НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ на территории РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с изданием ПРИКАЗА МИНФИНА РФ от 13.06.95 N 49
ИЗМЕНЕН ПИСЬМАМИ Минфина СССР от 27.03.84 N 51 и от 10.11.87 N 212
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 30 декабря 1982 г. N 179
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ
Министерство финансов СССР направляет прилагаемые Основные
положения по инвентаризации основных средств, товарно-материальных
ценностей, денежных средств и расчетов.
Исходя из особенностей работы отраслей народного хозяйства,
министерства и ведомства разрабатывают указания по применению
Основных положений в подведомственных объединениях, предприятиях,
организациях, а отдельные министерства и ведомства - отраслевые
инструкции.
С введением в действие Основных положений по инвентаризации
основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств
и расчетов считать утратившими силу:
письмо Министерства финансов СССР от 18 сентября 1968 г. N
230 "Об основных положениях по инвентаризации основных фондов,
товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в
государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных
предприятиях и хозяйственных организациях";
пункт 3 приложения N 3 к письму Министерства финансов СССР от
14 ноября 1979 г. N 181.
Приложение
к письму Министерства финансов
СССР
от 30 декабря 1982 г. N 179
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ
1. Общие указания
1.1. Все государственные, кооперативные и общественные
объединения, предприятия и хозяйственные организации в
соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах
обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных
вложений, незавершенных капитального строительства и капитального
ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных
ценностей, денежных средств, расчетов и других статей баланса.
Инвентаризации подлежат также товарно-материальные ценности,
не принадлежащие объединению, предприятию или организации (в
дальнейшем изложении вместо слов "объединение, предприятие,
организация" - "предприятие"), как числящиеся в учете (на
ответственном хранении, в арендном пользовании, полученные для
переработки), так и не учтенные по каким-либо причинам.
1.2. Настоящие Основные положения устанавливают порядок
проведения инвентаризации и оформления ее результатов всеми
объединениями, предприятиями и организациями (кроме колхозов,
межколхозных организаций и бюджетных учреждений).
1.3. Инвентаризация драгоценных металлов и алмазов
производится в соответствии с инструкцией Министерства финансов
СССР о порядке получения, расходования, учета и хранения
драгоценных металлов и алмазов на предприятиях и в организациях.
1.4. Основными задачами инвентаризации являются:
а) выявление фактического наличия основных средств,
товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также объемов
незавершенного производства в натуре;
б) контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных
средств путем сопоставления фактического наличия с данными
бухгалтерского учета;
в) выявление товарно-материальных ценностей, частично
потерявших свое первоначальное качество, устаревших фасонов и
моделей;
г) выявление сверхнормативных и не используемых материальных
ценностей с целью последующей реализации;
д) проверка соблюдения правил и условий хранения материальных
ценностей и денежных средств, а также правил содержания и
эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
е) проверка реальности стоимости учтенных на балансе
товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах, на
расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в
пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного
производства, расходов будущих периодов, резерва предстоящих
расходов и платежей и других статей баланса.
1.5. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
в сроки, устанавливаемые в соответствии с Положением о
бухгалтерских отчетах и балансах;
в случае смены материально ответственных лиц - на день
приемки-передачи дел;
при установлении фактов краж, ограблений, хищений или
злоупотреблений, а также порчи ценностей - немедленно по
установлении таких фактов;
после пожара или стихийных бедствий (наводнений,
землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихий-
ного бедствия;
при переоценке основных средств (фондов) и товарно-материаль-
ных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные
соответствующими нормативными документами;
при передаче объединений, предприятий, организаций, учрежде-
ний и их структурных подразделений, а также зданий и сооружений
государственными органами кооперативным и другим общественным ор-
ганизациям или кооперативными и другими общественными организация-
ми государственным органам - на установленную дату передачи.
Инвентаризация может не производиться в случае передачи объ-
единений, предприятий, организаций, учреждений, зданий и сооруже-
ний внутри одного министерства (ведомства), а при передаче объеди-
нений, предприятий, организаций, учреждений, зданий и сооружений
из одного министерства (ведомства) в другое - по их совместному
решению.
При передаче структурных подразделений объединений, предприя-
тий, организаций, учреждений производство инвентаризации обяза-
тельно.
1.6. При коллективной (бригадной) материальной ответствен-
ности проведение инвентаризации обязательно при смене руководителя
коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более
пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или
нескольких членов коллектива (бригады).
1.7. При получении отказа поставщика в удовлетворении претен-
зии за недогруз товаров или при получении претензии покупателя на
недогруз товаров производится выборочная инвентаризация товаров,
по которым заявлены указанные претензии.
2. Сроки проведения инвентаризации
2.1. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию в соот-
ветствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах в следую-
щие сроки:
а) основных средств - не менее одного раза в год перед
составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября от-
четного года.
Министерства, ведомства и управления (отделы) исполнительных
комитетов Советов народных депутатов могут разрешать подве-
домственным им производственным объединениям, предприятиям и ор-
ганизациям проводить инвентаризацию зданий, сооружений и других
неподвижных объектов основных средств один раз в два-три года;
б) капитальных вложений - не менее одного раза в год перед
составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря от-
четного года;
в) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной
выработки - перед составлением годовых отчетов и балансов, но не
ранее 1 октября отчетного года, и, кроме того, периодически в
сроки, устанавливаемые соответственно министерствами, ведомствами
или управлениями (отделами) исполнительных комитетов Советов на-
родных депутатов;
г) незавершенного капитального ремонта и расходов будущих пе-
риодов - не менее одного раза в год;
д) молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов,
зверей и семей пчел, а также подопытных животных - не менее одного
раза в квартал;
е) готовой продукции на складах - не менее одного раза в год
перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ок-
тября отчетного года;
ж) товаров: на складах и базах промышленных товаров - не реже
одного раза в год; на складах и базах продовольственных товаров -
не реже двух раз в год;
з) товаров и тары в магазинах и на других предприятиях роз-
ничной торговли - не реже двух раз в год; товаров в книжных мага-
зинах - не реже одного раза в год;
и) малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее
одного раза в год;
к) нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
л) драгоценных металлов и алмазов - не менее двух раз в год;
м) библиотечных фондов - в порядке, устанавливаемом ми-
нистерствами и ведомствами;
н) сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного
раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не
ранее 1 октября отчетного года;
о) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков
строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
п) расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам,
полученным из бюджета средствам и т.д.) - по мере получения вы-
писок из банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным доку-
ментам - на первое число каждого месяца;
р) расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в
квартал;
с) расчетов производственных объединений, предприятий и орга-
низаций с их производственными единицами, производствами и хо-
зяйствами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими ор-
ганизациями - на первое число каждого месяца;
т) расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в
год;
у) остальных статей баланса - на первое число месяца следую-
щего за отчетным годом.
2.2. Количество инвентаризаций ценностей в году, а также даты
их проведения в необходимых случаях могут быть изменены ми-
нистерствами и ведомствами по согласованию соответственно с Ми-
нистерством финансов СССР или министерствами финансов союзных
республик.
2.3. Министерства и ведомства могут разрешать подведомствен-
ным им объединениям, предприятиям и организациям, расположенным в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осущест-
вляющим завоз товаров, сырья и материалов в период навигации, про-
изводить инвентаризацию в период их наименьших остатков, как пра-
вило, до начала навигации.
3. Общий порядок проведения инвентаризации
3.1. На предприятиях создаются постоянно действующие инвента-
ризационные комиссии в составе:
руководителя предприятия или его заместителя (председатель
комиссии);
главного бухгалтера (на предприятиях и в организациях, где
выделены учетно-контрольные группы - руководителя этой группы);
начальников структурных подразделений (служб);
представителей общественности.
3.2. Для непосредственного проведения инвентаризации цен-
ностей создаются рабочие комиссии в составе:
представителя руководителя предприятия, назначившего инвента-
ризацию (председатель комиссии);
специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, про-
изводителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и др.
В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо
знающие инвентаризируемые ценности, цены и первичный учет.
Запрещается назначать в качестве председателя рабочей инвен-
таризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных
лиц одного и того же работника два раза подряд.
3.3. В межинвентаризационный период на предприятиях должны
проводиться систематических проверки и выборочные инвентаризации
товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руко-
водителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате
объединения, предприятия, организации или специальными комиссия-
ми, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие
товарно-материальные ценности, учет и отчетность, а также предста-
вители общественности.
3.4. Персональный состав постоянно действующих инвентаризаци-
онных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий,
осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается
приказом руководителя предприятия (приложение N 1)<*>.
-----------------------
<*> Формы, приведенные в приложениях N 1 - 4, являются пример-
ными
3.5. Постоянно действующие инвентаризационные комиссии:
проводят профилактическую работу по обеспечению сохранности
ценностей, при необходимости заслушивают на своих заседаниях руко-
водителей отделов, цехов, секций по вопросам сохранности ценнос-
тей;
организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструк-
таж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
осуществляют контрольные проверки правильности проведения ин-
вентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материаль-
ных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризаци-
онный период;
проверяют правильность выведения результатов инвентаризаций,
обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на
базах, в складах, кладовых, цехах, строительных участках и в
других местах хранения;
в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений
правил проведения инвентаризации и др.) проводят по поручению ру-
ководителя предприятия повторные сплошные инвентаризации;
рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших не-
достачу или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дают
предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь
от порчи ценностей.
3.6. Рабочие инвентаризационные комиссии:
осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в
местах хранения и производства;
совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении
результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету
недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в
пределах норм естественной убыли;
вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения
и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и конт-
роля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и
неиспользуемых материальных ценностей;
несут ответственность:
а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвен-
таризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;
б) за полноту и точность внесения в описи данных о факти-
ческих остатках проверяемых основных средств, товарно-материаль-
ных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
в) за правильность указания в описи отличительных признаков
товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, порядко-
вый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определя-
ются их цены;
г) за правильность и своевременность оформления материалов
инвентаризации в соответствии с установленным порядком.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведо-
мо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью
скрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и дру-
гих ценностей подлежат привлечению к ответственности в установлен-
ном законом порядке.
3.7. Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в
межинвентаризационный период является осуществление контроля за
сохранностью ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдения
материально ответственными лицами установленного порядка первич-
ного учета.
3.8. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих
инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям ко-
миссий - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки на-
чала и окончания работы по проведению инвентаризации.
Указанные приказы регистрируются бухгалтерией в книге конт-
роля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (прилож-
ение N 2).
3.9. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при не-
полном составе членов инвентаризационной комиссии.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности ин-
вентаризация проводится с обязательным участием бригадира или его
заместителя и членов бригады, работающих на момент начала инвента-
ризации.
3.10. Ко дню окончания снятия фактических остатков должна
быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу цен-
ностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах)
аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризации.
3.11. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия
товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная ко-
миссия обязана:
опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места
хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соб-
людение установленных сроков их клеймения;
получить последние на момент инвентаризации реестры приходных
и расходных документов или отчеты о движении материальных цен-
ностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при-
ходные и расходные документы, приложенные к этим реестрам (отче-
там) с указанием "до инвентаризации на..." (дата), что должно
служить бухгалтерии основанием для определения остатков ценностей
к началу инвентаризации по учетным данным.
Лица, ответственные за сохранность ценностей, дают в описи
расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и при-
ходные документы на ценности сданы в бухгалтерию (в централизован-
ную бухгалтерию или учетно-контрольную группу централизованной
бухгалтерии) и все ценности, поступившие на их ответственность,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки
отбираются и у лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или
доверенности на получение ценностей.
3.12. При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные
ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвента-
ризационной комиссии, в остальных случаях - заблаговременно. Они
должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены по наименова-
ниям, сортам, размерам в определенном порядке, удобном для подсче-
та их количества.
3.13. Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, го-
товой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей про-
изводится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на
хранении у которого эти ценности находятся.
Проверка фактических остатков производится при обязательном
участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хо-
зяйствами, торговых предприятий, секций, кладовых, заготовительных
пунктов и др.).
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обя-
зательного подсчета, взвешивания, обмера.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке
поставщика, количество этих ценностей в виде исключения может оп-
ределяться на основании документов при обязательной проверке в на-
туре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объ-
ема) навалочных материалов допускается производить на основании
обмеров и технических расчетов; акты обмеров и расчеты прикладыва-
ются к описи. При инвентаризации больших количеств весовых товаров
ведомости отвесов ведут один из членов рабочей инвентаризационной
комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня
(или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличаются и
выверенный итог вносится в инвентаризационную опись. Ведомости от-
весов прикладываются к описи.
3.14. Наименования инвентаризируемых ценностей и объектов и
их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах
измерения, принятых в учете.
3.15. Описи подписываются всеми членами рабочей инвентариза-
ционной комиссии и материально ответственными лицами. В конце
описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую
проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к
членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в
описи ценностей на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия ценностей в случае смены
материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо,
принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшие - в их
сдаче.
На ценности, не принадлежащие хозяйству, но находящиеся в
нем, составляются отдельные описи.
3.16. Инвентаризация материальных ценностей, денежных
средств, денежных документов, бланков строгой отчетности должна
проводиться, как правило, внезапно, а основных средств, незавер-
шенного капитального строительства и капитального ремонта, неза-
вершенного производства, расчетов и других статей баланса - по со-
стоянию на первое число месяца.
Если инвентаризация ценностей не закончена в течение одного
дня, она должна быть закончена в течение последующих дней. В этом
случае помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризаци-
онной комиссии должны быть опечатаны. Пломбир во все время работы
инвентаризационной комиссии хранится у председателя комиссии. Во
время перерывов работы инвентаризационных комиссий (в обеденный
перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранится
в закрытом помещении, где проводится инвентаризация, в ящике (шка-
фу, сейфе).
