ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 1986 г. N 2
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ
С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 21.12.93 N 11)
Обсудив деятельность судов Российской Федерации по применению
антиалкогольного законодательства, Пленум отмечает, что они
активизировали свою работу в направлении преодоления пьянства и
алкоголизма.
Вместе с тем, некоторые суды, несмотря на наличие в деле
соответствующего медицинского заключения, не обсуждают вопрос о
применении к алкоголикам, совершившим преступления, принудительных
мер медицинского характера. Встречаются факты, когда суды без
приведения мотивов не признают обстоятельством, отягчающим
ответственность, совершение преступления в состоянии опьянения.
По делам о преступлениях, совершенных лицами, находившимися в
состоянии алкогольного опьянения, суды не всегда требуют от
органов дознания и предварительного следствия полного и
тщательного исследования условий, создавших правонарушителю
возможность для пьянства. Зачастую по таким делам не выясняется,
не связано ли приобретение и употребление спиртных напитков с
нарушениями правил торговли либо непринятием должностными лицами
мер к предотвращению пьянства на производстве.
Нередко остаются без должной проверки и реагирования данные о
содержании притонов для распития спиртных напитков или о
систематическом предоставлении помещений для этих целей.
По многим делам о сбыте, изготовлении и хранении крепких
спиртных напитков домашней выработки с целью сбыта не выявляются
источники приобретения сырья, не принимаются меры по привлечению к
ответственности всех лиц, причастных к совершению этих
преступлений, и не проверяются должным образом доводы обвиняемых о
том, что указанные спиртные напитки предназначались для
собственного потребления и отсутствовала цель их сбыта.
Рассматривая дела о преступлениях, совершенных подростками в
состоянии опьянения, суды часто не выясняют обстоятельств, при
которых несовершеннолетние приобретали и употребляли спиртные
напитки, не выявляют лиц, виновных в доведении подростков до
состояния опьянения либо продавших им спиртные напитки, и не
решают вопрос о привлечении таких лиц к административной или
уголовной ответственности.
При разрешении гражданско-правовых споров, возникающих на
почве злоупотребления некоторыми гражданами спиртными напитками,
суды зачастую не вскрывают конкретные причины и условия,
способствовавшие пьянству на производстве и в быту, а при
установлении фактов нарушения антиалкогольного законодательства -
не всегда реагируют на это частными определениями.
Не всеми судами уделяется должное внимание профилактике
пьянства и алкоголизма; нуждается в дальнейшем расширении и
укреплении связь судов с трудовыми коллективами и общественными
организациями. По многим делам, связанным с нарушением
антиалкогольного законодательства, не обеспечивается широкая
гласность судебных процессов, а их результаты не доводятся до
сведения трудовых коллективов и общественности.
В целях устранения указанных ошибок и недостатков в работе
судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Судам принять меры к обеспечению неукоснительного и
правильного выполнения всех требований законодательства,
направленного на искоренение пьянства и алкоголизма, созданию
обстановки нетерпимости и осуждения вокруг лиц, злоупотребляющих
спиртными напитками.
2. При рассмотрении конкретных судебных дел принимать все
необходимые меры к выявлению причин и условий, способствующих
пьянству на производстве и в быту. Устанавливать и при наличии к
тому оснований добиваться привлечения к предусмотренной законом
ответственности всех лиц, виновных в нарушении законодательства о
борьбе с пьянством и алкоголизмом.
3. Не оставлять без рассмотрения вопрос о применении
принудительных мер медицинского характера при наличии в материалах
дела медицинского заключения, а также в случае установления судом
в судебном заседании данных о злоупотреблении подсудимым спиртными
напитками.
При этом необходимо проверять соответствие медицинского
заключения требованиям Министерства здравоохранения Российской
Федерации, устанавливающего порядок освидетельствования лиц,
привлеченных к уголовной ответственности, на предмет применения к
ним принудительных мер медицинского характера, выясняя, в
частности, не имеется ли противопоказаний к принудительному
лечению лиц от алкоголизма.
При отсутствии в материалах дела данных, необходимых для
решения вопроса о применении принудительного лечения от
алкоголизма, суды обязаны принимать меры к их установлению (в том
числе и к медицинскому освидетельствованию подсудимого), а при
невозможности восполнения этих сведений в судебном заседании
возвращать дело для дополнительного расследования.
4. Судам необходимо неукоснительно выполнять требование закона
о признании совершения преступления лицом, находящимся в состоянии
опьянения, обстоятельством, отягчающим ответственность, и
учитывать это при обсуждении вопроса о назначении наказания
виновному.
Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст. 39 УК РСФСР суд может
не признать указанное обстоятельство отягчающим ответственность,
если состояние опьянения не связано с содеянным или когда виновный
оказался в таком состоянии помимо своей воли. Суд в любом случае
должен привести в приговоре мотивы в обоснование своего решения.
5. Разъяснить судам, что к указанным в ст. 158 УК РСФСР
"другим крепким спиртным напиткам домашней выработки" следует
относить любые крепкие спиртные напитки, изготовленные в домашних
условиях путем перегонки либо полученные иным способом из
продуктов брожения.
К ним не относятся домашние вина, пиво, квас, а также иные
напитки, полученные путем естественного брожения. В тех случаях,
когда эти напитки изготовляются в целях их последующей переработки
в самогон или другие крепкие спиртные напитки, действия виновных
должны квалифицироваться как покушение на самогоноварение (ст.
ст. 15 и 158 УК РСФСР).
6. Наложение административного взыскания на основании ч. 3
ст. 162 КоАП РСФСР за распитие спиртных напитков в общественных
местах и появление там же в пьяном виде возможно лишь при условии,
если на виновного дважды в течение года налагалось
административное взыскание за такие же правонарушения.
Поэтому при рассмотрении дел следует тщательно проверять
обстоятельства, связанные с привлечением к административной
ответственности за предыдущие правонарушения, законность и
обоснованность наложения административных взысканий за каждое из
этих правонарушений.
Ответственность по ч. 3 ст. 162 КоАП РСФСР может наступить
лишь в течение года со дня наложения административного взыскания
за предыдущее повторное правонарушение.
Лицо, подвергнутое административному взысканию в соответствии
с ч. 3 ст. 162 КоАП РСФСР и вновь до истечения годичного срока
совершившее действия, предусмотренные ч. 3 ст. 162 КоАП РСФСР,
подлежит ответственности по ч. 3 той же статьи.
7. В целях предупреждения случаев необоснованного осуждения за
хулиганство лиц, совершивших в состоянии опьянения преступления
против здоровья, чести и достоинства граждан, судам необходимо
тщательно исследовать все обстоятельства этих правонарушений,
совершаемых на почве бытового пьянства. Следует полно и
всесторонне выяснять мотивы таких правонарушений, взаимоотношения,
сложившиеся между подсудимым и потерпевшим, а также иные
существенные обстоятельства дела.
8. Учитывая, что несовершеннолетние нередко совершают
правонарушения в состоянии опьянения, судам следует остро
реагировать на все выявленные при рассмотрении дел случаи
вовлечения подростков в пьянство, доведения их до состояния
опьянения, продажи им спиртных напитков и решать вопрос о
привлечении виновных в этом лиц к установленной законом
ответственности.
Особое внимание необходимо уделять исследованию обстоятельств
доведения несовершеннолетних до состояния опьянения лицами, в
служебной зависимости от которых находились подростки.
Ответственность по ст. 210.1 УК РСФСР наступает за доведение
несовершеннолетнего до состояния опьянения как во время работы или
учебы, так и в нерабочее или неучебное время.
9. Судам следует повысить качество профилактической
деятельности по делам о правонарушениях, связанных с пьянством и
алкоголизмом, активно использовать в воспитательных целях
возможности рассмотрения таких дел в выездных судебных заседаниях
непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и по
месту жительства правонарушителей.
Необходимо всячески расширять и укреплять связи судов с
трудовыми коллективами и общественными организациями; приглашать
их представителей в судебные заседания по актуальным делам о
преступлениях и других правонарушениях, связанных с пьянством и
алкоголизмом; направлять копии судебных решений по таким делам по
месту работы, учебы или жительства правонарушителя; выступать с
информацией о результатах рассмотрения таких дел на предприятиях и
в организациях; использовать иные формы расширения гласности
правосудия, информирования населения о выносимых судебных
решениях.
10. Верховным судам республик, краевым, областным и
соответствующим им судам повысить эффективность надзора за
судебной деятельностью по правильному применению законодательства,
направленного на усиление борьбы против пьянства и алкоголизма,
искоренение самогоноварения, анализировать практику исполнения
этого законодательства и принимать меры к предотвращению и
устранению ошибок и недостатков в работе судов по рассмотрению дел
и материалов о правонарушениях, связанных с пьянством и
алкоголизмом.
|