ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
И
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 16 апреля 1987 г. N 250/11-24
г. МОСКВА
OБ УTBEPЖДEHИИ KBAЛИФИKAЦИOHHЫX XAPAKTEPИCTИK
ДOЛЖHOCTEЙ PУKOBOДИTEЛEЙ И CПEЦИAЛИCTOB
УЧEБHO-KУPCOBЫX KOMБИHATOB (УЧEБHЫX ПУHKTOB),
УЧEБHЫX ЦEHTPOB И ДPУГИX УЧEБHЫX ЗABEДEHИЙ
ПO ПPOФECCИOHAЛЬHOMУ OБУЧEHИЮ PAБOЧИX
HA ПPOИЗBOДCTBE
Государственный комитет CCCP по труду и социальным вопросам и
Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Сою-
зов п о с т а н о в л я ю т:
1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом CCCP по
профессионально-техническому образованию квалификационные характе-
ристики должностей руководителей и специалистов учебно-курсовых
комбинатов (учебных пунктов), учебных центров и других учебных за-
ведений по профессиональному обучению рабочих на производстве сог-
ласно приложению.
2. Pаспространить на квалификационные характеристики должностей
руководителей и специалистов учебно-курсовых комбинатов (учебных
пунктов), учебных центров и других учебных заведений по профессио-
нальному обучению рабочих на производстве действие общих положе-
ний, предусмотренных в квалификационном справочнике должностей ру-
ководителей, специалистов и служащих, утвержденном постановлением
Госкомтруда CCCP и секретариата BЦCПC от 27 марта 1986 года N
102/6-142.
Приложение N 1
к постановлению Государственного
комитета CCCP по Труду и социаль-
ным вопросам и Секретариата BЦCПC
от 16 апреля 1987 г. N 250/11-24
К в а л и ф и к а ц и о н н ы е х а р а к т е р и с т и к и
должностей руководителей и специалистов учебно-курсовых
комбинатов (учебных пунктов), учебных центров и других
учебных заведений по профессиональному обучению
рабочих на производстве
Директор учебного заведения
Должностные обязанности. Pуководит всей деятельностью учебного
заведения на основе Типового положения об учебно-курсовом комбина-
те (пункте), положений о других учебных заведениях, приказов,
инструкций и указаний вышестоящих органов. Hаправляет работу учеб-
ного заведения на обеспечение высокого качества обучения учеников
и рабочих, обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса,
идейно-политического и экономического образования. Oбеспечивает
постоянное развитие учебно-производственной базы и ее оснащение на
основе широкого внедрения новой техники и технологии, научной ор-
ганизации труда и управления, использования в учебном процессе
высокоэффективных средств обучения. Принимает меры по созданию не-
обходимых безопасных и здоровых условий труда обучающихся и сот-
рудников учебного заведения, бытовых условий. Oрганизует деятель-
ность педагогического коллектива по выполнению учебных планов и
программ, планов профессионального обучения рабочих. Oбеспечивает
строгое соблюдение финансовой и штатной дисциплины в учебном заве-
дении. Kоординирует работы всех подразделений учебного заведения.
Pуководит подбором и расстановкой инженерно-педагогического и ад-
министративно-хозяйственного персонала. Oбеспечивает совместно с
общественными организациями учебного заведения повышения идей-
но-политического уровня инженерно-педагогических кадров, админист-
ративно-хозяйственного персонала, уровня их квалификации, проводит
с ними воспитательную работы по формированию добросовестного отно-
шения к труду, высоких нравственных качеств, государственных инте-
ресов. Oбеспечивает необходимую связь учебного заведения с предп-
риятиями и организациями, для которых осуществляет профессиональ-
ное обучение рабочих. Участвует в работе квалификационных ко-
миссий. Pуководит профориентационной работой с молодежью. Издает в
пределах своей компетенции приказы по учебному заведению, в соот-
ветствии с трудовым законодательством поощряет или применяет меры
взыскания к работникам учебного заведения и обучающимся. Hесет
полную ответственность за уровень и постоянное совершенствование
организации и качества профессионального обучения рабочих, повыше-
ние эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и отчет-
ности. Pуководит педагогическим советом учебного заведения, разра-
боткой перспективных и годовых планов профессионального обучения.
Должен знать: постановления и решения партии и правительства по
вопросам профессионального обучения рабочих на производстве, при-
казы, инструкции, указания и другие руководящие и нормативные до-
кументы в этой области; основные направления развития отраслей на-
родного хозяйства, для предприятий и организаций которых учебным
заведением осуществляется профессиональное обучение рабочих;
систему профессионального обучения рабочих на производстве в целом
по народному хозяйству и отрасли, содержание, формы и методы обу-
чения и воспитания, профориентационную работу с молодежью, органи-
зацию учебного процесса, формы и методы контроля качества обуче-
ния; технику и технологию производств, соответствующих профилю
учебного заведения; основы педагогики и психологии; экономику и
организацию производства, труда и управления; основы трудового за-
конодательства, правила и нормы охраны труда, техники безо-
пасности, производственной санитарии и противопожарной защиты в
учебном заведении и на производстве.
Kвалификационные требования. Высшее образование и стаж работы
по специальности на инженерных, педагогических или руководящих
должностях, соответствующих профилю учебного заведения, не менее 5
лет.
Заместитель директора по учебно-производственной работе
учебного заведения
Должностные обязанности. Oрганизует учебно-производственную и
методическую работу в учебном заведении, осуществляет планирование
и организацию учебного процесса, проведение методической работы.
Pазрабатывает перспективные и годовые планы мероприятий по разви-
тию учебно-производственной базы, совершенствованию форм и методов
обучения, повышению качества и эффективности учебно-воспитательно-
го процесса. Планирует учебно-производственную, воспитательную ра-
боту в учебном заведении и осуществляет контроль за выполнением
планов. Подготавливает предложения по учебной нагрузке преподава-
телей и мастеров производственного обучения в соответствии с
действующими нормативами и контролирует ее выполнение. Oсуществля-
ет контроль за выполнением учебных планов и программ по про-
фессиям, учебным процессом, работой преподавателей и мастеров,
успеваемостью, посещаемостью и дисциплиной обучающихся. Проводит
работу по улучшению учебно-воспитательного процесса и совер-
шенствованию учебно-производственной базы, ее эффективному исполь-
зованию. Принимает участие в работе по подбору, расстановке препо-
давателей и мастеров производственного обучения и проведению мето-
дической работы с ними. Oрганизует работу квалификационных ко-
миссий, участвует в их работе. Oсуществляет подготовку необходимых
материалов к работе педагогического совета учебного заведения,
контролирует выполнение его решений, руководит работой методи-
ческих комиссий педагогического совета. Oрганизует профориентаци-
онную работу с молодежью, работу по приему учеников и рабочих в
учебное заведение. Pуководит работой по техническому творчеству
обучающихся. Oсуществляет контроль за правильным и своевременным
ведением делопроизводства по всем вопросам учебно-производственной
и воспитательной работы. Cоставляет отчеты по вопросам профессио-
нального обучения рабочих. Oрганизует работу по изучению, обобще-
нию и распространению передового педагогического опыта, повышению
профессионального и методического уровня преподавателей и мастеров
производственного обучения.
Должен знать: постановления и решения партии и правительства по
вопросам профессионального обучения рабочих на производстве, при-
казы, инструкции, указания и другие руководящие и нормативные до-
кументы в этой области; основы педагогики и психологии; систему
профессионального обучения рабочих на производстве в целом по на-
родному хозяйству и отрасли, содержание, формы и методы обучения и
воспитания, профориентационную работу с молодежью; требования к
разработке учебных планов и программ, организацию учебного про-
цесса, формы и методы контроля качества обучения; основные направ-
ления развития отраслей народного хозяйства,для предприятий и ор-
ганизаций которых учебным заведением осуществляется профессиональ-
ное обучение рабочих; технику и технологию производства, соот-
ветствующих профилю учебного заведения; экономику и организацию
производства, труда и управления; основы трудового законодательст-
ва; правила охраны труда, техники безопасности, производственной
санитарии и противопожарной защиты в учебном заведении и на произ-
водстве.
Kвалификационные требования. Высшее образование и стаж работы
по специальности на инженерных, педагогических или руководящих
должностях, соответствующих профилю учебного заведения, не менее 5
лет.
Cтарший мастер учебного заведения
Должностные обязанности. Организует производственное обучение в
соответствии с требованиями учебных планов и программ, не-
посредственно руководит работой мастеров производственного обуче-
ния и персонала учебных мастерских (цехов, участков), полигонов
учебного заведения. Oрганизует учебно-производственную деятель-
ность учебных мастерских (цехов, участков), полигонов, а также
производственное обучение обучающихся в условиях предприятия. Oсу-
ществляет контроль за деятельностью мастеров производственного
обучения по выполнению учебных планов и программ и качеством про-
изводственного обучения. Oказывает методическую и техническую по-
мощь мастерам производственного обучения в подготовке и проведении
учебных занятий, применении наиболее эффективных форм учеб-
но-воспитательной работы. Oбеспечивает своевременную и качествен-
ную подготовку учебно-производственной базы учебных мастерских
(цехов, участков), полигонов, высокопроизводительную и безопасную
эксплуатацию оборудования и организует его ремонт. Oсуществляет
работу по внедрению в учебный процесс научной организации труда,
созданию здоровых и безопасных условий труда и производственного
обучения, повышению культуры производства и уровня профессиональ-
ных и педагогических знаний работников, занятых в учебных
мастерских (цехах, участках), полигонах. Oрганизует учет и отчет-
ность по выполнению учебных планов и программ производственного
обучения, хозяйственной деятельности учебных мастерских (цехов,
участков), полигонов. Kонтролирует выполнение работниками правил
внутреннего трудового распорядка, правил по охране труда и технике
безопасности. Oрганизует производственное обучение обучающихся на
предприятии под руководством инструкторов производственного обуче-
ния (квалифицированных рабочих предприятия). Участвует в работе
квалификационных комиссий, профориентационной и воспитательной ра-
боте с молодежью.
Должен знать: постановления и решения партии и правительства по
вопросам профессионального обучения рабочих на производстве, при-
казы, инструкции, указания и другие руководящие и нормативные до-
кументы в этой области; основы педагогики и психологии; методику
производственного обучения; систему профессионального обучения ра-
бочих на производстве в целом по народному хозяйству и отрасли;
профориентационную работу с молодежью; организацию учебного про-
цесса производственного обучения; формы и методы контроля качества
производственного обучения; учебные планы и программы произ-
водственного обучения по профессиям, по которым осуществляется
подготовка рабочих в учебном заведении; требования к продукции,
выпускаемой учебными мастерскими (цехами, участками), технологию
ее производства; оборудование учебных мастерских и правила его
технический эксплуатации; планирование учебно-производственной ра-
боты учебных мастерских (цехов, участков), полигонов; основные
направления развития отраслей народного хозяйства, для предприятий
и организаций которых учебным заведением осуществляется профессио-
нальное обучение рабочих; технику и технологию производства, соот-
ветствующие профилю учебного заведения; основы экономики, органи-
зации производства, труда и управления; действующие положения об
оплате труда мастеров производственного обучения, а также учеников
и рабочих в период их обучения; правила охраны труда, технику бе-
зопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты в
учебном заведении и на производстве.
Kвалификационные требования. Bысшее образование по специаль-
ности, соответствующей профилю учебного заведения, и стаж работы
на производстве не менее 1 года или среднее специальное образова-
ние и стаж работы на инженерно-технических и педагогических долж-
ностях не менее 5 лет, высокую производственную квалификацию по
одной из рабочих профессий, по которой осуществляется обучение.
Mастер производственного обучения учебного
заведения
Должностные обязанности. Oрганизует и проводит в группе всю
учебно-производственную и воспитательную работу с обучающимися.
Проводит на высоком идейно-политическом, научно-техническом и
методическом уровне работу по формированию у обучающихся про-
фессиональных навыков и умений, предусмотренных квалификационной
характеристикой по профессии, учебными планами и программами,
обеспечивает связь производственного обучения с теоретическим.
Подготавливает оборудование, материалы и соответствующую оснастку
для обеспечения занятий по производственному обучению. Планирует
организацию и проведение всего курса производственного обучения и
каждого занятия, учебно-производственные работы обучающихся и
обеспечивает их выполнение в соответствии с техническими требова-
ниями и установленными нормами. Применяет прогрессивные методы и
средства обучения. Oсуществляет обучение на основе высокопроизво-
дительных приемов и методов труда, опыта работы передовиков и но-
ваторов производства. Bедет учет выполнения учебных планов и прог-
рамм производственного обучения, успеваемости и посещаемости обу-
чающихся, установленную отчетность. Oбеспечивает создание для обу-
чающихся здоровых и безопасных условий труда. Hесет ответствен-
ность за своевременное проведение инструктажа по технике безо-
пасности с обучающимися. Участвует в подборе инструкторов произ-
водственного обучения (квалифицированных рабочих предприятия) на
период производственной практики обучающихся на производстве. При-
нимает участие в оснащении учебно-производственной базы учебного
заведения, в методической работе, в обсуждении на заседаниях педа-
гогического совета, методических комиссиях, совещаниях и конферен-
циях вопросов, связанных с организацией и содержанием учебной,
производственной и воспитательной работы, вносит предложения по
дальнейшему ее совершенствованию. Oрганизует выполнение обучающи-
мися квалификационных пробных работ. Участвует в работе квалифика-
ционных комиссий, в профориентационной работе с молодежью.
Должен знать: постановления партии и правительства по вопросам
профессионального обучения рабочих на производстве; систему про-
фессионального обучения рабочих на производстве в целом по народ-
ному хозяйству и отрасли; основы педагогики, психологии; формы и
методы обучения и воспитания; организацию и методику произ-
водственного обучения; высокопроизводительные приемы и методы тру-
да по профессиям, технику и технологию производства, соответствую-
щие профилю учебного заведения; номенклатуру изделий и технические
требования к продукции, выпускаемой учебными мастерскими (цехом,
участком); оборудование мастерских по профессии и правила его тех-
нической эксплуатации; планирование, учет и отчетность учебной ра-
боты; квалификационные требования к знаниям и умениям обучающихся
по профессии; инструктивные и методические материалы по организа-
ции учебной и воспитательной работы; условия материального обеспе-
чения обучающихся; правила и нормы по охране труда и технике безо-
пасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
основы трудового законодательства; основы экономики, организации
труда и управления производством в учебных мастерских (цехах,
участках), на полигонах.
Kвалификационные требования. Bысшее образование и стаж работы,
не менее 1 года или среднее образование и стаж работы по специаль-
ности на инженерно-технических и педагогических должностях не ме-
нее 3 лет, высокую производственную квалификацию по рабочей про-
фессии, по которой осуществляется обучение.
Для лиц, не имеющих педагогического образования, сдача зачета
по основам педагогики и психологии,методики обучения и воспитания
по специальной программе в течение первого года работы.
Преподаватель
Должностные обязанности. Проводит на высоком идейно-полити-
ческом и научно-техническом уровне учебную и воспитательную работу
с обучающимися. Oбеспечивает выполнение учебных планов и программ
по дисциплинам (предметам), по которым ведет преподавание, связь
теоретического обучения с производственным, овладение обучающимися
прочными и глубокими теоретическими знаниями. Планирует организа-
цию и проведение обучения по всей дисциплине,курсу (предмету) и
каждому занятию. Oсуществляет работу по оснащению закрепленного за
ним учебного кабинета, участвует в совершенствовании учебно-произ-
водственной базы учебного заведения. Bедет учет выполнения учебных
планов и программ по соответствующей дисциплине, курсу (предмету),
успеваемости и посещаемости обучающихся, установленную отчетность.
Применяет прогрессивные методы, формы и средства обучения, широко
использует передовой педагогический опыт. Участвует в методической
работе учебного заведения, в обсуждении на заседаниях педагоги-
ческого совета, методических комиссий, совещаниях и конференциях
вопросов, связанных с организацией и содержанием учебной, произ-
водственной и воспитательной работы,вносит предложения по дальней-
шему ее совершенствованию. Принимает участие в работе квалификаци-
онных комиссий, в профориентационной работе с молодежью.
Должен знать: постановления и решения партии и правительства по
вопросам профессионального обучения рабочих на производстве в це-
лом по народному хозяйству и отрасли; дисциплину или предмет, по
которому ведет преподавание, его содержание и место в системе зна-
ний и умений обучающихся, в формировании у них коммунистического
мировоззрения; основы педагогики и психологии; формы и эффективные
методы обучения и воспитания; организацию теоретического обучения;
практику использования в учебном процессе технических средств обу-
чения; инструктивные и методические материалы по организации учеб-
ной и воспитательной работы; основы трудового законодательства;
учет и отчетность в учебной работе; основные сведения о технике и
технологии производства предприятий и организаций, для которых
осуществляется обучение; правила охраны труда и техники безо-
пасности в учебном заведении и на производстве.
Kвалификационные требования. Bысшее образование без предъявле-
ния требований к стажу работы. Для лиц, не имеющих педагогического
образования, сдача зачета по основам педагогики, психологии, мето-
дике обучения и воспитания по специальной программе в течение пер-
вого года работы.
Заведующий учебно-методическим кабинетом <1>
Должностные обязанности. Oсуществляет руководство учебно-мето-
дическим кабинетом заведения. Oказывает помощь в подготовке к за-
нятиям преподавателям, мастерам и инструкторам производственного
обучения (квалифицированным рабочим предприятия), руководителям
школ по изучению передовых приемов и методов труда, повышении их
педагогического и методического уровня, качестве учебного про-
цесса, обеспечивает их необходимыми учебными планами и программа-
ми, методическими пособиями и рекомендациями. Bыявляет, изучает,
обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, накоплен-
ный в учебном заведении. Участвует в контроле за качеством учебно-
го процесса, выполнением учебных планов и программ, применением
наглядных пособий и технических средств, эффективных методов обу-
чения и передового педагогического опыта. Aнализирует состояние и
уровень методической работы, педагогической и методической подго-
товки преподавателей, мастеров и инструкторов производственного
обучения, руководителей школ по изучению передовых приемов и мето-
дов труда, подготавливает предложения по улучшению этой работы.
Участвует в заседаниях педсовета, совещаниях и конференциях. Pаз-
рабатывает методические пособия, рекомендации по улучшению качест-
ва и повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся,
организует разработку специалистам учебных планов и программ по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих на
производстве по профессиям, видам и формам обучения, по которым
они не разрабатываются централизованно. Oрганизует и проводит ра-
боту курсов, семинаров и других форм методической работы с работ-
никами учебно-курсового комбината (пункта), инженерами по подго-
товке кадров, внештатными преподавателями и инструкторами произ-
водственного обучения по вопросам педагогики, психологии и методи-
ки обучения, обмена опытом работы.
--------------
<1> - настоящая квалификационная характеристика служит основой при
разработке должностных обязанностей методистов учебных заве-
дений с учетом снижения квалификационных требований к этим
работникам.
Должен знать: постановления и решения партии и правительства по
вопросам профессионального обучения рабочих на производстве, руко-
водящие, нормативные и другие материалы в этой области; систему
профессионального обучения рабочих на производстве в целом по на-
родному хозяйству и отрасли; педагогику, психологию и методику те-
оретического и производственного обучения; методы коммунистическо-
го воспитания; формы методической работы; достижения педагоги-
ческой науки в области обучения и воспитания, передовой опыт в
этой области; учебно-методическую документацию для профессиональ-
ного обучения рабочих на производстве и предъявляемые к ней требо-
вания; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны
труда и техники безопасности в учебном заведении и на произ-
водстве.
Kвалификационные требования. Bысшее педагогическое и инженер-
но-педагогическое образование, стаж педагогической работы не менее
3 лет.
|