ГОСКОМТРУД СССР
ГОСПЛАН СССР
ГОССНАБ СССР
ГКНТ
ГОССТРОЙ СССР
ГОССТАНДАРТ СССР
ЦСУ СССР
ВЦСПС
Т И П О В О Е П О Л О Ж Е Н И Е
ОБ АТТЕСТАЦИИ, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, УЧЕТЕ
И ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Утв. 14 февраля 1986 г. N 588-БГ
ВВЕДЕНИЕ
Выдвинутая партией задача ускорения социально-экономического
развития страны на основе интенсификации производства требует при-
ведения в действие всех резервов по эффективному использованию
производственного и трудового потенциала. Важное значение в ее ре-
шении имеют планомерное осуществление аттестации и рационализации
рабочих мест в промышленности и других отраслях народного хо-
зяйства и обеспечение на этой основе повышения производительности
труда и качества продукции, эффективности использования основных
фондов и капитальных вложений, сбалансированности рабочих мест с
трудовыми ресурсами. Совет Министров СССР и ВЦСПС постановлением
от 15 августа 1985 г. N 783 "О широком проведении аттестации рабо-
чих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях
народного хозяйства" обязали министерства и ведомства СССР, Советы
Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Сове-
тов народных депутатов совместно с соответствующими профсоюзными
органами обеспечить в 1985-1986 гг.внедрение аттестации и рациона-
лизации рабочих мест на всех промышленных предприятиях и в органи-
зациях строительства, сельского и лесного хозяйства, транспорта,
связи, материально-технического снабжения, бытового обслуживания
населения, торговли и общественного питания, а также на геоло-
го-разведочных, топографо-геодезических предприятиях и в организа-
циях<1>.
Настоящее Типовое положение об аттестации, рационализации,
учете и планировании рабочих мест разработано в соответствии с
указанным постановлением. При его разработке учтен опыт практи-
ческой работы передовых предприятий, научно-исследовательских и
проектно-конструкторских организаций, отраслевых и территориальных
органов управления.
Типовое положение служит единой методологической основой для
организации учета рабочих мест, их аттестации, рационализации и
планирования.
На основании настоящего Типового положения министерства и ве-
домства разрабатывают и совместно с ЦК профсоюзов утверждают от-
раслевые положения. При их подготовке уточняются отдельные показа-
тели, устанавливаются нормативные значения и методы определения
качественных характеристик рабочих мест с учетом отраслевой специ-
фики.
В отраслевых положениях также необходимо учитывать накоплен-
ный опыт и соответствующие нормативно-методические материалы по
аттестации технологических процессов, производств, участков и це-
хов имея в виду, что эта работа в дальнейшем должна получить широ-
кое распространение.
При проведении аттестации и рационализации рабочих мест сле-
дует прежде всего в полной мере привести в действие главный ре-
зерв, заключающийся в человеческом факторе, в людях, - обеспечить
развитие их инициативы, творческого, хозяйского отношения к делу.
Последовательно реализуя положения Закона СССР о трудовых
коллективах, необходимо усилить их роль в этой работе, привлечь к
участию в ней каждого рабочего и служащего, а итоги аттестации и
рационализации рабочих мест регулярно рассматривать на общих соб-
раниях коллективов бригад, цехов и предприятий.
Аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органи-
ческим элементом системы хозяйствования и управления произ-
водством, важным средством мобилизации резервов повышения произво-
дительности труда, совершенствования его нормирования.
Действенным стимулом в эффективном проведении аттестации и
рационализации рабочих мест служат предоставленные предприятиям и
организациям права использования фондов заработной платы, матери-
ального поощрения, развития производства, а также введение повы-
шенных ставок и окладов и решения других социальных вопросов.
С введением настоящего положения утрачивают силу Типовые мето-
дические указания по планированию, учету, аттестации и рационали-
зации рабочих мест в объединениях (на предприятиях) машинострои-
тельных министерств, утвержденные Госпланом СССР, Госкомтрудом
СССР и ЦСУ СССР (N СА-2-Д от 3 января 1984 г.), и Временные межот-
раслевые рекомендации по аттестации рабочих мест в промышленности,
утвержденные Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 12 апреля
1984 г.
По мере совершенствования работы по аттестации, рационализа-
ции, учету и планированию рабочих мест в настоящее Типовое положе-
ние могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения.
---------------------
<1> - В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 5 декабря 1985 г. N 1196.
1. Общие положения
1.1.Основными целями аттестации, рационализации, учета и пла-
нирования рабочих мест являются повышение эффективности произ-
водства, качества продукции и рациональное использование основных
производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в от-
раслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:
ускорения роста производительности труда на основе приведения
рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического
прогресса; сокращения применения ручного и тяжелого физического
труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
улучшения использования основных фондов путем ликвидации из-
лишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием,
концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспе-
чения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повыше-
ния коэффициента сменности работы;
улучшения условий труда и техники безопасности на каждом ра-
бочем месте, повышения культуры производства;
повышения социальной активности и квалификации работающих,
широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достиг-
нутого уровня производства и определению мер по его совершенство-
ванию.
1.2.Учет рабочих мест является первым этапом работы по их ат-
тестации и предусматривает определение числа рабочих мест, класси-
фикацию и группировку их по видам и характеру использования, по
категориям занятых на них работников и др.
1.3.Аттестация рабочих мест представляет собой совокупность
мероприятий, включающих комплексную оценку каждого рабочего места
на его соответствие передовому научно-техническому и организацион-
ному уровню, обеспечивающему повышение производительности труда и
высокое качество продукции, анализ достигнутого уровня произ-
водства.
1.4.Рационализация рабочих мест представляет собой совокуп-
ность организационно-технических мероприятий, направленных на со-
вершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использо-
вания.
1.5.Планирование рабочих мест представляет собой расчет опти-
мального количества и структуры рабочих мест в целях обеспечения
их сбалансированности с трудовыми ресурсами, занятыми в народном
хозяйстве, и роста призводительности труда.
1.6.Организацию работ по учету, аттестации, рационализации и
планированию рабочих мест осуществляют руководители предприятий,
организаций совместно с профсоюзными комитетами с широким привле-
чением рабочих и служащих, научно-технической общественности,
изобретателей и рационализаторов, руководствуясь отраслевыми поло-
жениями.
1.7.Работе по аттестации и рационализации рабочих мест пред-
шествует анализ применяемых технологических процессов, организации
производства, труда и управления в целом по структурному подразде-
лению для определения прогрессивных, оптимальных направлений со-
вершенствования рабочих мест.
При постановке на производство новых видов продукции прово-
дится внеочередная аттестация оборудования, оснастки, инструмента,
средств контроля, квалификации работников, организации труда с
целью обеспечения стабильности высокого качества продукции.
2. Учет рабочих мест
2.1.Объектом учета являются рабочие места.
Рабочее место - пространственная зона, оснащенная необходимы-
ми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работ-
ника или группы работников, совместно выполняющих производственные
задания. Рабочее место является частью производственно-технологи-
ческой структуры предприятия (организации), предназначено для вы-
полнения части технологического (производственного) процесса и оп-
ределяется на основе трудовых и других действующих норм и нормати-
вов.
2.2.В целях обеспечения полноты и достоверности учета исполь-
зуются следующие основные классификационные признаки рабочих мест.
2.2.1.По категориям работников:
рабочие места рабочих, служащих.
2.2.2.По наименованиям профессий (должностей) работников - в
соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным
постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1975 г. N 16, с уче-
том последующих дополнений и изменений к нему.
2.2.3.По количеству работников:
индивидуальные, коллективные.
Под коллективным понимается такое рабочее место, на котором
занято несколько работников без закрепления за каждым из них инди-
видуальной рабочей зоны.
Коллективное рабочее место при учете приводится к индивиду-
альным на основании действующих трудовых и других норм и нормати-
вов, а при проведении аттестации анализируется как единое целое.
2.2.4.В зависимости от специфики производства министерства и
ведомства могут вводить дополнительные классификационные признаки
рабочих мест, например, по наименованию выпускаемой продукции, по
виду работ, подвижные, сезонные, периодического использования и др.
2.3.Учету подлежат все рабочие места всех категорий работни-
ков, действующие и неиспользуемые, обеспеченные или необеспеченные
рабочей силой на дату проведения учета, а также резервные и учеб-
ные рабочие места.
2.4.При проведении учета вне анализа не должна оставаться ни
одна единица установленного оборудования или производственной пло-
щади. В то же время рабочие зоны и оборудование не должны учиты-
ваться дважды в составе разных рабочих мест. При этом не учитыва-
ются в качестве рабочих мест:
оборудование общего пользования, за которым нет закрепленных
работников (переносные сверлильные, заточные и другие станки,
подъемно-транспортные средства);
оборудование, находящееся в монтаже или смонтированное, но не
сданное в эксплуатацию по акту, а также демонтированное;
демонстрационные и экспонируемые образцы оборудования.
2.5.Количество рабочих мест определяется следующим образом.
2.5.1.Прямым счетом по количеству станков, агрегатов, машин,
механизмов, комплектам технологической и организационной оснастки
при обслуживании (по норме) каждой единицы - одним работником.
Как одно рабочее место учитываются несколько единиц оборудо-
вания (многостаночное, многоагрегатное обслуживание), обслуживае-
мых по действующим нормам одним работником.
Количество рабочих мест водителей, механизаторов, занятых на
автомобилях, тракторах, самоходных машинах и т. п., определяется
по числу машин и действующим нормам обслуживания.
2.5.2.По установленным зонам обслуживания (рабочие места
уборщиков производственных и служебных помещений, лесников, гор-
ничных, продавцов магазинов самообслуживания, почтальонов и др.).
2.5.3.По рабочим постам (рабочие места работников охраны,
контроля, гардеробщиков, приемщиков и кассиров учреждений сфе-
ры обслуживания, киоскеров, диспетчеров и др.).
2.5.4.В отдельных видах производства (например, в строи-
тельстве, растениеводстве) количество рабочих мест определяется
на основе нормативной трудоемкости по видам работ, произ-
водственным процессам или их законченной части (рабочие места
каменщиков, штукатуров, бетонщиков, проходчиков, монтажников).
2.5.5.Рабочие места отдельных категорий рабочих и служа-
щих, которые не могут быть определены одним из вышеперечислен-
ных методов, учитываются по утвержденным нормативам численности
и другим трудовым нормам исходя из объема работ и производи-
тельности труда.
2.6.Каждое рабочее место учитывается как одно независимо
от того, используется оно в одну, две или более смен. Для рабо-
чих мест, которые используются не весь плановый период, указы-
вается среднегодовая длительность его использования независимо
от того, функционирует оно на дату проведения учета или нет.
2.7.По каждому структурному подразделению учет ведется по
специальной ведомости, форма которой определяется отраслевым
положением и должна соответствовать требованиям машинной обра-
ботки. Рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении 1.
На основе материалов первичного учета предприятия, организации
ежегодно представляют статистическую отчетность о наличии, дви-
жении рабочих мест, результатах их аттестации и рационализации
по формам, утверждаемым ЦСУ СССР.
3. Аттестация рабочих мест
3.1.В ходе аттестации каждое рабочее место оценивается
комплексно по следующим трем уровням:
техническому;
организационному;
условиям труда и техники безопасности.
3.2.При оценке рабочих мест учитываются достижения передо-
вого отечественного и зарубежного опыта, используются ГОСТы,
ОСТы, санитарные и строительные нормы и правила, нормы техноло-
гического проектирования, межотраслевые и отраслевые нормативы
по труду, типовые проекты (карты) организации труда на рабочем
месте, методика оценки тяжести работ, руководящие технические
материалы и документы, стандарты предприятий, а также специаль-
но разработанные в отрасли нормативные материалы, в том числе
нормативы производительности для основных типов рабочих мест.
3.3.При оценке технического уровня рабочего места анализи-
руются следующие основные показатели:
прогрессивность применяемого технологического процесса
(соответствие фактической трудоемкости проектной, используемого
оборудования характеру и объемам выполняемых работ, оптималь-
ность технологических режимов, комплексное использование сырья
и материалов);
соответствие технологических процессов, оборудования,
оснастки, инструмента и средств контроля требованиям обеспече-
ния стабильности высокого качества продукции (работ);
уровень производительности оборудования (производитель-
ность применяемого оборудования в сравнении с прогрессивным вы-
пускаемым);
соотношение фактической и проектной (паспортной) произво-
дительности, а также возможность обеспечения производственной
программы;
технологическая оснащенность рабочего места (наличие всей
технологической оснастки и инструмента, контрольно-измеритель-
ных приборов, предусмотренных технической документацией, прог-
рессивность их конструкции и техническое состояние, обеспечен-
ность рабочего места подъемно-транспортными средствами), оправ-
данность применения ручного труда.
3.4.При оценке организованного уровня рабочего места ана-
лизируются следующие показатели:
рациональность планировки (соответствие площади, занимае-
мой рабочим местом, нормам технологического проектирования и
рациональность размещения оборудования и оснастки);
количество и комплектность организационной оснастки, прог-
рессивность ее конструкции и техническое состояние;
применение многостаночного (многоагрегатного) обслужива-
ния, рациональность обслуживания рабочего места;
соответствие форм организации труда технологическому про-
цессу, характеру и объемам выполняемых работ, передовым приемам
и методам труда; внедрение бригадной организации и оплаты тру-
да, порядка, хозрасчета;
квалификация работника и его соответствие сложности и тре-
буемому качеству выполняемых работ;
качество действующих норм труда (уровень их прогрессив-
ности и правильность расчета);
эффективность использования рабочего места: уровень
использования оборудования по времени (отношение фактического
времени работы оборудования за год к нормативному годовому фон-
ду времени); коэффициент сменности, занятость рабочего произво-
дительным трудом в течение смены.
3.5.Для рабочих мест с оборудованием определяется уровень
съема продукции (произведение уровней производительности обору-
дования и использования его по времени). Этот показатель по
участку, цеху, предприятию в целом рассчитывается как средне-
взвешенная величина
3.6.При оценке условий труда и техники безопасности на ра-
бочем месте анализируются следующие основные показатели:
соответствие санитарно-гигиенических условий труда (состо-
яние воздушной среды, шум, вибрация, излучение и др.) норматив-
ным требованиям;
соответствие производственного процесса, оборудования, ор-
ганизации рабочего места стандартам безопасности и нормам охра-
ны труда;
объемы ручного и тяжелого физического труда;
наличие монотонного труда;
обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью, средства-
ми индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандар-
там безопасности труда и установленным нормам.
3.7.При аттестации рабочих мест служащих оцениваются следую-
щие основные показатели:
соответствие рабочего места типовому проекту организации тру-
да, рациональность его планировки и прогрессивность оснастки;
использование средств механизации труда, вычислительной тех-
ники, АСУ, САПР, средств связи; степень информационного обеспече-
ния;
наличие норм времени, обслуживания, управляемости, должност-
ных инструкций;
соответствие квалификации работника сложности и характеру вы-
полняемых работ; обеспечение выполнения плановых заданий, подго-
товки документации, работ требуемого качества, обоснованности при-
нимаемых решений;
соответствие санитарно-гигиенических и эстетических условий
труда нормативным требованиям и т.п.
Аттестации рабочих мест служащих предшествует анализ структу-
ры и оперативности управления, технологии документооборота, проце-
дур выполнения работ, положений о структурных подразделениях,
систем оценки результатов деятельности, оплаты труда материального
и морального поощрения, организации повышения квалификации, социа-
листического соревнования, условий труда и т.д.
3.8.При разработке отраслевых положений основные показатели
аттестации рабочих мест конкретизируются, устанавливаются их нор-
мативные значения с учетом специфики производства. Рекомендуется
использовать небольшое число оценочных показателей, выбирая наибо-
лее важные.
3.9.При отсутствии соответствующих нормативных материалов для
оценки отдельных показателей используется экспертный метод, при
котором в обязательном порядке учитывается передовой отечественный
и зарубежный опыт в области техники, технологии, организации труда
и производства, улучшения условий труда и техники безопасности.
При аттестации значительного количества одинаковых или анало-
гичных рабочих мест могут создаваться образцовые (эталонные) рабо-
чие места (с совершенной техникой, технологией, благоприятными
условиями труда, необходимой техникой безопасности, безупречно ор-
ганизованные и обслуживаемые, с соответствующими кадрами, обеспе-
чивающие необходимый по технологии уровень трудоемкости и качества
работ).
3.10.По результатам аттестации каждое рабочее место относится
к одной из трех групп:
аттестованные - рабочие места, показатели которых полностью
соответствуют предъявляемым при их оценке требованиям или превыша-
ют их.
К этой группе не может быть отнесено рабочее место, у которо-
го хотя бы по одному показателю выявлены отклонения (например,
не соблюдаются требования к качеству продукции, применяются уста-
ревшие нормы труда; не обеспечены техническая или организационная
оснащенность, механизация ручного и тяжелого физического труда,
требуемые условия труда, оснащенность и т.п.);
подлежащие рационализации - рабочие места, отдельные показа-
тели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут
быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации;
подлежащие ликвидации - рабочие места, показатели которых не
соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных
требований в результате рационализации. К этой же группе относятся
рабочие места, рационализация которых экономически нецелесообраз-
на, а также излишние рабочие места.
3.11.Результаты аттестации одного или нескольких рабочих мест
и предложения по их рационализации отражаются в карте аттестации,
которая подписывается членами комиссии, проводившими аттестацию, и
работниками, занятыми на этих рабочих местах (в приложении 2 при-
ведена форма карты, рекомендуемой для применения в отраслях маши-
ностроения).
3.12.Аттестация проводится для всех рабочих мест, включая
учебные, не реже двух раз в пятилетку, а для рабочих мест, прошед-
ших рационализацию,- по завершении соответствующих мероприятий.
4.Рационализация рабочих мест
4.1.Разработка мероприятий по рационализации рабочих мест
предприятия (организации) проводятся на основе анализа данных ат-
тестации, предложений рабочих и служащих, занятых на конкретных
рабочих местах, результатов смотров-конкурсов.
Особое внимание необходимо уделять активизации человеческого
фактора путем широкого привлечения рабочих и служащих к разработке
мероприятий по внедрению достижений науки и техники, научной орга-
низации труда, повышению качества продукции (работ), всемерно по-
ощряя инициативу и творчество.
4.2.По завершении аттестации рабочих мест по структурным
подразделениям или предприятию, организации в целом проводится
технико-экономический анализ, в ходе которого:
рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения
по их совершенствованию;
устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте
на основе утвержденных планов производства, анализа технологи-
ческих процессов и результатов аттестации;
определяются рабочие места, на которых может использоваться
труд песионеров, лиц с ограниченной трудоспособностью, учащихся
средних школ, а также рабочие места с режимом неполного трудового
дня (рабочей недели);
рассчитываются эффект от доведения рабочих мест до норматив-
ного уровня и необходимые для этого затраты;
выявляются технические, материальные и финансовые возможности
предприятия для проведения рационализации рабочих мест.
4.3.По результатам анализа определяются основные направления
совершенствования производства, объемы и этапы (сроки) рационали-
зации, количество малоэффективных и излишних рабочих мест и сроки
их ликвидации, количество рабочих мест, подлежащих замене на новые
рабочие места, численность и профессиональный состав работников,
требующих повышения квалификации и подлежащих переподготовке, а
также высвобождаемых работников и возможности их дальнейшего
использования.
Мероприятия по рационализации рекомендуется разрабатывать по
следующим основным направлениям.
4.3.1.По повышению технического уровня рабочих мест:
модернизация установленного оборудования, внедрение средств
автоматизированного контроля, высокопроизводительного инструмента
и оснастки, средств малой механизации;
повышение качества и надежности ремонта;
внедрение прогрессивных, малооперационных, малоотходных, тех-
нологических процессов; применение прогрессивных материалов, дета-
лей и конструкций;
использование новых высокоурожайных сортов растений, ин-
тенсивных технологий растениеводства и животноводства;
механизация и автоматизация основных и вспомогательных произ-
водственных процессов, инженерного и управленческого труда, широ-
кое внедрение электронно-вычислительной техники; сокращение приме-
нения ручного и тяжелого физического труда.
