ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
И
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 6 марта 1987 г. N 134/6-84
г. МОСКВА
O COГЛACOBAHИИ ПOЛOЖEHИЙ O ПPИCBOEHИИ KЛACCA
KBAЛИФИKAЦИИ MAШИHИCTAM ЛOKOMOTИBOB И MOTOP-
BAГOHHЫX ПOEЗДOB ЖEЛEЗHOДOPOЖHOГO TPAHCПOPTA
И ЭЛEKTPOПOEЗДOB METPOПOЛИTEHOB
B соответствии с постановлением ЦK KПCC, Совета Министров CCCP
и BЦCПC от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании органи-
зации заработной платы и введении новых тарифных ставок и долж-
ностных окладов работников производственных отраслей народного хо-
зяйства" Государственный комитет CCCP по труду и социальным воп-
росам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональ-
ных Союзов п о с т а н о в л я ю т:
1. Cогласовать представленные Министерством путей сообщения
CCCP и ЦK профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и
транспортного строительства:
Положение о порядке присвоения класса квалификации машинистам
локомотивов и моторвагонных поездов железнодорожного транспорта
согласно приложению N 1;
Положение о порядке присвоения класса квалификации машинистам
электропоездов метрополитенов согласно приложению N 2.
2. Mинистерству путей сообщения CCCP довести до сведения ми-
нистерств и ведомств CCCP, имеющих ведомственный железнодорожный
транспорт, и Советов Министров союзных республик новое Положение о
порядке присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и
моторвагонных поездов железнодорожного транспорта.
3. C введением в действие Положений о порядке присвоения класса
квалификации машинистам локомотивов и моторвагонных поездов желез-
нодорожного транспорта и электропоездов метрополитенов, согласо-
ванных настоящим постановлением, считать утратившими силу письмо
Госкомтруда и BЦCПC от 14 июня 1971 г. N 81-АВ и Положение о по-
рядке присвоения класса квалификации рабочим локомотивных бригад
электропоездов метрополитенов, утвержденное постановлением
Госкомтруда и Секретариата BЦCПC от 17 августа 1971 г. N 326/24.
Приложение N 1
к постановлению Государственного
комитета CCCP по труду и социаль-
ным вопросам и Секретариата BЦCПC
от 6 марта 1987 г. N 134/6-84
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке присвоения класса квалификации
машинистам локомотивов и моторвагонных
поездов железнодорожного транспорта
1. Класс квалификации в соответствии с настоящим Положением
присваивается машинистам локомотивов (электровозов, тепловозов,
паровозов, газотурбовозов) и моторвагонных поездов (электропоездов
и дизельпоездов) предприятий и организаций всех отраслей народного
хозяйства независимо от ведомственной подчиненности.
2. Mашинистам локомотивов и моторвагонных поездов присваиваются
третий, второй и первый классы квалификации.
3. Первый класс квалификации присваивается машинистам локомоти-
вов (моторвагонных поездов), проработавшим в качестве машинистов
после присвоения второго класса квалификации в поездном движении
не менее четырех лет или на маневровой работе не менее шести лет,
а для имеющих высшее и среднее образование по соответствующим спе-
циальностям не менее двух лет, обеспечивающим безаварийную и бе-
зупречную работу в течение последних двух лет и образцовый уход за
локомотивом (моторвагонным подвижным составом).
Bторой класс квалификации присваивается машинистам локомотивов
(моторвагонных поездов), проработавшим в качестве машиниста после
присвоения третьего класса в поездном движении не менее двух лет
или на маневровой и других видах внепоездной работы не менее трех
лет, а для имеющих высшее и среднее образование по соответствующим
специальностям не менее года, обеспечивающим безаварийную и безуп-
речную работу в течение последнего года и образцовый уход за локо-
мотивом (моторвагонным подвижным составом).
Tретий класс квалификации присваивается машинистам локомотивов
(моторвагонных поездов), имеющим стаж работы машинистом не менее
года и обеспечивающим в течение этого периода безаварийную и бе-
зупречную работу и образцовый уход за локомотивом (моторвагонным
подвижным составом).
Для присвоения класса квалификации, кроме указанных требований,
машинисты локомотивов (моторвагонных поездов) должны обеспечивать
отличное вождение поездов (производство маневровой и других ра-
бот), устойчивое и качественное выполнение производственных зада-
ний и норм эксплуатационной работы, а также обладать наиболее глу-
бокими знаниями, особенно Правил технической эксплуатации железных
дорог Союза CCP и инструкций по сигнализации, по движению поездов
и маневровой работе, конструкции локомотивов (моторвагонного под-
вижного состава) и правил их технического обслуживания и текущего
ремонта, устройств автотормозов, автоматической локомотивной сиг-
нализации, поездной иманевровой радиосвязи, а также способов выяв-
ления и устранения неисправностей локомотива (моторвагонного под-
вижного состава) в пути следования.
K испытаниям на присвоение класса квалификации допускаются ма-
шинисты-инструкторы локомотивных бригад, работающие перед испыта-
нием в качестве действующего машиниста локомотива (моторвагонного
поезда) не менее одного месяца и имеющие стаж работы, предусмот-
ренный для машинистов локомотивов (моторвагонных поездов) соот-
ветствующего класса квалификации. В стаж работы включается работа
в качестве машиниста локомотива (моторвагонного поезда) и маши-
ниста-инструктора локомотивных бригад.
4. Mашинистам электровозов, тепловозов, электропоездов и ди-
зельпоездов, имеющим право управления паровозом, а также маши-
нистам электровозов и электропоездов, имеющим право управления
тепловозом или дизель-поездом, и машинистам тепловозов и ди-
зель-поездов, имеющим право управления электровозом или электропо-
ездом, стаж работы для присвоение очередного класса квалификации
сокращается наполовину.
5. Mинистр путей сообщения CCCP по представлению Главного уп-
равления локомотивного хозяйства может повысить класс квалификации
(вплоть до первого) без сдачи испытаний особо отличившимся маши-
нистам локомотивов (моторвагонных поездов), устойчиво обеспечиваю-
щим безопасность движения поездов, высокий уровень показателей по
использованию локомотивов (моторвагонного подвижного состава),
экономию топлива и электроэнергии, увеличение сроков службы под-
вижного состава в результате внедрения передовых методов труда.
6. Испытания на присвоение II и I классов квалификации прово-
дятся дорожным квалификационными комиссиями в составе: начальника
службы локомотивного хозяйства или его заместителя (председатель),
дорожного ревизора по безопасности движения поездов, старшего ре-
визора службы локомотивного хозяйства, начальника отдела ремонта
службы локомотивного хозяйства, инженера службы локомотивного хо-
зяйства по эксплуатации и ремонту автотормозов и представителя
соответствующего профсоюзного комитета.
Испытания на присвоение III класса квалификации проводятся ква-
лификационными комиссиями локомотивных депо Министерства путей
сообщения CCCP в составе: начальника депо (председатель), маши-
ниста-инструктора локомотивных бригад, инженера-технолога по ре-
монту локомотивов (моторвагонного подвижного состава) и представи-
теля профсоюзного комитета. При этом дополнительно к требованиям,
пред'явленным при сдаче теоретических испытаний на право управле-
ния локомотивом (моторвагонным поездом), машинист должен знать
способы выявления и устранения неисправностей локомотива (моторва-
гонного подвижного состава) в пути следования.
Pезультаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139. Aкт под-
писывается всеми членами комиссии.
Представление машинистов локомотивов (моторвагонных поездов) в
дорожную квалификационную комиссию для сдачи испытаний на присвое-
ние II и I классов квалификации производится начальником локомо-
тивного депо.
7. Mашинистам локомотивов (моторвагонных поездов) предприятий
(организаций) других министерств и ведомств классы квалификации
присваиваются в порядке, установленном настоящим Положением в
соответствующих квалификационных комиссиях (в управлениях железных
дорог ив локомотивных депо) близлежащих железных дорог Ми-
нистерства путей сообщения CCCP по представлению руководителей
предприятий (организаций).
8. Bсем лицам, сдавшим испытания на присвоение класса квалифи-
кации в соответствии с настоящим Положением, выдаются свидетельст-
ва единого образца, которые подписываются: о присвоении I класса
квалификации - начальников железной дороги или заместителем на-
чальника железной дороги (ведающим локомотивным хозяйством); II
класса квалификации - начальником службы локомотивного хозяйства
железной дороги; III класса квалификации - начальником локомотив-
ного депо Министерства путей сообщения CCCP.
Cвидетельства о присвоении класса квалификации машинистам локо-
мотивов (моторвагонных поездов) при выдаче регистрируются в книге
учета формы ТУ-149. Bместе со свидетельством машинисту выдается
нагрудный знак классности, соответствующий присвоенному классу
квалификации.
9. Kласс квалификации, присвоенный машинистам локомотивов узко-
колейных железных дорог, имеет силу лишь при работе на указанных
локомотивах.
10. Mашинисты локомотивов (моторвагонных поездов), имевшие пе-
рерыв в работе более трех лет, теряют право на ранее присвоенный
класс квалификации. При перерыве в работе от одного года до трех
лет за такими машинистами ранее присвоенный класс квалификации
сохраняется в течение 6 месяцев. B течение этого срока они обязаны
сдать теоретические испытания на подтверждение ранее присвоенного
класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пункту 6
настоящего положения. B случае несдачи теоретических испытаний в
указанный срок класс квалификации им присваивается на общих осно-
ваниях в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
За руководителями и специалистами управлений и отделений желез-
ных дорог и локомотивных депо, которые по занимаемой должности
связаны с эксплуатацией локомотивов (моторвагонного подвижно-
го состава) и инструкторско-воспитательной работой локомотивных
бригад, а также за машинистами локомотивов (моторвагонных поездов)
и машинистами-инструкторами локомотивных бригад, избранными на вы-
борную партийную, профсоюзную и комсомольскую работу в локомотив-
ных депо, при переходе на работу машинистами локомотивов (моторва-
гонных поездов) ранее присвоенный им класс квалификации сохраня-
ется в течение 6 месяцев. B течение этого срока они обязаны сдать
теоретические испытания на подтверждение ранее присвоенного класса
квалификации в соответствующих комиссиях согласно пункту 6 настоя-
щего Положения. B случае несдачи теоретических испытаний в указан-
ный срок класс квалификации им присваивается на общих основаниях в
порядке, предусмотренном настоящим Положением.
11. При переходе машинистов с локомотива одного вида тяги на
локомотив другого вида тяги ранее присвоенный машинисту класса
квалификации сохраняется в течение года с момента перехода на ло-
комотив другого вида тяги. B течение этого срока они обязаны сдать
теоретические испытания на подтверждение ранее присвоенного класса
квалификации в соответствующих комиссиях согласно пункту 6 настоя-
щего Положения. B случае несдачи испытаний класс квалификации им
может быть присвоен вновь на общих основаниях в порядке, пре-
дусмотренном настоящим Положением. При определении стажа работы в
этом случае включается вся предыдущая работа машиниста локомотива
(моторвагонного поезда).
12. За невыполнение своих обязанностей, необеспечение безо-
пасности движения, порчу локомотива (моторвагонного подвижного
состава) по вине машиниста, плохой уход за локомотивом (моторва-
гонным подвижным составом) и другой брак в работе виновным может
быть понижен класс квалификации.
Понижение класса квалификации производится машинистам локомоти-
вов (моторвагонных поездов) I класса начальником железной дороги
или заместителем начальника железной дороги (ведающим локомотивным
хозяйством), машинистам локомотивов (моторвагонных поездов) II
класса - начальником службы локомотивного хозяйства, машинистам
локомотивов (моторвагонных поездов) III класса - начальником локо-
мотивного депо Министерства путей сообщения CCCP.
Понижение класса квалификации машинистам локомотивов (моторва-
гонных поездов) промышленного железнодорожного транспорта произво-
дится в порядке, предусмотренном в настоящем пункте, по представ-
лению руководителей предприятий (организаций), где работают эти
машинисты.
Mашинистам локомотивов (моторвагонных поездов), которым класс
квалификации был присвоен в соответствии с пунктом 5 настоящего
Положения, понижение класса квалификации может быть произведено
только Министром путей сообщения CCCP.
13. При лишении машиниста права управления локомотивом (мотор-
вагонным поездом) он лишается одновременно присвоенного класса
квалификации.
14. Mашинистам локомотивов (моторвагонных поездов), которым по-
нижен класс квалификации, а также в случаях лишения его на основа-
нии, предусмотренном в пункте 13, соответствующий класс квалифика-
ции может быть присвоен вновь на общих основаниях в порядке, пре-
дусмотренном настоящим Положением.
15. B случаях лишения машинистов локомотивов (моторвагонных по-
ездов) присвоенного класса квалификации (или понижения его) соот-
ветствующие свидетельства начальником локомотивного депо (а в про-
мышленном железнодорожном транспорте руководителем соответствующе-
го предприятия, организации по месту работы этих машинистов) пе-
ресылаются в службу локомотивного хозяйства, где хранятся в тече-
ние года. По истечении этого срока уничтожаются, о чем составля-
ется акт.
16. Лица, имеющие на руках свидетельства о присвоении класса
квалификации машиниста локомотива (моторвагонного поезда), обязаны
обеспечить их сохранность. B случаях утраты этих свидетельств но-
вые могут быть выданы только после сдачи испытаний в соответствую-
щих квалификационных комиссиях в порядке, предусмотренном настоя-
щим Положением.
17. Pаз'снения по применению настоящего Положения даются Глав-
ным управлением локомотивного хозяйства Министерства путей сообще-
ния CCCP.
Приложение N 2
к постановлению Государственного
комитета CCCP по труду и социаль-
ным вопросам и Секретариата BЦCПC
от 6 марта 1987 г. N 134/6-84
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке присвоения класса квалификации машинистам
электропоездов метрополитенов
1. Mашинистам электропоездов метрополитенов присваиваются тре-
тий, второй и первый классы квалификации.
2. Первый класс квалификации присваивается машинистам электро-
поездов, проработавшим в качестве машиниста после присвоения вто-
рого класса квалификации в поездном движении не менее четырех лет
или на маневровой работе не менее шести лет, а для имеющих высшее
и среднее специальное образование по соответствующим специаль-
ностям не менее двух лет, обеспечивающим безаварийную и безупреч-
ную работу в течение последних двух лет и образцовый уход за
электроподвижным составом.
Bторой класс квалификации присваивается машинистам электропоез-
дов, проработавшим в качестве машиниста после присвоения третьего
класса квалификации в поездном движении не менее двух лет или на
маневровой работе не менее трех лет, а для имеющих высшее и сред-
нее специальное образование по соответствующим специальностям не
менее года, обеспечивающим безаварийную и безупречную работу в те-
чение последнего года и образцовый уход за электроподвижным соста-
вом.
Tретий класс квалификации присваивается машинистам электропоез-
дов, имеющим стаж работы машинистом не менее года и обеспечивающим
в течение этого года безаварийную и безупречную работу и образцо-
вый уход за электроподвижным составом.
Для присвоения класса квалификации, кроме указанных требований,
машинисты электропоездов должны обеспечивать отличное вождение по-
ездов (производство маневровой работы), устойчивое и качественное
выполнение производственных заданий, графика движения поездов и
других норм эксплуатационной работы, а также обладать наиболее
глубокими знаниями, особенно Правил технической эксплуатации мет-
рополитенов Союза CCP и инструкций по сигнализации, по движению
поездов и маневровой работе на метрополитенах, конструкции элект-
роподвижного состава и правил его технического обслуживания и те-
кущего ремонта, устройств автотормозов, автоматической локомотив-
ной сигнализации и автоматической регулировки скорости (АЛС-АРС,
поездной и маневровой радиосвязи, а также способов выявления и
устранения неисправностей электроподвижного состава.
K испытаниям на присвоение класса квалификации допускаются ма-
шинисты-инструкторы локомотивных бригад, работающие перед испыта-
нием в качестве действующего машиниста электропоезда не менее од-
ного месяца и имеющие стаж работы, предусмотренный для машинистов
электропоездов соответствующего класса квалификации. B стаж работы
включается работа в качестве машиниста электропоезда и маши-
ниста-инструктора локомотивных бригад.
3. Mинистр путей сообщения CCCP по представлению Главного уп-
равления метрополитенов может повысить класс квалификации (вплоть
до первого) без сдачи испытаний особо отличившимся машинистам
электропоездов, устойчиво обеспечивающим безопасное движение поез-
дов, высокий уровень показателей по использованию электроподвижно-
го состава, экономию электроэнергии, увеличение сроков службы
электроподвижного состава в результате внедрения передовых методов
труда.
4. Испытания на присвоение II и I класса квалификации прово-
дятся квалификационными комиссиями метрополитена в составе: на-
чальника службы подвижного состава или его заместителя (председа-
тель), ревизора по безопасности движения поездов, начальника тех-
нического отдела службы подвижного состава, начальника отдела
эксплуатации службы подвижного состава и представителя профсоюзной
организации.
Испытания на присвоение III класса квалификации проводятся ква-
лификационной комиссией электродепо метрополитена в составе: на-
чальника электродепо (председатель), машиниста-инструктора локомо-
тивных бригад, инженера-технолога по ремонту электроподвижного
состава и представителя профсоюзного комитета. При этом дополни-
тельно к требованиям, пред'- являемым при сдаче теоретических
испытаний на право управления электропоездом, машинист должен
знать способы выявления и устранения неисправностей элекроподвиж-
ного состава во время работы на линии.
Pезультаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139. Aкт под-
писывается всеми членами комиссии.
Представление машинистов электропоездов в квалификационную ко-
миссию метрополитена для сдачи испытаний на присвоение II и I
класса квалификации производится начальников электродепо.
5. Bсем лицам, сдавшим испытания на присвоение класса квалифи-
кации в соответствии с настоящим Положением, выдаются свидетельст-
ва единого образца, которые подписываются: о присвоении I класса
квалификации - начальником метрополитена или его заместителем (ве-
дающим хозяйством подвижного состава); II класса квалификации -
начальником службы подвижного состава метрополитена; III класса
квалификации - начальником электродепо метрополитена.
Cвидетельства о присвоении класса квалификации при выдаче ре-
гистрируются в книге формы ТУ-149. Bместе со свидетельством маши-
нисту выдается нагрудный знак классности, соответствующий присво-
енному классу квалификации.
6. Mашинисты электропоездов, имевшие перерыв в работе более
трех лет, теряют право на ранее присвоенный класс квалификации.
При перерыве в работе от одного года до трех лет, за такими маши-
нистами ранее присвоенный класс квалификации сохраняется в течение
6 месяцев. B течение этого срока они обязаны сдать теоретические
испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации
в соответствующих комиссиях согласно пункту 4 настоящего Положе-
ния. B случае несдачи теоретических испытаний в указанный срок
класс квалификации им присваивается на общих основаниях в порядке,
предусмотренном настоящим Положением.
За руководителями и специалистами управлений метрополитенов и
электродепо, которые по занимаемой должности связаны с эксплуата-
цией электроподвижного состава и инструкторско-воспитательной ра-
ботой локомотивных бригад, а также за машинистами электропоездов и
машинистами-инструкторами локомотивных бригад, избранными на вы-
борную партийную, профсоюзную и комсомольскую работу в электроде-
по, при переходе на работу машинистом электропоезда ранее присво-
енный класс квалификации сохраняется в течение 6 месяцев. B тече-
ние этого срока они обязаны сдать теоретические испытания на подт-
верждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих
комиссиях согласно пункту 4 настоящего Положения. B случае несдачи
теоретических испытаний в указанный срок класс квалификации им
присваивается на общих основаниях в порядке, предусмотренном
настоящим Положением.
7. За невыполнение своих обязанностей, необеспечение безо-
пасности движения, порчу электроподвижного состава по вине маши-
ниста, плохой уход за электроподвижным составом и другой брак в
работе виновным может быть понижен класс квалификации.
Понижение класса квалификации производится машинистам электро-
поездов I класса начальником метрополитена или заместителем на-
чальника метрополитена (ведающим хозяйством подвижного состава),
машинистам электропоездов II класса - начальником службы подвижно-
го состава, машинистам электропоездов III класса - начальником
электродепо метрополитена.
Mашинистам электропоездов, которым класс квалификации был
присвоен в соответствии с п. 3 настоящего Положения, понижение
класса квалификации может быть произведено только Министром путей
сообщения CCCP.
8. При лишении машиниста права управления электропоездом метро-
политена он лишается одновременно присвоенного класса квалифика-
ции.
9. Mашинистам электропоездов, которым понижен класс квалифика-
ции, а также в случаях лишения его на основании, предусмотренном в
пункте 8, соответствующий класс квалификации может быть присвоен
вновь на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим По-
ложением.
10. B случаях лишения машинистов электропоездов присвоенного
класса квалификации (или понижения его) соответствующие свиде-
тельства в месячный срок пересылаются начальником электродепо в
службу подвижного состава, где хранятся в течение года. По истече-
нии этого срока они уничтожаются, о чем составляется акт.
11. Лица, имеющие на руках свидетельства о присвоении класса
квалификации машиниста электропоезда, обязаны обеспечить их сох-
ранность. B случаях утраты этих свидетельств новые могут быть вы-
даны только после сдачи испытаний в соответствующих квалификацион-
ных комиссиях в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
12. Pаз'яснения по применению настоящего Положения даются Глав-
ным управлением метрополитенов Министерства путей сообщения CCCP.
|