ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ РСФСР
ПИСЬМО
ОТ 30 МАРТА 1990 N C-13/ОПИ-111
Государственный арбитраж РСФСР сообщает содержание ответов на
отдельные вопросы госарбитражей по практике применения
законодательства, поставленные в кратких докладах по итогам работы
в 1989 году и представляющие практический интерес для всех
госарбитражей.
Главный государственный
арбитр РСФСР Н.П.Зарубин
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ ГОСАРБИТРАЖА
РСФСР ОТ 30.03.90 N С-13/ОПИ-111
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ГОСАРБИТРАЖЕЙ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В КРАТКИХ ДОКЛАДАХ ПО
ИТОГАМ РАБОТЫ В 1989 ГОДУ, ПО ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
-------------------------------------------------------------------------
N N Содержание вопроса Ответы
п/п
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------------
1. Вправе ли фондодержатель в феврале Порядок и сроки внесения уточне-
изменять извещение о выделении ли- ний в установленные лимиты пре-
митов, выданное в декабре, и пере- дусмотрены в п.11 Положения о
давать лимит другому покупателю, поставках продукции. Согласно
если первоначальный покупатель уже названному пункту соответствую-
заключил договор с поставщиком щие уточнения вносятся не позд-
нее 1 сентября года, предшеству-
ющего планируемому. В указанном
случае действия фондодержателя
незаконны.
2. Имеют ли правовое значение рекомен- Указанный документ носит реко-
дации министерств поставщика, поку- мендательный характер при расс-
пателей и Госснаб СССР по установ- мотрении преддоговорного спора
лению конкретным покупателям объе-
мов поставки резино-технических из-
делий определенного ассортимента,
если в плановых актах, доведенных
до поставщика и покупателей, ассор-
тимент не определен, а покупатели
не согласны с содержанием рекомен-
даций
3. Каким документом следует руководст- Следует руководствоваться сов-
воваться при определении предприя- местным письмом Госплана СССР,
тий, имеющих преимущественное право Госснаба СССР и Госарбитража
на заключение договоров на поставку СССР от 15.08.89, поскольку оно
продукции: постановлением Госснаба принято после выхода ряда допол-
СССР от 20.01.89 N 1 или совместным нительных решений правительства
письмом Госплана СССР, Госснаба с приоритетом в поставках про-
СССР и Госарбитража СССР от дукции.
15.08.89 N МЮ-10Д,001-027- -661,
С-13/ОП-158
4. Должен ли госарбитраж обязывать В указанном случае следует руко-
поставщика заключать договор с по- водствоваться абз.4 п.4 Положе-
купателем, требования которого ос- ния о поставках продукции, сог-
нованы на распоряжениях Совета Ми- ласно которому договор между
нистров СССР от 15.09.88 N 1855 рс, потребителем и изготовителем на
от 17.07.89 N1208 рс, если количес- поставку продукции в количестве
тво требуемой покупателем продукции ниже минимальной нормы отгрузки
ниже минимальной нормы отгрузки может быть заключен лишь с сог-
ласия изготовителя.
5. Распространяется ли действие поста- Согласно разъяснению Госарбитра-
новления Совета Министров СССР от жа СССР от 21.12.89 NОП-10/182
08.08.89 N 621, распоряжения Совета действие постановления Совета
Министров СССР от 15.09.88 N 1855 Министров СССР от 08.08.89 N 621
рс на продукцию, распределяемую в распространяется и на продукцию,
централизованном порядке распределяемую в централизован-
ном порядке. В постановлении Со-
вета Министров СССР от 15.09.88
N 1855 рс прямо указано, что оно
касается нераспределяемой про-
дукции.
6. Должен ли территориальный орган ма- Согласно п.1.1 письма Госарбит-
териально-технического снабжения ража СССР от 25.09.89 N
выдавать извещение о прикреплении, С-13/ОП-189, если территориаль-
если он сам является покупателем ный орган Госснаба СССР является
данной продукции, или в этом случае покупателем, а прикрепление про-
достаточно заказа. Вправе ли пос- изводится другим органом матери-
тавщик оспорить данный заказ по ос- альнотехнического снабжения,
нованиям, предусмотренным п.15 По- последний обязан выдать соответ-
ложения о поставках продукции ствующее извещение о прикрепле-
нии и покупателю и поставщику.
Если же покупателем является ор-
ган материально-технического
снабжения, производящий прикреп-
ление на поставку определенной
продукции, то он должен напра-
вить извещение о прикреплении
только поставщику с приложением
своего заказа.
7. Если извещение о прикреплении выда- Если поставщик в указанном слу-
но с нарушением порядка и сроков, чае в соответствии с п.15 Поло-
оспорено поставщиком в соответствии жения о поставках продукции ос-
с п.15 Положения о поставках и от- порил извещение о прикреплении и
вета от органа Госснаба не поступи- ответа от органа Госснаба СССР
ло, следует ли госарбитражу при не поступило, то согласно наз-
рассмотрении спора об обязании зак- ванному пункту Положения отказ
лючить договор требовать от постав- считается принятым и поставщика
щика представления доказательств нельзя обязать заключить договор
того, что нарушение порядка и сро- на основании этого извещения.
ков выдачи извещения повлекло не-
возможность выполнения обязательств
в установленные сроки
8. Может ли госарбитраж обязать изго- В данном случае извещения о
товителя заключить договор в соот- прикреплении потребителей к из-
ветствии с извещением о прикрепле- готовителю (поставщику), выдан-
нии, основанном на лимите потребле- ные в соответствии с установлен-
ния, выданном сверх госзаказа в ными лимитами на объем продук-
пределах контрольных цифр ции, исходя из контрольных цифр,
являются обязательными для пос-
тавщика, поскольку им были при-
няты объемы производства продук-
ции на уровне контрольных цифр
(наряду с госзаказом и длитель-
ными связями по такой продукции)
9. Если в нарушении п.п.8-10 Основных В арбитраж должна обращаться
условий поставки продукции для во- сторона, получившая протокол
енных организаций проект договора разногласий
на поставку товаров составил не за-
казчик (покупатель), а поставщик
(как это предусмотрено Положением о
поставках товаров), кто должен об-
ращаться в госарбитраж за разреше-
нием разногласий
10. Какие органы имеются в виду в п.11 Госарбитраж СССР письмом от
Положения о поставках товаров и 21.03.90 N С-13/ОП-35 сообщил,
определен ли в настоящее время по- что до тех пор, пока не опреде-
рядок и сроки формирования хозяйс- лен порядок и сроки формирования
твенных связей на поставку товаров хозяйственных связей, представ-
(п.14 Положения о поставках това- ления заявок и заказов для зак-
ров) лючения договоров на поставку
товаров, по указанным вопросам
следует руководствоваться ранее
действующим порядком.
11. При рассмотрении споров, связанных Госарбитраж СССР письмом от
с заключением договоров на постав- 21.03.90 N C-13/ОП-35 (п.2) раз-
ку лесопродукции, возник вопрос: ъяснил, что по сообщению Госсна-
кто должен выдавать извещение о ба СССР извещение о прикреплении
прикреплении - территориальный ор- на поставку продукции в том чис-
ган Госснаба СССР по месту нахож- ле и лесопродукции, может выда-
дения поставщика или по месту на- ваться как территориальным орга-
хождения покупателя ном Госснаба СССР по месту на-
хождения поставщика, так и по
месту нахождения покупателя.
Обязанности терорганов по выдаче
извещений о прикреплении жестко
не регламентируются.
12. Можно ли на основании п.66 Положе- В п.3 письма Госарбитража СССР
ния о поставках продукции взыскать от 21.03.90 NC-13/ОП-35 разъяс-
с поставщика штраф за уклонение от нено, что п.66 Положения о пос-
оплаты возвращенной ему тары тавках продукции не может приме-
из-под продукции и пеню за прос- няться к случаям уклонения латы
рочку ее оплаты от оплаты поставщиком возвр щен-
ной ему тары, если это прямо не
установлено договором между сто-
ронами.
13. На кого следует отнести транспорт- В соответствии с п.25 Положения
ные расходы по возврату спецкон- о порядке обращения многооборот-
тейнеров из-под продукции, если ных средств пакетирования и спе-
контейнеры являются собственностью циализированных контейнеров
поставщика-изготовителя продукции транспортные расходы по возврату
контейнеров относятся на получа-
теля этих контейнеров. Следова-
тельно, если контейнеры возвра-
щаются поставщику продукции, яв-
ляющемуся их собственником, то
расходы по возврату контейнеров
относятся на него.
14. Поставщик вправе или обязан взыс- Согласно п.69 Положения о пос-
кивать штраф за невозврат тары в тавках продукции штраф за прос-
безакцептном порядке рочку возврата тары может быть
взыскан в безакцептном порядке в
пределах двух месяцев. По исте-
чении этого срока указанный
штраф взыскивается в претензион-
но-исковом порядке.
15. Какими нормативными актами регули- Согласно п.12 Инструкции указа-
руется порядок приемки сельхозпро- ний Госарбитража СССР от
дукции в пунктах назначения, если 29.08.85 N И-1-1 проверка коли-
между сторонами заключен договор чества и качества сельхозпродук-
контрактации, а нормы Инструкции ции должна производиться загото-
NN 11-6 и 11-7 на отношения по вителем в полном соответствии с
контрактации не распространяются Положением о договорах контрак-
тации, инструкциями об условиях
сдачи и приемки сельхозпродук-
тов. Вместе с тем, если стороны
пришли к взаимной договореннос-
ти, приемка может осуществляться
в соответствии с Инструкциями NN
11-6, 11-7.
16. Если покупатель мороженого мяса Согласно S 12 раздела 4 Правил
(торговая организация) не имеет перевозок грузов, выдача мяса и
весов, приписанных к железной до- мясопродуктов, перевозимых без
роге, и дорога отказывается в этой упаковки, производится железной
связи выдать груз с проверкой ве- дорогой с обязательной проверкой
са, можно ли при рассмотрении спо- веса. Таким образом, если в ука-
ров о недостаче принимать в качес- занном случае действия начальни-
тве доказательства акты о недоста- ка станции обжалованы, то акт о
че мяса, составленные в соответст- недостаче мяса, составленный в
вии с Инструкцией N 11-6 соответствии с Инструкцией N
11-6, является одним из доказа-
тельств
17. Может ли грузополучатель взыскать Согласно п.34 Инструктивных ука-
с железной дороги ущерб, возникший заний Госарбитража СССР от
из-за перевода диетических яиц в 29.03.68 N И-1-9 при нарушении
столовые в связи с просрочкой в железной дорогой сроков доставки
доставке груза груза и установлении арбитражем
причинной связи между просрочкой
в доставке и понижением качества
груза на дорогу следует возла-
гать обязанность по возмещению
ущерба за понижение качества в
размере той суммы, на которую
понизилась стоимость груза по ее
вине.
18. В связи с принятием Основ законо- Указанные споры должен рассмат-
дательства Союза СССР и союзных ривать госарбитраж в соответст-
республик об аренде возник вопрос, вии с п.1 ст.16 Основ
подведомственны ли органам госар-
битража споры, возникающие при
заключении договоров аренды (п.1
ст.16 Основ), если стороны входят
в состав одного министерства, ве-
домства
19. В случае отказа истца от своих В этом случае следует отказывать
требований до вынесения решения в иске
(ст.18 Правил рассмотрения хозспо-
ров) следует ли госарбитражу прек-
ращать производство по делу или
принимать решение об отказе в иске
20. Кто - управление или отделение же- С иском в госарбитраж должен об-
лезной дороги - может обращаться в ращаться тот, кому предоставлено
госарбитраж при предъявлении исков право взыскания соответствующего
о взыскании с кооперативов штра- штрафа
фов, которые с других организаций
перевозчик списывает в безакцепт-
ном порядке
21. Следует ли при рассмотрении споров В этом случае необходимо расс-
об обратном взыскании списанных в матривать спор по существу
безакцептном порядке штрафов возв-
ращать указанные штрафы лишь на
том основании, что они списаны с
нарушением установленного 2-месяч-
ного срока, либо необходимо расс-
матривать спор по существу
22. Подведомственны ли органам госар- Согласно п.4 письма Госарбитража
битража споры об обратном взыска- СССР от 21.03.90. N С-13/ОП-35
нии списанных в безакцептном по- иски об обратном взыскании спи-
рядке сумм сбора за дополнительное санных перевозчиком в безакцепт-
планирование вагонов, если указан- ном порядке денежных сумм под-
ные суммы банк не вправе был спи- лежат рассмотрению органами го-
сывать в безакцептном порядке сарбитража на общих основаниях и
в тех случаях, когда такой поря-
док для взыскания списанных сумм
не установлен
23. До создания системы Госкомприроды В соответствии с постановлением
СССР суммы, взысканные в связи с ЦК КПСС и Совета Министров СССР
нарушениями природоохранительного от 07.01.88 N 32 об образовании
законодательства, зачислять в до- системы Госкомприроды СССР соот-
ход бюджета. В письме Госкомприро- ветствующие суммы по решениям
ды СССР от 22.02.89 N 5-4 предло- госарбитража взыскиваются в
жено указан- - ные суммы перечис- пользу истцов - организаций сис-
лять на текущие счета органов сис- темы Госкомприроды
темы Госкомприроды с последующим
возвратом бюджету сумм, оставшихся
после выплаты премий работникам
соответствующей организации Гос-
комприроды. Как в настоящее время
следует решать данный вопрос го-
сарбитражам при оформлении прика-
зов на взыскание сумм с нарушите-
лей
24. Подлежит ли взысканию с продавца Ответственность продавца перед
штраф за продажу некачественного покупателем за продажу некачест-
товара по торговой сделке венного товара определена в
ст.41 Основ гражданского законо-
дательства, где взыскание штрафа
не предусмотрено. В то же время
обязанность продавца уплатить
штраф в указанном случае может
быть установлена по соглашению
сторон
25. Вправе ли госарбитраж возбуждать В письме Госарбитража СССР от
по своей инициативе дела о взыска- 27.12.89 N ЮМ-1/95, направленном
нии штрафов и убытков в связи с всем госарбитражам, разъяснено,
поставкой недоброкачественных из- что: "На основании ст13 Закона о
делий, если нарушителем является - государственном арбитраже в
кооператив СССР и ст.65 Правил рассмотрения
хозяйственных споров госарбитра-
жи вправе возбуждать дела по
своей инициативе при наличии
данных о допущенных предприятия-
ми, учреждениями, организациями
нарушениях законности и договор-
ной дисциплины в хозяйственной
деятельности. Дела по своей ини-
циативе возбуждаются госарбитра-
жами, как правило, в случаях,
когда имеющиеся у них данные
свидетельствуют о необходимости
защиты общегосударственных инте-
ресов, в том числе при невыпол-
нении хозяйственными органами
обязательств, вытекающих из гос-
заказа на поставку продукции,
товаров, на строительство зда-
ний, сооружений, объектов соци-
альнокультурного назначения, при
выявлении фактов нарушений при-
родоохранительного законодатель-
ства". Каких-либо изъятий в от-
ношении кооперативов в данном
разъяснении не содержится.
Отдел обобщения арбитражной
практики и инструктирования
|