ГОССТРОЙ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 1982 г. N 257
СНиП. 1.01.01-82*.
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В
СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
(Извлечения)
Система нормативных документов в строительстве включает в себя
строительные нормы и правила и другие нормативные документы в
области строительства, утверждаемые Госстроем СССР, министерствами,
ведомстваами и органами государственного надзора.
Настоящая система не включает нормативные акты в области
строительства, утверждаемые Верховным Советом СССР и Советом
Министров СССР, Верховными Советами союзных республик и советами
министров союзных республик.
Система нормативных документов в строительстве действует наряду
с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью
Государственной системы стандартизации, а также с системой
стандартизации в рамках СЭВ. Объекты стандартизации в строительстве
определены в ГОСТ 24369-80 1).
1) - В настоящее время действует ГОСТ 24369-86.
В обоснованных случаях нормативные документы по строительству
или их части следует переводить в государственные (отраслевые,
республиканские) стандарты.
При разработке нормативных документов необходимо
руководствоваться действующим законодательством.
Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс
норм, правил, положений, требований (в дальнейшем - требований),
обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и
строительстве, реконструкции зданий и сооружений, расширении и
техническом перевооружении предприятий, а также при производстве
строительных конструкций, изделий и материалов.
Настоящие строительные нормы и правила устанавливают:
основные задачи нормирования в строительстве;
виды нормативных документов;
требования к содержанию нормативных документов;
порядок пересмотра и изменений нормативных документов;
ответственность за разработку и соблюдение требований
нормативных документов;
организацию контроля за соблюдением требований нормативных
документов.
К нормативным документам могут выпускаться вспомогательные
материалы - пособия, требования к которым приведены в обязательном
приложении 1.
I. Основные задачи нормирования в строительстве
1.1. Основными задачами нормирования в строительстве являются:
проведение единой технической политики в капитальном
строительстве;
повышение эффективности капитальных вложений;
обеспечение надежности и долговечности объектов при
проектировании и строительстве;
ускорение научно-технического прогресса в строительстве,
внедрение достижений науки, техники и передового отечественного и
зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также
производства строительных конструкций, изделий и материалов;
экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых
ресурсов;
установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные
условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях,
сооружениях и населенных пунктах;
обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его
стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных
и конструктивных проектных решений;
рациональное использование земель, других видов природных
ресурсов и охрана окружающей среды;
совершенствование организации проектирования и инженерных
изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных
конструкций, изделий и материалов;
создание в ряде областей нормирования совмещенных норм
технологического и строительного проектирования.
3. Требования к содержанию нормативных документов
3.3. К основным положениям следует относить требования:
обеспечивающие реализацию достижений науки и техники и
передового отечественного и зарубежного опыта в области
проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение
высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации
технологических процессов и применение передовой технологии и
индустриальных методов строительства;
относящиеся к методологии и организации проектирования и
инженерных изысканий;
определяющие надежность конструкций, зданий и сооружений,
высокий уровень объемно-планировочных, конструктивных и
градостроительных проектных решений, взрыво- и пожаробезопасность,
сейсмостойкость, оптимальные условия труда и быта, материалоемкость,
энергоемкость, качество строительства, снижение трудоемкости и
стоимости строительства, сокращение эксплуатационных расходов,
охрану окружающей среды, экономию и рациональное использование
земель и других природных ресурсов;
связанные с вопросами, относящимися к компетенции органов
государственного надзора;
направленные на расширение применения электронно-вычислительных
машин и автоматизации в проектировании и управлении строительством;
устанавливающие прогрессивные методы организации и производства
работ, обеспечивающие повышение производительности труда и, качества
работ;
к приемке выполненных строительно-монтажных работ и приемке в
эксплуатацию законченных строительством объектов;
направленные на совершенствование методов достоверного
определения стоимости строительства, сокращение объемов
проектно-сметной документации.
Состав основных положений определяется конкретно по каждому
документу.
5. Ответственность за разработку и соблюдение требований
нормативных документов
5.1. Ведущие организации, разработавшие нормативные документы,
министерства, ведомства и организации, представившие их на
утверждение, и органы, их утвердившие, несут установленную
законодательством ответственность за:
соответствие требований нормативных документов новейшим
достижениям науки, техники, производственного опыта и условиям
эксплуатации;
отражение в нормативных документах требований, направленных на
снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества
строительства, внедрение рациональных решений, улучшение
использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых
ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности
труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану
окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
правильность включенных в нормативные документы требований и их
техническую и экономическую обоснованность;
соответствие нормативных документов действующему
законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам
экономического и социального развития СССР и союзных республик;
соответствие нормативных документов настоящим нормам и их
взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и
графического материала, а также терминологии;
своевременное представление в необходимых случаях обоснованных
предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы;
представление проектов нормативных документов в установленные
планом сроки.
В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных
документов возвращаются на доработку и по представлению органа,
утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства), в
ведении которых находятся организации-разработчики проекта
нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о
лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер
воздействия.
Источник документа (сверен по):
Природоохранные нормы и правила проектирования
М., Стройиздат, 1990
|