ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
(14 декабря 1990 года)
А. Предупреждение преступности и уголовное
правосудие в контексте развития
1. Правительства должны вновь подтвердить свою готовность
соблюдать действующие международные договоры и свою приверженность
принципам Организации Объединенных Наций, выраженным в ее Уставе и
в других соответствующих международных документах. Преступность
можно также предупреждать, обеспечивая соблюдение этих принципов.
2. Государствам - членам следует активизировать борьбу против
международной преступности путем соблюдения и укрепления
правопорядка и законности в международных отношениях и с этой
целью дополнять и далее развивать международное уголовное право,
выполнять в полном объеме обязательства, вытекающие из
международных договоров и документов в этой области (pacta sunt
servanda), и пересматривать свои национальные законодательства, с
тем чтобы обеспечить их соответствие требованиям международного
уголовного права.
3. Правительствам следует уделять первоочередное внимание
принятию и обеспечению выполнения соответствующих законов и
правил, с тем чтобы держать под контролем и пресекать
транснациональную преступность и незаконные международные сделки,
особенно путем создания соответствующих систем сотрудничества и
предоставления подготовленных сотрудников. Необходимо также
пересмотреть национальные законы для обеспечения более эффективной
и адекватной реакции на новые формы преступной деятельности не
только через применение уголовных санкций, но и с помощью
гражданско-правовых или административных мер.
4. Необходимо осознать национальные, региональные и
международные аспекты расширяющегося загрязнения, эксплуатации и
разрушения окружающей среды и безотлагательно установить за этим
контроль, учитывая продолжающееся и вызывающее тревогу ухудшение
ее качества, происходящее в силу различных причин. Помимо мер,
предусматриваемых административным правом, и гражданской
ответственности необходимо изучать вопрос о роли уголовного
законодательства в качестве инструмента, который может оказать
содействие в обеспечении такого контроля. Необходимо рассмотреть
вопрос о целесообразности разработки руководящих принципов
предупреждения преступлений против окружающей среды.
5. Учитывая, что передовая технология и специальные
технические знания применяются в преступных операциях в сфере
международной торговли и коммерции, включая использование
компьютеров для мошенничества, путем злоупотребления банковскими
техническими возможностями, нарушения налогового законодательства
и таможенных правил, сотрудники правоохранительных органов и
органов уголовного правосудия должны быть должным образом
подготовлены и обеспечены адекватными правовыми и техническими
средствами для выявления и расследования таких правонарушений.
Следует обеспечивать координацию и сотрудничество с другими
соответствующими учреждениями на национальном уровне и далее
расширять их возможности. Следует также добиваться заключения и
укрепления прямых договоренностей о международном сотрудничестве
между различными учреждениями национальных систем уголовного
правосудия.
6. Поскольку даже законные предприятия, организации и
ассоциации могут в ряде случаев быть вовлечены в транснациональную
преступную деятельность, затрагивающую национальную экономику,
правительствам следует принять меры по борьбе с такими видами
деятельности. Им также следует собирать информацию из различных
источников, с тем чтобы иметь прочную основу для выявления и
наказания предприятий, организаций и ассоциаций или их
сотрудников, или и тех и других, если они принимают участие в
такой преступной деятельности, также в целях предупреждения
аналогичных действий в будущем.
7. Следует учитывать то обстоятельство, что во многих странах
нет надлежащего законодательства для борьбы с растущими
проявлениями транснациональной преступности и что в неотложном
порядке необходимо принятие и осуществление на практике
соответствующих документов и мер по предупреждению этого вида
преступности. В этом отношении следует содействовать обмену
информацией об имеющихся законах и правилах, с тем чтобы облегчить
распространение и принятие соответствующих мер.
8. Поскольку коррупция среди государственных должностных лиц
может свести на нет потенциальную эффективность всех видов
правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу
для отдельных лиц и группы лиц, в высшей степени важно, чтобы все
государства:
a) проанализировали адекватность своего уголовного
законодательства, включая процессуальные нормы, с тем чтобы
реагировать на все виды коррупции и соответствующие действия,
способствующие или содействующие коррупции, и применили санкции,
которые обеспечат надлежащее сдерживание;
b) разработали административные и регулятивные механизмы для
предупреждения коррупции или злоупотребления властью;
c) установили процедуры выявления, расследования и осуждения
коррумпированных должностных лиц;
d) разработали правовые положения для конфискации средств и
имущества, приобретенных в результате коррупции; и
e) приняли надлежащие меры в отношении предприятий, причастных
к коррупции.
