МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
26 мая 1986 г.
N 729
О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОТРАНСПОРТЕ
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
Органами и учреждениями здравоохранения за последние годы
осуществлялись меры по обеспечению безопасности дорожного движения
на подведомственном автотранспорте. Укреплялась материально -
техническая база автохозяйств, на местах реализуется перспективный
план мероприятий по профилактике дорожно - транспортных
происшествий, принимались меры по укреплению трудовой дисциплины.
В 1985 году по сравнению с 1984 годом количество дорожно -
транспортных происшествий по вине водителей ведомственного
автотранспорта снизилось на 19,2%, на 43,7% снизились транспортные
аварии, совершенные водителями в нетрезвом состоянии, на 3,7%
уменьшилось количество пострадавших при авариях.
Вместе с тем положение с аварийностью продолжает оставаться
неблагополучным. За 1985 год водителями совершено 1486 дорожно -
транспортных происшествий, повлекших гибель и ранение 2026
человек.
Рост дорожно - транспортных происшествий допущен в учреждениях
здравоохранения Армянской ССР на 40%, Узбекской ССР на 4%, в 14
территориях РСФСР.
Несмотря на значительное снижение аварий, совершенных
водителями в нетрезвом состоянии, эта проблема продолжает
оставаться очень серьезной. Из общего количества происшествий на
автотранспорте отрасли каждое шестое совершено водителем в
нетрезвом состоянии.
Особенно тревожное положение сложилось в учреждениях
здравоохранения Латвийской ССР, Татарской и Чувашской АССР,
Амурской, Пермской, Смоленской, Оренбургской и Московской
областях, где нетрезвыми водителями была совершена каждая третья
дорожная авария. Это говорит об отсутствии контроля за работой
водителей и нерегулярности проведения предрейсовых и послерейсовых
медосмотров.
Анализ дорожно - транспортных происшествий показывает, что
большинство аварий совершено в результате грубых нарушений правил
дорожного движения (несоблюдение скоростных режимов, выезда на
встречную полосу движения, неправильного обгона и маневрирования),
безответственного отношения отдельных руководителей органов и
учреждений здравоохранения к вопросам безопасности дорожного
движения, укреплению трудовой дисциплины и искоренению фактов
пьянства среди водителей.
В результате такого отношения должностных лиц за организацию
работы по обеспечению безопасности дорожного движения продолжают
иметь место чрезвычайные происшествия на подведомственном
автотранспорте. Так, в октябре 1985 года водитель автомашины
ГАЗ-52, принадлежащей Кобыжченской районной больнице Черниговской
области, находясь в нетрезвом состоянии, не справился с
управлением автомашины и опрокинул ее в оросительный канал. В
данной аварии 4 человека погибли и один ранен.
Должностные лица автохозяйств и учреждений здравоохранения,
имеющие на своем балансе автотранспорт, зачастую беспринципно и
либерально относятся к злостным нарушителям транспортной
дисциплины. В борьбе с аварийностью не используются в полной мере
возможности трудовых коллективов, комиссий общественного контроля,
товарищеских судов. Не применяются жесткие меры наказания к
пьяницам.
Медленно осуществляется централизация автотранспортных
средств, более 80% автохозяйств насчитывают в своем составе около
25 единиц подвижного состава, что не позволяет в полном объеме
проводить профилактическую работу, направленную на сокращение
аварий и нарушений правил дорожного движения.
В целях усиления работы по профилактике дорожно - транспортных
происшествий на автомобильном транспорте системы Министерства
здравоохранения СССР
УТВЕРЖДАЮ:
согласованные с ЦК профсоюза медицинских работников
"Методические указания по предупреждению дорожно - транспортных
происшествий в автохозяйствах и учреждениях системы Министерства
здравоохранения СССР" (приложение).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных республик, Президенту
Академии медицинских наук СССР, руководителям учреждений
здравоохранения союзного подчинения:
1.1. В месячный срок обеспечить разработку и утверждение
должностных обязанностей работников автохозяйств и учреждений
здравоохранения, имеющих автотранспорт, деятельность которых
связана с обеспечением безопасности дорожного движения с учетом
Методических указаний.
1.2. Систематически проводить анализ причин дорожно -
транспортных происшествий с разработкой конкретных мероприятий по
их предупреждению, обратив особое внимание на причины тяжелых
транспортных аварий.
1.3. Принять решительные меры к предупреждению и пресечению
пьянства среди водителей, в этих целях обеспечить предрейсовые и
послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной пробой
на алкоголь.
1.4. Возложить персональную ответственность за безаварийную
работу санитарного автотранспорта на руководителей автохозяйств и
главных врачей, имеющих на своем балансе автотранспорт.
1.5. О каждом смертельном несчастном случае (в том числе и не
связанном с дорожно - транспортным происшествием) немедленно в
оперативном порядке сообщать в Отдел охраны труда и техники
безопасности Министерства здравоохранения СССР с последующим
представлением материалов расследования.
