Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ (ПРИНЯТЫ 14.12.1990 РЕЗОЛЮЦИЕЙ 45/107 НА 68-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                     ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

                              РЕКОМЕНДАЦИИ
          ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
          ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ
                          В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

                         (14 декабря 1990 года)

               А. Предупреждение преступности и уголовное
                    правосудие в контексте развития

       1. Правительства  должны  вновь  подтвердить  свою  готовность
   соблюдать действующие международные договоры и свою приверженность
   принципам Организации Объединенных Наций, выраженным в ее Уставе и
   в других соответствующих  международных  документах.  Преступность
   можно также предупреждать, обеспечивая соблюдение этих принципов.
       2. Государствам - членам следует активизировать борьбу  против
   международной   преступности   путем   соблюдения   и   укрепления
   правопорядка и законности в  международных  отношениях  и  с  этой
   целью  дополнять  и далее развивать международное уголовное право,
   выполнять   в   полном   объеме   обязательства,   вытекающие   из
   международных  договоров  и  документов в этой области (pacta sunt
   servanda),  и пересматривать свои национальные законодательства, с
   тем  чтобы  обеспечить  их соответствие требованиям международного
   уголовного права.
       3. Правительствам   следует  уделять  первоочередное  внимание
   принятию  и  обеспечению  выполнения  соответствующих  законов   и
   правил,   с   тем   чтобы   держать   под  контролем  и  пресекать
   транснациональную преступность и незаконные международные  сделки,
   особенно  путем  создания  соответствующих систем сотрудничества и
   предоставления  подготовленных   сотрудников.   Необходимо   также
   пересмотреть национальные законы для обеспечения более эффективной
   и адекватной реакции на новые  формы  преступной  деятельности  не
   только   через  применение  уголовных  санкций,  но  и  с  помощью
   гражданско-правовых или административных мер.
       4. Необходимо   осознать    национальные,    региональные    и
   международные  аспекты расширяющегося загрязнения,  эксплуатации и
   разрушения окружающей среды и безотлагательно установить  за  этим
   контроль,  учитывая  продолжающееся и вызывающее тревогу ухудшение
   ее качества,  происходящее в силу различных  причин.  Помимо  мер,
   предусматриваемых    административным    правом,   и   гражданской
   ответственности  необходимо  изучать  вопрос  о  роли   уголовного
   законодательства  в  качестве  инструмента,  который может оказать
   содействие в обеспечении такого контроля.  Необходимо  рассмотреть
   вопрос   о   целесообразности   разработки  руководящих  принципов
   предупреждения преступлений против окружающей среды.
       5. Учитывая,   что   передовая   технология   и    специальные
   технические  знания  применяются  в  преступных  операциях в сфере
   международной  торговли   и   коммерции,   включая   использование
   компьютеров  для мошенничества,  путем злоупотребления банковскими
   техническими возможностями,  нарушения налогового законодательства
   и  таможенных  правил,  сотрудники  правоохранительных  органов  и
   органов  уголовного  правосудия  должны   быть   должным   образом
   подготовлены  и  обеспечены  адекватными  правовыми и техническими
   средствами для выявления  и  расследования  таких  правонарушений.
   Следует   обеспечивать  координацию  и  сотрудничество  с  другими
   соответствующими  учреждениями  на  национальном  уровне  и  далее
   расширять  их  возможности.  Следует также добиваться заключения и
   укрепления прямых договоренностей о  международном  сотрудничестве
   между   различными  учреждениями  национальных  систем  уголовного
   правосудия.
       6. Поскольку   даже   законные   предприятия,   организации  и
   ассоциации могут в ряде случаев быть вовлечены в транснациональную
   преступную  деятельность,  затрагивающую  национальную  экономику,
   правительствам следует принять меры  по  борьбе  с  такими  видами
   деятельности.  Им  также  следует собирать информацию из различных
   источников,  с тем чтобы иметь  прочную  основу  для  выявления  и
   наказания   предприятий,   организаций   и   ассоциаций   или   их
   сотрудников,  или и тех и других,  если они  принимают  участие  в
   такой   преступной  деятельности,  также  в  целях  предупреждения
   аналогичных действий в будущем.
       7. Следует учитывать то обстоятельство,  что во многих странах
   нет  надлежащего   законодательства   для   борьбы   с   растущими
   проявлениями  транснациональной  преступности  и  что в неотложном
   порядке  необходимо   принятие   и   осуществление   на   практике
   соответствующих  документов  и  мер  по  предупреждению этого вида
   преступности.  В  этом  отношении  следует  содействовать   обмену
   информацией об имеющихся законах и правилах, с тем чтобы облегчить
   распространение и принятие соответствующих мер.
       8. Поскольку коррупция среди государственных  должностных  лиц
   может   свести  на  нет  потенциальную  эффективность  всех  видов
   правительственных программ,  затруднить развитие и создать  угрозу
   для отдельных лиц и группы лиц,  в высшей степени важно, чтобы все
   государства:
       a) проанализировали     адекватность     своего     уголовного
   законодательства,   включая  процессуальные  нормы,  с  тем  чтобы
   реагировать на все  виды  коррупции  и  соответствующие  действия,
   способствующие  или содействующие коррупции,  и применили санкции,
   которые обеспечат надлежащее сдерживание;
       b) разработали  административные  и регулятивные механизмы для
   предупреждения коррупции или злоупотребления властью;
       c) установили процедуры выявления,  расследования и  осуждения
   коррумпированных должностных лиц;
       d) разработали  правовые  положения  для конфискации средств и
   имущества, приобретенных в результате коррупции; и
       e) приняли надлежащие меры в отношении предприятий, причастных
   к коррупции.
   Сектору по  предупреждению  преступности  и  уголовному правосудию
   Центра   по   социальному   развитию   и   гуманитарным   вопросам
   Секретариата  следует  координировать  разработку  материалов  для
   оказания  помощи  странам  в  этих  усилиях,  включая   разработку
   руководства    по    борьбе    с   коррупцией,   и   предоставлять
   специализированную  подготовку  судьям  и  лицам,   осуществляющим
   судебное преследование, чтобы они могли со знанием дела заниматься
   техническими аспектами коррупции и были знакомы  с  опытом  работы
   специальных судебных органов, рассматривающих такие дела.
       9. Учитывая  угрожающую  опасность,  связанную  с   незаконным
   оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  являющимся
   одним  из  самых  тяжких  преступлений,  с  которыми  сталкивается
   человечество, а также меры, принимаемые подразделениями и органами
   Организации Объединенных Наций по  борьбе  с  наркотиками  в  этой
   области, и с беспокойством отмечая, что, несмотря на все усилия на
   национальном,  региональном и международном уровнях,  это  явление
   еще не пресечено,  необходимо подчеркнуть,  что усилия по борьбе с
   этим видом преступности должны занимать  основное  место  во  всех
   планах  и  программах  в  области  предупреждения  преступности  и
   уголовного  правосудия.  Следует  укрепить  деятельность  в   этой
   области   Сектора  по  предупреждению  преступности  и  уголовному
   правосудию Центра по социальному развитию и гуманитарным вопросам.
   Особую   помощь   следует   оказывать   развивающимся   странам  в
   осуществлении программ борьбы со  злоупотреблением  наркотическими
   средствами  и  разработке  совместных  стратегий  предупреждения и
   контроля.
       10. Следует содействовать  процессу  разработки  всеобъемлющих
   типовых  кодексов,  особенно  на  региональном  и  субрегиональном
   уровнях,  для  борьбы  с  преступностью  на  транснациональном   и
   международном   уровнях.   Следует  также  предпринять  усилия  по
   согласованию  национального  уголовного  законодательства,  с  тем
   чтобы  оно в полной мере учитывало реальность и разновидности этих
   видов преступности.  Необходимо  осуществлять  такие  практические
   меры, как выдача преступников, оказание взаимной помощи в вопросах
   уголовного правосудия и обмен специалистами и информацией. Должное
   внимание   следует   уделять   эффективным  механизмам  соблюдения
   законов,   с   тем   чтобы   свести   к    минимуму    последствия
   транснациональной  преступности,  включая  ее  влияние  на страны,
   которые ею непосредственно не затронуты.
       11. Следует    разработать    соответствующую   информационную
   политику для лучшего информирования населения государств -  членов
   о  данной  проблеме  через официальные системы образования и общие
   программы информирования общественности  в  целях  более  широкого
   ознакомления  с  путями  и  средствами,  с  помощью  которых можно
   избежать угрозы со стороны преступного мира,  а также ознакомления
   широкой  общественности  с целями и процедурами системы уголовного
   правосудия.
       12. С  учетом  необходимости  принятия конкретных превентивных
   мер, связанных с такими видами преступности, как кража со взломом,
   кража  с  применением насилия и уличная преступность,  Организации
   Объединенных Наций необходимо  разработать  перечень  превентивных
   мер  на  основе  глубокой  оценки  их  эффективности  в  различных
   культурных, социальных, экономических и политических условиях.
       13. Что касается жертв преступлений и злоупотребления властью,
   то  необходимо  разработать   руководство,   содержащее   перечень
   всеобъемлющих   мер   для  проведения  разъяснительной  работы  по
   предупреждению виктимизации,  а также по защите, оказанию помощи и
   выплате  компенсаций жертвам.  Это руководство следует применять в
   соответствии   с    правовыми,    социальными,    культурными    и
   экономическими  условиями  каждой  страны  и  с учетом важной роли
   неправительственных организаций в этой области.
       14. Учитывая   ее   важнейшую   роль   в  деле  предупреждения
   преступности,  система уголовного правосудия должна  строиться  на
   основе   прогрессивной  рационализации  и  гуманизации  уголовного
   законодательства и процедур,  альтернативных подходов к  вынесению
   приговоров и наказаниям в общих рамках социальной справедливости и
   общественных устремлений.
       15. Следует практиковать систематический подход к планированию
   в области предупреждения преступности,  с  тем  чтобы  политика  в
   области  предупреждения  преступности  включалась  в  планирование
   национального  развития,  начиная  с  общей  переоценки,  где  это
   необходимо, основ уголовно-процессуального законодательства. Такой
   подход означал бы начало процессов декриминализации, депенализации
   и   использование   несудебных  средств,  а  также  процессуальную
   реформу,  которая обеспечит поддержку общественности  и  пересмотр
   существующей   политики  с  целью  оценки  ее  влияния.  Он  также
   пересматривал бы установление соответствующей связи между системой
   уголовного   правосудия  и  другими  секторами  развития,  включая
   образование,  занятость,  здравоохранение,  социальную политику  и
   другие соответствующие области.
       16. Чтобы быть понятным и эффективно осуществляться  в  рамках
   того или иного общества,  процесс судебного разбирательства должен
   быть созвучен культурным реальностям и социальным ценностям  этого
   общества.  На  всех стадиях этого процесса следует соблюдать права
   человека    и    обеспечивать    равенство,    справедливость    и
   последовательность.

           B. Международное научно-техническое сотрудничество

       17. Для  повышения эффективности международного сотрудничества
   в области  предупреждения  преступности  и  уголовного  правосудия
   следует предпринять согласованные усилия в направлении
       a) ратификации и выполнения действующих документов;
       b) разработки двусторонних и многосторонних документов; и
       c) подготовки и разработки типовых документов и стандартов для
   использования   на   национальном,  двустороннем,  многостороннем,
   субрегиональном, региональном и межрегиональном уровнях.
       18. Разработка международных  документов,  стандартов  и  норм
   должна  включать  следующие  конкретные аспекты,  вызывающие общий
   интерес:
       a) договоры  об  оказании  судебной  помощи,  особенно   между
   странами  общего  и  континентального  права,  касающиеся способов
   получения   доказательств   в    соответствии    с    требованиями
   запрашивающего государства;
       b) разработка  стандартных  запросов  на  выдачу  и   оказание
   взаимной помощи;
       c) разработка путей и средств  предоставления  помощи  жертвам
   преступлений   и   злоупотребления  властью  с  уделением  особого
   внимания осуществлению Декларации основных принципов правосудия  в
   отношении жертв  преступлений  и  злоупотребления  властью  <*>  и
   обеспечение надлежащей защиты для свидетелей;
       --------------------------------
       <*> Резолюция 40/34, приложение.

       d) дальнейшее    рассмотрение    вопросов    транснациональной
   юрисдикции в целях содействия при ответе на  запросы  о  выдаче  и
   оказании   взаимной   помощи   и  при  осуществлении  на  практике
   международных документов; и
       e) разработка  стандартов  оказания  международной  помощи   в
   отношении  банковской  тайны,  содействующих  наложению  ареста  и
   конфискации доходов, находящихся на банковских счетах и полученных
   в результате преступных действий.
   В частности, следует настоятельно призвать банки и иные финансовые
   учреждения   стандартизировать   их   требования  к  отчетности  и
   документам, чтобы они могли быстрее и эффективнее использоваться в
   качестве   доказательства.   Необходимо  также  разработать  более
   эффективные   международные   нормы,    чтобы    воспрепятствовать
   "отмыванию"    денег   и   капиталов,   связанных   с   преступной
   деятельностью,  например,   незаконным   оборотом   наркотиков   и
   терроризмом.
       19. Государствам    -    членам,    межправительственным     и
   неправительственным    организациям,    а   также   международным,
   национальным и частным финансирующим учреждениям  следует  оказать
   Организации    Объединенных    Наций    помощь    в   создании   и
   функционировании  глобальной  информационной  системы  в   области
   предупреждения     преступности     и    уголовного    правосудия.