4.3.2.По повышению организационного уровня рабочих мест:
проектирование и внедрение рациональных трудовых процессов и
режимов рабочего времени, приемов и методов труда, улучшение пла-
нировки рабочих мест, применение прогрессивной оснастки, внедрение
типовых проектов НОТ;
внедрение многостаночного и многоагрегатного обслуживания,
совмещения профессий, расширение зон обслуживания; совершенствова-
ние коллективных форм организации труда , в том числе широкое при-
менение хозрасчета и бригадного подряда;
разработка и внедрение в установленном порядке технически
обоснованных норм и прогрессивных нормативов, приведение всех
действующих норм трудовых затрат в соответствие с достигнутым
уровнем техники и технологии, организации производства и труда;
расширение сферы нормирования труда;
внедрение регламентированного обслуживания рабочих мест,
централизация вспомогательных служб;
систематическое обучение работающих вторым и совмещаемым про-
фессиям, передовым приемам и методам труда, правилам техники безо-
пасности, регулярное повышение квалификации работников в других
формах обучения;
проведение мероприятий по укреплению трудовой дисциплины,
разработке соответствующих систем материального и морального поощ-
рения;
повышение коэффициента сменности работы оборудования,улучше-
ние специализации и кооперации труда по подразделениям;
внедрение рациональных транспортных маршрутов, лучшее исполь-
зование подвижного состава и других транспортных средств;
совершенствование методов оперативного планирования и управ-
ления производством;
разработка и внедрение прогрессивных процедур (технологий)
выполнения управленческих работ, совершенствование документации и
документооборота.
4.3.3.По улучшению условий труда и техники безопасности на
рабочих местах:
создание оптимального температурного и светового режима;
устранение, изоляция или подавление источников шума, вибра-
ции, загазованности, запыленности, повышенной влажности в помеще-
ниях, различных видов излучений;
внедрение средств индивидуальной и коллективной защиты от
неблагоприятного воздействия производственной среды;
сокращение применения ручного, тяжелого физического и моно-
тонного труда, оптимизация его темпа и ритма;
внедрение рациональных режимов труда и отдыха; эффективных
методов восстановления работоспособности;
создание безопасных условий труда.
4.3.4.По ликвидации излишних и малоэффективных рабочих мест.
4.4.Мероприятия по рационализации рабочих мест в зависимости
от их содержания включаются в соответствующие разделы годовых и
пятилетних планов экономического и социального развития предприя-
тий, организаций.
4.5.Отчет о результатах учета, аттестации и рационализации
рабочих мест в установленном порядке направляется вышестоящей
организации.
4.6.Финансирование мероприятий по рационализации рабочих мест
осуществляется за счет собственных средств предприятий и организа-
ций, а также кредитов Госбанка СССР и Стройбанка СССР в соот-
ветствии с пунктом 9 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 15 августа 1985 г. N 783.
4.7.Высвобождаемое в результате аттестации и рационализации
рабочих мест оборудование реализуется в установленном порядке, а
полученные средства направляются в фонд развития производства.
4.8.Расчеты экономической эффективности отдельных мероприятий
в зависимости от их содержания осуществляется следующим образом:
при проведении мероприятий по повышению технического уровня -
в соответствии с Методикой (основными положениями) определения
экономической эффективности использования в народном хозяйстве но-
вой техники, изобретений и рационализаторских предложений, утверж-
денной постановлением ГКНТ, Госплана СССР, Академии наук СССР и
Госкомизобретений от 14 февраля 1977 г. N 48/16/13/3, с учетом до-
полнений и уточнений, содержащихся в Методических указаниях к раз-
работке государственных планов экономического и социального разви-
тия СССР, утвержденных постановлением Госплана СССР от 31 марта
1980 г. N 63;
при проведении мероприятий по повышению организационного
уровня и улучшению условий труда - по действующим методическим ре-
комендациям;
при ликвидации рабочих мест эффект определятся с учетом оста-
точной стоимости высвобождаемого оборудования. В случаях, когда с
высвобождаемого оборудования операции передаются на более прог-
рессивное, рассчитывается дополнительный эффект, получаемый от
снижения себестоимости, как при внедрении нового оборудования;
при замене рабочих мест на новые эффект определяется так же,
как от мероприятий по повышению технического уровня с учетом оста-
точной стоимости высвобождаемого оборудования. Во всех случаях
абсолютного высвобождения работников при расчете экономического
эффекта дополнительно учитываются выплаты из фондов общественного
потребления в размере 40% фонда заработной платы<2>.
-----------------------------
<2> - В соответствии с Методикой определения оптовых цен и нор-
мативов чистой продукции на новые машины, оборудование и приборы
производственно-технического назначения, утвержденной постановле-
нием Госкомцен СССР от 7 декабря 1982 г. N 920.
5. Планирование рабочих мест
5.1.Планирование рабочих мест на предприятиях (в организаци-
ях).
5.1.1.Основными задачами планирования рабочих мест на
предприятии (в организации) являются: последовательная опти-
мизация количества рабочих мест; обеспечение максимального съема с
каждого рабочего места; достижение и последующее поддержание сба-
лансированности рабочих мест и работающих.
5.1.2.Определение планируемого количества рабочих мест на
предприятии (в организации) осуществляется на основе запланирован-
ных объемов производства продукции (услуг, работ), заданий по
росту производительности труда, повышению сменности с учетом огра-
ничений численности рабочих и служащих.
5.1.3.Плановое количество рабочих мест персонала основной де-
ятельности (Мn) в целом для предприятия (организации) в отраслях,
где планируется объем продукции (услуг, работ), рассчитывается как
частное от деления планового объема продукции (П) на плановый съем
продукции (услуг, работ) с одного рабочего места (Сn):
Мn = П / Сn
Плановый съем продукции (услуг, работ) с одного рабочего
места определяется как произведение фактического съема продуукции
(услуг, работ) с одного рабочего места в отчетном году (в стои-
мостном выражении в целом по предприятию) на индекс роста коэффи-
циента сменности работы оборудования<3>.
Фактический съем продукции (услуг, работ) определяется как
частное от деления объема производства продукции (услуг, работ) в
отчетном периоде (в стоимостном выражении) на среднегодовое коли-
чество рабочих мест<4>.
Для производств, где коэффициент сменности работы оборудова-
ния не учитывается и не планируется, при определении съема продук-
ции с одного рабочего места в плановом периоде можно использовать
другие показатели (например: коэффициент использования годового
фонда времени работы оборудования).
Наряду с вышеуказанными показателями при расчете планового
съема продукции с одного рабочего места возможно применение пока-
зателя индекса роста коэффициента сменности рабочих.
5.1.4.В структурных подразделениях предприятий и организаций,
где выпуск объема продукции (услуг, работ) не планируется, коли-
чество рабочих мест для персонала основной и неосновной деятель-
ности в плановом периоде определяется на основе плановой числен-
ности рабочих и служащих, деленной на установленный (плановый) ко-
эффициент укомплектования рабочих мест работающими.
5.1.5.Во всех случаях, когда планируются объемы продукции
(услуг, работ), количество рабочих мест является основой для опре-
деления численности персонала предприятия (организации), которая
рассчитывается с учетом коэффициента укомплектования рабочих мест
работающими.
Коэффициент укомплектования рабочих мест работающими отражает
численность персонала, приходящуюся на одно индивидуальное рабочее
место в течение всех смен.
Коэффициент укомплектования рабочих мест работающими в плано-
вом периоде рассчитывается как произведение фактического коэффици-
ента укомплектования на индекс роста коэффициента сменности работы
оборудования (рабочих) планового года или индекс роста другого по-
казателя использования работы оборудования (например, коэффициент
использования годового фонда времени работы оборудования).
5.1.6.Соответствие между количеством рабочих мест и числен-
ностью рабочих и служащих оценивается показателем - степень сба-
лансированности рабочих мест и работающих.
Этот показатель согласовывается с вышестоящей организацией
для обеспечения сбалансированности рабочих мест и работающих в це-
лом по министерству, ведомству.
5.1.7.Степень сбалансированности рабочих мест и работающих по
плану и фактически - это отношение численности персонала по плану
и фактически к численности персонала, требующейся для укомплекто-
вания всех рабочих мест с нормативной сменностью.
Степень сбалансированности рабочих мест и работающих опреде-
ляется по следующей формуле:
Кс = Чобщ /Мо X Кн.у,
где Чобщ - общая численность рабочих и служащих;
Мо - общее среднегодовое количество рабочих мест;
Кн.у - средний нормативный коэффициент укомплектования
рабочих мест работающими.
Нормативный коэффициент укомплектования рабочих мест работаю-
щими определяется как численность, приходящаяся на одно рабочее
место при нормативной (проектной) сменности работы оборудования.
При укрупненных расчетах нормативный коэффициент укомплекто-
вания рабочих мест работающими может быть определен как произведе-
ние фактического коэффициента укомплектования рабочих мест на ин-
декс роста коэффициента сменности работы оборудования (рабочих)
или другого аналогичного показателя до нормативного уровня.
Индекс роста коэффициента сменности работы оборудования (ра-
бочих) или другого аналогичного показателя до нормативного уровня
определяется отношением его нормативного (проектного) значения к
уровню данного года.
5.1.8.Количество выбывающих рабочих мест (Мв) в плановом пе-
риоде определяется исходя из планового количества рабочих мест, их
наличия на начало планового периода и необходимого ввода новых ра-
бочих мест.
Количество выбывающих рабочих мест рассчитывается по формуле:
Мв = Мн Мвв - Моб,
где Мн - общее количество рабочих мест на начало планового
периода, определяемое по результатам учета;
Мвв - ввод рабочих мест в плановом периоде в среднегодо-
вом исчислении;
Моб - общее количество рабочих мест в плановом периоде в
среднегодовом исчислении.
Количество вводимых рабочих мест в плановом периоде определя-
ется заданиями по производству новых видов продукции, требующих
создания принципиально новых рабочих мест, необходимостью замены
малоэффективных рабочих мест, а также заданиями по улучшению усло-
вий труда и быта работающих.
5.1.9.Количество вводимых и выбывающих рабочих мест определя-
ется при разработке баланса рабочих мест по следующим направлени-
ям: техническое перевооружение, реконструкция, расширение действу-
ющих предприятий, ликвидация или передача цехов, участков или от-
дельных видов оборудования другим предприятиям.
Баланс рабочих мест (приложение 3<5>)разрабатывается одновре-
мено с планом экономического и социального развития предприятия в
качестве его составной части, а количество рабочих мест отражается
в паспорте предприятия.
5.1.10.На вновь вводимых предприятиях количество рабочих мест
является первичным, исходным показателем, а численность работающих
должна соответствовать количеству рабочих мест при нормативной
(проектной) сменности работы оборудования (рабочих).
Количество рабочих мест отражается в проекте предприятия, а
на стадии разработки проекта - в его технико-экономическом обосно-
вании или других предпроектных материалах.
5.1.11.Предприятия при разработке проектов пятилетних и годо-
вых планов определяют основные показатели использования рабочих
мест и рабочей силы (приложение 4), на базе которых составляют
проекты плановых балансов рабочих мест (приложение 3). Плановые
балансы рабочих мест разрабатываются в увязке с планами внедрения
новой техники и технологии, заданиями по внедрению научной органи-
зации труда, планами воспроизводства основных фондов и развития
мощностей. В пятилетнем плане, исходя из больших возможностей для
проведения перестройки действующего производственного аппарата,
главное внимание уделяется обеспечению сбалансированности рабочих
мест и работающих за счет реконструкции и технического перевоору-
жения предприятий. Планы технического перевооружения и реконструк-
ции, наряду с другими материалами, обосновываются результатами ат-
тестации.
5.2. Планирование рабочих мест в министерствах (ведомствах).
5.2.1.Основными задачами планирования рабочих мест на уровне
министерств (ведомств) являются обеспечение эффективного использо-
вания производственного потенциала, увязки имеющихся и вновь вво-
димых рабочих мест с численностью работающих в масштабе отрасли,
повышение обоснованности распределения капитальных вложений по
направлениям использования и объектам.
5.2.2.Министерства определяют основные показатели использова-
ния рабочих мест согласно приложению 4 исходя из объемов произ-
водства, доводимых Госпланом СССР в составе контрольных цифр на
планируемый период, и разрабатывают на этой основе проекты планов
улучшения использования основных фондов и производственных мощ-
ностей, планов капитального строительства и планов технического
перевооружения предприятий и ликвидации предприятий и цехов, а
также сокращения излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим
оборудованием в целях обеспечения сбалансированности рабочих мест
и работающих.
При этом средства на создание новых рабочих мест за счет но-
вого строительства, расширения и реконструкции предприятий выделя-
ются только после выявления и использования возможностей увеличе-
ния объема производства на действующих производственных мощностях
с учетом рационализации рабочих мест и их сбалансированности с
численностью работающих.
5.2.3.Среднегодовое количество рабочих мест обеспечивается
путем увязки увеличения и уменьшения их количества в плановом пе-
риоде на основе разработки балансов рабочих мест и численности ра-
ботающих подведомственных предприятий и организаций.
Пятилетний и годовой балансы рабочих мест (приложение 3)
представляются в Госплан СССР в составе форм и показателей проек-
тов планов экономического и социального развития.
5.2.4.Показатели баланса рабочих мест, удельные капитальные
вложения в расчете на одно рабочее место (по направлениям) и дан-
ные о количестве хранящегося на складах неустановленного оборудо-
вания используются для расчетов ориентировочных объемов и воспро-
изводственной структуры капитальных вложений, необходимых для
обеспечения запланированного ввода рабочих мест (приложение 5).
5.2.5.Предложения об увеличенни числа рабочих мест на
действующих предприятиях или о строительстве новых предприятий и
объектов, включая непроизводственную сферу, и соответствующем вво-
де новых рабочих мест министерства и ведомства согласуют с терри-
ториальными плановыми органами и органами по труду.
5.2.6.Министерства согласовывают количество рабочих мест по
сферам производства и отраслям народного хозяйства в соответствую-
щие территориальные плановые органы и органы по труду по форме
(приложение 6) для разработки свободного баланса рабочих мест и
трудовых ресурсов в территориальном разрезе.
5.3. Планирование рабочих мест на народно-хозяйственном уровне
5.3.1.Основными задачами планирования рабочих мест на народ-
но-хозяйственном уровне являются определение потребности в рабо-
чих местах и рабочей силе, необходимых для производства запланиро-
ванных объемов продукции (услуг) по отраслям народного хозяйства,
обеспечение их сбалансированности и эффективного использования, а
также более обоснованное определение потребности в капитальных
вложениях.
5.3.2.Показатели рабочих мест (количество и степень сбаланси-
рованности) включаются в генеральную схему развития и размещения
производительных сил, в схемы развития отраслей и регионов для
последующего их использования при разработке проектов госу-
дарственных планов экономического и социального развития СССР и
балансов рабочих мест и работающих в отраслевом и территориальном
разрезах.
5.3.3.В пятилетнем и годовых планах экономического и социаль-
ного развития в целом по промышленности и другим отраслям народно-
го хозяйства в разделе плана "Труд и кадры" утверждается показа-
тель степени сбалансированности рабочих мест и работающих.
Указанные показатели разрабатываются на основе представляемых
министерствами проектов "Основных показателей использования рабо-
чих мест и рабочей силы" и "Балансов рабочих мест" (приложения
3,4). При анализе этих проектов рассматривается обоснованность ве-
личины съема продукции с одного рабочего места по плану и факти-
чески в целом по министерству (ведомству) СССР, количества рабочих
мест, их ввода и выбытия как по основной, так и неосновной дея-
тельности и других показателей. Основные показатели и плановые ба-
лансы рабочих мест уточняются, увязываются с проектами планов про-
изводства промышленной продукции, воспроизводства основных фондов
и развития мощностей, с заданиями по внедрению планов новой техни-
ки и научной организации труда, повышению производительности тру-
да, заработной платы и улучшению использования трудовых ресурсов.
5.3.4.Численность работников по отраслям народного хозяйства
в плановом периоде определяется с учетом расчетного количества ра-
бочих мест и достижения планового уровня сбалансированности рабо-
чих мест и работающих.
5.3.5.Количество вводимых рабочих мест за счет нового строи-
тельства и расширения действующих предприятий определяется необхо-
димостью производства новых видов продукции, которая не может быть
изготовлена на действующих предприятиях при условии их техническо-
го перевооружения и реконструкции, внедрения современной техноло-
гии и новой техники, а также необходимостью освоения новых райо-
нов. Кроме того, при решении вопросов о создании новых рабочих
мест учитываются использование и развитие производственных мощ-
ностей и основных фондов и их планомерное обновление.
5.3.6.Показатели баланса рабочих мест учитываются при разра-
ботке планов по труду и кадрам, капитального строительства, разви-
тия производственных мощностей и основных фондов, а также при
составлении материальных балансов и планов распределения оборудо-
вания.
5.4. Планирование рабочих мест на территориальном уровне.
5.4.1.Советы Министров автономных республик, исполкомы мест-
ных Советов народных депутатов на основании разрабатываемых по
территории сводных балансов рабочих мест и трудовых ресурсов
(приложение 6) совместно с предприятиями и организациями, неза-
висимо от их ведомственной подчиненности, принимают меры по сба-
лансированию рабочих мест и работающих. С этой целью Советы Ми-
нистров автономных республик, исполкомы местных Советов народных
депутатов:
представляют в вышестоящие органы, а также в министерстваи
ведомства, которым подчиняются предприятия и организации, располо-
женные на территории, предложения о сокращении (увеличении ) числа
рабочих мест, а также к схемам развития и размещения производи-
тельных сил и отраслей;
контролируют выполнение планов совершенствования рабочих мест
на территории и достижение на этой основе сбалансированности рабо-
чих мест и работающих;
оказывают помощь расположенным на территории края, области,
района предприятиям и организациям, независимо и от их ведомствен-
ной подчиненности, в рациональном использовании производственных
мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью
повышения загрузки высокоэффективного оборудования, сменности ра-
боты предприятий, путем углубления специализации, расширения коо-
перации между предприятиями, организациями, совместного строи-
тельства объектов производственной и социальной инфраструктуры и
т.п.
совместно с профсоюзными органами контролируют предусмотрен-
ное планами сокращение рабочих мест на предприятиях, трудоуст-
ройство, перераспределение и переподготовку высвобождаемых работ-
ников.
5.4.2.Советы Министров автономных республик, исполкомы мест-
ных Советов народных депутатов рассматривают представляемые на
согласование титульные списки строек в части объектов непроиз-
водственной сферы, сроки их ввода и сообщают министерствам и ве-
домствам предложения о необходимости рвзвития этих объектов с
учетом ввода новых рабочих мест.
5.4.3.Сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов разра-
батывается в составе проектов годовых и пятилетних планов в разде-
ле "Труд и кадры" в разрезе союзных и автономных республик, краев,
областей, а также по Москве, Ленинграду, Московской и Ленинг-
радской областям, а по РСФСР и УССР - по экономическим районам.
5.4.4.Степень сбалансированности рабочих мест и работающих на
территории рассчитывается как отношение численности рабочих и слу-
жащих, занятых на государственных, кооперативных и общественных
предприятиях, в учреждениях и организациях, учитываемой в плане
по труду, к численности рабочих и служащих, требующейся для укомп-
лектования рабочих мест с нормативной сменностью. При этом разви-
тие системы рабочих мест должно соответствовать трудовым ресурсам
территории и обеспечивать занятость трудоспособного населения.
5.4.5.Избыток (недостаток) рабочих мест по предприятиям, ор-
ганизациям, учреждениям, расположенным на территории, определя-
ется как разность между количеством рабочих мест по плану и факти-
чески и требующимся их количеством для обеспечения занятых на
государственных, кооперативных и общественных предприятиях, в уч-
реждениях и организациях, учитываемых в плане по труду, с норма-
тивной сменностью (нормативное количество рабочих мест).
При этом нормативное количество рабочих мест определяется как
произведение количества рабочих мест по плану и фактически на сте-
пень сбалансированности рабочих мест и работающих соответственно
по плану и фактически.
Избыток (недостаток) рабочих мест по территории определяется
как разность между количеством рабочих мест, требующихся для
обеспечения занятости трудоспособного населения с нормативной
сменностью и их имеющихся (плановым) количеством.
5.4.6. Советы Министров союзных републик:
в схемах развития и размещения производительных сил республи-
ки предусматривают сбалансированность рабочих мест и работающих;
представляют в союзные органы предложения по проектам планов
министерств и ведомств СССР, имея в виду обеспечение сбалансиро-
ванности рабочих мест с трудовыми ресурсами;
при подготовке заключений по схемам развития и размещения от-
раслей народного хозяйства, разрабатываемым министерствами и ве-
домствами СССР, учитывают количество и состав необходимых рабочих
мест, требования к численности, половозрастному, профессиональному
и квалификационному составу персонала для укомплектования этих ра-
бочих мест;
включают показатели баланса рабочих мест и их использования
на предприятиях и в организациях союзного подчинения, находящихся
на территории данной республики, в проекты государственных пятиле-
тних и годовых планов экономического и социального развития союз-
ной республики и представляют их в Госплан СССР.
5.4.7.При планировании увеличения числа рабочих мест и рабо-
тающих с целью обеспечения кадрами вновь строящихся и расширяемых
предприятий территориальные плановые органы осуществляют контроль
за пропорциональным развитием объектов непроизводственных от-
раслей, обслуживающих население.
----------------------------------
<3> - Индекс роста по соответствующим показателям - это темп
роста в процентах к предыдущему периоду, деленный на 100. Напри-
мер, если задание по росту производительности труда - 105,2 %, то
индекс роста равен 1,052.
<4> - Среднегодовое количество рабочих мест определяется путем
прибавления к количеству рабочих мест на начало отчетного года
среднегодового увеличения и вычитания их среднегодового выбытия.
Среднегодовое увеличение количества рабочих мест расчитывается как
частное от деления времени с момента выбытия до конца отчетного
года в полных месяцах на 12.
<5> - Показатели пятилетнего плана "Основные показатели исполь-
зования рабочих мест" и "Баланс рабочих мест" аналогичны годовым.
6.Организация работы по аттестации, рационализации, учету и
планированию рабочих мест
6.1.Руководители предприятий (организаций) совместно с
профсоюзными комитетами на основе отраслевого положения определяют
порядок проведения работы по аттестации, рационализации, учету и
планированию рабочих мест.
Ответственным за работу по аттестации, рационализации,учету и
планированию рабочих мест является главный инженер, а при
отсутствии должности главного инженера - заместитель директора.
В этой работе участвуют все функциональные и структурные под-
разделения предприятия (организации), которые обеспечивают дости-
жение соответствующих показателей по совершенствованию рабочих
мест. Распределение ответственности между ними определяет адми-
нистрация предприятия. Технические, технологические или другие
соответствующие им службы являются ведущими в работе по аттеста-
ции и рационализации рабочих мест.
6.2.Администрация совместно с профсоюзным комитетом обеспечи-
вает:
широкое участие передовиков и новаторов производства, инже-
нерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей в
проведении аттестации, рационализации, учете и планировании рабо-
чих мест. При этом в аттестации рабочих мест обязательно участвуют
занятые на них работники;
привлечение к участию в аттестации рабочих мест врачей
медсанчастей, других учреждений здравоохранения, а также предста-
вителей органов социального обеспечения;
включение мероприятий по рационализации рабочих мест в за-
висимости от их содержания в соответствующие разделы годовых и пя-
тилетних планов экономического и социального развития и в коллек-
тивные договоры;
изучение в школах передового опыта и коммунистического труда,
системе экономического образования, подготовки и повышения квали-
фикации кадров на производстве, университетах технического твор-
чества целей, задач, и методов проведения аттестации и рационали-
зации рабочих мест;
организацию социалистического соревнования в коллективах бри-
гад, участков, цехов, предприятий, среди технологов, конструкторов
и других инженерно-технических работников по повышению эффектив-
ности производства на основе аттестации и рационализации рабочих
мест;
проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по
аттестации и рационализации рабочих мест и широкую гласность ее
результатов;
создание творческих коллективов для разработки мероприятий по
рационализации рабочих мест, включение этой работы в личные твор-
ческие планы работников.
6.3.В целях координации и контроля за эффективностью работы
по аттестации и рационализации рабочих мест создаются постоянно
действующие комиссии. В их состав входят руководители функциональ-
ных подразделений, заместитель председателя профсоюзного комитета,
передовые рабочие, мастера, бригадиры, представители первичных ор-
ганизаций НТО, ВОИР и других общественных организаций. Комиссии
возглавляют руководители предприятий, организаций или главные ин-
женеры (соответствующие должностные лица). На крупных предприяти-
ях, в организациях комиссии по аттестации и рационализации рабочих
мест могут создаваться в структурных подразделениях.
Аттестационная комиссия предприятия (организации):
обеспечивает методическое руководство и контроль проводимой
работы на всех ее этапах;
заслушивает отчеты руководителей подразделений о ходе работы
по аттестации;
рассматривает результаты аттестации и принимает решение по
дальнейшему использованию рабочих мест;
рассматривает предложения аттестационных комиссий подразделе-
ний по совершенствованию рабочих мест и поручает функциональным
подразделениям разработать конкретные мероприятия для их включения
в планы экономического и социального развития;
организует через соответствующие функциональные подразделения
предприятия систематическое выявление и изучение передового опыта
аттестации и рационализации и разработку соответствующих норматив-
но-методических и информационных материалов.
6.4.Аттестационная комиссия подразделения:
обеспечивает выполнение работ по учету рабочих мест;
осуществляет аттестацию рабочих мест: сопоставляет факти-
ческие значения показателей, характеризующих технический, органи-
зационный уровни рабочих мест, условия труда и технику безо-
пасности, с нормативными и фиксирует оценку соответствия (несоот-
ветствия) аттестуемых показателей в карте аттестации рабочего
места;
проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего
места, вырабатывает решение о его дальнейшем использовании;
разрабатывает предложения к плану профессионального обучения
рабочих и высвобождения численности;
представляет общезаводской аттестационной комиссии материалы
по учету, аттестации и рационализации рабочих мест.
6.5.В ходе аттестации рабочих мест и разработки мер по их ра-
ционализации используются выводы и предписания технических инспек-
торов по охране труда, материалы обследований органов санитарного
надзора, рекомендации врачебно-инженерных бригад, общественных бю-
ро экономического анализа, общественных технологических и
конструкторских бюро, ПДПС и других творческих общественных форми-
рований.
6.6.Итоги аттестации обсуждаются на собраниях трудовых кол-
лективов и с учетом их предложений по предприятию издается согла-
сованный с профсоюзным комитетом приказ, которым определяются:
общее количество рабочих мест, подлежащих ликвидации;
ответственные за проведение мероприятий по рационализации ра-
бочих мест и реализацию высвобожденных материально-технических
ценностей;
меры по переподготовке и использованию рабочих, высвобождае-
мых в связи с ликвидацией и рационализацией рабочих мест;
меры поощрения работников за активное участие в проведенной
работе.
6.7.Материальное поощрение работников за разработку и осу-
ществление организационных и технических мероприятий по рационали-
зации рабочих мест на основе аттестации, сокращению неэффективных
рабочих мест и абсолютному высвобождению численности осуществля-
ется в соответствии с действующими положениями о премировании за
создание и внедрение новой техники.
На предприятиях могут разрабатываться специальные положения о
премировании этих работников из фонда материального поощрения.
6.8.Предприятиям и организациям, которые обеспечивают на
основе рационализации рабочих мест повышение фондоотдачи, улучше-
ние использования производственных мощностей, министерства и ве-
домства могут по согласованию с соответствующими профсоюзными ор-
ганами устанавливать повышенные нормативы образования фондов мате-
риального поощрения, социально-культурных мероприятий жилищного
строительства.
6.9.Применение рабочим (служащим), бригадой по собственной
инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствова-
ние своими силами рабочих мест, повышение своего профессионального
мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в
период между аттестациями рабочих мест не являются основанием для
пересмотра норм по решению администрации. Пересмотр норм в этих
случаях может производиться по инициативе коллективов бригад, ра-
бочих и служащих, за что они поощряются в установленном порядке
( постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г.
N 540).
6.10.Руководителям предприятий и организаций разрешено прив-
лекать рабочих, ИТР и служащих к работе по рационализации рабочих
мест на том же предприятии (в организации) на условиях совмести-
тельства (за пределами рабочего дня по основной работе) - поста-
новление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г.N 783.
Порядок указанного совместительства регулируется постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 января 1986 г.
N 15/2-62.
6.11.Министерства и ведомства:
разрабатывают и утверждают совместно с соответствующими
профсоюзными органами отраслевые положения об аттестации, рациона-
лизации, учете и планировании рабочих мест на основе Типового по-
ложения;
определяют головные научно-исследовательские и проект-
но-конструкторские организации, ответственные за научно-методи-
ческое руководство аттестацией и рационализацией рабочих мест в
отрасли;
организуют обучение основам аттестации и рационализации рабо-
чих мест руководящих работников и специалистов министерств, ве-
домств, предприятий и организаций;
предусматривают в планах выделение оборудования и материаль-
ных ресурсов для рационализации рабочих мест за счет собственных
средств предприятий и организаций, а также кредитов банков;
учитывают результаты аттестации и рационализации рабочих мест
при формировании программ повышения научно-технического уровня
производства, составлении годовых и пятилетних планов экономи-
ческого и социального развития предприятий и организаций, обеспе-
чивая сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов;
выделяют средства на строительство, расширение и реконструк-
цию предприятий только после выявления и использования возмож-
ностей увеличения объема производства на действующих произ-
водственных мощностях с учетом рационализации рабочих мест и их
сбалансированности с численностью работников;
предусматривают в планах экономического и социального разви-
тия создание специализированных производств по изготовлению орга-
низационной и технологической оснастки, средств механизации и ав-
томатизации, специального оборудования для проведения работ по ра-
ционализации рабочих мест на подведомственных предприятиях и в ор-
ганизациях;
создают постоянно действующие комиссии по проведению аттеста-
ции и рационализации рабочих мест, возложив на них координацию и
методическое руководство этой работой, контроль за ее осуществле-
нием, а также распространение и внедрение передового опыта.
В состав постоянно действующей комиссии, возглавляемой за-
местителем министра, как правило, входят: начальник технического
управления (первый заместитель председателя комиссии), начальник
управления организации труда и заработной платы и начальник плано-
вого управления (заместители председателя комиссии). Членами ко-
миссии назначаются руководители функциональных и производственных
управлений и отделов министерств. В состав комиссии включаются
также представители профсоюзных органов, научно-технических об-
ществ и ВОИР, отраслевых органов информации.
В своей работе отраслевая комиссия опирается на головную на-
учно-исследовательскую (проектно-конструкторскую) организацию, ко-
торая осуществляет научно-методическое руководство работой по уче-
ту, аттестации, рационализации и планированию рабочих мест в от-
расли, разрабатывает нормативы показателей для оценки рабочих мест
при их аттестации, обеспечивает предприятия отрасли типовыми, ме-
тодическими и нормативными материалами, изучает и распространяет
передовой опыт аттестации и рационализации рабочих мест, а также
технологических процессов, производств, участков, цехов, подводит
итоги работы по учету, аттестации и рационализации рабочих мест,
на основе которых подготавливает предложения по повышению произво-
дительности труда, эффективности использования основных фондов и
капитальных вложений, обеспечению сбалансированности рабочих мест
и работающих.
6.12.Советы Министров союзных и автономных республик, испол-
комы местных Советов народных депутатов:
учитывают результаты аттестации и рационализации рабочих
мест, данные об их фактическом и планируемом количестве при ут-
верждении (согласовании) лимитов численности работников предприя-
тий и организаций, расположенных на соответствующей территории, и
планировании создания новых и реконструкции действующих предприя-
тий;
обеспечивают внедрение в практику планирования и учета ба-
лансов рабочих мест и работающих;
контролируют трудоустройство песионеров, женщин, имеющих де-
тей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной тру-
доспособностью;
обеспечивают совместно с руководителями предприятий и органи-
заций переподготовку и трудоустройство лиц, высвобождаемых в ре-
зультате сокращения и рационализации рабочих мест, широко привле-
кая к этой работе бюро по трудоустройству населения.
6.13.Республиканские государственные комитеты по труду сов-
местно с плановыми комитетами и другими органами управления союз-
ных республик с участием профсоюзных органов, руководствуясь ука-
заниями вышестоящих органов и настоящим Типовым положением:
осуществляют организационное и методическое руководство рабо-
той по аттестации и рационализации рабочих мест в республике;
рассматривают в установленном порядке вопросы размещения но-
вых, расширения и реконструкции действующих на территории предпри-
ятий и организаций и подготавливают по ним соответствующие предло-
жения;
контролируют работу системы трудоустройства и переподготовки
кадров, высвобождаемых в результате аттестации и рационализации
рабочих мест;
организуют систему трудоустройства пенсионеров, женщин, имею-
щих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной
трудоспособностью;
подготавливают предложения по развитию сети бюро по трудоуст-
ройству населения разрабатывают и осуществляют меры по укреплению
их квалифицированными кадрами.
Кроме того, государственные комитеты союзных республик по
труду контролируют работу министерств, ведомств, предприятий и ор-
ганизаций по аттестации рабочих мест, проверяют ход их рационали-
зации, достоверность отчетных данных.
6.14.Государственные комитеты по труду Советов Министров ав-
тономных республик, управления и отделы по труду исполкомов мест-
ных Советов народных депутатов с участием профсоюзных органов:
систематически контролируют предприятия и организации, прове-
ряют отчетные данные, достоверность результатов аттестации рабочих
мест, ход их рационализации. Привлекают для проведения контрольных
проверок специалистов предприятий и организаций данной территории
и общественных инспекторов по труду из числа работающих специа-
листов и песионеров;
представляют в соответствующие организации информацию о
состоянии этой работы в регионе и вносят предложения по совер-
шенствованию организации проведения аттестации и рационализации
рабочих мест;
участвуют совместно с плановыми органами в формировании тер-
риториальных планов по труду, составлении балансов рабочих мест и
трудовых ресурсов;
принимают участие в подготовке предложений о целесообразности
строительства новых, расширении и реконструкции действующих пред-
приятий;
контролируют состояние нормирования труда, своевременность
пересмотра норм трудовых затрат, внедрение и развитие бригадной
формы организации и стимулирования труда, вносят соответствующие
предложения в вышестоящие органы;
распространяют передовой опыт, используя при этом средства
массовой информации;
изучают распространяют опыт морального и материального стиму-
лирования проведения аттестации и рационализации рабочих мест;
вносят в соответствующие органы предложения по развитию
системы трудоустройства; совместно с бюро по трудоустойству насе-
ления и предприятиями (организациями) региона трудоустраивают
пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а
также лиц с ограниченной трудоспособностью; обеспечивают совместно
с руководителями предприятий и организаций переподготовку и трудо-
устройство лиц, высвобождаемых в результате аттестации и рациона-
лизации рабочих мест, контролируют движение кадров.
|