1.6. Обеспечить разработку схем движения служебного
автотранспорта по территории крупных больниц и установку
освещенных предупредительных надписей "Берегись автомобиля".
1.7. Принять меры по созданию крупных автохозяйств с наличием
ремонтных баз и постов диагностики.
1.8. О принятых мерах доложить в Министерство здравоохранения
СССР до 1 декабря 1986 г.
2. Контроль за выполнением данного приказа возложить на
заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Сафонова А.Г.
Министр
С.П.БУРЕНКОВ
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 26 мая 1986 г. N 729
СОГЛАСОВАНО
ЦК профсоюза медицинских работников
протокол N 49 от 19.03.1986 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
В АВТОХОЗЯЙСТВАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
1. Общие положения
1.1. Методические указания по предупреждению дорожно -
транспортных происшествий устанавливают основные положения,
касающиеся обеспечения безопасности движения санитарного
автомобильного транспорта в системе Министерства здравоохранения
СССР.
1.2. Настоящие Методические указания предназначены для
автохозяйств органов, учреждений, организаций и предприятий
системы Министерства здравоохранения СССР.
1.3. Ответственность за правильную эксплуатацию, техническое
состояние и четкую работу санитарного автотранспорта возлагается
на руководителей автохозяйств и руководителей учреждений
здравоохранения, имеющих санитарные автомобили на своем балансе.
2. Работа по предупреждению
дорожно - транспортных происшествий в автохозяйствах
2.1. В автохозяйствах работу по предупреждению дорожно -
транспортных происшествий возглавляет руководитель автохозяйства.
2.2. Основными задачами автохозяйства по предупреждению
дорожно - транспортных происшествий являются:
- совершенствование труда, отдыха и быта работников
автохозяйства, особенно водителей и ремонтных рабочих;
- проведение службами и общественными организациями активной
систематической воспитательной работы, а также мероприятий по
укреплению трудовой дисциплины, устранению причин, способствующих
возникновению дорожно - транспортных происшествий;
- обеспечение:
технической готовности подвижного состава автохозяйства путем
своевременного и качественного проведения технического
обслуживания и ремонта, проверки технического состояния при
выпуске автомобилей на линию и возвращении в гараж, контроля за
работой на линии;
своевременного оповещения водителей о метеоусловиях на линии
путем использования световых табло, отметок в путевых листах и
др.;
обследования дорожных условий на маршрутах работы подвижного
состава автохозяйства и своевременной информации об этом
водителей;
перевозочного процесса в соответствии с установленными планами
перевозок людей и грузов путем рационального использования
подвижного состава, составления и корректировки графиков движения
автомобилей и табелей работы водителей, нормирования скоростей
движения и других показателей, определяющих работу подвижного
состава с учетом конкретных условий его эксплуатации.
3. Обязанности руководителей автохозяйств и учреждений
здравоохранения, имеющих санитарные автомобили
на своем балансе
3.1. Направляет деятельность всех служб и подразделений
автохозяйства на реализацию мер по предупреждению дорожно -
транспортных происшествий.
3.2. Издает приказы и другие нормативные документы по
предупреждению дорожно - транспортных происшествий, определяет в
должностных инструкциях работников, связанных с содержанием и
эксплуатацией подвижного состава, обязанности и ответственность за
осуществление ими мер по обеспечению безопасности дорожного
движения.
3.3. Проводит работу по обеспечению безопасности дорожного
движения при широком участии общественности и в тесном контакте с
органами Госавтоинспекции, комиссиями по безопасности дорожного
движения исполкомов Советов народных депутатов, органов
здравоохранения, коммунальными, дорожными и другими
заинтересованными организациями.
3.4. Организует учет дорожно - транспортных происшествий,
представляет отчеты и информацию о дорожно - транспортных
происшествиях в порядке и сроки, предусмотренные Правилами учета
дорожно - транспортных происшествий.
3.5. Организует изучение работниками автохозяйства, связанными
с содержанием и эксплуатацией подвижного состава, нормативных
документов по вопросам безопасности дорожного движения.
3.6. Утверждает квартальные (не позднее, чем за 5 дней до
начала квартала) планы мероприятий по предупреждению дорожно -
транспортных происшествий и осуществляет контроль за их
выполнением.
3.7. Принимает меры по улучшению условий труда, отдыха и быта
работников автохозяйства (прежде всего водителей и ремонтных
рабочих). Запрещается направлять водителя в рейс, если он не имел
до выезда отдыха, предусмотренного действующим законодательством о
труде.
3.8. Организует прохождение водителями обязательного
периодического медицинского переосвидетельствования. Направляет
водителей в случае сомнения в состоянии их здоровья на медицинскую
экспертизу независимо от установленных сроков
переосвидетельствования.
3.9. Обеспечивает организацию и проведение в соответствии с
действующей методикой предрейсовых и послерейсовых медицинских
осмотров водителей.
