Данный документ ОТМЕНЯЕТ некоторые положения, содержащиеся в
Инструктивных указаниях Государственного арбитража СССР от
15.12.88 N И-1-2 "О некоторых вопросах применения Правил рассмот-
рения хозяйственных споров государственными арбитражами".
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
от 10 декабря 1990 г. N И-1-6
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
С УЧАСТИЕМ КООПЕРАТИВОВ
В целях обеспечения правильного рассмотрения хозяйственных
споров с участием кооперативов Государственный арбитраж СССР в
соответствии со ст. 26 Закона СССР "О государственном арбитраже в
СССР" предлагает руководствоваться следующими указаниями:
1. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона СССР "О кооперации в
СССР" кооператив имеет право принимать на себя исполнение государ-
ственного заказа. Для исполнения госзаказа заключаются хозяйствен-
ные договоры с потребителями продукции (работ, услуг) и с постав-
щиками материально-технических ресурсов.
Если кооператив принял на себя исполнение заказа для государ-
ства, спор, возникший при заключении договора на основе этого за-
каза, подлежит рассмотрению государственным арбитражем на общих
основаниях.
Согласие на принятие заказа для государства должно быть выра-
жено кооперативом в письменной форме. Заключение кооперативом до-
говора не означает, что кооператив согласился на принятие к испол-
нению заказа для государства. Поэтому арбитражам при рассмотрении
споров по условиям такого договора не следует исходить из данных
заказа.
2. Статьей 84 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик установлено, что без согласия организации списа-
ние средств, находящихся на ее счете в кредитном учреждении, допу-
скается в случае, предусмотренном законодательством. Следователь-
но, в договоре могут быть предусмотрены случаи, когда предприятие,
организация, кооператив списывает в свою пользу с кооператива,
другого предприятия денежные суммы в бесспорном порядке и установ-
лены сроки для такого списания. При этом не имеет значение, преду-
смотрено ли законодательством право на бесспорное взыскание таких
сумм с других предприятий, организаций.
При рассмотрении госарбитражем разногласий по вопросу об ус-
тановлении порядка бесспорного взыскания сумм с должника следует
учитывать, что если одна из сторон возражает против такого усло-
вия, предложения другой стороны подлежат отклонению.
При наличии в договоре условия о бесспорном взыскании с долж-
ника, в том числе с кооператива, денежных сумм, сторона, невос-
пользовавшаяся указанным условием договора, не лишается права на
предъявление требований о взыскании этих сумм в претензионно-иско-
вом порядке. Это право имеется у стороны по договору и в том слу-
чае, когда учреждение банка по тем или иным причинам возвратило
без исполнения платежный документ на бесспорное списание сумм с
должника.
3. В договор стороны должны включать условия, обеспечивающие
четкую, полную регламентацию своих взаимоотношений, конкретно оп-
ределять характер заключенного договора (поставки, купли-продажи,
подряда и т.д.).
Если при рассмотрении имущественного спора госарбитраж уста-
новит, что в договоре отсутствуют условия о характере договора,
арбитражу следует анализировать содержание всех условий договора,
обстоятельств их исполнения сторонами и при принятии решения при-
менять законодательство, соответствующее условиям договора и дейс-
твиям сторон по его исполнению.
4. Одностороннее расторжение договора на поставку продукции
товаров, заключенного с кооперативом, допускается только в случа-
ях, указанных соответственно в пунктах 24 и 19 Положений о постав-
ках продукции и товаров и в п. 4 ст. 19 Закона СССР "О кооперации
в СССР". Во всех остальных случаях одностороннее расторжение дого-
вора не допускается.
Если спор о расторжении договора либо о внесении в него изме-
нений передан в установленном порядке на рассмотрение государст-
венного арбитража, при принятии решения следует иметь в виду, что
требования заявителя могут быть удовлетворены лишь при неисполне-
нии либо ненадлежащем исполнении договора другой стороной, измене-
нии обстоятельств, послуживших основанием для его заключения, и
т.п.
В частности, требования предприятий, при которых созданы ко-
оперативы, о расторжении договора только по мотивам, что их не ус-
траивают предусмотренные договором условия, что кооператив изгото-
вляет продукцию, выполняет работы не только для этого предприятия,
но и для других предприятий, либо по другим формальным мотивам,
подлежат отклонению.
