Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА НАТО

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                       ВОЕННАЯ ДОКТРИНА НАТО

        Стратегический контекст.
        С 1989   года  в  Центральной  и  Восточной  Европе  произошли
    глубокие  политические  изменения,  которые  радикально   улучшили
    обстановку  в плане безопасности.  Советский Союз и его республики
    претерпевают  радикальные  изменения.  Советские  войска  ушли  из
    Венгрии  и Чехо-Словакии и к концу 1994 году должны завершить уход
    из Польши и Германии.  Демонтирован Варшавский Договор. Его бывшие
    участники отказались от идеологической враждебности по отношению к
    Западу.  Таким образом,  политический раскол Европы,  который  был
    источником   военной   конфронтации  в  период  "холодной  войны",
    преодолен.
         Произошли важные перемены и на Западе.  Германия стала единой
    и осталась полноправным членом НАТО и европейских институтов.
         Существенный прогресс  в  области  контроля  над вооружениями
    укрепил  стабильность  и  безопасность  путем   снижения   уровней
    вооружений  и усиления военной предсказуемости и взаимного доверия
    (в том числе через Стокгольмское соглашение  1986  года  по  мерам
    укрепления доверия,  безопасности и разоружению в Европе, Договора
    по РСМД 1987 года и  соглашения  по  мерам  укрепления  доверия  и
    безопасности в рамках СБСЕ 1990 года).
         Реализация Договора по СНВ 1991 года  приведет  к  укреплению
    стабильности    через    существенные    сокращения    в   области
    стратегических ядерных вооружений.  После иницативы президента США
    Дж.Буша  и  встречных  предложений  президента  СССР М.С.Горбачева
    осенью  1991  года  будут  предприниматься  шаги  по   дальнейшему
    сокращению  ядерных  сил  Соединенных  Штатов  и Советского Союза.
    Важное значение имеет  Договор  об  обычных  вооруженных  силах  в
    Европе  1990  года.  Его  реализация устранит численное отставание
    НАТО  в  ключевых  системах   обычных   вооружений,   приведет   к
    беспрецедентной  степени  военной  предсказуемости  на Европейском
    континенте.
         Налицо благоприятные  перспективы  для  продвижения  вперед в
    контроле над обычными и ядерными  силами,  достижения  глобального
    запрета   на  химическое  оружие,  ограничения  дестабилизирующего
    экспорта вооружений и распространения технологий создания оружия.
         Процесс СБСЕ,  начавшийся  в  Хельсинки  в  1985  году,  внес
    существенный  вклад  в  преодоление  раскола  Европы.  Теперь   он
    включает  в  себя новые институционные механизмы и предусматривает
    договорные рамки для  консультаций  и  сотрудничества.  И  тем  не
    менее,  несмотря на то,  что потенциально непосредственная угроза,
    вызывавшая озабоченность НАТО в течение 40 лет его  существования,
    исчезла, все же значительная неопределенность в отношении будущего
    и риска для безопасности блока остается.
         Новая стратегическая   концепция   НАТО   строится  с  учетом
    вышеупомянутых позитивных перемен и  исходит  как  из  перспективы
    завершения  вывода  советских  войск  из  Центральной  и Восточной
    Европы,  так и из выполнения всеми сторонами Договора  об  обычных
    вооруженных    силах.   Угроза   одновременного   полномасштабного
    нападения на всех европейских театрах НАТО  фактически  устранена.
    Риск   неожиданного   нападения  сведен  к  минимуму,  особенно  в
    Центральной  Европе.  Однако  остающийся  риск  для   безопасности
    союзников многогранен по своей природе, что осложняет его оценку и
    прогнозирование.   Поэтому   НАТО   должна   быть   в    состоянии
    отреагировать  на такой риск,  который может возникнуть различными
    путями.
         Менее вероятно,  что  риск  для безопасности союзников станет
    результатом  сознательной  агрессии.   Скорее   всего   он   может
    возникнуть  в силу неблагоприятных последствий той нестабильности,
    которая  появится  из-за  серьезных  экономических,  социальных  и
    политических   трудностей,   вклюая  межнациональные  конфликты  и
    территориальные споры.  Напряженность может привести  к  кризисам,
    даже  к  вооруженным  конфликтам,  которые  могут затронуть другие
    страны или перекинуться на страны НАТО.
         Безопасность блока   должна   также  учитывать  и  глобальный
    контекст.  На  интересы  НАТО  могут  оказать  воздействие   также
    источники риска более широкого характера,  включая распространение
    оружия  массового  поражения,  срыв   поставок   жизненно   важных
    ресурсов,   террористические  акты  и  диверсии.  В  рамках  блока
    существуют механизмы проведения консультаций  между  союзниками  и
    координации их усилий.  Даже в обстановке сотрудничества советский
    военный  потенциал   по-прежнему   представляет   собой   наиболее
    серьезный  фактор,  который  необходимо учитывать НАТО в интересах
    сохранения стратегического равновесия в Европе.  Существует  также
    риск   возникновения   иных  кризисов,  которые  могут  скоротечно
    развиваться  и  потребуют  быстрого   реагирования.   Однако   они
    вероятнее всего будут иметь меньшие масштабы.
         Из анализа  стратегического  контекста  можно   сделать   два
    вывода.  Во-первых,  новая  обстановка  не меняет цели или функции
    Североатлантического  союза  в  плане   безопасности,   а   скорее
    подчеркивает  их неизменную обоснованность.  Во-вторых,  изменение
    обстановки порождает новые благоприятные возможности,  позволяющие
    НАТО  вырабатывать  вою  стратегию  в  рамках  широкого  подхода к
    проблеме безопасности.
        Цели и функции НАТО в плане безопасности.
        Основная цель   блока   заключается   в   защите   свободы   и
    безопасности  всех  ее  членов политическими и военными средствами
    согласно принципам Устава ООН. Эта цель блока остается неизменной.
    НАТО  олицетворяет  трансатлантическую связь,  посредством которой
    безопасность Северной Америки сопряжена  с  безопасностью  Европы.
    Безопасность для всех членов блока неделима.
         Средства, с помощью которых  проводится  политика  в  области
    безопасности,  будут и впредь включать в себя военные возможности,
    достаточные для предотвращения  войны  и  обеспечения  обороны,  а
    также политические усилия в интересах диалога с другими странами и
    поиск  путей  сотрудничества  в  сфере  европейской  безопасности.
    Основную цель НАТО добивается путем решения следующих задач:
         1. Обеспечивает развитие демократических институтов и  мирное
    урегулирование споров.
         2. Выступает  в  качестве  трансатлантического   форума   для
    консультаций   союзников  по  любым  вопросам,  включая  возможные
    события, создающие риск для безопасности ее членов.
         3. Сдерживает  и  защищает  от  угрозы агрессии против любого
    государства-участника.
         4. Сохраняет   стратегическое  равновесие  в  Европе.
        Другие европейские институты (ЕС,  ЗЕС,  СБСЕ) также играют  в
    этих  областях  свою  роль.  Однако  численность  членов НАТО и ее
    возможности позволяют блоку занимать особое положение, связанное с
    тем,   что  он  может  выполнять  все  ключевые  функции  в  плане
    безопасности.
         Североатлантический союз   стремится   к   созданию  прочного
    мирного порядка в Европе  как  через  политические,  так  и  через
    военные  средства.  Этот  подход  остается основой политики НАТО в
    области  безопасности.  Новым  является   то,   что   возможностей
    достижения  целей  блока через политические средства сегодня стало
    больше,  чем  когда-либо   прежде.   Теперь   у   безопасности   и
    стабильности  имеются  политические,  экономические,  социальные и
    природоохранительные элементы,  как и обязательное  оборонительное
    измерение.  Широкий  подход  к  проблеме  безопасности  нашел свое
    отражение в трех взаимно укрепляющих друг друга элементах политики
    союзников   в   области  безопасности:  диалог,  сотрудничество  и
    сохранение коллективных оборонительных возможностей.
        Основные принципы  обороны.
        НАТО исходит  из  того,  что   не   считает   себя   чьим-либо
    противнком. Ни одно из своих вооружений блок не будет использовать
    не в целях самообороны.  Союзники намерены сохранять военную мощь,
    достаточную   для   того,   чтобы  убедить  любого  потенциального
    агрессора,  что применение силы против одного из  союзников  будет
    встречено  коллективными  действиями  всех членов блок,  что риск,
    сопряженный   с   развязыванием    конфликта,    превысит    любые
    прогнозируемые выгоды. Исходя из этого, силы союзников должны быть
    способны остановить агрессора  на  дальних  рубежах,  восстановить
    территориальную  целостность  государств-членов  блока,  заставить
    агрессора  прекратить   наступление   и   отвести   свои   войска.
    Безопасность  союзников  неделима:  нападение  на  одного  из  них
    является нападением на всех.
         Присутствие обычных  и  ядерных  сил США в Европе по-прежнему
    имеет жизненное значение  для  европейской  безопасности,  которая
    неразрывно связана с безопасностью Северно Америки. Олицетворением
    коллективного   характера   обороны   НАТО   служат   практические
    механизмы,   основанные   на  интегрированной  военной  структуре,
    характерными   особенностями   которой    являются    коллективное
    планирование  сил,  многонациональные формирования и их размещение
    за пределами  национальных  территорий,  переброска  подкреплений,
    общие  стандарты  в  оснащении,  подготовке  и  обеспечении войск,
    совместные учения  и  сотрудничество  в  сферах  инфраструктуры  и
    вооружений.
         Блок намерен  сохранять  в  обозримом   будущем   оправданное
    сочетание  ядерных  и обычных сил в Европе,  хотя и на существенно
    пониженном уровне. Обычные силы способствуют предотвращению войны.
    Однако  они  не  в состоянии полностью решить эту задачу.  Поэтому
    ядерные вооружения,  внося уникальный  вклад,  делают  риск  любой
    агрессии неприемлемым.
         Союзники считают,  что  там,  где  уместно,  надо  отойти  от
    концепции  обороны  на  передовых  рубежах  и видоизменить принцип
    гибкого реагирования с  учетом  меньшей  зависимости  от  ядерного
    оружия.  В  связи с этиим допускается существенное изменение задач
    вооруженных сил союзников и их дислокации.
         Основная роль    вооруженных   сил   НАТО   -   гарантировать
    безопасность и территориальную целостность  государств-участников.
    Сама  по  себе эта роль остается неизменной.  Однако,  принимая во
    внимание новую военно-политическую обстановку, когда массированная
    (глобальная)  угроза сменилась многообразными и имеющими различную
    направленность  источниками  опасности,  вооруженным  силам  блока
    предстоит  выполнять  разные  функции  в условиях мира,  кризиса и
    войны.
         Роль вооруженных сил в условиях мира заключается в том, чтобы
    нейтрализовать источники угрозы  безопасности  членов  блока.  Для
    этого   предусматривается   их   участие   в  проверке  выполнения
    соглашений по контролю над вооружениями, повышении предсказуемости
    военной  деятельности,  внесения  вклада в глобальную стабильность
    путем выделения своих сил для миссий ООН.  В случае  возникновения
    кризисных   ситуаций,  вооруженные  силы  НАТО  могут  подкреплять
    политические действия в рамках широкого подхода к безопасности.  В
    целях преодоления кризисов,  их мирного урегулирования вооруженные
    силы должны  обладать  возможностями  для  своевременных  ответов,
    сдерживания действий, направленных против любого из союзников, а в
    случае агрессии -  отражать  ее,  восстанавливать  территориальную
    целостность государств-участников. Сегодня всеобщая война в Европе
    стала маловероятной, однако ее нельзя полностью исключить. Поэтому
    вооруженные  силы  НАТО  обязаны  обеспечивать  гарантии на случай
    потенциальной угрозы на  уровне,  необходимом  для  предотвращения
    любого  масштаба  войны.  Отсюда вытекает необходимость сохранения
    вышеназванных возможностей и соответствующего сочетания обычных  и
    ядерных сил.
         Численность, готовность   и   дислокация   вооруженных    сил
    союзников   будут  и  впредь  отражать  их  строго  оборонительный
    характер  и  изменяться  в  соответствии  с  новой  стратегической
    обстановкой. Это означает, что в настоящее время общая численность
    сил  союзников  и   их   боеготовность   будут   снижены.   отпала
    необходимость  в  сохранении  линейного оборонительного размещения
    войск в центральном регионе.  Только минимальная часть  сил  будет
    развернута  на передовых рубежах.  Более высокая степень готоности
    войск сохранится в северном и южном регионах.
         Планируемая структурная  реорганизация группировки войск НАТО
    затронет все европейские  театры  военных  действий.  Объединенные
    вооруженные  силы  блока  будут  включать  в  себя три компонента:
    главные оборонительные силы,  силы быстрого развертываия  (СБР)  и
    войска усиления.
         Главные оборонительные силы НАТО  -  основной  элемент  новой
    структуры,  к середине 90-х годов будут представлены 16 дивизиями,
    объединенными в семь многонациональных корпусов,  в том числе один
    под   американским   командованием.   На   территории  бывшей  ГДР
    предполагается  иметь  еще  один  корпус  -  чисто  немецкий.  Он,
    согласно   договоренности  о  воссоединении  Германии,  не  должен
    входить в состав объединенных сил блока.
         Примечателен факт  предусматриваемого  более  высокого уровня
    интеграции в рамках НАТО,  который найдет отражение  в  дальнейшей
    интернационализации   вооруженных   сил   блока.  Так,  в  составе
    армейских корпусов планируется иметь соединения и части из двух  и
    более  государств,  а  руководство  ими  осуществлять  по принципу
    ротации командиров - офицеров и генералов из  разных  стран-членов
    НАТО.    Таким    образом,    многонациональность    коснется    и
    оперативно-тактического звена.
         Принципиально новым элементом структвры вооруженных сил блока
    призваны стать силы быстрого  развертывания.  Они  предназначаются
    для  использования  как  на  Европейском континенте,  так и за его
    пределами в случае возникновения кризисов и локальных  конфликтов,
    представляющих  угрозу  для  безопасности союзников.  В состав СБР
    (под  британским   командованием   и   со   штабом   в   Германии)
    предполагается  выделить  две английские бронетанковые ("тяжелые")
    дивизии,  одну  пехотную  ("легкую")   дивизию,   базирующуюся   в
    Великобритании,  и  одну-две "многонациональные" дивизии в составе
    бригад  из  Германии,   Бельгии,   Голландии   и   других   стран.
    Прорабатывается   вопрос   о   формировании  объединенных  СБР  на
    Южно-Европейском ТВД и включении в  них  соединений  и  частей  из
    Италии,  Турции  и  Греции.  Все формирования СБР будут отличаться
    высоким  качеством  вооружений,  достаточным  количеством  личного
    состава,  готовностью  сдерживать агрессию ограниченного масштаба,
    гибкостью и мобильностью, способностью решать разнообразные задачи
    в непредсказуемой обстановке.  Структура этих сил должна позволять
    наращивание их возможностей  в  короткие  сроки  путем  переброски
    подкреплений,  мобилизации  резервов  или  сосредоточения  войск в
    новых районах дислокации.
         Что касается  войск  усиления,  то  их  количественный состав
    будет  определяться  в  каждом  конкретном   случае   отдельно   в
    зависимости от характера и масштаба конфликта.
         Основная задача  военно-морских   сил,   Обладающих   высокой
    мобильностью,   состоит   в   защите  линий  морских  коммуникаций
    союзников поддержке наземных  и  десантных  операций,  обеспечении
    развертывания  сил ядерного сдерживания морского базирования.  При
    реформировании ВМС НАТО главное внимание будет уделяться  созданию
    военно-морских  СБР  для  оперативного  реагирования  на кризисные
    ситуации любого масштаба,  формированию  передовых  группировок  в
    составе авианосных соединений, амфибийно-десантных сил и кораблей,
    оснащенных крылатыми ракетами,  готовыми для  переброски  в  любой
    район.
         Военно-воздушные силы   предназначены    для    действий    в
    самостоятельных воздушных и комбинированных операциях (в вответных
    воздушных сражениях, операциях по изоляции района боевых действий,
    авиационной  поддержке  наземных  войск),  а  также  для участия в
    наблюдении,  разведке и радиоэлектронной  борьбе  -  исключительно
    важных компонентах потенциала вооруженных сил союзников.  Роль ВВС
    в оказании поддержки  операциям  на  земле  и  на  море  потребует
    соответствующих   возможностей   воздушных  перевозок  на  большие
    расстояния и дозаправки в воздухе.
         Ожидаемое в   ближайшей   перспективе   некоторое  сокращение
    авиационной группировки блока не снизит ее роль и значение в общей
    структуре вооруженных сил.  Опыт боевых действий многонациональных
    сил в зоне Персидского залива подтвердил  исключительное  значение
    авиации  в  современной  войне  и  подчеркнул  правильность  общей
    тенденции развития ВВС НАТО:  наращивание боевых возможностей  при
    относительной  стабильности  количественного  состава  авиационных
    группировок на европейских ТВД.
         Противовоздушные силы  необходимы  для  обеспечения  надежной
    обороны от воздушного противника.
         Особое внимание   НАТО   уделяет   проблеме   распространения
    баллистических ракет и оружия массового  поражения  в  плане  того
    потенциального риска,  которым оно чревато.  Решение этой проблемы
    потребует организации строгого контроля над экспортом вооружений и
    создания противоракетных оборонительных систем.
         Стратегия блока не зависит от  возможностей  ведения  военных
    действий  с  применением  химического  оружия.  Союзники сохраняют
    приверженность скорейшему достижению глобального, всеобъемлющего и
    поддающегося  эффективной  проверке запрета на все виды химических
    вооружений.
         В целях  обеспечения  тесного  сотрудничества особенно важное
    значение придается механизмам коллективной обороны НАТО, которые в
    интегрированной военной структуре, включая многонациональные силы,
    будут играть ключевую роль.  Интегрированные  и  многонациональные
    европейские   структуры   планируется   разработать   в  контексте
    находящейся в стадии становления  собственно  европейской  системы
    обороны. Они будут играть в равной степени все более важную роль в
    деле расширения для союзников возможностей сотрудничать  в  рамках
    общей  обороны.  Будут  также  разработаны практические механизмы,
    гарантирующие  взаимную  предсказуемость  и  дополняемость   между
    собственно европейской системой обороны и безопасности и НАТО.
         Для того,  чтобы  иметь  возможность  гибко  реагировать   на
    широкий   спектр   возможных  непредвиденных  ситуаций,  союзникам
    потребуются эффективное  наблюдение  и  разведка,  гибкая  система
    командования  и  управления,  мобильность  внутри регионов и между
    ними,   а   также   соответствующие   материально-технические    и
    транспортные  средства.  Компоненты всех категорий сил смогут быть
    гибко  задействованы  в  рамках  как  внутриевропейского,  так   и
    трансатлантического  подкрепления.  Механизмы коллективной обороны
    будут все чаще основываться на многонациональных  силах,  дополняя
    национальные  обязательства перед блоком.  Многонациональные силы,
    демонстрируя решимость  НАТО  поддерживать  коллективную  оборону,
    должны  укреплять  ее сплоченность,  усиливать европейскую опору и
    повышать способность трансатлантического партнерства.
         Трансформированная коалиционная   военная  стратегия  НАТО  и
    предстоящая перегруппировка сил и средств  блока  в  свою  очередь
    предопределяют  и  сценарии  возможных  боевых  действий в Европе.
    Например,  в случае возникновения кризиса в том или  ином  регионе
    предполагается  сначала перебросить в находящееся в зоне конфликта
    государство-союзник комплексы ПВО, другую военную технику. В целях
    немедленного  вовлечения  в  конфликт  всех стран-участниц блока -
    туда   же   направятся   мобильные   силы   НАТО.   Если   главные
    оборонительные  силы  во  взаимодействии с авангардным эшелоном по
    каким-либо причинам будут не в состоянии справиться с противником,
    в  регион  будут переброшены сформированные многонациональные СБР.
    Возможна  и   другая   последовательность   в   наращивании   сил.
    Характерно,   что   все   сценарии  сориентированы  на  потерявшей
    актуальность крупномасштабный конфликт в Европе.
         Основополагающая задача ядерных сил союзников - политическая:
    сохранить мир и  не  допустить  войны.  Они  должны  предупреждать
    агрессора  относительно  характера ответа союзников на замышляемую
    военную  акцию,  демонстрировать,  что  агрессия  любого  рода  не
    является  рациональным вариантом действий.  Главным гарантом блока
    являются стратегические ядерные силы США. Независимые ядерные силы
    Великобритании  и  Франции  способствуют  общему сдерживанию и тем
    самым укрепляют тоже безопасность союзников.
         Ядерные силы,  базирующиеся  в  Европе  и подчиняющиеся НАТО,
    обеспечивают исключительно важное  политическое  и  военное  звено
    между   европейскими  и  североамериканскими  членами  блока.  Они
    рассматриваются  как  надежный  элемент  стратегии  союзников   по
    предотвращению  войны  и  в обозримом будущем будут сохраняться на
    минимальном   уровне.    Союзники    намерены    сохранять    свои
    достратегические  ядерные  силы,  базирующиеся  в Европе,  в целях
    обеспечения исключительно важной связи со стратегическими ядерными
    силами.   Они   будут   состоять   из  воздушных  систем  двойного
    назначения,  которые  при  необходимости  могут   быть   дополнены
    средствами    морского    базирования.    В    обычных    условиях
    достратегические  вооружения  не  будут  развернуты  на  надводных
    кораблях   и   ударных  подводных  лодках.  Ядерные  ракеты  малой
    дальности  наземного  базирования  и  ядерная   артиллерия   будут
    уничтожены.
         Новая стратегическая  концепция  НАТО  составит  основу   для
    дальнейшего развития оборонительной политики блока,  концепций его
    деятельности,  способов использования его обычных и  ядерных  сил,
    механизмов планирования коллективной обороны.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz