СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.
КАБИНЕТЫ И ОТДЕЛЕНИЯ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ОСТ 42-21-11-81
(Извлечение из отраслевого стандарта)
Введен впервые Приказом
Министерства здравоохранения СССР
от 29 июля 1981 г. N 797
Срок введения установлен
с 1 октября 1982 г.
Несоблюдение стандарта преследуется законом.
Настоящий стандарт распространяется на кабинеты и отделения
лучевой терапии (далее кабинеты и отделения)
лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских
институтов, высших учебных заведений и других учреждений системы
Министерства здравоохранения СССР (далее учреждений), в том числе
кабинеты и отделения:
рентгенотерапии;
дистанционной гамма-терапии;
мегавольтной терапии;
контактной лучевой терапии закрытыми источниками излучения;
внутриполостной аппаратурой лучевой терапии;
лучевой терапии открытыми источниками излучения;
планирования лучевой терапии.
Стандарт не распространяется на кабинеты экспериментальных и
уникальных установок, в том числе ядерных реакторов медицинского
назначения, ускорителей тяжелых заряженных частиц и т.д.
Выполнение требований стандарта обязательно при
проектировании, реконструкции, строительстве новых и эксплуатации
действующих кабинетов и отделений.
Термины и их определения, используемые в стандарте, приведены
в приложении 1.
1. Общие положения
1.1. Кабинеты и отделения должны соответствовать требованиям
настоящего стандарта, ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.1.004-76,
"Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и
другими источниками ионизирующего излучения ОСП". "Строительных
норм и правил СНиП", "Правил устройства электроустановок ПУЭ".
1.2. Оборудование, применяемое в кабинетах и отделениях,
должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74,
ГОСТ 12.2.025-76, ГОСТ 12.2.018-76, ГОСТ 23154-78.
1.3. Безопасность работ в кабинетах и отделениях должна
достигаться:
технологически и санитарно-гигиенически обоснованными
расположением и конструкцией помещений;
рациональной организацией работ с источниками ионизирующих
излучений (далее - источниками излучения);
рациональной организацией рабочих мест;
применением аппаратуры и защитного оборудования, отвечающих
требованиям безопасности;
соблюдением правил эксплуатации коммуникаций и оборудования, в
том числе, электроустановок, машин, механизмов;
обучением персонала безопасным методам и приемам работы;
применением эффективных индивидуальных средств защиты
персонала.
1.4. Ответственность за обеспечение безопасности работы в
кабинетах и отделениях возлагается на администрацию учреждения.
1.5. Администрация учреждения должна разработать и утвердить
детальные инструкции о содержании помещений, порядке проведения
работ с источниками излучения, включая учет, хранение, выдачу
источников излучения, сбор и удаление радиоактивных отходов, о
радиационном контроле, о электробезопасности и мерах личной
профилактики.
1.6. В каждом кабинете или отделении должны быть детальные
инструкции, определяющие действие персонала в случае возникновения
радиационных аварий, пожаров, электротравм, которые должны быть
согласованы с местными органами санитарно-эпидемиологической
службы и утверждены администрацией учреждения.
1.7. На каждый кабинет лучевой терапии должен быть оформлен
санитарный паспорт согласно требованиям ОСП.
1.8. На каждый кабинет должен быть оформлен технический
паспорт, содержащий перечень помещений кабинета, источников
излучения и средств защиты. Паспорт оформляется
рентгено-радиологическим отделением республиканской, краевой,
областной, городской больницы.
1.9. Инвентарная опись технического оборудования кабинета,
перечень мероприятий по текущей профилактике и ремонту
оборудования, а также результаты измерения мощности дозы в пучке
излучения, генерируемого аппаратом, или результаты определения
радиоактивности источника излучения должны содержаться в
контрольно-техническом журнале.
2. Опасные и вредные производственные факторы
2.1. При эксплуатации кабинетов и отделений возможно
воздействие на персонал следующих опасных и вредных
производственных факторов.
2.1.1. Ионизирующее излучение:
рентгеновское излучение от рентгенотерапевтических и
рентгенотопометрических аппаратов;
потоки тормозного нейтронного излучения и ускоренных
электронов от медицинских электронных ускорителей (ускорителей);
потоки бета-частиц и гамма-излучение, создаваемое в результате
наведенной радиоактивности в конструкционных материалах,
находящихся в пучках излучения ускорителей;
потоки бета-частиц, нейтронов и гамма-излучение от
радионуклидных источников.
2.1.2. Электромагнитное излучение высокой частоты от
ускорителей.
2.1.3. Повышенная концентрация радионуклидов на рабочих
поверхностях и в воздухе рабочих помещений при работе с открытыми
источниками излучения.
2.1.4. Повышенная концентрация озона и окислов азота от
воздушных электрических разрядов в высоковольтных устройствах.
2.1.5. Повышенная концентрация токсических компонентов
защитных материалов на рабочих поверхностях и в воздухе рабочих
помещений.
2.1.6. Опасный уровень напряжения в электрических сильноточных
цепях, замыкание которых может произойти через тело человека.
2.1.7. Открытые движущиеся элементы оборудования, машин,
механизмов.
2.1.8. Повышенный уровень шума, создаваемого электрическими
приводами, магнитными системами, масляными и вакуумными насосами,
воздушными вентиляторами и другой аппаратурой.
2.2. Основные дозовые пределы облучения персонала ионизирующим
излучением характеризуются предельно допустимой дозой для
категории А (ПДД) и пределом дозы для категории Б (ПД), величины
которых устанавливаются "Нормами радиационной безопасности (НРБ)".
2.3. Суммарная доза от внешнего и внутреннего облучения
персонала не должна превышать основных дозовых пределов,
установленных НРБ.
2.4. Концентрация озона и окислов азота, свинца и других
токсических веществ в воздухе рабочих помещений не должна
превышать предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005-76.
2.5. Напряжение в электрических сильноточных цепях с открытыми
и доступными для прикосновения токоведущими частями не должно быть
более 36 В.
2.6. Открытые движущие элементы оборудования, с которыми
возможно соприкосновение персонала, должны иметь скорость движения
не более 0,3 м/с и в случае контакта с телом работающего
останавливаться от усилия не более 150 Н.
2.7. Уровень шума на рабочих местах в кабинетах и отделениях
не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-76 и
СНиП.
3. Требования к организации и проведению работ
3.1. Рекомендации на методики лучевой терапии должны содержать:
перечень и последовательность этапов, составляющих
технологический процесс лучевой терапии;
место проведения каждого этапа;
перечень необходимого оборудования на каждом этапе;
перечень средств защиты;
состав и функции персонала;
характеристику радиационной обстановки на рабочих местах;
характеристику возможных аварийных ситуаций.
3.2. На проведение работ в кабинетах и отделениях с
экспериментальным и опытным оборудованием должно быть специальное
разрешение Министерства здравоохранения СССР.
3.3. В помещениях кабинетов, в которых находятся источники
излучения, запрещается проводить работы, не связанные с их
применением, и размещать оборудование, не предусмотренное для
выполнения запланированных технологических процессов.
3.4. Перед входом в помещение, где проводятся работы с
источниками излучения, и в радиологические палаты при нахождении в
них больных с инкорпорированными источниками, должен вывешиваться
знак радиационной опасности по ГОСТ 17925-78, а на входе в
процедурные дистанционный гаммамегавольтной и рентгенотерапии и
внутриполостной аппаратурой лучевой терапии устанавливаться
световое табло "Не входить!".
3.5. В помещениях кабинетов дистанционной гамма-терапии,
мегавольтной и рентгенотерапии, внутриполостной аппаратурой
лучевой терапии должна быть установлена световая или звуковая
сигнализация о повышении допустимого уровня ионизирующего
излучения.
3.6. Эксплуатация аппаратов и ускорителей с отключенными
блокировками или со снятыми защитными и предохранительными
устройствами запрещается.
3.7. Больные с введенными радионуклидами должны размещаться
только в радиологических палатах. Перевод больных с
инкорпорированными открытыми источниками излучения в общие палаты
решается после согласования со службой радиационной безопасности
учреждения или ответственным за радиационный контроль лицом. При
этом мощность дозы излучения от больного на расстоянии 1 м не
должна превышать 21,5 пА/кг (0,3 мР/час.).
3.8. Работы с источниками излучения при ручных методах
введения должны проводиться с применением защитно-технологического
оборудования и дистанционного инструментария.
3.9. Работы с источниками излучения в открытом виде, связанные
с приготовлением препаратов к использованию, должны проводиться в
специальных камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией,
и обеспечивающих защиту работающих и возможность использования
дистанционного инструментария.
3.10. Работы при подготовке и проведении лучевой терапии,
связанные с поднятием элементов оборудования массой свыше 20 кг,
должны проводиться с применением средств механизации.
3.11. Техническое обслуживание оборудования должно включать
ежедневную проверку его исправности и периодический
профилактический осмотр и ремонт в соответствии с технической
документацией.
3.12. Монтаж, наладка и ремонт аппаратуры и защитного
оборудования кабинетов должны проводиться специализированной
организацией. Доступ лиц, не участвующих в ремонтных работах, в
помещениях, где проводится ремонт, запрещается.
3.13. К радиационным авариям при работе с источниками
излучения в кабинетах и отделениях должны быть отнесены следующие
ситуации:
потеря и хищение источников излучения;
нарушение технологического цикла использования источников
излучения;
радиоактивное загрязнение производственных помещений,
оборудования, окружающей среды выше величин, установленных НРБ;
облучение персонала выше величин, установленных НРБ.
3.14. К нерадиационным авариям должны быть отнесены: короткое
замыкание и обрыв в системах электропитания, механическая поломка
элементов оборудования, замыкание электрической цепи через тело
человека, взрыв электровакуумных устройств и т.д.
3.15. Во всех случаях, перечисленных в п.п. 3.13. и 3.14,
персонал, работающий с источниками излучения, обязан прекратить
работу кабинета, вывести больного из процедурной, предотвратить
доступ посторонних лиц в помещение с источниками излучения,
сообщить об аварии администрации учреждения. Все действия
персонала должны выполняться с соблюдением мер личной
безопасности.
3.16. Указания о действиях персонала при авариях должны быть
введены в детальные инструкции, предусмотренные в п. 1.6, и
содержать следующие положения:
характеристику возможных аварийных ситуаций;
меры по ликвидации и изоляции участков аварийного
радиоактивного загрязнения;
порядок ликвидации аварийной ситуации и перечень мер по защите
персонала при выполнении аварийных работ;
систему лечебно-профилактических мероприятий в случаях
внутреннего и внешнего аварийного переоблучения персонала;
перечень действий персонала по ликвидации пожаров;
меры по оказанию первой помощи пострадавшим от электрического
тока и других несчастных случаев;
порядок информации вышестоящей организации, органов
санитарно-эпидемиологической службы о возникновении аварии.
3.17. Во всех помещениях постоянного пребывания персонала
должны быть вывешены на видном месте памятки, содержащие перечень
неотложных мер при выявлении признаков аварий.
3.18. В кабинетах и отделениях лучевой терапии открытыми
источниками излучения должен быть комплект аварийного
оборудования, включающий следующие предметы:
комплект защитной одежды;
специальные дезактивирующие средства (препарат "Защита" и др.)
и сорбирующие материалы;
инструменты, бачки и другие емкости для сбора и временного
хранения предметов, загрязненных радиоактивными веществами;
переносные контрольно-измерительные приборы;
средства неотложной медицинской помощи;
знаки безопасности, оградительные устройства.
4. Требования к производственным помещениям
4.1. Вновь строящиеся отделения и кабинеты дистанционной
гамма- и мегавольтной терапии должны размещаться в отдельно
стоящих: зданиях или пристройках.
4.2. Состав и площади помещений вновь строящихся и
реконструируемых кабинетов и отделений, требования к вентиляции,
отоплению и освещению помещений должны соответствовать действующим
СНиП.