3.17. При инвентаризации должны применяться утвержденные ЦСУ
СССР типовые междуведомственные формы первичной учетной документа-
ции по инвентаризации.
При инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных,
птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются
формы описей, утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР
и ЦСУ СССР для сельскохозяйственных предприятий.
3.18. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как
средствами механизации, так и ручным способом.
Инвентаризационные описи, составляемые вручную, заполняются
чернилами, шариковой ручкой, или химическим карандашом, четко и
ясно. Никаких помарок и подчисток не допускается.
На каждой странице инвентаризационной описи указываются про-
писью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и
общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях,
записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких
единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.п.) эти цен-
ности показаны.
Исправление ошибок должно производиться во всех экземплярах
описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над
зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены
и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материаль-
но ответственными лицами.
В инвентаризационных описях не допускается оставлять незапол-
ненные строки. В последних листах описей незаполненные строки про-
черкиваются.
3.19. Контрольные проверки инвентаризации должны проводиться
с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материаль-
но ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно
до открытия склада (кладовой, секции и т.п.), где производилась
инвентаризация. При этом проверяются наиболее ценные и пользующи-
еся повышенным спросом ценности, значащиеся в описи.
При выявлении значительных расхождений между данными инвента-
ризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый
состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повтор-
ной сплошной инвентаризации ценностей.
Руководитель предприятия должен немедленно рассмотреть вопрос
об ответственности первого состава инвентаризационной комиссии,
допустившей нарушения в проведении инвентаризации ценностей.
Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются
актом (приложение N 3). Учет проводимых контрольных проверок ве-
дется бухгалтерией в специальной книге (приложение N 4).
3.20. Работа рабочей инвентаризационной комиссии оформляется
протоколом, в котором отражаются результаты инвентаризации, а так-
же результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспече-
ния сохранности товарно-материальных ценностей.
При наличии неиспользуемых и неполноценных товарно-материаль-
ных ценностей в протоколе указывается время завоза этих цен-
ностей, наименование поставщика, состояние ценностей на момент ин-
вентаризации и причины понижения их качества. На такие товарно-ма-
териальные ценности составляются отдельные инвентаризационные
описи, а сами эти ценности в местах хранения размещаются обособ-
ленно.
На ценности, пришедшие в негодность, составляется отдельная
инвентаризационная опись. В протоколе комиссии они отмечаются от-
дельно, причем указываются причины порчи их и виновные в этом ли-
ца.
В протоколе комиссия отражает свои выводы по результатам ин-
вентаризации ценностей и дает предложения по устранению выявленных
недостатков, зачету недостач и излишков по пересортице, а также
списанию недостач в пределах норм естественной убыли.
По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол
комиссии передаются на рассмотрение постоянно действующей инвента-
ризационной комиссии.
3.21. В тех случаях, когда материально ответственные лица об-
наружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях,
они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и
т.п.) заявить об этом рабочей инвентаризационной комиссии. Заявле-
ния материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки
были вызваны ошибкой в наименовании товарно-материальных цен-
ностей, пропуском, просчетом и т.п. принимаются до открытия скла-
да, кладовой, секции. Рабочая инвентаризационная комиссия осущест-
вляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения произ-
водит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
3.22. Руководители предприятий несут ответственность за пра-
вильное и своевременное проведение инвентаризаций товарно-матери-
альных ценностей и денежных средств и за обеспечение их внезап-
ности. Они обязаны создать условия, обеспечивающие полную и точную
проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки (обеспече-
ние рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, техни-
чески исправным весовым хозяйством и т.п.).
Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих
подразделений и служб обязан тщательно контролировать соблюдение
установленных правил проведения инвентаризации.
3.23. Одновременно с инвентаризацией товарно-материальных
ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем
соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счета-
ми. Например, по основным средствам (в согласовании с соответству-
ющими счетами капитальных вложений) необходимо установить, все ли
объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по товарно-ма-
териальным ценностям - все ли поступившие ценности оприходованы, а
выбывшие - списаны и отражены в учете; по незавершенному произ-
водству - все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т.д.
4. Инвентаризация основных средств (фондов)
4.1. До начала инвентаризации необходимо проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг
или описей;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой тех-
нической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или при-
нятые предприятием в аренду, на хранение и во временное пользова-
ние. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получе-
ние или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгал-
терского учета или технической документации в них должны быть
внесены соответствующие исправления и уточнения.
4.2. При инвентаризации основных средств комиссия в обяза-
тельном порядке производит осмотр объектов в натуре и заносит в
инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, ин-
вентарные номера и основные технические или эксплуатационные пока-
затели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объек-
тов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны непра-
вильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в ин-
вентаризационную опись недостающие или правильные сведения и тех-
нические показатели по этим объектам, например: по зданиям - ука-
зать их назначение, основные материалы, из которых они построены,
объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полез-
ная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.),
год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубина и ширина
(по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы креп-
ления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и
основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилирован-
ная), протяженность, материалы покрытия и ширина полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна
быть произведена по современной стоимости их воспроизводства соот-
ветственно прейскурантам (сметной стоимости), утвержденным в уста-
новленном порядке, а износ должен быть установлен по действитель-
ному техническому состоянию объектов с оформлением данных об оцен-
ке и износе соответствующими актами.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить, когда и по чьему
распоряжению возведены выявленные инвентаризацией неучтенные объ-
екты, куда списаны затраты на возведение их, и отразить это в
протоколе.
Основные средства заносятся в описи по наименованиям в соот-
ветствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся
восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и
вследствие этого изменилось основное его назначение, то он
вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назна-
чению.
Если комиссией установлено, что произведенные работы капи-
тального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений
и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом от-
дельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском уче-
те, она должна по соответствующим документам определить сумму уве-
личения или снижения первоначальной стоимости объекта и привести в
описи данные о произведенных изменениях.
Одновременно комиссия должна установить виновных в этом лиц и
причины, по которым конструктивные изменения тех или иных объектов
не получили отражения в учетных регистрах.
4.3. Машины, оборудование и силовые установки заносятся в ин-
вентаризационные описи индивидуально с указанием инвентарного но-
мера, завода-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и
т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты,
станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в
один цех или отдел и учитываемые на типовой инвентарной карточке
группового учета, в инвентаризационных описях приводятся по наи-
менованиям с указанием количества этих предметов.
Присвоенные инвентарным объектам основных средств номера, как
правило, не должны изменяться. Замена номеров может быть произве-
дена в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в той груп-
пе основных средств, к которой они должны быть отнесены по своему
технико-производственному назначению, а также в случаях установле-
ния неправильной нумерации.
4.4. Объекты основных средств, которые в момент инвентариза-
ции будут вне предприятия (находящиеся в дальних рейсах морские и
речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправ-
ленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), должны
быть инвентаризованы постоянно действующей или рабочей комиссией,
до момента временного выбытия их из хозяйства.
4.5. Основные средства, непригодные к эксплуатации и не под-
лежащие восстановлению, в инвентаризационную опись не включаются.
На эти объекты инвентаризационная комиссия составляет отдельную
опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших
эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Списание
таких объектов производится в соответствии с Типовой инструкцией
Министерства финансов СССР и Госплана СССР "О порядке списания
пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и
другого имущества, числящихся в составе основных фондов
(средств)".
4.6. Одновременно с инвентаризацией собственных проверяются и
арендованные основные средства. Описи арендованных объектов
составляются отдельно по каждому арендодателю. В них, кроме уста-
новленных сведений, указывается также наименование арендодателя и
срок аренды.
Один экземпляр инвентаризационной описи арендованных основных
средств высылается арендодателю.
5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей
5.1. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна,
как правило, производиться в порядке расположения ценностей в дан-
ном помещении. Нельзя допускать во время инвентаризации беспоря-
дочного перехода от одного вида товарно-материальных ценностей к
другому.
При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолиро-
ванных помещениях у одного материально ответственного лица инвен-
таризация производится последовательно по местам хранения. После
проверки ценностей вход в помещение опломбировывается и комиссия
переходит для работы в следующее помещение.
5.2. Товарно-материальные ценности заносятся в инвентаризаци-
онные описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенк-
латурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества.
5.3. Председатель рабочей инвентаризационной комиссии или по
его поручению члены комиссии в присутствии заведующего складом
(кладовой) и других материально ответственных лиц проверяют факти-
ческое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного
их пересчета, перевешивания или перемеривания. Категорически зап-
рещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов ма-
териально ответственных лиц или по данным учета без проверки их
фактического наличия.
5.4. Товарно-материальные ценности, поступающие во время про-
ведения инвентаризации, принимаются материально ответственными ли-
цами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходу-
ются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти то-
варно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наиме-
нованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время ин-
вентаризации". В описи указывается, когда, от кого они поступили,
дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена
и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председа-
теля инвентаризационной комиссии делается отметка "после инвента-
ризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти цен-
ности.
5.5. На больших складах при длительном проведении инвентари-
зации в исключительных случаях и только с письменного разрешения
руководителя и главного бухгалтера предприятия в процессе инвента-
ризации товарно-материальных ценностей могут отпускаться матери-
ально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризацион-
ной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись
под наименованием: "Товарно-материальные ценности, отпущенные во
время инвентаризации". Оформляться эта опись должна по аналогии с
документами на поступившие товарно-материальные ценности во время
инвентаризации. В расходных документах делается отметка за под-
писью председателя инвентаризационной комиссии.
5.6. Товарно-материальные ценности, принадлежащие другим
предприятиям и находящие на ответственном хранении, инвентаризу-
ются одновременно с собственными товарно-материальными ценностями.
На эти ценности составляется отдельная инвентаризационная опись, в
которой делается ссылка на соответствующие документы, подтверждаю-
щие принятие этих ценностей на ответственное хранение.
5.7. Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находя-
щихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, на-
ходящихся на складах других организаций, заключается в тщательной
проверке обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм.
На счетах учета этих товарно-материальных ценностей (в пути,
товаров отгруженных и др.) могут оставляться только суммы, подт-
вержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в
пути - счетами-платежными требованиями поставщиков или другими их
заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных
покупателям счетов-фактур и копиями платежных требований, а по
просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением
учреждением банка о нахождении платежных требований в картотеках;
по находящимся на складах других организаций - сохранными
расписками, переоформленными на дату, близкую к дате инвентариза-
ции; по находящимся на складах одногородних плательщиков -
сохранными расписками, переоформленными на дату проведения инвен-
таризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с
другими корреспондирующими счетами.
Например, по счету "Товары отгруженные, выполненные работы и
услуги" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы,
оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами" и т.д.).
При длительной задержке в оплате покупателями или заказчиками
отгруженных им товаров, за выполненные работы или оказанные услуги
выясняются причины этой задержки, которые фиксируются в протоколе
инвентаризационной комиссии.
При установлении фактов неоприходования поступивших товар-
но-материальных ценностей должны быть затребованы объяснения лиц,
получивших их, а в случае злоупотребления материалы должны быть
переданы следственным органам.
5.8. Инвентаризационные описи (акты) составляются отдельно на
товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не
оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других ор-
ганизаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пу-
ти, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наи-
менование (согласно документу), количество и стоимость (согласно
данным учета), дата отгрузки, а также перечень и номера докумен-
тов, на основании которых эти ценности учтены на соответствующих
счетах. При этом по грузам, не прибывшим в установленный срок и
числящимся в учете как материалы и товары в пути, необходимо про-
верить, какие меры приняты к их розыску.
5.9. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и
не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке
приводятся наименование покупателя, наименование товарно-матери-
альных ценностей, дата отгрузки, дата выписки счета-фактуры, номер
счета-фактуры и сумма по счету-фактуре.
5.10. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах
других предприятий, заносятся в описи на основании документов,
подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В
описях на эти ценности указываются их наименование, количество,
сорт, фактическая стоимость (по данным учета), дата принятия груза
на хранение, место хранения, номера и даты документов.
При получении от предприятий, на ответственном хранении кото-
рых эти ценности находятся, копий инвентаризационных описей ко-
миссия сопоставляет фактическое наличие ценностей (по данным копий
инвентаризационных описей) с количеством, установленным по доку-
ментам.
5.11. В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся
в переработке на других предприятиях, указывается наименование пе-
рерабатывающего предприятия, наименование ценностей, количество,
фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в
переработку, номера и даты документов.
5.12. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся
в эксплуатации, инвентаризуются по месту их нахождения и лицам, на
ответственном хранении которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В
инвентаризационные описи малоценные и быстроизнашивающиеся предме-
ты заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, при-
нятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предме-
тов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается
составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них
ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные кар-
точки, с распиской их в описи.
В описях указывается первоначальная стоимость предметов.
Если износ этих предметов учитывается по фактическому их
состоянию, то в примечании указывается определяемый рабочей инвен-
таризационной комиссией процент износа каждого предмета или группы
с одинаковым размером износа. В этом случае одноименные предметы с
разной степенью изношенности записываются в опись отдельными стро-
ками.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку
и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на осно-
вании ведомостей-накладных или квитанций предприятий бытового
обслуживания.
На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в
негодность и не списанные, рабочей инвентаризационной комиссией
составляются акты установленной формы с указанием времени эксплуа-
тации, причин негодности, возможности использования этих предметов
на хозяйственные цели.
5.13. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и
качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая
ремонта и т.д.).
Перед проверкой порожняя тара должна быть подобрана по видам:
а) деревянная (ящик, бочки);
б) картонная;
в) металлическая (фляги, барабаны);
г) текстильная (мешки).
