Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСКОМТРУД СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 1 АПРЕЛЯ 1986 Г. N 109/64/7-23 ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



                      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
                     ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ,
                    ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ НАУК СССР
                                   И
              СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
                        ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

                       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                   от 1 апреля 1986 г. N 109/64/7-23
                               г. Москва

           ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В
           ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВО-
            ГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕД-
                   ПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА
      (В ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума Академии на-
   ук СССР  и Секретариата ВЦСПС от 24 января 1990 г.  N 36/16/2-103).

      Решениями XXVII съезда КПСС поставлена задача мобилизации соци-
   ально-психологических  факторов  как  одного  из важнейших условий
   ускорения социально-экономического развития страны на основе повы-
   шения эффективности производства и всемерного использования трудо-
   вой и социальной активности трудящихся.
      В настоящее  время  в отраслях народного хозяйства накоплен оп-
   ределенный опыт в использовании социально-психологических резервов
   производства и  управления  социальными процессами.  Важная роль в
   решении этих вопросов  принадлежит  службам  социального  развития
   предприятий, производственных  и научно-производственных объедине-
   ний, организаций, министерств и ведомств<1>.
      На ряде  производственных объединений и предприятий таких,  как
   "АвтоЗИЛ", Ленинградское объединение электронного  приборостроения
   "Светлана", приборомеханическое  объединение  "Курганприбор",  Но-
   рильский горно-металлургический комбинат  имени  А.П.  Завенягина,
   Тираспольское швейное  объединение  имени  40-летия  ВЛКСМ,  Днеп-
   ровский машиностроительный завод  имени  В.И.  Ленина,  Московский
   станкостроительный завод "Красный пролетарий", Пермский телефонный
   завод и других,  на основе внедрения в практику работы  социологи-
   ческих и  психологических методов успешно решаются задачи стабили-
   зации трудовых коллективов,  укрепления производственной дисципли-
   ны, развития социально-политической активности трудящихся,  эффек-
   тивности социалистического соревнования,  улучшения организации  и
   стимулирования труда. Их опыт показывает, что всестороннее исполь-
   зование социально-психологических факторов позволяет обеспечить до
   одной трети прироста производительности труда, сократить в два-три
   раза текучесть кадров. Одновременно усиливается социальная направ-
   ленность развития  предприятий в увязке с региональными и террито-
   риальными интересами и потребностями.
      Вместе с  тем состояние работы по социальному развитию трудовых
   коллективов, организации социологических и психологических  иссле-
   дований еще  не  соответствует уровню современных требований и за-
   дач, поставленных партией  и  правительством  в  области  социаль-
   но-экономического развития страны.
      В целях улучшения и развития социологической работы в  отраслях
   народного хозяйства,  последовательного усиления воздействия соци-
   альных и психологических факторов на повышение эффективности  эко-
   номики страны  Государственный  комитет СССР по труду и социальным
   вопросам, Президиум Академии наук СССР и Секретариат ВЦСПС по сог-
   ласованию с     Государственным     плановым     комитетом    СССР
   п о с т а н о в л я ю т:

   ------------------------
      <1> Далее - "предприятие, организация, министерство".

      1. Утвердить  Типовое  положение  о службе социального развития
   предприятия, организации, министерства согласно приложению.
      Министерствам и   ведомствам   совместно   с   соответствующими
   профсоюзными органами разработать на  основе  указанного  Типового
   положения и  утвердить  в 1986 году Положение о службе социального
   развития предприятия,  организации, министерства с учетом отрасле-
   вых особенностей.