3.10. Совершенствует формы и методы воспитательной работы в
автохозяйстве, для чего организует:
- обобщение и распространение опыта передовых водителей и
ремонтных рабочих, лучших бригад, колонн (отрядов) и цехов;
- прикрепление молодых водителей к водителям - наставникам для
инструктажа и стажировки;
- контроль за проведением воспитательной работы с водителями и
ремонтными рабочими в бригадах, колоннах (отрядах), цехах;
- проведение конкурсов и месячников безопасности дорожного
движения;
- предоставление в установленном порядке работников, успешно и
добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности, к поощрениям.
3.11. Принимает меры к улучшению общеобразовательного уровня,
профессиональной подготовки и повышению квалификации работников
автохозяйства, осуществляет контроль за проведением с водителями,
ремонтными рабочими и инженерно - техническими работниками занятий
по технической учебе.
3.12. Лично проводит служебное расследование и разбор всех
дорожно - транспортных происшествий, допущенных работниками
автохозяйства.
3.13. Лично проводит служебное расследование по каждому случаю
появления водителя на работе в состоянии опьянения и принимает к
нарушителям меры дисциплинарного воздействия в соответствии с
правилами внутреннего трудового распорядка.
3.14. Оказывает помощь в работе комиссии общественного
контроля за безопасностью дорожного движения, добровольной
народной дружины, совета общественных автоинспекторов и т.д.,
рассматривает их предложения и принимает необходимые меры по их
реализации.
3.15. Руководители учреждений здравоохранения, пользующиеся
санитарным автотранспортом по договорам или имеющие санитарные
автомобили на своем балансе:
а) обеспечивают строгий контроль за правильным использованием
санитарных автомобилей и предупреждают медперсонал, пользующийся
данным видом транспорта, об ответственности за использование его
не по назначению;
б) приказом по учреждению назначают ответственных лиц за
работу санитарных автомобилей, в обязанность которых входит:
- производить отметку в путевых листах фактическое время
прибытия и убытия автомобиля. Результаты работы за смену должны
подтверждаться подписью ответственного лица и штампом учреждения;
- вести журнал регистрации работы санитарного автотранспорта
за смену;
в) разрабатывают схему движения автотранспорта по территории
лечебно - профилактического учреждения;
г) категорически запрещают ответственным лицам за работу
санитарных автомобилей оформлять подписью и штампом учреждения
незаполненные бланки путевых листов, а также преждевременно
производить отметку об окончании работы автомобиля;
д) предоставляют водителям возможность приема пищи.
4. Обязанности водителя
4.1. Водитель является основным исполнителем задания и должен
обеспечить:
а) бесперебойную работу вверенного ему автомобиля на линии и
безопасности движения;
б) беспрекословное выполнение указаний руководителя учреждения
здравоохранения, в распоряжение которого поступил, а также
медперсонала при выполнении ими задания.
4.2. При получении путевого листа предъявить водительское
удостоверение в раскрытом виде.
4.3. Перед выездом на линию:
а) пройти предрейсовый медицинский осмотр с отметкой в путевом
листе. При отсутствии фельдшера в здравпункте автохозяйства и при
смене на линии предрейсовый осмотр пройти в медицинском учреждении
или на подстанции скорой медицинской помощи, куда водитель
направлен работать;
б) проверить совместно с ответственным за выпуск на линию
техническое состояние автомобиля в соответствии с требованиями
Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации с
обязательной отметкой в путевом листе, обратив особое внимание на
исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов
сигнализации и освещения;
в) обнаружив неисправность автомашины, препятствующую выезду
на линию и невозможность ее устранения, немедленно известить об
этом администрацию автохозяйства или учреждения здравоохранения.
4.4. Прибыть к месту работы точно по графику на исправном и
заправленном автомобиле, с исправной радиостанцией на
радиофицированных автомобилях, предъявить путевой лист
ответственному лицу за работу санитарного автотранспорта по
учреждению здравоохранения или диспетчеру для отметки фактического
времени начала работы, а по окончании работы предъявить его
ответственному лицу или диспетчеру для подтверждения выполненных
заданий подписью и штампом учреждения.
4.5. На стоянке, во время вызова, постоянно находиться при
автомобиле.
4.6. Оставляя автомобиль, взять путевые документы с собой и
принять меры, исключающие возможность угона автомобиля.
4.7. При неисправности автомобиля на линии и невозможности
устранить ее на месте, возвратиться в гараж или вызвать автомобиль
"Техническая помощь".
4.8. При передаче автомобиля другому водителю после окончания
смены проверить техническое состояние автомобиля в соответствии с
требованиями Правил дорожного движения, расписаться в путевом
листе за сдачу и приемку автомобиля.
4.9. При дорожно - транспортном происшествии принять меры,
предусмотренные Правилами дорожного движения, немедленно сообщить
об этом администрации автохозяйства, учреждения здравоохранения
или диспетчеру.
По прибытии в гараж предъявить механику автомобиль и дать
письменное объяснение с подробным изложением обстоятельств
происшествия.
4.10. О всех замечаниях и административных взысканиях
(компостерная просечка, штраф, запись в путевом листе и др.),
полученных на линии от работников ГАИ или линейно - контрольной
службы, по прибытии в гараж ставить в известность администрацию.
4.11. Пользоваться специальным звуковым сигналом типа "Сирена"
и проблесковым маячком одновременно только при выполнении
экстренных вызовов, по указанию старшего выездной бригады, при
условии полного обеспечения безопасности дорожного движения.
4.12. Содержать в чистоте и порядке салон и внешний вид
автомобиля.
4.13. Водителю запрещается:
а) использовать автомобиль в личных и корыстных целях, в том
числе и для поездки из учреждения здравоохранения на обед;
б) выезжать из учреждения здравоохранения без разрешения
администрации на заправку и для других целей, не связанных с
оказанием медицинской помощи больным;
в) злоупотреблять пользованием специальным сигналом типа
"Сирена" и проблесковым маячком;
г) во время стоянки отдыхать или спать в кабине или салоне при
работающем двигателе;
д) самовольно менять график выхода на работу с другим
водителем без разрешения администрации;
е) устанавливать на автомобиле дополнительные устройства и
приборы (приемники, телевизоры, магнитофоны и т.п.), не
предусмотренные заводом - изготовителем, делать надписи,
прикреплять фотографии и другие посторонние предметы.
4.14. По первому требованию контролирующих лиц останавливать
автомобиль и предъявлять документы для проверки.
5. Обязанности медицинского персонала
5.1. Количество больных, перевозимых одновременно в санитарном
автомобиле определяется медицинским работником (старшим) исходя из
создавшейся обстановки и медицинских показаний больных.
5.2. При перевозке больного в санитарном автомобиле, как
правило, разрешается перевозка только одного сопровождающего,
кроме медицинского персонала. В отдельных случаях число
сопровождающих определяется медицинских работником (старшим), но
оно не должно превышать количество мест в санитарном автомобиле,
предусмотренное заводом - изготовителем.
5.3. При отсутствии подъездных путей и проездов, медицинский
персонал не имеет права вынуждать водителя продолжать движение и
делать указания о порядке вождения автомобиля.
5.4. При движении санитарного автомобиля медицинский персонал
обязан пользоваться ремнями безопасности.
5.5. Медицинский персонал несет ответственность за
использование санитарного автомобиля не по назначению.
6. Указания по служебному расследованию
дорожно - транспортных происшествий
6.1. Общие положения
6.1.1. При служебном расследовании дорожно - транспортных
происшествий должны быть выяснены:
- обстоятельства происшествия;
- последствия происшествия;
- все нарушения, повлекшие за собой происшествия или
способствующие его возникновению;
- лица, допустившие нарушение правил, инструкций и приказов, в
результате которых возникло происшествие и конкретные нарушения
каждого из них;
- организационно - технические и другие недостатки в работе
автохозяйства или учреждения здравоохранения, имеющего санитарные
автомобили на своем балансе, оказавшие влияние на возникновение
данного происшествия;
- должностные лица, ответственные за недостатки в работе.
6.1.2. Должностные лица автохозяйств, учреждений
здравоохранения, имеющих санитарные автомобили на своем балансе,
производят служебное расследование дорожно - транспортных
происшествий в контакте с работниками Госавтоинспекции и в случае
прибытия на место происшествия раньше их должны принять меры к
оказанию помощи пострадавшим и доставке их в ближайшее учреждение
здравоохранения, к охране места происшествия, транспортного
средства и груза.
С разрешения работников Госавтоинспекции необходимо:
- осмотреть место происшествия и поврежденный автомобиль,
ознакомиться с протоколами осмотра места дорожно - транспортного
происшествия, транспортного средства, схемой дорожно -
транспортного происшествия и в необходимых случаях снять с них
копии;
- сфотографировать общий вид места происшествия, положение
транспортных средств, участвовавших в происшествии, следы
торможения или качения автомобиля, а также предметы, которые могли
повлиять на возникновение происшествия. Если на месте происшествия
были неудовлетворительные дорожные условия, зафиксировать на
фотоснимке дорожную обстановку;
- осмотреть документы, в частности, удостоверение на право
управления транспортным средством, талон технического паспорта,
путевой или маршрутный лист, товарно - транспортные документы на
провозимый груз, а также уточнить необходимые данные у водителей и
других работников транспорта, объяснения которых могут иметь
значение для выяснения обстоятельств происшествия.
При служебном расследовании дорожно - транспортного
происшествия следует:
- оценивать действия водителя, дорожные условия и условия
движения и их возможное влияние на возникновение данного
происшествия;
- выяснить характер и степень повреждения автомобиля и
перевозимого груза для последующего определения размеров
причиненного ущерба;
- при необходимости получить письменные объяснения механика,
диспетчера и других работников автохозяйства;
- оказать необходимое содействие работнику Госавтоинспекции;
- проводить работу в тесном контакте с техническими
инспекторами труда ЦК профсоюза медработников или совета
профсоюзов.
6.2. Основные вопросы, подлежащие во всех случаях дорожно -
транспортных происшествий
6.2.1. Дата
6.2.2. Точное время (местное) происшествия
6.2.3. Место происшествия:
- в городе - улица, район;
- на дороге - общегосударственного, республиканского или
местного значения, номер ДЭУ, ДУ;
- километр дороги или расстояние до ближайшего населенного
пункта.
6.2.4. Модель и номерной знак транспортного средства
6.2.5. Техническое состояние транспортного средства до
происшествия.
6.2.6. Кто управлял транспортным средством - фамилия, имя,
отчество водителя, класс, год присвоения квалификации, стаж работы
(общий водительский стаж, стаж в данном автохозяйстве, на данном
автотранспортном средстве).
6.2.7. Состояние водителя - здоров, трезв, утомлен (только по
заключению врача).
6.2.8. На каком часу работы водителя произошло происшествие
(при поездках на дальние расстояния указывать продолжительность
работы, продолжительность отдыха, время, прошедшее после отдыха,
общее время работы).
6.2.9. Цель поездки (по наряду), вид перевозок
(междугородские, городские, самовольно).
6.2.10. Вид дорожно - транспортного происшествия.
6.2.11. Краткое описание обстоятельств происшествия.
6.2.12. Погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.).
6.2.13. Условия видимости (на каком расстоянии просматривается
дорога).
6.2.14. Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей
части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов).
6.2.15. Очевидные причины происшествия.
6.2.16. В зависимости от характера и вида происшествия, кроме
указанных вопросов, необходимо выяснить и другие обстоятельства,
оказавшие влияние на возникновение происшествия (то-есть
установить связь между происшествием и невыполнением тех или иных
обязанностей службами автохозяйства), в частности:
- налажен ли контроль за работой водителей на линии и контроль
за использованием автомобилей, исключающий возможность их
самовольного использования, оформления путевых листов и товарно -
транспортных документов (отмечается ли время выезда и возвращения
в гараж, время нахождения в пути и под погрузочно - разгрузочными
работами и показания спидометра);
- принимает ли служба эксплуатации автохозяйства меры по
пресечению нарушений порядка оформления путевых листов и товарно -
транспортной документации;
- принимаются ли меры к установлению места нахождения
водителей, не прибывших своевременно в гараж;
- режим работы и отдыха водителя данного автомобиля в
предшествующий происшествию период;
- имелись ли до этого у водителя случаи дорожно - транспортных
происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и
каким взысканиям он подвергался, уровень специальной подготовки
водителя.
В отношении водителя, находившегося во время происшествия в
нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить:
- при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом
состоянии (явился ли пьяным на работу или употреблял спиртные
напитки на работе);
- кто из должностных лиц проверил его состояние перед выездом
на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению
автомобилями в автохозяйстве возможность выезда в рейс в нетрезвом
состоянии, не связано ли употребление спиртных напитков с
незаконным использованием автомобиля;
- обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы
автомобилей данного автохозяйства и принимались ли меры по
устранению выявленных недостатков;
- проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
- техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто
осуществлял технический контроль и инструктаж водителя, когда и
кем производилось последний раз техническое обслуживание
автомобиля, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их
устранение, как эти дефекты были устранены.
6.2.17. Число погибших, раненых (в том числе работников
автохозяйства) и размер материального ущерба от повреждения
транспортного средства и утраты груза.
6.3. Правила составления актов служебного расследования
После выяснения обстоятельств дорожно - транспортного
происшествия должностные лица, проводившие служебное
расследование, составляют акт служебного расследования причин и
обстоятельств дорожно - транспортного происшествия.
В заключительной части акта должны быть подробно изложены все
нарушения Правил дорожного движения, Правил технической
эксплуатации транспортных средств, должностных инструкций с
указанием, вследствие каких нарушений возникло происшествие и
какие лишь способствовали его возникновению. Указываются
конкретные нарушители и делаются выводы.
К акту прилагаются:
- копия протокола осмотра места дорожно - транспортного
происшествия и осмотра транспорта;
- копия схемы дорожно - транспортного происшествия;
- объяснения работников автохозяйства, по вине которых
произошло дорожно - транспортное происшествие и характеристики на
них;
- приказы по автохозяйству, учреждению здравоохранения,
имеющему санитарные автомобили на своем балансе, с выводами,
конкретными предложениями и мероприятиями по предупреждению
дорожно - транспортных происшествий.
При необходимости акт служебного расследования дорожно -
транспортного происшествия представляется органам следствия.
АКТ
служебного расследования причин и обстоятельств
дорожно - транспортного происшествия
1. Дата происшествия _________________________________________
(год, месяц, число и день происшествия)
2. Время совершения происшествия _____________________________
(часы, минуты)
3. Место происшествия ________________________________________
(город, улица, автомобильная дорога
__________________________________________________________________
союзного, республиканского, областного значения)
4. Наименование автохозяйства ________________________________
5. Марка, модель и государственный номер транспортного
средства _________________________________________________________
6. Год выпуска и техническое состояние транспортного средства
до происшествия:
общая характеристика (оценка) ________________________________
__________________________________________________________________
(исправно, неисправно, требует ремонта и т.д.)
общий пробег с начала эксплуатации __________ тыс. км;
когда произведено последнее ТО-2 и пробег после этого
обслуживания;
проверялось ли транспортное средство перед выпуском на линию,
кто проверял, результат проверки;
о наличии каких неисправностей было заявлено водителем в день
перед происшествием, кто их устранил, кем проверялись выполненные
работы.
7. Какие повреждения получило транспортное средство в
результате происшествия и стоимость устранения повреждений в
рублях.
8. Если причиной происшествия явилась техническая
неисправность, то по чьей вине она возникла.
9. Данные о водителе:
Фамилия, имя, отчество _______________________________________
Год рождения _________________ класс _________________________
Общий стаж работы водителем __________________________________
Стаж работы на данном автохозяйстве __________________________
Где первоначально получил профессию водителя и когда
__________________________________________________________________
Когда в последний раз проходил переподготовку по Правилам
дорожного движения _______________________________________________
Когда в последний раз проходил медосмотр и его результаты ____
__________________________________________________________________
Состояние здоровья в день совершения происшествия (только по
заключению врача). Проходил ли предрейсовый медосмотр.
Какие административные взыскания имел водитель ранее:
по линии администрации автохозяйства;
по линии Госавтоинспекции;
по линии общественности автохозяйства.
Участвовал ли водитель в дорожно - транспортных происшествиях
ранее.
Если да, то описать характер этих происшествий.
Краткая характеристика водителя по данным работы в
автохозяйстве.
10. Организация работы водителя и транспортного средства.
На какую работу направлялось транспортное средство и кем,
фактическое время работы водителя до совершения дорожно -
транспортного происшествия, если допущена переработка, то кто ее
разрешил и почему.
Правильно ли оформлен путевой лист.
Инструктировался ли водитель об особенностях работы и кем.
Чем подтверждается проведение инструктажа.
Кто из инженерно - технических работников автохозяйства должен
был контролировать работу транспорта или самоходных механизмов.
Осуществлялся ли этот контроль.
11. Данные о происшествии:
вид происшествия;
подробное описание обстоятельств происшествия;
погодные условия (дождь, снег и т.п.);
условия видимости и обзорности;
дорожные условия (вид покрытия, состояния проезжей части,
подъем, спуск, кривая, наличие дорожных знаков или линий разметки
и т.д.);
очевидные причины происшествия;
последствия происшествия;
погибло, чел. ___________
травмировано, чел. ____________
в т.ч. работников автохозяйства, чел. ________________
Размер материального ущерба от повреждения транспортного
средства и утраты груза.
12. Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы
транспортных средств автохозяйства: когда, кем, какие недостатки
выявлены и какие приняты меры к их устранению.
13. В заключительной части акта должно быть указано, какие
именно нарушения Правил дорожного движения, Правил технической
эксплуатации транспортных средств, должностных инструкций привели
к дорожно - транспортному происшествию и какие способствовали его
возникновению. Указываются конкретные нарушители этих правил,
инструкций и положений.
К акту прилагаются:
списки погибших и пострадавших при дорожно - транспортном
происшествии с указанием:
фамилии, имени, отчества; года рождения; места работы; состава
семьи; места жительства.
копия протокола осмотра места дорожно - транспортного
происшествия и участвовавших в нем транспортных средств.
объяснения работников автохозяйства, причастных к
происшествию.
Работник Госавтоинспекции ___________________ /подпись/
Руководитель автохозяйства ___________________ /подпись/
Ст. инженер (инженер) службы БД ______________ /подпись/
7. Правила учета дорожно - транспортных происшествий
7.1. Общие положения
7.1.1. Учет дорожно - транспортных происшествий осуществляется
в целях изучения и устранения причин и условий их возникновения.
7.1.2. Учет дорожно - транспортных происшествий ведется
органами внутренних дел, автохозяйствами и учреждениями
здравоохранения, имеющими санитарные автомобили на своем балансе.
7.1.3. Дорожно - транспортным происшествием называется
происшествие, возникшее в процессе движения механических
транспортных средств и повлекшее за собой гибель и телесное
повреждение людей, повреждение транспортных средств, сооружений,
грузов или иной материальный ущерб.
К механическим транспортным средствам относятся автомобили,
мотоциклы, мотоколяски, мопеды, велосипеды и другие самоходные
механизмы.
7.1.4. К дорожно - транспортным происшествиям не относятся:
- происшествия с тракторами, другими самоходными механизмами
во время выполнения ими основных производственных операций, для
которых они предназначены (пахота, рытье траншей и т.д.),
вследствие нарушения правил эксплуатации и техники безопасности;
- пожары на движущихся механических средствах, не связанные с
их технической неисправностью.
7.1.5. Не учитываются дорожно - транспортные происшествия:
- материальный ущерб от которых, определяемый как сумма
убытков от повреждения транспортных средств, груза, дорожных и
других сооружений с учетом накладных расходов, а также гибели
животных, составляет менее 150 рублей;
- возникшие в результате умышленных действий, направленных на
причинение ущерба жизни, здоровью людей или материального вреда;
- явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь
самоубийством;
- возникшие в результате стихийных бедствий;
- на закрытых территориях предприятий, учреждений, аэродромов,
воинских частей и других охраняемых объектах;
- возникшие во время спортивных соревнований, когда по
собственной вине пострадали водители - спортсмены или другие
участники этих соревнований.
7.1.6. Дорожно - транспортные происшествия подразделяются на:
- столкновения;
- опрокидывания;
- наезд на транспортное средство;
- наезд на препятствие;
- наезд на пешехода;
- наезд на велосипедиста;
- наезд на гужевой транспорт;
- наезд на животное;
- падение пассажира;
- прочие происшествия.
7.1.7. В число погибших при дорожно - транспортном
происшествии включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия
или от полученных ранений в течение семи суток с момента
происшествия, в число раненых - люди, получившие телесные
повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначение
после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.
7.1.8. Все государственные и общественные предприятия,
организации, учреждения и индивидуальные владельцы транспортных
средств обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел о всех
дорожных происшествиях с их транспортными средствами, а в
последующем предоставлять документы о размере причиненного
материального ущерба.
7.1.9. Медицинские учреждения должны немедленно сообщить в
органы внутренних дел о всех людях, обращавшихся к ним за помощью
по поводу ранений и повреждений, нанесенных им движущимися
транспортными средствами, администрация моргов - о доставленных в
них погибших при дорожно - транспортных происшествиях.
7.2. Учет дорожно - транспортных происшествий
7.2.1. Автохозяйствами и учреждениями здравоохранения,
имеющими санитарные автомобили на своем балансе, учитываются
дорожно - транспортные происшествия, в которых участвовали их
транспортные средства.
Учет происшествий осуществляется работниками, назначенными
приказами по автохозяйствам и учреждениям здравоохранения, имеющим
санитарные автомобили на своем балансе.
Сведения о происшествиях регистрируются в журнале учета,
сверяются с данными органов внутренних дел.
7.2.2. Автохозяйствами и учреждениями здравоохранения,
имеющими санитарные автомобили на своем балансе, составляются
отчеты о дорожно - транспортных происшествиях по установленной
форме (ДТП-3).
8. Положение о комиссии общественного контроля
за безопасность дорожного движения
8.1. Общие положения
8.1.1. Комиссия общественного контроля за безопасностью
дорожного движения на автомобильном транспорте организуется при
профсоюзных комитетах автохозяйств и учреждений здравоохранения,
имеющих санитарные автомобили на своем балансе.
8.1.2. Члены комиссии избираются на общем собрании рабочих,
инженерно - технических работников, служащих автохозяйства
открытым голосованием.
В состав комиссии общественного контроля рекомендуется
избирать лучших водителей, работающих без дорожно - транспортных
происшествий и нарушений Правил дорожного движения, передовиков
производства из числа рабочих, инженерно - технических работников
и служащих.
Количественно состав комиссии общественного контроля
устанавливается в зависимости от мощности автохозяйства (в
пределах 3 - 25 человек).
8.1.3. Комиссия избирает (открытым голосованием) председателя
и заместителя председателя, а из членов комиссии создаются рабочие
группы:
по агитации и пропаганде правил безопасности дорожного
движения;
по контролю за работой водителей на линии;
по рассмотрению нарушений транспортной дисциплины.
Каждая рабочая группа состоит из 3 - 5 человек - членов
комиссии.
Работа комиссии ведется по годовому и квартальному планам,
утвержденным профсоюзным комитетом.
8.1.4. Заседания комиссии общественного контроля проводятся не
менее двух раз в месяц, а при каждом дорожно - транспортном
происшествии созывается внеочередное заседание. Каждое заседание
комиссии оформляется протоколом.
8.1.5. Комиссия общественного контроля о своей деятельности
отчитывается перед профсоюзным комитетом и общим собранием
коллектива автохозяйства не реже двух раз в год.
8.2. Задачи комиссии
8.2.1. Основной задачей комиссии общественного контроля
является оказание помощи администрации автохозяйства в проведении
мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий
и повышению транспортной дисциплины.
8.2.2. Группы комиссии общественного контроля выполняют
следующие задачи:
- группа по агитации и пропаганде правил безопасности движения
проводит в коллективе воспитательную работу, направленную на
укрепление дисциплины, путем организации бесед и лекций по
Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации
автомобилей, обмена опытом и популяризации работы передовых
водителей, работающих без дорожно - транспортных происшествий и
нарушений Правил дорожного движения, выпуска бюллетеней и
сатирических листовок, оборудования фотовитрин, обнародования
случаев предотвращения водителями происшествий;
- группа по контролю за техническим состоянием автомобилей
проводит контрольные проверки технического состояния автомобилей
при выезде на линию и возвращении в гараж, одновременно проверяет
наличие у водителей путевой и маршрутной документации,
правильность ее оформления, пресекает попытки выезда на линию в
нетрезвом состоянии, проверяет качество технического обслуживания
и ремонта автомобилей;
- группа по контролю за работой водителей на линии
осуществляет контроль за выполнением правил движения и
эксплуатации автотранспорта, принимает меры к пресечению случаев
управления транспортом водителями в нетрезвом состоянии и
использования автомобилей в личных целях, выявляет причины,
затрудняющие работы транспорта;
- группа по рассмотрению нарушений транспортной дисциплины
рассматривает нарушения, допущенные водителями автохозяйства,
подготавливает к заседанию комиссии общественного контроля
материалы по нарушению Правил дорожного движения и дорожным
происшествиям.
8.2.3. Комиссия общественного контроля ведет работу в тесном
контакте с администрацией своего автохозяйства, дорожного
хозяйства, специализированным ДНД по БД и органами ГАИ.
8.3. Права комиссии
8.3.1. Комиссия общественного контроля имеет право;
- при обнаружении нарушений правил дорожного движения
составлять акты и немедленно передавать их администрации
автохозяйства для принятия соответствующих мер;
- рассматривать на своих заседаниях вопросы, связанные с
безопасностью движения и мерами по предупреждению дорожно -
транспортных происшествий;
- вносить предложения администрации, профсоюзному комитету о
поощрении ремонтных рабочих и водителей, обеспечивающих своей
работой повышение коэффициента технической готовности автомобилей,
улучшение их использования и безаварийную работу на линии, а также
о полном или частичном лишении премий на низкое качество
техобслуживания (ремонта) подвижного состава;
- вносить предложения администрации, профсоюзному комитету
автохозяйства об устранении выявленных недостатков в
автохозяйстве, а также - Госавтоинспекции о недостатках на
автотрассах (автодорогах), способствующих возникновению дорожно -
транспортных происшествий.
Руководители автохозяйств и учреждений здравоохранения,
имеющих санитарные автомобили на своем балансе, обязаны
рассматривать предложения и заключения комиссии по вопросам,
касающимся безопасности движения и принимать необходимые меры к
устранению выявленных недостатков.
8.3.2. Члены комиссии, не выполняющие свои обязанности,
скомпрометировавшие себя на работе или в быту, исключаются из
состава комиссии решением профсоюзного комитета с последующим
утверждением этого решения на общем собрании рабочих, инженерно -
технических работников и служащих автохозяйства.
9. Положение о водителе - наставнике автохозяйства
9.1. Общие положения
9.1.1. Водитель - наставник назначается приказом руководителя
автохозяйства из числа лучших водителей I - II класса, который
может обучать и стажировать водителей безаварийным методам и
приемам вождения автомобилей, Правилам дорожного движения.
9.1.2. В своей работе водитель - наставник руководствуется
Правилами дорожного движения, Правилами технической эксплуатации
автомобилей и распоряжениями руководителя автохозяйства.
9.1.3. Водитель - наставник обязан:
- оказывать действенную помощь начальнику автоколонны
(автоотряда) в обучении водителей автомобилей передовым методам и
приемам безопасного вождения;
- периодически проверять практические навыки водителей;
- проводить стажирование водителей, вновь поступивших на
работу или переведенных на автомобиль другой марки или модели;
- принимать участие в проведении инструктажа водителей, а
также проводить индивидуальные занятия по правилам дорожного
движения и вождения;
9.1.4. Водитель - наставник имеет право:
- участвовать в комиссиях по повышению квалификации водителей
и разбору дорожно - транспортных происшествий;
- проводить смотры - конкурсы среди водительского состава
автохозяйства по безаварийной работе;
- контролировать работу водителей на линии, снимать с линии
автомобили, имеющие технические неисправности, угрожающие
безопасности движения;
- отстранять от управления водителей, находящихся в нетрезвом
или болезненном состоянии;
- участвовать в подведении итогов соцсоревнования среди
водительского состава автохозяйства, вносить предложения к
поощрению за работу без нарушений Правил дорожного движения;
- в конце стажировки подписывать стажировочный лист,
информировать руководителя автохозяйства о возможности допуска
водителя к самостоятельной работе на автомобиле.
|