На тару, пришедшую в негодность, рабочей инвентаризационной
комиссией составляется акт с указанием причин и лиц, ответственных
за тару.
6. Инвентаризация незавершенного производства
6.1. Инвентаризация незавершенного производства имеет елью
определить объемы и фактическую себестоимость его в соответствии с
порядком, установленным Основными положениями по планированию,
учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и
разработанными на их основе министерствами и ведомствами отрасле-
выми инструкциями.
В части промышленных предприятий, например, необходимо:
определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агре-
гатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находя-
щихся в производстве;
выявить неучтенный брак;
определить фактическую комплектность незавершенного произ-
водства (заделов) и обеспеченность сборки деталями;
выявить остаток незавершенного производства по аннулированным
заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено;
определить фактическую себестоимость находящихся в произ-
водстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изго-
товлением и сборкой изделий.
6.2. Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады
все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а
также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном
этапе закончена.
Находящиеся в цехах заделы незавершенного производства и по-
луфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий пра-
вильность и удобство подсчета их количества.
6.3. Проверка остатков заделов незавершенного производства
(деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического
подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому цеху (участку, отделе-
нию) с указанием наименования заделов, стадии или степени их го-
товности, количества или объема, а по строительно-монтажным рабо-
там - с указанием объема работ: по незаконченным предприятиям, их
очередям, объектам, пусковым комплексам, расчеты по которым осу-
ществляются после полного их окончания без промежуточных платежей;
по незаконченным частям конструктивных элементов и видов работ;
по работам, выполненным сверх 95% оплаченной готов-
ности объекта - при расчетах по проценту технической готовности.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у ра-
бочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного
производства не включаются, а инвентаризуются особо и фиксируются
в отдельных описях.
Окончательно забракованные детали в состав незавершенного
производства не включаются.
6.4. По незавершенному производству, представляющему собой
неоднородную массу или смесь (в соответствующих отраслях промыш-
ленности), в инвентаризационных описях, а также в сличительных ве-
домостях приводятся два количественных показателя: количество этой
массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным
наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или матери-
алов определяется техническими расчетами в порядке, установленном
отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию
себестоимости продукции на промышленных предприятиях.
7. Инвентаризация незавершенного капитального
строительства
7.1. Наличие и объем незавершенного капитального строительст-
ва устанавливаются при инвентаризации путем проверки в натуре оп-
лаченной его части. В актах инвентаризации указывается наименова-
ние объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому
отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и
т.п.
Инвентаризационная комиссия должна проверить:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального стро-
ительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не на-
чатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных стро-
ительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и
основание для их консервации.
7.2. На законченные строительством объекты, фактически вве-
денные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в
действие которых не оформлены надлежащими документами, составля-
ются особые акты. Отдельные акты составляются также на закончен-
ные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В актах
необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуата-
цию указанных объектов.
7.3. На прекращенные строительством объекты, а также на про-
ектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству,
подлежащие списанию с баланса, составляются акты, в которых при-
водятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с ука-
занием причин прекращения строительства.
Для этого должна использоваться соответствующая техническая
документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты
сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах
строительства и другая документация.
8. Инвентаризация незаконченных капитальных ремонтов,
расходов будущих периодов
8.1. Инвентаризация незаконченных капитальных ремонтов зда-
ний, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и
других объектов производится путем проверки состояния работ в на-
туре.
На незаконченный капитальный ремонт составляется акт, в кото-
ром указываются название ремонтируемого объекта, наименования и
процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выпол-
ненных работ.
8.2. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает
и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете расходов
будущих периодов. На этом счете могут быть оставлены расходы, ко-
торые подлежат отнесению на издержки производства или обращения в
течение срока не свыше двух лет, а в случаях, устанавливаемых ми-
нистерствами и ведомствами по согласованию с Госпланом СССР и Ми-
нистерством финансов СССР - не свыше четырех лет, если решениями
Совета Министров СССР не установлен иной порядок погашения указан-
ных расходов.
Порядок учета, распределения и включения в себестоимость про-
дукции или работ указанных расходов устанавливается в соответству-
ющих инструкциях.
9. Инвентаризация животных и молодняка животных
9.1. Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в инвен-
таризационные описи, в которых указывается: номер животного (бир-
ка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность,
живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оле-
ней, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стои-
мость.
Порода указывается на основании данных бонитировки скота.
Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и
особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро)
включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада,
учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и
половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса)
по каждой группе.
9.2. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и
рабочего скота включается в инвентаризационные описи индивидуально
с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и
т.д.
Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и
другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются
в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах с ука-
занием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.
Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, це-
хам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально
ответственных лиц.
10. Инвентаризация денежных средств, ценностей и бланков
строгой отчетности
10.1. При инвентаризации кассы проверяется фактическое нали-
чие денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Под-
вергаются также проверке бланки строгой отчетности.
При подсчете фактического наличия денежных средств в кассе
принимаются к учету денежные знаки, почтовые марки и марки госу-
дарственной пошлины.
Предъявленные кассиром почтовые марки и марки государственной
пошлины принимаются по номинальной стоимости.
Никакие документы или расписки в остаток наличности кассы не
включаются. Заявление кассира о наличие в кассе денежных средств и
других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, во внима-
ние не принимаются.
10.2. В акте инвентаризации наличия денежных средств указыва-
ется остаток ценностей в натуре и по данным учета на день инвента-
ризации и определяется результат инвентаризации.
При проверке фактического наличия денежных документов (опла-
ченные путевки в дома отдыха и санатории, почтовые марки, марки
госпошлины и др.) устанавливается сумма, подлинность каждого доку-
мента и правильность его оформления. Проверка производится по от-
дельным видам документов с указанием в акте названия, номера и се-
рии, купюры и общей суммы. Реквизиты каждой купюры сопоставляются
с данными описей ценных бумаг, хранящихся в бухгалтерии.
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности про-
изводится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров
тех или иных бланков. Результаты данной проверки оформляются спе-
циальной описью.
10.3. Инвентаризация денежных средств в пути производится пу-
тем сверки числящихся на этом счете сумм:
а) при сдаче выручки - с данными квитанций учреждения банка,
сберегательной кассы, почтового отделения, копий сопроводительных
ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.;
б) по суммам, переведенным вышестоящей организаций или други-
ми предприятиями своей системы - с данными полученных от них изве-
щений (авизо) с указанием даты, номера поручения, суммы и наимено-
вания учреждения Госбанка или почтового отделения, принявшего пе-
речисление.
10.4. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на
расчетных и текущих счетах, на аккредитивах, специальных, особых и
других счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся
на соответствующих счетах по данным бухгалтерии (централизованной
бухгалтерии) предприятия, с данными по выписке банка.
11. Инвентаризация расчетов
11.1. Инвентаризация расчетов с банками по ссудам, с бюдже-
том, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и
служащими, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключа-
ется в выявлении по соответствующим документам остатков и тща-
тельной проверке обоснованности сумм, числящихся на этих счетах.
Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по счетам
дебиторов и кредиторов, реальность ее и лиц, виновных в пропуске
сроков исковой давности, если это имеет место.
Всем покупателям и другим дебиторам, расчеты с которыми осу-
ществляются не в порядке инкассо, предприятия-кредиторы должны
направить выписки из лицевых счетов о числящейся за ними задолжен-
ности. Эти выписки предъявляются инвентаризационной комиссии для
подтверждения реальности задолженности.
Предприятия-дебиторы обязаны в течение десяти дней со дня по-
лучения выписок подтвердить остаток задолженности или сообщить
свои возражения.
Особо тщательной проверке должен быть подвергнут счет "Расче-
ты с поставщиками и подрядчиками" в части сумм товаров в пути и
расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он прове-
ряется как по документам, так и в согласовании с корреспондирующи-
ми счетами. При этом уточняется, не значатся ли в составе неотфак-
турованных поставок суммы, оплата которых отражена на счете
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или суммы за материа-
лы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в
пути.
На суммы, оставшиеся на счетах поставщиков по неотфактурован-
ным поставкам, после проверки этого счета бухгалтерией должны быть
затребованы от поставщиков счета-фактуры. Поставщики обязаны
предъявить покупателям счета-фактуры или сообщить причины непредъ-
явления последних. Если у поставщика не значится задолженности, он
также обязан поставить об этом в известность покупателя.
11.2. На счетах расчетов с покупателями и поставщиками, с
прочими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно
согласованные суммы.
В тех отдельных случаях, когда до конца отчетного периода не
удалось устранить возникшие разногласия или расшифровать невы-
ясненные расхождения, расчеты с дебиторами и кредиторами отража-
ются каждой стороной в своем балансе в суммах, вытекающих из бух-
галтерских записей и признаваемых ею правильными.
Заинтересованная сторона обязана передать материалы о раз-
ногласиях на разрешение соответствующих органов.
11.3. По задолженности рабочим и служащим должны быть выявле-
ны суммы своевременно невостребованной заработной платы, подлежа-
щие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины воз-
никновения переплат рабочим и служащим.
11.4. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты
подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использо-
вания, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному ли-
цу, даты их выдачи и целевого назначения.
11.5. Рабочая инвентаризационная комиссия путем документаль-
ной проверки должна также установить:
а) тождественность расчетов с банками, с частями предприя-
тия, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими органами.
Оставление на балансе предприятия неурегулированных сумм по этим
расчетам рассматривается как неправильное составление баланса;
б) правильность и обоснованность числящейся по балансу суммы
задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые ко взыска-
нию этой задолженности;
в) правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм
дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, а также
предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке деби-
торской задолженности, не инкассируемой через банк, не позднее 30
дней со дня ее возникновения.
11.6. Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформле-
ны актом.
В акте следует перечислить наименование проинвентаризован-
ных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской
и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской и
дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой дав-
ности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расче-
тов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименова-
ния и адреса дебиторов или кредиторов, сумма задолженности, за что
числится задолженность, с какого времени и на основании каких до-
кументов.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки
исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске
этих сроков.
12. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации
12.1. До начала работ по составлению сличительных ведомостей
и определения результатов инвентаризации бухгалтерия предприятия
(централизованная бухгалтерия или ее учетно-контрольная группа)
производит тщательную проверку правильности всех подсчетов, приве-
денных в инвентаризационных описях (актах). Обнаруженные ошибки в
ценах, таксировке и подсчетах должны быть исправлены и оговорены
за подписями всех членов комиссии и материально ответственных лиц.
На последней странице инвентаризационной описи должна быть
сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за
подписями лиц, производивших эту проверку.
12.2. Для выявления результатов инвентаризации основных
средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, неза-
вершенного производства, незаконченного капитального строительства,
незаконченных капитальных ремонтов и т.п. бухгалтерией предприятия
(централизованной бухгалтерией или ее учетно-контрольной группой)
составляются соответствующие сличительные ведомости.
По ценностям, принадлежащим другим предприятиям, составляются
отдельные сличительные ведомости. Данные в этих ведомостях приво-
дятся по предприятиям, которым эти ценности принадлежат. Результа-
ты инвентаризации сообщаются справкой владельцам ценностей с при-
ложением копии инвентаризационной описи.
12.3. Сличительные ведомости составляются по ценностям, по
которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных.
Для выявления результатов инвентаризации используется книга
остатков материалов, в которой для этих целей отводятся специаль-
ные графы для записей остатков материалов в натуре по данным ин-
вентаризационных описей (актов) и результатов инвентаризации.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентариза-
ции, то есть расхождения между показателями по данным бухгал-
терского учета и данными инвентаризационных описей (актов).
Стоимость излишков и недостач товарно-материальных ценностей
в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в
учетных регистрах.
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться
единые реестры, в которых объединены показатели инвентаризационных
описей (актов) и сличительных ведомостей.
Сличительные ведомости могут быть составлены как с использо-
ванием средств вычислительной и другой оргтехники, так и вручную.
13. Порядок регулирования инвентаризационных разниц
и оформления результатов инвентаризации
13.1. По всем недостачам и излишкам, а равно и потерям, свя-
занным с пропуском сроков исковой давности по дебиторской задол-
женности, рабочей инвентаризационной комиссией должны быть полу-
чены письменные объяснения соответствующих работников.
На основании представленных объяснений и материалов постоянно
действующая инвентаризационная комиссия устанавливает характер вы-
явленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков.
13.2. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия про-
веряет правильность составления сличительных ведомостей и свои
заключения, предложения по результатам инвентаризации отражает в
протоколе. В протоколе приводятся подробные сведения о причинах и
виновниках недостач, потерь и излишков, указывается, какие меры
приняты по отношению к виновным лицам, а также приводятся предло-
жения по регулированию расхождений фактического наличия ценностей
против данных бухгалтерского учета.
13.3. В соответствии с пунктом 37 Положения о бухгалтерских
отчетах и балансах выявленные при инвентаризации и других провер-
ках расхождения фактического наличия ценностей против данных бух-
галтерского учета регулируются в следующем порядке:
а) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается
по распоряжениям руководителей производственных объединений,
предприятий и организаций на издержки производства или обращения.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления факти-
ческих недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм
убыли до установления факта недостачи запрещается.
При этом обращается внимание, что убыль ценностей в пределах
установленных норм определяется после зачета недостач ценностей
излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пере-
сортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась
недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применять-
ся только по тому наименованию ценностей, по которому установлена
недостача.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как
недостача сверх норм;
б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от
порчи ценностей относятся на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием зло-
употреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после
установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные
органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется
гражданский иск;
в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи
ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи
не установлены, могут быть списаны объединениями, предприятиями и
организациями на издержки производства или обращения в соот-
ветствии с подпунктом "в" п. 37 Положения о бухгалтерских отчетах
и балансах.
При этом в документах, представляемых для оформления списания
недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей,
должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких не-
достач и потерь.
Заключения о факте порчи ценностей должны быть получены от
отдела технического контроля или соответствующих инспекций по ка-
честву.
13.4. Ценности, оказавшиеся в излишке, в том числе и суммовые
разницы при зачете недостач излишками при пересортице подлежат оп-
риходованию с соответствующих счетов (например, на промышленных
предприятиях выявленные при инвентаризации излишки материальных
ценностей в цеховых кладовых приходуются со счета "Общецеховые
расходы", а на заводских складах - со счета "Общезаводские расхо-
ды", при этом превышение излишков над недостачами на заводских
складах относится на счет "Прибыли и убытки") с последующим уста-
новлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами
в государственных предприятиях и организациях, считаются излишком
кассы и подлежат в трехдневный срок взносу в доход бюджета.
13.5. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пе-
ресортицы может быть допущен только в виде исключения за один и
тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в
отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наимено-
вания и в тождественных количествах.
Министерства или ведомства могут устанавливать порядок, когда
такой зачет может быть допущен в отношении одной и той же группы
товарно-материальных ценностей, если входящие в ее состав ценности
имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару
(при отпуске их без распаковки тары).
О допущенной пересортице материально ответственные лица
представляют подробные объяснения.
Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы рабо-
чей инвентаризационной комиссией представляются на рассмотрение
постоянно действующей инвентаризационной комиссии и окончательно
решаются руководителем предприятия, который после изучения всех
представленных материалов принимает соответствующее решение о за-
чете.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересор-
тице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей,
оказавшихся в излишке, эта разница стоимости должна быть отнесена
на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то сум-
мовые разницы рассматриваются как недостачи товаров сверх норм
убыли и списываются на издержки производства или обращения в по-
рядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 37 Положения о бух-
галтерских отчетах и балансах.
На разницы в стоимости от пересортицы в сторону недостачи,
образовавшиеся не по вине материально ответственных лиц, в прото-
колах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие
объяснения о причинах, по которым такие разницы не могут быть от-
несены на виновных лиц.
13.6. Установленные недостачи товарно-материальных ценностей,
а также потери от их порчи взыскиваются с виновных лиц, как прави-
ло, по государственным розничным ценам, а при отсутствии розничных
цен - в порядке, устанавливаемом Госкомцен СССР.
В отдельных случаях, устанавливаемых Советом Министров СССР,
взыскание ущерба, причиненного хищением, недостачей или утратой,
производится с виновных лиц по государственным розничным ценам с
применением коэффициентов.
13.7. Протокол заседания комиссии утверждается руководителем
предприятия не позднее 10 дней после окончания инвентаризации и он
обязан немедленно принять меры к устранению причин, выявленных при
инвентаризациях недостатков, обеспечению сохранности социалисти-
ческой собственности, а также потребовать от соответствующих долж-
ностных лиц объяснения причин образования залежавшихся и излишних
ценностей и принять меры по их использованию или реализации.
При проведении инвентаризаций по требованию следственных ор-
ганов окончательный результат и утверждение протокола комиссии
производится в кратчайшие сроки.
13.8. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете
и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
13.9. К объяснительной записке к годовому отчету в качестве
обязательной расшифровки раздела "Инвентаризация" прилагается ве-
домость результатов инвентаризации основных средств, товарно-мате-
риальных ценностей и денежных средств по форме согласно приложению
N 5. В ведомости отражаются результаты всех инвентаризаций, прове-
денных в течение года.
Приложение N 1
к письму Министерства финансов СССР
от 30 декабря 1982 г. N 179
ПРИКАЗ
по __________________________________________________________
(наименование объединения, предприятия, организации)
от " " _________________________________198 г.
No. _________
О проведении инвентаризации ценностей и расчетов
Для проведения инвентаризации в ______________ назначается
инвентаризационная комиссия в составе:
1. Председатель (должность, фамилия, имя, отчество) __________
______________________________________________________________
2. Члены комиссии (должность, фамилия, имя, отчество) ________
______________________________________________________________
Инвентаризации подлежат ______________________________________
______________________________________________________________
(указать какие ценности и расчеты подлежат инвентаризации)
К инвентаризации приступить _________________________________
_______________________ и окончить __________________________
(дата) (дата)
Причина инвентаризации ______________________________________
(указывается контрольная проверка, смена
_____________________________________________________________
материально ответственных лиц, переоценка и т.д.)
Указанную инвентаризацию провести в полном соответствии с
действующей инструкцией о порядке проведения инвентаризации цен-
ностей.
Инвентаризационные материалы сдать в бухгалтерию ____________
________________ не позднее _____________________ 19 г.
Руководитель
Приложение N 2
к письму Министерства финансов СССР
от 30 декабря 1982 г. N 179
--------------T-----------T----T---------T------T------------T
Наименование ¦ Фами- ¦При-¦Состав ¦Какие ¦Расписка в ¦
инвентаризу- ¦ лии ¦каз ¦инвента ¦цен- ¦получении ¦
емого пред- ¦ материаль-+--T-+риза- ¦ности ¦приказа ¦
приятия, скла-¦ но ответ- ¦ ¦ ¦ционной ¦инвен-¦ ¦
да, кладовой, ¦ ственных ¦ ¦ ¦комиссии ¦тари- ¦ ¦
цеха, участка ¦ лиц ¦ ¦ ¦(фамилии ¦зуют- ¦ ¦
и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦предсе- ¦ся ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦дателя и ¦ ¦ ¦
¦ ¦да¦N¦членов ¦ ¦ ¦
¦ ¦та¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+-----------+--+-+---------+------+------------+
-T---------T---------------------T------T---------------T------
¦Окон- ¦Отметка о результа- ¦Дата ¦Дата принятия ¦Отмет-
¦чание ¦тах инвентаризации ¦утвер-¦мер по недос- ¦ка
¦инвен- +----------T----------+ждения¦таче ¦
¦тари- ¦предвари- ¦оконча- ¦резу- +------T--------+
¦зации ¦тельный ¦тельный ¦льта- ¦пога- ¦переда- ¦
¦(дата) ¦результат ¦результат ¦тов ¦шение ¦ча дела ¦
+----T----+--T-------+--T-------+руко- ¦недос-¦в след- ¦
¦сог-¦фак-¦да¦сумма ¦да¦сумма ¦водс- ¦тачи ¦ственные¦
¦лас-¦ти- ¦та+---T---+та+---T---+твом ¦ ¦органы ¦
¦но ¦чес-¦ ¦не-¦из ¦ ¦не-¦из-¦ ¦ ¦ ¦
¦при-¦ки ¦ ¦дос¦лиш¦ ¦дос¦лиш¦ ¦ ¦ ¦
¦ка- ¦ ¦ ¦та-¦ки ¦ ¦та-¦ки ¦ ¦ ¦ ¦
¦зу ¦ ¦ ¦ча ¦ ¦ ¦ча ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-+----+----+--+---+---+--+---+---+------+------+--------+------
Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентари-
зации в __________________________________________________________
(наименование объединения, предприятия
______________________________________________________________
организации)
Начата ________________ 19 г.
