КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (89) 12
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ТЮРЬМАХ
(13 октября 1989 года)
Комитет министров, по условиям статьи 15, пункт "b", Устава
Совета Европы,
учитывая, что право на образование является одним из основных
прав;
учитывая важность образования в развитии личности и общества;
понимая, в частности, что большое число заключенных имеет
очень низкое образование и, следовательно, сильно нуждается в нем;
учитывая, что образование в тюрьмах помогает смягчить режим и
улучшить условия содержания под стражей;
учитывая, что образование в тюрьмах является важным средством
облегчения возвращения заключенных в общество;
признавая, что в практическом применении некоторых прав или
мер, в соответствии со следующими рекомендациями, могут быть
оправданы различия между осужденными и лицами, возвращенными под
стражу;
принимая во внимание Рекомендацию N R (83) 3 о Европейских
тюремных правилах и Рекомендацию N R (81) 17 о политике
образования взрослых,
рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы
осуществлять политику, признающую следующее:
1) все заключенные должны иметь возможность получить
образование, предусматривающее общеобразовательные дисциплины,
профессионально-техническое образование, творческую и культурную
деятельность, физическую подготовку и занятия спортом, социальное
просвещение и пользование библиотекой;
2) образование заключенных должно быть сходным с образованием,
которое получают представители подобных возрастных групп вне мест
лишения свободы, а круг возможностей заключенных в учебе должен
быть как можно более широким;
3) образование в тюрьмах должно осуществляться всесторонне и с
учетом социального, экономического и культурного уровня личности;
4) все работники администрации тюремной системы и руководство
тюрем должны как можно больше способствовать образованию;
5) статус образования в тюремном режиме не должен быть ниже
статуса труда, и заключенные, участвуя в образовательных
мероприятиях, не должны нести финансовых или иных потерь;
6) следует прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать
желание заключенных активно участвовать во всех видах
образовательной работы;
7) следует обеспечить развивающие программы, чтобы
гарантировать лицам, которые осуществляют образовательный процесс
в тюрьмах, овладение соответствующими методами образовательной
работы со взрослыми;
8) особое внимание следует уделить заключенным, у которых
возникают наибольшие трудности, особенно тем, кто не владеет
чтением и письмом в достаточной мере;
9) профессионально-техническое образование ставит своей целью
более широкое развитие личности и, кроме того, должно
соответствовать тенденциям на рынке труда;
10) заключенные должны иметь непосредственный доступ к хорошо
укомплектованной библиотеке не реже, чем раз в неделю;
11) следует особо отмечать и поощрять занятия заключенных
физической подготовкой и спортом;
12) особое место следует отводить творческой и культурной
деятельности, так как в такой деятельности заложены особые
возможности развития и самовыражения заключенных;
13) в социальное просвещение должны входить практические
элементы, позволяющие заключенному организовать свою повседневную
жизнь в тюрьме с целью облегчения его возвращения в общество;
14) по возможности следует позволять заключенным участвовать в
образовательном процессе, осуществляемом за пределами тюрьмы;
15) если образование должно осуществляться в тюрьме, следует
как можно больше привлекать к нему лиц извне;
16) следует принимать меры к тому, чтобы дать заключенным
возможность продолжить образование после освобождения;
17) следует обеспечить средства, оборудование и
преподавательский состав, необходимые для того, чтобы дать
заключенным возможность получить соответствующее образование.
|