ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ
ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ, СОСТАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
РЕКЛАМАЦИОННЫХ АКТОВ
(утверждена Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.)
Согласована: с Госснабом СССР,
Министерством внешних экономических связей СССР,
Министерством торговли СССР
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с Основными
условиями регулирования договорных отношений при осуществлении
экспортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета
Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, порядок и сроки приемки
на территории СССР импортных товаров (под словом "товар"
понимается также продукция, работы, услуги и результаты
научно-технической деятельности) по количеству, качеству и
комплектности, составления и направления рекламационных актов и
обязательна для заказчиков, получателей и внешнеэкономических
организаций, если иное не предусмотрено в договоре (под словом
"договор" понимается соглашения между заказчиком импортного товара
и внешнеэкономической организацией) и/или контракте (под словом
"контракт" понимается соглашение между внешнеэкономической
организацией и иностранным поставщиком товара).
Стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки
приемки товаров, которые необходимо учитывать при заключении
контрактов с иностранными поставщиками.
Если заказчик является одновременно получателем, то он
непосредственно выполняет предусмотренные в настоящей Инструкции
обязанности получателя.
2. Заказчики в 10-дневный срок с момента получения от
внешнеэкономической организации копии контракта или информации о
его основных условиях обязаны сообщить получателям о
соответствующих условиях контракта, в том числе о сроках
предъявления внешнеэкономической организацией претензий
иностранным поставщикам.
Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке
иностранного поставщика, обязаны сообщить указанные условия своим
получателям в 7-дневный срок после получения этих данных от
заказчика.
3. Проверка в СССР качества товаров, закупленный за границей
по стандартам, принятым в международной торговле, по иностранным
стандартам или техническим условиям (кондициям) иностранных
поставщиков, должна производиться в соответствии с требованиями и
методами, предусмотренными этими стандартами или техническими
условиями (кондициями), если в договоре и/или контракте не
предусмотрено иное.
Внешнеэкономическая организация обеспечивает передачу
заказчику соответствующих стандартов, технических условий
(кондиций) иностранного поставщика в согласованные с заказчиком
сроки и количестве экземпляров, а заказчик - своим получателям.
II. Порядок и сроки приемки товаров
4. Приемка получателем товаров от органов транспорта и
почтовых отправлений от органов связи осуществляется в
соответствии с правилами, действующими на транспорте и в органах
связи.
5. При приемке товаров по количеству проверяется соответствие
фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных,
сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по
качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров,
предусмотренным в договоре и/или контракте.
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка
товаров производится по данным маркировки и внутритарных
упаковочных листов, а при отсутствии последних - по фактическому
наличию.
6. Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности
осуществляется получателем с участием эксперта организаций
Торгово-промышленной палаты СССР (В/О "Союзэкспертиза",
производственных фирм региональных отделений и других организаций
Торгово-промышленной палаты СССР, на которые возложено проведение
экспертизы), торгово-промышленной палаты союзной республики или
органа, осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным
комиссаром.
При невозможности осуществления приемки товаров с участием
эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем
с участием компетентного представителя незаинтересованной
организации (отдела исполкома местного Совета народных депутатов,
научно-исследовательского института и других организаций), не
входящей в одну систему с получателем, полномочия которого должны
подтверждаться документов, выданным организацией, направившей
представителя.
Доказательства отказа Торгово-промышленной палаты СССР,
торгово-промышленной палаты союзной республики или органа,
осуществляющего государственную экспертизу, от выполнения заявки
на проведение экспертизы товаров или обоснование невозможности
вызова эксперта представляются вместе с актом приемки.
7. По результатам приемки составляется рекламационный акт в
форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты СССР,
торгово-промышленной палаты союзной республики или акта
государственной экспертизы, или аварийного сертификата страховой
организации, или акта приемки, составленного получателем с
участием компетентного представителя незаинтересованной
организации.
8. Приемка товаров должна производиться, как правило, без
приостановления.
В случаях, когда приемка товаров произведена с
приостановлением, получатель обязан принять меры к обеспечению
сохранности товаров во время перерыва в приемке.
Приостановление приемки по количеству при выгрузке товаров из
вагона, контейнера не допускается, за исключение случаев,
предусмотренных законодательством.
9. Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или
упаковке иностранного поставщика, производится, как правило, на
складе конечного получателя.
Если товар поступил к конечному получателю от предприятия
(организации), вскрывшего тару или упаковку иностранного
поставщика, то приемка производится в соответствии с инструкциями
о порядке приемки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления по количеству и
качеству, утвержденными Государственным арбитражем СССР. В случае
установления производственного или конструктивного недостатка
товара получателем составляется рекламационный акт в соответствии
с порядком, установленным для приемки товара в таре и упаковке
иностранного поставщика.
10. Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке
иностранного поставщика, обязаны производить их приемку по
количеству, качеству и комплектности при несоответствии веса
брутто весу, указанному в сопроводительных документах; при
получении товаров в поврежденной, открытой, немаркированной таре,
в таре, не обеспечивающей сохранность товара, а также с
поврежденной пломбой, повреждением других вспомогательных
упаковочных средств и материалов (ленты, пленки и т.п.) или
наличии признаков повреждения (потеки слышимый бой); при
отсутствии указанных нарушений, если в результате переотправки
товаров не может быть обеспечено получение внешнеэкономической
организацией рекламационного акта в сроки, необходимые для
своевременного предъявления претензии иностранному поставщику.
11. При обнаружении товаров, не соответствующих требованиям к
качеству, установленным договором и/или контрактом, получатель
(заказчик) обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения
указания внешнеэкономической организации о том, как поступить с
ними. Товары, не соответствующие требованиям к качеству,
установленным договором и/или контрактом, должны храниться в таре
или упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это
оказывается невозможным, тара или упаковка должны храниться
отдельно.
12. Приемка товаров осуществляется в пределах сроков,
установленных для составления рекламационных актов.
III. Порядок и сроки составления рекламационных актов
13. В рекламационном акте указываются:
а) лица, участвующие в приемке и составлении акта, с указанием
занимаемой должности;
б) дата, время начала и окончания приемки, место составления
акта; если приемка произведена с приостановлением, - время начала
и окончания перерыва, причины, послужившие основанием для
приостановления приемки, меры, принятые к обеспечению сохранности
товаров во время перерыва в приемке;
в) номера контракта, транса, места, партии; наименование,
адрес и страна иностранного поставщика; наименование товара; дата
получения товара получателем; номера коносамента, железнодорожной
накладной, а также других документов, выданных соответствующими
транспортными организациями в подтверждение принятия груза к
перевозке;
г) наименование получателя;
д) количество товара по каждой позиции ассортимента,
указанного в упаковочном листе, спецификации и других
сопроводительных документах, а также в коносаменте,
железнодорожной накладной (при ее отсутствии в дубликате) и в
других документах, выданных соответствующими транспортными
организациями в подтверждение принятия груза к перевозке,
фактическое количество, установленное составителями акта;
недостача товара по количеству против указанного в упомянутых
документах;
е) некомплектность, недостижение обусловленных контрактом
гарантийных показателей работы комплектного оборудования (по
производительности, качеству готового продукта, расходу сырья,
материалов и т.п.), несоответствие качества и ассортимента товаров
документам, представленным иностранным поставщиком, и/или условиям
контракта;
ж) состояние тары и упаковки; если состояние тары и упаковки
могло повлиять на сохранность товара, дается подробное описание
тары, наружной и внутренней упаковки;
з) маркировка на таре и, если это возможно, на товаре;
и) заключительная часть акта с соблюдением положений пункта 14
настоящей Инструкции.
Рекламационный акт составляется без помарок и подчисток.
Внесенные в акт исправления должны быть специально оговорены и
подтверждены подписями лиц, составивших акт.
Рекламационный акт печатается на пишущей машинке и скрепляется
печатью (или штампом) организации, его составившей, а в том
случае, когда рекламационный акт составляется получателем с
участием компетентного представителя незаинтересованной
организации, акт скрепляется печатью получателя.
Рекламационные акты составляются отдельно по каждому
иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по
одному транспортному документу.
14. В заключительной части рекламационного акта должны быть
указаны:
а) при недостаче товара, нарушении ассортимента,
некомплектности - данные о фактической недостаче, нарушении
ассортимента или некомплектности в единицах измерения, указанных в
транспортных документах или упаковочном листе, спецификации или
другом сопроводительном документе;
б) при несоответствии товара установленным требованиям по
качеству - дефект и его характер, фактическое количество товара,
не соответствующего условиям договора и/или контракта, а также
снижение уровня качества товара в процентах (процент рекомендуется
определять в соответствии с методикой Торгово-промышленной палаты
СССР), за исключением случаев, когда по сообщению
внешнеэкономической организации указание таких процентов не
является необходимым, или если установление уровня снижения
качества в зависимости от дефектов не предусмотрено действующими в
СССР нормативными документами;
в) причины, вызвавшие недостачу товара и/или его дефект
(производственные дефекты, повреждение в пути, ненадлежащее
хранение и т.д.).
Указание цены и стоимости импортного товара, а также
каких-либо требований в денежном выражении не допускается.
15. К рекламационному акту должны прилагаться подлинные
транспортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии
контейнеров (а в случае предъявления претензии органам транспорта
- копии), расчеты и другие документы, подтверждающие
обоснованность претензии, в частности, фотографии и эскизы товара,
опечатанные образцы вместе с актом об изъятии образцов, анализы
нейтральной лаборатории, материалы о результатах осмотра и
испытания товаров, предусмотренные договором, а также документ,
удостоверяющий право компетентного представителя
незаинтересованной организации на участие в приемке импортных
товаров.
16. Рекламационный акт и другие документы, необходимые для
обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со
дня прибытия к нему товаров. В отношении товаров, на которые
иностранным поставщиком предоставлены гарантии, при обнаружении
дефектов в период действия гарантии указанные документы
составляются в течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а на
суда, судовое оборудование и запасные части к ним - не позднее чем
в 10-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт.
IV. Порядок и сроки направления рекламационных актов
17. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие
обоснованность претензии, должны быть направлены получателем,
осуществляющим приемку импортных товаров, стороне по договору
сразу же после их оформления с таким расчетом, чтобы заказчику
импортных товаров указанные материалы были направлены не позднее
чем за 40 дней, а заказчиком - внешнеэкономической организации не
позднее чем за 20 дней до истечения срока на предъявление
претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком.
18. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие
обоснованность претензии, направляются заказным письмом
получателем заказчику в четырех экземплярах, а заказчиком -
внешнеэкономической организации в трех экземплярах. В письме
должно быть четко сформулировано требование (догрузить, устранить
дефекты и т.д.), указаны номер выписанного за границей
транспортного документа, по которому перевозился товар, а также,
если возможно, номер и дата платежного требования, предъявленного
заказчику внешнеэкономической организацией.
Эти требования являются обязательными и для случаев, когда по
согласованию между внешнеэкономической организацией и заказчиком
рекламационный акт и другие документы, подтверждающие
обоснованность претензии, направляются внешнеэкономической
организации получателем от имени заказчика. При этом упомянутые
материалы направляются в трех экземплярах внешнеэкономической
организации и в копии заказчику не позднее чем за 20 дней до
истечения срока на предъявление претензии, установленного
контрактом с иностранным поставщиком. Если для обоснования
претензии к иностранному поставщику выявится необходимость
внесения уточнений в представленные заказчиком документы и/или
представления им дополнительных материалов, то заказчик должен
обеспечить это в минимально короткий срок.
19. В случае, когда из имеющихся документов неясно, кто должен
нести ответственность за недостачу товаров, за несоответствие
товаров требованиям к качеству, установленным договором и/или
контрактом, или некомплектность (иностранный поставщик или
перевозчик), или возможна смешанная ответственность и заявляется
претензия перевозчику, заказчик обязан сообщить
внешнеэкономической организации о заявлении претензии к
перевозчику. Если в соответствии с пунктом 18 настоящей Инструкции
указанные в нем документы направляются получателем непосредственно
внешнеэкономической организации, то получатель сообщает ей о
заявлении претензии к перевозчику. В письме указывается страна,
фирма-отправитель, номер контракта, если он указан в транспортном
документе или в маркировке товара, номер платежного требования,
если оно получено, дата отправления товара инопоставщиком и дата
его поступления к получателю.
В случае отклонения претензии перевозчиком полностью или
частично или отклонения судом заявленного иска, и если из ответа
перевозчика или вступившего в силу решения суда вытекает, что
ответственность по данной претензии должен нести иностранный
поставщик, заказчик (а в случаях, предусмотренных пунктом 18
настоящей Инструкции, - получатель) в дополнение к сообщению,
сделанному внешнеэкономической организации в порядке настоящего
пункта, должен направить внешнеэкономической организации подлинные
документы, указанные в пункте 15 настоящей Инструкции, с
приложением к ним также ответа перевозчика или решения суда в
15-дневный срок после их получения от перевозчика или суда.
20. Внешнеэкономическая организация в 20-дневный срок со дня
получения от заказчика (получателя) документов обязана рассмотреть
их и сообщить заказчику (получателю) о предъявлении претензии
иностранному поставщику или о причинах, по которым претензия не
предъявлена.
|