НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРАВИЛА
СТРАХОВАНИЯ СУДОВ
СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СССР
(ИНГОССТРАХ)
I. Общие положения
Пар.1. Страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах)
принимает на страхование в соответствии с настоящими Правилами суда
с их машинами и оборудованием, а также фрахт и непредвиденные
расход, возникающие в процессе эксплуатации судна.
II. Объем ответственности
Пар.2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с
настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие вследствие
случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам
внезапного и непредвиденного характера.
Объем страхового покрытия устанавливается на основании одного
из нижеследующих условий:
1. "С ответственностью за гибель и повреждения"
По договору страхования, заключенному на этом условии,
возмещаются:
а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или
конструктивной) или расходы по устранению повреждений его корпуса,
механизмов, машин, оборудования, происшедших по любым причинам,
кроме тех которые перечислены в параграфе 3 настоящих Правил;
б) убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
в) необходимые и целесообразно проведенные расходы по спасанию
судна;
г) необходимые и целесообразно произведенные расходы по
предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если
убыток возмещается по договору страхования.
2. "С ответственностью за повреждения"
По договору страхования, заключенному на этом условии,
возмещаются:
а) расходы по устранению повреждения судна, его механизмов,
машин или оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех,
которые перечислены в параграфе 3 настоящих Правил;
б) убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
в) необходимые и целесообразно произведенные расходы по
предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если
убыток возмещается по условиям страхования.
3. "С ответственностью только за полную гибель судна, включая
расходы по спасанию"
По договору страхования, заключенному на этом условии,
возмещаются:
а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или
конструктивной), происшедшей по любым причинам, кроме тех, которые
перечислены в параграфе 3 настоящих Правил;
б) необходимые и целесообразно произведенные расходы по
спасанию судна, по предотвращению, уменьшению убытка и по
установлению его размера.
4. "С ответственностью только на полную гибель судна"
По договору страхования, заключенному на этом условии,
возмещаются:
а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или
конструктивной), происшедшей по любым причинам, кроме тех, которые
перечислены в параграфе 3 настоящих Правил.
Пар.3. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:
а) умысла и грубой неосторожности страхователя,
выгодоприобретателя или их представителей, однако капитан и члены
экипажа застрахованного судна не считаются таковыми;
б) известной страхователю, выгодоприобретению или их
представителям немореходности судна до выхода судна в рейс;
в) износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования или
принадлежностей;
г) эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его
ледовым классом;
д) прямого или косвенного воздействия радиации или
радиоактивного заражения в связи с любым применением атомной энергии
и использованием расщепляемых материалов;
е) расходы по содержанию судна и экипажа за исключением
случаев, предусмотренных в параграфе 24 Правил;
ж) убытки и расходы, связанные с удалением остатков
застрахованного судна, причинением ущерба окружающей среде, здоровью
людей и имуществу третьих лиц;
з) косвенные убытки страхователя.
Если в договоре страхования не предусмотрено иного, не
возмещаются:
и) убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу
другого судна вследствие столкновения судов;
к) убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам
вследствие повреждений застрахованным судном какого-либо плавучего,
неподвижного или иного объекта;
л) убытки от потери фрахта;
м) убытки, происшедшие вследствие военных действий или военных
мероприятий и их последствий, гражданских войн, народных волнений,
трудовых конфликтов;
н) убытки, вызванные действиями правительственных органов в
отношении застрахованного судна, за исключением убытков от гибели
или повреждений застрахованного судна вследствие мер, принятых для
предотвращения или уменьшения опасности загрязнения с судна,
получившего повреждения, за которые Ингосстрах несет ответственность
по договору страхования.
Пар.4. По соглашению сторон в договор страхования может быть
включена ответственность за убытки, перечисленные в пунктах "и",
"к", "л", "м", "н" параграфа 3 Правил.
1. При включении в договор страхования ответственности за
убытки, указанные в п."и" и/или "к" параграфа 3 настоящих Правил, не
возмещаются расходы страхователя, происшедшие по причинам,
перечисленным в параграфе 3, а также вследствие:
а) повреждения или гибели груза и другого имущества на
застрахованном судне;
б) смерти, увечья или повреждения здоровью лиц;
в) удаления или устранения обломков, остатков судов, груза или
других предметов;
г) загрязнения или заражения моря, любого имущества или объекта
(включая расходы по предотвращению такого загрязнения или
заражения), за исключением других судов, с которыми столкнулось
застрахованное судно и имущества на таких судах;
д) каких-либо договорных обязательств судна;
е) полной или временной утраты возможности использования судна
или любого другого объекта, не получившего повреждения в результате
столкновения.
Если при столкновении застрахованного судна с любым другим
судном ответственность лежит на обоих судах и хотя бы для одного
судна не ограничивается по закону, возмещение рассчитывается по
принципу "раздельной" ответственности, т.е. убытки, причиненные
другому судну, возмещаются Ингосстрахом исходя из степени вины
застрахованного судна независимо от того, в какой сумме и в чью
пользу должен быть осуществлен платеж в результате зачета сумм
взаимных требований.
Во всех остальных случаях страховое возмещение производится по
принципу "единой" ответственности, исходя из фактических расходов
страхователя, подлежащих возмещению по условиям договора
страхования.
2. При включении в договор страхование ответственности за
убытки, указанные в п."л" параграфа 3 настоящих Правил, возмещению
подлежат убытки от потери фрахта в период аварийного простоя,
происшедшего по причинам, перечисленным в пункте 1 параграфа 2
настоящих Правил.
Размер возмещения определяется путем перемножения согласованной
суточной суммы фрахта на количество дней аварийного простоя за
вычетом 3 полных суток, но не более, чем за 180 дней аварийного
простоя, если не согласовано иного.
Период аварийного простоя исчисляется с момента наступления
страхового случая и включает в себя время спасательных операций и
ремонта по устранению повреждений, возникших в результате страхового
случая.
Время, затраченное на перегон судна к месту ремонта, включается
в период аварийного простоя при условии, что в результате страхового
случая судно было вынуждено прервать рейс и немедленно следовать на
ремонт.
Убытки от потери фрахта вследствие простоя судна во время
ремонта по устранению повреждений, полученных в результате
страхового случая, возмещаются при условии, что такой ремонт был
произведен в течение 24 месяцев с момента окончания срока
страхования.
Не возмещаются убытки от потери фрахта в случае полной гибели
(фактической или конструктивной) судна.
3. При включении в договор страхования ответственности за
убытки, перечисленные в пунктах "м", "н" параграфа 3 Правил, при
заключении договора страхования страхователь по требованию
Ингосстраха обязан предоставить любому информацию, необходимую для
определения степени риска.
Пар.5. В пределах страховой суммы возмещаются:
расходы по устранению повреждений судна;
необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию,
предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка;
убытки, расходы и взносы по общей аварии;
убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого
судна вследствие столкновения судов;
убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам
вследствие повреждения застрахованным судном какого-либо плавучего,
неподвижного или иного объекта.
Однако, ответственность Ингосстраха в отношении всех убытков,
возникших в результате одного страхового случая, ограничивается 200
% страховой суммы.
Пар.6. Если в договоре страхования не предусмотрено иного, не
подлежат возмещению:
а) 10% расходов по устранению повреждений машин, котлов и
оборудования судна;
б) 25% расходов по устранению повреждений, полученных в
результате контакта со льдом; за которые Ингосстрах несет
ответственность по договору страхования.
Во всех остальных случаях размер невозмещаемой части убытка
согласовывается при заключении договора страхования.
Пар.7. По соглашению сторон условия страхования могут быть
изменены, дополнены или заменены другими условиями.
III. Заключения договора страхования
Пар.8. Договор страхования заключается на основании письменного
заявления страхователя, в котором страхователь должен сообщить
точные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс
Регистра СССР, валовую вместимость судна) и указать:
а) страховую сумму;
б) условия страхования;
в) при страховании не рейс - пункты начала и окончания рейса,
его продолжительность и пункты захода, а при страховании на срок -
район плавания и срок страхования.
Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие,
известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное
значение для суждения о степени риска.
При принятии судна на страхование Ингосстрах имеет право
требовать его осмотра в доке с участием своего представителя.
Пар.9. Договор страхования считается заключением с момента,
когда принятие страхования подтверждено Ингосстрахом в письменном
виде.
По требованию страхователя Ингосстрах обязан выдать ему
страховой полис, после чего ранее выданные в подтверждение принятия
этого страхования документы теряют свою силу.
Страхователь обязан уплатить Ингосстраху причитающуюся за
страхование предварительно согласованную премию (страховой платеж).
В случае неоплаты страховой премии страхователем в обусловленные
срок, Ингосстрах имеет право отказаться от своих обязательств по
договору страхования.
Пар.10. Судно считается застрахованным в той сумме, какая будет
заявлена страхователем.
Если страховая сумма окажется выше страховой стоимости,
пределом ответственности Ингосстраха является страховая стоимость
судна.
Если страховая сумма окажется ниже страховой стоимости, убыток
оплачивается пропорционально отношению страховой суммы и страховой
стоимости судна.
Пар.11. Если страховая стоимость не указывается в страховом
полисе, то страховой стоимостью считается стоимости аналогичного
судна по средним ценам мирового рынка, действующим на момент
заключения договора страхования.
Пар.12. Договор страхования заключается на срок или на рейс.
При страховании на срок ответственность Ингосстраха начинается и
оканчивается в 24 часа (время по месту выдачи полиса) тех чисел,
которые указаны в договоре страхования. Однако, если застрахованное
на срок судно в момент истечения срока находится в плавании или
терпит бедствие или находится в порту убежища или захода, - договор
страхования считается продленным до прибытия в порт назначения. В
этом случае Ингосстрах имеет право на получение премии,
пропорциональной сроку продления договора.
При страхованиях на рейс ответственность Ингосстраха (если в
договоре страхования не обусловлено иного) начинается с момента
отдачи швартовов или снятия с якоря в порту отправления и
оканчивается с момента пришвартования или постановки на якорь порту
назначения.
Пар.13. Ингосстрах несет ответственность за убытки, происшедшие
только в том районе плавания или том рейсе, который был обусловлен
в договоре страхования.
При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении
от обусловленного в договоре страхования пути следования страхование
прекращается.
Однако в том и другом случае Ингосстрах может оставить договор
страхования в силе при условии своевременного заявления ему о
предстоящем изменении района плавания или рейса и при согласии
страхователя уплатить дополнительную премию, если последняя будет
потребована Ингосстрахом.
Не считается нарушением договора страхования отклонение от
намеченного пути или выход из района плавания в целях спасания
человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванной
действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего
рейса. О всяком таком отклонении страхователь обязан, однако,
немедленно сообщить Ингосстраху, как только это станет ему известно.
Пар.14. Страхователь обязан немедленно, как только это станет
ему известно, сообщить Ингосстраху о всех существенных изменениях в
риске, как, например, о задержке рейса, об отклонении от
обусловленного в договоре страхования пути следования судна, о
выходе из района плавания, о плавании во льдах, о зимовке судна, не
предусмотренной при заключении договора страхования, о буксировке
застрахованным судном других судов или о передаче застрахованного
судна в аренду и т.д.
Изменения, происшедшие в риске после заключения договора
страхования и увеличивающие размер риска, дают Ингосстраху право
изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной
премии.
Если страхователь не согласится на изменение условий
страхования или откажется от уплаты дополнительной премии, договор
страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.
Не считаются существенными изменениями в риске случаи, когда
застрахованное судно совершает пробные рейсы, оказывает помощь или
буксирует суда, терпящие бедствие, или когда оно само идет за
буксиром другого судна, нуждаясь в помощи, или когда плавание за
буксиром соответствует местным обычаям.
Пар.15. Ингосстрах имеет право расторгнуть договор страхования
досрочно в случае изменения, окончания или приостановления действия
класса судна, который последнее имело на момент заключения договора
страхования.
Страхователь обязан по требованию Ингосстраха предоставить
возможность его представителю осмотреть застрахованное судно. По
результатам осмотра Ингосстрах имеет право расторгнуть договор
страхования.
В случае полной фактической или конструктивной гибели судна
договор страхования прекращается.
Пар.16. При досрочном аннулировании договора страхования
страхователь обязан не менее чем за 14 дней до момента расторжения
договора страхования письменно уведомить Ингосстрах.
В этом случае возврат премии осуществляется в размере разницы
между премией начисленной и премией за фактический срок страхования
за вычетом расходов по оформлению страховых документов.
Пар.17. Если судно в течение срока страхования находилось в
безопасном порту 30 и более последовательных дней (день захода в
порт и день выхода в рейс считается как один день), страхователь
имеет право на возврат части страховой премии. Сумма, подлежащая
возврату, в данном случае составляет:
а) 90 % страховой премии за каждые 30 последовательных дней
нахождения судна в безопасном порту, при условии, что в этот период
не осуществлялся ремонт судна и на судне не находилось груза;
б) 50 % страховой премии за каждые 30 последовательных дней
нахождения судна в ремонте.
Для обоснования права на возврат части страховой премии
страхователь должен в течение 6 месяцев со дня окончания срока
страхования сообщить в Ингосстрах место, причину и срок нахождения
судна в безопасном порту и представить подтверждающие документы.
Пар.18. Возврат страховой премии не производится:
а) если страхователь известил Ингосстрах о нахождении судна в
безопасном порту позднее предусмотренного настоящими Правилами
срока;
б) если срок нахождения судна в безопасном порту составляет
менее 30 последовательных дней;
в) в случае полной гибели судна в период страхования, кроме
случаев, когда договор страхования заключен согласно пар.2 п.2
Правил;
г) если в период страхования имели место убытки, подлежащие
оплате по договору страхования, заключенному в соответствии с
настоящими Правилами.
IV. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
Пар.19. При наступлении страхового случая страхователь или его
представитель обязан принять все возможные меры предотвращению и
уменьшению размера убытков, а также обеспечению права требования к
виновной стороне, т.е. действовать так, как если бы судно не было
застраховано.
Пар.20. Уведомление о страховом случае должно быть сделано
Ингосстраху или его представителю немедленно наиболее быстрым из
возможных способов с тем, чтобы Ингосстрах имел возможность
назначить представителя для выяснения обстоятельств страхового
случая и участия в спасании и сохранении застрахованного судна.
Однако, действия Ингосстраха или его представителя по спасанию
и сохранению судна не являются основанием для признания права
страхователя на получение страхового возмещения.
Пар.21. В случае необходимости ремонта судна после аварии
страхователь обязан до ремонта уведомить об этом Ингосстрах и
обеспечить его представителю возможность участия в осмотре
повреждений судна.
Пар.22. Выбор дока и верфи для осмотра и ремонта должен быть
согласован с Ингосстрахом. В случае, если время и место ремонта не
согласованы с Ингосстрахом, сумма возмещения определяется последним
исходя из разумных и целесообразных затрат на ремонт.
Пар.23. Возмещаемая стоимость ремонта рассматривается как сумма
расходов, необходимых для приведения судна в то состояние, в котором
оно находилось в момент заключения договора страхования, причем
стоимость устранения повреждений отдельных частей судна возмещается
без скидки на износ.
Пар.24. Если в результате страхового случая судно вынуждено
прервать рейс и немедленно следовать на ремонт, возмещению подлежат
разумные и целесообразные расходы по перегону судна к месту ремонта
и обратному перегону.
Во всех остальных случаях расходы по перегону судна из
последнего пункта захода до места ремонта по устранению повреждений,
полученных в результате страхового случая, возмещаются в сумме,
превышающей нормальные эксплуатационные расходы во время такого
перегона.
Пар.25. В возмещаемую стоимость ремонта включаются только те
расходы по очистке и окраске корпуса судна, которые приходятся на
поврежденные части при условии, что ремонт по устранению повреждений
судна произведен в течение 12 месяцев с момента последней окраски
корпуса судна.
Пар.26. Расходы по вводу судна в док и выводу из него, или
подъему и спуску с помощью эллинга, а также расходы за время
пользования сухим доком или эллингом включаются в возмещаемую
стоимость ремонта полностью при условии, что в ходе ремонта
выполнялись работы, направленные исключительно на устранение
страхового случая.
Пар.27. Если ремонт повреждений, покрываемых договором
страхования осуществляется одновременно с работами, неотносящимися к
устранению последствий страхового случая, в возмещаемую стоимость
ремонта включается 50 % расходов по вводу судна в сухой док и выводу
из него или его подъему и спуску с помощью эллинга. При этом расчет
возмещаемых расходов за пользование сухим доком или эллингом
производится исходя из времени, которое потребовалось бы для ремонта
по устранению последствий страхового случая, если бы такой ремонт
производился отдельно.
Пар.28. При продаже судна страхователь имеет право на
возмещение убытков, происшедших в результате страхового случая, если
ремонт по устранению повреждений судна не производился. Размер
возмещения определяется исходя из разумной стоимости ремонта,
который мог быть произведен до истечения срок страхования, но не
более суммы, на которую снижается стоимость судна из-за наличия
повреждений, возмещаемых по условиям страхования.
При продаже судна на слом положения настоящего параграфа не
применяются.
Пар.29. Возмещение в размере полной страховой суммы, но не
более страховой стоимости, выплачивается в следующих случаях:
1. При полной фактической гибели судна (судно полностью
уничтожено и/или безвозвратно утеряно для страхователя).
2. При пропаже судна без вести (о судне не поступило никаких
сведений в течение трех месяцев, причем последнее известие с судна
было получено до истечения срока договора страхования).
3. При полной конструктивной гибели судна (восстановление или
ремонт судна экономически нецелесообразны).
Полная конструктивная гибель судна признается в случае, если
общая сумма расходов по устранению последствий страхового случая
составит не менее 100 % страховой стоимости судна.
В сумму расходов по устранению последствий страхового случая
включается стоимость восстановления судна до его состояния в момент
заключения договора страхования, а также расходы по спасанию и
буксировке к месту ремонта и взносы по общей аварии по доле судна.
При выплате страхового возмещения в случае полной гибели или
пропажи судна без вести к Ингосстраху переходит право собственности
на застрахованное судно в пределах уплаченной суммы.
В случае отказа Ингосстраха от права собственности на
застрахованное судно, страховое возмещение выплачивается без вычета
стоимости реализованного имущества.
Пар.30. Если не было другого соглашения, все расходы, связанные
со страховым случаем, первоначально производятся страхователем и
затем возмещаются Ингосстрахом.
Пар.31. При требовании страхового возмещения страхователь
обязан документально доказать, что действительно произошел случай,
предусмотренный условиями страхования и представить претензионные
документы, необходимые Ингосстраху для определения суммы возмещения.
Пар.32. Право на предъявление требования к Ингосстраху о
выплате страхового возмещения погашается двухгодичной давностью с
момента возникновения права на иск.
Пар.33. Ингосстрах имеет право отказать в уплате страхового
возмещения, если страхователь:
а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих
существенное значение для суждения о страховом риске (параграф 8);
б) не известил Ингосстрах о существенных изменениях в риске
(параграф 14);
в) не выполнил обязанностей, указанных в параграфах 19-22
настоящих Правил.
Пар.34. При рассмотрении вопроса о выплате страхового
возмещения Ингосстрах имеет право потребовать полис или иной
документ, подтверждающий страхование в Ингосстрахе.
Пар.35. Если страхователь или выгодоприобретатель получил
возмещение за убыток от третьих лиц, Ингосстрах оплачивает лишь
разницу между суммой, подлежащий оплате по условиям страхования, и
суммой, полученной от третьих лиц.
Пар.36. По уплате страхового возмещения к Ингосстраху переходит
в пределах уплаченной суммы право требования, которое страхователь
или выгодоприобретатель имеет к лицу, ответственному за причиненный
ущерб.
Страхователь или выгодоприобретатель обязан при
получении страхового возмещения передать Ингосстраху все имеющиеся у
него документы и доказательства и выполнить все формальности,
необходимые для осуществления этого права.
Если страхователь или выгодоприобретатель отказался от своего
права требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб или
осуществление этого права окажется по его вине невозможным (пропуск
сроков на заявление претензии к виновным в убытке лицам и т.п.), то
Ингосстрах в соответствующем размере освобождается от обязанности
выплатить страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты,
страхователь или выгодоприобретатель обязан возвратить Ингосстраху
полученное возмещение с указанными процентами со дня получения
страхового возмещения.
Пар.37. Споры, вытекающие из договора страхования,
заключенного в соответствии с настоящими Правилами, подлежат
разрешению в Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной
палате СССР в Москве.
|