ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
ПИСЬМО
от 17 июля 1990 г. N С-13/ОП-92
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРОВ КОНТРАКТАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В целях обеспечения единства практики рассмотрения споров,
возникающих при заключении и исполнении договоров контрактации
сельскохозяйственной продукции, Госарбитраж СССР считает необходи-
мым дать следующие рекомендации:
1. Стороной по договору контрактации сельскохозяйственной про-
дукции может быть любое сельскохозяйственное предприятие, не-
посредственно производящее (добывающее) сельскохозяйственную про-
дукцию, независимо от ведомственной принадлежности, в том числе и
подсобное, образованное в составе объединения в промышленности.
Заготовителем может выступать государственная или иная органи-
зация, на которую в установленном порядке возложены функции госу-
дарственной закупки сельскохозяйственной продукции.
2. Согласно действующему законодательству государственных за-
каз совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям в дирек-
тивном порядке не доводится. Вместе с тем хозяйства могут принять
на себя на добровольной основе исполнение госзаказа на поставку
продукции в общесоюзный и республиканские фонды. Согласие на при-
нятие госзаказа должно быть выражено хозяйством в активной форме.
Заключение договора контрактации сельскохозяйственной продук-
ции не означает, что хозяйство согласилось на принятие госзаказа.
Поэтому арбитражам при рассмотрении споров по условиям такого до-
говора не следует исходить из данных госзаказа.
3. Поскольку договоры на продажу сельскохозяйственной продук-
ции, заключаемые хозяйствами, не основаны на обязательном для обе-
их сторон плановом акте (за исключением случаев, когда хозяйство
приняло на себя добровольно исполнение госзаказа), возникшие при
заключении договора разногласия могут быть переданы на разрешение
арбитража только при наличии об этом письменного соглашения сто-
рон.
4. Договор контрактации, как правило, заключается на продажу
сельскохозяйственной продукции в сыром виде или прошедшей необхо-
димую первичную обработку.
Однако стороны при заключении договора могут предусмотреть,
что в счет выполнения обязательств по сдаче продукции в свежем
(натуральном) виде хозяйство часть продукции продает в перерабо-
танном виде. В этом случае в договоре указывается количество,
ассортимент и сроки сдачи переработанной продукции. Арбитражу сле-
дует отклонять требования хозяйства о включении в договор контрак-
тации условия о продаже переработанной продукции при возражении
заготовителя против такого условия, кроме случаев, когда количест-
во подлежащей продаже переработанной продукции указано в госу-
дарственном заказе, доведенном до заготовителя. Возникшие разног-
ласия по указанному вопросу рассматриваются арбитражем в общем по-
рядке.
Вид договора на реализацию переработанной продукции, не пре-
дусмотренной договором контрактации, определяется по соглашению
сторон, а при разногласиях - арбитражем, исходя при этом из того,
что на реализацию такой продукции следует заключать договор
поставки.
5. При возражениях хозяйства против заключения договора арбит-
раж не вправе принимать заявление заготовителя о понуждении хо-
зяйства заключить договор контрактации, поскольку отсутствуют пла-
новые основания, обязательные для обеих сторон.
При отгрузке хозяйством продукции во исполнение договора конт-
рактации грузополучателю транзитом по указанию заготовителя во
взаимоотношениях этого получателя с хозяйством стороны должны ру-
ководствоваться нормативными актами, регулирующими закупки
сельскохозяйственной продукции.
В случае, когда с согласия сторон заключен договор поставки, а
не договор контрактации, такой договор не может быть признан неза-
конным. Если же одна из сторон возражает против заключения догово-
ра на реализацию сельскохозяйственной продукции в сыром виде или
прошедшей первичную обработку, арбитражу следует выносить решение
о заключении договора контрактации сельскохозяйственной продукции
независимо от того, что ранее стороны заключали договоры поставки.
При заключении договора поставки в своих взаимоотношениях
стороны руководствуются Положениями о поставках товаров и продук-
ции.
6. В соответствии с Положением о порядке заключения и исполне-
ния договоров контрактации сельскохозяйственной продукции<*> про-
ект договора контрактации составляет заготовитель. Хозяйство, если
у него имеются разногласия, составляет протокол разногласий и нап-
равляет его вместе с подписанным договором заготовителю, который в
установленном порядке передает их на разрешение арбитража. При
заключении договора непосредственно в хозяйстве возникшие разног-
ласия передаются на разрешение арбитража заготовителем.