5. Если сторона, не имея на то права, односторонне расторгла
договор, заключенный с кооперативом, либо создала условия, ограни-
чивающие его деятельность, чем причинила кооперативу убытки, она
обязана возместить понесенные кооперативом по этой причине убытки.
При одностороннем расторжении договора кооперативом последний так-
же обязан возместить другой стороне понесенные по этой причине
убытки.
При предъявлении требований о возмещении убытков следует ру-
ководствоваться ст. 36 Основ гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик.
6. При заключении и исполнении договоров поставки стороны в
своих взаимоотношениях руководствуются нормами Положений о постав-
ках продукции производственно-технического назначения и товаров
народного потребления.
Положениями о поставках установлена ответственность платель-
щика за неосновательный отказ от акцепта платежного требования, за
уклонение от оплаты продукции и товаров, за просрочку платежа, за
пользование неосновательно полученными денежными суммами.
Следовательно, при удовлетворении иска о взыскании с коопера-
тива стоимости неоплаченных продукции и товаров, полученных по до-
говору, с кооператива подлежит взысканию штраф в размере 5 процен-
тов суммы, от оплаты которой он отказался или уклонился, и пени в
размере 0.04 процента.
В тех случаях, когда покупатель (получатель) перечислил ко-
оперативу аванс под выполнение обязательств по поставкам продук-
ции, однако кооператив своих обязательств полностью или частично
не выполнил, с кооператива следует взыскать в соответствующей час-
ти этот аванс, а также 5 процентов годовых за пользование средст-
вами, начисляемые со дня получения аванса.
7. Действующее законодательство не предусматривает возмож-
ность взыскания с кооператива денежных средств в бесспорном поряд-
ке, в том числе и тогда, когда транспортные, энергоснабжающие ор-
ганизации, предприятия связи и другие организации вправе взыски-
вать в таком порядке денежные средства с других предприятий,
учреждений. Следовательно, иски указанных организаций о взыскании
с кооперативов денежных средств подлежат рассмотрению госарбитра-
жами на общих основаниях в соответствии с их компетенцией.
8. Согласно Закону СССР "О кооперации в СССР" (п. 2 ст. 10) в
случае издания государственным или кооперативным органом акта, не
соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований за-
конодательства, кооператив вправе обратиться в арбитраж с заявле-
нием о признании такого акта недействительным полностью или час-
тично.
Заявления кооперативов о признании недействительными актов
органов ценообразования о применении экономических санкций за на-
рушение дисциплины цен, исполкомов местных Советов об осуществле-
нии не предусмотренных законодательством проверок, контроле и
т.п., других государственных или кооперативных органов подлежат
рассмотрению органами госарбитража, как споры неимущественного ха-
рактера по общим правилам подведомственности.
9. В соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных спо-
ров государственными арбитражами дела возбуждаются, в частности,
по заявлениям заинтересованных предприятий, учреждений и организа-
ций, права которых нарушены.
Поэтому, кооператив, осуществляющий правовое обслуживание
предприятия, учреждения, организации, не вправе от своего имени
или в интересах этих предприятий, учреждений, организаций предъяв-
лять претензии и иски.
Такой кооператив вправе лишь оформлять материалы по искам
предприятий, учреждений, организаций, а члены кооператива, которым
будет выдана доверенность предприятием, учреждением, организацией,
вправе выступать в арбитраже от их имени.
10. О всех случаях нарушения законности со стороны кооперати-
вов или по отношению к ним целесообразно направлять сообщения мес-
тным Советам народных депутатов, финансовым органам, органам цено-
образования, другим государственным органам для принятия мер в це-
лях предупреждения правонарушений.
11. Признать утратившим силу абзац 2 п. 34 Инструктивных ука-
заний Государственного арбитража СССР от 15.12.88 N И-1-2 "О неко-
торых вопросах применения Правил рассмотрения хозяйственных споров
государственными арбитражами".
Первый заместитель Главного
государственного арбитра СССР
В.Н. ИСАЙЧЕВ
------------------------- |