краевых, областных исполнительных комитетов
предложения по:
укреплению материально - технической базы специальных учебно -
воспитательных учреждений, правильной организации питания
воспитанников, их оздоровления;
вводу в действие специальных учебно - воспитательных
учреждений для детей с недостатками умственного и физического
развития, домов ребенка для установления Госкомэкономикой РСФСР
организациям - заказчикам и подрядчикам республиканского
государственного заказа;
обеспечению до 1995 года каждого специального интернатного
учреждения необходимым автотранспортом, в том числе санитарным
автомобилем и автобусом.
2. Рекомендовать министерствам образования республик в составе
РСФСР, краевым, областным управлениям, Главным управлениям,
комитетам по народному образованию:
2.1. Внести в штаты специальных учебно - воспитательных
учреждений для детей с недостатками умственного и физического
развития следующие изменения:
предусматривать в школах - интернатах и детских домах штат
воспитателей на каждую группу из расчета их работы в день: в
группах воспитанников среднего и старшего школьного возраста с
учетом режима дня (как правило, не более 10 часов), в дошкольных
группах и группах детей младшего школьного возраста - 14 часов;
в воскресные, праздничные и каникулярные дни для групп детей
среднего и старшего школьного возраста, оставшихся в эти дни в
школах - интернатах, часы работы воспитателей увеличивать до 14
часов;
в специальных школах штат воспитателей на каждую группу
продленного дня предусматривать по режиму их работы;
в детских дошкольных учреждениях на каждую группу детей штат
воспитателей предусматривать из расчета их работы в день;
в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей -
по режиму работы учреждения (группы);
в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей - до 24
часов;
в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием - до 14
часов с учетом продолжительности трудовой недели и режима работы
учреждения (группы) в предвыходные дни.
2.2. Формировать средства на оплату труда работников
специальных учебно - воспитательных учреждений (классов, групп)
исходя из рекомендованной Министерством образования РСФСР
предельной наполняемости классов, групп (приложение).
2.3. Предусматривать ассигнования на питание воспитанников
специальных учебно - воспитательных учреждений, исходя из
утвержденных натуральных норм, пересчитанных на действующие
розничные цены, а на питание учащихся специальных школ, классов в
общеобразовательных школах, школах - интернатах (без проживания) -
с использованием поправочного коэффициента 3,1.
3. Главному управлению реабилитационной службы Минобразования
РСФСР (т. Макаров Г.Б.), Главному управлению охраны здоровья
матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.):
3.1. Разработать и представить на утверждение в Совет
Министров РСФСР до 01.11.91 г. проект Временного положения о
специальных (коррекционных) общеобразовательных учебных заведениях
для детей с недостатками умственного и физического развития;
3.2. Пересмотреть в 1992 году показания к направлению детей в
специальные учебно - воспитательные учреждения.
4. Главному управлению реабилитационной службы (т. Макаров
Г.Б.), Главному планово - финансовому управлению (т. Миронов И.Ю.)
Министерства образования РСФСР, Главному управлению охраны
здоровья матери и ребенка (т. Зелинская Д.И.), Главному планово -
экономическому управлению (т. Климкин М.В.) Министерства
здравоохранения РСФСР:
4.1. По согласованию с Министерством труда РСФСР и
Министерством финансов РСФСР разработать и представить к 01.10.91
г. на утверждение в Совет Министров РСФСР положение о постоянно
действующей межведомственной психолого - медико - педагогической
консультации. Совместно с Министерством труда РСФСР определить
условия оплаты труда работников постоянно действующих
межведомственных психолого - медико - педагогических консультаций.
4.2. Разработать до 01.10.91 г. для местных органов
образования и здравоохранения рекомендации по штатной численности
должностей врачей и среднего медицинского персонала специальных
учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в умственном и физическом развитии.
5. Главному управлению реабилитационной службы (т. Макаров
Г.Б.), Главному планово - финансовому управлению (т. Миронов И.Ю.)
Министерства образования РСФСР:
5.1. Внести до 15.10.91 г. предложения в Госкомстат РСФСР о
единовременном учете педагогических кадров специальных учебных
заведений и классов для детей с недостатками умственного и
физического развития.
5.2. Подготовить и внести до 20.09.91 г. предложения в
Министерство труда РСФСР, Министерство финансов РСФСР о введении
доплат, надбавок к ставкам заработной платы педагогов за
сверхнормативное содержание детей в специальных классах, группах.
6. Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка
Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.) в 1991 году разработать:
6.1. Показания к направлению детей с недостатками в умственном
и физическом развитии в оздоровительные и санаторные учреждения.
6.2. Медицинские и санитарно - гигиенические показания для
трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и
подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии,
с учетом современных требований и профессий.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на Главное
управление реабилитационной службы Министерства образования РСФСР
(т. Макаров Г.Б.) и Главное управление охраны здоровья матери и
ребенка Министерства здравоохранения РСФСР (т. Зелинская Д.И.).
Заместитель Министра
образования РСФСР
Е.Б.КУРКИН
Первый заместитель Министра
здравоохранения РСФСР
В.И.РЕЗАЙКИН
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Министра
финансов РСФСР
Н.В.ЧЕРНОМОРД
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра
образования РСФСР
Е.Б.КУРКИН
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДЕЛЬНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ - ИНТЕРНАТАХ
(ШКОЛАХ), ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОМАХ - ИНТЕРНАТАХ,
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ
И ГРУППАХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ШКОЛАХ - ИНТЕРНАТАХ,
ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА
----------------------------T-------------------------------------
| |Количество детей в классе (группе) |
| +--------T------------T--------------+
| Дети, имеющие отклонения | ранний | дошкольный | школьный |
| в развитии |возраст | возраст |подростковый |
| |(до 3 л)|(с 3 до 7 л)| и юношеский |
| | | |(с 7 до 18 л) |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|нарушения речи: | | | |
|- с тяжелыми нарушениями| до 6 | до 10 | до 12 |
| речи | | | |
| +--------+------------+--------------+
|- с фонетико-фонематическим| - | до 12 | - |
| нарушением речи и наруше-| | | |
| нием произношения отдель-| | | |
| ных звуков | | | |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|нарушения слуха: | | | |
|- глухие | до 6 | до 6 | до 6 |
| +--------+------------+--------------+
|- слабослышащие и поздноог-| до 6 | до 8 |до 10 (I отд.)|
| лохшие | | |до 6 (II отд.)|
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|нарушения зрения: | | | |
|- слепые | до 6 | до 6 | до 8 |
| +--------+------------+--------------+
|- слабовидящие | до 6 | до 10 | до 12 |
| +--------+------------+--------------+
|- с косоглазием и амблиопи-| до 6 | до 10 | - |
| ей | | | |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|нарушения опорно-двигатель-| до 6 | до 8 | до 10 |
|ного аппарата | | | |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|с задержкой психического| до 6 | до 10 | до 12 |
|развития | | | |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|умственно отсталые | до 6 | до 10 | до 12 |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|с глубокой умственной| - | до 8 | до 10 |
|отсталостью | | | |
+---------------------------+--------+------------+--------------+
|со сложными дефектами | до 5 | до 5 | до 5 |
L---------------------------+--------+------------+---------------
Примечание: исходя из местных условий может устанавливаться
меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов,
воспитательных групп и групп продленного дня.
|