МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И
СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 1 июля 1991 г. N 29
Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА
В соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан
в СССР" и Соглашением между Минтрудом СССР и органами по труду и
социальным вопросам республик "О распределении функций по уровням
управления Государственной экспертизы условий труда" от 31 мая
1991 года Министерство труда и социальных вопросов СССР
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Основные методические положения о по-
рядке проведения экспертизы условий труда.
2. Установить, что республиканские органы по труду и социальным
вопросам в развитие настоящих Основных методических положений мо-
гут разрабатывать соответствующие положения (рекомендации) о про-
ведении экспертизы условий труда применительно к региональной спе-
цифике и с учетом действующего республиканского законодательства.
3. Республиканским органам по труду и социальным вопросам,
министерствам и ведомствам СССР довести до сведения предприятий и
организаций Основные методические положения о порядке проведения
экспертизы условий труда.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Министерства
труда и социальных вопросов
СССР от "1" июля 1991 года N 29
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
о порядке проведения экспертизы условий труда
1. Общие положения
1.1. Экспертиза условий труда проводится в соответствии с Зако-
ном СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и соответствую-
щими законами республик, постановлением Совета Министров СССР от
13 августа 1990 г. N 812 и соответствующими постановлениями прави-
тельств республик государственными экспертами Главной государс-
твенной экспертизы условий труда, государственных экспертиз усло-
вий труда союзных и автономных республик, государственных
экспертиз условий труда краев, областей, автономных областей и ок-
ругов.
1.2. Экспертиза условий труда <1> на предприятиях и в организа-
циях, независимо от форм собственности, выполняется в целях обес-
печения правильности применения списков на льготное пенсионное
обеспечение и дополнительные отпуска, подготовки предложений по
совершенствованию этих списков, контроля за качеством проведения
аттестации рабочих мест, дифференциации тарифов на социальное
страхование, защищенности трудящихся, занятых на работах с небла-
гоприятными условиями труда.
Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из ко-
нкретных задач, могут выполняться следующие виды экспертизы:
экспертиза условий труда в проектах строительства новых и ре-
конструируемых предприятий;
экспертиза условий труда на рабочих местах;
экспертиза правильности применения списков производств, работ,
профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются
льготные пенсии и дополнительные отпуска;
экспертиза качества проведения на предприятиях и в организациях
аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесения к катего-
рии с вредными и тяжелыми условиями труда;
экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за
работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов
социального страхования;
экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих
между юридическими лицами <2> и гражданами (работниками), по воп-
росам оценки условий труда , предоставления льгот и компенсаций за
работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров,
подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;
экспертиза условий труда по предложениям предприятий и органи-
заций в целях изменения списков производств, работ, профессий,
должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и до-
полнительный отпуск <3>;
другие виды экспертизы, вытекающие из задач Государственной эк-
спертизы условий труда.
2. Организация проведения экспертизы условий труда
2.1. Экспертиза условий труда осуществляется в плановом и в
оперативном порядке.
2.2. О проведении любого вида экспертизы условий труда проводя-
щий ее орган государственной экспертизы условий труда может забла-
говременно уведомить администрацию предприятия, если не сочтет,
что такое уведомление нанесет ущерб эффективности экспертизы. Уве-
домление делается с целью качественного и оперативного проведения
экспертизы. При этом может указываться вид, либо цель проведения
экспертизы, характер документов, необходимых для ее проведения.
2.3. Для проведения конкретного вида экспертизы условий труда
могут в установленном порядке привлекаться высококвалифицированные
специалисты отраслей народного хозяйства и научные работники с оп-
латой выполненных ими работ, а также представители органов сани-
тарного надзора, инспекции Госпроматомнадзора СССР, профсоюзных
органов.
При проведении экспертизы условий труда по предложениям предп-
риятий и организаций об изменениях в списках производств, работ,
профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспе-
чение и дополнительный отпуск предприятиями и организациями произ-
водится оплата лабораторных измерений значений опасных и вредных
факторов производственной среды, а также работа привлекаемых внеш-
татных экспертов.
Лабораторные измерения для нужд государственной экспертизы ус-
ловий труда могут производиться лабораториями, перечень которых
утверждается Министерством труда и социальных вопросов СССР сов-
местно с органами по труду и социальным вопросам республик.
2.4. По окончании экспертизы государственным экспертом выдается
соответствующее заключение установленной формы о результатах экс-
пертизы, либо в порядке оказания консультативной помощи необходи-
мые рекомендации.
3. Порядок проведения экспертизы условий труда
3.1. Экспертиза условий труда на рабочем месте заключается в
комплексной оценке факторов производственной среды (физических,
химических, биологических, психофизиологических) по показателям,
оказывающим влияние на здоровье и работоспособность человека в
процессе труда.
При этом рабочее место рассматривается как пространственная зо-
на, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается тру-
довая деятельность работника или группы работников, совместно вы-
полняющих производственные задания. Рабочее место является частью
производственно-технологической структуры предприятия, предназна-
чается для выполнения технологического (производственного) процес-
са и определяется на основе трудовых и других действующих норм и
нормативов.
3.2. При проведении экспертизы условий труда государственный
эксперт руководствуется действующими законодательными, а также
другими нормативными актами, регламентирующими права трудящихся на
льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда,
нормативными документами, определяющими требования к состоянию
труда на рабочих местах.
3.3. В процессе проведения экспертизы условий труда на рабочих
местах государственному эксперту необходимо:
установить факторы и причины образования (формирования) небла-
гоприятных условий труда;
определить соответствие предметов труда, орудий труда, продук-
тов труда, окружающей среды соответствующим нормам и нормативам;
проверить соблюдение исполнителями требований технологии веде-
ния работ, правил по охране труда и технике безопасности,
промсанитарии, других нормативных документов;
выявить весь комплекс факторов производственной среды (физичес-
ких, химических, биологических, психофизиологических), неблагопри-
ятно влияющих на состояние здоровья работающих. С этой целью ис-
пользуются имеющиеся данные лабораторных исследований рабочих мест
в текущем году (журналы, протоколы замеров, заключения участковых
терапевтов и ВТЭК о наличии случаев профессиональных заболеваний,
другие данные о наличии вредных факторов);
сопоставить данные фактических значений вредных факторов произ-
водственной среды с установленными нормативными значениями (ПДК,
ПДУ, ОБУВ). В тех случаях, когда не имеется еще утвержденных стан-
дартов по нормативам вредных факторов, могут использоваться данные
научных исследований с соответствующей аргументацией принимаемых
решений.
3.4. При экспертизе правильности применения списков произ-
водств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым ус-
танавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска, государс-
твенному эксперту необходимо:
сопоставить утвержденный предприятием Перечень рабочих мест,
наименования профессий и должностей, работникам которых в соот-
ветствии со статьей 14 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граж-
дан в СССР", либо в соответствии с аналогичными законами республик
в порядке, определяемом коллективным договором, производится наз-
начение и выплата пенсий на льготных условиях, со Списками произ-
водств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право
на льготное пенсионное обеспечение (утверждены постановлением Ка-
бинета Министров СССР от 26 января 1991 года) либо аналогичными
Списками, утвержденными в порядке, определяемом республиками;
сравнить тождественность наименования профессий рабочих и долж-
ностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного
учета предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наи-
менованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости прове-
рить соответствие состава работ, предусмотренных по соответствую-
щим профессиям и должностям в первичных документах (нормах,
нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т.п.), составу работ
по ЕТКС и КС;
проанализировать по картам условий труда результаты аттестации
рабочих мест по условиям труда и проверить соответствие их отнесе-
ния к категории с вредными и тяжелыми условиями труда установлен-
ному порядку аттестации рабочих мест, провести сравнение результа-
тов аттестации с фактическим состоянием условий труда;
определить правильность применения утвержденных в установленном
порядке критериев, показателей и нормативов в области условий тру-
да для установления льгот и компенсаций;
изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов
производственной среды по рабочим местам и при необходимости орга-
низовать их повторное проведение с привлечением специализированных
лабораторий;
проверить документы, направляемые предприятием в органы соци-
ального обеспечения для назначения трудящимся льготных пенсий, на
соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам про-
изводств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым
устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления;
определить правильность применения Списка производств, цехов,
профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в кото-
рых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий
день, а также других нормативных актов, регулирующих порядок пре-
доставления трудящимся дополнительных отпусков в связи с неблагоп-
риятными условиями труда.
3.5. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда и их отнесения к категории с вредными и тяжелыми
условиями труда государственному эксперту необходимо:
проверить соответствие проведенной аттестации установленному
порядку и выявить имеющиеся отклонения;
проанализировать по картам условий труда результаты аттестации
рабочих мест по условиям труда и установить правильность их отне-
сения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести
сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий
труда;
изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов
производственной среды по рабочим местам и при необходимости орга-
низовать их повторное проведение с привлечением специализированных
лабораторий.
3.6. При экспертизе условий труда для оценки затрат на льготы и
компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда в целях
дифференциации тарифов социального страхования государственному
эксперту необходимо:
изучить по картам условий труда результаты аттестации рабочих
мест по условиям труда и правильность их отнесения к категории с
вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результа-
тов аттестации с фактическим состоянием условий труда;
ознакомиться с результатами замеров значений опасных и вредных
факторов производственной среды по рабочим местам и при необходи-
мости организовать их повторное проведение с привлечением специа-
лизированных лабораторий;
по специальной методике определить соответствие установленных
тарифов социального страхования фактическому состоянию условий
труда и результатам аттестации рабочих мест.
3.7. При экспертизе условий труда для разрешения споров, возни-
кающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по
поводу условий труда и предоставления льгот и компенсаций за рабо-
ту в неблагоприятных условиях труда необходимо провести один из
видов экспертизы, предусмотренных пунктом 1.2 настоящих Основных
методических положений.
3.8. При экспертизе условий труда по предложениям предприятий и
организаций о внесении изменений в списки производств, работ, про-
фессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспече-
ние и дополнительный отпуск государственному эксперту необходимо:
изучить по материалам предприятия динамику состояния условий
труда на рабочих местах, включая данные по профессиональной и об-
щей заболеваемости, стажевые и возрастные характеристики работни-
ков;
организовать (или провести самостоятельно) замеры опасных и
вредных факторов производственной среды на рабочих местах с прив-
лечением специализированных лабораторий, хронометраж и фотографию
рабочего времени и сравнить полученные данные с характеристикой
работ по соответствующему разделу ЕТКС;
сравнить данные, полученные в ходе проведения замеров значений
опасных и вредных факторов производственной среды, с утвержденными
критериями, показателями и нормативами, предназначенными для уста-
новления льгот и компенсаций в связи с неблагоприятными (особо
вредными и особо тяжелыми, вредными и тяжелыми) условиями труда;
провести по материалам предприятия предварительную оценку рас-
четных затрат по выплату пенсий;
решить вопрос об отнесении рабочего места к категории с вредны-
ми и тяжелыми условиями труда, либо отклонить соответствующее
предложение предприятия (организации).
3. Результаты экспертизы условий труда
4.1. По результатам экспертизы и руководствуясь утвержденными
критериями, показателями и нормативами в области условий труда для
установления льгот и компенсаций государственный эксперт составля-
ет заключение установленного образца (по форме ГЭУ-1), в котором
излагаются принятые им решения. Один экземпляр заключения вручает-
ся руководителю предприятия (организации). В случае выявления на-
рушений действующего законодательства вместе с заключением вруча-
ется предписание (по форме ГЭУ-3) об их устранении. Заключение по
результатам экспертизы условий труда должно быть выдано не позднее
10 дней с момента окончания ее проведения.
В случае проведения экспертизы условий труда при разрешении
споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работ-
никами), по поводу условий труда и предоставления льгот и компен-
саций за работу в неблагоприятных условиях труда копия заключения
и предписания вручается обеим сторонам конфликта.
В тех случаях, когда выявленные нарушения касаются необоснован-
ного отнесения администрацией предприятия или организации рабочего
места к спискам производств, работ, профессий, должностей и пока-
зателей на льготное пенсионное обеспечение, один экземпляр заклю-
чения вместе с предложением о взыскании с предприятия необоснован-
но выплаченных денежных сумм направляется в орган, назначивший
льготную пенсию.
О проведении любого вида экспертизы условий труда государствен-
ным экспертом делается запись в рабочем журнале установленного об-
разца. Форма и порядок ведения журнала утверждается республиканс-
ким органом государственной экспертизы условий труда.
4.2. По результатам экспертизы, на основе заключения
государственный эксперт дает администрации предприятия, органам
социального обеспечения, а в предусмотренных случаях и органам го-
сударственных экспертиз условий труда представления (по форме ГЭУ-
2) о приостановлении действия принятых ими решений по льготному
пенсионному обеспечению и дополнительным отпускам, не соответству-
ющих действующему законодательству.
4.3. В необходимых случаях по результатам экспертизы государс-
твенный эксперт совместно с представителями органов санитарного
надзора, Госпроматомнадзора СССР и техническими инспекциями труда
профсоюзов запрещает эксплуатацию производственных объектов и ра-
бочих мест.
Образец формы ГЭУ-1
(Герб Союза ССР или союзной республики)
Министерство труда и социальных вопросов СССР
(либо наименование соответствующего органа по труду
союзной или автономной республики)
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
(либо наименование органа государственной экспертизы
условий труда союзной или автономной республики, об-
ласти, края, округа)
_________________ N _______________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(указывается вид проведенной экспертизы)
на ____________________________________________________________
(указывается наименование рабочего места, либо вид работы,
профессия, должность, а также точное название участка, це-
ха, производства и предприятия)
На основании экспертизы условий труда, проведенной с __________
по _____________, и представленных (перечень прилагается) докумен-
тов у с т а н о в л е н о:
В зависимости от вида экспертизы заключение может содержать
следующие разделы:
1. Характеристика условий труда
(этот раздел вводится при проведении экспертизы условий труда в
соответствии с п.3.3. - 3.6. и п.3.8., в нем приводится состояние
факторов, формирующих условия труда при выполнении соответствующе-
го вида работы на данном рабочем месте или по группе рабочих мест,
указываются вредные факторы производственной среды и их значения в
сравнении с нормативами)
2. Предоставляемые льготы и компенсации и их соответствия усло-
виям труда
(указываются все виды льгот и компенсаций, предоставляемых тру-
дящимся на данном рабочем месте или по данной профессии, виду ра-
боты, должности и основания их предоставления)
3. Выявленные отклонения от действующих норм и нормативов, либо
нарушения действующего законодательства по данному виду экспертизы
с указанием нарушенных законодательных и нормативных актов
4. Выводы и решения
(излагаются принятые на основе соответствующих документов выво-
ды и принимаемые государственным экспертом решения по итогам про-
веденной экспертизы)
(полное наименование должности (инициалы, фамилия)
государственного эксперта, со-
ставившего заключение) (подпись)
Образец формы ГЭУ-2
(Герб Союза ССР или союзной республики)
Министерство труда и социальных вопросов СССР
(либо наименование соответствующего органа по труду
союзной или автономной республики)
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
(либо наименование органа государственной экспертизы
условий труда союзной или автономной республики, об-
ласти, края, округа)
_________________ N _______________
П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е
В соответствии с Положением о Государственной экспертизе усло-
вий труда, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13
августа 1990 г. N 812, и на основании экспертизы условий труда,
проведенной с __________ по ___________, и Заключения от _________
N _______ предлагается ПРИОСТАНОВИТЬ с момента получения настояще-
го представления действие принятых (указывается полное название
предприятия или органа социального обеспечения) решений (указыва-
ется наименование документа) по (льготному пенсионному обеспечению
или дополнительным отпускам) для:
1. (дается перечисление рабочих мест, либо видов работ, профес-
сий, должностей)
2. ....
3. ....
(полное наименование должности (инициалы, фамилия)
государственного эксперта, со-
ставившего представление) (подпись)
Образец формы ГЭУ-3
(Герб Союза ССР или союзной республики)
Министерство труда и социальных вопросов СССР
(либо наименование соответствующего органа по труду
союзной или автономной республики)
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
(либо наименование органа государственной экспертизы
условий труда союзной или автономной республики, об-
ласти, края, округа)
_________________ N _______________
П Р Е Д П И С А Н И Е
В соответствии с Положением о Государственной экспертизе усло-
вий труда, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13
августа 1990 г. N 812, и на основании экспертизы условий труда,
проведенной с _________ по __________, и Заключения от __________
N ______ предлагается в срок до ________________ устранить следую-
щие нарушения:
1. (дается перечисление выявленных нарушений)
2. .....
3. .....
(полное наименование должности (инициалы, фамилия)
государственного эксперта, вы-
давшего предписание) (подпись)
---------------------------
<1> Экспертиза - исследование специалистом каких-либо вопросов,
требующих специальных знаний в определенной области для дачи соот-
ветствующего заключения.
Условия труда - обстановка, в которой происходит целесообразная
деятельность человека, направленная на создание материальных и ду-
ховных ценностей, необходимых для жизни людей.
<2> Юридическое лицо - организация, обладающая обособленным
имуществом (на праве собственности) и организационным единством
(как единое целое в качестве субъекта гражданского права), может
от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбит-
раже или в третейской суде.
<3> Осуществляется Главной государственной экспертизой условий
труда или государственными экспертизами условий труда республик
совместно с их краевыми, областными и окружными органами.
|