ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 15 октября 1990 года
О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ
ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ, СОСТАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
РЕКЛАМАЦИОННЫХ АКТОВ
Согласована: с Госснабом СССР, Министерством внешних экономи-
ческих связей СССР, Министерством торговли СССР.
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с Основными
условиями регулирования договорных отношений при осуществлении эк-
спортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета
Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, порядок и сроки приемки
на территории СССР импортных товаров <1> по количеству, качеству и
комплектности, составления и направления рекламационных актов и
обязательна для заказчиков, получателей и внешнеэкономических ор-
ганизаций, если иное не предусмотрено в договоре <2> и /или конт-
ракте <3>.
Стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки
приемки товаров, которые необходимо учитывать при заключении конт-
рактов с иностранными поставщиками.
Если заказчик является одновременно получателем, то он непос-
редственно выполняет предусмотренные в настоящей Инструкции обя-
занности получателя.
------------------------------
<1> Под словом "товар" понимается также продукция, работы,
услуги и результаты научно-технической деятельности.
<2> Под словом "договор" понимается соглашение между заказ-
чиком импортного товара и внешнеэкономической организацией.
<3> Под словом "контракт" понимается соглашение между внешне-
экономической организацией и иностранным поставщиком товара.
2. Заказчик в 10-дневный срок с момента получения от внешне-
экономической организации копии контракта или информации о его ос-
новных условиях обязаны сообщить получателям о соответствующих ус-
ловиях контракта, в том числе о сроках предъявления внешнеэкономи-
ческой организацией претензий иностранным поставщикам.
Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке инос-
транного поставщика, обязаны сообщить указанные условия своим по-
лучателям в 7-дневный срок после получения этих данных от заказчи-
ка.
3. Проверка в СССР качества товара, закупленных за границей
по стандартам, принятым в международной торговле, по иностранным
стандартам или техническим условиям (кондициям) иностранных поста-
вщиков, должна производиться в соответствии с требованиями и мето-
дами, предусмотренными этими стандартами или техническими условия-
ми (кондициями), если в договоре и/или контракте не предусмотре-
но иное.
Внешнеэкономическая организация обеспечивает передачу заказ-
чику соответствующих стандартов, технических условий (кондиций)
иностранного поставщика в согласованные с заказчиком сроки и коли-
честве экземпляров, а заказчик - своим получателям.
II. Порядок и сроки приемки товаров
4. Приемка получателем товаров от органов транспорта и почто-
вых отправлений от органов связи осуществляется в соответствии с
правилами, действующими на транспорте и в органах связи.
5. При приемке товаров по количеству проверяется соответствие
фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных,
сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по
качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предус-
мотренным в договоре и/или контракте.
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов прием-
ка товаров производится по данным маркировки и внутритарных упако-
вочных листов, а при отсутствии последних - по фактическому нали-
чию.
6. Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности
осуществляется получателем с участием эксперта организаций Торго-
во-промышленной палаты СССР (В/О "Союзэкспертиза", производствен-
ных фирм региональных отделений и других организаций Торгово-про-
мышленной палаты СССР, на которые возложено проведение эксперти-
зы), торгово-промышленной палаты союзной республики или органа,
осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным комисса-
ром.
При невозможности осуществления приемки товаров с участием
эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем
с участием компетентного представителя незаинтересованной органи-
зации (отдела исполкома местного Совета народных депутатов, науч-
но-исследовательского института и других организаций), не входящей
в одну систему с получателем, полномочия которого должны подтвер-
ждаться документом, выданным организацией, направившей представи-
теля.
Доказательства отказа Торгово-промышленной палаты СССР, тор-
гово-промышленной палаты союзной республики или органа, осущест-
вляющего государственную экспертизу, от выполнения заявки на про-
ведение экспертизы товаров или обоснование невозможности вызова
эксперта представляются вместе с актом приемки.
7. По результатам приемки составляется рекламационный акт в
форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-
промышленной палаты союзной республики или акта государственной
экспертизы, или аварийного сертификата страховой организации, или
акта приемки, составленного получателем с участием компетентного
представителя незаинтересованной организации.
8. Приемка товаров должна производиться, как правило, без
приостановления.
В случаях, когда приемка товаров произведена с приостановле-
нием, получатель обязан принять меры к обеспечению сохранности то-
варов во время перерыва в приемке.
Приостановленные приемки по количеству при выгрузке товаров
из вагона, контейнера не допускается, за исключением случаев, пре-
дусмотренных законодательством.
9. Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упа-
ковке иностранного поставщика, производится, как правило, на скла-
де конечного получателя.
Если товар поступил к конечному получателю от предприятия
(организации), вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщи-
ка, то приемка производится в соответствии с инструкциями о поряд-
ке приемки продукции производственно-технического назначения и то-
варов народного потребления по количеству и качеству, утвержденны-
ми Государственным арбитражем СССР. В случае установления произ-
водственного или конструктивного недостатка товара получателем со-
ставляется рекламационный акт в соответствии с порядком, установ-
ленным для приемки товара в таре и упаковке иностранного поставщи-
ка.
10. Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке
иностранного поставщика, обязаны производить их приемку по коли-
честву, качеству и комплектности при несоответствии веса брутто
весу, указанному в сопроводительных документах; при получении то-
варов в поврежденной, открытой, немаркированной таре, в таре, не
обеспечивающей сохранность товара, а также с поврежденной пломбой,
повреждением других вспомогательных упаковочных средств и материа-
лов (ленты, пленки и т.п.) или наличии признаков повреждения (по-
теки, слышимый бой); при отсутствии указанных нарушений, если в
результате переотправки товаров не может быть обеспечено получение
внешнеэкономической организацией рекламационного акта в сроки, не-
обходимые для своевременного предъявления претензии иностранному
поставщику.
11. При обнаружении товаров, не соответствующих требованиям к
качеству, установленным договором и/или контрактом, получатель
(заказчик) обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения
указания внешнеэкономической организации о том, как поступить с
ними. Товары, не соответствующие требованиям к качеству, установ-
ленным договором и/или контрактом, должны храниться в таре или
упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это ока-
зывается невозможным, тара или упаковка должны храниться отдельно.
12. Приемка товаров осуществляется в пределах сроков, устано-
вленных для составления рекламационных актов.
III. Порядок и сроки составления рекламационных актов
13. В рекламационном акте указываются:
а) лица, участвующие в приемке и составлении акта, с указани-
ем занимаемой должности;
б) дата, время начала и окончания приемки, место составления
акта, если приемка произведена с приостановлением, - время начала
и окончания перерыва, причины, послужившие основанием для приоста-
новления приемки, меры, принятые к обеспечению сохранности товаров
во время перерыва в приемке;
в) номера контракта, транса, места, партии; наименование, ад-
рес и страна иностранного поставщика; наименование товара; дата
получения товара получателем; номера коносамента, железнодорожной
накладной, а также других документов, выданных соответствующими
транспортными организациями в подтверждение принятия груза к пере-
возке;
г) наименование получателя;
д) количество товара по каждой позиции ассортимента, указан-
ного в упаковочном листе, спецификации и других сопроводительных
документах, а также в коносаменте, железнодорожной накладной (при
ее отсутствии в дубликате) и в других документах, выданных соотве-
тствующими транспортными организациями в подтверждение принятия
груза к перевозке, фактическое количество, установленное состави-
телями акта; недостача товара по количеству против указанного в
упомянутых документах;
е) некомплектность, недостижение обусловленных контрактом
гарантийных показателей работы комплектного оборудования (по про-
изводительности, качеству готового продукта, расходу сырья, мате-
риалов и т.п.), несоответствие качества и ассортимента товаров до-
кументам, представленным иностранным поставщиком, и/или условиям
контракта;
ж) состояние тары и упаковки; если состояние тары и упаковки
могло повлиять на сохранность товара, дается подробное описание
тары, наружней и внутренней упаковки;
з) маркировка на таре и, если это возможно, на товаре;
и) заключительная часть акта с соблюдением положений пункта
14 настоящей Инструкции.
Рекламационный акт составляется без помарок и подчисток. Вне-
сенные в акт исправления должны быть специально оговорены и под-
тверждены подписями лиц, составивших акт.
Рекламационный акт печатается на пишущей машинке и скрепляет-
ся печатью (или штампом) организации, его составившей, а в том
случае, когда рекламационный акт составляется получателем с учас-
тием компетентного представителя незаинтересованной организации,
акт скрепляется печатью получателя.
Рекламационные акты составляются отдельно по каждому иност-
ранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному
транспортному документу.
14. В заключительной части рекламационного акта должны быть
указаны:
а) при недостаче товара, нарушении ассортимента, некомплект-
ности - данные о фактической недостаче, нарушении ассортимента или
некомплектности в единицах измерения, указанных в транспортных до-
кументах или упаковочном листе, спецификации или другом сопроводи-
тельном документе;
б) при несоответствии товара установленным требованиям по ка-
честву - дефект и его характер, фактическое количество товара, не
соответствующего условиям договора и/или контракта, а также сниже-
ние уровня качества товара в процентах <1>, за исключением случа-
ев, когда по сообщению внешнеэкономической организации указание
таких процентов не является необходимым, или если установление
уровня снижения качества в зависимости от дефектов не предусмотре-
но действующими в СССР нормативными документами;
------------------------
<1> Процент рекомендуется определять в соответствии с методи-
кой Торгово-промышленной палаты СССР.
в) причины, вызвавшие недостачу товара и/или его дефект (про-
изводственные дефекты, повреждение в пути, ненадлежащее хранение и
т.д.).
Указание цены и стоимости импортного товара, а также каких-
либо требований в денежном выражении не допускается.
15. К рекламационному акту должны прилагаться подлинные тран-
спортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров
(а в случае предъявления претензии органам транспорта - копии),
расчеты и другие документы, подтверждающие обоснованность претен-
зии, в частности, фотографии и эскизы товара, опечатанные образцы
вместе с актом об изъятии образцов, анализы нейтральной лаборато-
рии, материалы о результатах осмотра и испытания товаров, предус-
мотренные договором, а также документ, удостоверяющий право компе-
тентного представителя незаинтересованной организации на участие в
приемке импортных товаров.
16. Рекламационный акт и другие документы, необходимые для
обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со
дня прибытия к нему товаров. В отношении товаров, на которые ино-
странным поставщиком предоставлены гарантии, при обнаружении дефе-
ктов в период действия гарантии указанные документы составляются в
течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а на суда, судовое
оборудование и запасные части к ним - не позднее чем в 10-дневный
срок со дня прибытия судна в советский порт.
IV. Порядок и сроки направления рекламационных актов
17. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие
обоснованность претензии, должны быть направлены получателем, осу-
ществляющим приемку импортных товаров, стороне по договору сразу
же после их оформления с таким расчетом, чтобы заказчику импортных
товаров указанные материалы были направлены не позднее чем за 40
дней, а заказчиком - внешнеэкономической организации не позднее
чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии, уста-
новленного контрактом с иностранным поставщиком.
18. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие
обоснованность претензии, направляются заказным письмом получате-
лем заказчику в четырех экземплярах, а заказчиком - внешнеэкономи-
ческой организации в трех экземплярах. В письме должно быть четко
сформулировано требование (догрузить, устранить дефекты и т.д.),
указаны номер выписанного за границей транспортного документа, по
которому перевозился товар, а также, если возможно, номер и дата
платежного требования, предъявленного заказчику внешнеэкономичес-
кой организацией.
Эти требования являются обязательными и для случаев, когда по
согласованию между внешнеэкономической организацией и заказчиком
рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснован-
ность претензий, направляются внешнеэкономической организацией
получателем от имени заказчика. При этом упомянутые материалы нап-
равляются в трех экземплярах внешнеэкономической организации и в
копии заказчику не позднее чем за 20 дней до истечении срока на
предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным
поставщиком. Если для обоснования претензии к иностранному постав-
щику выявится необходимость внесения уточнений в представленные
заказчиком документы и/или представления им дополнительных матери-
алов, то заказчик должен обеспечить это в минимально короткий
срок.
19. В случае, когда из имеющихся документов неясно, кто дол-
жен нести ответственность за недостачу товаров, за несоответствие
товаров требованиям к качеству, установленным договором и/или кон-
трактом, или некомплектность (иностранный поставщик или перевоз-
чик), или возможна смешанная ответственность и заявляется претен-
зия перевозчику, заказчик обязан сообщить внешнеэкономической ор-
ганизации о заявлении претензии к перевозчику. Если в соответствии
с пунктом 18 настоящей Инструкции указанные в нем документы напра-
вляются получателем непосредственно внешнеэкономической организа-
ции, то получатель сообщает ей о заявлении претензии к перевозчи-
ку. В письме указывается страна, фирма-отправитель, номер контрак-
та, если он указан в транспортном документе или в маркировке това-
ра, номер платежного требования, если оно получено, дата отправле-
ния товара инопоставщиком и дата его поступления к получателю.
В случае отклонения претензии перевозчиком полностью или час-
тично или отклонения судом заявленного иска, и если из ответа пе-
ревозчика или вступившего в силу решения суда вытекает, что ответ-
ственность по данной претензии должен нести иностранный поставщик,
заказчик (а в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящей Инст-
рукции, - получатель) в дополнение к сообщению, сделанному внешне-
экономической организации в порядке настоящего пункта, должен на-
править внешнеэкономической организации подлинные документы, ука-
занные в пункте 15 настоящей Инструкции, с приложением к ним также
отчета перевозчика или решения суда в 15-дневный срок после их по-
лучения от перевозчика или суда.
20. Внешнеэкономическая организация в 20-дневный срок со дня
получения от заказчика (получателя) документов обязаны рассмотреть
их и сообщить заказчику (получателю) о предъявлении претензии ино-
странному поставщику или о причинах, по которым претензия не пре-
дъявлена.
------------------------- |