4.3. Основными принципами планировочно-функционального
расположения помещений кабинетов и отделений должны быть:
сосредоточение помещений, в которых проводятся работы с
источниками излучения, в одном блоке;
оптимальные способы и пути доставки радионуклидных источников
на рабочие места;
возможность организации механизированной транспортировки
радионуклидных источников к рабочим местам и автоматизации
процессов обработки и подготовки источников излучения;
обеспечение наименьшего числа пересечений путей перемещения
персонала и больных с введенными источниками излучения;
размещение радиологических палат в одном блоке.
4.4. Помещения дистанционной гамма- и мегавольтной терапии,
требующие специальных нижних перекрытий или фундамента, должны
располагаться на первом или цокольном этаже.
4.5. Вход в процедурную кабинетов дистанционной гамма-,
мегавольтной и рентгенотерапии, а также внутриполостной аппаратуры
лучевой терапии должен быть через комнату управления. Двери в
процедурную должны быть снабжены блокировкой, исключающей их
открытие во время работы аппарата или ускорителя.
4.6. Помещения для приемки радионуклидных источников и
помещения для временного хранения радиоактивных отходов должны
иметь отдельный вход и удобный подъезд для специальных машин.
4.7. Хранилища радионуклидных источников излучения должны
располагаться смежно с помещениями приемки источников излучения
или должны быть связаны с этими помещениями отдельным лифтом,
транспортером или другими транспортными средствами.
4.8. Планировка помещений и конструкция стационарных защитных
ограждений и перекрытий должны обеспечивать снижение уровней
мощностей доз на рабочих местах персонала, в смежных помещениях и
на поверхностях наружных стен здания до значений, приведенных в
таблице 1.
Таблица 1
МОЩНОСТЬ ДОЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗАЩИТЫ
ОТ ВНЕШНИХ ПОТОКОВ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
------------T-------------------------------------T---------------------¬
¦ Категория ¦ Наименование помещений ¦ Проектная мощность ¦
¦облучаемых ¦ ¦ дозы, Вт/кг ¦
¦ лиц ¦ ¦ (мбэр/час) ¦
+-----------+-------------------------------------+---------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+-------------------------------------+---------------------+
¦Категория А¦Помещения постоянного пребывания пер-¦ ¦
¦ ¦сонала при работе с источниками излу-¦ ¦
¦при t = ¦чения (комната управления кабинетов ¦ ¦
¦ час ¦дистанционной гамматерапии, мега- ¦3,9х10(в степени -9) ¦
¦= 36 ------¦вольтной и рентгенотерапии, внутрипо-¦(1,4) ¦
¦ неделя¦лостной аппаратурной лучевой терапии,¦ ¦
¦ ¦манипуляционные, радиооперационные, ¦ ¦
¦ ¦моечные, фасовочные и др.) ¦ ¦
¦ +-------------------------------------+---------------------+
¦ ¦Помещения для работы с источниками ¦ ¦
¦ ¦излучения, где персонал пребывает не ¦ ¦
¦ ¦более 18 часов в неделю (хранилища, ¦ ¦
¦ ¦процедурные кабинеты дистанционной ¦ ¦
¦ ¦гамма- и мегавольтной терапии, радио-¦7,8х10(в степени -9) ¦
¦ ¦логические палаты, помещения для хра-¦(2,8) ¦
¦ ¦нения белья, загрязненного радионук- ¦ ¦
¦ ¦лидами, радиоактивных отходов и др.) ¦ ¦
¦ +-------------------------------------+---------------------+
¦ ¦Помещения кабинетов и отделений, не ¦ ¦
¦ ¦предназначенные для работы с источни-¦ ¦
¦ ¦ками излучения (комнаты врачей, орди-¦2,8х10(в степени -10)¦
¦ ¦наторские, палатные секции и др.) ¦(0,1) ¦
¦ +-------------------------------------+---------------------+
¦ ¦Необслуживаемые помещения<*> ¦7,8х10(в степени -9) ¦
¦ ¦ ¦(2,8) ¦
+-----------+-------------------------------------+---------------------+
¦Категория Б¦Любые другие помещения, не входящие ¦8,3х10(в степени -11)¦
¦ ¦в состав кабинета и отделения ¦(0,03) ¦
¦при t = ¦ ¦ ¦
¦ час ¦ ¦ ¦
¦= 41 ------+-------------------------------------+---------------------+
¦ неделя¦Наружные поверхности зданий ¦8,3х10(в степени -11)¦
¦ ¦ ¦(0,03) ¦
¦ +-------------------------------------+---------------------+
¦ ¦Территории учреждения ¦8,3х10(в степени -11)¦
¦ ¦ ¦(0,03) ¦
+-----------+-------------------------------------+---------------------+
¦ <*> - Необслуживаемые помещения персонал поcещает только при ¦
¦ техническом обслуживании оборудования ¦
L------------------------------------------------------------------------
4.9. В помещениях кабинетов, в которых пол расположен
непосредственно над грунтом или потолок находится непосредственно
под крышей, защита от излучения в этих направлениях не
предусматривается.
4.10. В процедурных кабинетах дистанционной гамма-,
мегавольтной терапии и внутриполостной аппаратурной лучевой
терапии не должно быть оконных проемов.
4.11. Защитная система лабиринтов и других ограждений в
процедурных кабинетах дистанционной гамма- и мегавольтной терапии
должна соответствовать требованиям п. 4.8.
4.12. Система коммуникаций в защитных ограждениях должна
исключать ослабление защиты.
4.13. В помещениях, предназначенных для работы с источниками
излучения, не должно быть ниш, выступов, не связанных с
необходимостью размещения защитных устройств.
4.14. Защитные смотровые окна в рентгенотерапевтических
кабинетах должны располагаться вне прямого пучка при всех рабочих
положениях излучателя.
4.15. В случаях, когда возможно действие на людей
ионизирующего излучателя, превышающего значения для категории Б
(табл.1), проникающего через оконные проемы, в частности, при
расположении кабинетов на первом этаже, окна процедурных,
фасовочных, моечных, радиологических палат и др. помещений должны
экранироваться.
