УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 25.03.1999 N 329
СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 31 мая 1991 г. N 297
г. Москва
О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ И ГОСУДАРСТВЕН-
НОЙ ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРОВ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РСФСР
Признавая ответственность государства за дальнейшее развитие
театрального искусства народов Российской Федерации и необходи-
мость его правового и финансового обеспечения, Совет Министров
РСФСР п о с т а н о в л я е т:
1. Считать важнейшей задачей Советов Министров республик, вхо-
дящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов, горисполко-
мов, исполкомов Советов народных депутатов автономных областей и
автономных округов, Министерства культуры РСФСР принципиальное из-
менение государственной политики в области театрального искусства,
имея в виду:
отказ от административного вмешательства в творческую жизнь те-
атра и командных методов управления театральными коллективами;
освобождение театра от навязывания ему идеологических догм и
не свойственных искусству экономических требований;
кардинальное изменение государственной политики в области фи-
нансирования театрального искусства, оплаты труда и социальной за-
щиты работников театра, инвестиций и материально-технического
обеспечения;
создание необходимых условий для широкого приобщения народов
РСФСР к театральному искусству как источнику нравственного оздо-
ровления, средству формирования и укрепления высоких моральных
устоев сохранения национального самосознания и языка.
2. В целях обеспечения творческой, организационной и экономи-
ческой самостоятельности театральных коллективов, многообразия ор-
ганизационных форм театральной деятельности утвердить прилагаемое
Положение о театре в РСФСР.
Театры, созданные до принятия указанного Положения, подлежат
государственной регистрации в срок до 1 января 1992 года.
3. Возложить на Министерство культуры РСФСР ведение Единого
республиканского реестра театров.
4. Театральное дело в РСФСР функционирует и развивается на
основе всех форм собственности, предусмотренных Законом РСФСР "О
собственности в РСФСР".
В РСФСР могут создаваться и действовать театры, основанные на
собственности Союза ССР, РСФСР, входящих в ее состав республик,
автономных областей, автономных округов, местных Советов народных
депутатов и органов местного самоуправления, общественных органи-
заций, других союзных республик, иностранных государств, междуна-
родных организаций, юридических лиц, а также граждан РСФСР, других
союзных республик и иностранных государств.
Государственная политика в области театрального искусства осу-
ществляется посредством целевых социально-творческих заказов на
создание драматических и музыкальных произведений, постановку
спектаклей, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах,
установление льготных цен на билеты, а также поддержкой инноваци-
онных форм театральных организаций и любых других целей,
способствующих развитию театра как вида искусства и социального
института.
5. Считать целесообразным введение с 1992 года наряду с сущест-
вующими формами трудовых отношений контрактной формы заключения
трудового договора с творческими и другими работниками театра.
Министерству культуры РСФСР совместно с Министерством труда
РСФСР, Союзом театральных деятелей РСФСР и Российским комитетом
профсоюза работников культуры в 1991 году разработать и утвердить
рекомендации о порядке применения контрактной формы заключения
трудового договора с творческими и другими работниками театра и
материальном стимулировании работников, перешедших на эту форму
трудовых отношений.
6. Принять предложение Министерства культуры РСФСР и Союза те-
атральных деятелей РСФСР об учреждении начиная с 1992 года ежегод-
ных Российских театральных премий за выдающиеся достижения в об-
ласти литературной и музыкальной драматургии, режиссуры, балет-
мейстерского и дирижерского искусства, сценографии, актерского
исполнительства, театральной критики.
Министерству культуры РСФСР совместно с Союзом театральных дея-
телей РСФСР утвердить Положение об указанных премиях, определить
их количество и размер. Принять к сведению, что финансирование
расходов, связанных с учреждением Российских театральных премий,
производится за счет фонда развития культуры и искусства Ми-
нистерства культуры РСФСР и средств Союза театральных деятелей
РСФСР.
Министерству печати и массовой информации РСФСР и Все-
российской государственной телевизионной и радиовещательной компа-
нии обеспечивать широкую пропаганду на телевидении, по радио и в
печати творчества лауреатов Российских театральных премий.
7. Разрешить Министерству культуры РСФСР, органам культуры на
местах и театрам за счет собственных средств производить расчеты с
авторами за выполнение заказов на создание драматических, музы-
кальных, музыкально-драматических и литературных произведений для
публичного исполнения или за право первого публичного исполнения
неопубликованных произведений на индивидуальных договорных услови-
ях без ограничения авторского вознаграждения максимальным разме-
ром.
8. Принять предложение Министерства культуры РСФСР и Союза те-
атральных деятелей РСФСР, согласованное с Министерством труда
РСФСР и Российским комитетом профсоюза работников культуры, о соз-
дании в рамках государственной службы занятости в РСФСР специаль-
ного подразделения по трудоустройству и переподготовке творческих
работников - Театральной биржи.
Финансирование деятельности Театральной биржи осуществлять за
счет средств Государственного фонда занятости населения РСФСР.
Принять к сведению, что Министерство культуры РСФСР, Союз теат-
ральных деятелей РСФСР и Российский комитет профсоюза работников
культуры в целях обеспечения дополнительных мер социальной защиты
работников театра от безработицы будут выделять средства для уве-
личения размеров пособий и продления сроков их выплаты работникам
театров с учетом вклада в развитие театрального искусства, трудо-
вого стажа и семейного положения.
9. Министерству социального обеспечения РСФСР совместно с Ми-
нистерством культуры РСФСР, Союзом театральных деятелей РСФСР и
Российским комитетом профсоюза работников культуры внести в Совет
Министров РСФСР согласованные списки профессий артистов театров, с
учетом которых назначается пенсия за выслугу лет.
10. Министерству культуры РСФСР:
совместно с Государственным комитетом РСФСР по делам науки и
высшей школы, творческими союзами развивать подготовку кадров для
театрального искусства на принципах гуманизации и углубления про-
фессионализации, прямых творческих связей учебных заведений и те-
атров, а также с учетом потребности в работниках театральных про-
фессий и возможности их последующего трудоустройства;
организовать начиная с 1992 года стажировку режиссеров, дириже-
ров, балетмейстеров, художников, менеджеров у крупнейших мастеров
сцены в стране и за рубежом. Разработать и утвердить в установлен-
ном порядке Положение о стажировке, осуществляя ее за счет
средств, выделяемых Министерству;
рассмотреть совместно с исполкомом Моссовета вопрос о строи-
тельстве за счет средств, выделяемых Министерству культуры РСФСР,
в 1992-1993 годах общежития гостиничного типа на 600 мест для сту-
дентов и учащихся театральных и музыкальных учебных заведений,
стажеров и театральных работников, нуждающихся в трудоустройстве,
переподготовке и повышении квалификации;
по согласованию с Союзом театральных деятелей РСФСР и
Российским комитетом профсоюза работников культуры в 1991 году
разработать и утвердить Положение об условиях труда работников те-
атра в РСФСР.
11. Принять предложение Министерства культуры РСФСР о создании
в структуре Центрального института повышения квалификации руково-
дящих и творческих работников Министерства культуры РСФСР Все-
российского театрального центра.
Министерству культуры РСФСР в месячный срок разработать Положе-
ние о центре и по вопросам, требующим решения Правительства,
внести соответствующие предложения в Совет Министров РСФСР.
12. Министерству культуры РСФСР совместно с Государственным ко-
митетом РСФСР по экономике, Министерством финансов РСФСР, Госу-
дарственным комитетом РСФСР по материально-техническому обеспече-
нию республиканских и региональных программ, Союзом театральных
деятелей РСФСР, Российским комитетом профсоюза работников культу-
ры, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, испол-
комами местных Советов народных депутатов до 1 октября 1991 г.
