ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ,
ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ НАУК СССР
И
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 1 апреля 1986 г. N 109/64/7-23
г. Москва
ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В
ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВО-
ГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕД-
ПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА
(В ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума Академии на-
ук СССР и Секретариата ВЦСПС от 24 января 1990 г. N 36/16/2-103).
Решениями XXVII съезда КПСС поставлена задача мобилизации соци-
ально-психологических факторов как одного из важнейших условий
ускорения социально-экономического развития страны на основе повы-
шения эффективности производства и всемерного использования трудо-
вой и социальной активности трудящихся.
В настоящее время в отраслях народного хозяйства накоплен оп-
ределенный опыт в использовании социально-психологических резервов
производства и управления социальными процессами. Важная роль в
решении этих вопросов принадлежит службам социального развития
предприятий, производственных и научно-производственных объедине-
ний, организаций, министерств и ведомств<1>.
На ряде производственных объединений и предприятий таких, как
"АвтоЗИЛ", Ленинградское объединение электронного приборостроения
"Светлана", приборомеханическое объединение "Курганприбор", Но-
рильский горно-металлургический комбинат имени А.П. Завенягина,
Тираспольское швейное объединение имени 40-летия ВЛКСМ, Днеп-
ровский машиностроительный завод имени В.И. Ленина, Московский
станкостроительный завод "Красный пролетарий", Пермский телефонный
завод и других, на основе внедрения в практику работы социологи-
ческих и психологических методов успешно решаются задачи стабили-
зации трудовых коллективов, укрепления производственной дисципли-
ны, развития социально-политической активности трудящихся, эффек-
тивности социалистического соревнования, улучшения организации и
стимулирования труда. Их опыт показывает, что всестороннее исполь-
зование социально-психологических факторов позволяет обеспечить до
одной трети прироста производительности труда, сократить в два-три
раза текучесть кадров. Одновременно усиливается социальная направ-
ленность развития предприятий в увязке с региональными и террито-
риальными интересами и потребностями.
Вместе с тем состояние работы по социальному развитию трудовых
коллективов, организации социологических и психологических иссле-
дований еще не соответствует уровню современных требований и за-
дач, поставленных партией и правительством в области социаль-
но-экономического развития страны.
В целях улучшения и развития социологической работы в отраслях
народного хозяйства, последовательного усиления воздействия соци-
альных и психологических факторов на повышение эффективности эко-
номики страны Государственный комитет СССР по труду и социальным
вопросам, Президиум Академии наук СССР и Секретариат ВЦСПС по сог-
ласованию с Государственным плановым комитетом СССР
п о с т а н о в л я ю т:
------------------------
<1> Далее - "предприятие, организация, министерство".
1. Утвердить Типовое положение о службе социального развития
предприятия, организации, министерства согласно приложению.
Министерствам и ведомствам совместно с соответствующими
профсоюзными органами разработать на основе указанного Типового
положения и утвердить в 1986 году Положение о службе социального
развития предприятия, организации, министерства с учетом отрасле-
вых особенностей.
2. Рекомендовать министерствам и ведомствам:
повысить уровень работы по планированию и управлению социальны-
ми профессиями, обратив особое внимание на выявление и использова-
ние социально-психологических факторов в целях активизации работы
по техническому перевооружению производства, ликвидации ручных,
монотонных и непрестижных работ, совершенствования форм и методов
хозяйствования, повышения действенности системы распределения по
труду, улучшения условий труда, быта и отдыха трудящихся; усилить
социальную ориентированность кадров, обеспечить наиболее полную
реализацию положений Закона СССР "О государственном предприятии
(объединении)";
Для научно-методического и организационного обеспечения данной
работы создать службы социального развития в центральном аппарате
министерств (ведомств), включая соответствующие службы социального
развития в их научных подразделениях. Считать целесообразным обра-
зование аналогичных служб на предприятиях (в объединениях).
Определить с согласия самих предприятий (объединений) базовые
предприятия и головные организации по отработке и распространению
передового опыта организации работы по социальному развитию трудо-
вых коллективов и активизации деятельности служб социального раз-
вития предприятия (объединения).
Обеспечить координацию работы в области социального развития
трудовых коллективов, создав для этих целей координационные советы
в министерствах (ведомствах) с включением в них представителей
плановых, кадровых, строительных подразделений, служб социального
развития, органов по труду и общественных организаций. Разъяснять
трудовым коллективам целесообразность создания аналогичных советов
на предприятиях (в объединениях);
усилить контроль за учетом социальных требований при проектиро-
вании новых и реконструкции действующих предприятий (формирование
социальной инфраструктуры, обеспечение благоприятных условий труда
и др.);
предусмотреть в планах научно-исследовательских работ на две-
надцатую пятилетку разработку отраслевых социальных требований и
нормативов;
в отраслевых институтах повышения квалификации предусмотреть,
начиная с 1987 года, повышение квалификации работников служб соци-
ального развития; разработать и утвердить соответствующие типовые
учебно-тематические планы и программы; организовать повышение ква-
лификации руководящих кадров, специалистов, профсоюзных работников
по вопросам социального развития и управления.
3. Научно-исследовательскому институту труда и Всесоюзному на-
учно-методическому центру по организации труда и управления произ-
водством Государственного комитета СССР по труду и социальным воп-
росам, соответствующим научно-исследовательским организациям Ака-
демии наук СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных
Союзов, а также министерств и ведомств;
принять дополнительные меры к ускорению разработки методологи-
ческих основ функционирования служб социального развития и обеспе-
чить постоянное научно-методическое руководство их деятельностью в
отраслях народного хозяйства, обобщение и распространение передо-
вого опыта;
подготовить в 1987 году методические рекомендации по разработке
отраслевых социальных требований и нормативов.
4. Просить Министерство высшего и среднего специального образо-
вания СССР рассмотреть в 1986 году вопрос о расширении подготовки
специалистов по социологии и психологии в соответствии с потреб-
ностями народного хозяйства.
5. Всесоюзному институту повышения квалификации руководящих ра-
ботников и специалистов по труду и социальным вопросам, Высшей
школе профсоюзного движения им. Н.М. Шверника организовать, начи-
ная с 1987 года, курсы по повышению квалификации работников служб
социального развития предприятий, организаций и министерств.
Высшей школе профсоюзного движения им. Н.М. Шверника рассмотреть
вопрос о подготовке научных кадров по прикладной социологии.
6. Редакциям журналов "Социалистический труд", "Советские
профсоюзы", "Социологические исследования", "Психологический жур-
нал", "Вопросы психологии" систематически освещать передовой оте-
чественный и зарубежный опыт в области социального развития трудо-
вых коллективов и работы служб социального развития предприятий,
организаций, министерств.
7. Просить Советы Министров союзных республик принять меры,
направленные на создание служб социального развития и совер-
шенствование их деятельности в республиканских министерствах и ве-
домствах.
8. Министерствам и ведомствам СССР к 15 марта 1987 года
представить в Государственный комитет СССР по труду и социальным
вопросам информацию о принятых мерах и результатах проведенной ра-
боты по созданию и совершенствованию деятельности служб социально-
го развития в отраслях.
Приложение
к постановлению Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам,
Президиума Академии наук
СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 апреля
1986 г. N 109/64/7-23
Т И П О В О Е П О Л О Ж Е Н И Е
о службе социального развития предприятия, организации,
министерства
Поставленная КПСС задача ускорения социально-экономического
развития страны на основе всемерного использования достижений на-
учно-технического прогресса требует мобилизации организацион-
но-экономических и социально-психологических факторов в обществен-
ном производстве, усиления социальной направленности управления
экономикой.
В связи с этим возникает необходимость в повышении уровня рабо-
ты в области социального развития трудовых коллективов, совер-
шенствования управления социальными процессами.
1. Общие положения
1.1. Целью службы социального развития является разработка и
реализация мероприятий, обеспечивающих всемерное использование со-
циально-психологических факторов, повышения эффективности произ-
водства, совершенствование управления социальными процессами в
трудовых коллективах, развитие творческой активности трудящихся.
1.2. Основные задачи службы социального развития:
выявление и использование социальных резервов роста производи-
тельности труда и интенсификации производства;
изучение социологических и психологических проблем организации
труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их ре-
шения;
организация работы по управлению социальным развитием трудовых
коллективов;
организационно-методическое обеспечение, координация разработки
и реализации планов, целевых комплексных программ социального раз-
вития;
улучшение форм и методов воспитательной работы.
1.3. Служба социального развития отрасли состоит из соот-
ветствующих функциональных структурных подразделений произ-
водственных и научно-производственных объединений, комбинатов,
трестов, предприятий, организаций, научно-исследовательских учреж-
дений, министерств и ведомств<2>.
В состав подразделений службы социального развития (отделов,
лабораторий, бюро, секторов, групп) включаются социологи, психоло-
ги, специалисты по профориентации, организации и управлению произ-
водством.
1.4. Структура и штаты подразделений социального развития ут-
верждаются в установленном порядке руководителем предприятия, ор-
ганизации, министерства (в ред. Постановления Госкомтруда СССР,
Президиума Академии наук СССР И Секретариата ВЦСПС от 24 января
1990 г. N 36/16/2-103).
В объединениях и на предприятиях с численностью менее 25 тыс.
человек служба социального развития - отдел, лаборатория, бюро,
сектор, группа - подчиняется непосредственно руководителю объеди-
нения, предприятия или его заместителю.
Исследования социальных проблем трудовых коллективов на предп-
риятиях могут осуществляться совместно с научными учреждениями,
вузами и базовыми предприятиями на основании хоздоговоров и дого-
воров о творческом содружестве, а также путем создания рабочих
групп с привлечением специалистов-консультантов по социальным воп-
росам.
1.6. В аппарате министерства подразделение социального развития
обеспечивает проведение единой социальной политики в отрасли, ко-
ординацию деятельности объединений, предприятий и организаций в
данном направлении работы.
Научно-методическое обеспечение деятельности служб социального
развития предприятий и организаций, изучение и распространение пе-
редового опыта возлагается на одну из отраслевых научно-исследова-
тельских организаций.
1.7. Служба социального развития осуществляет работу совместно
с другими функциональными и производственными подразделениями, а
также общественными организациями при широком участии трудовых
коллективов.
1.8. В своей деятельности служба социального развития руко-
водствуется решениями партии и правительства, законодательными ак-
тами, нормативными и методическими материалами, постановлениями и
разъяснениями Государственного планового комитета СССР, Госу-
дарственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Госу-
дарственного комитета СССР по науке и технике, Центрального ста-
тистического управления СССР и ВЦСПС, руководящими материалами ми-
нистерства (ведомства), а также настоящим Положением.
1.9. На основе настоящего Типового положения предприятия, орга-
низации, министерства утверждают соответствующие положения о служ-
бах социального развития.
<2> Далее - "предприятие, организация, министерство".
2. Функции служб социального развития
2.1. Службой социального развития на предприятиях и в организа-
циях осуществляются следующие функции:
2.1.1. В области планирования и управления социальным развитием
трудовых коллективов:
анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подго-
товка предложений к проектам годовых, пятилетних и долгосрочных
планов, целевых комплексных программ социального развития трудовых
коллективов;
изучение социальных аспектов научно-технического прогресса;
разработка мероприятий по преодолению социальной неоднородности
труда, социально-психологическому обеспечению внедрения робототех-
ники и гибких автоматизированных производств, сокращению тяжелого,
монотонного и малоквалифицированного ручного труда;
проведение социологических и социально-психологических исследо-
ваний; анализ и прогнозирование развития социальных процессов;
подготовка предложений по учету социально-психологических факторов
в организации производства и быта;
пропаганда социологических и психологических знаний, организа-
ция учебы руководителей основам промышленной социологии и психоло-
гии; обобщение и внедрение передового опыта по управлению социаль-
ным развитием трудовых коллективов;
участие в организации и проведении экспериментов и разработке
предложений по социально-психологическим аспектам совершенствова-
ния хозяйственного механизма;
участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции
объектов производственного и непроизводственного назначения в
части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
2.1.2. В области совершенствования социальной структуры и ста-
билизации трудовых коллективов:
прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными
программами технического перевооружения производства, анализ изме-
нений и разработка предложений по совершенствованию социальной
структуры кадров;
изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению
кадров и стабилизации трудовых коллективов; осуществление социаль-
но-психологического обеспечения профориентации, профподбора, про-
фобучения, расстановки, производственной адаптации, профессиональ-
ного и должностного продвижения кадров с учетом индивидуально-пси-
хологических особенностей работников; участие в формировании ре-
зерва руководителей среднего и низового звеньев управления.
2.1.3. В области внедрения прогрессивных форм организации труда
- участие в:
разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлетворен-
ности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению твор-
ческого характера труда;
формировании структуры и состава бригад и подрядных коллекти-
вов;
аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в
соответствие с социальными требованиями;
подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и
благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению усло-
вий труда и производственного быта женщин;
разработке предложений по повышению качества нормирования тру-
да, действенности моральных и материальных стимулов к труду с
целью достижения высоких конечных результатов.
2.1.4. В области развития трудовой и социальной активности ра-
ботников:
разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли
личности, созданию благоприятного социально-психологического кли-
мата в трудовых коллективах; проведение психологических консульта-
ций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам;
подготовка предложений по повышению роли и значения наставни-
чества;
разработка социальных мер по укреплению трудовой и произ-
водственной дисциплины и повышению ответственности за выполнение
плановых заданий;
разработка совместно с соответствующими структурными подразде-
лениями предложений по созданию условий для роста культурно-техни-
ческого и профессионального уровня трудящихся, развития их твор-
ческой инициативы, рационализации и изобретательства, участия в
управлении производством;
участие в определении наиболее эффективных форм и методов орга-
низации социалистического соревнования и использование социаль-
но-психологических факторов повышения его эффективности.