      2. Рекомендовать министерствам и ведомствам:
      повысить уровень работы по планированию и управлению социальны-
   ми профессиями, обратив особое внимание на выявление и использова-
   ние социально-психологических  факторов в целях активизации работы
   по техническому перевооружению  производства,  ликвидации  ручных,
   монотонных и непрестижных работ,  совершенствования форм и методов
   хозяйствования, повышения действенности системы  распределения  по
   труду, улучшения условий труда,  быта и отдыха трудящихся; усилить
   социальную ориентированность кадров,  обеспечить  наиболее  полную
   реализацию положений  Закона  СССР  "О государственном предприятии
   (объединении)";
      Для научно-методического и организационного обеспечения  данной
   работы создать  службы социального развития в центральном аппарате
   министерств (ведомств), включая соответствующие службы социального
   развития в их научных подразделениях. Считать целесообразным обра-
   зование аналогичных служб на предприятиях (в объединениях).
      Определить с  согласия  самих предприятий (объединений) базовые
   предприятия и головные организации по отработке и  распространению
   передового опыта организации работы по социальному развитию трудо-
   вых коллективов и активизации деятельности служб социального  раз-
   вития предприятия (объединения).
      Обеспечить координацию работы в  области  социального  развития
   трудовых коллективов, создав для этих целей координационные советы
   в министерствах (ведомствах) с  включением  в  них  представителей
   плановых, кадровых,  строительных подразделений, служб социального
   развития, органов по труду и общественных организаций.  Разъяснять
   трудовым коллективам целесообразность создания аналогичных советов
   на предприятиях (в объединениях);
      усилить контроль за учетом социальных требований при проектиро-
   вании новых и реконструкции действующих предприятий  (формирование
   социальной инфраструктуры, обеспечение благоприятных условий труда
   и др.);
      предусмотреть в планах научно-исследовательских работ  на  две-
   надцатую пятилетку  разработку  отраслевых социальных требований и
   нормативов;
      в отраслевых  институтах  повышения квалификации предусмотреть,
   начиная с 1987 года, повышение квалификации работников служб соци-
   ального развития;  разработать и утвердить соответствующие типовые
   учебно-тематические планы и программы; организовать повышение ква-
   лификации руководящих кадров, специалистов, профсоюзных работников
   по вопросам социального развития и управления.

      3. Научно-исследовательскому  институту труда и Всесоюзному на-
   учно-методическому центру по организации труда и управления произ-
   водством Государственного комитета СССР по труду и социальным воп-
   росам, соответствующим научно-исследовательским организациям  Ака-
   демии наук СССР,  Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных
   Союзов, а также министерств и ведомств;
      принять дополнительные  меры к ускорению разработки методологи-
   ческих основ функционирования служб социального развития и обеспе-
   чить постоянное научно-методическое руководство их деятельностью в
   отраслях народного хозяйства,  обобщение и распространение передо-
   вого опыта;
      подготовить в 1987 году методические рекомендации по разработке
   отраслевых социальных требований и нормативов.

      4. Просить Министерство высшего и среднего специального образо-
   вания СССР  рассмотреть в 1986 году вопрос о расширении подготовки
   специалистов по социологии и психологии в соответствии  с  потреб-
   ностями народного хозяйства.

      5. Всесоюзному институту повышения квалификации руководящих ра-
   ботников и  специалистов  по  труду и социальным вопросам,  Высшей
   школе профсоюзного движения им.  Н.М. Шверника организовать, начи-
   ная с 1987 года,  курсы по повышению квалификации работников служб
   социального развития  предприятий,  организаций   и   министерств.
   Высшей школе профсоюзного движения им.  Н.М.  Шверника рассмотреть
   вопрос о подготовке научных кадров по прикладной социологии.

      6. Редакциям   журналов   "Социалистический  труд",  "Советские
   профсоюзы", "Социологические исследования",  "Психологический жур-
   нал", "Вопросы  психологии" систематически освещать передовой оте-
   чественный и зарубежный опыт в области социального развития трудо-
   вых коллективов  и  работы служб социального развития предприятий,
   организаций, министерств.

      7. Просить  Советы  Министров  союзных  республик принять меры,
   направленные на  создание  служб  социального  развития  и  совер-
   шенствование их деятельности в республиканских министерствах и ве-
   домствах.

      8. Министерствам  и  ведомствам  СССР  к  15  марта  1987  года
   представить в Государственный комитет СССР по труду  и  социальным
   вопросам информацию о принятых мерах и результатах проведенной ра-
   боты по созданию и совершенствованию деятельности служб социально-
   го развития в отраслях.

                                           Приложение
                            к постановлению Государственного комитета
                            СССР  по труду  и социальным вопросам,
                                   Президиума  Академии наук
                               СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 апреля
                                      1986 г. N 109/64/7-23

                    Т И П О В О Е  П О Л О Ж Е Н И Е
         о службе социального развития предприятия, организации,
                              министерства

      Поставленная КПСС  задача  ускорения   социально-экономического
   развития страны  на основе всемерного использования достижений на-
   учно-технического прогресса  требует   мобилизации   организацион-
   но-экономических и социально-психологических факторов в обществен-
   ном производстве,  усиления социальной  направленности  управления
   экономикой.
      В связи с этим возникает необходимость в повышении уровня рабо-
   ты в  области  социального  развития трудовых коллективов,  совер-
   шенствования управления социальными процессами.