Окончена ______________ 19 г.
Приложение N 3
к письму Министерства финансов СССР
от 30 декабря 1982 г. N 179
Наименование ______________
(объединения,
___________________________
предприятия, организации)
АКТ
Контрольной проверки инвентаризации ценностей на ____________
_____________________________________________________________
наименование предприятия, склада, кладовой, цеха, участка и
т.д., где проводилась инвентаризация " " ______________198 г.
Инвентаризация ценностей проводилась на _____________ ко-
миссией в составе:
председатель _________________________________________________
______________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Члены комиссии: ______________________________________________
______________________________________________________________
(фамилия инициалы)
Контрольной проверкой, проведенной ___________________________
_________________________________________________ установлено:
(должность, фамилия, инициалы)
1. По инвентаризационной описи значится в наличии ____________
наименований ценностей на сумму*
2. Результаты проверки
----T---------T------------T---------------T------------------
NN ¦Наимено- ¦Значится по ¦Фактически ока-¦Результаты про-
по ¦вание ¦инвентариза-¦залось при ¦верки (+ более,
опи-¦ценнос- ¦ционной опи-¦контрольной ¦ -менее)
си ¦тей, под-¦си ¦проверке ¦
¦вергав- +--T---T-----+--T---T--------+----T-----T-------
¦шихся ¦к-¦це-¦сум- ¦к-¦це-¦сумма* ¦к-во¦цена*¦сумма*
¦контроль-¦во¦на*¦ма* ¦во¦на*¦ ¦ ¦ ¦
¦ной про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦верке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+--+---+-----+--+---+--------+----+-----+-------
¦Итого __ ¦X ¦ X ¦ ¦X ¦ X ¦ ¦ X ¦ X ¦
Подписи:
Лица, проводившего контрольную проверку ___________
Председателя инвентаризационной комиссии __________
Членов инвентаризационной комиссии ________________
_______
* Заполняется при контрольных проверках инвентаризаций цен-
ностей в предприятиях торговли и общественного питания.
Приложение N 4
к письму Министерства финансов СССР
от 30 декабря 1982 г. N 179
---T----------T------------T------------------T-------------T-
NN ¦Фамилия и ¦Наименование¦Фамилии материаль-¦Дата проведе-¦
п/п¦должность ¦проверяемого¦но ответственного ¦ния контроль-¦
¦работника,¦предприятия,¦лица (бригадира) ¦ной проверки ¦
¦проводив- ¦склада, кла-¦ ¦ ¦
¦шего конт-¦довой, цеха,¦ ¦ ¦
¦рольную ¦участка и ¦ ¦ ¦
¦проверку ¦ т.д. ¦ ¦ ¦
---+----------+------------+------------------+-------------+-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
---+----------+------------+------------------+-------------+-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--T----------T--------T-------------T-------------T------------
¦Числится ¦Провере-¦Результаты ¦Решение адми-¦Расписка ли-
¦по инвен- ¦но цен- ¦контрольной ¦нистрации по ¦ца, прово-
¦таризаци- ¦ностей ¦проверки ¦результатам ¦дившего
¦онной +----T---+------T------+контрольной ¦контрольную
¦описи ¦кол-¦сум¦не- ¦излиш-¦проверки ¦проверку
--+------T---+во ¦ма ¦дос- ¦ки в ¦ ¦
¦Кол- ¦сум¦наи-¦ ¦тача ¦руб. ¦ ¦
¦во ¦ма ¦мено¦ ¦в ¦ ¦ ¦
¦наиме-¦ ¦ва- ¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦
¦нова- ¦ ¦ний ¦ +--T---+--T---+ ¦
¦ний ¦ ¦цен-¦ ¦к-¦сум¦к-¦сум¦ ¦
¦цен- ¦ ¦нос-¦ ¦во¦ма ¦во¦ма ¦ ¦
¦нос- ¦ ¦тей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--+------+---+----+---+--+---+--+---+-------------+------------
¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10¦ 11¦12¦ 13¦ 14 ¦ 15
--+------+---+----+---+--+---+--+---+-------------+------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Книга учета контрольных проверок инвентаризаций ______________
_____________________________________________________________
(наименование объединения, предприятия, организации)
Начата _________ 19 г.
Окончена ___________ 19 г.
Приложение N 5
к письму Министерства финансов СССР
от 30 декабря 1982 г. N 179
Ведомость результатов инвентаризации
_______________ 19 г.
---------------------------T------T---------------T----------T
¦ ¦Результат, ¦Установ ¦
¦ ¦выявленный ¦лена ¦
¦ ¦ ¦порча цен-¦
¦ ¦инвентаризацией¦ностей ¦
¦ +-------T-------+ ¦
¦ ¦недос- ¦излишки¦ ¦
¦ ¦тачи ¦ ¦ ¦
¦ +-------+-------+ ¦
¦ ¦сумма ¦сумма ¦ ¦
---------------------------+------+-------+-------+----------+
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
---------------------------+------+-------+-------+----------+
1. Основные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2. Сырье и материалы, топ- ¦ 01 ¦ ¦ ¦ ¦
ливо, стройматериалы, ¦05, 06¦ ¦ ¦ ¦
запчасти ¦07, 08¦ ¦ ¦ ¦
3. Молодняк животных и жи- ¦ 09 ¦ ¦ ¦ ¦
вотные на откорме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4. Малоценные и быстроизна-¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦
шивающиеся предметы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5. Основное производство, ¦20, 21¦ ¦ ¦ ¦
полуфабрикааты собствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ного производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
6. Готовая продукция, това-¦40, 41¦ ¦ ¦ ¦
ры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
7. Касса, прочие денежные ¦50, 56¦ ¦ ¦ ¦
средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
8. Прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-T---------------------------------------------------------------
¦Из общей суммы недостач и потерь от порчи ценностей
-+--------T--------------T----------T------------------T---------
¦зачтено ¦списано в пре-¦отнесе- ¦списано на издерж-¦оставлено
¦по пере-¦делах норм ¦но на ви- ¦ки производства и ¦на балан-
¦сортице ¦убыли ¦новных лиц¦обращения сверх ¦се до ре-
¦ ¦ ¦ ¦норм убыли ¦шения
¦ ¦ ¦ ¦ ¦руководи-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦теля вы-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦шестоя-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦щей орга-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦низации
-+--------+--------------+----------+------------------+---------
¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10
-+--------+--------------+----------+------------------+---------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Руководитель
Главный бухгалтер
-------------------------------------------------------------
"Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", N 8, 1983
N 4, 1990 (извлечение)
|