ОТМЕНЕН
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 13.08.96 N 965
Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР, ВЦСПС
от 9 апреля 1985 г. N 147
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ
I. Общие положения
1. Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭКи) в
соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных
республик о здравоохранении и законом РСФСР о здравоохранении
проводят экспертизу длительной или постоянной утраты
трудоспособности граждан.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии находятся в ведении
Министерства социального обеспечения РСФСР, которое руководит их
деятельностью через министерства социального обеспечения
автономных республик, отделы социального обеспечения
крайисполкомов, облисполкомов, управления социального обеспечения
Московского облисполкома, Московского и Ленинградского
горисполкомов.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят свою работу по
территориальному принципу:
районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные
комиссии - первичное звено;
республиканские (АССР), краевые, областные, Московская и
Ленинградская центральные городские врачебно-трудовые экспертные
комиссии.
2. Основными задачами врачебно-трудовых экспертных комиссий
являются:
определение состояния трудоспособности, постоянной или
длительной ее утраты, установление группы и причины инвалидности;
определение для инвалидов условий и видов труда, работ и
профессий, доступных им по состоянию здоровья, а также условий и
методов, при помощи которых нарушенная трудоспособность может быть
восстановлена или повышена, проверка правильности использования
инвалидов на работе в соответствии с заключениями комиссий;
содействие укреплению здоровья населения, предупреждению
инвалидности;
изучение совместно с органами здравоохранения, администрацией
предприятий, учреждений, организаций и профсоюзными организациями
причин утраты трудоспособности и участие в разработке мероприятий
по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности.
3. В зависимости от степени утраты трудоспособности
инвалидность подразделяется на три группы. Причинами инвалидности
являются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное
заболевание, инвалидность с детства; для военнослужащих - ранение,
контузия, увечье, полученные при защите СССР или при исполнении
иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с
пребыванием на фронте, или увечье, полученное в результате
несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей
военной службы, либо заболевание, не связанное с пребыванием на
фронте, а в специально предусмотренных законодательством случаях -
заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской
службы. Законодательством СССР могут быть установлены и другие
причины инвалидности.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии при установлении
инвалидности руководствуются инструкцией по определению групп
инвалидности, утверждаемой Министерством здравоохранения СССР,
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и
ВЦСПС.
4. Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об
условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для
администрации предприятий, учреждений и организаций.
5. Врачебно-трудовые экспертные комиссии в своей работе
руководствуются законами СССР, иными решениями Верховного Совета
СССР и его Президиума, законами РСФСР, иными решениями Верховного
Совета РСФСР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями
Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, настоящим
Положением, приказами и инструкциями Министерства социального
обеспечения РСФСР, а также другими нормативными актами.
6. Деятельность врачебно-трудовых экспертных комиссий
осуществляется на основе коллегиальности. Комиссии проводят работу
в тесном взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения.
Профессиональные союзы имеют право осуществлять общественный
контроль за деятельностью врачебно-трудовых экспертных комиссий.
В целях широкого участия общественности в разработке мер по
улучшению врачебно-трудовой экспертизы и контроле за устранением
причин, вызывающих инвалидность, при врачебно-трудовых экспертных
комиссиях образуются общественные советы из числа врачей -
экспертов, работников органов социального обеспечения,
здравоохранения, представителей профсоюзных и хозяйственных
организаций.
7. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят работу на
базе лечебно-профилактических учреждений.
Расходы на содержание врачебно-трудовых экспертных комиссий
производятся за счет ассигнований, предусматриваемых в
государственных бюджетах автономных республик, бюджетах краев,
областей, городов Москвы и Ленинграда.
8. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют штамп и печать.
II. Организация и состав врачебно-трудовых
экспертных комиссий
9. Врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются,
реорганизуются и ликвидируются министерствами социального
обеспечения автономных республик, отделами социального обеспечения
крайисполкомов, облисполкомов, управлениями социального
обеспечения Московского облисполкома, Московского и Ленинградского
горисполкомов.