   Государствам - членам настоятельно предлагается внести вклад в эти
   усилия путем финансирования приобретения оборудования и подготовки
   кадров.  Следует также рассмотреть вопрос о том, какие виды данных
   в  области  уголовного  правосудия  могут предоставляться и какими
   данными можно обмениваться на регулярной основе.
       20. В соответствии с многочисленными решениями  и  резолюциями
   соответствующих  органов  Организации Объединенных Наций,  включая
   проводимые раз в пять лет конгрессы Организации Объединенных Наций
   по  предупреждению  преступности  и обращению с правонарушителями,
   следует  принять  меры  по  укреплению   программ   международного
   научно-технического   сотрудничества   в   области  предупреждения
   преступности   и   уголовного   правосудия   на   двусторонней   и
   многосторонней  основе  в  качестве  существенных  элементов более
   широких   программ   развития   с   учетом   особых   потребностей
   развивающихся       стран       и      особенно      ухудшающегося
   социально-экономического положения во многих из  этих  стран,  что
   содействует усилению структурного неравенства и преступности.
       21. Для формулирования и разработки надлежащих региональных  и
   межрегиональных  стратегий  международного технического и научного
   сотрудничества  в  целях  борьбы  с  преступностью   и   повышения
   эффективности  превентивных  мер и деятельности системы уголовного
   правосудия  программы  научно-технического  сотрудничества  должны
   быть направлены в первую очередь на:
       a) укрепление технических возможностей  учреждений  уголовного
   правосудия;
       b) повышение уровня людских и  технических  ресурсов  во  всех
   секторах системы уголовного правосудия для стимулирования оказания
   технической  помощи,  осуществления  типовых  и   демонстрационных
   проектов,  проведения  исследовательской деятельности и выполнения
   программ подготовки кадров в тесном сотрудничестве с  учреждениями
   Организации  Объединенных  Наций  по предупреждению преступности и
   обращению с правонарушителями и компетентными неправительственными
   организациями;
       c) дальнейшую разработку и совершенствование на  национальном,
   региональном,     межрегиональном    и    международном    уровнях
   информационных баз для сбора,  анализа и распространения данных  о
   тенденциях  преступности,  новых  путях и средствах предупреждения
   преступности и борьбы с  ней  и  деятельности  учреждений  системы
   уголовного  правосудия,  с тем чтобы создать надлежащую основу для
   разработки политики и осуществления программ;
       d) содействие  через  информационные  программы  и  подготовку
   кадров осуществлению  норм,  руководящих  принципов  и  стандартов
   Организации Объединенных    Наций    в    области   предупреждения
   преступности и уголовного правосудия; и
       e) разработку и осуществление совместных стратегий и общих мер
   по  борьбе  с  проблемами   преступности,   вызывающими   взаимную
   озабоченность.
       22. Сектор  по  предупреждению   преступности   и   уголовному
   правосудию  Центра по социальному развитию и гуманитарным вопросам
   в  качестве  координационного  центра   деятельности   Организации
   Объединенных   Наций   в   этой   области,  институты  Организации
   Объединенных Наций по предупреждению преступности  и  обращению  с
   правонарушителями,  такие сотрудничающие учреждения,  как Арабский
   исследовательский  и  учебный  центр  по  вопросам   безопасности,
   межрегиональные  консультативные  службы  в области предупреждения
   преступности  и  уголовного  правосудия,  другие   соответствующие
   органы     Организации     Объединенных     Наций,     а     также
   межправительственные и  неправительственные  организации,  имеющие
   консультативный  статус  при  Экономическом  и  Социальном Совете,
   следует укрепить,  с тем чтобы расширить  сферу  их  деятельности,
   улучшить координацию и разнообразить формы и методы технического и
   научного сотрудничества.
       23. Роль  Комитета  по  предупреждению преступности и борьбе с
   ней в качестве  основного  органа,  который  занимается  вопросами
   предупреждения  преступности  и  уголовного  правосудия и которому
   поручена,   в   частности,   подготовка   конгрессов   Организации
   Объединенных  Наций  по  предупреждению преступности и обращению с
   правонарушителями,  следует повысить,  с  тем  чтобы  Комитет  мог
   выполнять свои важные функции.
       24. Необходимо  укрепить  с  точки  зрения как людских,  так и
   финансовых  ресурсов   возможности   Сектора   по   предупреждению
   преступности   и   уголовному  правосудию  Центра  по  социальному
   развитию    и    гуманитарным    вопросам    как     единственного
   профессионального  и  специализированного  подразделения в системе
   Организации Объединенных Наций,  несущего основную ответственность
   за   осуществление   ее   программы   в   области   предупреждения
   преступности и уголовного правосудия.  Необходимо безотлагательное
   и  быстрое  осуществление  соответствующих  резолюций  Генеральной
   Ассамблеи и Экономического и  Социального  Совета.  Первоочередное
   внимание следует уделить, в частности, осуществлению пунктов 4 и 5
   Резолюции 42/59  Генеральной  Ассамблеи от 30 ноября 1987 года,  в
   которой Генеральная Ассамблея одобрила Рекомендации,  содержащиеся
   в  Резолюциях  1986/11  и  1987/53  Экономического  и  Социального
   Совета,  в  отношении  обзора  деятельности  и  программы   работы
   Организации    Объединенных   Наций   в   области   предупреждения
   преступности и уголовного правосудия <*>  и  просила  Генерального
   секретаря,  в  частности,  принять  меры  с  целью  обеспечить эту
   программу работы адекватными ресурсами;  и пункта 3 "a"  Резолюции
   1987/53  Экономического  и  Социального  Совета,  в  которой Совет
   просил Генерального секретаря развивать  деятельность  Сектора  по
   предупреждению  преступности  и  уголовному  правосудию  Центра по
   социальному  развитию  и   гуманитарными   вопросам   в   качестве
   специализированного    подразделения   и   инструмента   поддержки
   деятельности в области предупреждения  преступности  и  уголовного
   правосудия.  Внимание следует также уделить другим соответствующим
   резолюциям Генеральной Ассамблеи и  Экономического  и  Социального
   Совета,   а   также  рекомендациям  региональных  подготовительных
   совещаний к восьмому Конгрессу Организации Объединенных  Наций  по
   предупреждению  преступности  и  обращению  с  правонарушителями и
   Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней.
       --------------------------------
       <*> См. E/1987/43.

       25. Институтам    Организации    Объединенных     Наций     по
   предупреждению   преступности   и  обращению  с  правонарушителями
   следует  и  далее  развивать  свои  исследовательские  и   учебные
   возможности   и  возможности  по  оказанию  технической  помощи  и
   расширять свои системы сотрудничества за счет более широкой  опоры
   на      неправительственные     организации     и     национальные
   исследовательские и учебные учреждения,  с тем чтобы удовлетворить
   растущее   число  запросов  от  развивающихся  стран  на  оказание
   технической и  научной  помощи.  Заинтересованным  правительствам,
   соответствующим  региональным учреждениям и организациям и органам
   Организации Объединенных Наций следует оказывать  активную  помощь
   институтам   Организации   Объединенных  Наций  по  предупреждению
   преступности   и   обращению   с    правонарушителями,    особенно
   Африканскому  институту по предупреждению преступности и обращению
   с правонарушителями, в укреплении их статуса и дальнейшем развитии
   их деятельности.
       26. Правительствам    следует     предложить     финансировать
   региональные    консультативные    службы    в    своих   регионах
   непосредственно   или   через   Программу   развития   Организации
   Объединенных  Наций,  с  тем чтобы продолжать развитие и дополнять
   существующие структуры и возможности в этой области.  Региональные
   комиссии  следует  поощрять  к  принятию аналогичных мер и следует
   поддерживать их соответствующие усилия.
       27. Особое   внимание   следует   уделить   укреплению  связей
   сотрудничества в области предупреждения преступности и  уголовного
   правосудия  между  Центром  по социальному развитию и гуманитарным
   вопросам,  Департаментом по техническому  сотрудничеству  в  целях
   развития    Секретариата,    Программой    развития    Организации
   Объединенных Наций,  Всемирным банком и  другими  соответствующими
   органами в целях получения адекватных ресурсов для деятельности по
   техническому сотрудничеству в области предупреждения  преступности
   и  уголовного правосудия.  Заинтересованным правительствам следует
   уделять  первоочередное  внимание  включению  проектов  в  области
   предупреждения преступности и уголовного правосудия в национальные
   и региональные программы,  которые  предлагается  осуществить  при
   поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций.
       28. Для   полного   осуществления   мандатов,    обусловленных
   программой предупреждения преступности и уголовного правосудия,  и
   для предоставления дополнительной технической и научной  помощи  и
   ресурсов  в  целях  международного  сотрудничества  в этой области
   необходимо более широкое участие неправительственных организаций и
   помощь с их стороны.
       29. Правительствам и другим финансирующим учреждениям  следует
   сделать  взносы  в  Целевой  фонд  социальной  защиты  Организации
   Объединенных Наций,  с тем чтобы  Организация  Объединенных  Наций
   могла  адекватным  и  эффективным  образом  осуществлять программы
   технического и научного сотрудничества в этой области.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz