СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 1987 г. N 49
(в ред. - Постановлений Совмина СССР от 17.03.88 N 352,
от 06.05.89 N 385, от 20.07.89 N 574, 06.08.90 N 780,
от 03.09.90 N 884)
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СССР И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ СОВЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ФИРМ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
В целях дальнейшего развития торгово-экономического и науч-
но-технического сотрудничества с капиталистическими и развивающи-
мися странами на стабильной и взаимовыгодной основе Совет Минист-
ров СССР постановляет:
I. Общие положения
1. Установить, что совместные предприятия с участием советских
организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран (далее
именуются "совместные предприятия") создаются на территории СССР
на основе договоров, заключаемых участниками таких предприятий.
Совместные предприятия руководствуются в своей деятельности
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. "О
вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью
совместных предприятий, международных объединений и организаций с
участием советских и иностранных организаций, фирм и органов уп-
равления", настоящим постановлением и другими актами законода-
тельства Союза ССР и союзных республик, с изъятиями, установленны-
ми межгосударственными и межправительственными договорами СССР.
2. Предложения о создании совместных предприятий вместе с тех-
нико-экономическими обоснованиями и проектами учредительных доку-
ментов вносятся заинтересованными советскими организациями в орган
управления, с согласия которого создается совместное предприятие.
Решения о создании совместных предприятий с фирмами капиталис-
тических и развивающихся стран принимаются государственными пред-
приятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящего
органа управления.
Кооперативы, осуществляющие производственную деятельность,
создают с участием зарубежных организаций и фирм совместные пред-
приятия с согласия соответственно Совета Министров союзной респуб-
лики, крайисполкома, облисполкома, Мосгорисполкома, Ленгорисполко-
ма по месту нахождения кооператива либо с согласия министерства
(ведомства), при предприятии (организации, учреждении) которого
образован кооператив.
Новое строительство или крупномасштабная реконструкция при
создании совместных предприятий осуществляются с согласия террито-
риальных органов управления.
В остальных случаях советские участники совместных предпри-
ятий представляют территориальным органам управления соответству-
ющую информацию.
3. Министерства и ведомства, в систему которых входят со-
ветские участники совместных предприятий, при создании таких
предприятий ставят своей целью более полное удовлетворение потреб-
ностей страны в определенных видах промышленной продукции, сырь-
евых и продовольственных товарах, привлечение в народное хозяйство
СССР передовой зарубежной техники и технологии, управленческого
опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов, развитие
экспортной базы страны и сокращение нерационального импорта.
II. Участники, имущество и права совместных предприятий
4. Участниками совместного предприятия могут быть одно или
несколько советских предприятий (объединений и других организа-
ций), являющихся юридическими лицами, и одна или несколько иност-
ранных фирм (компаний, корпораций и других организаций), являю-
щихся юридическими лицами.
5. Доли советских и иностранных участников в уставном фонде
совместного предприятия определяются по договоренности между ни-
ми.
6. Совместные предприятия являются юридическими лицами по со-
ветскому законодательству. Они могут от своего имени заключать до-
говора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и
нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и третейском
суде. Совместные предприятия имеют самостоятельный баланс и
действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупае-
мости и самофинансирования.
7. Совместное предприятие должно иметь устав, утверждаемый его
участниками. Устав определяет предмет и цели деятельности предпри-
ятия, его местонахождение, состав участников, размер уставного фо-
нда, размер долей участников, порядок формирования уставного фонда
(в том числе в иностранной валюте), структуру, состав и компетен-
цию органов управления предприятием, порядок принятия решений и
круг вопросов, решение которых требует единогласия, а также поря-
док ликвидации предприятия. В устав могут быть включены и другие
положения, не противоречащие советскому законодательству и относя-
щиеся к особенностям деятельности совместного предприятия.
8. Срок деятельности совместного предприятия согласовывается с
участниками в договоре о создании предприятия или в его уставе
(далее именуются "учредительные документы").
9. Созданные на территории СССР совместные предприятия после
вступления в силу их учредительных документов регистрируются в Ми-
нистерстве финансов СССР и приобретают права юридического лица с
момента регистрации. Сообщение о создании совместных предприятия-
тий публикуется в печати.
10. Уставный фонд совместного предприятия образуется за счет
прибыли от хозяйственной деятельности предприятия, а при необходи-
мости также за счет дополнительных вкладов его участников.
11. В счет вкладов в уставный фонд совместного предприятия мо-
гут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие матери-
альные ценности, права пользования землей, водой и другими природ-
ными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также
иные имущественные права (в том числе на использование изобрете-
ний, "ноу-хау"), денежные средства в валютах стран-участников сов-
местного предприятия и в свободно конвертируемой валюте.
12. Вклад советского участника в уставный фонд совместного
предприятия оценивается по договоренности с иностранными участни-
ками как в советской, так и в иностранной валюте по договорным це-
нам с учетом цен мирового рынка. Вклад иностранного участника оце-
нивается в том же порядке с пересчетом стоимости вклада в рублях
по официальному валютному курсу Госбанка СССР на день подписания
договора о создании совместного предприятия или иную дату, сог-
ласованную его участниками. При отсутствии цен мирового рынка сто-
имость вносимого имущества определяется по согласованию между
участниками.
13. Оборудование, материалы и другое имущество, ввозимые в
СССР иностранными участниками совместного предприятия в счет их
вкладов в уставный фонд предприятия, освобождаются от оплаты тамо-
женной пошлиной.
Товары, ввозимые в СССР совместным предприятием для нужд раз-
вития производства, могут облагаться минимальной пошлиной или ос-
вобождаться от оплаты пошлиной.
14. Имущество совместного предприятия подлежит обязательному
страхованию в страховых органах СССР.
Страхование рисков совместных предприятий производится по сог-
лашению сторон.
15. Совместное предприятие осуществляет согласно советскому
законодательству владение, пользование и распоряжение своим иму-
ществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением
имущества. Его имущество не подлежит реквизиции или конфискации в
административном порядке.
Имущественные права совместного предприятия подлежат защите в
соответствии с положениями советского законодательства, установ-
ленным для советских государственных организаций. Взыскание на
имущество совместных предприятий может быть обращено лишь по реше-
нию органов, которые в соответствии с законодательством СССР могут
рассматривать споры с участием совместных предприятий.
16. Участники совместного предприятия имеют право по взаимному
согласию полностью или частично передавать свои доли третьим лицам
в совместном предприятии.
Передача участником своей доли в совместном предприятии, про-
дукция которого полностью реализуется на советском рынке, произво-
дится с разрешения в каждом отдельном случае Государственной внеш-
неэкономической комиссии Совета Министров СССР.
Советские участники имеют преимущественное право на приобрете-
ние долей иностранных участников.
При реорганизации совместного предприятия его права и обяза-
тельства переходят к правопреемникам.
17. Права на промышленную собственность, принадлежащую сов-
местным предприятиям, охраняются в соответствии с советским зако-
нодательством, в том числе в форме патентов. Порядок передачи прав
на промышленную собственность совместному предприятию его участни-
ками и совместным предприятиям своим участникам, а также коммер-
ческого использования этих прав и защиты их за границей определя-
ется учредительными документами.
18. Совместное предприятие отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом.
Советское государство и участники совместного предприятия не
отвечают по его обязательствам, а совместное предприятие не отве-
чает по обязательствам Советского государства и своих участников.
Созданные на территории СССР филиалы совместных предприятий,
являющиеся юридическими лицами, не отвечают по обязательствам сов-
местных предприятий, а совместные предприятия - по обязательствам
таких филиалов.
19. Совместные предприятия, созданные на территории СССР, мо-
гут открывать филиалы и представительства, если такое право пре-
доставлено им учредительными документами.
Филиалы совместных предприятий, созданных с участием советских
организаций на территории других стран, открываются на территории
СССР в порядке, установленном для создания совместных предприятий.
20. Споры совместных предприятий с советскими государственны-
ми, кооперативными или иными общественными организациями, споры их
между собой, а также споры участников совместного предприятия по
вопросам, связанным с его деятельностью, в соответствии с законо-
дательством СССР рассматриваются в судах СССР либо по договорен-
ности сторон в третейском суде.
III. Порядок деятельности совместных предприятий
21. Высшим органом совместного предприятия является правление,
состоящее из лиц, назначаемых его участниками. Порядок принятия
решений правлением определяется учредительными документами.
Руководство текущей деятельностью совместного предприятия осу-
ществляется дирекцией, формируемой из советских и иностранных
граждан.
Председателем правления или генеральным директором совместного
предприятия может быть как советский, так и иностранный гражданин.
При этом иностранный гражданин может занимать только одну из ука-
занных должностей.
Принципиальные вопросы деятельности совместного предприятия
решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех членов
правления.
22. Совместное предприятие вступает в отношения с центральными
органами государственного управления Союза ССР и союзных республик
через органы, вышестоящие по отношению к советскому участнику это-
го предприятия, а с местными органами управления и другими со-
ветскими организациями - непосредственно.
23. Совместное предприятие самостоятельно разрабатывает и ут-
верждает программы своей хозяйственной деятельности. Государствен-
ными органами СССР обязательные плановые задания совместному
предприятию не устанавливаются, и сбыт его продукции не гарантиру-
ется.
24. Совместному предприятию предоставляется право самостоя-
тельного ведения экспортных и импортных операций, необходимых для
его хозяйственной деятельности, включая операции на рынках стран -
членов СЭВ.
Указанные экспортные и импортные операции могут также совер-
шаться через советские внешнеторговые организации или сбытовую
сеть иностранных участников на основании соответствующих догово-
ров.
Совместное предприятие вправе осуществлять переписку, телег-
рафную и телефонную связь с организациями других стран.
25. Все валютные расходы совместного предприятия, включая вып-
лату прибыли и иных сумм, причитающихся иностранным участникам и
специалистам, должны обеспечиваться совместным предприятием за
счет поступлений от реализации его продукции на внешнем рынке.
Выплата части прибыли и иных средств, переводимых за границу
иностранными участниками совместных предприятий, продукция которых
полностью реализуется на советском рынке, производится соответств-
ующей вадютой или товарами по согласованному с ними списку.
26. Порядок реализации продукции совместного предприятия на
советском рынке и поставки совместному предприятию с этого рынка
сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий, топлива,
энергии и другой продукции, а также вид валюты при расчетах за ре-
ализуемую продукцию и закупаемые товары определяются совместным
предприятием по согласованию с советскими предприятиями и органи-
зациями.
27. Совместное предприятие при необходимости может пользо-
ваться кредитами,получаемыми на коммерческих условиях:
в иностранной валюте - во Внешторгбанке СССР или с согласия
Внешторгбанка СССР в иностранных банках и у фирм;
в рублях - в Госбанке СССР или во Внешторгбанке СССР.
28. Госбанк СССР и Внешторгбанк СССР вправе осуществлять конт-
роль за целевым использованием, обеспеченностью и своевременностью
погашения кредитов, выданных совместному предприятию.
29. Денежные средства совместного предприятия зачисляются на
его рублевый или валютный счет соответственно в Госбанке СССР или
во Внешторгбанке СССР и расходуются на цели, связанные с деятель-
ностью предприятия. Совместному предприятию начисляются проценты
по суммам средств, числящихся на его счетах:
в иностранной валюте - исходя из ставок мирового денежного
рынка;
в рублях - на условиях и в порядке, определяемых Госбанком
СССР.
Курсовые разницы по валютным счетам совместных предприятий, а
также по их операциям в иностранной валюте относятся на счета их
прибылей и убытков.
30. На совместном предприятии создаются резервный фонд и дру-
гие фонды, необходимые для его деятельности и социального развития
коллектива.
Отчисления от прибыли в резервный фонд осуществляются до тех
пор, пока этот фонд не достигнет 25 процентов уставного фонда
предприятия. Размеры ежегодных отчислений определяются в порядке,
устанавливаемом учредительными документами.
Перечень других фондов, порядок их образования и расходования
определяются в учредительных документах.
31. Прибыль совместного предприятия за вычетом сумм по взаимо-
отношениям с государственным бюджетом СССР и сумм, направляемых на
создание и пополнение фондов, распределяется между его участниками
пропорционально долевому участию в уставном фонде.
32. Иностранным участникам совместного предприятия гарантиру-
ется перевод за границу в иностранной валюте сумм, причитающихся
им в результате распределения прибыли от деятельности предприятия.
33. Совместные предприятия производят амортизационные отчисле-
ния в соответствии с предписаниями, действующими для советских
государственных организаций, если иное не предусмотрено в учреди-
тельных документах. Начисленные суммы остаются в распоряжении сов-
местных предприятий.
34. Проектирование и капитальное строительство объектов сов-
местных предприятий, включая объекты социального назначения, осу-
ществляются по договорам за счет собственных и заемных средств.
Проекты до их утверждения подлежат согласованию в порядке, уста-
навливаемом Госстроем СССР. Лимиты строительно-монтажных работ,
выполняемых советскими строительно-монтажными организациями, и ма-
териальные ресурсы, необходимые для строительства, по заказам сов-
местных предприятий выделяются в приоритетном порядке.
35. Перевозки грузов совместных предприятий осуществляются в
порядке, установленном для советских организаций.
IV. Налогообложение совместных предприятий
36. Совместные предприятия уплачивают налог в размере 30 про-
центов с части прибыли, остающейся после отчислений в резервный
фонд, а также в другие фонды совместного предприятия, предназна-
ченные на развитие производства, науки и техники. Налог зачисля-
ется в доход союзного бюджета.
Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на при-
быль в течение первых двух лет с момента получения объявленной
прибыли.
Министерство финансов СССР имеет право понижать размер налога
или полностью освобождать от налога отдельных плательщиков.
37. Исчисление налога на прибыль производится совместным
предприятием.
Авансовая сумма налога за текущий год определяется предприяти-
ем с учетом финансового плана на текущий год.
Исчисление окончательной суммы налога с прибыли, фактически
полученной за истекший календарный год, производится совместным
предприятием не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
38. Налоговые органы имеют право проверять правильность расче-
та налога совместными предприятиями.
Излишне уплаченная сумма налога за прошлый год может быть зач-
тена в счет текущих платежей по налогу или возвращена плательщику
по его заявлению.
39. Сумма налога на прибыль за текущий год перечисляется в
бюджет равными долями не позднее чем за 15 дней до истечения каж-
дого квартала. Окончательная сумма налога уплачивается не позднее
1 апреля года, следующего за отчетным.
За просрочку платежа взимается пеня в размере 0,05 процента за
каждый день просрочки.
Взыскание сумм налога, не уплаченных в срок, в соответствии с
Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых
платежей, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от
26 января 1981 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981 г., N 5,
ст. 122).
40. Совместное предприятие имеет право обжаловать действия на-
логовых органов, связанные со взысканием налога. Заявление пода-
ется в налоговый орган, производящий проверку расчета налога. Ре-
шение по нему выносится в месячный срок со дня поступления заявле-
ния.
Решение по заявлению может быть обжаловано в месячный срок в
вышестоящий финансовый орган.
Подача заявления не приостанавливает уплаты налога.
41. Если договором между СССР и соответствующим иностранным
государством не предусмотрено иное, часть прибыли, причитающаяся
иностранному участнику совместного предприятия, при переводе ее за
границу облагается налогом в размере 20 процентов.
Министерство финансов СССР имеет право понижать размер налога
на часть прибыли, причитающуюся иностранному участнику совместного
предприятия, при переводе ее за границу или полностью освобождать
его на определенный срок от этого налога.
42. Указанный порядок налогообложения распространяется на до-
ходы, полученные совместными предприятиями, созданными на террито-
рии СССР, и расположенными в СССР филиалами совместных предприя-
тий, созданных с участием советских организаций в других странах,
от деятельности как на территории СССР, на континентальном шельфе
и в экономической зоне СССР, так и на территории других стран.
43. Инструкция по вопросам налогообложения совместных предпри-
ятий издается Министерством финансов СССР.
V. Контроль деятельности совместных предприятий
44. Участникам совместного предприятия в порядке, предусмот-
ренном учредительными документами, предоставляются для осуществле-
ния контрольных прав данные, касающиеся деятельности этого предп-
риятия, состояния его имущества, прибылей и убытков.
Проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности совме-
стного предприятия производится по соглашению сторон.
Совместное предприятие может иметь ревизионную комиссию, обра-
зуемую в порядке, предусмотренном учредительными документами.
45. Совместные предприятия ведут оперативный, бухгалтерский и
статистический учет в порядке, действующем в СССР для советских
государственных предприятий. Формы такого учета и отчетности ут-
верждаются Министерством финансов СССР совместно с ЦСУ СССР.
Совместные предприятия несут ответственность в соответствии с
советским законодательством за соблюдение порядка ведения и досто-
верность учета и отчетности.
Совместные предприятия не могут предоставлять никакой отчет-
ности и информации иностранных государств.
46. Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятель-
ности совместных предприятий в целях определения правильности на-
логообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной ауди-
торской организацией.
VI. Персонал совместных предприятий
47. Персонал совместных предприятий комплектуется в основном
из советских граждан. Администрация совместного предприятия обяза-
на заключать коллективные договоры с профсоюзной организацией,
создаваемой на предприятии. Содержание этих договоров, включая по-
ложения о социальном развитии коллектива, определяется советским
законодательством и учредительными документами.
48. Режим работы и отдыха работающих на совместных предприяти-
ях советских граждан, их социальное обеспечение и социальное стра-
хование регулируются нормами советского законодательства. Эти нор-
мы распространяются на иностранных граждан, работающих на совмест-
ных предприятиях, за исключением вопросов оплаты труда, предоста-
вления отпусков и пенсионного обеспечения, решаемых в договоре с
каждым иностранным гражданином. Совместными предприятиями самосто-
ятельно решаются вопросы формы, размеров оплаты труда, материаль-
ного поощрения в советских рублях, а также вопросы найма и уволь-
нения и иных условий труда с соблюдением прав граждан, предусмот-
ренных законодательными актами СССР.
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и
ВЦСПС вправе определять особенности применения советского законо-
дательства о социальном страховании к иностранным гражданам, рабо-
тающим на совместных предприятиях.
49. Совместное предприятие вносит в государственный бюджет
СССР отчисления по государственному социальному страхованию со-
ветских и иностранных работников и отчисления на пенсионное
обеспечение советских работников по ставкам, установленным для со-
ветских государственных организаций. Платежи на пенсионное обеспе-
чение иностранных работников совместного предприятия перечисляются
в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства (в
валюте этих стран).
50. Получаемая иностранными работниками совместного предприя-
тия заработная плата облагается подоходным налогом в порядке и
размерах, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 12 мая 1978 г. "О подоходном налоге с иностранных юридических и
физических лиц" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1978 г., N 20,
ст. 313). Неизрасходованная часть этой заработной платы может пе-
реводиться в иностранной валюте за границу.
VII. Ликвидация совместных предприятий
51. Совместное предприятие может быть ликвидировано в случаях
и в порядке, предусмотренных учредительными документами, а также
по решению Совета Министров СССР, если его деятельность не соот-
ветствует целям и задачам, предусмотренным в этих документах.
Сообщение о ликвидации совместного предприятия публикуется в печа-
ти.
52. Иностранный участник при ликвидации совместного предприя-
тия или выбытии из него получает право на возврат своего вклада в
денежной или товарной форме по остаточной стоимости вклада на мо-
мент ликвидации предприятия после погашения своих обязательств пе-
ред советскими участниками и третьими лицами.
53. Ликвидация совместного предприятия регистрируется в Ми-
нистерстве финансов СССР.
Председатель Совмина СССР
Н.РЫЖКОВ
Управляющий Делами Совмина СССР
М.СМИРТЮКОВ
------------------------- |