4.16. Входная дверь в процедурную кабинетов рентгенотерапии,
дистанционной гамма-, мегавольтной и внутриполостной аппаратурной
лучевой терапии должна быть блокирована с механизмом перемещения
источника гамма-терапевтического аппарата или выведением пучка
ускорителя или рентгенотерапевтического аппарата так, чтобы
исключить возможность случайного облучения персонала. Ввод
источника излучения в рабочее положение или выведение пучка должно
быть возможно только из комнаты управления при закрытой двери в
процедурную.
4.17. Помещения кабинетов лучевой терапии открытыми
источниками излучения должны быть снабжены автономными системами
приточно-вытяжной вентиляции и воздухоочистки.
4.17.1. Устройства забора воздуха из атмосферы должны
располагаться на расстоянии не менее 15 м по горизонтали от
устройства выброса воздуха из помещения.
4.17.2. Фильтры для очистки воздуха должны быть установлены
внутри помещения в местах, доступных для проведения их замены.
4.18. Манипуляционные, фасовочные, радиооперационные и
радиологические палаты должны иметь естественное освещение.
4.19. В процедурных кабинетах рентгенотерапии, дистанционной
гамма-, мегавольтной терапии, планирования лучевой терапии и
других помещениях, где ведутся работы с применением оптических
центраторов, должно быть предусмотрено искусственное освещение
пониженного уровня в пределах 5-20 лк.
4.20. В помещениях, где ведутся работы с источниками излучения
и в них отсутствует естественное освещение (процедурные кабинеты
дистанционной гамма- и мегавольтной терапии, внутриполостной
аппаратурной лучевой терапии), должно быть предусмотрено аварийное
освещение от автономного источника электропитания.
5. Требования к организации рабочих мест
и размещению оборудования
5.1. Рабочие места в кабинетах должны быть организованы так,
чтобы радиационно опасные операции технологического процесса
выполнялись персоналом за возможно короткое время и была
возможность визуального и инструментального контроля
местоположения радионуклидных источников излучения.
5.2. Размещение и оборудование рабочих мест, предназначенных
для работы с открытыми источниками излучения, должны удовлетворять
требованиям ОСП, предъявляемым к помещениям для работ
соответствующего класса.
5.3. Размещение оборудования в помещениях кабинетов должно
быть технологически обоснованным; ремонтные зоны должны иметь
достаточную для проведения технического обслуживания и ремонтов
площадь и удобную ориентацию.
5.4. Размещение рентгенотопометрических аппаратов в кабинетах
планирования лучевой терапии должно быть в соответствии с
нормативно-технической документацией, устанавливающей требования
безопасности к рентгенодиагностическим кабинетам, утвержденной в
установленном порядке.
5.5. Рабочее место оператора в комнате управления должно быть
снабжено стулом и подставкой (столиком) для записи.
5.6. Расположение рабочего места оператора в комнате
управления должно быть таково, чтобы вход в процедурную находился
в поле зрения оператора.
5.7. Вспомогательные устройства и принадлежности к гамма- и
рентгенотерапевтическим аппаратам и ускорителям (фиксирующие
устройства, устройства для формирования пучка излучения и др.)
должны быть расположены вблизи зоны так, чтобы обеспечивался
удобный подход к ним и извлечение их из шкафов, со стеллажей и
т.п. Эти устройства и принадлежности должны иметь фиксированное
положение или место при хранении.
5.8. Предупредительные знаки, сигналы и другие средства
оповещения и информации на рабочих местах о состоянии и движении
источников излучения должны быть выполнены по ГОСТ 12.4.026-76,
однозначно читаемыми и доступными для восприятия персоналом.
5.9. Электрооборудование и заземление кабинетов и отделений
должно удовлетворять требованиям действующих ПУЭ, СНиП и
"Инструкции по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры
в учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".
5.10. Масса поднимаемых и опускаемых вручную устройств и
принадлежностей, используемых в кабинетах, должна быть не более 20
кг, а усилия установки съемных устройств и принадлежностей должно
быть не более 100 Н, при этом максимальная высота подъема съемных
устройств вручную должна быть не более 1,5 м.
6. Требования к хранению, учету и транспортированию
источников излучения
6.1. Получение, хранение и учет наличия радионуклидных
источников излучения в кабинетах и отделениях должны
соответствовать требованиям ОСП.
6.2. Получение, хранение и учет источников излучения в
кабинетах и отделениях должны проводиться ответственными
лицами, назначенными администрацией учреждения приказом.
6.3. В кабинетах и отделениях должны быть обеспечены такие
условия получения, хранения, расходования и списания источников
излучения и содержащих их приборов, устройств и установок, которые
исключали бы возможность утраты или бесконтрольного использования
источников излучения.
6.4. Хранение радионуклидных источников излучения должно
осуществляться в хранилищах, оборудованных защитными сейфами или
контейнерами, при этом двери хранилищ и дверцы сейфов должны быть
снабжены замками и по окончании работ с источниками излучения
опечатываться.
6.5. Транспортирование радионуклидных источников излучения и
радиоактивных отходов внутри помещений кабинетов и отделений и на
территории учреждения должно проводиться в транспортных защитных
контейнерах с соблюдением мер безопасности.
7. Требования к персоналу, работающему
с источниками излучения
7.1. К персоналу, работающему с источниками излучения в
кабинетах и отделениях, предъявляется весь комплекс требований,
изложенных в ОСП.
7.2. К непосредственной постоянной работе с источниками
излучения должны допускаться лица, отнесенные администрацией к
персоналу кабинета или отделения (категория А), в соответствии с
документом о специальной подготовке, дающей право на работу в
кабинете, отделении.
7.3. Лица, поступающие на работу, должны проходить
предварительный, а персонал кабинетов и отделений - периодические
ежегодные медицинские осмотры с обязательным заполнением
медицинской документации установленной формы.
7.4. При выявлении отклонений в состоянии здоровья персонала,
препятствующих продолжению работы с источниками излучения, вопрос
о временном или постоянном переводе на работу вне контакта с
излучением должен быть решен администрацией в каждом отдельном
случае в соответствии со ст. 66 "Основ законодательства Союза ССР
и союзных республик о труде".
7.5. Обучение персонала приемам безопасной работы и проверка
знаний техники безопасности должны проводиться по программам,
утвержденным администрацией учреждения.
7.6. Персонал кабинетов и отделений должен проходить
инструктаж по технике безопасности :
вводный - при поступлении на работу;
первичный - на рабочем месте;
повторный - не реже одного раза в год;
внеплановый - при изменении условий труда, нарушении
требований безопасности, несчастных случаях и т.д.
7.7. Лица, проходящие стажировку и специализацию в кабинетах и
отделениях, должны допускаться к работе с источниками излучения
только после прохождения инструктажа по технике безопасности.
7.8. Регистрация проведенного инструктажа персонала по технике
безопасности должна проводиться в специальных журналах, форма
которых приведена в приложениях 2 и 3.
8. Требования к применению средств защиты персонала
8.1. Средства защиты персонала, используемые в кабинетах и
отделениях, должны соответствовать ГОСТ 12.4.011-75.
8.2. В кабинетах и отделениях должны применяться следующие
коллективные средства защиты:
конструктивная защита аппаратов и ускорителей;
стационарные защитные заграждения;
защитно-технологическое оборудование;
защитное заземление оборудования;
слабосорбирующие покрытия;
устройства вентиляции и очистки воздуха;
устройства контроля за уровнем вредных производственных
факторов и сигнализации;
знаки безопасности.
8.3. При работе с источниками излучения персонал должен быть
обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с
отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и
предохранительных приспособлений.
8.4. При проведении работ по устранению аварийных ситуаций
персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в
соответствии с п. 3.18.
9. Методы и средства контроля за выполнением
требований безопасности
9.1. Контроль за радиационной безопасностью в кабинетах и
отделениях должна осуществлять служба радиационной безопасности
или ответственное лицо. Служба радиационной безопасности должна
быть создана с учетом объема и характера работ учреждения.
9.2. Положение о работе службы радиационной безопасности
(ответственного за радиационный контроль лица) утверждается
администрацией учреждения по согласованию с местными органами
санитарно-эпидемиологической службы и определяет численность,
права и обязанности службы (ответственного за радиационный
контроль лица).
9.3. В зависимости от характера проводимых работ и
используемых источников излучения радиационный контроль должен
включать:
индивидуальный дозиметрический контроль облучения персонала;
измерение мощностей доз рентгеновского и гамма-излучений,
потоков нейтронов на рабочих местах персонала, в смежных
помещениях и на прилегающей территории;
измерение уровней загрязнения радионуклидами рабочих
поверхностей и оборудования, транспортных средств, кожных покровов
и одежды работающих;
измерение содержания радиоактивных аэрозолей в воздухе рабочих
помещений и смежных помещений;
контроль радиоактивного загрязнения закрытых источников
излучения (проверка герметичности), стерилизаторов и другого
оборудования;
контроль за уровнем внешнего излучения от больных с
инкорпорированными радионуклидными источниками, находящихся в
радиологических палатах;
контроль эффективности средств радиационной защиты:
контроль сбора, временного хранения и обезвреживания твердых и
жидких радиоактивных отходов, белья, загрязненного радионуклидами;
контроль за уровнем радиоактивности сточных вод;
контроль за уровнем радиоактивного загрязнения фильтров
вентиляционных систем;
контроль за уровнем радиоактивного загрязнения окружающей
среды.
9.4. Радиационный контроль должен проводиться планово и
выборочно: в случае отклонения от установленного технологического
процесса, при наличии подозрений на нарушение ведения работ и при
аварийных ситуациях.
9.5. При внедрении новых методов лечения радиационный контроль
должен проводиться ежедневно в течение первых 2-3 недель.
9.6. Минимально необходимый обьем и периодичность
радиационного контроля приведены в приложении 4.
9.7. При проведении радиационного контроля должны применяться
измерители дозы или мощности экспозиционной дозы, отвечающие
требованиям ГОСТ 17.226-71; радиометрические приборы, класс
точности которых не хуже 4 класса - по ГОСТ 15.547-70. При
измерениях интенсивности тормозного излучения ускорителей
аппаратура должна удовлетворять специальным требованиям,
обеспечивающим правильное измерение доз и мощностей доз в
импульсном режиме.
9.8. На измерители мощности экспозиционной дозы и
радиометрические приборы должны быть удостоверения о ежегодной
государственной или ведомственной проверке согласно ГОСТ 8.348-79.
9.9. Результаты всех видов радиационного контроля должны
регистрироваться в специальных журналах, в которых приводятся
планы помещений с указанием размещения источников излучения и
точек измерения.
Результаты индивидуального дозиметрического контроля должны
фиксироваться в карточке индивидуального учета, которая хранится в
течение 30 лет в учреждении и копия ее передается в случае
перехода сотрудника в другое учреждение. Даннные об индивидуальных
дозах облучения прикомандированных лиц должны сообщаться по месту
их постоянной работы.
9.10. Индивидуальный дозиметрический контроль внутреннего
облучения персонала должен осуществляться методами прямой
радиометрии человека или по поступлению и выведению радионуклидов
из организма работающих.
9.11. Измерение мощности экспозиционной дозы внешнего
излучения на рабочих местах персонала должно проводиться на трех
уровнях - 100, 900 и 1500 мм от пола; при этом должны быть
соблюдены следующие условия:
первичный пучок излучения должен быть ориентирован в
положении, наиболее неблагоприятном из возможных для персонала;
в рентгенотерапевтическом аппарате анодное напряжение и ток
рентгеновской трубки должны быть номинальными;
в ускорителях энергия генерирования излучения и его
интенсивность должны быть максимальными, материал мишени линейных
ускорителей и микротронов должен быть с максимальным атомным
номером, предусмотренным для данного типа ускорителя;
фантом из тканеэквивалентного материала размерами не менее
250х250х150 мм должен располагаться в прямом пучке излучения на
расстоянии "источник - объект", указанном в паспорте аппарата;
в помещениях, предназначенных для хранения и работы с
радионуклидами, должно находиться максимальное количество
радионуклида, предусматриваемое технологическим процессом.
9.12. Измерения мощности дозы в смежных помещениях должны
проводиться на уровнях, указанных в п. 9.11, вплотную у стен,
прилегающих к помещениям с источниками излучения, не менее, чем в
5 точках по всей длине стены, а также на стыках стен и местах
возможного нахождения щелей, напротив дверей и смотровых окон.
9.13. Контроль за уровнем загрязнения радионуклидами рабочих
поверхностей, оборудования, транспортных средств, кожных покровов,
одежды и средств индивидуальной защиты персонала должен
осуществляться по всем этапам технологического процесса, включая
хранение и удаление радиоактивных отходов и т. д. Измерение
уровней радиоактивного загрязнения проводится не менее, чем в 3
точках каждой рабочей поверхности, оборудования, одежды и т. д.
9.14. Контроль за уровнями загрязнения радионуклидами рабочих
и смежных помещений должен проводиться с учетом технологического
процесса в местах возможного загрязнения.
9.15. Контроль за уровнями содержания радионуклидов в воздухе
при работе с открытыми источниками излучения должен проводиться
путем отбора проб на рабочих местах (в зоне дыхания). Места отбора
и количество проб определяются технологическими особенностями и
характером проводимых работ и согласуются с органами
санитарно-эпидемиологической службы.
При измерениях должно отбираться как минимум две пробы на
каждом рабочем месте, три пробы - в центре рабочих и смежных
помещений.
9.16. Контроль за радиоактивностью твердых и жидких отходов и
белья, загрязненного радионуклидами, должен проводиться с учетом
периода полураспада и индекса группы радиоактивной опасности
используемых радионуклидов.
9.17. Контроль за опасными и вредными нетрадиционными
факторами, воздействующими на персонал, обеспечивается
администрацией учреждения. Периодичность контроля должна быть не
менее 1 раза в год.
9.18. Контроль уровней шума на рабочих местах, в помещениях
периодического пребывания персонала и в отдельных помещениях
кабинетов и отделений (п. 2.7.) должен проводиться шумомерами
класса 1 или 2 ГОСТ 20.445-75.
9.19. Проверка кратности воздухообмена во всех помещениях
кабинетов и отделений, где ведутся работы с источниками излучения,
должна проводиться ручным анемометром по ГОСТ 6376-74 или
индукционным анемометром по ГОСТ 7193-74, обеспечивающими точность
измерения +-1 м куб./час.
9.20. Проверка температуры воздуха в помещениях кабинета
должна проводиться стеклянным ртутным термометром по ГОСТ 215-73.
Допускается применение других термометров, обеспечивающих точность
измерения +-0,5°.
9.21. Проверка искусственной освещенности в помещениях
кабинета должна проводиться при отсутствии дневного света
фотоэлектрическими люксметрами по ГОСТ 14841-69, обеспечивающими
точность измерения +-5 лк.
9.22. Контроль усилий перемещения, подъема и нажима должен
проводиться с помощью динамометра с относительной погрешностью не
более +-10% от измеряемой величины.
9.23. Проверка электрической безопасности и заземляющих
устройств кабинетов и отделений должна проводиться по методам,
описанным в упомянутых правилах и инструкциях.
9.24. Контроль выполнения других требований настоящего
стандарта должен проводиться визуальными и аналитическими методами
с периодичностью, устанавливаемой администрацией учреждения и
учитывающей возможные сезонные и технологические изменения
стандартизируемых параметров.
Приложение N 1
Справочное
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
------------------------T--------------------------------------------¬
¦ Термины ¦ Определения ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Технологический процесс¦Совокупность приемов, операций и их последо-¦
¦ ¦вательностей при реализации методик лучевой ¦
¦ ¦терапии ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет лучевой терапии¦Совокупность взаимосвязанных помещений и ¦
¦ ¦оборудования, предназначенных для реализации¦
¦ ¦технологического процесса лечения больных с ¦
¦ ¦применением ионизирующего излучения ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет дистанционной ¦Кабинет лучевой терапии, предназначенный для¦
¦гамма-терапии ¦проведения дистанционной гамма-терапии на ¦
¦ ¦дистанционных радиоизотопных аппаратах ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет рентгенотерапии¦Кабинет лучевой терапии, предназначенный для¦
¦ ¦проведения рентгенотерапии на рентгенотера- ¦
¦ ¦певтических аппаратах ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет мегавольтной ¦Кабинет лучевой терапии, предназначенный для¦
¦терапии ¦проведения терапии тормозным излучением, ¦
¦ ¦электронами высоких энергий на медицинских ¦
¦ ¦электронных ускорителях ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет контактной ¦Кабинет лучевой терапии, предназначенный для¦
¦терапии закрытыми ¦проведения контактной терапии путем введения¦
¦источниками излучения ¦закрытых источников излучения в полости или ¦
¦ ¦ткани вручную ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет внутриполостной¦Кабинет лучевой терапии, предназначенный для¦
¦аппаратурной лучевой ¦проведения внутриполостной терапии на аппа- ¦
¦терапии ¦ратах ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет планирования ¦Совокупность помещений и оборудования, пред-¦
¦лучевой терапии ¦назначенных для получения топографической ¦
¦ ¦информации, расчета дозных распределений и ¦
¦ ¦подготовки планов лучевой терапии ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Кабинет лучевой тера- ¦Кабинет лучевой терапии, предназначенный для¦
¦пии открытыми источни- ¦проведения контактной терапии путем введения¦
¦ками излучения ¦в полости или ткани больного открытых источ-¦
¦ ¦ников излучения ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Отделение лучевой тера-¦Совокупность двух или более кабинетов луче- ¦
¦пии ¦вой терапии и общих для них помещений, обес-¦
¦ ¦печивающих лечебную работу персонала ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Рабочая зона ¦Пространство высотой до 2 м над уровнем по- ¦
¦ ¦ла, где находятся места постоянного и вре-¦
¦ ¦менного пребывания персонала ¦
+-----------------------+--------------------------------------------+
¦Ремонтная зона ¦Часть помещения, необходимая для проведения ¦
¦ ¦ремонтных работ и обеспечивающая доступ ко ¦
¦ ¦всем элементам оборудования ¦
L-----------------------+---------------------------------------------
Приложение N 2
Обязательное
ФОРМА ЖУРНАЛА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Журнал вводного инструктажа по технике безопасности
-----T----------T--------------T---------T--------------T-------T--------------------------T-----------------------¬
¦ ¦ ¦ Наименование ¦ ¦ Фамилия и ¦ ¦Название или N инструкции,¦ Подписи ¦
¦ NN ¦ Фамилия, ¦ кабинета или ¦Должность¦инициалы лица,¦ Дата ¦ по которой проводился +------------T----------+
¦п/п ¦ имя и ¦отделения,куда¦работника¦ проводившего ¦инстру-¦ инструктаж, тема ¦проводившего¦прошедшего¦
¦ ¦ отчество ¦ зачислен ¦ ¦ инструктаж ¦ ктажа ¦ инструктажа ¦ инструктаж ¦инструктаж¦
¦ ¦ работника¦ работник ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------+--------------+---------+--------------+-------+--------------------------+------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+----+----------+--------------+---------+--------------+-------+--------------------------+------------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Примечание. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. ¦
L-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение N 3
Обязательное
ФОРМА ЖУРНАЛА ПЕРВИЧНОГО, ПОВТОРНОГО И ВНЕПЛАНОВОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Журнал первичного, повторного и внепланового инструктажа по технике безопасности на рабочем месте
----T---------T------------T------T------T-----T------------T---------------T--------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Название или ¦ Подписи ¦
¦ ¦Фамилия, ¦Наименование¦Долж- ¦ Дата ¦Дата ¦ Фамилия, ¦N инструкции, +---------T----------T-----------------+
¦N N¦ имя и ¦кабинета и ¦ность ¦посту-¦инст-¦ инициалы и ¦ по которой ¦ ¦ ¦заведующего каби-¦
¦п/п¦отчество ¦(или) отде- ¦работ-¦пления¦рук- ¦ должность ¦ проводился ¦проводив-¦прошедшего¦нета или отделе- ¦
¦ ¦работника¦ления ¦ника ¦на ра-¦тажа ¦проводившего¦инструктаж,тема¦ шего ¦инструктаж¦ния о допуске к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦боту ¦ ¦ инструктаж ¦ инструктажа ¦инструк- ¦ ¦работе прошедшего¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ таж ¦ ¦инструктаж ¦
+---+---------+------------+------+------+-----+------------+---------------+---------+----------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+---------+------------+------+------+-----+------------+---------------+---------+----------+-----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Примечания. 1. Общее количество листов журнала делится на количество профессий (должностей) в структурном подраз- ¦
¦делении. ¦
¦2. К журналу инструктажа должны быть приложены инструкции по охране труда и технике безопасности и производствен- ¦
¦ной санитарии. ¦
¦3. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. ¦
L-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение N 4
Рекомендуемое
ОБЪЕМ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
------------------T--------------------------------T-------------¬
¦ Наименование ¦ Объем радиационного контроля ¦Периодичность¦
¦ кабинета ¦ ¦ контроля ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет рентгено-¦Индивидуальный контроль доз ¦1 раз в месяц¦
¦терапии ¦облучения персонала ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение мощности дозы рентге-¦2 раза в год ¦
¦ ¦новского излучения на рабочих ¦ ¦
¦ ¦местах, в смежных помещениях и ¦ ¦
¦ ¦прилегающей территории ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль блокировочных устройств¦ ежедневно ¦
¦ ¦на входе в процедурную ¦ ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет дистанци-¦Индивидуальный контроль доз ¦1 раз в месяц¦
¦онной гамма-тера-¦облучения персонала ¦ ¦
¦пии +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение мощности дозы гамма- ¦2 раза в год ¦
¦ ¦излучения на рабочих местах, в ¦ ¦
¦ ¦смежных помещениях и прилега- ¦ ¦
¦ ¦ющей территории ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль эффективности конструк-¦после зарядки¦
¦ ¦тивной защиты гамма-аппарата ¦и перезарядки¦
¦ ¦ ¦аппарата ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль блокировочных устройств¦ ежедневно ¦
¦ ¦на входе в процедурную ¦ ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет мега- ¦Индивидуальный контроль доз ¦1 раз в месяц¦
¦вольтной терапии ¦облучения персонала ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение мощности дозы тормоз- ¦2 раза в год ¦
¦ ¦ного излучения, потоков нейтро- ¦ ¦
¦ ¦нов на рабочих местах, в смежных¦ ¦
¦ ¦помещениях и прилегающей терри- ¦ ¦
¦ ¦тории ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение потоков бета-частиц и ¦при ремонтно-¦
¦ ¦гамма-излучения от активирован- ¦наладочных ¦
¦ ¦ных деталей ускорителей ¦работах ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет контакт- ¦Индивидуальный контроль доз ¦1 раз в месяц¦
¦ной лучевой тера-¦облучения персонала ¦ ¦
¦пии закрытыми +--------------------------------+-------------+
¦источниками излу-¦Измерение мощности дозы гамма- ¦2 раза в год ¦
¦чения ¦излучения и потоков нейтронов на¦ ¦
¦ ¦рабочих местах, в смежных поме- ¦ ¦
¦ ¦щениях и прилегающей территории ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль радиоактивного загряз- ¦1 раз в год ¦
¦ ¦нения источников излучения (про-¦ ¦
¦ ¦верка герметичности), стерилиза-¦ ¦
¦ ¦торов и др. оборудования ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль эффективности средств ¦1 раз в 2 го-¦
¦ ¦радиационной защиты ¦да ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет внутрипо-¦Индивидуальный контроль доз ¦1 раз в месяц¦
¦лостной аппара- ¦облучения персонала ¦ ¦
¦турной лучевой +--------------------------------+-------------+
¦терапии ¦Измерение мощности дозы гамма- ¦2 раза в год ¦
¦ ¦излучения и потоков нейтронов на¦ ¦
¦ ¦рабочих местах, в смежных поме- ¦ ¦
¦ ¦щениях и прилегающей территории ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль эффективности конструк-¦после зарядки¦
