КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 сентября 1990 г. N 2-8
О НЕСООТВЕТСТВИИ НОРМ УГОЛОВНОГО
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР
АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОНСТИТУЦИИ СССР И МЕЖДУНАРОДНЫМ
АКТАМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик и статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик предусматривают возможность
освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего
деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего
большой общественной опасности, если будет признано, что его
исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного
наказания. В этом случае производство по уголовному делу подлежит
прекращению, а к лицу применяются меры административного взыскания
или общественного воздействия. В соответствии с этими нормами
решения о прекращении уголовного дела, констатирующие виновность
лица в совершении такого деяния, могут приниматься и широко
принимаются на стадии предварительного расследования. По
государственному учету согласно параграфу 12 Инструкции о едином
учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР
30 декабря 1985 г. N 59/11, лица, в отношении которых по указанным
основаниям прекращены уголовные дела, считаются совершившими
преступления.
Признавая, что только неукоснительное соблюдение принципа
презумпции невиновности обеспечивает правовую защиту личности от
необоснованного обвинения в совершении преступления;
основываясь на положениях статьи 160 Конституции СССР,
закрепившей принцип, в соответствии с которым никто не может быть
признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору
суда и в соответствии с законом, и на пункте 2 статьи 14 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве,
установившем, что обвиняемый считается невиновным, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и
установлена вступившим в законную силу приговором суда;
учитывая пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах, устанавливающий, что каждый обвиняемый в
уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его
виновность не будет доказана согласно закону;
принимая во внимание пункт 1 статьи 11 Всеобщей декларации
прав человека, провозгласивший, что каждый человек, обвиняемый в
совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех
пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком
путем главного судебного разбирательства, при котором ему
обеспечиваются все возможности для защиты;
считая, что нормы уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, позволяющие признавать лицо виновным в
совершении преступления и освобождать его от уголовной
ответственности с применением мер административного взыскания или
общественного воздействия без рассмотрения дела в суде и вынесения
приговора, не отвечают принципу презумпции невиновности;
руководствуясь статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном
надзоре в СССР",
Комитет конституционного надзора СССР пришел к следующему
заключению:
1. Статья 43 Основ уголовного законодательства ССР и союзных
республик, статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР
и союзных республик в части, дающей возможность признавать лицо
виновным в совершении преступления без рассмотрения дела в суде,
не соответствуют положениям статьи 160 Конституции СССР. Указанное
несоответствие должно быть устранено в процессе обновления
Верховным Советом СССР уголовного и уголовно-процессуального
законодательства.
2. Параграф 12 Инструкции о едином учете преступлений,
утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 г.
N 59/11, в части, предусматривающей учет в качестве совершивших
преступления лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены в
связи с изменением обстановки, применением к виновному мер
административного взыскания, передачей дела в товарищеский суд, в
комиссию по делам несовершеннолетних или передачей виновного на
поруки, не соответствует Конституции СССР и законам СССР и на
основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР
"О конституционном надзоре в СССР" утрачивает силу с момента
принятия настоящего заключения.
Председатель Комитета
конституционного надзора СССР
С.АЛЕКСЕЕВ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|