ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
ПИСЬМО
от 29 мая 1990 г. N С-13/ОП-71
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ ОСНОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ
В связи с принятием Верховным Советом СССР Основ законода-
тельства Союза ССР и союзных республик об аренде, введением их в
действие с 1 января 1990 г. и в целях обеспечения правильного и
своевременного рассмотрения споров, возникающих при заключении и
исполнении договоров аренды, Государственный арбитраж СССР считает
необходимым дать органам государственного арбитража следующие
разъяснения.
1. При разрешении споров, вытекающих из отношений по аренде,
следует исходить из того, что согласно ст. 2 Основ законодательст-
ва Союза ССР и союзных республик об аренде (в дальнейшем - Основы)
эти отношения регулируются названными Основами и издаваемыми в
соответствии с ними законодательными актами Союза ССР и союзных
республик, а в случаях, предусмотренных ими, - также постановле-
ниями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных респуб-
лик.
Если соответствующие отношения сторон вышеуказанными актами не
урегулированы, стороны при заключении и исполнении договора аренды
в конкретных случаях могут применять нормы гражданского законода-
тельства.
2. Сторонами в арбитражном процессе могут выступать указанные
в статьях 4 и 5 Основ арендодатели и арендаторы:
арендодатели - государственные предприятия и организации;
государственные органы, уполномоченные Советом Министров СССР и
Советами Министров союзных республик на сдачу в аренду госу-
дарственных предприятий (объединений), организаций, структурных
единиц объединений; общественные организации; другие собственники
имущества (кроме иностранных юридических лиц, граждан, колхозов)
или органы и организации, уполномоченные собственником сдавать
имущество в аренду; Советы народных депутатов (при сдаче в аренду
земли);
арендаторы - советские юридические лица, совместные предприя-
тия с участием стран-членов СЭВ.
указанные в ст. 6 Основ объединения арендаторов могут высту-
пать в арбитражном процессе в качестве сторон по спорам, связанным
с деятельностью этих объединений.
3. В тех случаях, когда в соответствии с п. 5 ст. 30 Основ
предприятие предоставило арендному коллективу подразделения право
заключать хозяйственные договоры от имени предприятия, стороной в
арбитражном процессе по спорам, возникающим при заключении и
исполнении таких договоров, является предприятие. Арендный коллек-
тив подразделения вправе участвовать в арбитражном процессе по та-
ким спорам только от имени предприятия. Исковое заявление подписы-
вается руководителем арендного коллектива. К заявлению прилагается
договор и документ, подтверждающий, что предприятие предоставило
арендному коллективу право подписать договор.
4. Согласно п. 1 ст. 7 Основ договор аренды заключается на
началах добровольности. Принцип добровольности относится в целом
ко всем договорам аренды. Вместе с тем следует учитывать, что в
случаях, предусмотренных в ст. 10 и п. 1 ст. 16 Основ, возникающих
при заключении договоров споры рассматриваются государственным ар-
битражем. В остальных случаях (например, по договорам, заключаемым
в соответствии со ст.ст. 22, 24, 25 Основ) государственный арбит-
раж на основании п. 2 ст. 9 правил рассмотрения хозяйственных спо-
ров разрешает споры, возникающие при заключении соответствующих
договоров, при наличии об этом соглашения сторон.
Споры, возникающие при заключении договоров арендного подряда
(предусмотренных разделом II Основ), рассмотрению в государствен-
ном арбитраже не подлежат.
5. Урегулирование в ст. 10 и п. 1 ст. 16 Основ разногласий
производится в соответствии с разделом IV Положения о порядке
предъявления и рассмотрения претензий и урегулирования разногласий
по хозяйственным договорам. при этом должно быть учтено, что про-
ект договора аренды государственного предприятия разрабатывает ор-
ганизация арендаторов совместно с профсоюзным комитетом. Организа-
ция арендаторов образуется как самостоятельное юридическое лицо
для создания на его основе арендного предприятия. Решение об обра-
зовании организации арендаторов и ее органов управления принима-
ется общим собранием (конференцией) трудового коллектива не менее
чем двумя третями голосов его членов. Проект договора направляется
организацией арендаторов государственному органу, уполномоченному
собственником сдавать в аренду государственные предприятия. Этот
орган обязан рассмотреть проект договора в тридцатидневный срок со
дня его получения.
Заявление о понуждении заключить договор может быть передано в
государственный арбитраж при неполучении от указанного органа под-
писанного договора в установленный срок (с учетом пробега почты)
либо после получения отказа от заключения договора.
6. При разрешении споров, связанных с уклонением от заключения
договора аренды, государственный арбитраж обязан тщательно анали-
зировать причины такого уклонения. Уклонение должно быть признано
обоснованным, например, тогда, когда на основании ст. 3 Основ за-
конодательства Союза ССР и союзных республик соответствующие виды
(группы) предприятий (объединений), организаций и виды имущества
относятся к видам, сдача которых в аренду на допускается.
7. К заявлению о понуждении заключить договор аренды либо о
рассмотрении разногласий по условиям договора должен быть приложен
документ, подтверждающий образование организации арендаторов и ее
органов управления. Таким документом является протокол общего соб-
рания (конференции) трудового коллектива. При непредставлении про-
токола вместе с заявлением он должен быть истребован от заявителя
в порядке подготовки дела к рассмотрению. Если из протокола следу-
ет, что голосовавших за образование организации арендаторов менее
установленного в п. 1 ст. 16 Основ количества, эта организация не
может считаться созданной и рассматриваться в качестве юридическо-
го лица.
Если организацией арендаторов не представлены доказательства
разработки проекта договора совместно с профсоюзным комитетом,
государственный арбитраж должен истребовать эти доказательства от
заявителя в порядке подготовки дела к рассмотрению.
8. Подведомственность споров, возникающих при заключении, из-
менении и расторжении договоров аренды, определяется на общих
основаниях в соответствии со статьями 10 - 13 Правил рассмотрения
хозяйственных споров, т.е. по месту нахождения арендодателя и с
учетом размера арендной платы.
9. Если при рассмотрении государственным арбитражем споров,
возникающих при заключении договоров аренды по его условиям либо
при исполнении таких договоров, устанавливается, что договор зак-
лючен предприятием (объединением), организацией, не имеющим права
сдавать имущество в аренду, либо на виды имущества, сдача которых
законодательством Союза ССР и союзных республик не допускается,
такой договор в соответствии со ст. 19 Закона о государственном
арбитраже в СССР должен быть признан полностью или частично не-
действительным.
10. В соответствии с п. 1 ст. 13 Основ по соглашению сторон
допускается изменение условий договора аренды и его расторжение.
Споры между сторонами по этим вопросам рассматриваются госу-
дарственным арбитражем на общих основаниях.
Необходимо иметь в виду, что решением государственного арбит-
ража по требованию одной из сторон договор аренды может быть
расторгнут в случаях нарушения другой стороной его условий. Разре-
шая эти споры, государственный арбитраж должен выяснять, касаются
ли нарушенные условия существа арендных отношений и влияли ли они
отрицательно на исполнение обязательств, устранены ли допущенные
нарушения к моменту рассмотрения спора в арбитраже; не вызваны ли
они действиями обеих сторон. Решение государственного арбитража
должно быть принято с учетом этих обстоятельств. При применении
пунктов 3 и 4 ст. 13 Основ следует иметь в виду, что если арендо-
датель отказался от продления договора, государственный арбитраж
рассматривает заявление о возобновлении договора в случаях, пре-
дусмотренных п. 1 ст. 16 Основ.
Первый заместитель Главного
государственного арбитра СССР
В.Н.ИСАЙЧЕВ
------------------------- |