МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 169
О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
(Женева, 26 июня 1984 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 6 июня 1984 года на 70-ю сессию,
принимая во внимание существующие международные нормы,
зафиксированные в Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в
области занятости, а также в других международных актах,
касающихся некоторых категорий трудящихся, в частности, в
Конвенции и Рекомендации 1981 года о трудящихся с семейными
обязанностями, Рекомендации 1980 года о пожилых трудящихся,
Конвенции и Рекомендации 1949 года (пересмотренных) о трудящихся -
мигрантах, Конвенции 1975 года о трудящихся - мигрантах
(дополнительные положения) и Рекомендации 1975 года о трудящихся -
мигрантах,
напоминая об ответственности Международной организации труда,
вытекающей из Филадельфийской декларации, изучать и рассматривать
влияние экономической и финансовой политики на политику в области
занятости в свете основной задачи, согласно которой "все люди,
независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление
своего материального благосостояния и духовного развития в
условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и
равных возможностей",
напоминая, что Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1966 году, предусматривает признание, в
частности, "права на труд, которое включает право каждого человека
на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом,
который он свободно выбирает или на который свободно соглашается",
а также принятие соответствующих мер по постепенному обеспечению
полного осуществления этого права и его гарантии,
напоминая также положения Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей
Организации Объединенных Наций в 1979 году,
признавая, что в связи с возрастающей взаимозависимостью
мировой экономики и медленными темпами экономического роста
последних лет необходимо координировать на национальном и
международном уровнях экономическую, валютную и социальную
политику, предпринимать усилия по стиранию различий между
развитыми и развивающимися странами и установлению нового
международного экономического порядка, чтобы в наиболее полной
мере использовать ресурсы для целей развития и создания
возможностей занятости и таким образом бороться с безработицей и
неполной занятостью,
отмечая ухудшение возможностей в области занятости в
большинстве промышленно развитых и развивающихся стран и выражая
убежденность в том, что бедность, безработица и неравенство
возможностей являются недопустимыми с точки зрения гуманности и
социальной справедливости, могут привести к социальной
напряженности и, следовательно, создать условия, способные
поставить под угрозу мир и воспрепятствовать осуществлению права
на труд, которое включает свободный выбор работы, справедливые и
благоприятные условия труда и защиту от безработицы,
считая, что Конвенцию и Рекомендацию 1964 года о политике в
области занятости следует рассматривать в более широком контексте
Декларации о принципах и Программы действий, принятых в 1976 году
Всемирной трехсторонней конференцией по вопросам занятости,
распределения доходов, социального прогресса и международного
разделения труда, а также Резолюции о мерах по выполнению решений
Всемирной конференции по вопросам занятости, принятой в 1979 году
Международной конференцией труда,
постановив принять ряд предложений о политике в области
занятости, что является пунктом 4 повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию и Рекомендацию 1964 года о политике в
области занятости,
принимает 26 июня 1984 года следующую рекомендацию, которая
будет называться Рекомендацией 1984 года о политике в области
занятости (дополнительные положения).
I. Общие принципы политики в области занятости
1. Содействие полной, продуктивной и свободно избранной
занятости, предусмотренное Конвенцией и Рекомендацией 1964 года о
политике в области занятости, следует считать средством
обеспечения на практике осуществления права на труд.
2. Всестороннее признание государствами - членами права на
труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной
политики, цель которой - содействие полной, продуктивной и
свободно избранной занятости.
3. Содействие полной, продуктивной и свободно избранной
занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью
экономической и социальной политики государств - членов и, при
необходимости, их планов удовлетворения основных потребностей
населения.
4. Государствам - членам следует уделять особое внимание
наиболее эффективным средствам увеличения занятости и производства
и разрабатывать политику и, при необходимости, программы,
направленные на содействие росту производства и справедливому
распределению основных товаров и услуг и справедливому
распределению доходов по всей стране с целью удовлетворения
основных потребностей населения в соответствии с Декларацией о
принципах и Программой действий Всемирной конференции по вопросам
занятости.
5. В соответствии с национальной практикой указанные в
пунктах 3 и 4 настоящей Рекомендации политику, планы и программы
следует разрабатывать и осуществлять по консультации и в
сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и с
другими представительными организациями заинтересованных лиц,
особенно с организациями сельского сектора, указанными в Конвенции
и Рекомендации 1975 года об организациях сельских трудящихся.
6. В экономической и финансовой политике как на национальном,
так и на международном уровнях первоочередное внимание следует
уделять задачам, упомянутым в пунктах 3 и 4 настоящей
Рекомендации.
7. Политику, планы и программы, указанные в пунктах 3 и 4
настоящей Рекомендации, следует направлять на ликвидацию любых
форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства
возможностей и обращения в вопросах получения работы, условий
занятости, заработной платы и доходов, профессиональных ориентации
и подготовки и продвижения по службе.
8. Государствам - членам необходимо принимать меры, чтобы
эффективно бороться с незаконной занятостью, то есть с занятостью,
которая не соответствует положениям национальных законодательства,
правил и практики.
9. Государствам - членам следует принимать меры, позволяющие
постепенно переводить трудящихся из неформального сектора, где
таковой существует, в формальный сектор.
10. Государствам - членам следует проводить политику и
принимать меры, которые с учетом национальных законодательства и
практики должны:
a) способствовать адаптации к структурным изменениям на
глобальном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия, и
предоставлению другой работы трудящимся, которые потеряли ее в
результате проведения структурных и технологических изменений;
b) сохранять работу или содействовать предоставлению другой
работы трудящимся, на которых повлияла продажа, передача, закрытие
или перемещение компании, предприятия или оборудования.
11. В соответствии с национальными законодательством и
практикой в методы осуществления политики в области занятости
могли бы включаться переговоры о заключении коллективных договоров
о вопросах, влияющих на занятость, таких, как:
a) содействие и сохранение занятости;
b) экономические и социальные последствия структурной
перестройки и рационализации отраслей экономики и предприятий;
c) реорганизация и сокращение продолжительности рабочего
времени;
d) защита особых групп;
e) информирование об экономических, финансовых вопросах и
вопросах занятости.
12. Государствам - членам по консультации с организациями
предпринимателей и трудящихся следует принимать эффективные меры,
чтобы поощрять многонациональные предприятия к проведению, и
особенно к содействию проведения такой политики в области
занятости, которая предусмотрена Трехсторонней декларацией
принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной
политики (1977 г.), и чтобы избегать отрицательного и
содействовать положительному влиянию на занятость капиталовложений
многонациональных предприятий.
13. В связи с возрастающей взаимозависимостью мировой
экономики государствам - членам следует, кроме мер, принимаемых на
национальном уровне, укреплять международное сотрудничество, чтобы
обеспечить успех борьбы против безработицы.
II. Демографическая политика
14. 1) При обеспечении наличия достаточных возможностей
трудоустройства в политику развития и занятости можно было бы
включать там, где это уместно и соответствует национальным
законодательству и практике, демографическую политику и программы,
направленные на обеспечение содействия семейному благосостоянию и
планированию размера семьи путем осуществления информационных
программ и программ добровольного обучения вопросам демографии.
2) Государства - члены, особенно развивающиеся страны, в
сотрудничестве как с национальными, так и международными
неправительственными организациями могли бы:
a) в своих демографических политике и программах уделять
особое внимание разъяснению реальным и будущим родителям
преимуществ планирования размера семьи;
b) в сельских районах увеличить число служб
здравоохранения и местных центров, оказывающих услуги в деле
планирования размера семьи, и численность оказывающего такие
услуги квалифицированного персонала;
c) в городских районах уделять особое внимание
настоятельной необходимости развития соответствующих
инфраструктур и улучшения условий жизни, особенно в районах
трущоб.