                           1. Общие положения

      1.1. Целью службы социального развития  является  разработка  и
   реализация мероприятий, обеспечивающих всемерное использование со-
   циально-психологических факторов,  повышения эффективности  произ-
   водства, совершенствование  управления  социальными  процессами  в
   трудовых коллективах, развитие творческой активности трудящихся.

      1.2. Основные задачи службы социального развития:
      выявление и использование социальных резервов роста  производи-
   тельности труда и интенсификации производства;
      изучение социологических и психологических проблем  организации
   труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их ре-
   шения;
      организация работы  по управлению социальным развитием трудовых
   коллективов;
      организационно-методическое обеспечение, координация разработки
   и реализации планов, целевых комплексных программ социального раз-
   вития;
      улучшение форм и методов воспитательной работы.

      1.3. Служба  социального  развития  отрасли  состоит  из  соот-
   ветствующих   функциональных   структурных   подразделений  произ-
   водственных  и  научно-производственных  объединений,  комбинатов,
   трестов, предприятий, организаций, научно-исследовательских учреж-
   дений, министерств и ведомств<2>.
      В состав  подразделений  службы  социального развития (отделов,
   лабораторий, бюро, секторов, групп) включаются социологи, психоло-
   ги, специалисты по профориентации, организации и управлению произ-
   водством.

      1.4. Структура и штаты подразделений социального  развития  ут-
   верждаются в установленном порядке руководителем предприятия,  ор-
   ганизации, министерства (в ред.  Постановления  Госкомтруда  СССР,
   Президиума Академии  наук  СССР  И Секретариата ВЦСПС от 24 января
   1990 г. N 36/16/2-103).
      В объединениях и на предприятиях с численностью менее  25  тыс.
   человек служба  социального развития - отдел,  лаборатория,  бюро,
   сектор, группа - подчиняется непосредственно руководителю  объеди-
   нения, предприятия или его заместителю.
      Исследования социальных проблем трудовых коллективов на  предп-
   риятиях могут  осуществляться  совместно  с научными учреждениями,
   вузами и базовыми предприятиями на основании хоздоговоров и  дого-
   воров о  творческом  содружестве,  а  также путем создания рабочих
   групп с привлечением специалистов-консультантов по социальным воп-
   росам.

      1.6. В аппарате министерства подразделение социального развития
   обеспечивает проведение единой социальной политики в отрасли,  ко-
   ординацию деятельности объединений,  предприятий и  организаций  в
   данном направлении работы.
      Научно-методическое обеспечение деятельности служб  социального
   развития предприятий и организаций, изучение и распространение пе-
   редового опыта возлагается на одну из отраслевых научно-исследова-
   тельских организаций.

      1.7. Служба социального развития осуществляет работу  совместно
   с другими  функциональными и производственными подразделениями,  а
   также общественными организациями  при  широком  участии  трудовых
   коллективов.

      1.8. В своей деятельности  служба  социального  развития  руко-
   водствуется решениями партии и правительства, законодательными ак-
   тами, нормативными и методическими материалами,  постановлениями и
   разъяснениями  Государственного  планового  комитета  СССР,  Госу-
   дарственного комитета СССР по труду и социальным  вопросам,  Госу-
   дарственного  комитета СССР по науке и технике,  Центрального ста-
   тистического управления СССР и ВЦСПС, руководящими материалами ми-
   нистерства (ведомства), а также настоящим Положением.

      1.9. На основе настоящего Типового положения предприятия, орга-
   низации, министерства утверждают соответствующие положения о служ-
   бах социального развития.

      <2> Далее - "предприятие, организация, министерство".

