ВОЕННАЯ ДОКТРИНА ГЕРМАНИИ
Германия с особым интересом разделяет стремление стран
Европы, а также США и Канады создать в рамках процесса СБСЕ
общеевропейскую кооперацию политической безопасности, которая в
последние годы получает последовательное развитие. Подобная
кооперация политической безопасности в рамках СБСЕ является важной
составной частью прочного общеевропейского порядка в духе
Парижской хартии.
Успех процесса СБСЕ внес существенный вклад в революционные
изменения в Европе, которые в свою очередь сделали возможным
обретение Германией единства в условиях свободы и согласия
стран-соседей.
Возникли новые формы и форумы общеевропейского
сотрудничества, среди которых можно назвать Центр по
предотвращению конфликтов. Естественно, события самого последнего
времени, за которыми народы Европы следят с особым вниманием и
озабоченностью, наглядно свидетельствуют, что предстоит еще многое
сделать, прежде чем этот Центр сможет предотвращать или хотя бы
регулировать конфликты.
И все же воля к сотрудничеству на основе взаимного доверия с
каждым днем крепнет. Германия связывает с этой тенденцией особые
надежды. Ее стратегическое положение фундаментально изменилось к
лучшему: будучи в прошлом прифронтовой зоной в системе
противостояния Восток-Запад, сегодня она окружена миролюбивыми,
демократическими сопредельными странами, с которыми многое
связывает и все меньше разделяет.
Европа в военном отношении стала более стабильной но в
политическом - более хрупкой. Политические факторы в силу
разноплановости лежащих в их основе причин исключают так
называемые классические и тем более чисто военные методы
воздействия на них. С учетом происходящего ныне исторического
поворота политика безопасности в ее новой доктрине диктует новый
образ мышления как по содержанию, так и в отношении географических
факторов. Эта глобальная доктрина безопасности складывается из
многих элементов. Наряду с военным в ней все явственнее выступают
на первый план элементы политические. Безопасность и стабильность
в Европе - это совершенно очевидно - зависят от экономического и
социального прогресса. Ныне важно, чтобы справедливые надежды,
которые люди связывают с демократией, не были бы обмануты.
Немцам хорошо известно по собственному горькому опыту, какие
политические катаклизмы могут стать следствием глубокого
экономического и социального кризиса. А поэтому оказание помощи в
преодолении хозяйственного и социального отставания не случайно
стоит на первом плане их стратегического мышления. Оказывая
помощь, Германия фактически инвестирует безопасность и будущее
Европы.
Но европейская безопасность имеет и глобальное измерение. В
будущем судьбы народов стран Европы попадут в еще большую
зависимость от событий за пределами континента, особенно в таких
сферах, как ввоз сырья, свобода торговли, что будет в возрастающей
мере определять набирающий силы потенциал Европы.
Кризисы и конфликты за пределами континента могут создавать
для него прямую или косвенную угрозу в результате международной
дестабилизации. Взрывоопасные столкновения властных амбиций,
этнические и религиозные споры, обострение экономических и
социальных противоречий, гонка в поставке вооружений,
распространение производства средств массового уничтожения - все
это способно повышать степень риска, ставить под угрозу всеобщий
мир. Поэтому Европа не может - наряду с решением своих внутренних
проблем - не учитывать все эти опасности, не может не быть готовой
к отражению угроз.
Значение глобальных факторов для европейской безопасности
предопределяет, что мир, стабильность и безопасность должны
обеспечиваться как в самой Европе, так и вне ее. Однако
первостепенным является то, чтобы процессы перемен в сам ой Европе
протекали в обстановке безопасности и стабильности.
Европейское сообщество в его внутренней функции призвано
обеспечивать каждой нации безопасность и наряду с этим давать
особенно молодым демократиям новые ориентиры. Не может быть
изолирована ни одна нация. Необходимо гарантировать законное место
каждому народу в грядущей Европе.