Сектору по предупреждению преступности и уголовному правосудию
Центра по социальному развитию и гуманитарным вопросам
Секретариата следует координировать разработку материалов для
оказания помощи странам в этих усилиях, включая разработку
руководства по борьбе с коррупцией, и предоставлять
специализированную подготовку судьям и лицам, осуществляющим
судебное преследование, чтобы они могли со знанием дела заниматься
техническими аспектами коррупции и были знакомы с опытом работы
специальных судебных органов, рассматривающих такие дела.
9. Учитывая угрожающую опасность, связанную с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являющимся
одним из самых тяжких преступлений, с которыми сталкивается
человечество, а также меры, принимаемые подразделениями и органами
Организации Объединенных Наций по борьбе с наркотиками в этой
области, и с беспокойством отмечая, что, несмотря на все усилия на
национальном, региональном и международном уровнях, это явление
еще не пресечено, необходимо подчеркнуть, что усилия по борьбе с
этим видом преступности должны занимать основное место во всех
планах и программах в области предупреждения преступности и
уголовного правосудия. Следует укрепить деятельность в этой
области Сектора по предупреждению преступности и уголовному
правосудию Центра по социальному развитию и гуманитарным вопросам.
Особую помощь следует оказывать развивающимся странам в
осуществлении программ борьбы со злоупотреблением наркотическими
средствами и разработке совместных стратегий предупреждения и
контроля.
10. Следует содействовать процессу разработки всеобъемлющих
типовых кодексов, особенно на региональном и субрегиональном
уровнях, для борьбы с преступностью на транснациональном и
международном уровнях. Следует также предпринять усилия по
согласованию национального уголовного законодательства, с тем
чтобы оно в полной мере учитывало реальность и разновидности этих
видов преступности. Необходимо осуществлять такие практические
меры, как выдача преступников, оказание взаимной помощи в вопросах
уголовного правосудия и обмен специалистами и информацией. Должное
внимание следует уделять эффективным механизмам соблюдения
законов, с тем чтобы свести к минимуму последствия
транснациональной преступности, включая ее влияние на страны,
которые ею непосредственно не затронуты.
11. Следует разработать соответствующую информационную
политику для лучшего информирования населения государств - членов
о данной проблеме через официальные системы образования и общие
программы информирования общественности в целях более широкого
ознакомления с путями и средствами, с помощью которых можно
избежать угрозы со стороны преступного мира, а также ознакомления
широкой общественности с целями и процедурами системы уголовного
правосудия.
12. С учетом необходимости принятия конкретных превентивных
мер, связанных с такими видами преступности, как кража со взломом,
кража с применением насилия и уличная преступность, Организации
Объединенных Наций необходимо разработать перечень превентивных
мер на основе глубокой оценки их эффективности в различных
культурных, социальных, экономических и политических условиях.
13. Что касается жертв преступлений и злоупотребления властью,
то необходимо разработать руководство, содержащее перечень
всеобъемлющих мер для проведения разъяснительной работы по
предупреждению виктимизации, а также по защите, оказанию помощи и
выплате компенсаций жертвам. Это руководство следует применять в
соответствии с правовыми, социальными, культурными и
экономическими условиями каждой страны и с учетом важной роли
неправительственных организаций в этой области.
14. Учитывая ее важнейшую роль в деле предупреждения
преступности, система уголовного правосудия должна строиться на
основе прогрессивной рационализации и гуманизации уголовного
законодательства и процедур, альтернативных подходов к вынесению
приговоров и наказаниям в общих рамках социальной справедливости и
общественных устремлений.
15. Следует практиковать систематический подход к планированию
в области предупреждения преступности, с тем чтобы политика в
области предупреждения преступности включалась в планирование
национального развития, начиная с общей переоценки, где это
необходимо, основ уголовно-процессуального законодательства. Такой
подход означал бы начало процессов декриминализации, депенализации
и использование несудебных средств, а также процессуальную
реформу, которая обеспечит поддержку общественности и пересмотр
существующей политики с целью оценки ее влияния. Он также
пересматривал бы установление соответствующей связи между системой
уголовного правосудия и другими секторами развития, включая
образование, занятость, здравоохранение, социальную политику и
другие соответствующие области.
16. Чтобы быть понятным и эффективно осуществляться в рамках
того или иного общества, процесс судебного разбирательства должен
быть созвучен культурным реальностям и социальным ценностям этого
общества. На всех стадиях этого процесса следует соблюдать права
человека и обеспечивать равенство, справедливость и
последовательность.
B. Международное научно-техническое сотрудничество
17. Для повышения эффективности международного сотрудничества
в области предупреждения преступности и уголовного правосудия
следует предпринять согласованные усилия в направлении
a) ратификации и выполнения действующих документов;
b) разработки двусторонних и многосторонних документов; и
c) подготовки и разработки типовых документов и стандартов для
использования на национальном, двустороннем, многостороннем,
субрегиональном, региональном и межрегиональном уровнях.
18. Разработка международных документов, стандартов и норм
должна включать следующие конкретные аспекты, вызывающие общий
интерес:
a) договоры об оказании судебной помощи, особенно между
странами общего и континентального права, касающиеся способов
получения доказательств в соответствии с требованиями
запрашивающего государства;
b) разработка стандартных запросов на выдачу и оказание
взаимной помощи;
c) разработка путей и средств предоставления помощи жертвам
преступлений и злоупотребления властью с уделением особого
внимания осуществлению Декларации основных принципов правосудия в
отношении жертв преступлений и злоупотребления властью <*> и
обеспечение надлежащей защиты для свидетелей;
--------------------------------
<*> Резолюция 40/34, приложение.
d) дальнейшее рассмотрение вопросов транснациональной
юрисдикции в целях содействия при ответе на запросы о выдаче и
оказании взаимной помощи и при осуществлении на практике
международных документов; и
e) разработка стандартов оказания международной помощи в
отношении банковской тайны, содействующих наложению ареста и
конфискации доходов, находящихся на банковских счетах и полученных
в результате преступных действий.
В частности, следует настоятельно призвать банки и иные финансовые
учреждения стандартизировать их требования к отчетности и
документам, чтобы они могли быстрее и эффективнее использоваться в
качестве доказательства. Необходимо также разработать более
эффективные международные нормы, чтобы воспрепятствовать
"отмыванию" денег и капиталов, связанных с преступной
деятельностью, например, незаконным оборотом наркотиков и
терроризмом.
19. Государствам - членам, межправительственным и
неправительственным организациям, а также международным,
национальным и частным финансирующим учреждениям следует оказать
Организации Объединенных Наций помощь в создании и
функционировании глобальной информационной системы в области
предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Государствам - членам настоятельно предлагается внести вклад в эти
усилия путем финансирования приобретения оборудования и подготовки
кадров. Следует также рассмотреть вопрос о том, какие виды данных
в области уголовного правосудия могут предоставляться и какими
данными можно обмениваться на регулярной основе.
20. В соответствии с многочисленными решениями и резолюциями
соответствующих органов Организации Объединенных Наций, включая
проводимые раз в пять лет конгрессы Организации Объединенных Наций
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
следует принять меры по укреплению программ международного
научно-технического сотрудничества в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия на двусторонней и
многосторонней основе в качестве существенных элементов более
широких программ развития с учетом особых потребностей
развивающихся стран и особенно ухудшающегося
социально-экономического положения во многих из этих стран, что
содействует усилению структурного неравенства и преступности.
21. Для формулирования и разработки надлежащих региональных и
межрегиональных стратегий международного технического и научного
сотрудничества в целях борьбы с преступностью и повышения
эффективности превентивных мер и деятельности системы уголовного
правосудия программы научно-технического сотрудничества должны
быть направлены в первую очередь на:
a) укрепление технических возможностей учреждений уголовного
правосудия;
b) повышение уровня людских и технических ресурсов во всех
секторах системы уголовного правосудия для стимулирования оказания
технической помощи, осуществления типовых и демонстрационных
проектов, проведения исследовательской деятельности и выполнения
программ подготовки кадров в тесном сотрудничестве с учреждениями
Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и
обращению с правонарушителями и компетентными неправительственными
организациями;
c) дальнейшую разработку и совершенствование на национальном,
региональном, межрегиональном и международном уровнях
информационных баз для сбора, анализа и распространения данных о
тенденциях преступности, новых путях и средствах предупреждения
преступности и борьбы с ней и деятельности учреждений системы
уголовного правосудия, с тем чтобы создать надлежащую основу для
разработки политики и осуществления программ;
d) содействие через информационные программы и подготовку
кадров осуществлению норм, руководящих принципов и стандартов
Организации Объединенных Наций в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия; и
e) разработку и осуществление совместных стратегий и общих мер
по борьбе с проблемами преступности, вызывающими взаимную
озабоченность.
22. Сектор по предупреждению преступности и уголовному
правосудию Центра по социальному развитию и гуманитарным вопросам
в качестве координационного центра деятельности Организации
Объединенных Наций в этой области, институты Организации
Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями, такие сотрудничающие учреждения, как Арабский
исследовательский и учебный центр по вопросам безопасности,
межрегиональные консультативные службы в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия, другие соответствующие
органы Организации Объединенных Наций, а также
межправительственные и неправительственные организации, имеющие
консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете,
следует укрепить, с тем чтобы расширить сферу их деятельности,
улучшить координацию и разнообразить формы и методы технического и
научного сотрудничества.
23. Роль Комитета по предупреждению преступности и борьбе с
ней в качестве основного органа, который занимается вопросами
предупреждения преступности и уголовного правосудия и которому
поручена, в частности, подготовка конгрессов Организации
Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями, следует повысить, с тем чтобы Комитет мог
выполнять свои важные функции.
24. Необходимо укрепить с точки зрения как людских, так и
финансовых ресурсов возможности Сектора по предупреждению
преступности и уголовному правосудию Центра по социальному
развитию и гуманитарным вопросам как единственного
профессионального и специализированного подразделения в системе
Организации Объединенных Наций, несущего основную ответственность
за осуществление ее программы в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия. Необходимо безотлагательное
и быстрое осуществление соответствующих резолюций Генеральной
Ассамблеи и Экономического и Социального Совета. Первоочередное
внимание следует уделить, в частности, осуществлению пунктов 4 и 5
Резолюции 42/59 Генеральной Ассамблеи от 30 ноября 1987 года, в
которой Генеральная Ассамблея одобрила Рекомендации, содержащиеся
в Резолюциях 1986/11 и 1987/53 Экономического и Социального
Совета, в отношении обзора деятельности и программы работы
Организации Объединенных Наций в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия <*> и просила Генерального
секретаря, в частности, принять меры с целью обеспечить эту
программу работы адекватными ресурсами; и пункта 3 "a" Резолюции
1987/53 Экономического и Социального Совета, в которой Совет
просил Генерального секретаря развивать деятельность Сектора по
предупреждению преступности и уголовному правосудию Центра по
социальному развитию и гуманитарными вопросам в качестве
специализированного подразделения и инструмента поддержки
деятельности в области предупреждения преступности и уголовного
правосудия. Внимание следует также уделить другим соответствующим
резолюциям Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального
Совета, а также рекомендациям региональных подготовительных
совещаний к восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и
Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней.
--------------------------------
<*> См. E/1987/43.
25. Институтам Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
следует и далее развивать свои исследовательские и учебные
возможности и возможности по оказанию технической помощи и
расширять свои системы сотрудничества за счет более широкой опоры
на неправительственные организации и национальные
исследовательские и учебные учреждения, с тем чтобы удовлетворить
растущее число запросов от развивающихся стран на оказание
технической и научной помощи. Заинтересованным правительствам,
соответствующим региональным учреждениям и организациям и органам
Организации Объединенных Наций следует оказывать активную помощь
институтам Организации Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями, особенно
Африканскому институту по предупреждению преступности и обращению
с правонарушителями, в укреплении их статуса и дальнейшем развитии
их деятельности.
26. Правительствам следует предложить финансировать
региональные консультативные службы в своих регионах
непосредственно или через Программу развития Организации
Объединенных Наций, с тем чтобы продолжать развитие и дополнять
существующие структуры и возможности в этой области. Региональные
комиссии следует поощрять к принятию аналогичных мер и следует
поддерживать их соответствующие усилия.
27. Особое внимание следует уделить укреплению связей
сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного
правосудия между Центром по социальному развитию и гуманитарным
вопросам, Департаментом по техническому сотрудничеству в целях
развития Секретариата, Программой развития Организации
Объединенных Наций, Всемирным банком и другими соответствующими
органами в целях получения адекватных ресурсов для деятельности по
техническому сотрудничеству в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия. Заинтересованным правительствам следует
уделять первоочередное внимание включению проектов в области
предупреждения преступности и уголовного правосудия в национальные
и региональные программы, которые предлагается осуществить при
поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций.
28. Для полного осуществления мандатов, обусловленных
программой предупреждения преступности и уголовного правосудия, и
для предоставления дополнительной технической и научной помощи и
ресурсов в целях международного сотрудничества в этой области
необходимо более широкое участие неправительственных организаций и
помощь с их стороны.
29. Правительствам и другим финансирующим учреждениям следует
сделать взносы в Целевой фонд социальной защиты Организации
Объединенных Наций, с тем чтобы Организация Объединенных Наций
могла адекватным и эффективным образом осуществлять программы
технического и научного сотрудничества в этой области.
|