                 2. Функции служб социального развития

      2.1. Службой социального развития на предприятиях и в организа-
   циях осуществляются следующие функции:

      2.1.1. В области планирования и управления социальным развитием
   трудовых коллективов:
      анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подго-
   товка предложений  к  проектам годовых,  пятилетних и долгосрочных
   планов, целевых комплексных программ социального развития трудовых
   коллективов;
      изучение социальных  аспектов  научно-технического   прогресса;
   разработка мероприятий  по  преодолению  социальной неоднородности
   труда, социально-психологическому обеспечению внедрения робототех-
   ники и гибких автоматизированных производств, сокращению тяжелого,
   монотонного и малоквалифицированного ручного труда;
      проведение социологических и социально-психологических исследо-
   ваний; анализ и  прогнозирование  развития  социальных  процессов;
   подготовка предложений по учету социально-психологических факторов
   в организации производства и быта;
      пропаганда социологических и психологических знаний,  организа-
   ция учебы руководителей основам промышленной социологии и психоло-
   гии; обобщение и внедрение передового опыта по управлению социаль-
   ным развитием трудовых коллективов;
      участие в  организации  и проведении экспериментов и разработке
   предложений по социально-психологическим аспектам  совершенствова-
   ния хозяйственного механизма;
      участие в экспертизе  проектов  строительства  и  реконструкции
   объектов производственного   и  непроизводственного  назначения  в
   части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

      2.1.2. В  области совершенствования социальной структуры и ста-
   билизации трудовых коллективов:
      прогнозирование социальных  процессов  в  связи  с  намеченными
   программами технического перевооружения производства, анализ изме-
   нений и  разработка  предложений  по  совершенствованию социальной
   структуры кадров;
      изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению
   кадров и стабилизации трудовых коллективов; осуществление социаль-
   но-психологического обеспечения профориентации,  профподбора, про-
   фобучения, расстановки, производственной адаптации, профессиональ-
   ного и должностного продвижения кадров с учетом индивидуально-пси-
   хологических особенностей работников;  участие в формировании  ре-
   зерва руководителей среднего и низового звеньев управления.

      2.1.3. В области внедрения прогрессивных форм организации труда
   - участие в:
      разработке и внедрении мероприятий по  повышению  удовлетворен-
   ности трудом,  обеспечению престижности профессий,  усилению твор-
   ческого характера труда;
      формировании структуры  и  состава бригад и подрядных коллекти-
   вов;
      аттестации и  рационализации  рабочих  мест  и  приведении их в
   соответствие с социальными требованиями;
      подготовке мероприятий  по оздоровлению и созданию безопасных и
   благоприятных условий и повышению культуры труда,  улучшению усло-
   вий труда и производственного быта женщин;
      разработке предложений по повышению качества нормирования  тру-
   да, действенности  моральных  и  материальных  стимулов  к труду с
   целью достижения высоких конечных результатов.

      2.1.4. В  области развития трудовой и социальной активности ра-
   ботников:
      разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли
   личности, созданию благоприятного социально-психологического  кли-
   мата в трудовых коллективах; проведение психологических консульта-
   ций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам;
      подготовка предложений  по  повышению роли и значения наставни-
   чества;
      разработка социальных  мер  по  укреплению  трудовой  и  произ-
   водственной дисциплины и повышению ответственности  за  выполнение
   плановых заданий;
      разработка совместно с соответствующими структурными  подразде-
   лениями предложений по созданию условий для роста культурно-техни-
   ческого и профессионального уровня трудящихся,  развития их  твор-
   ческой инициативы,  рационализации и изобретательства,  участия  в
   управлении производством;
      участие в определении наиболее эффективных форм и методов орга-
   низации социалистического  соревнования  и  использование социаль-
   но-психологических факторов повышения его эффективности.

      2.1.5. В области социального обслуживания:
      разработка предложений по совершенствованию и развитию социаль-
   ной инфраструктуры  и созданию условий для удовлетворения социаль-
   но-культурных и бытовых потребностей трудящихся;  участие в разра-
   ботке предложений   по  улучшению  распределения  и  использования
   средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного  строи-
   тельства;
      анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению
   использования свободного времени,  обеспечению более благоприятных
   условий отдыха работников и членов их  семей,  а  также  ветеранов
   труда и пенсионеров;
      разработка предложений по развитию бытовых, санаторно-оздорови-
   тельных, культурно-просветительных  и других видов обслуживания на
   предприятиях, в организациях, министерствах.

