ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПРИКАЗ
4 мая 1990 г.
N 306/185/33
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ
ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 20 июня 1988 года N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению
охраны здоровья населения и укреплению материально - технической
базы здравоохранения" в целях укрепления здоровья и снижения
заболеваемости ослабленных и часто болеющих детей, находящихся в
детских дошкольных учреждениях приказываем:
1. Утвердить согласованное с Министерством финансов СССР и
ВЦСПС Положение о санаторном детском дошкольном учреждении
(группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовые штаты
санаторного детского дошкольного учреждения для ослабленных и
часто болеющих детей (приложения 1, 2). Ввести их в действие с 1
января 1991 года.
2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения вводить
дополнительные должности среднего медицинского персонала,
врачей - педиатров в штаты лечебно - профилактических учреждений,
обслуживающих детские дошкольные учреждения, в пределах,
выделенных для этих целей ассигнований. При этом рекомендуется
устанавливать должности инструктора ЛФК (медицинской сестры по
массажу) и медицинской сестры по физиотерапии из расчета по 0,25
ставки на каждую группу, врачей - педиатров соответственно штатным
нормативам детских санаториев системы здравоохранения.
Председатель Государственного
комитета СССР по народному образованию
Г.А.ЯГОДИН
Министр
здравоохранения СССР
И.Н.ДЕНИСОВ
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
М.М.КРАВЧЕНКО
Приложение N 1
к приказу Гособразования СССР,
Минздрава СССР и Госкомтруда СССР
от 4 мая 1990 г. N 306/185/33
УТВЕРЖДАЮ
Государственный комитет СССР
по народному образованию
Г.А.ЯГОДИН
Министерство здравоохранения СССР
И.Н.ДЕНИСОВ
Государственный комитет СССР
по труду и социальным вопросам
М.М.КРАВЧЕНКО
СОГЛАСОВАНО
Министерство финансов СССР
В.Е.ОРЛОВ
ВЦСПС
Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА
ПОЛОЖЕНИЕ
О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для
ослабленных и часто болеющих детей <*> имеет своей целью
проведение лечебно - оздоровительных мероприятий, направленных на
укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей,
воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего
назначения. Наряду с лечебно - оздоровительными мероприятиями
санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно -
образовательную работу с детьми в соответствии с скорректированной
Программой воспитания и обучения в детском саду.
--------------------------------
<*> Далее по тексту называются санаторными дошкольными
учреждениями (группами)
2. Санаторные дошкольные учреждения (группы) организуются
исполнительными комитетами районных, городских, районных в
городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также
с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями,
организациями, колхозами, иными кооперативными и другими
общественными организациями с ведома органов здравоохранения.
3. Основным типом санаторного дошкольного учреждения является
ясли - сад на 6 - 12 групп. При необходимости группы санаторного
типа могут открываться на базе действующих и вновь вводимых
детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских
садов, яслей - садов).
4. Санаторные дошкольные учреждения (группы) открываются в
зданиях, отвечающих санитарно - гигиеническим нормам и правилам
пожарной безопасности, при наличии необходимого набора помещений,
оснащенных необходимым медицинским оборудованием для проведения
восстановительного лечения и оздоровления детей. При каждом
учреждении должен быть огороженный озелененный участок, оснащенный
игровым и спортивным оборудованием соответственно возрасту детей.
Санаторное дошкольное учреждение должно размещаться с учетом
экологической обстановки в данной территории и преимущественно в
зеленой зоне.
5. Санаторные дошкольные учреждения оснащаются необходимым
мягким и жестким инвентарем, учебно - наглядными пособиями,
игрушками, спортивным оборудованием и т.д. в соответствии с
нормативами детских дошкольных учреждений общего назначения.
6. В своей работе санаторные дошкольные учреждения (группы)
руководствуются настоящим Положением, Положением о детском
дошкольном учреждении, программно - методическими и нормативными
документами, утвержденными Госкомитетом СССР по народному
образованию, Министерством здравоохранения СССР, органами
управления народного образования и здравоохранения союзных
республик, а также министерствами и ведомствами, в подчинении
которых они находятся.
7. Питание детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах)
для ослабленных и часто болеющих детей осуществляется по нормам,
установленным подпунктом "а" пункта 6 постановления Совета
Министров СССР от 12.04.84 N 317 для санаторных дошкольных
учреждений.
8. Плата за содержание детей в санаторных дошкольных
учреждениях (группах) взимается с родителей в размерах,
установленных постановлением Совета Министров СССР от 13.01.90
N 47.
9. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков
работников санаторных дошкольных учреждений (групп)
устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными для
персонала детских дошкольных учреждений общего назначения.
II. ПОРЯДОК РАБОТЫ И СТРУКТУРА САНАТОРНЫХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ГРУПП)
1. Санаторные дошкольные учреждения (группы) работают 5 - 6
дней в неделю с круглосуточным и продленным (с организацией ужина)
пребыванием детей, в необходимых случаях без перерыва на выходные
и праздничные дни.
2. Комплектование детьми санаторных дошкольных учреждений
(групп) проводится по возрастному принципу.
Количество детей в группах устанавливается: <*>
в возрасте до 2-х лет - 10 детей;
от 2-х до 3-х лет - 15 детей;
старше 3-х лет - 20 детей в группе.
--------------------------------
<*> Указанные нормативы наполняемости групп устанавливаются к
1995 г.
3. Длительность пребывания детей в санаторных дошкольных
учреждениях (группах) устанавливается до 1 года.
4. На время нахождения ребенка в санаторном дошкольном
учреждении (группе) за ним сохраняется место в детском дошкольном
учреждении общего назначения без учета его в списочном составе
этого учреждения.
III. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМА В САНАТОРНЫЕ
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ГРУППЫ)
1. Отбор детей в санаторные дошкольные учреждения (группы)
проводится санаторно - курортной отборочной комиссией. Дети
направляются на комиссию по совместному решению врача,
закрепленного за детским дошкольным учреждением общего назначения,
участкового педиатра и заведующего дошкольно - школьным отделением
поликлиники (главного врача или заведующего поликлиникой).
2. В санаторные дошкольные учреждения (группы) направляются:
- дети ослабленные, часто болеющие острыми респираторными
заболеваниями;
- дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период
реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения.
3. Списки детей, отобранных санаторно - курортной отборочной
комиссией, с обязательным указанием домашнего адреса ребенка и
места работы родителей направляются в районный (городской) отдел
(управление) народного образования или администрации и профсоюзной
организации предприятия, в ведении которого находится санаторное
дошкольное учреждение (группа).
4. Зачисление детей в санаторное дошкольное учреждение
(группу) производится при наличии следующих документов: путевки
соответствующего районного (городского) отдела (управления)
народного образования или путевки предприятия, учреждения,
организации, выписки из истории развития ребенка с заключением
санаторно - курортной отборочной комиссии справки об отсутствии
контактов с инфекционными больными.
5. Дети из санаторных дошкольных учреждений (групп)
переводятся в дошкольные учреждения общего назначения, ранее
посещаемые ими, на основании заключения санаторно - курортной
отборочной комиссии.
Сведения о проведенном оздоровлении детей передаются в детские
дошкольные учреждения общего назначения, а также в поликлинику по
месту их наблюдения.
6. Санаторные дошкольные учреждения и группы для детей,
обучающихся по программе первого класса, не организуются.
IV. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛЕЧЕБНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В САНАТОРНОМ
ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
1. В состав лечебно - оздоровительной базы должны включаться:
физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, кабинеты
для проведения массажа, ингаляций, лечебной физкультуры, бассейн,
помещение для хранения медицинского кислорода.
2. Лечебные кабинеты оснащаются в соответствии с их
назначением физиотерапевтической аппаратурой (тубусный и маячный
кварц, аппарат УВЧ, гальванический аппарат, лампа "Соллюкс",
ингаляторы аэрозольный и паровой, аппарат "Здоровье" для
приготовления кислородных коктейлей и т.д.), необходимым
оборудованием и инвентарем для проведения массажа, занятий
лечебной физкультурой, обучению плаванию. Оснащение, монтаж и
установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и
его ремонт проводится территориальными управлениями "Медтехника"
по заявкам предприятий, учреждений и организаций, в ведении
которых находится санаторное дошкольное учреждение.
V. РУКОВОДСТВО И ШТАТЫ САНАТОРНОГО ДОШКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ (ГРУППЫ)
1. Штаты санаторного дошкольного учреждения (группы)
независимо от ведомственной подчиненности учреждения
устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами,
предусмотренными для указанных учреждений.
Штаты медицинского персонала для проведения
лечебно - оздоровительной работы с детьми в указанных дошкольных
учреждениях (группах) устанавливаются органами здравоохранения в
соответствии с нормативами для санаторных дошкольных учреждений
(групп).
2. Территориальные лечебно - профилактические учреждения
организуют лечебно - оздоровительную работу с детьми, оказывают
необходимую помощь в проведении консультаций врачей -
специалистов, лабораторных исследований, консультативно -
методической помощи институтов, республиканских, краевых и
областных детских больниц.
3. Медицинский и педагогический персонал проводят комплексное
оздоровление детей, с учетом состояния их здоровья, включающее:
щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж,
санацию хронических очагов инфекции, физиотерапевтическую и
медикаментозную терапии и контроль за проведением специальных
закаливающих процедур и прогулок.
4. Руководители территориальных лечебно - профилактических
учреждений осуществляют систематический контроль и несут
персональную ответственность за правильную организацию и
проведение всего комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий,
направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей,
внедрение современных методов лечения, повышение квалификации
медицинских работников санаторных дошкольных учреждений (групп),
проводят анализ эффективности работы санаторного дошкольного
учреждения (группы) по оздоровлению детей.
Приложение N 2
к приказу Гособразования СССР,
Минздрава СССР и Госкомтруда СССР
от 4 мая 1990 г. N 306/185/33
ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
САНАТОРНОГО ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
----------------------------T-----------------------------------------¬
¦ Наименование должностей ¦ Штатные единицы в зависимости ¦
¦ ¦ от числа групп ¦
¦ +-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1. Заведующий ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦2. Старший воспитатель ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦
¦3. Старшая медицинская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сестра ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦
¦4. Помощник заведующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ работе ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦5. Заведующий хозяйством ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦6. Старший бухгалтер ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦7. Бухгалтер ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦8. Секретарь - машинистка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (делопроизводитель) ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦9. Шеф - повар ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦10. Повар ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦11. Подсобный рабочий ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦12. Грузчик ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦13. Кладовщик ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦14. Кастелянша ¦ 0,5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦15. Рабочий по обслуживанию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ и текущему ремонту зда-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ний, сооружений и обо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ рудования ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦16. Машинист по стирке и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ремонту спецодежды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (белья): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - в учреждениях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ имеющих группы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ круглосуточным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пребыванием детей ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ - в учреждениях, не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ имеющих групп с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ круглосуточным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пребыванием детей ¦ 1,75¦ 1,75¦ 2 ¦ 2 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦ 3 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ Дополнительно в расчете на одну группу ¦
+--------------------T----------------T---------------T---------------+
¦ Наименование ¦ При 5-дневной ¦При 6-дневной ¦При 7-дневной ¦
¦ должностей ¦ рабочей неделе ¦рабочей неделе ¦рабочей неделе ¦
¦ ¦ с пребыванием ¦с пребыванием ¦с пребыванием ¦
¦ ¦ детей в течение¦детей в течение¦детей в течение¦
¦ +--------T-------+-------T-------+---------------+
¦ ¦ 12 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 24 ¦ 24 ¦
¦ ¦ часов ¦ часов ¦ часов ¦ часов ¦ часов ¦
+--------------------+--------+-------+-------+-------+---------------+
¦ Дошкольные группы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Воспитатель ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2,2 ¦ 2,8 ¦
¦Помощник воспитателя¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 2,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ясельные группы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Воспитатель ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3,6 ¦ 4,8 ¦
¦Санитарка - няня ¦ 1,5 ¦ 2,5 ¦ 1,75 ¦ 2,75 ¦ 3,5 ¦
L--------------------+--------+-------+-------+-------+----------------
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Штат воспитателей установлен из расчета их работы в
дошкольных группах в течение 14 часов, в ясельных группах в
течение 24 часов.
2. В учреждениях с 7-ми дневным пребыванием детей
устанавливается дополнительно по 0,3 единицы должности повара,
подсобного рабочего, машиниста по стирке спецодежды, белья,
старшей медицинской сестры.
3. В учреждениях, имеющих крытые малоразмерные бассейны для
обучения детей плаванию, устанавливается должность инструктора по
физической культуре из расчета 0,25 единицы должности на каждые 2
группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию детей
дошкольного возраста.
Кроме того, при наличии в учреждении до 8 таких групп
устанавливается по 0,5 единицы должности рабочего по обслуживанию
и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщика
служебных помещений и оператора хлораторной установки (при наличии
хлораторной установки), а при наличии 9 и более групп по одной
вышеуказанной должности.
4. В учреждениях, где имеется не менее 12 детей с нарушениями
речи, устанавливается должность учителя - логопеда.
5. В учреждениях, имеющих группы для ослабленных и часто
болеющих детей дополнительно устанавливается должность машиниста
по стирке и ремонту спецодежды (белья) при наличии 2 - 3 таких
групп - 0,25 единицы должности, 4 - 5 - 0,5 единицы должности, 6 и
более - 1 должность. Должности машинистов по стирке и ремонту
спецодежды (белья) устанавливаются, когда нет возможности
пользоваться коммунальными прачечными.
6. В учреждениях, имеющих нечетное число групп дополнительно
устанавливается 0,5 единицы должности ночной няни.
7. В учреждениях, обслуживаемых централизованными
бухгалтериями, должности старшего бухгалтера и бухгалтера не
устанавливаются.
8. В учреждениях, расположенных в самостоятельных зданиях
устанавливается должность дворника в соответствии с нормами по
уборке площади, утвержденными исполкомами Советов народных
депутатов.
В необходимых случаях может быть установлена должность
сторожа, в пределах лимита сторожевой охраны, установленного
министерству (госкомитету) народного образования союзной
республики.
9. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок
с декоративными насаждениями, вместо должности дворника может быть
установлена должность садовника.
10. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из
расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. метров убираемой
площади. При расчете количества убираемой площади не учитывается
площадь групповых помещений (за исключением санитарной комнаты),
уборка которой производится групповым персоналом.
11. В учреждениях, имеющих изолятор устанавливается
дополнительно 3,2 единицы при шестидневной рабочей неделе и 2,6
единицы при пятидневной рабочей неделе должности санитарки - няни
для работы в изоляторе.
12. В учреждениях, имеющих грузовой автомобиль или мотороллер,
обслуживающие данное учреждение или несколько дошкольных
учреждений, устанавливается должность водителя грузового
автомобиля, мотороллера.
При наличии гужевого транспорта устанавливается должность
возчика.
13. В учреждениях, имеющих самостоятельные здания, на
отопительный сезон устанавливается должность истопника или
кочегара из расчета: один кочегар на каждый 10 печей, а при
наличии 5 - 9 печей - 0,5 единицы по этой должности;
при наличии центрального отопления - один кочегар в смену в
каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива
(торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв.
м. - 2 кочегара в смену;
при газовом отоплении вводится должность кочегара из расчета
один кочегар в смену, а в котельных, не имеющих автоматики
безопасности - два кочегара в смену;
при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в дошкольных
учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, вводится
должность рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий,
сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов -
должность дежурного рабочего в смену.
Из общего числа указанных в настоящем пункте должностей одна
должность (0,5 единицы истопника) устанавливается на круглый год.
14. Должности ночных нянь устанавливаются из расчета две
единицы на каждые две дошкольные группы при шестидневной рабочей
неделе и 1,3 единицы на каждые две дошкольные группы при
пятидневной рабочей неделе.
В учреждениях, имеющих изолированные входы с улицы, а также
имеющих нечетное число дошкольных групп, должности ночных нянь
устанавливаются из расчета соответственно две единицы или 1,3
единицы на одну группу.
15. В сметах учреждений предусматриваются ассигнования:
а) на оплату труда музыкальных руководителей из расчета 0,25
ставки заработной платы на каждую группу детей в возрасте 2-х лет
и старше;
б) на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск
заведующих, старших медицинских сестер, воспитателей, помощников
воспитателей, шеф - поваров, поваров, подсобных рабочих,
машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья), рабочих по
обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования,
уборщиков служебных помещений.
В пределах ассигнований, предусмотренных на плату труда лиц,
замещающих уходящих в отпуск воспитателей, в учреждениях могут
быть установлены дополнительно должности воспитателей.
|