ВОЕННАЯ ДОКТРИНА ФРАНЦИИ
Старый порядок был не только несправедливым, но и опасным. Он
порождал соперничество между Западом и Востоком. С исчезновением
этого порядка и утверждением демократических принципов по всей
Европе безопасность укрепилась. Но это вовсе не говорит о том, что
новая нарождающаяся Европа не вызывает беспокойства. Подавляемые
национальные чаяния сегодня проявляются решительно повсюду.
В то же время другое движение ведет Европу к единству. С
одной стороны, Сообщество двенадцати, с другой - Конференция по
безопасности и сотрудничеству в Европе свидетельствуют об этом.
Смогут ли соединиться эти два направления? От ответа, который
европейские нации дадут на этот вопрос, будет зависеть новое
равновесие и стабильность на Европейском континенте. Вместе с
происходящим военно-политическим переустройством, диалог и ясность
являются более чем когда-либо необходимыми для поддержания доверия
и безопасности. Эта необходимость безопасности, к которой
стремится каждая нация на совершенно законных основаниях, не
должна выражаться появлением дестабилизирующих угроз для соседей.
Только знание и понимание другого позволят избежать недоразумений
и подозрений.
Без сомнения, больше других Франция противилась испытанию
делами и происходящим потрясениям. Это относится к принципам,
которыми она руководствуется и которые сохраняют свою
актуальность: автономное сдерживание с поддержанием ядерных сил на
строгом уровне достаточности, верность соглашениям и
обязательствам, постоянной акции в пользу разоружения. Эта
преемственность в доктрине выражается фактом, что некоторое
количество параметров, взятых со дня их принятия в расчет для
выработки военной стратегий, не изменилось фундаментально.
У Франции только одно стремление - жить в согласии со всеми
всеми странами. Сегодня, как никогда, она не имеет явного
противника. Мир и поддержание мира находились всегда в центре ее
оборонной концепции. Заботясь о сохранении своей независимости и
жизненных интересов, Франция сделала выбор стратегии сдерживания,
основанной на обладании автономным ядерным арсеналом и
классическими вооруженными силами.
Ядерное сдерживание остается стержнем французской стратегии.
Обладание ядерным оружием никогда не расценивалось как средство
выиграть военный конфликт. Это было средство помешать развязыванию
войны, избежать ее, сделать абсурдной и, значит, невозможной.
Сдерживающий фактор, стабилизирующая роль ядерных вооружений не
связаны с размерами арсеналов. Это довод, которого Франция всегда
придерживалась и будет придерживаться в концепции строгой
достаточности. В настоящее время Франция располагает количеством
боеголовок, которое составляет лишь около пяти процентов от
американского или советского арсенала. Цель - удержать любого
возможного противника от развязывания агрессии, оставаясь в
состоянии нанести ему в любых обстоятельствах сокрушительный и
непоправимый урон. Сохранять эффективность средств, приводя их в
соответствие с предусмотренной технологической эволюцией - таково
единственное стремление Франции.
Некоторые из ядерных вооружений, если возникает
необходимость, могут явиться последним предупреждением. В данном
случае это не будет касаться ни продолжения договорной акции, ни
восстановления компромиссной военной ситуации, но, как заявил
президент Республики, будет "означать для возможного агрессора,
что, продолжая свое действие, он подвергнется ядерному
стратегическому огню".
Что касается вооруженных сил, они организованы и имеют такую
численность, что позволяет твердо противостоять любой попытке
нарушить ядерное сдерживание, обеспечить безопасность нацинальной
территории, выразить солидарность с друзьями и союзниками. Эта
солидарность осуществляется в основном в рамках
Североатлантического союза, который будет продолжать в полной мере
играть свою главенствующую роль в поддержании мира и стабильности
в Европе.
Североатлантический союз и его военный механизм были задуманы
после второй мировой войны для противостояния в очень
специфической ситуации. Сейчас ее развитие в Европе приводит НАТО
к ревизии своей стратегии, пересмотру организации,
перераспределению своего образа действия.
История наделила Францию ответственностью вне Европы: она
осуществляет свой суверенитет над заморскими департаментами и
территориями; должна соблюдать свои обязательства по отношению к
странам, с которыми ее связывают соглашения о сотрудничестве и
обороне, в частности в Африке; должна заботиться о безопасности
своих граждан, проживающих за границей (более полутора миллионов
человек); наконец, осознает свой долг в качестве постоянного члена
Совета Безопасности ООН. Верность Франции недавно провозглашенным
принципам и неизменность главному выбору, сделанному более
тридцати лет назад, тем не менее не обрекают ее на бездействие.
Франция намерена приспособить свои военные средства к новому
геостратегическому контексту и бросить вызов грядущему миру,
предпринять необходимые меры перед лицом происходящих изменений.
Новая ситуация, которая видится в Европе, существенно
отличается от той, которая была на протяжении сорока последних
лет. Исчезла угроза внезапной агрессии, а перспектива серьезного
столкновения с каждым днем все более удаляется. На смену
противостоянию враждебных блоков пришла тенденция к
сотрудничеству, которое Франция приветствует и которому она
решительно способствует. Это явление знаменуется символическими
событиями, такими, как: объединение Германии, восстановление в
ряде стран независимости, создание новых демократий, подписание
Договора по обычным вооруженным силам Европы и Парижской хартии,
уничтожение ядерных сил среднего радиуса действия. Наконец, резкое
ускорение развития истории за последние недели разрушило
геостратегический европейский пейзаж.
Однако остается много вопросов. Например, о 25 тыс. ядерных
зарядах, которые еще имеются на Востоке континента, и более
половины которых связаны со средствами транспортировки и запуска,
которые делают их одновременно мобильными, легкими в использовании
и трудноконтролируемыми. Это - причина для беспокойства, несмотря
на гарантии, которые были даны. Вопрос также в том, чем в конечном
итоге станет изменение военного облика Советского Союза и глубина
объявленной реконверсии военно-промышленного комплекса? Огромный
ядерный арсенал, остающийся в наличии на долгие годы, создает
тупики. В то же время происходят другие изменения, которые могут
иметь последствия для безопасности и мира в Европе.
Но в более широком плане разве не находится ряд государств
Центральной и Восточной Европы, которые обрели свободу и полный
суверенитет одновременно с демократией, в поисках политической
стабильности и безопасности? Утверждение национальных стремлений
сдерживаемых долгое время силой, стремление соблюдать права
нацменьшинств в ряде государств Центральной и Восточной Европы,
которые обрели суверенитет одновременно с демократией, сочетаются
с очень тяжелыми экономическими трудностями. Эти государства
хорошо знают, что свобода, демократия, которые они только что
завоевали или вновь приобрели, являются хрупкими и подвержены
угрозе даже внутри стран. В этой атмосфере напряженности и
беспокойства нельзя исключить, что в Европе возникнут новые
кризисы.
Франция призывает к тому, чтобы эти изменения происходили
демократическим путем, не затрагивая мир и стабильность на
континенте. В этом отношении роль СБСЕ может стать
основополагающей в той мере, в которой оно сумеет обеспечить
военное равновесие на пониженном уровне вооружений, развить и
расширить меры доверия и безопасности, создать механизмы мирного
урегулирования споров.
Североатлантический союз также призван играть важную роль как
фактор равновесия и стабильности в Европе. Нельзя представить себе
структуру европейской безопасности без особого места для
Сообщества двенадцати.
Преобразование в Европе продолжается, неся в зародыше
создание политического союза, предусматривающего политику взаимной
безопасности и в конечном итоге защиту. Существование в будущем
западно-европейского полюса защиты есть на деле перспектива,
связанная, естественно, с утверждением Европейского политического
союза.
Вне Европы, наконец, невозможно исключить из поля зрения
страны, с которыми у Франции сохранились исторические, культурные
и экономические связи. От их стабильности зависят безопасность и
мир в целых районах, судьба которых касалась бы непосредственно
Европы. На юге, например, страны Магриба столкнулись с очень
сильным демографическим взрывом, сопряженным с трудным
экономическим положением, в то время как Африканский континент в
целом остается жертвой своей слабой развитости и тяжелых
этнических конфликтов. Если эта африканские государства будут
брошены на произвол индустриальными странами, то могут постепенно
прийти к анархии и взрыву насилия.
Этот переход от биполярного порядка к многополярному миру не
проходит без напряжений и столкновений, проявляющихся в различных
формах - от терроризма до открытых войн. В этом контексте
необходимо избежать значительной опасности, которую несет в себе
распространение ракетного, химического или ядерного оружия.
Все эти процессы не могут пройти без последствий для политики
безопасности и защиты Франции. Нет никакого сомнения, что сегодня
необходима корректировка, чтобы приспособиться к глубоким
изменениям, происходящим в последние годы.
Что касается безопасности в целом, то продвижение должно быть
в четырех сферах: разоружение, борьба с распространением ядерного
оружия, предупреждение кризисов и меры транспарентности.
В области разоружения Франция выразила свое удовлетворение
подписанием Договора об СНВ. Более того, заявление президента Буша
от 27 сентября и положительный ответ Президента Горбачева от 5
октября открывают новые перспективы, которые должна сделать
возможным ускорение сокращения перенасыщенных ядерных арсеналов
Соединенных Штатов и Советского Союза. Франция одобряет любую
перспективу прогресса на пути сокращения и действительного
уничтожения ядерных вооружений. Она готова в соответствующий
момент сама подключиться к этому в соответствии с условиями,
которые были изложены в сентябре 1983 года в ООН.
Французский план по контролю над вооружениями и разоружению
от 3 июня 1991 года, решения, принятые президентом Французской
республики в отношении оружия последнего предупреждения, и его
предложение, касающееся консультаций между четырьмя великими
державами, обладающими ядерным оружием в Европе, по вопросу о
безопасности советских вооружений,- все эти инициативы направлены
на еще большую безопасность для всех стран.
Обычные вооружения. Быстрота политической эволюции и факторы
нестабильности, существующие в Европе, говорят о необходимости
безостановочного продолжения усилий по контролю над вооружением. В
ближайшее время необходимо ввести в действие соглашение по обычным
вооружениям и договориться об уровне вооруженных сил, а также о
новых мерах доверия и безопасности. Но нужно также подготовить
"пост-Хельсинки", чтобы государства-участники СБСЕ могли принять
совместное решение о создании постоянного органа, компетентного в
вопросах безопасности, контроля над вооружениями и предупреждения
конфликтов.
Усилия в отношении обычных вооружений не должны
ограничиваться рамками Европы. Цель должна состоять в
предохранении и установлении повсюду, регион за регионом,
равновесия сил и привести его затем к наиболее низкому уровню,
соответствующему праву всех государств на безопасность. В этом
отношении развитие процесса "пяти" и перспективы, касающиеся
согласования в ООН международного регистра продаж оружия, могут
рассматриваться как обнадеживающие признаки.
Борьба против распространения ядерных, ракетных и химичепских
вооружений. Ряд французских инициатив - будь то глобальный план по
контролю над вооружением и разоружением от 3 июня 1991 года,
решение Франции подписать Договор о нераспространении или,
например, согласие с принципом всеобъемлющего контроля -
свидетельствует о готовности принять активное участие в действиях
всего международного сообщества. Как сказал президент Французской
республики, "весь мир, как юг так и север, заинтересован в том,
чтобы этот курс был остановлен".
Третья область, в которой необходим прогресс, отражает
насущную потребность современности: предотвращение и
урегулирование кризисов. Не будет прочного мира в Европе и во всем
мире, если он будет опираться на насилие. После окончания
"холодной войны" Организация Объединенных Наций, деятельность
которой была парализована в связи с конфликтом "Восток-Запад",
может действительно играть ведущую роль в поддержании мира и
соблюдении права. Вот почему использование ООН представляется
предпочтительным везде, где это будет необходимо. Кризис в
Персидском заливе открыл перспективы в этом направлении. В Европе
институты СБСЕ, созданные во время Совещания в верхах в Париже и
получившие развитие в последующий период, призваны играть
всевозрастающую роль.
Все успехи на этом пути будут возможны при возросших усилиях
в пользу транспарентности, так как первое условие доверия - это
информация. Меры транспарентности и доверия, т.е. взаимная
информация о возможностях и состоянии сил, уменьшают чувство
угрозы и, проще говоря, создают основу для контроля в сфере
разоружения. При этом возникает необходимость создания армии более
сокращенной, но лучше оснащенной и более мощной, обладающей
необходимыми возможностями для выполнения своих новых задач.
За последние десятилетия французская оборона была
организована таким образом, чтобы противостоять мощной, внезапной,
массивной, но определенной опасности. Будет необходимо, однако,
иметь возможность противостоять многочисленным, разнообразным,
замаскированным, географически разбросанным и как следствие трудно
определяемым и распознаваемым очагам опасности.
Нельзя также игнорировать основной риск, который повергает в
опасность самовыживание нации. История учит, что мир хрупок. В
этих условиях ядерного оружие - основа сдерживания перед лицом
крупной агрессии, которая угрожала бы нации или группе наций,-
по-прежнему остается крайним средством.
Достигнута убежденность, что обычные вооруженные силы
сохранят и в будущем свою роль преграды на пути обхода
противостояния. Вооруженные силы всегда должны быть готовы к
разрешению кризисов путем принятия самых разнообразных решений и
действий. В области обычных вооружений усилие Франции будет в
приоритетном порядке направлено на то, чтобы обнаружить,
предупредить, управлять и в случае необходимости
противодействовать кризисам быстро и точно.
Первоочередными являются три области: разведка,
информационные системы управления для быстрого реагирования,
гибкое расчлененное построение вооруженных сил, чтобы вовремя и в
нужном месте обладать предназначенными для действия средствами.
В области разведки усилия будут направлены на космос,
значение которого выходит за строгие рамки обороны. Дело касается
приоритета, оправданного широкими возможностями, предоставляемыми
спутниковыми системами: дальнее оповещение, слежение за
осуществлением договоров по разоружению, сбор стратегических и
тактических данных. Здесь видится для Франции большое поле
деятельности на благо Европы и стабильности в мире.
Информатика (компьютеризация) систем управления командования
позволяет не только собирать и интегрировать сведения, но также
предпринимать четкие решения и действовать незамедлительно, с тем
чтобы служить с возможно меньшим количеством вооруженных сил делу
мира и права. Когда военное решение принято и приведено в
действие, эти системы позволяют нанести противнику удар
исключительной точности и ограничить таким образом потери и
разрушения. Возможности этих систем были широко продемонстрированы
во время войны в Персидском заливе.
Поскольку кризисами можно управлять с помощью сокращенных
средств, размеры вооруженных сил могут быть пересмотрены в сторону
понижения. Каждый из родов войск будет подвергаться изменениям в
соответствии с будущими эволюциями, но более всего претерпят
значительные изменения наземные вооруженные силы. В целом личный
состав по штатам мирного времени этих сил сократится к 1994 году с
280 тыс.человек до 250 тыс., а срок службы в армии сократится с 12
до 10 месяцев, начиная с 1991 года.
Эти изменения будут зависеть от состояния рода войск.
Некоторые соединения, главная задача которых располагаться в
Европе, будут находиться в состоянии "неполной боевой готовности".
Это означате, что им потребуется несколько недель, чтобы
сформировать порядок на марше, призвав частично личный состав,
уволенный с действительной военной службы менее чем год тому
назад. Эти положения стали возможны благодаря ликвидации
напряжения "Восток-Запад", отдалению риска крупномасштабной
агрессии и предварительному извещению о боевой готовности.
Силы быстрого реагирования останутся в качестве
предпочтительного средства по управлению кризисами. Они сохранят
свои способности непосредственной боеготовности и мобильности. Они
будут усилены новыми профессиональными кадрами с тем, чтобы
улучшить взаимодействие, особенно в области обеспечения и
снабжения, и перевозок. Сокращение численности вооруженных сил
также позволит улучшить качество вооружений и техники, изыскивая
новое равновесие и лучшую связь между различными системами оружия.
Наконец, осуществляемая модернизация затронет территориальные
структуры и организацию командования. Начиная с 1 сентября 1991
года французские вооруженные силы вступили на путь широкой
реорганизации, названной "Армия-2000", имея тройную цель: дать
приоритет оперативной деятельности, улучшить межармейское
взаимодействие и обеспечить более эффективно защиту территории.
Этот план дал место новому разделению территории: Север-Восток,
Атлантика и Средиземноморье, которые соответствуют большим
географическим, экономическим и культурным пространствам, открытым
для Франции.
Глобальность французской системы обороны, все элементы
которой дополняют друг друга, приводит к вопросу о характере и
составе ядерных сил сдерживания, которые остаются основой
стратегии. Планируется оставаться на уровне достаточности, но при
этом необходимо учитывать качественные аспекты средств, с тем,
чтобы сохранить их надежность и сделать возможной их адаптацию к
условиям применения сдерживания в эволюционирующем мире. Ядерные
подводные лодки будут по-прежнему составлять становой хребет
сдерживания, но нужно предусмотреть создание к 2000 году второго
компонента, также обладающего безусловной надежностью.
Изменение обстановки в Европе побудило Францию отказаться от
мобильной ракеты " -45" и сократить весьма существенно количество
ракет "Гадэс", призванных заменить "Плутоны". Более того, эти 30
ракет "Гадэс" будут складированы, и ни одно оперативное соединение
не подлежит развертыванию, в то время как ракеты "Плутон" намечено
постепенно изъять к 1994 году.
Наконец, о бюджетных трудностях. Вопрос заключается в том,
как прийти к разумному компромиссу между экономическими
возможностями и необходимостью обороны, зная, что любое нарушение
равновесия может быть в основе дестабилизации одной из этих
чувствительных зон. Франция решительно вступила на этот путь.
Происходящие глубокие изменения достаточно красноречивы: они
подтверждают, что французская армия готова играть роль, которая ей
отведена в новом мире. Более компактная и более мобильная, она
сможет использовать возросшие быстроту и мощь, связанные с
характером новых вызовов.
Переживаемые потрясения рождают большое количество вопросов:
как ядерная безопасность сохраняется в Советском Союзе? Каковы
система обороны, структура вооруженных сил, перспективы в области
уровня личного состава? Где программы конверсии оборонной
промышленности и изменения в производстве вооружений? Будут ли
новые оборонные доктрины подвергнуты урегулированию? Все эти
вопросы законны и укрепляют веру в безвозвратность глубоких
потрясений, происходящих на нашем континенте, в эффективность
институтов и механизмов безопасности, действующих в Европе, в
продолжение процессов сотрудничества и разоружения.
Необходима ясность в обстановке, когда новое лицо Европы еще
не полностью вырисовывается, перед возрастанием опасности на
окраинах Европы, где слабое экономическое развитие, нищета и
фанатизм смогут однажды навязать свой закон, если за этим не
следить.
Перед вооруженными силами Франции стоят четыре основные
задачи. Первая - поддержать вероятность независимой стратегии
ядерного сдерживания, гарантировать целостность национальной
территории, а также жизненные интересы страны против любой попытки
агрессии или шантажа; обеспечивать защиту территории, воздушного
пространства и морских границ от любой угрозы.
Вторая задача - способствовать стабильности Европейского
континента и бассейна Средиземного моря. Принимать участие в
защите Западной Европы и ее морских подступов, в соблюдении
принятых обязательств перед своими союзниками и подтверждении
западноевропейской оборонной идентичности.
Третья задача - обеспечивать присутствие Франции в мире,
соблюдать ее суверенитет там, где она оказывает свое влияние;
защищать ее выходцев и их интересы, соблюдать договоры об обороне
и сотрудничестве, принимать участие в акциях по защите мира и по
соблюдению международного права.
Четвертая задача - обеспечивать коммунальное обслуживание и
общие интересы, оказывать гуманитарную помощь
Вооруженные силы Франции разделяются на две категории:
стратегические ядерные силы и силы последнего предупреждения,
обычные вооруженные силы. Это разделение имеет поучительную цель.
Вооруженные силы образуют одно целое. Их возможности сдерживания и
действия дополняют друг друга.
Ядерные стратегические силы включают три различных
дополнительных компонента. Первый - подводный компонент - имеет в
своем составе пять атомных подводных лодок, оснащенных пусковыми
установками. В настоящее время они находятся в оперативном цикле и
составляют основной стратегический потенциал. Каждая лодка
оснащена 16 ракетами "М-4", несущими по 6 ядерных боеголовок
мощностью около 150 килотонн. Три из пяти подлодок находятся в
постоянном патрулировании. Второй - баллистический компонент -
представлен ракетами класса "земля-земля". Они развернуты на плато
Альбион. Всего 18 ракет, каждая из них оснащена боеголовкой
мощностью в мегатонну. Третий - управляемый стратегический
компонент - имеет 18 самолетов "Мираж-IV", размещенных на
национальной территории. Каждый из них оснащен одной ракетой
"воздух-земля" среднего радиуса действия мощностью в 300 килотонн.
Ядерные силы последнего предупреждения представлены: в
сухопутных войсках - четырьмя полками, оснащенными ракетами
"Плутон".
Начиная с 1992 года система "Гадэс" будет готова заменить
современную систему "Плутон", которая снимается с вооружения в
1994 году; в военно-воздушных силах - тремя эскадронами
стратегических сил, оснащенных самолетами "Мираж-2000"; в
военно-морских силах - двумя флотилиями, размещенными на
авианосцах "Фош" и "Клемансо" с приведенными в боевую готовность
ракетами.
Ядерные силы поддерживаются на уровне надлежащей
достигаемости и постоянно совершенствуются, чтобы сохранять их
эффективность. Они находятся в непосредственном распоряжении
президента Республики, который лично принимает решение о их
применении в зависимости от сложившейся ситуации.
Обычные вооруженные силы Франции представлены сухопутными,
воздушными и морскими военными силами.
Сухопутные войска включают три главных компонента; силы
защиты территории; силы маневрирования; силы препозиционные.
Силы защиты территории охватывают 260 тыс.человек после
мобилизации. Их задача - во взаимодействии с жандармерией
гарантировать целостность национальной территории. Они
обеспечивают охрану ядерных стратегических сил; безопасность
правительственных учреждений, руководящих центров и связи;
мобилизацию и охрану необходимого передвижения сил маневрирования
и важнейших объектов; уничтожение любого противника,
просочившегося на территорию. В их составе семь бригад зоны защиты
и 23 межармейских дивизионных полка.
Территориальные силы, кроме того, решают две особые задачи:
одна пехотная дивизия защищает плато Альбион, где расположены
пусковые площадки для запуска стратегических ядерных ракет; одна
дивизия нацелена на зону форсирования Рейна.
Наконец, двадцать пехотных полков обеспечивают безопасность
границ и защиту установок стратегических ядерных сил и
правительственных учреждений.
Силы маневрирования включают: один бронемеханизированный и
два армейских корпуса, соединения быстрого реагирования. Они
ориентированы на театр военных действий в Европу и размещаются во
втором эшелоне - резерве Североатлантического союза. Чтобы быть в
состоянии выступить с большей гибкостью, силы маневрирования
соединены с тремя основными действующими единицами: двумя
армейскими корпусами и силами быстрого реагирования, способными
развернуться в короткий срок.
Бронемеханизированный корпус включает пять бронированных
дивизий, две пехотные дивизии, две легкие бронированные дивизии,
укомплектованные выпускниками училищ.
Армейский корпус включает три-четыре дивизии. Один корпус
дислоцируется на Севере и Востоке Франции, другой - частично на
территории ФРГ и в состоянии развертывания на национальной
территории.
Дивизии составляют базовый уровень тактического маневра.
Всего бронированных дивизия пять. Насчитывая более 8 тыс. человек,
каждая бронированная дивизия имеет 450 бронесредств, из них около
200 боевых танков и 40 артиллерийских установок. Основные боевые
средства: танк "АМЗ-30" или "АМХ-30-В2" - модернизированный
вариант предыдущего (с 1992 года они будут заменяться танком
"Леклерк"). Самоходная артиллерийская установка калибра 155 мм с
высокой скорострельностью.
Пехотные дивизии, насчитывающие по 7 тыс. человек, оснащены
бронемашинами "АМХ-10-РС" и машинами, имеющими только лобовую
броню. Они более всего приспособлены для ведения боя в обороне на
труднодоступных участках или в городских условиях.
Легкие бронированные дивизии оснащены вооружениями,
находящимися в училищах. Они предназначены для обеспечения
дополнительных операций сдерживания и охранения.
Силы быстрого реагирования - численностью в 56 тыс.человек -
предназначены для действий как в Европе, так и за ее пределами.
В Европе они могут быть развернуты с частью своих соединений
и перебрасываться за 48 часов на тысячу км от своих баз с
немедленным вступлением в бой. Вне Европы их планируется
перебрасывать на большие расстояния вместе с силами, образующими
группировку из нескольких полков. В основном эти силы
укомплектованы профессиональными военными.
В состав аэротранспортабельных сил быстрого реагирования
входят: аэромобильная дивизия, две легкие бронированные дивизии,
две пехотные дивизии.
Аэромобильная дивизия обладает мощными противотанковыми
возможностями. Она предназначена действовать по короткому
предварительному предупреждению и на больших расстояниях. Ее
основным боевым оружием является вертолет, вооруженный ракетой
типа "Газель". Аэромобильная дивизия располагает 200 вертолетами,
90 из которых вертолеты, оснащенные ракетами "Хот".
Легкие бронированные дивизии обладают высокой мобильностью и
большой огневой противотанковой мощью благодаря своим самоходным
бронированным установкам. Эти дивизии могут быть как развернуты на
Европейском театре военных действий, так и использованы для
быстрого оказания помощи заморским странам.
Две пехотные дивизии сил быстрого реагирования - парашютная и
альпийская - приспособлены действовать независимо на любом театре.
Последний компонент сухопутных сил состоит из препозиционных
сил. Это вооруженные силы, размещенные на заморских территориях
для поддержания суверенитета или на основе договора с
дружественными странами. Они насчитывают по 11 тыс.человек,
которые представляют первый эшелон, способный встретить и
поддержать, если будет необходимость, межармейские силы,
прибывающие из метрополии.
В целом наземные силы насчитывают порядка 280 тыс.человек в
мирное время и 500 тыс.после мобилизации. В настоящее время они
имеют в своем распоряжении 1300 танков, 550 артиллерийских
установок, 400 боевых вертолетов и другое вооружение.
Военно-воздушные силы состоят из трех крупных боевых
оперативных управлений (воздушная защита, тактические
военно-воздушные силы, военно-транспортная авиация) и заокеанских
препозиционных сил.
Боевое управление противовоздушной обороны (ПВО) следит за
развитием угрозы и передачи сигнала тревоги правительственным
властям, обеспечивает защиту национального воздушного
пространства, контролирует военно-воздушное передвижение и
уточняет установленный порядок, участвует в акциях вне Европы и
устанавливает воздушные системы, доверенные военно-воздушной
армии.
Обнаружение и контроль в национальном воздушном пространстве
осуществляется системой СТРИДА, которая включает 10 основных
военных станций - радаров, связанных с системой ПВО
Североатлантического союза. Прикрытие низких высот значительно
улучшилось с вводом в действие системы воздушного
обнаружения:Франция имеет в своем распоряжении четыре самолета
Авакс в оперативном службе. В целях обеспечения воздушной защиты
командование ПВО может поручить руководство и оперативный конроль
всего или части боевых воздушных средств военно-воздушной армии.
Противовоздушная защита осуществляется системой оружия
"Гремучая змея" ("Кроталь") для защиты на низких и очень низких
высотах, двуствольной 20-мм установкой, ракетами "земля-воздух"
короткого радиуса действия.
Основными задачами тактических военно-воздушных сил являются:
разведки по поиску и использованию сведений; уничтожение на земле
военно-воздушного потенциала возможного противника; поддержка и
прикрытия сухопутных сил; участие в противовоздушной обороне и
действия за пределами страны. Тактические ВВС могут быть
использованы в рамках Североатлантического союза по решению главы
государства для участия в воздушных сражениях в Европе. Они имеют
в своем распоряжении 400 боевых самолетов, разбитых на 9 крупных
авиагруппировок, расположенных в основном на востоке Франции. Это
командование осуществляет управление всеми частями истребителей и
самолетами разведки воздушной армии, включая общее руководство,
административное и снабжение, и перевозки, а также оснащение,
подготовку, обучение и тренировку личного состава.
Такая организация обеспечивает взаимодействие в воздушном
бою. Она способствует лучшему применению боевых средств.
Тактические военно-воздушные силы используют в основном шесть
типов самолетов "Мираж-3Е" и "Мираж-5" (используются для обычных
полетов, подлежат замене), "Ягуар" (применяется для действий на
малых высотах), "Мираж-Ф1-С1" (самолет тактической разведки),
"Мираж-Ф1-С" и "Мираж-2000С" (самолеты-перехватчики ПВО).
В военно-транспортной авиации используются 70 самолетов
"С-160" (грузоподъемность 8 т, радиус действия до 4 тыс.км) и 12
самолетов "С-130" (грузоподъемность 12 т, радиус действия до 7
тыс.км). Управление военно-транспортной авиацией имеет в своем
распоряжении легкие самолеты и вертолеты, предназначенные для
связи с высшим командованием. Транспортировка грузов на большие
расстояния осуществляется в настоящее время пятью самолетами
"ДС-8".
Заокеанские препозиционные военно-воздушные силы включают:
самолеты разведки, штурмовики, истребители ПВО, транспортные
самолеты и вертолеты.
В целом ВВС имеют в своем распоряжении: 450 боевых самолетов
на вооружении, 100 транспортных самолетов и столько же вертолетов.
Военно-морские силы состоят из 65 тыс.человек, из которых
около 30 проц. призывники. Они размещены в средиземноморской и
атлантической эскадрах. В составе ВМС имеется пять атомных
подводных лодок, 13 ударных подводных лодок, два авианосца, один
вертолетоносец, 50 боевых кораблей, 150 самолетов и вертолетов.
Согласно плану "Армия-2000" производится реорганизация
вооруженных сил (с учетом нового географического окружения и
снижения численности вооруженных сил). План направлен на то, чтобы
добиться лучшей оперативной эффективности, улучшения управления
войсками. При этом отдается преимущество оперативной работе, более
сплоченной организации территориальных структур и усилению
взаимодействия между соединениями. Реформа структур проводится
параллельно с сокращением сухопутных войск и возвращением на
родину французских военнослужащих, размещенных в настоящее время в
Германии.
Таким образом, французская оборонная концепция четко
характеризуется фактором обладания национальным ядерным оружием.
Средства, составляющие инструмент оборонной промышленности,
образуют единое и неделимое целое. Задачам, возлагаемым на
французские вооруженные силы, соответствуют вооруженные силы.
Теперь о некоторых аспектах боевой подготовки в вооруженных
силах. Как свидетельствует недавняя военная история, французская
армия разработала оригинальную концепцию применения вертолетов,
сущность которой состоит в следующем.
Определяя соотношение "оперативные издержки - эффективность"
и стремясь использовать боевые возможности вертолетов, "легкую
авиацию" разделили на группы (из 30 вертолетов), приданные
дивизиям и на полки (из 60 вертолетов), приданные армейским
корпусам. Учитывая, что аэромобильные возможности еще недостаточно
используются, так как маневр вертолетных частей связан с маневром
армейских корпусов, французская армия, начиная с 1982 года,
провела эксперимент на одной крупной части, полностью
придерживаясь аэромобильной концепции. Этот эксперимент привел к
созданию в 1985 году 4-й ажромобильной дивизии - крупного
оригинального соединения, предназначенного для использования в
кризисных ситуациях.