      2.2. Службой  социального  развития министерства осуществляются
   следующие функции:
      постановка целей  и задач деятельности подразделений службы со-
   циального развития отрасли;
      организация социологической и психологической работы в отрасли;
      координация и методическое обеспечение деятельности служб соци-
   ального развития на предприятиях (в объединениях);
      организация работы  по прогнозированию социального развития от-
   расли;
      обеспечение разработки и контроля за реализацией  планов  соци-
   ального развития отрасли;
      повышение квалификации  работников  подразделений   социального
   развития;
      организация систематической учебы  хозяйственных  руководителей
   по вопросам  теории и практики повышения эффективности использова-
   ния социально-психологических факторов на предприятиях и в органи-
   зациях отрасли.
   (в ред.  Постановления Госкомтруда СССР,  Президиума Академии наук
   СССР и Секретариата ВЦСПС от 24  января  1990  г.  N  36/16/2-103).

      2.2.1. Службой  социального  развития  научно-исследовательской
   организации, обеспечивающей  научно-методическое  руководство дея-
   тельностью соответствующих служб предприятий и организаций  в  от-
   расли, осуществляются следующие функции:
      разработка предложений  по  формированию  и   совершенствованию
   систем организации и управления социальным развитием трудовых кол-
   лективов;
      методическая помощь  в разработке программ и планов социального
   развития и анализ хода их реализации;
      обобщение и  распространение  передового опыта решения социаль-
   но-психологических проблем в объединениях и на предприятиях;
      разработка программ, координация и проведение социологических и
   психологических исследований;
      научно-методическое обеспечение  деятельности служб социального
   развития предприятий, организаций;
      организация научно-практических семинаров,  конференций по воп-
   росам социального развития трудовых коллективов.

       3. Права руководителей подразделений социального развития

      Руководитель подразделения социального развития (отдела,  лабо-
   ратории, сектора, бюро, группы) имеет право:

      3.1. Запрашивать и получать в установленном порядке  от  струк-
   турных подразделений материалы,  необходимые для проведения иссле-
   дований и выполнения работ в области социального развития.

      3.2. Привлекать по согласованию с руководством работников соот-
   ветствующих подразделений  предприятий,  организаций,  министерств
   для выполнения совместных работ.

      3.3. Контролировать осуществление структурными  подразделениями
   мероприятий, предусмотренных планами (комплексными целевыми  прог-
   раммами и проектами) социального развития, и вносить на рассмотре-
   ние руководства предложения,  направленные на устранение недостат-
   ков,  а также о поощрении лиц, активно содействующих внедрению ме-
   роприятий в области социального развития.

      3.4. Осуществлять контакты по вопросам, относящимся к компетен-
   ции подразделения, с соответствующими подразделениями предприятий,
   организаций, министерств, научными учреждениями и высшими учебными
   заведениями; привлекать  в установленном порядке для осуществления
   и совершенствования работы в области социального развития  специа-
   листов сторонних организаций.

      3.5. Представлять свое  предприятие,  организацию,  отрасль  по
   вопросам планирования и управления социальным развитием в вышесто-
   ящих организациях и на совещаниях.

             4. Ответственность руководителей подразделений
                          социального развития

      Руководитель подразделения   социального   развития  несет  от-
   ветственность за:

      4.1. Обоснованность  рекомендаций  по  повышению  эффективности
   использования социальных резервов в  условиях  научно-технического
   прогресса, внедрения нового хозяйственного механизма,  активизации
   человеческого фактора.

      4.2. Эффективность разработки и внедрения мероприятий в области
   социального развития трудовых коллективов; осуществление предложе-
   ний, обеспечивающих рост производительности труда за счет социаль-
   но-психологических факторов,  повышение удовлетворенности  трудом,
   совершенствование социальной  структуры  и  стабилизацию  трудовых
   коллективов, более полное удовлетворение  социальных  потребностей
   работников.

      4.3. Обоснованность подготовки предложений к  сводному  разделу
   плана экономического и социального развития по всему комплексу со-
   циальных мероприятий и осуществление контроля за его реализацией.

      4.4. Внедрение  передового опыта в области социального развития
   трудовых коллективов,  применение на предприятиях,  в организациях
   межотраслевых и  отраслевых нормативных и методических материалов,
   соблюдение социальных требований и нормативов,  проведение  единой
   политики в  области  социального развития и организационно-методи-
   ческое обеспечение этой работы.

      4.5. Обоснованность  рекомендаций по подбору и расстановке кад-
   ров, повышению их квалификации.

      4.6. Выполнение  планов работы подразделений социального разви-
   тия.

      4.7. Качество  представляемых руководству материалов,  целенап-
   равленное использование социологической и психологической информа-
   ции.

      4.8. Соблюдение  этики   проведения   социально-психологических
   исследований.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz