ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПРИНЦИПЫ
ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ
ВНЕЗАКОННЫХ, ПРОИЗВОЛЬНЫХ И СУММАРНЫХ КАЗНЕЙ
(24 мая 1989 года)
Предупреждение
1. Правительства в законодательном порядке устанавливают
запрет на все внезаконные, произвольные и суммарные казни и
обеспечивают, чтобы любые такие казни признавались преступлениями
в соответствии с их уголовным законодательством и чтобы за их
совершение предусматривались надлежащие меры наказания,
учитывающие серьезность таких преступлений. Исключительные
обстоятельства, в том числе состояние войны или угроза войны,
внутренняя политическая нестабильность или любые другие
чрезвычайные ситуации в государствах, не могут служить основанием
для таких казней. Такие казни не производятся ни при каких
обстоятельствах, включая, в частности, ситуации, связанные с
внутренним вооруженным конфликтом, чрезмерным или незаконным
применением силы государственным должностным лицом или иным лицом,
действующим в официальном качестве, или лицом, действующим по
подстрекательству или при явном или молчаливом согласии такого
лица, и ситуации, когда смерть наступает во время содержания под
стражей. Этот запрет имеет преимущественную силу перед
постановлениями, издаваемыми исполнительной властью.
2. С целью предупреждения внезаконных, произвольных и
суммарных казней правительства обеспечивают строгий контроль,
включая четкую систему контроля над всеми должностными лицами, в
обязанности которых входит задержание, арест, содержание под
стражей и в тюремном заключении, а также над должностными лицами,
имеющими полномочия в соответствии с законом применять силу и
огнестрельное оружие.
3. Правительства запрещают издание вышестоящими должностными
лицами или государственными органами приказов, уполномочивающих
или подстрекающих других лиц производить любые внезаконные,
произвольные или суммарные казни. Все должностные лица имеют право
и обязаны не исполнять такие приказы. При подготовке сотрудников
правоохранительных органов вышеизложенным положениям уделяется
особое внимание.
4. Отдельным лицам и группам, которым грозят внезаконные,
произвольные или суммарные казни, в том числе получившим угрозы о
расправе, гарантируется эффективная защита с помощью судебных или
иных средств.
5. Никто не может быть насильно передан или выдан какой-либо
стране, когда есть веские основания считать, что это лицо может
стать жертвой внезаконной, произвольной или суммарной казни в этой
стране.
6. Правительства обеспечивают содержание лиц, лишенных
свободы, в официально признанных местах содержания под стражей и
незамедлительное предоставление их родственникам и адвокатам или
другим доверенным лицам точной информации о их аресте и
местонахождении, в том числе о их переводе в другие места.
7. Квалифицированные инспектора, в том числе медицинские
работники, или эквивалентный независимый орган проводят на
регулярной основе инспекции в местах содержания под стражей и
уполномочиваются проводить необъявленные инспекции по своей
собственной инициативе с обеспечением полных гарантий
независимости при выполнении этой функции. Эти инспектора
пользуются неограниченным доступом ко всем лицам, находящимся в
таких местах содержания под стражей, а также ко всем касающимся их
документам.
8. Правительства прилагают все усилия для предотвращения
внезаконных, произвольных и суммарных казней путем осуществления
таких мер, как дипломатическое вмешательство, расширение
возможностей обращения с жалобами в межправительственные и
судебные органы и публичное осуждение подобной практики. Для
расследования сообщений о любых таких казнях и принятия
эффективных мер по пресечению подобной практики используются
межправительственные механизмы. Правительства, в том числе
правительства стран, в которых, как подозревается, имеют место
внезаконные, произвольные и суммарные казни, обеспечивают полное
содействие проведению международных расследований подобной
практики.
Расследование
9. Производится тщательное, оперативное и беспристрастное
расследование всех подозрительных случаев внезаконных,
произвольных и суммарных казней, включая случаи, когда в жалобах
родственников или в других достоверных сообщениях говорится о
наступлении неестественной смерти в вышеуказанных обстоятельствах.
Правительства обеспечивают наличие учреждений и процедур для
проведения таких расследований. Цель расследования заключается в
установлении причины, характера и времени наступления смерти,
ответственного лица и любой системы или практики, которая могла
стать причиной смерти. Расследование предусматривает проведение
надлежащего вскрытия трупа, сбор и анализ всех вещественных и
документальных доказательств и показаний свидетелей. Расследование
устанавливает характер смерти: естественная смерть, смерть,
наступившая в результате несчастного случая, самоубийство и
убийство.
10. Орган расследования имеет право затребовать всю
необходимую для проведения расследования информацию. Лица,
проводящие расследование, имеют в своем распоряжении все
необходимые бюджетные и технические средства для проведения
эффективного расследования. Они также имеют полномочия обязывать
официальных лиц, предположительно связанных с любыми такими
казнями, явиться для дачи свидетельских показаний. Это относится к
любым свидетелям. С этой целью они уполномочены выдавать повестки
для вызова свидетеля, включая официальных лиц, предположительно
связанных с любыми такими казнями, и требовать представления
доказательств.
11. В случаях, когда установленные процедуры расследования не
удовлетворяют требованиям в силу недостаточной компетентности или
пристрастности, в связи с важностью вопроса и в связи с явным
наличием систематических злоупотреблений, а также в случаях, когда
поступают жалобы на эти недостатки от семьи жертвы, или по другим
существенным причинам правительства проводят расследование с
помощью независимой комиссии по расследованию или путем
аналогичной процедуры. Членами такой комиссии избираются лица,
известные своей беспристрастностью, компетентностью и личной
независимостью. В частности, они должны быть независимыми от любой
организации, учреждения или лица, которые могут быть объектом
расследования. Комиссия имеет право затребовать всю необходимую
для проведения расследования информацию и проводит расследование в
соответствии с настоящими Принципами.
12. Тело скончавшегося не предается захоронению до проведения
надлежащего вскрытия врачом, который, по возможности, должен быть
патологоанатомом судебно-медицинской экспертизы. Лица, проводящие
вскрытие, имеют право доступа ко всем данным расследования, к
месту обнаружения трупа и к месту, где предположительно наступила
смерть. Если тело было предано захоронению, а впоследствии
возникает необходимость в проведении расследования, труп
немедленно и с соблюдением необходимых требований извлекается из
могилы для проведения вскрытия. Если удается обнаружить лишь
останки скелета, то останки аккуратно извлекаются и тщательно
изучаются в соответствии с методами системного антропологического
анализа.
13. Тело покойного находится в распоряжении проводящих
вскрытие лиц в течение достаточного времени, чтобы позволить им
провести тщательное расследование. В ходе вскрытия делается
попытка как минимум установить личность покойного и причину и
характер смерти. По мере возможности устанавливаются также время и
место смерти. В заключение о вскрытии включаются детальные цветные
фотографии покойного в целях документального подкрепления выводов
расследования. В заключении о вскрытии должны указываться все
раны, полученные скончавшимся, в том числе любые признаки пыток.
14. Для обеспечения объективности результатов лица, проводящие
вскрытие, должны иметь возможность действовать беспристрастно и
независимо от любых лиц, организаций или учреждений, которые могут
иметь хоть какое-то отношение к данному делу.
15. Истцы, свидетели, лица, проводящие расследование, и их
семьи охраняются от насилия, угроз применения насилия или любых
других форм запугивания. Лица, которые могут быть связаны с
внезаконными, произвольными или суммарными казнями, отстраняются
от любого контроля или власти, прямой или косвенной, в отношении
истцов, свидетелей и их семей, а также лиц, проводящих
расследование.
16. Семьи покойных и их законные представители уведомляются о
любом слушании и любой информации, относящейся к расследованию, и
имеют доступ к ним, а также имеют право представлять другие
свидетельства. Семья покойного имеет право настаивать на
присутствии при вскрытии медицинского или любого другого
квалифицированного представителя. После установления личности
покойного дается уведомление о смерти, и семья или родственники
покойного немедленно ставятся в известность. Тело покойного
передается им после завершения расследования.
17. В течение разумного срока составляется письменный отчет о
методах и результатах таких расследований. Отчет незамедлительно
предается гласности; он должен содержать информацию о рамках
следствия, процедурах и методах, применявшихся для оценки
доказательств, а также выводы и рекомендации на основании
полученных результатов и применимого законодательства. В отчете
должна также содержаться подробная информация о конкретных
событиях, которые, как было обнаружено, имели место, а также
доказательства, на основании которых получены эти результаты, и
фамилии свидетелей, давших показания, за исключением тех из них,
личность которых не была предана гласности в целях их защиты.
Правительство в течение разумного срока либо дает официальный
ответ на этот отчет о расследовании, либо сообщает, какие меры
будут приняты в связи с ним.
Судопроизводство
18. Правительства обеспечивают предание суду лиц, которые, как
было установлено в ходе расследования, участвовали в внезаконных,
произвольных или суммарных казнях на любой территории, находящейся
под их юрисдикцией. Правительства либо предают этих лиц суду, либо
сотрудничают в выдаче любых таких лиц другим странам, желающим
осуществить свою юрисдикцию. Этот принцип применяется независимо
от того, кем являются виновники или жертвы и где они находятся,
независимо от их гражданства и независимо от того, где было
совершено преступление.
19. Без ущерба для вышеуказанного принципа 3 приказ
вышестоящего начальника или органа государственной власти не может
служить оправданием внезаконных, произвольных или суммарных
казней. Вышестоящие руководители или другие государственные
официальные лица могут быть привлечены к ответственности за
совершение деяний лицами, находящимися у них в подчинении, если
они имели разумную возможность предупредить подобные деяния. Ни
при каких обстоятельствах, включая состояние войны, осадное
положение или другие чрезвычайные ситуации, никакому лицу,
предположительно имеющему отношение к внезаконным, произвольным
или суммарным казням, не предоставляется полного иммунитета от
судебного преследования.
20. Семьи и иждивенцы жертв внезаконных, произвольных или
суммарных казней имеют право на получение справедливой и
надлежащей компенсации в разумный срок.
|