ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
И
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 23 декабря 1988 г. N 544/649/7
OБ УTBEPЖДEHИИ TИПOBOГO ПOЛOЖEHИЯ OБ УЧEБHЫX
ЗABEДEHИЯX (ПOДPAЗДEЛEHИЯX) CИCTEMЫ ПOBЫШEHИЯ
KBAЛИФИKAЦИИ И ПEPEПOДГOTOBKИ PУKOBOДЯЩИX
PAБOTHИKOB И CПEЦИAЛИCTOB HAPOДHOГO XOЗЯЙCTBA
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об учебных заведени-
ях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготов-
ки руководящих работников и специалистов народного хозяйства, раз-
работанное в соответствии с постановлением ЦK KПCC и Совета Ми-
нистров CCCP от 6 февраля 1988 г. N 166 и одобренное Координацион-
ным советом по производственно-экономическому обучению трудящихся
при Бюро Совета Министров CCCP по социальному развитию 11 октября
1988 г. протокол N 5.
2. Установить, что настоящее положение распространяется на
учебные заведения (подразделения) системы повышения квалификации и
переподготовки кадров независимо от их ведомственной подчинен-
ности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
И
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
Одобрено
Координационным советом по
производственно-экономиче-
скому обучению трудящихся
Бюро Совета Министров CCCP
по социальному развитию
11 октября 1988 г. прото-
кол N 5
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об учебных заведениях (подразделениях) системы
повышения квалификации и переподготовки руко-
водящих работников и специалистов народного
хозяйства
Общие положения
1. Повышение квалификации и переподготовка руководящих работни-
ков и специалистов народного хозяйства осуществляются в следующих
типах учебных заведений (подразделений).
1.1. B учебных заведениях - отраслевых и межотраслевых (специа-
лизированных и региональных) институтах министерств, ведомств, Со-
ветов Министров союзных республик, при высших учебных заведени-
ях,<1> к которым относятся институты повышения квалификации руко-
водящих работников и специалистов народного хозяйства, усовер-
шенствования врачей, усовершенствования учителей, повышения квали-
фикации преподавателей общественных наук вузов, управления народ-
ным хозяйством, повышения квалификации кадров по новым направлени-
ям развития техники и технологии, повышения квалификации и пере-
подготовки руководящих кадров, высшие школы управления и другие.
1.2. B учебных подразделениях - филиалах институтов повышения
квалификации руководящих работников и специалистов народного хо-
зяйства;<2> на факультетах при вузах,<3> к которым относятся фа-
культеты повышения квалификации руководящих работников и специа-
листов народного хозяйства, усовершенствования врачей, преподава-
телей высших и средних специальных учебных заведений, по подготов-
ке и повышению квалификации организаторов народного образования,
повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и
специалистов сельского хозяйства, по подготовке организаторов про-
мышленного производства, строительства и планирования, специальные
факультеты по переподготовке кадров по новым, перспективным нап-
равлениям науки и техники и другие.
1.3. B учебных заведениях (подразделениях) - на курсах при ми-
нистерствах, ведомствах, об'единениях, предприятиях, организациях,
учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях,
институтах и их филиалах,<4> к которым относятся курсы повышения
квалификации руководящих работников и специалистов народного хо-
зяйства, специализации и усовершенствования медицинского персона-
ла, по изучению новой техники и технологии, школы управления
сельским хозяйством, повышения квалификации сельскохозяйственных
кадров, специальные отделения техникумов, учебные центры, учебные
полигоны и другие.
--------
<1> В дальнейшем - институты.
<2> В дальнейшем - филиалы.
<3> В дальнейшем - факультеты.
<4> В дальнейшем - курсы.
2. Учебные заведения организуются на условиях, предусмотренных
положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предпри-
ятий, об'единений, организаций и учреждений, утвержденным поста-
новлением Совета Министров CCCP от 2 сентября 1982 г. N 816.
3. Учебные заведения (подразделения) осуществляют свою деятель-
ность под руководством вышестоящего органа управления на основе
действующего законодательства, нормативных документов Гособразова-
ния CCCP, министерств и ведомств.
4. Учебные заведения на основе настоящего Типового положения
разрабатывают уставы, утверждаемые вышестоящим органом управления.
5. Правила внутреннего распорядка учебного заведения разрабаты-
ваются на основе типовых правил, действующих для высших учебных
заведений, утверждаются трудовым коллективом по представлению ад-
министрации и по согласованию с профсоюзным комитетом.
6. Комплектование слушателями учебных заведений (подразделений)
осуществляется преимущественно на основе прямых договоров с ми-
нистерствами, ведомствами, об'единениями, предприятиями, организа-
циями, учреждениями, в соответствии с которыми учебное заведение
(подразделение) составляет план обучения слушателей.
7. Учебные заведения (подразделения) один раз в пять лет в
установленном порядке проходят аттестацию в целях комплексной
оценки уровня учебно-воспитательной работы в них, квалификации пе-
дагогических кадров, состояния материальной базы.
8. На учебные заведения (подразделения) возлагается:
оперативное удовлетворение потребностей министерств, ведомств,
об'единений, предприятий,организаций и учреждений в повышении ква-
лификации и переподготовке руководящих работников и специалистов;
обеспечение активного овладения слушателями новейшими методами
хозяйствования, глубокого изучения ими вопросов, связанных с пе-
рестройкой управления народным хозяйством, переходом отраслей на
условия хозяйственного расчета и самофинансирования, реализацией
Закона CCCP о государственном предприятии (об'единении);
выработка у руководящих работников навыков управления трудовыми
коллективами в условиях демократизации всех сфер общественной жиз-
ни;
обеспечение оперативного овладения руководящими работниками
и специалистами новейшими достижениями в соответствующих отраслях
науки и техники, технологии и организации труда, передовым оте-
чественным и зарубежным опытом рационального и комплексного приро-
допользования, бережного использования трудовых и материальных
ресурсов;
развитие у слушателей навыков использования в работе электрон-
но-вычислительной техники, умений ориентироваться в современной
научно-технической информации, эффективно ее использовать для ре-
шения практических задач;
постоянное улучшение качества обучения слушателей, усиление его
практической направленности на решение конкретных задач совер-
шенствования работы отраслей, об'единений, предприятий и организа-
ций, их трудовых коллективов;
совершенствование форм и методов проведения учебных занятий,
интенсификация учебно-воспитательного процесса, развитие практики
индивидуализации обучения работников, в том числе на основе конк-
ретных заданий, утверждаемых руководителями министерств и ве-
домств, об'единений, предприятий, организаций и учреждений;
обеспечение интеграции образования, науки и производства, вы-
полнение научных исследований по актуальным проблемам повышения
квалификации и переподготовки кадров;
участие в выполнении государственных целевых научно-технических
программ, а также отраслевых и региональных научно-технических
программ и планов;
оказание консультационной помощи предприятиям и организациям;
осуществление по итогам обучения слушателей комплексной оценки
их профессиональных и экономических знаний, деловых качеств и вы-
работка на этой основе рекомендаций руководителям министерств, ве-
домств, об'единений, предприятий, организаций и учреждений по
дальнейшему использованию работников;
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава,
их идейно-политического, педагогического, специального и общекуль-
турного уровня;
совместно с министерствами и ведомствами создание учебно-мате-
риальной базы, оснащение новейшим оборудованием, полиграфической,
организационной и вычислительной техникой, обеспечение слушателей
необходимыми жилищно-бытовыми условиями, организация их самостоя-
тельной работы и культурного досуга.
9. Институты выполняют функции отраслевых и региональных учеб-
но-методических центров профессионального и экономического обуче-
ния руководящих работников и специалистов.
10. Институты, выделенные в отраслях или регионах в качестве
головных, осуществляют организационно-методическое руководство
непрерывным обучением кадров, проводят оценку социально-экономи-
ческой эффективности системы повышения квалификации и переподго-
товки в соответствующих отраслях народного хозяйства или регионах.
Слушатели учебных заведений (подразделений)
11. Зачисление слушателей на обучение в учебные заведения (под-
разделения) производится приказом руководителя учебного заведения
(подразделения) в соответствии с заключенными договорами.
12. Слушатели учебных заведений (подразделений):
совершенствуют профессиональные и экономические знания, умения
и навыки, деловые качества, повышают свой идейно-политический и
общекультурный уровень;
выполняют все виды учебной работы, установленные учебными пла-
нами и программами;
решают в выпускных работах конкретные задачи, связанные с повы-
шением эффективности производства и качества продукции;
вносят предложения по совершенствованию учебного процесса,
идейно-воспитательной и культурно-массовой работы, улучшению жи-
лищно-бытовых условий;
пользуются лабораториями, кабинетами, аудиториями, библиотека-
ми, читальными залами, вычислительной техникой и другими учебными
и учебно-вспомогательными подразделениями, а также спортивными
сооружениями, спортивно-оздоровительным инвентарем и другим обору-
дованием;
выполняют правила внутреннего распорядка.
13. В соответствии с утвержденными учебными планами и програм-
мами слушатели учебных заведений (подразделений) могут проходить
стажировку в министерствах, ведомствах, на передовых предприятиях,
в ведущих научных организациях, учреждениях, высших учебных заве-
дениях, в том числе за рубежом, продолжительностью до двух месяцев
сверх установленных сроков обучения.
14. Оценка уровня знаний слушателей производится при защите вы-
пускных работ, проведении комплексного экзамена, собеседовании
специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается
руководителем учебного заведения(подразделения).
15. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, полу-
чают удостоверение (при переподготовке -диплом), образцы которых
утверждаются Гособразованием CCCP.
При невыполнении учебного плана, а также при грубом нарушении
правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется приказом рек-
тора (директора) учебного заведения (подразделения) с выдачей
соответствующей справки о пребывании в учебном заведении (подраз-
делении).
Hа основании полученного документа сведения о результатах обу-
чения в учебных заведениях (подразделениях) вносятся по месту ра-
боты в квалификационный аттестат установленного образца и являются
важнейшим критерием при аттестации работников, определении долж-
ностных перемещений руководителей и специалистов, установлении им
соответствующего размера заработной платы.
16. В период обучения с отрывом от работы слушателям сохраня-
ется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногород-
ним слушателям в течение первого месяца выплачиваются командиро-
вочные расходы, а в последующий период, получающим заработную пла-
ту менее 200 рублей в месяц - стипендия в размере 40 рублей.
Hа время обучения слушатели обеспечиваются общежитием гостинич-
ного типа. При отсутствии общежития возмещение расходов за прожи-
вание в гостиницах производится на условиях, установленных поста-
новлением Совета Министров CCCP от 18 марта 1988 г. N 351.
Oплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, общежития
(гостиницы), командировочных расходов, а также выплата стипендии
осуществляются за счет министерств, ведомств, об'единений, предп-
риятий, организаций и учреждений по месту основной работы.
Профессорско-преподовательский состав, учебно-
вспомогательный и административно-хозяйствен-
ный персонал учебных заведений (подразделений)
17. В учебных заведениях (подразделениях) штатные должности
устанавливаются в соответствии с наименованием должностей, пре-
дусмотренных в действующих схемах должностных окладов.
18. Численность профессорско-преподавательского состава учебных
заведений (подразделений), переведенных на условия хозяйственного
расчета,устанавливается руководителем учебного заведения (подраз-
деления); не переведенных на условия хозяйственного расчета, опре-
деляется исходя из того, что среднегодовой контингент слушателей,
приходящийся на одного преподавателя, должен быть на 25 процентов
ниже норм, установленных для вузов, готовящих специалистов данного
профиля.
19. Порядок замещения должностей и аттестация профессорско-пре-
подавательского состава институтов, их филиалов, факультетов, а
также их увольнение устанавливаются на условиях, предусмотренных
для высших учебных заведений. Cеместрам соответствуют периоды с 1
сентября по 31 января и с 1 февраля по 30 июня.
Bыборы профессорско-преподавательского состава в филиале прово-
дятся по конкурсу на совете института или филиала по решению рек-
тора (директора) института.
20. Увольнение штатных работников из числа профессорско-препо-
давательского состава в связи с сокращением об'ема работы произво-
дится в порядке, установленном для преподавателей высших учебных
заведений.
21. Оплата труда руководящего, профессорско-преподавательского
состава, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и
обслуживающего персонала учебных заведений (подразделений) произ-
водится в соответствии с действующим законодательством. Hа курсах
устанавливается почасовая оплата труда преподавателей.
22. Стаж научно-педагогической работы профессорско-преподава-
тельского состава институтов, их филиалов,факультетов определяется
в порядке, установленном для преподавателей высших учебных заведе-
ний.
Cпециалистам народного хозяйства, принятым на преподавательскую
работу в институты, филиалы, на факультеты, с разрешения руководи-
теля учебного заведения (подразделения) засчитывается в научно-пе-
дагогический стаж время их работы в должностях руководителей и ве-
дущих специалистов.
23. Учебный процесс в учебных заведениях (подразделениях) осу-
ществляется штатными преподавателями, ведущими учеными, крупными
специалистами, партийными, советскими и хозяйственными руководите-
лями, разработчиками новейших технических решений, технологических
процессов, новаторами производства, привлекаемыми на условиях сов-
местительства и почасовой оплаты.
24. Преподавателям учебных заведений (подразделений) разреша-
ется вести работу по совместительству на условиях, предусмотренных
постановлением Совета Министров CCCP от 22 сентября 1988 г. N
1111.
25. В учебные заведения (подразделения), осуществляющие повыше-
ние квалификации и переподготовку кадров, по их заявкам могут нап-
равляться с разрешения руководителей предприятий и организаций
высококвалифицированные специалисты для проведения занятий со слу-
шателями на условиях совместительства или почасовой оплаты труда,
в том числе в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за
ними заработной платы по месту основной работы.
26. Средства по почасовому фонду, предусмотренные в сметах
институтов, их филиалов, факультетов, должны устанавливаться в
пределах общего фонда заработной платы профессорско-преподава-
тельского состава учебного заведения (подразделения).
27. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений
(подразделений) имеет право:
разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учеб-
ной, научно-методической и политико-воспитательной работы;
принимать участие в обсуждении вопросов деятельности учебного
заведения (подразделения) на заседаниях советов;
пользоваться вычислительной техникой, лабораториями, кабинета-
ми, аудиториями, читальными залами и другими учебными и учеб-
но-вспомогательными подразделениями;
проводить в установленном порядке научную работу на условиях
совместительства по месту основной работы или в научно-исследова-
тельских, проектно-исследовательских, проектно-конструкторских и
технологических организациях, научных подразделениях вузов;
осуществлять в установленном порядке консультирование на предп-
риятиях и в организациях;
проводить краткосрочное обучение кадров на предприятиях и в ор-
ганизациях на договорной основе без оформления разрешения с места
основной работы;
участвовать в установленном порядке во всесоюзных, республи-
канских, отраслевых, межотраслевых, а также международных конфе-
ренциях, симпозиумах, с'ездах и совещаниях.
28. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений
(подразделений) обязан:
проводить на высоком идейно-политическом, профессиональном и
научном уровне учебно-воспитательную и методическую работу по сво-
ей специальности;
систематически повышать свой идейно-политических уровень, со-
вершенствовать теоретические знания и практические умения, педаго-
гическое мастерство;
проводить научные исследования, участвовать во внедрении ре-
зультатов этих исследований в народное хозяйство, активно исполь-
зовать полученные научные достижения в учебном процессе;
регулярно изучать, обобщать и распространять передовой опыт ра-
боты об'единений, предприятий, организаций и учреждений;
оказывать помощь слушателям в организации самостоятельной рабо-
ты.
29. Штатный профессорско-преподавательский состав учебных заве-
дений (подразделений) повышает свою квалификацию в виде:
краткосрочного (по мере необходимости), а также длительного пе-
риодического (не реже одного раза в пять лет) обучения в Академии
народного хозяйства при Совете Министров CCCP, высших школах уп-
равления народнохозяйственных комплексов и других ведущих учебных
заведениях;
ежегодной стажировки преподавателей на передовых предприятиях и
в организациях продолжительностью до одного месяца, а также с их
согласия направления на работу в должностях специалистов на срок
до одного года;
обучения на факультетах повышения квалификации преподавателей
вузов и в семинарах по использованию современных методов и средств
обучения;
общественно-политической стажировки преподавателей-обществове-
дов периодичностью один раз в пять лет сроком до четырех месяцев
без отрыва от работы по месту нахождения учебного заведения, в
партийных, советских, хозяйственных органах, на предприятиях и в
учреждениях, а по мере необходимости в партийных комитетах.
30. Замещение вакантных должностей административно-хозяйствен-
ного и учебно-вспомогательного персонала учебных заведений (под-
разделений) производится приказом руководителя данного учебного
заведения (подразделения).
Права и обязанности административно-хозяйственного и учеб-
но-вспомогательного персонала определяются правилами внутреннего
распорядка и должностными инструкциями.
Учебная и научно-методическая работа в
учебных заведениях (подразделениях)
31. Обучение в учебных заведениях (подразделениях) проводится с
отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы.
Cроки и формы обучения устанавливаются в соответствии с прило-
жением N 2 к постановлению ЦK KПCC и Совета Министров CCCP от 6
февраля 1988 г. N 166 и другими решениями Правительства CCCP.
32. Обучение проводится по учебным планам и программам, утверж-
даемым в порядке, установленном Гособразованием CCCP.
Учебные заведения (подразделения) на основе изучения потреб-
ностей министерств, ведомств, предприятий, организаций и учрежде-
ний в повышении квалификации и переподготовке руководящих работни-
ков и специалистов формулируют цель обучения каждой учебной груп-
пы, которая отражается в учебном плане. Cодержание, методы и
средства обучения определяются в соответствии с заданной целью.
Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей про-
водится контроль знаний с использованием современных методов изме-
рения, в том числе тестирования. Hа основе результатов контроля
осуществляется корректировка учебно-тематических планов, определя-
ются формы индивидуальной работы со слушателями.
33. Устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:
лекции, практические, семинарские и выездные занятия, деловые, ор-
ганизационно-деятельностные и инновационные игры, разыгрывание ро-
лей, игровое производственное проектирование, имитационные упраж-
нения, разбор конкретных ситуаций, семинары по обмену опытом, ста-
жировка, контрольная, курсовая и выпускная работы, консультации,
самостоятельная работа слушателей и другие.
Учебные занятия в учебных заведениях (подразделениях) прово-
дятся по расписанию.
Успеваемость слушателей при повышении квалификации и переподго-
товке определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо",
"удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено".
34. Учебные заведения (подразделения) выполняют научно-методи-
ческую работу в целях улучшения качества обучения и воспитания,
совершенствования педагогического мастерства профессорско-препода-
вательского состава, использования в учебном процессе методов ак-
тивного обучения, вычислительной техники и современных технических
средств.
Научно-исследовательская работа в
учебных заведениях (подразделениях)
35. Основными задачами научно-исследовательской работы учебных
заведений (подразделений) являются:
эффективное использование научного потенциала системы повышения
квалификации и переподготовки кадров для решения научных и науч-
но-технических проблем развития народного хозяйства;
повышение качества обучения слушателей путем активного исполь-
зования результатов научных исследований в учебном процессе;
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
организация внедрения в народное хозяйство результатов научных
исследований и разработок;
решение актуальных психолого-педагогических и других проблем
повышения квалификации и переподготовки кадров в стране.
36. Институты проводят научно-исследовательскую работу в поряд-
ке и на условиях, предусмотренных для высших учебных заведений.
37. Научные исследования в институтах выполняют кафедры, науч-
но-исследовательские секторы и входящие в них отраслевые науч-
но-исследовательские лаборатории.
Обязанности и права учебных заведений
(подразделений)
38. Учебные заведения (подразделения) в установленном порядке:
разрабатывают и представляют на утверждение учебные планы и
программы;
разрабатывают и утверждают учебно-тематические планы;
издают учебные планы и программы, методические указания и дру-
гую учебно-методическую документацию, конспекты лекций и учебные
пособия;
разрабатывают предложения по дальнейшему совершенствованию
учебно-воспитательной, научно-методической и научно-исследова-
тельской работы и вносят их в необходимых случаях на рассмотрение
вышестоящих органов;
проводят обмен изданиями учебной и научной литературы и осу-
ществляют сотрудничество с другими учебными заведениями (подразде-
лениями), вузами, производственными об'единениями, предприятиями,
научно-исследовательскими организациями, научными и научно-техни-
ческими обществами страны;
проводят научные и методические конференции, семинары и совеща-
ния;
осуществляют прямые связи с зарубежными партнерами.
39. Учебные заведения, филиалы институтов имеют право в области
капитального строительства и капитального ремонта:
осуществлять капитальное строительство и реконструкцию основных
фондов по договорам подряда, заключаемым со строительно-монтажными
и другими организациями. B случаях, когда производство работ по
капитальному строительству подрядным способом экономически неце-
лесообразно, допускается выполнение таких работ хозяйственным
способом;
вводить должность проректора по капитальному строительству -
начальника отдела и начальника группы капитального строительства в
порядке, установленном для вузов.
40. Учебные заведения, филиалы институтов имеют право в области
финансов:
списывать с баланса в установленном порядке морально устарев-
шие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования обору-
дование, транспортные средства, инвентарь и инструмент, когда
восстановление этого имущества невозможно или экономически неце-
лесообразно, и оно не может быть реализовано; строения и сооруже-
ния, снесенные в связи со строительством новых об'ектов, а также
пришедшие в ветхое состояние;
направлять в установленном порядке работников в служебные ко-
мандировки.
41. Учебные заведения имеют право в области труда и заработной
платы:
разрабатывать и утверждать штаты учебных заведений самостоя-
тельно (для переведенных на условия хозяйственного расчета) и в
пределах установленной вышестоящим органом управления общей
численности работников и общего фонда заработной платы (для не пе-
реведенных на условия хозяйственного расчета);
утверждать и изменять в установленном порядке должностные окла-
ды учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персо-
нала с соблюдением схем должностных окладов в пределах установлен-
ного фонда заработной платы, а по учебным заведениям, расположен-
ным в гг. Mоскве, Ленинграде, Московской и Ленинградской областях,
в пределах установленного лимита численности.
Структура учебных заведений (подразделений)
42. Структура учебных заведений (подразделений), переведенных
на условия хозяйственного расчета, утверждается руководителями
этих учебных заведений.
43. Структура учебных заведений (подразделений), не переведен-
ных на условия хозяйственного расчета, утверждается вышестоящим
органом управления в установленном порядке.
44. Институты могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, филиалы
кафедр, бухгалтерию, информационно-вычислительные центры, общежи-
тия гостиничного типа и другие учебные и административно-хо-
зяйственные подразделения. При институте и его филиалах могут быть
организованы курсы, контингент которых учитывается при расчете
среднегодового контингента слушателей института.
45. Филиал института является структурным подразделением, осу-
ществляющим повышение квалификации руководящих работников и специ-
алистов с учетом характера производственной деятельности об'едине-
ний, предприятий, организаций и учреждений, и создается при нали-
чии не менее 300 человек среднегодового контингента слушателей.
Филиалы могут иметь факультеты, кафедры, филиалы кафедр, бух-
галтерию, информационно-вычислительные центры, общежития гостинич-
ного типа и другие учебные и административно-хозяйственные подраз-
деления.
46. Факультет института, филиала, факультет при вузе является
структурным подразделением института, филиала, вуза, осуществляю-
щим повышение квалификации и переподготовку руководящих работников
и специалистов по одной или нескольким родственным специальностям.
Факультет организуется при наличии не менее 100 слушателей в сред-
негодовом исчислении.
47. Кафедра является основным учебно-научным структурным под-
разделением института, филиала, факультета, осуществляющим учеб-
ную, методическую и научную работу по одной или нескольким
родственным дисциплинам.
48. Факультет и кафедра (филиал кафедры) института, филиала мо-
гут быть организованы при крупных предприятиях, организациях и уч-
реждениях, совхозах и колхозах как в месте расположения учебного
заведения, так и в других городах (населенных пунктах).
49. В своей деятельности факультет и кафедра (филиал кафедры)
учебного заведения руководствуются действующими положениями, уста-
новленными для высших учебных заведений.
Руководство, совет и общественные орга-
низации учебных заведений (подразделений)
50. Руководство всей деятельностью института осуществляет рек-
тор (в институтах, созданных при вузах, - директор), избираемый на
вакантную должность по конкурсу на расширенном заседании совета в
порядке, установленном для высших учебных заведений.
51. Руководство деятельностью филиала института осуществляет
директор, назначаемый и освобождаемый от должности министерством
или ведомством, в ведении которого находится институт, по
представлению ректора (директора) института.
52. Ректор (директор) организует всю работу института, филиала
и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
Директор филиала отчитывается в своей деятельности перед ректором
(директором) института.
Pектор (директор) института, филиала без специальной доверен-
ности действует от имени института, филиала, представляет его во
всех учреждениях и организациях, в соответствии с действующим за-
конодательством распоряжается имуществом и средствами института,
филиала, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с
правом передоверия), открывает в банках счета института, филиала.
B пределах своих полномочий ректор (директор) издает приказы по
институту, филиалу, в соответствии с трудовым законодательством
принимает и увольняет работников.
53. Руководство учебной работой института осуществляет прорек-
тор ( заместитель директора) по учебной работе, научно-методи-
ческой и научно-исследовательской работой - проректор (заместитель
директора) по научно-методической работе, назначаемые и освобожда-
емые от должности в порядке, установленном для высших учебных за-
ведений.
54. Руководство учебной и научно-методической работой в филиале
института осуществляет заместитель директора филиала по учебной
работе, назначаемый и освобождаемый от должности ректором (дирек-
тором) института по представлению директора филиала.
55. Руководство административной и хозяйственной деятельностью
института, филиала возлагается на проректора (заместителя директо-
ра) по административно-хозяйственной работе, назначаемого и осво-
бождаемого от должности в порядке, установленном для высших учеб-
ных заведений.
56. Руководство работой общежития гостиничного типа осуществля-
ет директор, назначаемый и освобождаемый ректором (директором)
учебного заведения (подразделения).
57. Руководство деятельностью факультета института, филиала,
факультета при вузе осуществляет декан, избираемый в порядке,
установленном для высших учебных заведений.
Kоличество заместителей деканов факультета устанавливается
исходя из задач эффективной организации учебного процесса.
58. Руководство работой курсов при министерствах и ведомствах
осуществляет директор, назначаемый министерством, ведомством.
Pуководство работой курсов при предприятиях, научно-исследова-
тельских и проектно-конструкторских организациях, высших и средних
специальных учебных заведениях, институтах, их филиалах осущест-
вляет директор, назначаемый руководителем предприятия, организации
или учреждения.
59. Главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного)
института, курсов при министерствах, ведомствах назначается и
освобождается от должности ректором (директором) с последующим ут-
верждением вышестоящим органом.
60. Главный бухгалтер филиала назначается ректором (директором)
института по представлению директора филиала.
61. Главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного)
курсов при предприятиях, научно-исследовательских и проект-
но-конструкторских организациях, высших и средних специальных
учебных заведениях, институтах и их филиалах назначается руководи-
телем предприятия, организации или учреждения, при котором они ор-
ганизованы.
62. Для рассмотрения основных вопросов деятельности института,
его филиалов организуется совет института, филиала, который форми-
руется в следующем составе:
ректор (директор) - председатель, проректоры, деканы факульте-
тов, заведующие кафедрами, начальники ведущих структурных подраз-
делений, представители общественных организаций; в институтах, как
правило, директора филиалов (50% от общего состава совета);
представители профессорско-преподавательского состава, избираемые
открытым голосованием на общих собраниях профессорско-преподава-
тельского состава факультетов (25% от общего состава совета);
руководящие работники и высококвалифицированные специалисты на-
родного хозяйства, видные ученые (25% от общего состава совета).
Функционирование совета учебного заведения (подразделения) осу-
ществляется на условиях, установленных для высших учебных заведе-
ний.
63. В учебных заведениях (подразделениях) создаются в установ-
ленном порядке общественные организации, об'единяющие про-
фессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персо-
нал и других работников учебного заведения (подразделения).
Имущество и средства учебных заведений
(подразделений)
64. Финансирование мероприятий по обучению слушателей, других
видов работ и услуг, выполняемых учебными заведениями (подразделе-
ниями), производится за счет средств централизованных фондов ми-
нистерств, ведомств и государственных производственных об'едине-
ний, а также за счет средств фондов развития производства, науки и
техники, других фондов аналогичного назначения об'единений, предп-
риятий и организаций или целевых ассигнований на подготовку кад-
ров.
Pасходы на обучение слушателей в учебных заведениях (подразде-
лениях) производятся по сметам, утвержденным руководителем учебно-
го заведения (подразделения).
Mинистерства, ведомства, об'единения, предприятия, организации
и учреждения в соответствии с заключенными договорами перечисляют
учебным заведениям (подразделениям) средства за обучение руководя-
щих работников и специалистов в сроки, установленные договором.
B случае неявки или отчисления слушателей из учебного заведения
(подразделения) перечисленные за их обучение средства предприятиям
не возвращаются.
65. Учебные заведения (подразделения) в установленном порядке
имеют самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет в банке,
пользуются правами юридического лица, имеют печать с изображением
Государственного герба CCCP и со своим наименованием, ведут делоп-
роизводство, бухгалтерский и статистический учет, составляют квар-
тальные, годовые отчеты и балансы, отчитываются перед вышестоящим
органом управления, представляют отчетность и другие сведения в
Государственный комитет CCCP по народному образованию.
|