При возникновении ситуаций, когда экономические, политические
и военные взаимосвязи и зависимости, равно как и кризисные
явления, вольно или невольно выходят из национальных границ и
несут с собой угрозу другим, европейская безопасность не может
быть обеспечена в одностороннем порядке. Собственная безопасность
каждого государства должна постоянно учитывать безопасность
соседних и особенно противостоящих стран. Совместная безопасность
- это прежде всего взаимодействие, исключающее нанесение ущерба
другой стороне или сторонам.
Из этого вытекает понимание того, что дестабилизационные
процессы в любом европейском государстве затрагивают интересы
безопасности всего континента. А следовательно, требуют
предоставления права голоса, более того, обязывают сообщество
участвовать в делах отдельных стран, что качественно развивает
традиционный и вполне оправданный в прошлом принцип
невмешательства. Основой для подобных притязаний сообщества
европейских народов служат нормы и ценности, зафиксированные в
Парижской хартии и одобренные всеми европейскими государствами как
общее достояние. Речь идет о том, чтобы превратить эти притязания
в эффективную систему безопасности, способную решать
внутриевропейские кризисы и конфликты.
Во внешнеполитическом плане безопасность Европы также
предполагает совместные усилия всех европейцев. Это относится как
к военным угрозам, так и равно к преодолению глобальных проблем
экономического развития и защиты окружающей среды. В реализации
этих функций страны Европы могут опираться на оправдавший себя
опыт таких общеевропейских структур безопасности, как ЕС и НАТО.
Естественно, они должны быть усовершенствованы для решения новых
задач путем реорганизации, расширения или эшелонирования их
структур. Они нуждаются и в дополнении новыми элементами, которые
уже возникают в рамках СБСЕ. Таким образом, архитектоника
европейской безопасности должна быть комплексной, отвечающей общим
представлениям о будущем Европы, как единство в многообразии. Эта
цель станет достижимой, если будут учтены шансы на развитие,
потенциалы, а также национальные особенности стран, что,
естественно, относится и к Германии.
Связывая общие усилия все более с политической областью по
обеспечению безопасности, не следует при этом умалять область
военную. Очевидно, что и в будущем одно из центральных мест
придется отводить взвешенной и достаточной обороноспособности, ибо
вооруженные силы играют незаменимую роль в поддержании
стабильности и сохранении мира, в предотвращении войн и
конфликтов, а в случае необходимости - в обороне.
Военная безопасность не сводится только к количественным
параметрам военного равновесия. Она нуждается в качественном
усовершенствовании ее структур, нацеленных на оборону, их
открытости и предсказуемости, что является естественной нормой для
демократических государств со свободным, плюралистическим
общественным устройством. Германия связывает в этом смысле большие
надежды с продолжением процесса контроля над вооружениями.
С учетом особых политических, экономических, социальных и
военных аспектов ФРГ не мыслит обеспечение своей безопасности в
одиночку. Она исходит из того, что ее прочная внешняя безопасность
может быть гарантирована только совместно с другими государствами,
и прежде всего в союзе с ее североамериканскими партнерами.
Поэтому и в будущем НАТО для Германии будет оставаться стержнем и
важнейшим элементом европейской безопасности. Являясь единственным
функционально способным инструментом коллективной безопасности в
Европе, НАТО остается ее гарантом и обеспечивает безопасность на
перспективу в условиях динамичного процесса перемен.
Существенная цель Североатлантического союза состоит в том,
чтобы обеспечить гармонизацию свободы и безопасности всех его
членов, их политических и военных возможностей с основными
положениями Устава ООН. Со времени своего возникновения союз
активно выступает за создание справедливого и прочного миропорядка
в Европе, основываясь при этом на общности ценностей демократии,
прав человека и государственности.
В процессе осмысления происходящего НАТО выдвигает на первый
план идею такого соединения стратегических обусловленностей
(взаимозависимость военных и иных компонентов политики
безопасности, взаимосвязь безопасности и кризисных проявлений, не
в последнюю очередь обороноспособность с контролем над
вооружениями), чтобы союзническая стратегия представляла
органическое целое в вопросах мира, кризиса и войны и исключала бы
подозрительность. Германские вооруженные силы в этой связи будут
последовательно превращаться в гибкий инструмент предотвращения
как политических, так и военных кризисов.