2.1.5. В области социального обслуживания:
разработка предложений по совершенствованию и развитию социаль-
ной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социаль-
но-культурных и бытовых потребностей трудящихся; участие в разра-
ботке предложений по улучшению распределения и использования
средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи-
тельства;
анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению
использования свободного времени, обеспечению более благоприятных
условий отдыха работников и членов их семей, а также ветеранов
труда и пенсионеров;
разработка предложений по развитию бытовых, санаторно-оздорови-
тельных, культурно-просветительных и других видов обслуживания на
предприятиях, в организациях, министерствах.
2.2. Службой социального развития министерства осуществляются
следующие функции:
постановка целей и задач деятельности подразделений службы со-
циального развития отрасли;
организация социологической и психологической работы в отрасли;
координация и методическое обеспечение деятельности служб соци-
ального развития на предприятиях (в объединениях);
организация работы по прогнозированию социального развития от-
расли;
обеспечение разработки и контроля за реализацией планов соци-
ального развития отрасли;
повышение квалификации работников подразделений социального
развития;
организация систематической учебы хозяйственных руководителей
по вопросам теории и практики повышения эффективности использова-
ния социально-психологических факторов на предприятиях и в органи-
зациях отрасли.
(в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума Академии наук
СССР и Секретариата ВЦСПС от 24 января 1990 г. N 36/16/2-103).
2.2.1. Службой социального развития научно-исследовательской
организации, обеспечивающей научно-методическое руководство дея-
тельностью соответствующих служб предприятий и организаций в от-
расли, осуществляются следующие функции:
разработка предложений по формированию и совершенствованию
систем организации и управления социальным развитием трудовых кол-
лективов;
методическая помощь в разработке программ и планов социального
развития и анализ хода их реализации;
обобщение и распространение передового опыта решения социаль-
но-психологических проблем в объединениях и на предприятиях;
разработка программ, координация и проведение социологических и
психологических исследований;
научно-методическое обеспечение деятельности служб социального
развития предприятий, организаций;
организация научно-практических семинаров, конференций по воп-
росам социального развития трудовых коллективов.
3. Права руководителей подразделений социального развития
Руководитель подразделения социального развития (отдела, лабо-
ратории, сектора, бюро, группы) имеет право:
3.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от струк-
турных подразделений материалы, необходимые для проведения иссле-
дований и выполнения работ в области социального развития.
3.2. Привлекать по согласованию с руководством работников соот-
ветствующих подразделений предприятий, организаций, министерств
для выполнения совместных работ.
3.3. Контролировать осуществление структурными подразделениями
мероприятий, предусмотренных планами (комплексными целевыми прог-
раммами и проектами) социального развития, и вносить на рассмотре-
ние руководства предложения, направленные на устранение недостат-
ков, а также о поощрении лиц, активно содействующих внедрению ме-
роприятий в области социального развития.
3.4. Осуществлять контакты по вопросам, относящимся к компетен-
ции подразделения, с соответствующими подразделениями предприятий,
организаций, министерств, научными учреждениями и высшими учебными
заведениями; привлекать в установленном порядке для осуществления
и совершенствования работы в области социального развития специа-
листов сторонних организаций.
3.5. Представлять свое предприятие, организацию, отрасль по
вопросам планирования и управления социальным развитием в вышесто-
ящих организациях и на совещаниях.
4. Ответственность руководителей подразделений
социального развития
Руководитель подразделения социального развития несет от-
ветственность за:
4.1. Обоснованность рекомендаций по повышению эффективности
использования социальных резервов в условиях научно-технического
прогресса, внедрения нового хозяйственного механизма, активизации
человеческого фактора.
4.2. Эффективность разработки и внедрения мероприятий в области
социального развития трудовых коллективов; осуществление предложе-
ний, обеспечивающих рост производительности труда за счет социаль-
но-психологических факторов, повышение удовлетворенности трудом,
совершенствование социальной структуры и стабилизацию трудовых
коллективов, более полное удовлетворение социальных потребностей
работников.
4.3. Обоснованность подготовки предложений к сводному разделу
плана экономического и социального развития по всему комплексу со-
циальных мероприятий и осуществление контроля за его реализацией.
4.4. Внедрение передового опыта в области социального развития
трудовых коллективов, применение на предприятиях, в организациях
межотраслевых и отраслевых нормативных и методических материалов,
соблюдение социальных требований и нормативов, проведение единой
политики в области социального развития и организационно-методи-
ческое обеспечение этой работы.
4.5. Обоснованность рекомендаций по подбору и расстановке кад-
ров, повышению их квалификации.
4.6. Выполнение планов работы подразделений социального разви-
тия.
4.7. Качество представляемых руководству материалов, целенап-
равленное использование социологической и психологической информа-
ции.
4.8. Соблюдение этики проведения социально-психологических
исследований.
|