III. Занятость молодежи и групп, а также лиц, находящихся
в неблагоприятных условиях
15. В контексте общей политики в области занятости
государствам - членам следует принимать меры, отвечающие
потребностям всех категорий лиц, часто испытывающих трудности в
поисках стабильной работы, таких, как некоторые группы женщин и
молодых трудящихся, инвалиды и пожилые трудящиеся, лица,
продолжительное время не имеющие работы, и трудящиеся мигранты,
находящиеся на законном основании на территории этих государств.
Такие меры должны соответствовать положениям международных
конвенций и рекомендаций о труде, касающихся занятости этих групп,
и условиям занятости, установленным на основании национальных
законодательства и практики.
16. С учетом национальных условий и в соответствии с
национальными законодательством и практикой, упомянутые в
пункте 15 настоящей Рекомендации меры могли бы, в частности,
включать:
a) доступное для всех общее образование, а также программы
профессиональных ориентации и обучения, чтобы помочь этим лицам
найти работу, улучшить их возможности трудоустройства и повысить
их доходы;
b) создание системы подготовки кадров, связанной с системой
образования и миром труда;
c) службы профессиональной ориентации и трудоустройства,
содействующие поступлению этих лиц на рынок труда и оказывающие им
помощь в поисках работы, которая соответствует их квалификации и
способностям;
d) программы создания приносящей доход занятости в конкретных
районах, местностях или отраслях;
e) программы адаптации к структурным изменениям;
f) меры по непрерывной подготовке и переподготовке кадров;
g) меры по профессиональной реабилитации;
h) содействие добровольной мобильности;
i) программы содействия работе не по найму и кооперативам
трудящихся.
17. 1) Следует принимать специальные меры в интересах
молодежи, в частности:
a) поощрять государственные и частные учреждения и
предприятия к найму и профессиональному обучению молодежи с
помощью методов, соответствующих национальным условиям и
практике;
b) хотя первоочередное внимание следует уделять
трудоустройству молодежи на постоянной работе, специальные
программы могут быть разработаны в целях предоставления
молодежи работы на добровольной основе для осуществления
общественных, особенно местных проектов, которые носят
социальный характер, с учетом положений Рекомендации 1970 года
о специальных программах для молодежи;
c) разрабатывать специальные программы, в которых
профессиональная подготовка и труд чередовались таким образом,
чтобы оказывать помощь молодежи в поисках первой работы;
d) привести в соответствие возможности в области
профессиональной подготовки с техническим и экономическим
развитием и повысить качество такой подготовки;
e) принимать меры для облегчения перехода от учебы в школе
к труду и для содействия возможностям трудоустройства по
завершении профессиональной подготовки;
f) содействовать изучению перспектив занятости как основы
рациональной политики в области профессиональной подготовки;
g) обеспечивать охрану и гигиену труда работающей
молодежи.
2) Меры, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, должны
тщательно контролироваться, чтобы удостовериться в их
благоприятном влиянии на занятость молодежи.
3) Эти меры должны соответствовать положениям международных
конвенций и рекомендаций о труде, относящимся к занятости
молодежи, и условиям занятости, предусмотренным национальными
законодательством и практикой.
18. В целях содействия осуществлению мер, указанных в
пунктах 15 - 17 настоящей Рекомендации, могут предусматриваться
стимулы, соответствующие национальным условиям и практике.
19. В соответствии с национальными законодательством и
практикой между компетентными органами и организациями
предпринимателей и трудящихся, а также другими соответствующими
организациями следует своевременно проводить углубленные
консультации по вопросам разработки, осуществления и контроля за
мерами и программами, указанными в пунктах 15 - 18 настоящей
Рекомендации.
IV. Политика в области технологии
20. Одним из основных элементов политики национального
развития должно быть содействие разработке технологии как средства
увеличения производственного потенциала и достижения основных
целей развития, которыми являются создание возможностей
трудоустройства и удовлетворение основных потребностей. Политика в
области технологии должна с учетом уровня экономического развития
содействовать улучшению условий труда и сокращению
продолжительности рабочего времени, а также включать меры,
препятствующие потере рабочих мест.
21. Государствам - членам следует:
a) поощрять исследования по выбору, внедрению и разработке
новой технологии и ее влиянию на уровень, структуру, условия
занятости, профессиональную подготовку, содержание труда и
квалификационные требования;
b) поощрять проведение исследований по технологии, которая в
наибольшей степени соответствует конкретным условиям стран,
привлекая к участию в них независимые исследовательские институты.
22. Государствам - членам с помощью соответствующих мер
следует стремиться обеспечивать, чтобы:
a) системы образования и профессиональной подготовки, включая
программы переподготовки, предоставляли трудящимся достаточные
возможности приспосабливаться к изменениям в области занятости,
вызванным технологическими изменениями;
b) уделять особое внимание по возможности лучшему
использованию существующих и будущих профессий;
c) устранять в максимально возможной степени негативное
влияние технологических изменений на занятость, условия труда и
жизни, а также на гигиену и безопасность труда, в частности,
посредством учета на стадии разработки новой технологии требований
эргономики, безопасности и гигиены труда.
23. Государствам - членам следует любыми методами, не
противоречащими национальным условиям и практике, содействовать
использованию новой соответствующей технологии и обеспечивать или
совершенствовать связь и консультации различных служб и
организаций, занимающихся этими вопросами, и представительных
организаций предпринимателей и трудящихся.
24. Следует поощрять заинтересованные организации
предпринимателей и трудящихся, а также предприятия к оказанию
помощи в распространении общей информации о выборе технологии,
развитии технологических связей между крупными и мелкими
предприятиями и в разработке соответствующих программ подготовки
кадров.
25. В соответствии с национальной практикой государствам -
членам следует поощрять организации предпринимателей и организации
трудящихся к заключению на национальном и отраслевом уровнях или
на уровне предприятия коллективных договоров о социальных
последствиях внедрения новой технологии.
26. Государствам - членам следует насколько это возможно и в
соответствии с национальными законодательством и практикой
поощрять предприятия, если они внедряют в свои процессы
технологические изменения, которые могут значительно повлиять на
трудящихся предприятия, к тому, чтобы:
a) привлекать трудящихся и / или их представителей к
планированию, внедрению и использованию новой технологии, то есть
информировать их о возможностях и влиянии такой новой технологии и
заблаговременно консультироваться с ними в целях заключения
договоров;
b) содействовать лучшей организации режима рабочего времени и
лучшему распределению занятости;
c) предотвращать и смягчать в максимально возможной степени
неблагоприятное влияние технологических изменений на трудящихся;
d) содействовать капиталовложениям в технологию, которая прямо
и косвенно способствовала бы созданию рабочих мест и постепенному
расширению производства, а также удовлетворению основных
потребностей населения.
V. Неформальный сектор
27. 1) В национальной политике в области занятости следует
признать в качестве источника рабочих мест важность неформального
сектора, то есть экономической деятельности, осуществляемой вне
институционализированных экономических структур.
2) Следует разрабатывать и осуществлять программы содействия
занятости в целях поощрения семейного труда и работы не по найму в
индивидуальных мастерских как в городских, так и в сельских
районах.
28. Государствам - членам следует принимать меры, чтобы
содействовать установлению дополнительных связей между формальным
и неформальным секторами и обеспечивать более широкий доступ
предприятий неформального сектора к ресурсам, товарным рынкам,
кредитам, инфраструктуре, системам профессиональной подготовки,
техническим знаниям и передовой технологии.
29. 1) Государствам - членам, принимающим меры по расширению
возможностей занятости и улучшению условий труда в неформальном
секторе, следует стремиться к тому, чтобы содействовать его
постепенному включению в национальную экономику.
2) Государствам - членам следует учитывать, что включение
неформального сектора в формальный сектор может уменьшить их
способность поглощать рабочую силу и создавать доход. Тем не менее
они должны стремиться постепенно распространять регулирующие меры
на неформальный сектор.
VI. Мелкие предприятия
30. В национальной политике в области занятости следует
учитывать важность мелких предприятий как источника занятости и
признавать вклад местных инициатив, направленных на создание
занятости, в дело борьбы против безработицы и в экономическое
развитие. Эти предприятия, которые могут принимать различные
формы, такие, как мелкие традиционные предприятия, кооперативы и
ассоциации, предоставляют возможности трудоустройства, особенно
трудящимся, испытывающим отдельные трудности.
31. По консультации и в сотрудничестве с организациями
предпринимателей и трудящихся государствам - членам следует
принимать необходимые меры, содействующие установлению
дополнительных связей между предприятиями, указанными в пункте 30
настоящей Рекомендации, и другими предприятиями, в целях улучшения
условий труда на этих предприятиях и их доступа к товарным рынкам,
кредитам, техническим знаниям и передовой технологии.
VII. Политика регионального развития
32. В соответствии с национальными законодательством и
практикой государствам - членам следует признать важность
сбалансированного регионального развития как средства смягчения
социальных проблем и проблем занятости, создаваемых неадекватным
распределением природных ресурсов и недостаточной мобильностью
средств производства, и как средства устранения неравномерности
развитая и распространения занятости по районам и зонам одной и
той же страны.
33. По консультации и в сотрудничестве с представителями
соответствующих слоев населения, и особенно с организациями
предпринимателей и трудящихся, следует принимать меры в целях
содействия занятости в недостаточно развитых или отсталых, в
приходящих в упадок сельскохозяйственных и промышленных,
пограничных зонах и в целом в тех районах страны, которые не в
полной мере воспользовались результатами национального развития.
34. С учетом национальных условий, планов и программ каждого
государства - члена меры, предусмотренные в пункте 33 настоящей
Рекомендации, могут, в частности, включать:
a) создание и расширение пунктов и центров развития, имеющих
благоприятные потенциальные возможности для создания рабочих мест;
b) развитие и интенсификацию регионального потенциала с учетом
людских и природных ресурсов каждого региона и потребности в
согласованном и сбалансированном региональном развитии;
c) увеличение числа и размера средних и небольших городов,
чтобы сдерживать рост крупных городов;
d) улучшение оказания и распределения наиболее важных услуг,
необходимых для удовлетворения основных потребностей, и доступа к
этим услугам;
e) поощрение путем соответствующих социальных мер добровольной
мобильности трудящихся в пределах отдельного района и между
различными районами страны наряду с усилиями, содействующими
созданию удовлетворительных условий жизни и труда в районах
происхождения трудящихся;
f) капиталовложения для совершенствования региональных
инфраструктур, служб и административных структур, включая
назначение необходимого персонала и предоставление возможностей
для получения профессиональной подготовки и переквалификации;
g) содействие участию местного населения в определении и
осуществлении мер регионального развития.
VIII. Программы государственных капиталовложений
и специальные программы общественных работ
35. Государства - члены могли бы осуществлять экономически и
социально жизнеспособные программы государственных
капиталовложений и специальные программы общественных работ,
особенно в целях создания и сохранения рабочих мест и увеличения
доходов, повышения уровня жизни беднейших слоев населения и более
полного удовлетворения основных потребностей населения районов,
где широко распространены безработица и неполная занятость. Такие
программы там, где это возможно и уместно, должны:
a) уделять особое внимание созданию возможностей занятости для
групп, находящихся в неблагоприятных условиях;
b) включать проекты создания сельской и городской
инфраструктуры, а также строительство объектов, необходимых для
удовлетворения основных потребностей в сельских, городских и
пригородных районах и более значительные продуктивные
капиталовложения в такие отрасли, как энергетика и связь;
c) содействовать повышению качества социальных услуг в таких
областях, как образование и здравоохранение;
d) разрабатываться и осуществляться в рамках планов развития,
где такие существуют, и по консультации с соответствующими
организациями предпринимателей и трудящихся;
e) выявлять лиц, в интересах которых должны осуществляться эти
программы, а также определять наличную рабочую силу и
устанавливать критерии выбора проектов;
f) обеспечивать, чтобы набор трудящихся осуществлялся на
добровольной основе;
g) обеспечивать, чтобы рабочая сила не отвлекалась от других
продуктивных видов деятельности;
h) предлагать условия занятости, соответствующие национальным
законодательству и практике, и, в частности, положениям
законодательства, регулирующего получение работы,
продолжительность рабочего времени, заработную плату, оплачиваемые
отпуска, безопасность и гигиену труда, а также компенсацию в
случае трудового увечья и профессионального заболевания;
i) содействовать профессиональной подготовке трудящихся,
занятых в этих программах, а также профессиональной переподготовке
тех, кто в связи со структурными изменениями в производстве и
занятости вынужден сменить работу.
IX. Международное экономическое сотрудничество
и занятость
36. Государствам - членам следует содействовать развитию
международной торговли для оказания взаимной помощи в увеличении
занятости. С этой целью им следует сотрудничать в международных
органах, в задачу которых входит способствовать постоянному и
взаимовыгодному развитию международной торговли, технической
помощи и капиталовложений.
37. Государствам - членам с учетом их ответственности перед
другими компетентными международными организациями в целях
обеспечения эффективности политики в области занятости необходимо
поставить перед собой следующие задачи:
a) содействовать росту производства и развитию международной
торговли в условиях экономической стабильности и увеличения
занятости в контексте международного сотрудничества в целях
развития и на основе равноправия и взаимной выгоды;
b) признать, что взаимозависимость государств, возникающая в
результате углубления интеграции мировой экономики, должна
способствовать созданию такого климата, в котором государства
могли там, где это уместно, определять совместную политику,
направленную на содействие справедливому распределению социальных
издержек и преимуществ структурной адаптации, а также на более
справедливое международное распределение дохода и богатств таким
образом, чтобы развивающиеся страны могли трудоустроить возросшее
число своих трудящихся, а развитые страны повысить свой уровень
занятости и сократить расходы на адаптацию соответствующих
трудящихся;
c) координировать национальную политику в области торговли,
структурных изменений и регулирования, чтобы предоставить
развивающимся странам возможность более широко участвовать в
мировом промышленном производстве в условиях открытой и
справедливой системы международной торговли, стабилизировать цены
на сырье на справедливом как для производителей, так и для
потребителей уровне, поощрять капиталовложения в производство и
обработку такого сырья в развивающихся странах;
d) содействовать мирному разрешению конфликтов между
государствами, заключению путем переговоров соглашений об
ограничении вооружений, что обеспечит безопасность всех народов, а
также содействовать постепенному переводу средств, предназначенных
для вооружений, и производящих вооружения отраслей промышленности
на выпуск товаров и оказание услуг, особенно тех, которые
удовлетворяют основные нужды населения и отвечают потребностям
развивающихся стран;
e) стремиться к соглашению о координации на международном
уровне в целях совершенствования международной экономической
системы, особенно в области финансов, чтобы содействовать
занятости в развитых и развивающихся странах;
f) расширять экономическое и техническое сотрудничество,
особенно стран с различным уровнем развития и разными
социально-экономическими системами путем обмена опытом и развития
взаимодополняющих возможностей, в частности, в области занятости и
людских ресурсов, в выборе, разработке и передаче технологии в
соответствии с взаимоприемлемыми законодательством и практикой в
отношении прав на частную собственность;
g) создавать условия для не сопровождающегося инфляцией
постоянного роста мировой экономики и для усовершенствованной
международной валютной системы, которая привела бы к установлению
нового международного экономического порядка;
h) обеспечивать большую стабильность обменных курсов,
уменьшение долгового бремени развивающихся стран, предоставление
развивающимся странам под низкий процент долгосрочной финансовой
помощи и проведение политики регулирования, содействующей
занятости и удовлетворению основных потребностей.
38. Государствам - членам следует:
a) содействовать передаче технологии, чтобы предоставить
развивающимся странам возможность выбирать на справедливых и
разумных коммерческих условиях такую технологию, которая наиболее
приемлема для содействия занятости и удовлетворения основных
потребностей;
b) принимать соответствующие меры к созданию и сохранению
занятости и предоставлению возможностей для получения
профессиональной подготовки и переквалификации. Эти меры могли бы
включать создание национальных, региональных или международных
корректирующих фондов в целях оказания помощи в деле позитивной
реорганизации отраслей промышленности и перегруппировки
трудящихся, на которых повлияли изменения в системе мировой
экономики.
X. Международная миграция и занятость
39. Государствам - членам с учетом конвенций и рекомендаций
МОТ о трудящихся мигрантах следует там, где имеет место
международная миграция, проводить политику, направленную на:
a) создание более широких возможностей занятости и лучших
условий труда в странах эмиграции, чтобы уменьшить потребность в
миграции в целях поисков работы;
b) обеспечение того, чтобы международная миграция
осуществлялась в условиях, способствующих полной, продуктивной и
свободно избранной занятости.
40. Государствам - членам, которые обычно или неоднократно
используют труд значительного числа иностранных трудящихся,
следует в случаях, когда эти трудящиеся прибывают из развивающихся
стран, стремиться осуществлять более тесное сотрудничество в деле
развития этих стран путем активизации соответствующих передвижений
капитала, расширения торговли, передачи технических знаний и
предоставления помощи в профессиональной подготовке местных
трудящихся в качестве эффективной альтернативы миграции в целях
получения работы и оказания этим странам помощи в улучшении их
экономического положения и положения в области занятости.
41. Государствам - членам, значительное число граждан которых
обычно или неоднократно отправляется работать за границу, следует
путем законодательства, соглашений с организациями
предпринимателей и трудящихся или любым иным путем, принимать
меры, соответствующие национальным условиям и практике, в целях
предотвращения в момент набора или выезда любых злоупотреблений,
которые могут повлечь не предусмотренные законом условия их
выезда, пребывания или занятости в другой стране, если такие меры
не противоречат праву каждого покидать любую страну, в том числе
свою собственную.
42. Развивающимся странам эмиграции в целях содействия
добровольному возвращению из-за границы своих граждан, имеющих
профессии, в которых они испытывают недостаток, следует:
a) предусмотреть необходимые стимулы;
b) заручиться содействием стран, где заняты эти граждане, а
также содействием Международного бюро труда и других международных
или региональных органов, занимающихся этим вопросом.
43. Государствам - членам, которые предоставляют работу, и
государствам - членам, из которых прибывает рабочая сила, следует
принимать соответствующие меры, чтобы:
a) не допускать злоупотреблений при наборе рабочей силы для
работы за границей;
b) не допускать эксплуатации трудящихся мигрантов;
c) обеспечивать полное осуществлении прав на свободу
ассоциации и организацию и ведение коллективных переговоров.
44. Государствам - членам, которые предоставляют работу, и
государствам - членам, из которых прибывает рабочая сила, следует,
когда это необходимо, и с всесторонним учетом существующих
международных конвенций и рекомендаций о труде, касающихся
трудящихся мигрантов, заключить дву- или многосторонние соглашения
по таким вопросам, как право на въезд и пребывание, охрана прав,
связанных с занятостью, содействие возможностям в области
образования и профессиональной подготовки для трудящихся
мигрантов, социальное обеспечение, а также оказание помощи
трудящимся и членам их семей, желающим возвратиться на родину.
[неофициальный перевод]
|