ПИСЬМО ЦБР ОТ 4 ИЮЛЯ 1991 Г. N 04065
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКА РОССИИ И КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ, А ТАКЖЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ИХ КЛИЕНТОВ"
Доводим до сведения информацию Центрального банка РСФСР,
сообщенную письмом от 18 июня 1991 г. N 15-2/941.
Законами РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и
"О Центральном банке РСФСР (Банке России)" предусмотрено, что
отношения между банками и клиентами носят договорной характер. В
соответствии с заключенными договорами определяются взаимные права
и обязанности банков и клиентов, процентные ставки по кредитам
банка, величина комиссионного вознаграждения за банковские
операции и т.д.
Банк России осуществляет в пределах указанных законов функции
регулирования и надзора за деятельностью банков, основной целью
которых является поддержание стабильности денежно-кредитной
системы. Регулирование производится путем выдачи и отзыва лицензий
на совершение банковских операций, регистрации уставов
коммерческих банков, установления экономических нормативов для
банков, показателей ликвидности баланса, предельного соотношения
между размером капитала и суммой активов банка, максимального
размера риска на одного заемщика, размеров обязательных резервов,
а также отчислений в страховые фонды. Функции надзора Банка России
за деятельностью баков, определенные банковским законодательством
РСФСР, заключаются в надзоре за соблюдением банками
устанавливаемых экономических нормативов и контроле за правильным
применением банковского законодательства. При этом Банк России не
вмешивается в оперативную деятельность банков.
Между тем коммерческие банки и их клиенты неправильно
понимают роль и функции Банка России в сложившейся двухуровневой
банковской системе. В Банк России продолжают поступать
многочисленные жалобы коммерческих банков на действия друг друга,
а также жалобы клиентов на неправильное, с их точки зрения,
зачисление или списание средств со счетов, досрочное взыскание
кредитов, невыдачу наличных денег и по другим вопросам оперативной
деятельности коммерческих банков, не относящимся к компетенции
Банка России.
Подобные письма и обращения коммерческих банков и их клиентов
дезорганизуют работу Центрального банка РСФСР, приводят к
затягиванию рассмотрения этих вопросов в органах, призванных для
их решения. Это может также привести к пропуску сроков исковой
давности, утрате документов и другим негативным последствиям,
которые затруднят или сделают невозможной защиту интересов и
законных прав сторон.
Центральный банк РСФСР не уполномочен рассматривать и решать
оперативные вопросы, возникающие в работе коммерческих банков и их
клиентов: это входит в обязанности Государственного арбитража,
суда, а в необходимых случаях - прокуратуры, которая осуществляет
надзор за законностью принятых указанными органами решений.
Приложение: на 1 листе. Начальник Главного управления по г.Москве
Центрального банка РСФСР К.Б.Шор
Приложение
В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР
Центральный банк РСФСР информирует коммерческие банки и их
клиентов, что в соответствии с законами РСФСР "О банках и
банковской деятельности в РСФСР" и "О Центральном банке РСФСР"
(Банке России)", Центральный банк РСФСР не уполномочен
рассматривать их споры, вытекающие из договорных отношений. Эти
вопросы входят в компетенцию Госарбитража и суда.
Обращения коммерческих банков и их клиентов по указанным
вопросам Центральным банком РСФСР не рассматриваются, а
возвращаются адресатам, либо направляются по принадлежности.
Ответственность за возможный пропуск сроков исковой давности и
другие негативные последствия при данных обстоятельствах
Центральный банк РСФСР не несет.
|