10. Формирование сети районных, межрайонных, городских
врачебно-трудовых экспертных комиссий производится в зависимости
от численности обслуживаемого ими взрослого населения.
Количество составов республиканских (АССР), краевых,
областных, Московской и Ленинградской центральных городских
врачебно-трудовых экспертных комиссий определяется в зависимости
от числа районных, межрайонных, городских комиссий.
Количество врачебно-трудовых экспертных комиссий определяется
в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Государственным
комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с
Министерством финансов СССР.
11. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и
инвалидности образуются следующие врачебно-трудовые экспертные
комиссии: комиссии общего профиля; комиссии специализированного
профиля для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с
психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа
зрения, болезнями органов кровообращения, онкологическими
заболеваниями, последствиями травм и другими заболеваниями;
комиссии смешанного профиля.
12. Районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые
экспертные комиссии образуются из трех врачей, представителя
соответствующего органа социального обеспечения и представителя
профсоюзной организации (профсоюзного органа).
13. Каждый состав республиканской (АССР), краевой, областной,
Московской и Ленинградской центральной городской врачебно-трудовой
экспертной комиссии образуется из четырех врачей, представителя
соответствующего органа социального обеспечения и представителя
профсоюзной организации (профсоюзного органа).
Для общего руководства врачебно-трудовой экспертизой в
автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде
назначается главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе,
который утверждается Министерством социального обеспечения РСФСР.
При наличии менее пяти составов комиссий, указанных в настоящем
пункте, обязанности главного эксперта возлагаются на председателя
одного из составов комиссии.
14. Председателем врачебно-трудовой экспертной комиссии
(пункты 12 и 13 настоящего Положения) назначается один из входящих
в нее врачей. Председатель врачебно-трудовой экспертной комиссии
организует ее работу, обеспечивает качественное проведение
врачебно-трудовой экспертизы и несет персональную ответственность
за деятельность комиссии.
15. Для проведения врачебно-трудовой экспертизы
республиканские (АССР), краевые, областные, Московская и
Ленинградская центральные городские врачебно-трудовые экспертные
комиссии могут привлекать консультантов по медицинским,
техническим и другим вопросам с почасовой оплатой труда.
16. В работе врачебно-трудовых экспертных комиссий могут
принимать участие лечащие врачи, представители администрации,
профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, где
работает освидетельствуемый, представители военных комиссариатов.
III. Обязанности и права врачебно-трудовых
экспертных комиссий
17. На районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые
экспертные комиссии возлагаются:
установление состояния трудоспособности, длительной или
постоянной ее утраты, группы, причины и времени наступления
инвалидности, а также степени утраты трудоспособности (в
процентах) рабочим и служащим, получившим увечье или иное
повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых
обязанностей, и нуждаемости их в дополнительных видах помощи;
определение мер по социально-трудовой реабилитации;
установление причинной связи смерти кормильца с
производственной травмой, профессиональным заболеванием,
пребыванием на фронте и другими обстоятельствами для решения
вопроса о назначении пенсии и возмещении ущерба членам семьи
умершего;
оказание гражданам содействия в розыске документов, которые
необходимы для проведения врачебно-трудовой экспертизы и
представление которых по действующему законодательству возложено
на лиц, проходящих освидетельствование;
проверка по месту работы инвалидов правильности трудового
устройства и использования их в соответствии с рекомендациями
комиссий;
участие в изучении условий труда, аттестации рабочих мест с
целью выявления факторов, неблагоприятно влияющих на состояние
здоровья и трудоспособность работников, и в разработке мероприятий
по их устранению; определение условий и видов труда, работ и
профессий, доступных инвалидам;
представление через районные, городские отделы социального
обеспечения в соответствующие военные комиссариаты сведений о всех
случаях признания инвалидами военнообязанных и призывников;
оказание врачам лечебно-профилактических учреждений
консультативной помощи и участие в проведении мероприятий по
повышению их квалификации по вопросам врачебно-трудовой
экспертизы.