Аэромобильная дивизия как соединение сил быстрого
реагирования имеет особые характеристики, которые придают ей
большую гибкость в использовании. В ее составе 250 вертолетов
различного типа, 7200 человек, из которых 2400 офицеров. Ядро
дивизии составляют 90 противотанковых вертолетов типа "Газель СА
342", оснащенных ракетами "Хот". Они размещены в трех полках
боевых вертолетов, которые включают в себя также вертолеты
разведки, поддержки и охраны, управления и обеспечения.
Один полк управления и маневрирования включает в себя
необходимые дивизии средства управления и транспортировки, в то
время как другой полк аэромобильной поддержки обеспечивает
снабжение и перевозки. Действия дивизии в области сбора
разведданных и постоянного дежурства дополняет аэромобильный полк.
"Полная аэромобильность - одна из отличительных черт этой
дивизии, которая может использоваться автономно. Она может
действовать на большую глубину последовательными бросками
последовательными бросками по 350 км против примерно 300 танков
противника. Эти возможности были продемонстрированы во время
учений "Кеккер Шпатц" в 1987 году, проведенных совместно с
немецкой стороной.
Дивизия обладает значительными возможностями в области
разведки и маневра, которые позволяют ее применять в качестве сил
быстрого реагирования и при поддержке маневра других крупных
соединений.
Особенность дивизии - быстрое реагирование на непредвиденные
события как в Европе, так и за ее пределами. Она может быть
использована автономно или в непосредственном взаимодействии с
основными силами, впереди сил быстрого реагирования или в их
составе, во взаимодействии с легкой бронированной дивизией или в
составе армейкого корпуса. Как бы дивизия ни использовалась,
полностью или частично как в Европе, так и на заморских
территориях она остается в урегулировании кризисов
привилегированным инструментом выражения политической воли
Франции.
Ее действия характеризуются сменой фаз:
1 - проникновение бросками в 350 км, в радиотишине, на очень
низких высотах, по нескольким направлениями;
2 - рассредоточение, после развертывания, в зоне 2 тыс.кв.км;
3 - быстрое концентрирование для внезапного мощного, если
возможно, флангового удара;
4 - быстрое уклонение при сложившихся условиях для выполнения
нового задания.
Когда дивизия действует в полном составе, чтобы достигнуть
высокой эффективности, ей необходимо пространство для маневра,
соответствующего почти пространству действия армейского корпуса
Франции. Уменьшение этого пространства увеличивает уязвимость
вертолетов. Когда дивизия используется во взаимодействмии с
другими соединениями, она получает дополнительные возможности,
разворачиваясь либо в другом месте, если ее действия происходят
одновременно с ними, либо одновременно, когда она развертывается в
одном с ними месте.
Каковы бы ни были место и обстановка для ее развертыванимя,
аэромобильная дивизия, максимально используя специфические
характеристики вертолетов, ищет благодаря своей скорости и
мобильности условия для преподнесения сюрприза. Каким бы ни было
ее предварительное развертывание или построение в боевой порядок,
она, координируя свое развертывание с развертыванием других родов
войск, всегда вступает в совместные действия.
Личный состав дивизии готовится сначала в училище.
Приобретенная в нем квалификация поддерживается затем в частях,
касается ли это полетов по приборам, ночных полетов и стрельбы из
пушек и ракет. Пригодность пилотов выполнять свои функции
проверяется инспекторами каждый год во время индивидуального,
технического и практического контроля.
Тактические учения направлены на пополнение знаний личного
состава эскадрилий, что является необходимым условием для их
оптимального использования в составе полка. Полк представляет
собой комбинацию эскадрилий различного назначения, организует и
контролирует их обучение. Полковые учения проводятся раз в три
месяца. Ежегодным учением дивизии является маневр на "свободной
местности". Каждый год также проходят учения совместно с другими
дивизиями сил быстрого реагирования. Они позволяют улучшить
взаимодействие между крупными соединениями и нашли свое конкретное
выражение в операциях, проведенных в Ираке.
В военно-морском флоте экипажи дивизии осуществляют в год 6
тыс.посадок на палубу. Кроме того, каждый год дивизия проводит
учения по аэроморскому транзиту, приводя в действие вертолетную
группировку для связи с национальным флотом.
Как и другие крупные соединения, 4-я аэромобильная дивизия
постоянно стремится улучшить свои возможности по взаимодействию с
союзниками. Она постоянно участвует в межсоюзнических учениях как
в рамках Европы ("Колибри" с немецкой армией, "Иберия" с испанской
армией, "Лион Харт" с британской армией), так и на заморских
территориях, в частности для возвращения домой выходцев из Франции
- учения "Финиа" или "Перпль Венчер".
Проводимые учения - индивидуальные и коллективные - позволяют
поддерживать в готовности личный состав дивизии, усиливия ее
возможности действовать на всех театрах военных действий.
|