ВОЕННАЯ ДОКТРИНА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
На Европейском континенте действуют динамичные силы, которые
должны сдерживаться в стабильных рамках развития, ибо политические
события развиваются гораздо быстрее, чем могут быть изменены
оборонительные возможности. Последние события, в частности,
окончание прямой конфронтации между государствами Востока и
Запада, выдвинули на первый план дополнительно к неизбежному
оборонительному вопросу политические, экономические, социальные и
этнические проблемы безопасности.
Основной целью оборонительной политики Великобритании
остается обеспечение безопасности нации и сохранение ее свободы,
отстаивание своих законных интересов и проведение соответствующей
политики в стране и за рубежом. Это зависит прежде всего от мира и
стабильности в Европе. Следовательно, необходимо иметь средства
сдерживания от использования или угрозы использования значительной
военной мощи со стороны государств, развернувших ее против
Великобритании.
С точки зрения человеческих затрат и финансовых ресурсов,
стоимость поддержания безопасности в современном мире внушительна.
Отсюда исходит вера в систему коллективной безопасности,
обеспечиваемую НАТО. Этот блок был эффективным оборонительным
союзом в течение прошедших 45 лет. Кроме того, НАТО за время
своего существования продемонстрировала гибкость,
приспособляемость к быстроменяющейся ситуации, что вызывает
доверие к системе коллективной безопасности.
Вооруженные силы Великобритании развиваются в соответствии с
возникающими потребностями и продолжают адаптироваться к
требованиям на перспективу. Великобритания вносит свой вклад во
все три компонента сил сдерживания НАТО, выполняя следующие
главные задачи: выделяет стратегические и оперативно-тактические
ядерные силы, осуществляет непосредственную оборону своей страны,
участвует в наземной обороне и ПВО в Европе и выделяет
военно-морские силы в Восточную Атлантику и в район пролива
Ла-Манш.
Изменившиеся обстоятельства позволили сократить и
реорганизовать вооруженные силы для каждой из этих задач в НАТО.
Великобритания намерена поддерживать меньшие по численности
вооруженные силы, надлежащим образом укомплектованные личным
составом, хорошо оснащенные и с соответствующим обеспечением.
Предусматривается обеспечить сбалансированный и допустимый уровень
обороны на случай непредвиденных обстоятельств, исходя из
целесообразности и эффективности затрат.
Великобритания полностью вовлечена в разработку новой
стратегии НАТО на основах, определенных в Лондонской декларации и
участвует в последующем усовершенствовании вооруженных сил и
структур командования Североатлантического союза. В целом
руководство страны надеется на продолжение взаимополезных связей
между Северной Америкой и Европой вместе с европейцами, играющими
возрастающую и более сплачивающую роль в НАТО. В новых условиях,
как представляется, необходима "всепогодная" стратегия, которая на
90 проц. нацелена на хорошую погоду, но в то же время способна
иметь дело с неожиданными шквалами и грозами. В этом плане анализ
степени опасности год от года нуждается в усовершенствовании.
В общем, по мере того как характер и очаги военной опасности
становятся более неопределенными, возрастает значение фактор
гибкости и мобильности. Это было достигнуто в основном за счет
реорганизации вооруженного контингента в НАТО, включая силы
реагирования, выделенные для защиты территории государств-членов
блока. Одним из компонентов будет корпус быстрого реагирования, в
котором Великобритании предопределено играть ведущую роль.
Реорганизация вооруженных сил при сохранении их
предназначения и потенциала продемонстрировала присущую им
универсальность по мере того, как они готовятся адаптироваться
таким образом, чтобы преодолевать непредсказуемые ситуации. Эта
универсальность усиливается тем, что у Великобритании полностью
профессиональные вооруженные силы, которые обладают широким
диапазоном возможностей: от средств ядерного сдерживания до
оказания гуманитарной помощи и поддержания международного мира.
В конце второго тысячелетия европейской истории мировое
сообщество является свидетелем беспрецедентной скорости и
сложности развития во многих областях: политической, национальной,
социальной, экономической и религиозной. В стремительном темпе
современной жизни народы ищут решение сложных вопросов и проблем,
которые в некоторых аспектах были законсервированы задолго до 1945
года. Превыше всего желание народов жить в безопасности, в
условиях действия демократических институтов, по своему выбору в
целостной и свободной Европе.
Очевидно, что последние изменения заключают в себе громадную
перспективу длительного мира и безопасности вместе с ростом
взаимопонимания, уменьшением напряженности и снижением уровня
вооружений. В то же время при изменениях такого размаха необходимо
быть благоразумными и осмотрительными. Новые отношения между всеми
странами, основанные на растущей открытости и сотрудничестве,
привели наряду с новыми возможностями и к появлению определенного
риска. Необходимо сдерживать в рамках стабильности динамичные
силы, действующие на Европейском континенте, в интересах
прогресса.
Несколько соседних стран сталкиваются с трудными
политическими, экономическими и этническими проблемами, которые
требуют быстрых, но непростых решений. Драматические изменения в
Европе вызвали трудности в обществе. Таким образом, есть потенциал
для возникновения неожиданного и непредсказуемого конфликта именно
в то время, когда европейские страны уже продвинулись по пути
устранения разделения на континенте, вызванного идеологической
непримиримостью и отсутствием открытости во взаимоотношениях.
Необходимо учитывать также возможность появления угрозы в
неожиданном месте, как было в Персидском заливе. В результате
сочетания многих факторов возникает региональная нестабильность, и
в будущем европейская безопасность больше не будет рассматриваться
исключительно в контексте отношений Восток-Запад. В то время как в
Европе действует тенденция к разоружению и снижению военных
расходов, в остальном мире возрастает распространение
баллистических ракет и средств массового уничтожения, что может
угрожать равновесию как в различных регионах, так и в самой
Европе.
Имеются и другие причины для возникновения проблем
безопасности. К ним относятся демографические изменения и
возможность того, что рост народонаселения может привести к
значительным миграционным процессам, религиозной нетерпимости,
используемой экстремистскими режимами и, наконец, проблема темпов
экономического роста.
Опасность для Великобритании как члена НАТО не проистекает
исключительно из вероятности спланированной агрессии против нее
или ее союзников. Наоборот, по сравнению с потенциальной прямой
угрозой, какой она была в прошлом, нынешняя угроза имеет много
аспектов и направлений, что вызывает трудности в ее предсказании и
оценке. Это не означает, что вероятность ее перерпастания в
реальный конфликт обязательно возрастет, но надо быть способным
реагировать на нее, чтобы сохранить безопасность стран НАТО и
Европы.
В Великобритании признают потребности безопасности стран,
развитие которых было обусловлено национальными и идеологическими
конфликтами. Продолжение прогресса Европы зависит от мира и
стабильности на континенте. Признается также право каждого
суверенного государства принимать самые эффективные меры
безопасности с учетом своих интересов и ресурсов. В 90-х годах
необходимо создавать комплексную систему сбалансированных средств
коллективной безопасности с учетом политического развития и
традиционных взаимосвязей различных стран. Маловероятно, чтобы в
такой сложной обстановке все стороны устраивало бы какое-то одно
решение, хотя совместные усилия участников Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, НАТО, Западноевропейского
союза, Европейского сообщества и ООН уже начали приносить заметные
успехи.
Процесс контроля над вооружениями продолжает играть главную
роль в поддержании порядка и согласия во взаимоотношениях,
обеспечивая согласованную систему, в рамках которой может
гарантироваться сокращение вооружений. Этот процесс также
устанавливает форум для диалога, который может определить и
контролировать характер и темпы сокращения вооружений и мер
контроля при поддержании безопасности и доверия.
Для всего человечества характерна естественная потребность
чувствовать себя в безопасности, особенно в периоды драматических
изменений и непредсказуемого будущего. Великобритания желает
завоевать доверие как можно большего количества стран, обеспечив
при этом защиту своего народа и его законных интересов на случай,
если настанет день разрыва отношений. Основной целью британской
оборонительной политики продолжает оставаться обеспечение
безопасности нации, ее законных интересов и свободы действий
внутри страны и за рубежом. Это зависит прежде всего от мира и
стабильности в Европе.
Обеспечение безопасности современного мира требует огромных
человеческих и финансовых затрат. На этом основана британская вела
в систему коллективной безопасности, воплощенная в
Североатлантическом союзе, где нации объединены тесными
политичекими и экономическими нитями, отраженными в их военных
связях. Взаимные обязательства членов НАТО были существенны для
обороны более 40 лет. Великобритания придает первоочередное
значение выделению своих военных сил в НАТО. За прошедшие 45 лет
блок добился заметных успехов как оборнительный союз. При этом
особо подчеркивается слово "оборона", так как никакое оружие блока
не может быть использовано кроме как для самообороны. НАТО не
рассматривает себя в качестве чьего-либо противника. Таким
образом, Великобритания одобряет поддержание военной мощи НАТО,
достаточной для того, чтобы убедить любого потенциального
агрессора, что применение силы против союзников встретит
коллективный и эффективный отпор и что риск, связанный с
развязыванием конфликта намного перевесит любые планируемые
успехи.
Благодаря геостратегическому положению, которое
Великобритания занимает между Атлантикой и материковой Европой, ее
морская, наземная и противовоздушная оборона остается критически
важной для НАТО в целом. В любом конфликте, связанном с нападением
на Европу, откуда бы оно ни произошло, Великобритания будет
передовой базой североатлантического командования, тыловой базой
для Европы, главной оперативной опорой в районе Ла-Манша, крупным
резервом для усиления Европейского театра войны.
Великобритания провела изучение структуры своих вооруженных
сил в свете последних событий в Европе. Изменяющиеся
обстоятельства позволили сократить и реорганизовать вооруженные
силы для выполнения каждой из четырех задач в рамках НАТО.
Планируется иметь меньшие вооруженные силы, но надлежащим образом
укомплектованные личным составом и хорошо оснащенные. Считается,
что такие вооруженные силы должны быть способны участвовать в
конфликте высокой интенсивности (если возникнет такая
необходимость), быть универсальными и готовыми быстро
развернуться, чтобы выполнить широкий спектр задач по борьбе с
возможной угрозой как в Европе, так и вне ее. Вооруженные силы
также должны сохранить свою организацию, уровень выучки и военной
технологии в интересах поддержания боевой готовности. Одновременно
предусматривается, что в период повышения напряженности они могут
быть усилены за счет добровольцев и резервистов.
В целом будет поддерживаться уровень вооруженных сил в
пределах ограничений, определенных соглашением о сокращении
обычных вооружений в Европе, которые допустимы с финансовой и
кадровой точек зрения.
В общем планируется иметь в середине 90-х годов регулярные
сухопутные силы численностью около 116 тыс.человек, военно-морские
силы и морскую пехоту - около 55 тыс.человек и военно-воздушные
силы - около 75 тыс.человек. Это означает общее сокращение
примерно на 18 проц., причем сухопутных сил - примерно на 25 проц.
Как известно, Великобритания полностью вовлечена в развитие
новой стратегии НАТО и в последующее усовершенствование сил блока
и структур командования на основе следующих принципов: продолжение
существования системы коллективной безопасности (при справедливом
распределении задач и привилегий), сохранение объединенной военной
структуры и необходимости соответствующего сочетания обычных и
ядерных сил, но меньших размеров. В целом Великобритания намерена
продолжать полезные связи между Северной Америкой и Европой.
Признается необходимость развивать механизм усиления роли
НАТО в деле преодоления кризисов. Есть уверенность, что основными
проблемами для Европы и НАТО будут кризисы, которые не
представляют угрозу непосредственному существованию, но требуют
преодоления для обеспечения того, чтобы конфликт разрешался с
минимальной угрозой для жизни людей, прежде чем он выльется в
более крупную угрозу.
По мере того как характер и очаги военной опасности
становятся более неопределенными, возрастает привлекательность
факторов гибкости и мобильности. В НАТО это было достигнуто в
большей степени за счет реорганизации сил, в том числе выделения
сил реагирования, одним из компонентов которых будет корпус
быстрого реагирования.
Великобритания обеспечит создание основы корпуса,
значительную часть штабной инфраструктуры и боевого обеспечения.
Она будет участвовать в создании аэромобильной бригады для одной
из двух многонациональных дивизий. В состав этих сил планируется
выделить одну бронетанковую дивизию, дислоцированную в мирное
время в Германии (включает три бронетанковые бригады), и вторую
дивизию, оснащенную менее тяжелым вооружением, дислоцированную на
территории Великобритании (включает две механизированные бригады и
одну воздушно-десантную бригаду). При необходимости эта дивизия
сможет играть ведущую роль в десантной группировке Голландии,
включая диверсионно-десантную бригаду. Это новое соединение НАТО
будет составлять часть сил реагирования, предназначенных для
преодоления угрозы потери территориальной целостности НАТО. Его
задача обеспечить кризис, способствовать деэскалации конфликта и
участвовать в оборонительных действиях блока при возрастании
опасности. Это, действительно, силы реагирования. К наступлению
корпус не приспособлен. Концепция реагирования даст возможность
НАТО и Великобритании снизить количество боеготовых сил и позволит
решать ряд неожиданных задач по устранению угрозы. Данная
концепция отражает потребность современного мира в наличии
высокопрофессиональных, универсальных войск, оснащенных
современным оружием, позволяющим решать широкий спектр задач.
Реорганизация вооруженных сил Великобритании (в соответствии
с "Основными направлениями реорганизации вооруженных сил") при
сохранении их предназначения и потенциала показала присущую им
универсальность по мере того, как они готовятся адаптироваться к
противодействию непредсказуемым систуациям 90-х годов. Эта
универсальность усиливается тем фактом, что имеются полностью
профессиональные регулярные силы, которые способны, как показывает
опыт, решать целый ряд задач по поддержанию международного мира.
Однако есть ограничения в применении вооруженных сил, особенно
когда стоят задачи по преодолению невоенной угрозы стабильности и
безопасности. Многие современные проблемы в Европе и в остальном
мире потребуют широкого подхода к вопросам безопасности, когда
военный компонент может быть только частью решения, если он
потребуется вообще. Вооруженные силы Великобритании займут свое
место в таких условиях, когда заметно возрастет потенциал всей
Европы для диалога и сотрудничества, чтобы преодолевать кризисы и
предотвращать конфликты. С этой целью Великобритания полностью
поддерживает роль Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе и его институтов.
В пределах Европы события на Востоке и Западе предоставили
уникальную возможность укрепить систему коллективной безопасности
Запада путем построения более сильной структуры и ее
оборонительной роли широкого трансатлантического партнерства.
Принципиальным во взглядах Великобритании на роль НАТО
является твердое убеждение, что Североатлантический союз остается
существенной структурой, защищающей свободу и безопасность своих
членов и обеспечивающей общую оборону всех европейских
стран-членов НАТО от посягательств на их территорию.
Тем не менее растущая экономическая и политическая
взаимозависимость в Европе должна быть также отражена в подходе к
безопасности. Великобритания выдвинула ряд предложений в этой
области, имеющих цель дать возможность 12 странам Европейского
сообщества углубить свое сотрудничество в таких областях, как
контроль над вооружениями, их продажа и распространение. Однако
Великобритания не поддерживает расширение роли Европейского
сообщества в планировании, организации, командовании, управлении и
применении военных сил. По мнению Великобритании,
Западноевропейский союз является удобным мостом между
трансатлантической безопасностью и оборонительными структурами
НАТО. Он мог бы служить форумом для консультаций по вопросам
обороны и безопасности, и одновременно иметь практические
обязательства для обеспечения более широких интересов безопасности
своих членов.
Великобритания в последние два года занималась коренной
переоценкой своих будущих потребностей безопасности. Было бы
удивительно, если бы это не делалось, учитывая изменения,
происходящие в этот период в мире, и прежде всего в Европе.
Вооруженные силы Великобритании в настоящее время обладают
широким диапазоном возможностей для ведения наземных, воздушных и
морских операций. Их относительно небольшая численность
компенсируется высоким уровнем подготовки и универсальностью.
Продолжается развитие совместной системы ПВО, включающей
самолеты-перехватчики, ракеты наземного базирования, РЛС раннего
предупреждения, всеобщую систему командования и связи. В
военно-морских силах особое внимание уделяется противолодочной и
противовоздушной обороне, а также постановке минных заграждений на
подходах к портам. Планируется сохранить независимые ядерные силы,
стратегические и оперативно-тактические. Несмотря на снижение
количества боеголовок как в рамках двусторонних соглашений, так и
по инициативе президентов Буша и Горбачева, наличие в арсенале
СССР большого количества ядерных вооружений является фактором,
который нельзя игнорировать. К тому же неопределенность в
отношении уровня и момента использования НАТО ядерного оружия в
сочетании с абсолютной определенностью, что в любой войне при
применении ядерного оружия в любом масштабе обеими сторонами
победителя не будет, сыграла важную роль в обеспечении такого
положения, когда конфронтация между Западом и Востоком в последнее
десятилетие не привела к реальным военным действиям. Существование
британских и французских ядерных сил в дополнение к более
значительному ядерному потенциалу США создало важный элемент
средств сдерживания. Не потеряла значения необходимость прибегнуть
к применению такого оружия как к последнему средству. Не может
быть также значительно снижен и британский потенциал.
Это, однако, не затрагивает участия Великобритании в силах
общего назначения в Западной Европе. Особенно приветствуется
появление новой стратегии НАТО, которая признает отказ от
упрощенного понимания конфронтации между Востоком и Западом. И
хотя эта стратегия предусматривает наличие главных оборонительных
сил, способных защищать всю территорию НАТО и соответствующие
морские районы, она не позволяет этому полностью преобладать в
будущем планировании. Силы реагирования, которые готовы к
немедленному развертыванию и имеют военный потенциал, представляют
именно тот тонкий механизм преодоления кризисов, который
необходим.
Великобритания планирует внести значительный вклад в эти
силы. Она всегда выделяла свои части в силы реагирования НАТО как
в постоянно действующие военно-морские силы в зоне Атлантики и в
проливе Ла-Манш, так и в мобильные наземные и военно-воздушные
силы Объединенного командования НАТО в Европе. Такие силы должны
сохраняться и дальше как символ атлантической солидарности,
показывая как стране, против которой направлена угроза, так и
потенциальному агрессору, что любое развязывание военных действий
будет иметь далеко идущие последствия, и таким образом помогая
снизить опасность войны. Кроме того, Великобритания будет играть
значительную роль в силах быстрого реагирования НАТО, обеспечивая
основу корпуса быстрого реагирования Объединенного командования
НАТО в Европе и внося значительный вклад в военно-морские и
военно-воздушные силы, создаваемые в настоящее время. Эта роль
рассматривается как наиболее подходящая для профессиональных
вооруженных сил, которые дожны обладать способностью реагировать
на непредвиденные обстоятельства и быстро сформировывать
сбалансированную военную группировку для выполнения задач, не
предусмотренных в чрезвычайных планах.
Силы быстрого реагирования не являются инструментом агрессии,
они продолжают быть отражением оборонительной стратегии НАТО, не
предназначены для развертывания вне зоны ответственности НАТО, но
дают блоку возможность реагировать на возрастающее разнообразие
угрожающих ситуаций и обеспечивают своевременное и соответствующее
реагирование в самых различных обстоятельствах. Они являются
средством реагирования на различные опасные ситуации и стремятся
обеспечить своевременное и соответствующее реагирование на широкий
диапазон возможных военных обстоятельств. Своевременность имеет
большое значение, потому что вооруженная конфронтация подобна
лесному пожару: чем позже будет начата борьба с ним, тем больше
ресурсов он потребует для обуздания. Соответствие реагирования
относится как к уровню, так и к виду требуемой военной
деятельности. Возможные сценарии на будущее предполагают варианты
ситуаций - от внутриобщинных волнений без прямого участия
регулярных вооруженных сил до массированного и преднамеренного
нападения современной и мощной военной группировки. Имеет значение
также и местность. Силы реагирования НАТО должны быть способны
действовать в различных географических и климатических условиях в
пределах Европы. В свою очередь условия ограничивают действия
возможного агрессора и развертывание сил реагирования. Эти
требования относятся ко всем компонентам сил реагирования, но
прежде всего к наземным. Смысл состоит в том, что некоторые
компоненты этих сил, такие, как вертолеты, необходимы фактически
во всех ситуациях. Но такое положение не является обязательным для
всех компонентов корпуса быстрого реагирования НАТО, поскольку
каждый из них имеет специфические военные задачи. Поэтому все
компоненты должны проводить боевую подготовку совместно, иначе они
не смогут действовать как единое целое по первому требованию.
Предназначение сил Великобритании в составе корпуса быстрого
реагирования НАТО отражает данную философию. На случай конфликта
высокой интенсивности будет выделена бронетанковая дивизия,
состоящая из трех бригад, способных вести мобильные оборонительные
действия против наступающих войск и проводить контратаку для
возвращения потерянной территории. Переброска таких сил, особенно
их тылового эшелона в угрожаемый район, займет какое-то время.
Поэтому предусматривается ввести в состав многонациональной
аэромобильной дивизии аэромобильную бригаду, имеющую в своем
составе вертолеты огневой поддержки и пехоту. Такая дивизия явно
ограничена в своих возможностях при сильной угрозе, но зато может
быть быстро переброшена и вести долговременные действия на
труднопроходимой местности. Великобритания внесла вклад в создание
пехотной дивизии, имеющей в своем составе танковые подразделения,
а также воздушно-десантную бригаду и батальоны на легких колесных
бронетранспортерах. Такие силы, имея меньшую потребность в тыловом
обеспечении, могут быть быстрее переброшены, особенно в
труднопроходимый район, а наличие пехоты позволяет выполнять
задачи позиционной обороны и вести боевые действия невысокой
интенсивности.
Подобные соображения применимы также к реорганизации
военно-морских и военно-воздушных сил. Есть намерение поддерживать
не соответствующих уровнях готовности противолодочные,
противовоздушные и военно-морские силы вместе со средствами
поддержки. Планируется сохранить десантные силы, представляющие
совместно с голландскими средствами потенциал, обеспечивающий
безопасность северных стран-членов НАТО, который может
использоваться для выполнения большего круга задач как морской
компонент корпуса быстрого реагирования. Своевременное
развертывание вблизи побережья военно-морской оперативной группы с
необходимыми средствами воздушной поддержки позволит достичь
многого в различных ситуациях в целях упреждения потенциального
кризиса.
Военно-воздушные силы по своему характеру представляют самые
быстрые средства реагирования в непредвиденной ситуации. В
организации многих эскадрилий предусмотрены необходимые средства
поддержки, чтобы обеспечить их быструю переброску на передовую
базу. Военно-транспортная авиация является жизненно важным
компонентом для переброски как наземных, так и военно-воздушных
сил реагирования, хотя тоннаж грузов и численность личного состава
при крупном развертывании сил реагирования превышают все реальные
возможности средств переброски по воздуху и потребуют привелечения
наземных и морских средств.
Великобритания, реорганизуя вооруженные силы в целом, как бы
фокусирует свой исторический опыт таким образом, чтобы отразить
новую стратегическую обстановку. В будущем вооруженные силы будут
значительно меньшими, чем сегодня, примерно на 20 проц. с большей
долей сокращения сухопутных войск. Часть сил, таких, как ядерные,
сохраняет свою целесообразность. А ряд задач, таких, как
обязательства за пределами метрополии, остаются неизменными, и на
них не влияют события в Европе.
Значение жизнеспособной многонациональной военной структуры
возрастает. И хотя НАТО - не единственная организация, в рамках
которой вооруженные силы Великобритании могут в будущем
взаимодействовать с союзниками, ее структура и доктрина являются
основой всей деятельности. В будущих испытаниях универсальность
профессиональных вооруженных сил будет иметь еще большее значение,
и концепция сил реагирования демонстрирует это лучшим образом.
Надо полагать, что этот реорганизованный потенциал внесет ценный
вклад в поддержание мира и стабильности в Европе.
В обстановке военных действий в Персидском заливе была широко
отмечена важная роль военной авиации.
Будущие военно-воздушные силы рассматриваются в свете
требований обеспечения защиты против менее предсказуемых угроз,
причем меньшими силами и средствами и на более низких уровнях
боеготовности. Авиационные силы и средства имеют идеальные
характеристики для решения этой проблемы. При надлежащей
организации военная авиация может обеспечить преодоление широкого
диапазоне возможных опасностей. Эта опасность может возникнуть в
любом регионе мира, и в связи с этим мобильность, которую авиация
обеспечивает огневым средствам и наземным силам, является ключевой
для преодоления кризиса. Важной характеристикой является гибкость
управления, особенно высоко ценимая профессионалами
военно-воздушных сил. Мир неоднократно был свидетелем появления
очередного очага опасности, но осознание того, что страны могут
быстро и мощными средствами отреагировать на этот очаг, само по
себе являлось важным фактором для применения политических
давлений, с целью добиться решения проблемы до того, как вспыхнет
конфликт.
В зависимости от конкретных обстоятельств авиационные силы и
средства могут, конечно, провести более приемлемую демонстрацию
силы, чем ввод наземных сил. Совместно с другими силами авиация
может достичь эффекта сдерживания опасности вне района
потенциального конфликта. Но сохранение авиацией таких
характеристик и боевых возможностей предполагает относительно
высокую степень боеготовности личного состава и вооружения.
Использование военной авиации в качестве инструмента
преодоления кризисов не ново. Прежде всего это быстрая доставка
гуманитарной помощи в районы, пострадавшие от стихийных бедствий.
Примеров оказания помощи голодающим, пострадавшим от
землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий в Эфиопии,
Мексике, Колумбии и Бангладеш очень много. Акция ООН в Курдистане
после войны в Персидском заливе является примером оказания помощи
более высокого уровня. Здесь потребовалось военное обеспечение и
потому эти операции выполнялись не только военно-транспортной
авиацией, но и некоторым количеством боевых самолетов и
вертолетов.
Важным средством обеспечения стабильности на следующем уровне
преодоления кризиса могут быть системы воздушной и космической
разведки. Соглашения по контролю над вооружениями и резолюции ООН,
принятые по завершению конфликта, должны быть котролируемы. В этом
отношении особенно важны меры доверия в использовании воздушного
пространства и роль авиации в контроле за соблюдением соглашения о
сокращении обычных вооружений в Европе. Кроме того, появление
мощных средств разведки в каком-то районе должно быть сигналом
озабоченности действиями потенциального агрессора.
Если кажется, что конфликт возможен, то первоочередной
задачей становится быстрое развертывание военно-воздушных средств
защиты. Летный состав всегда говорил о важности контроля
воздушного пространства в любой войне. Какое это имеет значение
показала операция "Буря в пустыне". Если конфликт вероятен, то
разрешение проблемы потребует развертывания убедительного
потенциала наступательных огневых средств. И здесь самолеты могут
действовать по первому требованию, а если разразилась война,
авиация может обеспечить время для подготовки и развертывания на
театре военных действий главных оборонительных сил.
Таким образом, на всех уровнях - от гуманитарной помощи до
опасности конфликта высокой интенсивности военная авиация играет
важную роль. Однако для этого требуются надлежащим образом
организованные, оснащенные и подготовленные военно-воздушные силы.
К чему же в новых условиях должны готовиться военно-воздушные
силы? Кроме преодоления кризиса, необходимо сказать о разрешении
конфликта, а также об обеспечении национальной безопасности.
Следует отметить, что нынешние задачи военной авиации по своему
характеру не отличаются от прошлых.
Противовоздушная оборона сохраняет важную роль в деле
обеспечения безопасности страны, НАТО и всего мира. Каждая страна
хотела бы обеспечить неприкосновенность воздушного пространства,
действовать в рамках союза, чтобы защищать его членов от агрессии
и обеспечить воздушное прикрытие любых других развертываемых
военных средств.
Даже в новом, более ориентированном на оборону мире
потребуются наступательные воздушные средства. Угроза наказания
воздушным нападением - важный аспект сдерживания. В каждом
конкретном случае характер наступательных возможностей может
измениться. В случае ведения войны наступательные действия боевой
авиции будут иметь жизненно важное значение для борьбы с морскими,
наземными и воздушными средствами противника.
Из поддерживающих средств все большее значение будет
приобретать разведка для контроля за действиями агрессора и
оптимального использования своих сил. Пространственный размех
потенциальных боевых действий потребует крупных воздушных
перебросок горючего. В связи с этим возрастут потребности тылового
обеспечения при ведении боевых действий вдали от своих баз и
потому будут привлечены транспортные самолеты и вертолеты.
Выполнять все эти задачи придется меньшими силами, отсюда
необходимо движение к универсальности самолетов. Это позволит
обеспечить преодоление большего диапазона кризисных ситуаций,
используя ограниченное количество боевых самолетов. Возникает
необходимость боевой подготовки и закупки новых типов самолетов.
Большая вероятность многонациональных действий в операциях по
поддержанию международного мира потребует тесной интеграции
военно-воздушных сил, проведения боевой подготовки с возможно
большим количеством стран. Объединение по первому требованию в
достаточно крупную группировку будет иметь важное значение, чтобы
продемонстрировать политическую решимость перед лицом любой угрозы
миру. В частности, появится необходимость постоянно разрабатывать
и осуществлять общие процедуры по командованию и управлению в
рамках союзов. Конфликт в Персидском заливе показал полезность
многолетных учений НАТО. В дальнейшем предстоит упорно работать
над вопросами общего взаимодействия.
Гибкость управления, необходимая военно-воздушным силам
реагирования, требует интенсивной подготовки, особенно командных
инстанций. Однако масштаб последовательного реагирования должен
обеспечивать соответствующие уровни подготовки военно-воздушных
сил. Большое значение при этом имеют вопросы мобильности.
Ограниченные ресурсы затрудняют задачу поддержания
военно-воздушных сил в высокой степени готовности. Возможно,
придется двигаться к трехярусной структуре: высокая степень
готовности для преодоления кризиса и ключевые потребности обороны;
меньшая степень готовности для главных сил; обеспечение большей
продолжительности действий за счет резервов. Однако маловероятно,
что общие требования подготовки значительно снизятся с учетом
большего количества вариантов применения военно-воздушных сил и
экипажей самолетов.
Операции, разработанные в соответствии с существующими
концепциями, потребуют более высокого уровня взаимодействия между
компонентами любой развернутой группировки. Такое взаимодействие
было необходимо и раньше, в эпоху противостояния НАТО и
Организации Варшавского Договора. Но тогда его можно было
планировать и годами отрабатывать.