18. Республиканские (АССР), краевые, областные, Московская и
Ленинградская центральные городские врачебно-трудовые экспертные
комиссии:
осуществляют организационно-методическое руководство и
контроль за деятельностью районных, межрайонных, городских
врачебно-трудовых экспертных комиссий, проверяют решения этих
комиссий и в случае необоснованности изменяют их;
переосвидетельствуют лиц, обжаловавших решения врачебно -
трудовых экспертных комиссий;
проводят освидетельствование в сложных случаях лиц по
направлениям районных, межрайонных и городских врачебно-трудовых
экспертных комиссий;
освидетельствуют инвалидов с целью определения нуждаемости их
в специальных транспортных средствах;
оказывают консультативную помощь врачам - экспертам районных,
межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий
общего, специализированного и смешанного профиля по различным
вопросам врачебно-трудовой экспертизы;
внедряют в практику работы врачебно-трудовых экспертных
комиссий научные принципы и методы экспертизы, разрабатываемые
научно-исследовательскими институтами, подготавливают предложения
по дальнейшему совершенствованию врачебно-трудовой экспертизы,
изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы
врачебно-трудовых экспертных комиссий;
проводят изучение причин инвалидности и на этой основе
разрабатывают мероприятия по их устранению, профилактике
инвалидности и восстановлению трудоспособности граждан;
принимают меры к повышению квалификации работников врачебно -
трудовых экспертных комиссий и обеспечивают участие специалистов
по врачебно-трудовой экспертизе в повышении квалификации врачей
учреждений здравоохранения.
19. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют право:
получать от органов и учреждений здравоохранения,
администрации предприятий, учреждений, организаций сведения,
необходимые для работы комиссий, в том числе данные о характере и
условиях труда лиц, проходящих освидетельствование;
направлять лиц, проходящих освидетельствование, в лечебно -
профилактические учреждения для уточнения диагноза и
восстановительного лечения;
посещать в установленном порядке предприятия, учреждения,
организации, осматривать места производства работ,
производственные и служебные помещения, знакомиться с отчетами,
статистическими и другими материалами по вопросам, относящимся к
деятельности комиссий.
IV. Порядок освидетельствования граждан
во врачебно-трудовых экспертных комиссиях
20. Освидетельствование граждан во врачебно-трудовых
экспертных комиссиях проводится по месту жительства либо по месту
прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению по направлению
соответствующего лечебно-профилактического учреждения.
21. Врачебно-трудовые экспертные комиссии освидетельствуют
граждан в тех случаях, когда законодательство связывает с
установлением инвалидности предоставление прав на социальную
помощь либо освобождение от выполнения соответствующих
обязанностей, и в других случаях, предусмотренных действующим
законодательством.
22. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят с целью
улучшения обслуживания рабочих, служащих и членов колхозов
выездные заседания в лечебно-профилактических учреждениях,
обслуживающих предприятия, учреждения, организации.
23. Если больной по состоянию здоровья согласно заключению
врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактического
учреждения не может явиться во врачебно-трудовую экспертную
комиссию, освидетельствование проводится на дому или в стационаре,
где он находится на лечении. В исключительных случаях (например, в
отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование
граждан может проводиться заочно с их согласия.
24. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят заседания в
полном составе и принимают решение после коллегиального обсуждения
результатов освидетельствования. Данные экспертного
освидетельствования и решение заносятся в протокол заседания
врачебно-трудовой экспертной комиссии и в акт освидетельствования,
которые подписываются председателем, остальными членами комиссии и
заверяются печатью.
Если председатель или отдельные члены комиссии не согласны с
принятым решением, то в акт освидетельствования заносится их
особое мнение и акт в 3-дневный срок представляется в
республиканскую (АССР), краевую, областную, Московскую и
Ленинградскую центральную городскую врачебно-трудовую экспертную
комиссию, которая принимает решение по данному случаю.