разработать и представить на утверждение в Совет Министров РСФСР
государственную целевую программу обеспечения жильем всех катего-
рий театральных работников, создания жилищных фондов театров и те-
атральных организаций, имея в виду, что реализация указанной прог-
раммы должна осуществляться за счет всех источников финансирова-
ния, включая централизованные капитальные вложения.
13. Утвердить прилагаемое Положение о принципах государственно-
го финансирования государственных и муниципальных театров в РСФСР.
Рекомендовать Советам Министров республик, входящих в состав
РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов начиная с
1992 года осуществлять финансирование государственных и муници-
пальных театров на основании указанного Положения, а также пре-
дусматривать в соответствующих фондах развития культуры и
искусства средства для проведения гастролей театральных коллекти-
вов и исполнителей.
14. Министерству культуры РСФСР совместно с Советами Министров
республик, входящих в состав РСФСР, исполкомами местных Советов
народных депутатов провести инвентаризацию зданий действующих те-
атров, разработать программу развития и укрепления материаль-
но-технической базы театров РСФСР до 2000 года и представить ее в
Совет Министров РСФСР до 1 июля 1992 года.
15. Государственному комитету РСФСР по экономике в рамках прог-
рамм конверсии предусмотреть создание производств и размещение за-
казов на изготовление специального радиотехнического, светотехни-
ческого, механического оборудования для театров и театральных ор-
ганизаций.
Министерству культуры РСФСР и Союзу театральных деятелей РСФСР
в месячный срок представить Государственному комитету РСФСР по
экономике номенклатуру и объем необходимого оборудования.
16. Государственному комитету РСФСР по материально-техническому
обеспечению республиканских и региональных программ и его органам
на местах оказывать помощь театрам и театральным организациям в
обеспечении необходимыми материально-техническими ресурсами.
17. Рекомендовать Советам Министров республик, входящих в
состав РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов пре-
дусматривать оплату проживания иностранных граждан, прибывающих по
безвалютному обмену в соответствии с планами культурного сотрудни-
чества Министерства культуры РСФСР и Союза театральных деятелей
РСФСР с зарубежными странами, за советские рубли.
18. Государственному комитету РСФСР по экономике обеспечивать
выделение Союзу театральных деятелей РСФСР начиная с 1992 года ли-
митов строительно-монтажных работ для строительства за счет
собственных средств Союза жилья, социально-бытовых учреждений и
других объектов.
Государственному комитету РСФСР по материально-техническому
обеспечению республиканских и региональных программ предусматри-
вать для этих целей выделение по заявке Союза театральных деятелей
РСФСР материально-технических ресурсов, а также оборудования и ав-
тотранспорта.
19. Государственному комитету РСФСР по экономике, Министерству
финансов РСФСР предусматривать в проектах валютного плана РСФСР
начиная с 1992 года ежегодное выделение Союзу театральных деятелей
РСФСР валютных средств для закупок по импорту сырьевых компонентов
для производства косметической и другой продукции предприятиями
Союза и модернизации этих предприятий.
20. Признать утратившими силу:
пункты 1-11 и 36-43 приложения N 2 к постановлению Совета Ми-
нистров РСФСР от 19 декабря 1988 г. N 531 "О ставках авторского
вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и
искусства";
подпункт "и" пункта 4 постановления Совета Министров РСФСР от
10 июня 1983 г. N 307 "О порядке создания, реорганизации и ликви-
дации предприятий, объединений, организаций и учреждений республи-
канского и местного подчинения" в части театров.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров
РСФСР
от 31 мая 1991 г. N 297
П О Л О Ж Е Н И Е
о театре в РСФСР
Настоящее Положение определяет правовые, экономические и соци-
альные условия создания и функционирования театров и других орга-
низаций, занимающихся профессиональной театральной деятельностью
(театральные организации), полностью или частично финансируемых
учредителями из республиканского бюджета РСФСР, бюджетов респуб-
лик, входящих в состав РСФСР, местных бюджетов, а также средств
юридических лиц и граждан, особенности этого вида деятельности,
права, обязанности и ответственность театров, театральных органи-
заций и их учредителей.
Положение распространяется на все учреждаемые в РСФСР театры и
театральные организации, целью которых не является получение при-
были.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основные цели деятельности театра, театральной организации
(далее - театр) определяются задачами удовлетворения и формирова-
ния духовных потребностей населения в сценическом искусстве.
2. Театр действует в соответствии с уставом, является юриди-
ческим лицом, имеет собственное наименование с указанием не менее
одного из его учредителей.
Уставом театра может быть предусмотрено кроме официального дру-
гое наименование и сфера использования этого наименования.
3. Статус юридического лица театр приобретает с момента госу-
дарственной регистрации в порядке, установленном настоящим Положе-
нием.
4. Театр самостоятельно осуществляет свою деятельность и распо-
ряжается ее результатами.
5. Театр отвечает по своим обязательствам имуществом театра, на
которое по законодательству РСФСР может быть обращено взыскание.
Учредитель не несет ответственности по обязательствам учрежденного
им театра, и театр не отвечает по обязательствам своего учредите-
ля, если иное не вытекает из договора между ними.
6. Театры могут объединяться в союзы, ассоциации, региональные
и другие объединения (далее - объединения), которые создаются на
договорной основе.
Театры, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоя-
тельность и права юридического лица.
Объединение может являться юридическим лицом, иметь собственное
наименование и действовать на основании своего устава.
7. Театр может учреждать свои филиалы и обособленные подразде-
ления в порядке, установленном для создания театра, которые
действуют на основании положений или уставов, утверждаемых теат-
ром.
8. Отношения театра с предприятиями, организациями, учреждения-
ми, Советами народных депутатов, органами государственного управ-
ления и гражданами регламентируются законодательством РСФСР, вхо-
дящих в ее состав республик и настоящим Положением.
II. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ТЕАТРА. ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
9. Театр может быть учрежден:
органами государственного управления РСФСР, входящих в состав
РСФСР республик, краев и областей, автономных областей, автономных
округов (государственные театры);
местными Советами народных депутатов или органами местного са-
моуправления (муниципальные театры);
органами государственного управления Союза ССР и союзных
республик;
общественными объединениями, советскими и иностранными юриди-
ческими лицами и гражданами, международными организациями.
Учредители берут на себя обязательства по содержанию и экономи-
ческой поддержке театра.
10. Театр может иметь одного или нескольких учредителей.
Театр может быть учрежден в результате выделения из состава
действующего театра одного или нескольких структурных подразделе-
ний. При этом должен быть определен учредитель (учредители) нового
театра.
11. На театры, учреждаемые в соответствии с настоящим Положени-
ем, распространяется порядок регистрации, установленный для предп-
риятий Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея-
тельности".
Данные государственной регистрации в месячный срок сообщаются
театром в Министерство культуры РСФСР для включения в Единый
республиканский реестр театров.
Деятельность незарегистрированного театра запрещается. Доходы,
полученные от деятельности незарегистрированного театра, взыскива-
ются через суд и направляются в местный бюджет.
12. Учредительными документами театра являются заявление учре-
дителя (учредителей), устав театра, а также решение о его создании
или договор учредителей.
13. Изменения и дополнения учредительных документов театра под-
лежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регист-
рация учредительных документов.
14. Отказ в государственной регистрации театра возможен в слу-
чае нарушения установленного настоящим Положением порядка создания
театра, а также несоответствия учредительных документов требовани-
ям настоящего Положения и законодательства РСФСР.
Отказ в регистрации театра по другим мотивам является незакон-
ным. О решении отказать в регистрации театра соответствующий орган
обязан сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю
театра.
Отказ в регистрации театра может быть обжалован в судебном по-
рядке.
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ГАРАНТИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРА
15. Театр обладает всеми правами, обеспечивающими свободу твор-
ческой деятельности, пользуется независимостью в выборе художест-
венных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном
исполнении спектакля, в публикации любых рекламных материалов, а
также осуществляет другие необходимые действия, не противоречащие
законодательству РСФСР.
16. Театр обладает исключительным правом на выбор вида исполь-
зования созданного им спектакля: все формы публичного исполнения,
передачу прав на постановку этого спектакля другим театрам, а так-
же иным юридическим лицам и гражданам, показ по телевидению и пе-
редачу по радио, съемку и запись на магнитные, кино-, видео-, ау-
дио-, лазерные и другие материальные носители, а также на их тира-
жирование, реализацию, распространение и выдачу разрешений на ко-
пирование как в СССР, так и за рубежом.
Передача этого права другим театрам, а также иным юридическим
лицам и гражданам осуществляется на основе договора и не должна
наносить ущерба авторам, постановщикам и исполнителям.
17. Театр имеет право:
использовать (или уступать права использования) на договорных
началах объекты интеллектуальной собственности, отдельные неиму-
щественные права граждан и юридических лиц;
использовать собственную символику (официальное и другое наиме-
нование, товарный знак, эмблему и т. д.) и рекламу спектаклей в
коммерческих целях, а также разрешать такое использование другим
юридическим лицам и гражданам на договорной основе;
использовать на договорных началах финансовые средства, иму-
щество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
самостоятельно формировать свою экономическую программу, опре-
делять порядок реализации билетов, других услуг и продукции, уста-
навливать на них цены в соответствии с законодательством РСФСР и
настоящим Положением;
нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим
законодательством РСФСР и уставом театра.
18. Театр обязан:
выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РСФСР и
заключенных им договоров, в том числе договоров с учредителями те-
атра;
полностью рассчитываться со всеми работниками театра согласно
заключенным договорам, независимо от финансового состояния театра;
осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного
страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия
для трудовой деятельности в соответствии с законодательством
РСФСР;
обеспечивать гарантированные законодательством РСФСР минималь-
ный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты
работников, нести ответственность за ущерб, причиненный их здо-
ровью и трудоспособности.
19. Театр в соответствии с законодательством РСФСР несет от-
ветственность за нарушение договорных, кредитных, расчетных и дру-
гих обязательств, получение доходов от деятельности, не предусмот-
ренной уставом, а также за безопасность его работников и зрителей.
20. Театру гарантируется:
недопущение отказа в государственной регистрации по мотивам не-
целесообразности;
равное право доступа наряду с предприятиями к финансовым, тру-
довым и информационным ресурсам;
защита его прав и интересов, недопущение введения цензуры и ли-
цензионных ограничений на театральную деятельность в РСФСР, если
иное не предусмотрено законодательством РСФСР.
21. Вмешательство органов государственного управления в дея-
тельность театра не допускается, кроме как по установленным зако-
нодательством РСФСР основаниям и в пределах правомочий соот-
ветствующих органов.
Запрет на публичное исполнение спектаклей или других видов его
использования, а также публикацию театральных рекламных материалов
не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством
РСФСР.
IV. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРА
Устав театра
22. Устав театра утверждается его учредителем (учредителями)
совместно с коллективом театра.
В уставе определяются наименование театра, его местонахождение,
органы управления и контроля, виды деятельности, порядок финанси-
рования деятельности театра, образования и расходования его фон-
дов, условия реорганизации и ликвидации театра.
23. В качестве основного вида деятельности в уставе театра
должна предусматриваться деятельность, связанная с созданием и
(или) прокатом спектаклей, других видов представлений как на тер-
ритории РСФСР, так и за ее пределами.
Уставом театра могут быть предусмотрены также и другие виды де-
ятельности, осуществляемые театром, не запрещенные законодательст-
вом РСФСР, способствующие улучшению условий для творчества, эконо-
мическому стимулированию труда, социальной защищенности работников
театра и укреплению его материально-технической базы.
Отношения собственности, имущество и средства
24. Учредитель (учредители) передает в полное хозяйственное ве-
дение театра необходимое имущество и средства, образующие уставный
фонд театра.
Уставный фонд театра и средства, образованные в результате его
деятельности, вне зависимости от источников их возникновения,
составляют единые хозяйственные ресурсы театра и используются им
для реализации уставных целей.
25. Театр на праве полного хозяйственного ведения владеет,
пользуется и распоряжается зданиями, сооружениями, оборудованием,
сырьем и материалами, денежными средствами, ценными бумагами и
другим имуществом, а также продуктами интеллектуального и твор-
ческого труда включая созданные спектакли.
26. Отношения учредителя (учредителей) и театра строятся в
соответствии с действующим законодательством, настоящим Положени-
ем, а также договором. Договор между учредителем (учредителями) и
театром определяет взаимные обязательства сторон, ограничения прав
использования имущества, порядок финансирования деятельности теат-
ра учредителем (учредителями), материальную ответственность сто-
рон, основания и условия расторжения договора.
Планирование, ценообразование и финансирование
27. Театр самостоятельно планирует свою деятельность и опреде-
ляет перспективы развития, исходя из задач (целей), предусмотрен-
ных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных
ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального
развития театра.
28. Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты, гаранти-
руя социально незащищенным группам населения продажу не менее 20%
билетов на спектакли по льготным ценам. Цены (тарифы) на другие
платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в
порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.
29. Театр покрывает свои расходы за счет доходов, получаемых в
виде:
ассигнований от учредителя (учредителей);
сборов от продажи билетов на все виды спектаклей и других
представлений;
поступлений по договорам за проведение работ и оказание услуг
от органов государственного управления, предприятий всех организа-
ционно-правовых форм, учреждений, общественных и других организа-
ций, включая учредителя (учредителей) театра;
добровольных взносов, даров, субсидий;
процентов от вкладов в банки;
других поступлений.
Деятельность государственных и муниципальных театров финансиру-
ется учредителем (учредителями) в соответствии с Положением о
принципах государственного финансирования государственных и муни-
ципальных театров в РСФСР.
30. Право театра на получение безвозмездных пожертвований (да-
ров, субсидий) от советских и зарубежных юридических лиц и граждан
не ограничивается.
31. Средства, оставшиеся после возмещения театром материальных
и приравненных к ним затрат, выплат по обязательствам, заработной
платы работникам, распределяются театром самостоятельно в соот-
ветствующие фонды театра.
32. Театры, осуществляющие свою деятельность на основании
настоящего Положения в соответствии с законодательством РСФСР о
налогообложении, не являются плательщиками налогов.
33. Средства фонда творческо-производственного и социального
развития театра расходуются только целевым назначением и не пред-
назначены на оплату труда.
Средства, полученные театром в результате реализации имущества,
входящего в состав его основных фондов, зачисляются непосредствен-
но в фонд творческо-производственного и социального развития.
34. Театр несет полную ответственность за соблюдение кредитных
договоров и расчетной дисциплины.
Трудовые отношения и социальная деятельность
35. Трудовые отношения работника и театра регулируются трудовым
договором в соответствии с законодательством РСФСР о труде.
36. Формы, системы и размеры оплаты труда работников театра
устанавливаются театром самостоятельно.
37. Социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное
социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение ра-
ботников театра и членов их семей регулируются законодательством
РСФСР.
38. Театр может самостоятельно устанавливать для работников до-
полнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а
также поощрять работников организаций, обслуживающих коллектив те-
атра и не входящих в его состав.
39. Условия труда в театре регулируются Положением, утвержден-
ным Министерством культуры РСФСР по согласованию с Российским ко-
митетом профсоюза работников культуры и Союзом театральных деяте-
лей РСФСР.
Внешнеэкономическая деятельность
40. Театр имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятель-
ность в соответствии с законодательством РСФСР.
41. Театр может пользоваться кредитом советских и зарубежных
банков и коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также про-
давать и приобретать валюту в установленном порядке.