Каким бы ни был характер операции, он потребует тылового
обеспечения по воздуху. Без этого быстрое реагирование не может
быть продолжительным. Поэтому потребуется проводить текущую
подготовку и учения стратегической, тактической и вертолетной
транспортной авиации для поддержания способности к быстрому
реагированию. Для этого должен быть готов парк самолетов для
дозаправки в воздухе.
Основная часть военно-воздушных сил быстрого реагирования
должна быть способна к немедленному развертыванию. Этому
способствовало бы размещение по всему миру достаточных сил,
готовых к боевым действиям в пределах нескольких дней.
Изучается вопрос об использовании тренажеров в поисках путей
сокращения затрат на подготовку. Однако это может только частично
решить проблему.
Выработка навыков летного мастерства важна сегодня так же,
как и в прошлом. Большое значение для решения проблем подготовки
имеет отбор кандидатов в летный состав. Цель подготовки -
выработка основных летных навыков и навыков ведения воздушного
боя, используя более совершенные учебные самолеты.
Совершенствовать методику подготовки следует с учетом
многоцелевого участия в группировках сил, но начинать надо с
выработки у летного состава индивидуальных летных навыков.
Необходимость многоцелевой подготовки потребует большого
напряжения в подгоовке экипажей, и им придется вырабатывать лучшие
летные навыки, чем в прошлом.
Один из аспектов летной подготовки, который традиционно был
важным в военно-воздушных силах Великобритании, - это полеты на
малых высотах. Опыт войны в Персидском заливе показал, по мнению
некоторых специалистов, что готовить авиацию к полетам на малых
высотах, нет необходимости. Но при этом упускают из виду, что
полет на низкой высоте не дает преимуществ в благоприятной
обстановке, когда у противника нет средств ПВО воздушного
базирования, а его наземная система подавлена массированными
ударами. Но не во всех конфликтах могут быть такие выгодные
условия. Поэтому полеты на малых высотах, видимо, по-прежнему
следует рассматривать как важный элемент подготовки экипажей.
Для эффективности летной подготовки возрастает значение
реальных крупномасштабных учений. Чтобы военная авиация стала
эффективным инструментом борьбы с кризисами, необходимо проходить
такую подготовку военно-воздушным силам всех стран, какую дают,
например, учения НАТО, проводимые в Европе, и учения под названием
"Флэт" - в Северной Америке.
Хотя оборонные расходы будут снижаться, по-прежнему
существует необходимость заменять устаревшее вооружение.
Необходимость гибкого использования авиации в непредсказуемых
ситуацимях сделала бессмысленными системы вооружения узкого
предназначения. Авиационные системы должны быть изменены таким
образом, чтобы отвечать новым условиям. Например; самолет
"Торнадо" может быть использован для воздушного боя, изоляции поля
боя, непосредственной воздушной поддержки, подавления
противовоздушной обороны противника, для действий против надводных
кораблей, разведки, выполнения оперативно-тактических задач и в
одной из его модификаций как самолет-перехватчик. Истребитель
следующего поколения также будет многоцелевым. Об использовании
транспортного самолета в качестве заправщика уже шла речь, и
работа в этом направлении будет продолжаться.
Большого внимания требует сама авиационная техника. Речь идет
о необходимости повышения дальности ее действия и точности
применения вооружения. Большие преимущества сулит проводимая в
НАТО стандартизация вооружения в военно-воздушных силах. В
настоящее время появляется еще одна забота, связанная с продажей
современного вооружения и необходимостью борьбы в этой связи со
своими же системами оружия и боевой техники.
Новый мировой порядок влечет за собой угрозу стабильности как
в Европе, так и за ее пределами. Военная авиация исключительно
подходит для борьбы с кризисами, для недопущения конфликтов и
контроля за выполнением соглашений. Однако, чтобы иметь военную
авиацию, способную осуществлять это, необходимо поддерживать
военно-воздушные силы на уровне всего диапазона задач, хотя и при
меньшей численности и уровнях подготовки. Остается задача -
готовить экипажи, имеющие высокое летное мастерство, а это связано
с финансовыми и экономическими проблемами. Великобритания считает,
что необходимо по-прежнему иметь многоцелевой военно-воздушный
потенциал в целях национальной безопасности, а также для
значительного вклада в дело безопасности и поддержания мира в
Европе и за ее пределами. То значение, которое Великобритания
придает своей военной авиации, подтверждается потенциалом ее
военно-воздушных сил, предоставлением возможности проводить
реальную летную подготовку над своей территорией и планами закупок
будущих самолетов и авиационных систем.
|