В этом процессе первейшей задачей видится приспособление
вооруженных сил к изменяющейся стратегической обстановке,
обусловливаемой политическими переменами и новой договорной
ситуацией в Европе. Но вооруженные силы ФРГ должны в качестве
союзнической армии сохранять способность участвовать в устранении
любых конфликтов, какими бы они ни были по своему характеру,
накалу, продолжительности и месту действия.
В условиях объединения Германии и реализации обязательств по
сокращению личного состава этот процесс при способления ставит
перед страной проблемы такого масштаба, которые соизмеримы лишь с
трудностями при создании бундесвера в свое время.
Обязавшись сократить личный состав вооруженных сил, Германия
показала, что не намерена из факта своего воссоединения извлекать
военные выгоды и готова выступить инициатором в области контроля
над вооружениями и разоружением.
Германские вооруженные силы ориентируются на три основные
задачи. Совместно с партнерами по НАТО гарантировать ФРГ мир и
защиту на случай непредвиденных неблагоприятных поворотов в
истории. Вооруженные силы Германии остаются составной частью
взвешенного баланса военного потенциала в Европе и служат
интересам внутренней стабильности в Европе, содействуя развитию
европейских структур безопасности. После соответствующих
конституционных изменений они должны быть готовыми к участию в
коллективных действиях за пределами зоны ответственности НАТО в
соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Эта
триединая задача отвечает как национальным интересам, так и
совместно выработанным программам союза.
Место вооруженных сил в системе инструментов политики
безопасности может меняться, но их принципиальная функция как
инструмента политики не должна ставиться под вопрос. В этом плане
вооруженные силы ФРГ были и остаются военным средством такой
политики безопасности, которая демократически легинимирована и
этически оправдана. Право на их существование определено не
негативным стремлением к угрозе, а позитивным характером защитной
функации.
Чтобы отвечать всем требованиям будущего, бундесверу
необходимо осуществить структурные изменения по трем главным
направлениям.
Во-первых, ФРГ, как и любое государство, нуждается в военной
инфраструктуре, в которую входят силы по обеспечению суверенитета
страны и территориальные силы с их службами обучения, снабжения, а
также посредническими функциями между военным и другими
государственными органами.
Во-вторых, необходимы военные формирования, способные к
быстрому мобилизационному развертыванию. Они проходят длительный
период обучения и используются в оборонительных операциях. В эти
формирования прежде всего входят полностью или частично
укомплектованные части и соединения сухопутных войск, а также
укомплектованные спецчасти военно-воздушных и военно-морских сил.
В-третьих, ФРГ будут нужны силы быстрого реагирования на
случай локальных конфликтов и кризисных ситуаций как в Европе, так
и у ее границ, для устранения которых потребуются колективные
усилия.
Создавая такую структуру бундесвера, ФРГ гарантирует свой
суверенитет, а также следует концепции НАТО, предусматривающей, с
одной стороны, наличие сил быстрого реагирования для оперативной
развязки кризисных ситуаций, а с другой - быстрое развертывание
вооруженных сил до их полного штата. Наконец, такая структура
отвечает будущим потребностям коллективной безопасности за
пределами НАТО, т.е. в рамках ООН или СБСЕ.
Этот новый принцип построения военной организации в
конкретной проекции на ее структуру предполагает уменьшение
мобильности вооруженных сил, сокращение их численного состава,
поскольку сроки приведения в боевую готовность в нынешней
военно-политической обстановке увеличиваются.
Структура бундесвера в соответствии с международными
договоренностями будет доведена к концу 1994 года по численности
личного состава до 370 тыс.человек. При этом сухопутные силы
составят 255 тыс.400, военно-воздушные силы - 82 тыс.400 и
военно-морской флот - 32 тыс.300 человек.
Сохраняются ныне существующие виды вооруженных сил:
сухопутные силы, военно-воздушные силы, военно-морские силы,
органы их управления и медицинская служба. Однако внутри их
структур будут осуществлены принципиальные преобразования. Это
коснется прежде всего сухопутных сил.
Во-первых, полевые сухопутные и территориальные войска (3
корпусных и территориальных командования, а также 8 дивизионных и
окружных командований) сводятся воедино. Помимо этого будут два
дивизионных командования оперативного планирования.
Во-вторых, в связи с сокращением личного состава сухопутные
силы будут иметь в своем составе 28 бригад, в том числе 23
механизированные (3 - почти полностью кадрированные, 18 - частично
и 2 бригады будут иметь в своем составе кадрированные
подразделения), три бригады десантные, одна немецко-французская
бригада и одна горнострелковая (обе полной укомплектованности) и
15 полков защиты тыла, 3 бригады войсковой авиации предназначены
для поддержки ввода войск в боевые действия и самого боя.
В-третьих, новая структура сухопутных войск предусматривает,
что отдельные их части будут входить в объединенные вооруженные
силы НАТО.
В целом предполагается, что германские сухопутные силы будут
иметь в своей основе соединения механизированных и десантных войск
(с различной степенью укомплектованности личным составом),
резервные штабы оперативного планирования и будут способны
выполнять многоплановые задачи.
Структура военно-воздушных сил ФРГ строго ориентирована по
задачам и имеет пять составных частей: разведывательные
авиационные эскадры "Торнадо" для решения задачи разведки и сбора
данных; службы радиолокационного нацедения; истребительные и
зенитно-ракетные эскадры - для решения задач ПВО;
истребительно-бомбардировочные эскадры - для нанесения ударов с
воздуха и, наконец, транспортные авиационные эскадры, полки
снабжения и органы планирования и организации воздушных перевозок.
Следует отметить, что в военно-воздушных силах ФРГ боевые
авиационные части будут сокращены почти на одну треть и усилены
наземные части ПВО. Общий самолетный парк будет насчитывать менее
500 машин.
Новая структура военно-морских сил предполагает иметь:
командование флота с подчиненными ему командованиями морской
авиации, подводных лодок, фрегатов, торпедных катеров и
противоминных сил; командование поддержки ВМС, объединяющее службу
тыла и вооружений и центральное управление ВМС с его кадровыми
органами, боевой подготовки и санитарной службой.
ВМС в ближайшие годы сократят количество боевых плавсредств,
усилят безопасность морских путей, обеспечат необходимое
военно-морское присутствие на флангах, сделав при этом упор на
боевые плавсредства открытого моря. При этом флот смещает акцент в
направлении Балтийского моря и сконцентрирует внимание на
находящихся здесь постоянно контингентах и объектах.
Заслуживает внимание то, что на территории бывшей ГДР
сохраняется особый порядок по крайней мере до вывода советских
войск, а возможно, и далее. До конца 1994 года бундесвер не будет
иметь в этом регионе никаких интегрированных формирований. В
последующем, по расчетным данным, бундесвер разместит здесь от 50
тыс. до 70 тыс. военнослужащих, что позволит ему сформировать
примерно шесть сухопутных бригад, одну авиационную дивизию и
отдельные военно-морские части. Союзники ФРГ и НАТО не будут
размещать здесь никаких своих военных формирований, как и не будут
проводить учения.
ФРГ не намерена использовать объединение страны для того,
чтобы превратиться в военную державу. Все ранее заключенные
договоренности по разоружению, установленные для ФРГ параметры
остаются в силе. Это значит, что Германия может иметь как
максимум: 4166 танков, 3446 бронетранспортеров, 2707
артиллерийских орудий, 306 вертолетов, 900 самолетов. Но даже эти
квоты в новой структуре бундесвера не будут полностью
испаользованы (танки - только на 77,4 проц., бронетранспортеры -
93,1 проц., орудия - 75,9 проц., вертолеты - 67,6 проц., самолеты
- 46,2 проц.). Наряду с Советским Союзом Германия идет на
решительное разоружение. Она сокращает, к примеру, свой танковый
парк на 42 проц., бронетранспортеры - на 64 проц. и орудия - на 42
проц.
Венский договор по разоружению создал определенные рамки
безопасности, в пределах которых идет процесс сближения и
кооперации, а документ по мерам доверия придает этому процессу
дополнительную стабильность. Но и тогда, когда Запад и Восток
разоружается, потребуется система безопасности, при которой
вооруженные силы будут руководствоваться иными стратегическими и
оперативными принципами, нежели сегодня.
Оборонительная доктрина предполагает наличие в составе
вооруженных сил сил заграждения, мощной огневой системы и
подвижной системы ПВО. В современных условиях возрастает значение
присутствия ВМС в кризисных регионах. Поэтому Германии необходимо
иметь достаточные силы флота для обеспечения своих интересов на
море.
Совершенно очевидно, что вооруженные силы стран Европы стоят
на пороге глубоких качественных перемен. Бундесвера это касается
особо, ибо для него речь идет о большем, нежели чем о
приспособлении к условиям развивающейся разрядки напряженности.
В этой связи встает вопрос о том, как ФРГ сможет
финансировать свои вооруженные силы. С одной стороны, необходимо
обеспечить запросы вооруженных сил на их структурную перестройку,
с другой - нельзя допустить перенапряжения бюджета, особенно с
учетом воссоединения Германии и вывода советских войск.
На ближайшие пять лет вырисовывается следующая финансовая
перспектива: сохранение бюджетных ассигнований на оборону в
1991-1992 годы и поэтапное их сокращение с 1993 по 1995 год. Это
означает, что бюджет на 1992 год не допускает никаких или в очень
большом ограничении) новых закупок оружия, а в последующие годы,
вплоть до 1995 года, будет осуществляться противодействие росту
производственных расходов за счет поглощения инвестиций.
Таким образом, планирование и бюджет предусматривают
сокращение расходов военного производства за счет мер
рационализации, приоритетный подход к вопросам новых приобретений
и активизацию международного сотрудничества. При этом ФРГ,
рассматривая многостороннее и двустороннее сотрудничество как
важный инструмент рационализации и стандартизации, тем не менее
уже многие годы неуклонно повышает свое участие в международном
разделении труда. Так, если в 1987 году страна участвовала в 40
международных проектах, то в 1990 году - в 50, а в 1991 году - в
55 проектах.
По решению федерального правительства бундесверу в ходе
перестройки будет придан более оборонительный характер. Дело это
не столь простое, ибо структура вооруженных сил должна
предполагать, например, тактические наступательные действия. Но на
них не следует делать особого акцента, дабы не придать всей
доктрине наступательный характер. Речь идет о том, чтобы иметь в
будущем достаточно гибкие и мобильные вооруженные силы, которые
вместе с тем не вызывали бы дестабилизации обстановки в Европе.
В целях достижения большей стабильности при более низком
уровне вооруженных сил необходимо, чтобы планирование и контроль
за разоружением были взаимосвязаны. С одной стороны, новые
структуры должна отвечать стратегическим требованиям европейской
безопасности и стабильности, с другой - они должны быть проникнуты
духом доверия и искренности.
"Венский Документ-1990" представляет собой точно выверенный
договор о разоружении и имеет исключительное значение для
политической и стратегической безопасности в Европе. Он расширил
Соглашение о мерах доверия и безопасности и сводит едва ли не до
минимума риск военной конфронтации. Венский Документ придает новый
элемент стабильности Договору об обычных вооруженных силах в
Европе, поскольку предусматривает обмен информацией о состоянии
вооруженных сил государств-участников Договора, ее выборочную
проверку в случаях необычной активизации через
консультативно-согласительный механизм, а также создание
наблюдательных постов.
В общем итоге это означает, что Западная Европа должна
рассматривать в будущем собственную концепцию безопасности как
часть общеевропейской концепции стабильности. Структуры
безопасности являются в первую очередь политическими порождениями,
которые в основе своей зиждятся на том, что никто не преследует
агрессивных целей, никто не собирается решать свои политические
интересы военными средствами. Из такого понимания будущих
европейских структур безопасности и вытекает оборонная концепция
вооруженных сил всех участвующих государств.
Основным условием поддержания боеготовности вооруженных сил в
мирное время, а частично - и в ходе войны является военная
подготовка. Она во многом определяет характер бундесвера и
является весомой частью арсенала средств, обеспечивающих военное
мастерство личного состава.
Военная подготовка включает в себя боевую подготовку и
воспитание. В системе вооруженных сил она призвана развивать
военнослужащих духовно и физически, прививать им навыки, которые
позволили бы выполнить задачи и выдержать испытания войны.
В настоящее время половину активного солдатского контингента
составляют военнослужащие действительной службы. В сухопутных
войсках их более 50 проц., в ВВС - более 30 и в ВМФ - более 20
проц. В перспективе это процентное соотношение не претерпит
значительных изменений.
В 1991 году службу в бундесвере проходил около 190
тыс.военнослужащих, более 180 тыс. резервистов привлекались к
боевой подготовке, участвуя в учениях продолжительностью от
нескольких дней до нескольких недель.
В армии ФРГ следуют главному принципу, в соответствии с
которым солдаты, прежде всего кадровые и по контракту, обучают
военнообязанных, готовя их к действительной службе, проводят
занятия с резервистами, участвуют в реализации различного рода
организационных мероприятий по подготовке кадров, необходимых для
повышения мобильности войск, поддержания их боеготовности на
случай отражения агрессии.
Высокая техническая насыщенность и специализация войск
предполагают многостороннюю, дифференцированную и
высококвалифицированную подготовку командиров и специалистов.
Знания, опыт и навыки, приобретенные военнослужащими в
гражданской жизни, позволяют существенно экономить время и
средства на военную подготовку привлекаемых на сборы.
Близость гражданского опыта к военным обязанностям повышает
заинтересованность, способствует проявлению инициативы, облегчает
молодым людям выбор профессии.
Наряду с военным обучением военнослужащие получают в армии
гражданские и правовые знания. При этом преследуется цель помочь
солдатам осознать свои права, обязанности и место в обществе.
Гражданское обучение, или иначе политическая подготовка,
помогает солдатам усвоить ценности и нормы демократического
общественного устройства, внутреннюю политику, получить
обществоведческие и другие знания. Политическая подготовка в ее
преломлении на армейскую жизнь помогает солдатам осознать
значимость и смысл их повседневной воинской службы на благо мира,
свободы и права.
Военную подготовку в вооруженных силах следует рассматривать
как всеохватывающую систему. Она начинается с одного человека,
затем переходит на первичные подразделения, части, соединения и
т.д. вплоть до учений вида вооруженных сил как национальных, так и
союзных.
Подготовительной основой для службы в армии является общая
первичная подготовка продолжительностью до шести месяцев.Рядовой
состав наряду с этим получает и специальную подготовку по профилю
его будущей основной функции. Затем в рамках первичных
подразделений начинается совместная военная подготовка.
Подготовка офицеров и унтер-офицеров нацелена на развитие у
них командирских качеств. В ходе ее приобретаются знания, опыт и
навыки, которые необходимы командиру, а одновременно педагогу и
воспитателю солдат для выполнения все усложняющихся задач. Тем
самым армия выполняет свой долг перед новобранцами, передавая их в
руки компетентных командиров.
Другим важным принципом военной подготовки является тесное
смыкание всей системы воинского обучения и воспитания с ее
гражданским аналогом в стране. В качестве примера можно сослаться
на учебу офицеров, что является существенным элементом в
воспитании офицерского корпуса. Бундесвер имеет для этих целей два
университета - в Гамбурге и Мюнхене. В их рамках в настоящее время
организован целый спектр природо- и обществоведческих курсов:
экономика и организация производства, учение о народном и
производственном хозяйстве, педагогика, государствоведение,
история, политология, машиностроение, электротехника, информатика,
авиационная и космическая техника, хозяйственная инженерия,
спортивная наука.
Университеты бундесвера подчинены федеральным и земельным
органам высшей школы. Дипломы этих университетов во всех
отношениях равноценны дипломам гражданских университетов Германии.
Такая постановка университетского дела в армии не имеет
аналога в других странах. После 12-15 лет службы по контракту
увольняющийся из бундесвера офицер с академическим образованием,
как правило, быстрее и выгодней трудоустраивается. Экономика ФРГ
запрашивает ежегодно 500-600 уходящих в запас офицеров. И в самой
армии академическое образование открывает перед офицером
дополнительные возможности: оно значительно расширяет его
профессиональный кругозор как в военном, так и в гражданском
плане; офицер может применить полученные знания в интересах своей
службы (технические и коммерческие), а также в воспитании
(педагогика). Кроме того, такая подготовка гарантирует ему по
окончании военной службы безболезненный переход к гражданской
жизни.
Бундесвер рассматривает академическую учебу и как средство
упрочения авторитета офицерской карьеры. В то время как обучение в
гражданских университетах продолжается от 5,5 до 7 лет
(авиационная и космическая техника - 7 лет, электротехника и
информатика - 6,5 лет, управление производством - 5,5 лет), в
университетах бундесвера - не более четырех лет.
Примерно таким же образом и утер-офицеры получают
профессиональную квалификацию подмастерья или мастера, оканчивая
соответствующие курсы. Это вселяет в них уверенность в том, что в
гражданской жизни они не останутся не у дел. Что касается
подготовки унтер-офицеров к службе кадровыми офицерами, то для
этой цели существуют учебные заведения, которые носят ранг
государственных курсов.
Существующие ныне принципы военной подготовки и при
измененной структуре бундесвера в будущем сохранят свою ценность.
Однако сокращение сроков действительной военной службы и,
следовательно, продолжительности военной подготовки, новые задачи
бундесвера - все это вызовет некоторое смещение ацентов.
Снижение срока действительной службы до 12 месяцев потребует
большей концентрации, сосредоточения усилий на самом существенном.
Для усвоения и закрепления пройденного материала и его
практической отработки возможности значительно ограничиваются.
Обучение навыкам, пригодным в гражданской жизни, станет возможным
только во внеслужебное время. Дело должно быть поставлено так,
чтобы к концу действительной службы основная масса солдат была бы
в полной мобилизационной готовности. В этих целях военная
подготовка будет широко опираться на имитаторы, моделирующие
устройства, тренажеры, а также компьютеры. Но применение новейших
технических средств не должно вести к снижению физических
нагрузок. Армия будет требовательно воспитывать солдат в
обстановке, приближенной к боевой, со всеми ее физическими и
психологическими нагрузками, свойственными условиям войны.
Преимущества, которые привносят новые средства обучения,
позволяют надеяться, что будут успешно разрешены такие проблепмы
будущего, как сырьевой голод, экологический кризис. Этому будет
содействовать высокий общеобразовательный уровень призывников. С
другой стороны, новые средства обучения позволяют поднять качество
и эффективность военной подготовки, приблизить ее к реалиям жизни,
значительно экономнее использовать учебное время.
Сохранится в будущем и такой аспект военной подготовки, как
учения, поскольку они представляют наиболее эффективную и
комплексную форму с многоцелевыми задачами. Учения сохранятся на
всех уровнях - от взводов до армий. Видимо, не следует на будущее
отказываться и от крупномасштабных маневров, ибо, помимо учебного
эффекта, они содействуют авторитету армии и повышают ее
боеготовности. Однако по экологическим причинам они будут
проводиться на более ограниченных территориях.
В вопросе проведения учений бундесвер будет, естественно,
соблюдать соответствующие договоренности в области контроля за
вооружениями.
Поскольку бундесвер является инструментом политики
безопасности, существо которой определено основным законом ФРГ,
постольку наряду с общим контролем над ним (уполномоченный по
бундесверу в бундестаге, федеральный суд и т.д.) подлежат контролю
и военная подготовка, ее содержание. Контролируются, к примеру,
рекомендации по идеологической работе в бундесвере, организация
учебного процесса, деятельность университета бундесвера и даже
цели учений. Участие в учебных процессах и мероприятиях бундесвера
многочисленных зарубежных курсантов делает военную подготовку
интернационально открытой. При этом методические разработки,
информация для войск, военная практика, воспитание словом и делом
столь же доступны для общественности, как и школьный букварь.
Военная подготовка и служба в бундесвере, подчиненные целям
обороны и недопущения войны, осуществляются в соответствии с
потребностями обстановки, задачами НАТО и положениями военного
законодательства ФРГ. Реализацию этих установок организует высшее
военное командование, несущее ответственность перед парламентом и
общественностью страны.
|