Решения республиканских (АССР), краевых, областных, Московской
и Ленинградской центральных городских врачебно-трудовых экспертных
комиссий (в том числе при освидетельствовании в сложных случаях, в
порядке контроля или обжалования и в других случаях) принимаются
большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов голос
председателя комиссии является решающим. Член комиссии, не
согласный с принятым решением, излагает свое особое мнение в
письменном виде, которое приобщается к делу.
25. Датой установления инвалидности считается день поступления
во врачебно-трудовую экспертную комиссию документов, необходимых
для освидетельствования больного.
26. Врачебно-трудовые экспертные комиссии выдают лицам,
проходящим освидетельствование, справки и в 3-дневный срок
направляют соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям
извещение установленной формы о принятом решении.
В работе комиссий используются формы документов, утверждаемые
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по
согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.
27. Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного
решения, незаконной выдаче справки врачебно-трудовой экспертной
комиссии, несут ответственность, предусмотренную действующим
законодательством.
V. Сроки переосвидетельствования и порядок обжалования
решений врачебно-трудовых экспертных комиссий
28. Переосвидетельствование инвалидов первой группы проводится
один раз в два года, а инвалидов второй и третьей групп - один раз
в год.
Инвалидность устанавливается до первого числа месяца,
следующего за тем месяцем, на который назначено очередное
переосвидетельствование.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством,
группа инвалидности устанавливается без указания срока
переосвидетельствования в порядке, определяемом Министерством
здравоохранения СССР и ВЦСПС.
Переосвидетельствование раньше указанных сроков, а также если
инвалидность установлена без указания срока
переосвидетельствования, проводится при изменении состояния
здоровья и трудоспособности или при выявлении фактов
необоснованного решения врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Переосвидетельствование инвалидов - мужчин старше 60 лет и
женщин старше 55 лет проводится только по их заявлению либо если
решение врачебно-трудовой экспертной комиссии вынесено на
основании подложных документов.
29. При несогласии освидетельствуемого с решением районной,
межрайонной, городской врачебно-трудовой экспертной комиссии он в
течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в
республиканскую (АССР), краевую, областную, Московскую и
Ленинградскую центральную городскую врачебно-трудовую экспертную
комиссию, либо во врачебно-трудовую экспертную комиссию, в которой
он проходил освидетельствование, или в соответствующий отдел
социального обеспечения. Комиссия, проводившая
освидетельствование, или отдел социального обеспечения в 3-дневный
срок со дня получения заявления направляют все имеющиеся документы
вместе с заявлением на рассмотрение республиканской (АССР),
краевой, областной, Московской и Ленинградской центральной
городской врачебно-трудовой экспертной комиссии, которая не
позднее месяца со дня подачи заявления проводит
переосвидетельствование больного и выносит решение по данному
случаю.
В случае обжалования непосредственно в республиканскую (АССР),
краевую, областную, Московскую и Ленинградскую центральную
городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию 3-дневный срок
исчисляется со дня поступления запроса этих комиссий в районную,
межрайонную, городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию.
30. Решение республиканской (АССР), краевой, областной,
Московской и Ленинградской центральной городской врачебно-трудовой
экспертной комиссии может быть обжаловано в Министерство
социального обеспечения РСФСР.
Министерство социального обеспечения РСФСР при выявлении
фактов нарушения законодательства о врачебно-трудовой экспертизе
поручает другому составу республиканской (АССР), краевой,
областной, Московской и Ленинградской центральной городской
врачебно-трудовой экспертной комиссии вновь рассмотреть с учетом
всех имеющихся обстоятельств вопрос, решение по которому
обжалуется, а также принимает другие меры, обеспечивающие
соблюдение социалистической законности при проведении врачебно -
трудовой экспертизы.
|