ПРОГРАММА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПРОМЫШЛЕННОГО, НАУЧНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК И ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ НА ПЕРИОД
1991 - 1995 годов
(Паpиж, 28 октябpя 1990 года)
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и
Правительство Французской Республики,
в соответствии с Декларацией о принципах развития и совершенст-
вования экономического, промышленного, научного и технического
сотрудничества между СССР и Францией от 5 июля 1989 г.,
ссылаясь на Соглашение об экономическом, промышленном, научном
и техническом сотрудничестве между Правительством СССР и
Правительством Франции от 15 января 1990 г.,
подчеркивая основополагающую роль для развития их двусторонних
отношений принципов, содержащихся в Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в итоговых
документах Мадридской и Венской встреч,
принимая во внимание положения Соглашения между Союзом Совет-
ских Социалистических Республик и Европейским Экономическим
Сообществом и Европейским Сообществом по атомной энергии о торговле
и коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18 декабря 1989 г.,
исходя из заинтересованности обеих Сторон в содействии развитию
разносторонних взаимоотношений СССР и ЕЭС,
учитывая истечение срока действия Долгосрочной программы
углубления экономического, промышленного и технического
сотрудничества между СССР и Францией на период 1980 - 1990 годов от
28 апреля 1979 г., дополненной Протоколом от 3 февраля 1984 г.,
исходя из стремления Сторон к обеспечению тесной взаимоувязки
научно-технического и промышленно-экономического сотрудничества и, в
этой связи, из целесообразности разработки единой программы,
заменяющей Долгосрочную программу углубления сотрудничества в
области науки и техники на период 1983 - 1993 годов, подписанную
17 февраля 1983 г.,
стремясь развивать сотрудничество в целях улучшения качества
жизни граждан обеих стран, более эффективного использования людских
и материальных ресурсов,
приняли настоящую Программу сотрудничества на период 1991 -
1995 годов.
1. Общие положения
Стороны будут способствовать созданию наиболее благоприятных
условий для развития экономического, промышленного, научного и
технического сотрудничества между двумя странами, улучшать их
структуру и сбалансированность. Они будут вести совместную работу по
постепенному сокращению препятствий на пути развития экономических и
нучно-технический связей.
Стороны будут стремиться к обеспечению как можно более широкой
базы для этого сотрудничества, способствуя в рамках законодательства
каждой из стран развитию прямых связей между партнерами на всех
уровнях, в частности, в региональном плане и между средними и
мелкими предприятиями.
2. Основные направления сотрудничества
Особое внимание Стороны уделят тесной увязке экономического,
промышленного, научного и технического сотрудничества, развитию
взаимодействия в важнейших секторах, учитывая, в частности,
приоритеты, существующие в обеих странах в сфере экономики и научных
исследований, опыт, накопленный их учеными и специалистами, а также
экономические и промышленные результаты.
В этих целях Стороны намерены содействовать расширению связей в
области фундаментальных исследований, медицины и здравоохранения,
освоения космического пространства, атомной энергии и других,
предусмотренных, в частности, государственными научно-техническими
программами СССР и Национальными программами НИОКР Франции, при этом
учитывая приоритетные направления, определяемые Комитетом по
научному и техническому сотрудничеству Межправительственной
советско-французской комиссии по экономическому, промышленному,
научному и техническому сотрудничеству. Согласованные проекты должны
приводить к реализации совместных мероприятий (публикации, выставки,
коллоквиумы и др.).
Стороны продолжат развивать сотрудничество в таких областях,
как энергетика, химия, нефтехимия, металлургия, машиностроение,
нефтегазовая, легкая промышленность, агропромышленный комплекс,
цветное телевидение и будут поощрять использование самых современных
экономических и экологических безопасных технологических процессов.
Они будут наблюдать за тем, чтобы развитие технологического
сотрудничества сопровождалось реализацией экономических и
промышленных проектов.
Стороны будут содействовать проработке проектов по таким пер-
спективным направлениям, как воздушный, железнодорожный и
автомобильный транспорт, информатика и электроника, связь, цифровое
телевидение и телевидение высокой четкости, производство,
переработка, транспортировка и хранение сельскохозяйственной и
пищевой продукции.
Стороны будут способствовать расширению взаимодействия двух
стран по таким проблемам, как методы управления экономикой и научно-
техническим прогрессом, подготовка кадров, охрана окружающей среды,
конверсия оборонных предприятий, инновационное сотрудничество,
осуществление совместных научных и технических разработок, в том
числе в области ресурсосберегающих технологий.
Стороны подтверждают важность долгосрочного сотрудничества в
строительстве, модернизации, реконструкции и конверсии предприятий и
комплексов в СССР и Франции, в частности, путем поставки для них
оборудования и лицензий.
Стороны будут предпринимать усилия для развития обмена товарами
и услугами между двумя странами, улучшения его структуры, расширения
номенклатуры взаимопоставляемых товаров, в частности, за счет
поставок передового оборудования и технологий.
Стороны придают особое значение установлению отношений сотруд-
ничества между государственными предприятиями обеих стран, в
частности, по следующим направлениям: управление государственными
предприятиями в условиях рыночной экономики, взаимодействие
между органами государственного управления и государственными
предприятиями. Это сотрудничество может осуществляться в первую
очередь в следующих областях: транспорт, связь, энергетика, защита
окружающей среды.
Желая развивать сотрудничество в области перехода СССР к рыноч-
ной экономике, Стороны будут содействовать созданию и деятельности
экспортных групп, в частности, по вопросам макроэкономического
анализа, статистики, государственного регулирования рыночной
экономики, ценообразования, социальной защиты, налогообложения,
антиинфляционных мер, функционирования органов, ответственных за
политику в области конкуренции и контроля за монополизацией.
Стороны будут содействовать разработке и реализации крупных
проектов, имеющих общеевропейское и международное значение, в
частности, в области транспорта и связи.
3. Основные формы сотрудничества
Учитывая значение, которое Стороны придают развитию новых форм
сотрудничества, и с целью расширения, качественного улучшения и
обеспечения взаимной выгодности обменов они будут уделять особое
внимание:
а) развитию производственной и научно-технической кооперации
между советскими и французскими предприятиями, учреждениями и
организациями, приданию ей долгосрочного и стабильного характера;
б) созданию совместных предприятий в СССР, Франции и в третьих
странах и условий, благоприятствующих сбыту производимой ими
продукции и услуг;
в) экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству
в третьих странах, в частности, путем совместного участия в
реализации различных проектов;
г) подготовке кадров и обмену стажерами, в частности, на основе
развития прямых связей между партнерами двух стран в области науки и
техники, экономики, управления; повышению квалификации специалистов;
изучению делового языка страны партнера.
Стороны будут способствовать возможно более широкому доступу к
экономической, научной и технической информации деловым людям и
ученым обеих стран.
Стороны будут поощрять использование других форм сотрудничест-
ва, в частности, лизинг, обмены и продажи патентов и лицензий. Они
изучат возможности участия французских фирм в специальных
экономических зонах, а также открытия филиалов предприятий СССР и
Франции на территории обеих стран.
4. Региональное сотрудничество
Стороны будут создавать благоприятные условия для налаживания и
расширения экономического, промышленного и научно-технического
сотрудничества на региональном уровне, путем реализации совместных
проектов, улучшения взаимной информированности, проведения выставок
и встреч деловых людей, а также децентрализации деятельности
Франко-советской торговой палаты.
Стороны будут содействовать развитию экономических, промышлен-
ных, научных и технических связей по линии породненных городов.
Стороны могут включать в перечни перспективных проектов, ко-
торые будут приниматься в развитие настоящей Программы, проекты
двустороннего сотрудничества, предложенные региональными властями.
5. Финансовые условия сотрудничества
В целях улучшения условий кредитно-финансового обеспечения
двустороннего сотрудничества, Стороны договорились:
предпринимать необходимые меры для предоставления кредитов на
возможно более благоприятных условиях;
воздерживаться, при соблюдении законодательства обеих стран, от
каких-либо валютных или административных ограничений, касающихся
предоставления и погашения кредитов, связанных с торговыми и
инвенстиционными сделками;
поощрять использование дополнительных кредитно-финансовых воз-
можностей, в частности, для развития совместного предпринимательст-
ва, совершенствовать в этих целях финансовые инструменты
сотрудничества, включая создание в случае необходимости совместных
банков, консорциумов, обеспечивающих валютную сбалансированность,
лизинговых компаний и других финансовых организаций.
Стороны будут тесно сотрудничать в рамках Европейского банка
реконструкции и развития и других многосторонних финансовых
институтов.
6. Механизм осуществления сотрудничества
В развитие настоящей Программы будут ежегодно уточняться Коми-
тетами и рабочими группами Межправительственной советско-французской
комиссии программы и перечни приоритетных проектов на период
1991-1995 годов, которые после их одобрения ею будут являться
составной частью настоящей Программы.
Рабочие группы разрабатывают программы по направлениям сотруд-
ничества, входящим в сферу их компетенции. Проекты, выходящие за
рамки соответствующих отраслей и направлений, включаются в программы
Комитетов по торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству.
В случае создания в структуре Межправительственной комиссии
новых специализированных рабочих групп, разработанные ими соответ-
ствующие программы после утверждения Межправительственной комиссией
будут также считаться составной частью настоящего документа.
Отраслевые программы будут содержать перечень главных направле-
ний сотрудничества и основных согласованных проектов, с особым
акцентом на те из них, которые охватывают весь цикл "наука, техника,
производство, сбыт". Отраслевые программы по мере возможности
определяют предполагаемых участников сотрудничества на уровне
предприятий и научно-технических учреждений, оптимальную для данного
проекта форму сотрудничества, а также график реализации проекта. Эти
программы могут корректироваться и дополняться Межправительственной
комиссией.
Комитеты и специализированные рабочие группы следят за ходом
реализации согласованных проектов, поддерживая в этих целях
постоянный контакт с заинтересованными предприятиями и
научно-техническими учреждениями, принимают меры по устранению
возникающих препятствий, обращаясь в случае необходимости за
содействием к Межправительственной комиссии.
7. Контроль за ходом сотрудничества
Комитеты и специализированные рабочие группы регулярно отчиты-
ваются перед Межправительственной комиссией о ходе осуществления
отраслевых программ и отдельных проектов.
В зависимости от хода реализации отраслевых программ и практи-
ческой значимости содержащихся в них проектов Комиссия может
изменять статус специализированных рабочих групп.
8. Заключительные положения
Настоящая Программа не исчерпывает всех возможных областей,
условий и форм сотрудничества между двумя странами. По мере
реализации она может дополняться и уточняться по согласованию между
двумя Сторонами.
Настоящая Программа вступает в силу с 1 января 1991 г. и будет
действовать по 31 декабря 1995 г.
Совершено в Париже 28 октября 1990 г. в двух подлинных экзем-
плярах, каждый на русском и французском языках, причем оба текста
имеют одинаковую силу.
(Подписи)
|