ВЕРХОВНЫЙ СУД РСФСР
2. НАРУШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ УСТАНОВЛЕННОГО
ПОРЯДКА УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА ПО ИНИЦИАТИВЕ
АДМИНИСТРАЦИИ, В ЧАСТНОСТИ СТ. 35 КЗОТ РСФСР,
ЯВЛЯЕТСЯ ЯВНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА И ВЛЕЧЕТ
МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНОГО
ЛИЦА В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 215 КЗОТ
(Извлечение)
Начальник домостроительного комбината П. издал приказ, согласно
которому Т. - нормировщица строительного управления (СУ - 3) этого
комбината - была уволена по п. 1 ст. 33 КЗоТ.
Левобережным районным народным судом г. Липецка Т. восстановле-
на на работе и в ее пользу взыскано 390 руб. среднего заработка за
время вынужденного прогула.
Прокурор Левобережного района г. Липецка обратился с заявлением
в суд в интересах домостроительного комбината о взыскании с П. 390
руб. как с должностного лица, виновного в незаконном увольнении.
Советский районный народный суд г. Липецка в требовании проку-
рору отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого об-
ластного суда это решение оставила без изменения.
Президиум Липецкого областного суда оставил без удовлетворения
протест прокурора Липецкой области об отмене судебных постановле-
ний.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР 8
апреля 1985 г. удовлетворила протест заместителя Прокурора РСФСР
об отмене судебных постановлений и о направлении дела на новое су-
дебное рассмотрение, указав следующее.
Восстанавливая Т. на работе в должности нормировщицы СУ - 3 до-
мостроительного комбината, суд признал установленным, что она была
уволена с нарушением ст. 35 КЗоТ, согласно которой запрещается
расторжение трудового договора по инициативе администрации без
согласия профсоюзного комитета.
Возражая против иска о взыскании возмещения ущерба, П. сослался
на то, что он поручил А., начальнику СУ - 3, представить свои
предложения, согласованные с профсоюзным комитетом, по сокращению
одной единицы нормировщика. Он считает, что явного нарушения зако-
на не допущено, так как А. действовал по его поручению, обратив-
шись за санкцией на увольнение Т., и что администрацией принима-
лись меры к ее трудоустройству.
Народный суд, судебная коллегия и президиум областного суда
пришли к выводу, что П. не должен нести материальной ответствен-
ности в порядке ст. 215 КЗоТ.
Однако такой вывод не соответствует материалам дела и судебным
постановлениям, принятым при восстановлении Т. на работе.
В соответствии с разъяснением, содержащимися в п. 5 постановле-
ния Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 июня 1979 г. "О ходе вы-
полнения судами РСФСР постановлений Пленумов Верховного Суда СССР
и Верховного Суда РСФСР по вопросам применения законодательства,
направленного на укрепление трудовой дисциплины на предприятиях, в
учреждениях, организациях", в силу ст. 213 КЗоТ РСФСР рабочий или
служащий подлежит восстановлению на работе в случаях, если уволь-
нение произведено без законного основания или с нарушением уста-
новленного порядка. В частности, суд обязан выяснить: обращалась
ли администрация в профсоюзный комитет с ходатайством об увольне-
нии работника и надлежащим ли лицом был поставлен перед профсоюз-
ным комитетом этот вопрос, т. е. обладало ли должностное лицо пра-
вом приема и увольнения работников. Если увольнение было произве-
дено лицом, не наделенным такими правами, необходимо установить,
действовало ли оно по поручению компетентного должностного лица
или по своей инициативе. Полномочий на ходатайство перед профсоюз-
ным комитетом об увольнении работника А. не имел.
В деле имеется письмо, подписанное начальником СУ - 3, который
от своего имени просил профсоюзный комитет дать согласие на уволь-
нение Т. по п. 1 ст. 33 КЗоТ.
Начальник же домостроительного комбината П. такого поручения А.
в отношении увольнения Т. не давал и сам с ходатайством в
профсоюзный комитет не обращался. Письмо же администрации комбина-
та, адресованное СУ - 3, где дано указание внести конкретные пред-
ложения по сокращению штатов, не может рассматриваться как поруче-
ние А. обратиться в профсоюзный комитет за санкцией на увольнение
конкретного лица, в данном случае нормировщицы Т.
Суд правильно признал, что при таких обстоятельствах Т. уволена
с нарушением порядка, установленного ст. 35 КЗоТ, и расценил
действия администрации как явное нарушение закона. Кроме того, су-
дом установлено, что администрацией не было принято мер к трудо-
устройству Т.
Как видно из материалов дела о восстановлении Т. на работе, ей
предлагалась должность экспедитора, хотя на момент ее увольнения
были вакантными и другие должности.
Отвергая выводы решения Левобережного районного суда г. Липец-
ка, Советский районный народный суд, судебная коллегия по граж-
данским делам и президиум областного суда дали противоположную
оценку фактам, установленным вступившим в законную силу решением
суда.
|