ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 19 сентября 1990 г. N 616
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях развития психологической службы в системе народного
образования приказываю:
1. Утвердить Положение о психологической службе в системе
народного образования (Приложение).
2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на
главного психолога Гособразования СССР т. Асмолова А.Г.
Председатель
Г.А.ЯГОДИН
Приложение
к Приказу Гособразования СССР
от 19 сентября 1990 г. N 616
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1. Общие положения
1. Психологическая служба является необходимым компонентом
системы народного образования, обеспечивающим развитие
личностного, интеллектуального и профессионального потенциала
общества. Основные цели службы - содействие формированию
подрастающего поколения, становлению индивидуальности и
творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и
школьного детства; развитие способностей и склонностей детей,
изучение особенностей их психического развития, определение
психологических причин нарушения личности и интеллекта,
профилактика подобных нарушений. Центральная задача
психологической службы - формирование развивающего образа жизни
личности в различных учебно-воспитательных учреждений в системе
непрерывного образования.
2. Важнейшим условием эффективности работы службы является
правильное понимание психологом и педагогическими работниками
существа их профессионального взаимодействия в единой системе
образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и
педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно -
воспитательного учреждения.
3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в
тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с
органами опеки и попечительства, инспекциями по делам
несовершеннолетних, представителями общественных организаций,
оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и
развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы
службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
4. Деятельность психологической службы в системе народного
образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее
учебное заведение по специальности "психология" или прошедшими
переподготовку и получившими квалификацию "практический психолог"
(диплом установленного Гособразованием образца).
Раздел 2. Структура психологической службы
в системе народного образования
1. Научно-методический центр по практической психологии при
Министерстве народного образования.
Центр создается при участии отделения Общества психологов
СССР.
2. Центр психологической помощи (Центр психологической помощи
и профориентации).
Центр может создаваться при областном (городском, районном)
Управлении (отделе) народного образования или при местном Совете
народных депутатов в установленном порядке.
3. Методист по практической психологии в методическом кабинете
при районном (городском, областном) управлении (отделе) народного
образования.
Раздел 3. Направления деятельности психологической
службы в системе народного образования
Задачи психологической службы:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно -
воспитательном учреждении;
обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и
профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
психолого-педагогическое изучение детей;
профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и
личностном развитии;
социально-психологическая реабилитация детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с
отклонениями в физическом или умственном развитии;
оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в
экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам
воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Работа практического психолога осуществляется по следующим
основным направлениям:
Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов,
детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической
культуры, желания использовать психологические знания в работе с
детьми или в интересах собственного развития; создание условий для
полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и
интеллекта.
В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в
котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в
себя:
адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или
лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный
период;
обследование детей при переходе из старшей группы в
подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для
родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по
ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к обучению в школе для
оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления
способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы индивидуальной
работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования детей при поступлении
в учреждение интернатного типа с целью создания максимально
благоприятных условий для развития детей и социально -
психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и
воспитания;
создание благоприятного психологического микроклимата в
учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения
педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями,
консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое
исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства
и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития,
определение причин нарушения личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог проводит в
случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью
определения хода его психического развития, соответствия развития
возрастным нормам;
проводит изучение психологических особенностей детей, их
интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики
одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому
ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
диагносцирует психологические причины отклонений в
интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста,
причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми
навыками и умениями;
проводит диагностику общения детей со взрослыми и
сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Развивающая и психокоррекционная работа - активное воздействие
практического психолога на процесс формирования личности ребенка.
Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на
обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь
педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и
воспитания детей, развитии их способностей, склонностей,
становлении личности. Особое место в данном направлении занимает
работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении
и поведении детей и подростков.
Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы
практический психолог разрабатывает и осуществляет:
программы, направленные на формирование личности с учетом
задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в
психическом развитии;
программы психологической помощи детям и подросткам,
оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают
психологическую и педагогическую части. Психологическая часть
планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть
разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или
лицами, их заменяющими, и выполняется последними с помощью
психолога.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в
процессе специальной работы практического психолога с отдельными
детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с
участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников
ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех
случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием
органического поражения центральной нервной системы или
психического заболевания.
Консультативная работа - консультирование администрации,
педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и
воспитания детей;
консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по
вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при
поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
консультирование работников учреждений интернатного типа для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
вопросам социально-психологической реабилитации детей;
проведение совместных консультаций работников учебно -
воспитательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (школы - интернаты, детские дома),
педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей
шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в
работе с детьми;
проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по
проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального
самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
самовоспитания и др.;
консультирование администрации учреждения при составлении
плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных
особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни,
обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
Раздел 4. Права и обязанности работника
психологической службы
Работник психологической службы в системе народного
образования обязан:
руководствоваться соответствующими директивными и нормативными
документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим
Положением, и другими документами, регламентирующими деятельность
службы;
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах
своей профессиональной компетенции;
знать новейшие достижения психологической науки, применять
современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической работы;
препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной
и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка,
его полноценного развития;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения,
полученные в результате диагностической или коррекционной работы,
если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его
окружающим;
оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому
коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением
полноценного психического развития детей, индивидуального подхода
к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в
решении их индивидуальных проблем;
работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим
коллективом учреждения;
по запросам администрации подготавливать необходимые материалы
для психолого-медико-педагогических консультаций;
участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей
(выбор формы устройства, передача на воспитание одному из
родителей и др.);
выполнять распоряжения администрации учреждения образования,
управления (отдела) образования, если эти распоряжения не
находятся в противоречии с психологической наукой и если их
выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных знаний.
Работник психологической службы имеет право:
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
условий учебно-воспитательного учреждения;
формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ;
отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам
его работы, определенным настоящим Положением;
знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения,
обращаться с запросами в медицинские учреждения;
участвовать с правом совещательного голоса в работе различных
органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с
принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести
свое мнение;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики,
психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности,
проводить в учебно-воспитательном учреждении групповые и
индивидуальные психологические исследования и эксперименты для
исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы
в научных и научно-популярных журналах и пр.;
обращаться в случае необходимости через руководство с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным
с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или
лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т.п.);
обращаться в центры психологической помощи и профориентации по
вопросам профессионального самоопределения школьников и другим
вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
------------------------------------------------------------------
|