ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 22 июня 1990 года N С-13/ОПИ-215
О ПРИМЕНЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР
И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ
Государственный арбитраж РСФСР направляет для использования в
практической деятельности информационное письмо об отдельных отве-
тах, данных Государственным арбитражем СССР и Государственным ар-
битражем РСФСР по вопросам применения законодательств об аренде
Приложение: на 4 листах.
Главный
государственный арбитр
РСФСР
Н.П.ЗАРУБИН
1. Об арендодателях по договорам на аренду государственного
предприятия и структурной единицы объединения
В соответствии с п. 1 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР
и союзных республик об аренде трудовой коллектив государственного
предприятия (объединения) или структурной единицы объединения
вправе образовать организацию арендаторов как самостоятельное юри-
дическое лицо для создания арендного предприятия.
В практике арбитражей возник вопрос, кто должен выступать
арендодателем по таким договорам.
По этому вопросу Госарбитражем СССР дано следующее разъясне-
ние.
"В настоящее время вопрос об арендодателях в указанных случаях
прямо решен в п. 3 постановления Совета Министров СССР от 20.03.90
г. N 280 "О порядке сдачи предприятий (объединений) союзного под-
чинения и их имущества в аренду".
При сдаче в аренду государственного предприятия (объединения)
договор должен быть заключен с государственным органом, которому
подчинено предприятие (объединение). При сдаче в аренду структур-
ной единицы объединения договор должен быть заключен с объединени-
ем, в состав которого входит структурная единица, коллектив кото-
рой образовал организацию арендаторов в соответствии с п. 1 ст. 16
Основ (Письмо Госарбитража СССР от 29.03.90 г. N ОП-7/10).
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от
13.04.90 г. N 118 при сдаче в аренду государственных предприятий
(объединений) республиканского (РСФСР) подчинения арендодателями
выступают министерства и ведомства РСФСР, республиканского (АССР)
и местного подчинения - государственные органы, уполномоченные на
это Советами Министров автономных республик, край(обл)исполкомами,
Мосгорисполкомом и Ленгорисполкомом. При сдаче в аренду структур-
ных единиц и самостоятельных предприятий, входящих в состав раз-
личных объединений, на которые распространяется Закон СССР "О
государственном предприятии (объединении)", арендодателями высту-
пают объединения, в которые они входят.
2. Арендное предприятие является самостоятельным, поэтому спо-
ры с его участием подлежат рассмотрению в органах Госарбитража
Руководствуясь п. 1 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и
союзных республик об аренде, многие предприятия и структурные еди-
ницы объединения заключают договорные аренды. В этой связи возник
вопрос: государственный или ведомственный арбитраж должен рассмат-
ривать споры арендных предприятий с другими предприятиями (органи-
зациями) отрасли.
Госарбитраж СССР разъяснил, что арендное предприятие является
самостоятельным и не подчиняется ни своей бывшей организации, ни
соответствующему министерству. Поэтому споры между арендными
предприятиями и другими предприятиями отрасли подлежат рассмотре-
нию в органах Госарбитража (Письмо Госарбитража СССР от 20.02.90
N C-13/ОП-25).
3. Договоры на аренду имущества подразделения государственного
предприятия могут быть заключены только на добровольной основе
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об арен-
де предусматривают возможность создания арендного предприятия на
основе имущества подразделения государственного предприятия.
В практике органов Госарбитража возник вопрос, подведомственны
ли госарбитражам споры о понуждении государственного предприятия к
заключению такого договора с организацией арендаторов.
По данному вопросу Госарбитраж РСФСР дал следующее разъясне-
ние.
Создание арендного предприятия на основе имущества подразделе-
ния государственного предприятия согласно ст. 22 Основ произво-
дится лишь с согласия соответствующего государственного предприя-
тия. В этом случае договор аренды заключается с государственным
предприятием на добровольной основе.
Поэтому требования одной из сторон о понуждении к заключению
таких договоров неправомерны и не подлежат рассмотрению в органах
арбитража. Разногласия, возникающие при заключении этих договоров,
рассматриваются арбитражем лишь при наличии соглашения сторон
(Письмо Госарбитража РСФСР от 28.03.90 г. N С-13/ОПИ-101).
4. Споры, возникающие при заключении договоров на аренду нежи-
лого помещения, рассматриваются органами Госарбитража, если это
предусмотрено соглашением сторон
В связи с отменой ранее действовавшего законодательства по
вопросам аренды нежилых помещений и введением в действие Основ за-
конодательства Союза ССР и союзных республик об аренде в практике
органов Госарбитража возник вопрос о подведомственности арбитражам
споров, возникающих при заключении таких договоров.
Госарбитражем РСФСР дано разъяснение следующего содержания.
В соответствии с действующим законодательством разногласия,
возникающие при заключении договоров на аренду нежилых помещений,
могут разрешаться органами Государственного арбитража, если это
предусмотрено соглашением сторон. Если такого соглашения не име-
ется, Госарбитраж правомерно отказывает в принятии исковых заявле-
ний (Письмо Госарбитража РСФСР от 22.02.90 г. N ОПИ-19/5).
5. О рассмотрении разногласий, касающихся размера арендной
платы за нежилое помещение
Согласно ст. 7 Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик об аренде конкретный размер арендной платы устанавлива-
ется в договоре, заключаемом сторонами на началах добровольности и
полного равенства.
В арбитражной практике возник вопрос, чем должен руководство-
ваться Госарбитраж при рассмотрении разногласий, касающихся разме-
ра арендной платы за нежилое помещение, и какой орган может прове-
рить обоснованность составленной арендодателем калькуляции размера
арендной платы.
По поставленному вопросу Госарбитраж РСФСР разъяснил:
"При определении размера арендой платы за нежилое помещение
сторонам необходимо руководствоваться ст. 8 Основ законодательства
Союза ССР и союзных республик об аренде, п. 18 постановления ЦК
КПСС и Совета Министров от 15.03.89 г. N 231 и п. 13 постановления
Совета министров РСФСР от 12.05.89 г. N 153, согласно которым
признана недопустимой сдача в аренду нежилых помещений (строений)
с оплатой в размерах, не покрывающих расходов по их содержанию и
ремонту.
В случае недостижения сторонами соглашения по размеру арендной
платы за конкретное нежилое помещение арбитр должен исходить из
необходимости покрытия расходов арендодателя по содержанию помеще-
ния, а также получения им части прибыли.
При необходимости может быть назначена экспертиза с привлече-
нием в качестве экспертов специалистов финансовых органов, управ-
лений жилищно-коммунального хозяйства исполкомов и других компе-
тентных органов.
Кроме этого, следует иметь в виду, что Минжилкомхоз РСФСР
письмом от 19.04.90 г. N 01-17-135 всем подведомственным органам
на местах направил для руководства при заключении договоров на
аренду нежилых помещений "Рекомендации по расчету арендной платы
за нежилые помещения в новых условиях хозяйствования" (Письмо
Госарбитража РСФСР от 23.05.90 г. N С-13/ОПИ-161).
6. Споры, связанные с размещением госзаказа на арендном предп-
риятии, рассматриваются госарбитражами в установленном порядке
Согласно п. 4 ст 18 Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик об аренде арендное предприятие обязано принимать на себя
по договору аренды выполнение государственного заказа в объеме, не
превышающем соответствующий заказ, принятый на год его сдачи в
аренду.
Однако в практике нередки случаи, когда до арендного предприя-
тия доводится госзаказ в большем объеме, чем на год его сдачи в
аренду.
В этой связи Госарбитраж РСФСР разъяснил:
"Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об
аренде не предусматривают право арендного предприятия обращаться с
заявлениями о признании акта о доведении госзаказа полностью или
частично недействительным.
Однако учитывая, что госзаказ является обязательным для аренд-
ных предприятий, споры, связанные с его размещением на таких
предприятиях, должны рассматриваться госарбитражами в установлен-
ном порядке" (Письмо Госарбитража РСФСР от 15.05.90 г. N
С-13/ОПИ-106).
7. Арендное предприятие является правопреемником государствен-
ного предприятия, взятого им в аренду
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о госпредприятии (в новой редак-
ции) деятельность предприятия может быть прекращена при решении
вопроса о передаче имущества предприятия в целом в аренду органи-
зации арендаторов или кооперативу.
Между тем п. 4 ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союз-
ных республик об аренде предусмотрено, что арендное предприятие
становится правопреемником имущественных прав и обязанностей госу-
дарственного предприятия, на основе которого оно создано.
Учитывая, что по общему правилу при прекращении деятельности
предприятия правопреемства не возникает, в практике госарбитражей
встал вопрос, каким из названных нормативных актов руководство-
ваться в данном случае.
В этой связи Госарбитраж СССР разъяснил:
"В указанном случае следует руководствоваться п. 4 ст. 16
Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде"
(Письмо Госарбитража СССР от 23.03.90 г. N ОП-7/9).
Отдел обобщения арбитражной
практики и инструктирования
________________________________________________________________
"Применение законодательства о поставках на территории РСФСР.
Арбитражная практика." М., 1991 г.
|