¦ ¦тивной защиты аппарата ¦и перезарядки¦
¦ ¦ ¦аппарата ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль блокировочных устройств¦ ежедневно ¦
¦ ¦на входе в процедурную ¦ ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет лучевой ¦Индивидуальный контроль внешнего¦1 раз в месяц¦
¦терапии открытыми¦облучения персонала ¦ ¦
¦источниками излу-+--------------------------------+-------------+
¦чения ¦Индивидуальный контроль доз ¦согласуется с¦
¦ ¦внутреннего облучения персонала ¦местными ор-¦
¦ ¦ ¦ганами сани-¦
¦ ¦ ¦тарно-эпиде- ¦
¦ ¦ ¦миологической¦
¦ ¦ ¦службы ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение мощности дозы потоков ¦2 раза в год ¦
¦ ¦бета-частиц и гамма-излучения на¦ ¦
¦ ¦рабочих местах, в смежных поме- ¦ ¦
¦ ¦щениях и прилегающей территории ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение уровней загрязнения ¦ежедневно по-¦
¦ ¦радионуклидами рабочих поверх- ¦сле окончания¦
¦ ¦ностей оборудования, кожных по- ¦работ ¦
¦ ¦кровов и одежды работающих ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение содержания радиоактив-¦ ¦
¦ ¦ных аэрозолей в воздухе: ¦не менее 2раз¦
¦ ¦рабочих помещений ¦в квартал ¦
¦ ¦смежных помещений ¦в год ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль за уровнем внешнего ¦при переводе¦
¦ ¦излучения от больного с инкорпо-¦в общую боль-¦
¦ ¦рированным источником излучения ¦ничную палату¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль эффективности средств ¦1 раз в 2 го-¦
¦ ¦радиационной защиты ¦да ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль за радиоактивностью ¦перед вывозом¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль за радиоактивностью ¦на захороне-¦
¦ ¦твердых и жидких отходов ¦ние ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль за уровнем радиоактив- ¦перед выбро-¦
¦ ¦ности сточных вод в баках и ¦сом в канали-¦
¦ ¦отстойниках, в коллекторе ¦зацию ¦
¦ +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Контроль за уровнем радиоактив- ¦1 раз в 2 го-¦
¦ ¦ного загрязнения фильтров венти-¦да ¦
¦ ¦ляционных систем ¦ ¦
¦ +--------------------------------+-------------¦
¦ ¦Контроль за уровнем радиоактив- ¦по графику, ¦
¦ ¦ного загрязнения окружающей сре-¦согласованно-¦
¦ ¦ды ¦му с местными¦
¦ ¦ ¦органами са-¦
¦ ¦ ¦нитарно-эпи- ¦
¦ ¦ ¦демиологичес-¦
¦ ¦ ¦кой службы ¦
+-----------------+--------------------------------+-------------+
¦Кабинет планиро- ¦Индивидуальный контроль доз ¦1 раз в месяц¦
¦вания лучевой те-¦облучения персонала ¦ ¦
¦рапии +--------------------------------+-------------+
¦ ¦Измерение мощности дозы рентге-¦2 раза в год ¦
¦ ¦новского излучения на рабочих ¦ ¦
¦ ¦местах, в смежных помещениях ¦ ¦
L-----------------+--------------------------------+--------------
Приложение N 5
Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДАННОМ СТАНДАРТЕ
------------------T----------------------------------------------¬
¦ГОСТ 8.348-79 ¦Приборы дозиметрические для измерения экспо- ¦
¦ ¦зиционной дозы и мощности экспозиционной дозы ¦
¦ ¦рентгеновского излучения генерируемого при ¦
¦ ¦напряжении на трубке от 20 до 400 кВ. Методы ¦
¦ ¦и средства проверки ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.0.003-74 ¦Опасные и вредные производственные факторы ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.1.003-76 ¦Шум. Общие требования безопасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.1.004-76 ¦Пожарная безопасность. Общие требования ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.1.005-76 ¦Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиени- ¦
¦ ¦ческие требования ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.2.003-74 ¦Оборудование производственное. Общие требова- ¦
¦ ¦ния безопасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.2.025-76 ¦Изделия медицинской техники. Требования безо- ¦
¦ ¦пасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.2.018-76 ¦Аппараты рентгеновские. Общие требования бе- ¦
¦ ¦зопасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.3.002-75 ¦Процессы производственные. Общие требования ¦
¦ ¦безопасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.4.011-75 ¦Средства защиты работающих. Классификация ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 12.4.026-76 ¦Цвета сигнальные и знаки безопасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 15.547-70 ¦Приборы радиометрические. Типы и основные па- ¦
¦ ¦раметры ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 17.226-71 ¦Измерители мощности экспозиционной дозы рент- ¦
¦ ¦геновского и гамма-излучений с энергией кван- ¦
¦ ¦тов от 8 до 480 фДж. Технические требования ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 215-73 ¦Термометры ртутные стеклянные лабораторные. ¦
¦ ¦Технические условия ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 6376-74 ¦Анемометры ручные со счетным механизмом ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 7193-74 ¦Анемометр индукционный ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 17925-78 ¦Знак радиационной опасности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 23154-78 ¦Аппараты гамма-терапевтические статические и ¦
¦ ¦ротационные для дальнедистанционного облуче- ¦
¦ ¦ния. Общие технические условия ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ГОСТ 14841-69 ¦Люксметры фотоэлектрические ¦
L-----------------+-----------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Лист регистрации изменений ¦
+---------------------------------T--------------T--------T---------------------T---------T--------+
¦ Номера листов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----T------T------T-----T-------+Всего листов в¦N доку-¦ Входящий N сопрово-¦ Подпись ¦ Дата ¦
¦ изм.¦ изме-¦ заме-¦новых¦изъятых¦ документе ¦ мента ¦ дит. докум. и дата ¦ ¦ ¦
¦ ¦ненных¦ненных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------+------+-----+-------+--------------+--------+---------------------+---------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+------+------+-----+-------+--------------+--------+---------------------+---------+---------
|