Учет и отчетность в театре
42. Театр ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в по-
рядке, установленном законодательством РСФСР.
Театр предоставляет государственным органам информацию, необхо-
димую для ведения общегосударственной системы сбора и обработки
информации, а также публикует данные о своей деятельности, включая
годовые балансы, в порядке, установленном законодательством РСФСР.
V. УПРАВЛЕНИЕ ТЕАТРОМ
43. Управление театром осуществляется в соответствии с настоя-
щим Положением и уставом театра. Театр самостоятельно определяет
структуру органов управления и расходы на их содержание.
44. Учредитель (учредители) театра осуществляет наем художест-
венного руководителя или директора (далее - руководитель) театра
непосредственно или через уполномоченный им орган путем заключения
договора (контракта), в котором определяются права, обязанности и
ответственность руководителя театра, условия оплаты его труда,
срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.
45. Руководитель театра без доверенности действует от имени те-
атра, представляет его интересы, распоряжается имуществом театра,
заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, от-
крывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом
распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает
указания, обязательные для всех работников театра и несет полную
ответственность за результаты деятельности театра.
46. В театре по предложению его руководителя может быть создан
художественный совет или иной совещательный орган, формируемый и
действующий в порядке, установленном театром самостоятельно.
47. Взаимоотношения коллектива театра с руководителем, охрана
труда, социальное развитие, участие работников в распределении
соответствующих фондов регулируются законодательством РСФСР и
уставом театра.
VI. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРА
48. Прекращение деятельности театра осуществляется путем его
ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение,
выделение, смена учредителей).
49. Театр ликвидируется:
по решению учредителя (учредителей);
в случае признания его банкротом;
по основаниям, предусмотренным действующим законодательством
РСФСР и входящих в ее состав республик.
50. Реорганизация театра осуществляется по решению учредителя
(учредителей) театра.
51. При реорганизации или ликвидации театра увольняемым работ-
никам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии
с законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик.
52. Театр считается реорганизованным или ликвидированным с мо-
мента исключения его из Единого республиканского реестра театров.
53. В случае слияния одного театра с другим все имущественные
права и обязанности каждого из них переходят к театру, возникающе-
му в результате слияния.
54. В случае разделения театра к возникшим в результате этого
разделения новым театрам переходят в соответствующих частях по
разделительному акту (балансу) имущественные права и обязанности
реорганизованного театра. При выделении из театра одного или
нескольких театров к каждому из них переходят в соответствующих
частях по разделительному акту (балансу) имущественные права и
обязанности реорганизованного театра.
55. При преобразовании одного театра в другой к вновь возникше-
му театру переходят все имущественные права и обязанности прежнего
театра.
56. В случае ликвидации театра, не являющегося государственным
или муниципальным, учредитель (учредители) сохраняет права
собственника на имущество и средства, переданные им в уставный
фонд театра при его учреждении. Остальное имущество и средства те-
атра распределяются в порядке, предусмотренном его уставом.
57. Имущество ликвидированного театра может быть выкуплено для
создания театрального предприятия, действующего в соответствии с
Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
При этом преимущественным правом выкупа пользуются коллектив лик-
видированного театра, его руководитель или учредитель (учредите-
ли).
58. Ликвидация театра осуществляется ликвидационной комиссией
образуемой учредителем (учредителями) театра совместно с коллекти-
вом театра.
Ликвидация театра при банкротстве осуществляется в соответствии
с законодательством РСФСР.
Учредитель (учредители) или уполномоченный орган, принявший ре-
шение о ликвидации театра, устанавливает порядок и сроки проведе-
ния ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов,
который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о
ликвидации.
59. Ликвидационная комиссия помещает в печати по месту нахожде-
ния театра публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявле-
ния кредиторами претензий. Наряду с этой публикацией ликвидацион-
ная комиссия обязана провести работу по взиманию дебиторской за-
долженности театру и выявлению претензий кредиторов. Кредиторы и
иные юридические лица, состоящие в договорных отношениях с ликви-
дируемым театром, извещаются о ликвидации театра в письменном ви-
де.
Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество ликвидиру-
емого театра и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидаци-
онный баланс и представляет его учредителю (учредителям), Совету
народных депутатов по месту регистрации или органу, назначившему
ликвидационную комиссию.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров
РСФСР
от 31 мая 1991 г. N 297
П О Л О Ж Е Н И Е
о принципах государственного финансирования государ-
ственных и муниципальных театров в РСФСР
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Финансирование государственных и муниципальных театров в
РСФСР является одним из важнейших социально-экономических обяза-
тельств государства как гаранта развития театрального искусства.
2. Государственное финансирование должно обеспечить:
создание необходимых условий для творческой деятельности театра
и предотвращение его коммерциализации;
поддержание оплаты труда в театре на уровне, обеспечивающем
достойное существование его работникам;
комплектование театральных трупп,способных выполнить высокие
художественные задачи;
нормализацию и поддержание режима работы театра, обеспечивающе-
го наиболее полную реализацию творческого потенциала;
необходимый минимум затрат на полноценное художественное вопло-
щение творческих замыслов коллектива.
3. Размеры нормативной суммы государственного финансирования
определяются учредителем (учредителями) государственных и муници-
пальных театров на основе следующих социально-экономических обще-
республиканских нормативов:
по оплате труда - минимального уровня заработной платы артисти-
ческого и художественного персоналов, соответствующего средней за-
работной плате в народном хозяйстве, другого персонала - средней
заработной плате аналогичных категорий работников производственных
отраслей народного хозяйства соответствующих регионов;
по организации труда - нормативной численности артистического и
художественного персоналов по видам театров соответственно: театр
оперы и балета - 400 и 60 человек; театр музыкальной комедии - 180
и 28 человек; драматический театр и театр юного зрителя - 40 и 15
человек; театр кукол - 20 и 11 человек;
по финансовому обеспечению творческого процесса - минимальной
суммы средств на создание нового и прокат текущего репертуара в
следующих размерах: театр оперы и балета - 250 тыс. руб.; театр
музыкальной комедии - 170 тыс. руб.; драматический театр и театр
юного зрителя - 100 тыс. руб.; театр кукол - 30 тыс. руб. в год.
Указанные нормативные суммы ежегодно корректируются с учетом
изменений оптовых цен и тарифов по общегосударственной методоло-
гии;
по организации творческого процесса - нормативного числа спек-
таклей - 280 спектаклей в год.
4. Нормативы численности персонала и нормативы финансового
обеспечения творческого процесса по видам театров, не предусмот-
ренным пунктом 3 настоящего Положения, устанавливаются договором
между театром и его учредителем (учредителями). Возникающие при
этом разногласия разрешаются Министерством культуры РСФСР.
5. Социально-экономические нормативы применяются исключительно
для расчета сумм нормативного государственного финансирования. При
этом каждый театр в процессе планирования самостоятельно устанав-
ливает показатели численности артистического и художественного
персоналов, творческо-производственной деятельности с учетом спе-
цифических условий и экономических возможностей коллектива.
6. Учредитель (учредители) государственных и муниципальных те-
атров в зависимости от специфики национальных, социальных и эконо-
мических условий при расчете нормативного финансирования может
увеличивать необходимый минимум затрат на полноценное художествен-
ное воплощение творческих замыслов коллектива и сокращать норматив
по числу спектаклей.
7. Нормативная сумма государственного финансирования пересмат-
ривается в текущем году в случаях:
существенных изменений условий деятельности театра (переезд в
другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.
п.);
реализации общегосударственных мероприятий по пересмотру ставок
и должностных окладов, начислений на заработную плату и т. п.;
разовых существенных изменений цен или при росте индекса цен на
основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.
8. Нормативная сумма государственного финансирования определя-
ется на основе приведенных социально-экономических нормативов по
методике, утверждаемой Министерством культуры РСФСР.
|