В том случае, когда проект договора направляет заготовителю
хозяйство и заготовитель подписывает договор с протоколом разног-
ласий, разногласия в установленном порядке передает на разрешение
арбитража хозяйство.
---------------------------
<*> В дальнейшем, как правило, употребляется "Положение о до-
говорах конрактации"
7. При реализации хозяйством договора взаимоотношения сторон
должны регулироваться общими нормами гражданского законодательст-
ва.
Если получатель согласен на принятие и использование реализо-
ванной без договора продукции, хозяйство и получатель должны сог-
ласовать цену по которой она будет оплачена. При отсутствии такого
согласования либо отказе получателя от использования продукции,
она принимается получателем на ответственное хранение, а хозяйство
обязано распорядиться ею.
Поскольку, скоропортящаяся продукция подлежит реализации на
месте, при уклонении хозяйства от распоряжения ею получатель обя-
зан принять все необходимые меры к ее реализации и полученные от
реализации суммы за вычетом расходов по транспортировке, разгруз-
ке, экспедированию, хранению и реализации, перечислить хозяйству.
8. При передаче на разрешение арбитража разногласий о месте
приемки заготовителем продукции следует исходить из требований По-
ложения о договорах контрактации о том, что приемка должна произ-
водится в хозяйстве либо на приемном пункте, которые являются
местом исполнения обязательств.
Что касается разногласия по вопросу о приемке продукции по ко-
личеству и качеству у получателя, следует учитывать, что такое
условие может быть принято только при согласии хозяйства.
9. При разрешении споров по ассортименту подлежащей продаже
сельскохозяйственной продукции исходить из необходимости макси-
мального удовлетворения потребностей населения и промышленности в
сельскохозяйственной продукции и сырье и производственных возмож-
ностей хозяйства с учетом его специализации. В необходимых случаях
запрашивать заключение государственной инспекции за заготовкам и
качеству продукции или другого агропромышленного формирования о
возможности производства хозяйством требуемой заготовителем
сельскохозяйственной продукции.
10. Разногласия по вопросу обеспечения хозяйства тарой, тарны-
ми гвоздями и упаковочными материалами, необходимыми для упаковки
продукции, должны решаться в зависимости от того. выделены ли хо-
зяйству на них фонды и в каком количестве. При представлении хо-
зяйством доказательств, подтверждающих невыделение ему фондов либо
выделение в меньшем количестве, арбитражу следует обязывать заго-
товителя обеспечивать хозяйство тарой, тарными гвоздями и упако-
вочными материалами, устанавливая количество и сроки их передачи с
учетом требований, предусмотренных в п. 26 Положения о договорах
контрактации.
Если договором предусмотрена обязанность заготовителя по
обеспечению хозяйства тарой, на заготовителя возлагается и обязан-
ность по доставке тары непосредственно хозяйству.
В договоре предусматривается порядок и сроки возврата тары и
упаковочных материалов, если эти условия не предусмотрены инструк-
циями и правилами, регламентирующими закупки соответствующих видов
продукции.
Штраф, указанный в Положении о договорах контрактации, подле-
жит взысканию за нарушение сроков возврата тары, установленных
обязательными для сторон инструкциями, правилами или договором.
Требования хозяйства о взыскании штрафа за невозврат принадле-
жащей ему деревянной и картонной тары подлежат удовлетворению и в
тех случаях, когда заготовитель ссылается на сдачу этой тары та-
рособирающим (тароремонтным) предприятиям и организациям.
11. Как указано в Положении о договорах контрактации, предло-
жение о расторжении или изменении договора считается принятым,
если сторона, получившая это предложение, не дала на него ответа в
течение 10 дней.
Поэтому при подготовке материалов к рассмотрению дела в засе-
дании следует запрашивать от истцов представления возражения от-
ветчика на предложения истца о расторжении или изменении договора.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что ответчик не дал
ответа на предложение истца, производство по делу следует прекра-
щать.
12. Приемка сельскохозяйственной продукции по количеству и ка-
честву должна производиться в порядке и в сроки, установленные По-
ложением о договорах контрактации, стандартами, типовыми договора-
ми контрактации и соответствующими инструкциями. Если нормативные
акты, регулирующие порядок и сроки приемки по количеству и качест-
ву, не изданы либо нормативные акты не содержат таких условий, по-
рядок и сроки приемки сельскохозяйственной продукции по количест-
ву и качеству определяются сторонами в договоре. Споры, возникаю-
щие между хозяйством и заготовителем при приемке об оценке качест-
ва и определении количества закупаемой продукции, разрешаются
государственной инспекцией по заготовкам и качеству продукции.
Споры по расчетам за принятую продукцию рассматриваются арбит-
ражем на общих основаниях. При этом арбитражу следует по существу
оценивать представленные заготовителем (получателем) приемные до-
кументы, подтверждающие качество и количество принятой продукции,
проверять соблюдение сторонами установленных правил при приемке.
13. Взаимоотношения получателя с заготовителем (поставщиком)
регулируются Положениями о поставках продукции и товаров. От-
ветственность за поставку сельскохозяйственной продукции ненадле-
жащего качества перед получателем несет заготовитель (поставщик),
независимо от того, кто фактически (хозяйство или заготовитель)
отгружал продукцию, если будет доказано, что заготовитель укло-
нился от приемки у хозяйства продукции либо дал указание (предста-
вил отгрузочную разнарядку) хозяйству об отгрузке получателю про-
дукции от имени хозяйства.
При отгрузке хозяйством продукции от своего имени без предъяв-
ления ее заготовителю иск получателя к хозяйству, с которым полу-
чатель в соответствии с договором контрактации производил расчеты,
о возмещении убытков от недосдачи или отгрузки продукции ненадле-
жащего качества (при отсутствии в этом вины транспорта) подлежит
рассмотрению по существу спора с этим хозяйством.
Следует иметь в виду, что действующим законодательством заго-
товителю (получателю) не предоставлено право взыскивать с хо-
зяйства в бесспорном порядке стоимость недоброкачественной продук-
ции. Поэтому, если хозяйство предъявляет иск о взыскании с получа-
теля (заготовителя) необоснованно списанной в бесспорном порядке
суммы, такой иск подлежит рассмотрению по существу.
С хозяйства, заключившего договор контрактации, не может быть
взыскан штраф за ненадлежащее качество продукции, если иное не
предусмотрено Положением о договорах контрактации, инструкциями,
правилами о порядке проведения закупок либо в договоре с согласия
обеих сторон установлены санкции за такое нарушение.
14. При возникновении споров о форме расчетов арбитражам сле-
дует иметь в виду, что расчеты, как правило, производятся путем
перечисления сумм платежными поручениями, оплаты чеками. При уста-
новлении в договоре акцептной формы расчетов стороны вправе пре-
дусматривать основания для отказа от акцепта платежного требова-
ния.
Если такие основания не указаны в договоре, отказ заготовителя
(плательщика) по каким-либо мотивам от акцепта платежного требо-
вания следует признавать неосновательным, поскольку согласно Пра-
вилам безналичных расчетов в народном хозяйстве плательщик по до-
говору контрактации сельскохозяйственной продукции вправе заявить
отказы от акцепта только по мотивам, предусмотренным в договоре.
В том случае, когда заготовитель (плательщик) отказался от ак-
цепта платежного требования по мотивам, не предусмотренными дого-
вором, с него следует взыскать санкции, установленные Положением о
договорах контрактации, независимо от решения по существу иска о
взыскании основной суммы. Спор о взыскании основной суммы следует
рассмотреть по существу.
15. Согласно п. 23 Положения о договорах контрактации отказ
заготовителя или получателя от приемки доставленной на приемный
пункт (предприятие) продукции должен быть оформлен в письменном
виде (отметка в товарно-транспортной накладной, направлением из-
вещения заготовителя или указанного им получателя об отказе от
приема продукции и т.п.). При отказе заготовителя (получателя) от
письменного заявления об отказе от приемки хозяйство составляет
акт с участием представителей организаций, указанных в п. 23 Поло-
жения о договорах контрактации.
В акте должно быть указано количество доставленной продукции
от приемки которой отказался заготовитель (получатель). Арбитражам
следует оценивать по существу и иные доказательства, предоставлен-
ные хозяйством в подтверждение отказа заготовителя от приемки про-
дукции.
При возникновении между сторонами спора о количестве и качест-
ве продукции, от приемки которой отказался заготовитель (получа-
тель), арбитражи должны исходить из количества, указанного в то-
варно-транспортной накладной и надлежаще составленном акте, и до-
кументов установленной формы о качестве доставленной хозяйству
продукции, если заготовитель (получатель) не докажет иное.
16. В соответствии с п.п. 27 и 28 Положения о договорах конт-
рактации расчеты за закупаемую сельскохозяйственную продукцию про-
изводятся по закупочным или розничным ценам. Все расходы по
транспортировке, экспедированию и разгрузке продукции несет заго-
товитель по установленным нормам и тарифам, действующим по месту
нахождения хозяйства для вида транспорта, которым осуществлялась
доставка продукции.
Следовательно, заготовитель (получатель) должен оплачивать хо-
зяйству все расходы по транспортировке, экспедированию и разгрузке
и в том случае, когда расчеты производились по розничным ценам за
вычетом установленных торговых и торгово-сбытовых скидок.
Расходы по доставке продукции не возмещаются только в слу-
чае, когда закупается по розничным ценам картофель, плодоовощная
продукция, молоко и сливки и эти цены (за вычетом установленных
скидок) выше закупочных (п. 29 Приложения).
В случаях, когда розничные цены на указанную продукцию за вы-
четом торговой скидки ниже закупочных цен или равны им, оплата
продукции, доставленной хозяйством непосредственно в магазин или
на предприятие общественного питания, производится заготовителем
по закупочным ценам с возмещением хозяйствам транспортных расхо-
дов. Поэтому необходимо привлекать в качестве ответчика заготови-
теля, если получатель этой продукции отказался оплачивать ее по
заготовительным ценам и возмещать транспортные расходы.
Расходы по транспортировке, экспедированию и разгрузке продук-
ции отгруженной хозяйством без договора, от использования которой
получатель отказался, возмещению не подлежат и в том случае, когда
в последующем получатель в связи с уклонением хозяйства от распо-
ряжения ею реализовал эту продукцию на месте.
17. Заготовитель обязан принять от хозяйства всю продукцию,
предъявленную им сверх объемов, предусмотренных в договоре, на
условиях этого договора, при своевременном извещении хозяйством
заготовителя (по сезонной продукции не позднее, чем за 15 дней до
начала заготовок) о количестве и сроках предлагаемой к продаже та-
кой продукции.
Условия и цены на стандартную скоропортящуюся продукцию, сда-
ваемую сверх предусмотренных договором объемов, а также нестан-
дартную плодоовощную и другую скоропортящуюся продукцию, пригодную
для использования в свежем или переработанном виде, должны быть
предусмотрены в договоре. Разногласия по этим вопросам рассматри-
ваются арбитражем на общих основаниях.
18. Хозяйство вправе требовать от заготовителя оплаты стои-
мости сельскохозяйственной продукции, от оплаты которой отказался
получатель, с которым согласно договору производились расчеты, и
установленного Положением о договорах контрактации штрафа, т. к. в
соответствии со ст. 38 Основ гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик в таких случаях ответственность должна
нести сторона по договору. Действующим законодательством не пре-
дусмотрена обязанность хозяйства в этом случае предъявлять загото-
вителю платежное поручение на инкассо через банк (при установлении
акцептной формы расчетов).
При предъявлении иска к получателю о взыскании недоплаченной
стоимости продукции, арбитражу следует привлекать к участию в деле
в качестве ответчика заготовителя и рассматривать спор на общих
основаниях с учетом конкретных обстоятельств и материалов дела.
19. Согласно п. 32 Положения о договорах контрактации за каж-
дый случай отказа от приемки сельскохозяйственной продукции,
предъявленной хозяйством в пункте сдачи, в соответствии с догово-
ром или согласованным графиком заготовитель уплачивает установ-
ленный штраф, убытки, а по скоропортящейся продукции - полную ее
стоимость независимо от того, реализовало ли хозяйство эту продук-
цию, а также расходы по доставке сельскохозяйственной продукции в
оба конца.
Стоимость непринятой сельскохозяйственной продукции исчисля-
ется по ценам, действующим на день отказа от приемки.
Предъявленной продукцией следует считать продукцию, доставлен-
ную хозяйством на приемный пункт (предприятие) в соответствии с
договором или согласованным графиком, а при приемке ее непосред-
ственно в хозяйстве - доставленную на приемный пункт сдачи - при-
емки в хозяйстве.
Арбитражам следует требовать от хозяйства представления доку-
ментов, подтверждающих реализацию продукции или нахождения ее на
ответственном хранении, а если продукция реализована, то на какую
сумму. По скоропортящейся продукции достаточно представления хо-
зяйством только доказательства отказа от приемки такой продукции.
20. При установлении арбитражем факта неправильной оплаты при-
нятой заготовителем (получателем) продукции вследствие неправиль-
ного определения качества, количества и т.п. с заготовителя подле-
жит взысканию штраф, указанный в п. 33 Положения о договорах конт-
рактации.
Если же при рассмотрении спора арбитраж установит, что загото-
витель уклонился от оплаты сданной либо отгруженной продукции
(несвоевременно перечислил причитающуюся хозяйству сумму либо нео-
боснованно отказался от акцепта платежного требования) заготови-
тель уплачивает штраф, предусмотренный в п. 34 Положения о догово-
рах контрактации.
Пеня за просрочку платежа подлежит взысканию только при уста-
новлении факта уклонения (отказа или акцепта) заготовителя от оп-
латы продукции.
21. За нарушение обязательств по договору контрактации приме-
няются санкции, указанные в Положении о договорах контрактации и
договоре.
Дополнительные санкции, не предусмотренные Положением о дого-
ворах контрактации, могут быть предусмотрены в договоре, как это
указано в п. 44 Положения, с согласия обеих сторон. Следовательно,
если сторонами не достигнуто соглашение об установлении дополни-
тельных санкций, спор о необходимости установления санкций и их
размере арбитражу неподведомствен.
22. При рассмотрении споров, связанных с взысканием с хо-
зяйства убытков, вызванных невыполнением хозяйством принятых по
договору обязательств, следует иметь в виду, что заготовитель, уп-
лативший по договору поставки неустойку либо штраф за поставку
продукции ненадлежащего качества, не вправе взыскивать их с хо-
зяйства под видом убытков, кроме случаев, когда хозяйство не
предъявив продукцию заготовителю для приемки, отгрузило ее получа-
телю.
23. Арбитражи вправе в исключительных случаях уменьшить размер
подлежащих взысканию санкций за нарушение обязательств по договору
контрактации, указав в решении обстоятельства, послужившие осно-
ванием для такого уменьшения.
Если при рассмотрении спора будет установлено грубое нарушение
стороной обязательств по договору контрактации, арбитраж вправе
взыскать санкции в повышенном до 50 процентов размере, с обращени-
ем этой части в доход союзного бюджета.
24. Документами, подтверждающими указанные в п. 40 Положения о
договорах контрактации обстоятельства, могут быть: заключение
государственной инспекции по заготовкам и качеству продукции,
справки ветеринарного надзора, справки метеослужбы, решения мест-
ных органов власти, акт, составленный с участием представителя
госстраха и т.п.
Арбитражу следует оценивать предъявленные хозяйством докумен-
ты, в том числе подтверждающие вину заготовителя, и определять, в
какой мере стихийные бедствия, иные неблагоприятные условия либо
вина заготовителя повлияли на невыполнение или ненадлежащее выпол-
нение хозяйством обязательств по договору контрактации. Выяснять,
на какой площади погибли посевы, имелась ли возможность сдать
часть продукции за счет снятого урожая с остальной площади, прини-
мались ли хозяйством меры для предотвращения отрицательных послед-
ствий стихийного бедствия или иных неблагоприятных условий.
25. По спорам, возникающим между заготовителем (получателем) и
хозяйством по качеству реализованной по договору контрактации про-
дукции (за исключением споров о взыскании санкций), применяется
годичный срок исковой давности, независимо от того, кто предъяв-
ляет иск, поскольку сокращенный - шестимесячный срок исковой дав-
ности согласно ст. 47 Основ гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик применяется только для исков, вытекающих
из поставки продукции и товаров ненадлежащего качества.
Первый заместитель Главного
государственного арбитра СССР
В.Н.ИСАЙЧЕВ
|