СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 20 июля 1981 г. N 389
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР
Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила застройки сельских населенных
пунктов РСФСР.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров
РСФСР от 6 мая 1970 г. N 280 "Об утверждении Правил застройки
сельских населенных пунктов РСФСР" (СП РСФСР, 1970, N 14, ст. 83).
Председатель
Совета Министров РСФСР М.Соломенцев
Зам.Управляющего Делами
Совета Министров РСФСР И.Зарубин
У т в е р ж д е н ы
постановлением Совета Министров
РСФСР
от 20 июля 1981 г. N 389
П Р А В И Л А
застройки сельских населенных пунктов РСФСР
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки
осуществления застройки и благоустройства сельских населенных
пунктов РСФСР.
2. Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР являются
обязательными для всех государственных, кооперативных и других
общественных предприятий, учреждений и организаций, а также для
индивидуальных застройщиков.
3. При застройке сельских населенных пунктов необходимо
исходить из задач преобразования их в благоустроенные поселки с
хорошими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими
запросам сельского населения, и соответствующими производствами,
позволяющими создать условия для высокопроизводительного труда
сельского населения и интенсивного развития сельского хозяйства и
учитывающими возможность ведения сельскими жителями личных подсобных
хозяйств.
4. Все виды строительства и благоустройства в сельских
населенных пунктах производятся с разрешения соответствующего
исполкома поселкового, сельского и районного (в районных центрах)
Совета народных депутатов.
5. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам
строительства и архитектуры, районные архитектуры в порядке,
устанавливаемом Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами и облисполкомами, выдают архитектурно-планировочные
задания, которые являются основой для разработки проектов планировки
и застройки сельских населенных пунктов, проектов застройки жилых
зон, общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий,
промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений
санаторно-курортного профиля и других объектов строительства в
сельской местности.
6. Отвод земельных участков государственным, кооперативным и
другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а
также индивидуальным застройщикам для строительства в сельских
населенных пунктах производится в установленном порядке.
7. Организации, выполняющие инженерные изыскания, сдают на
хранение госстроя автономных республик, управлениям (отделам) по
делам строительства и архитектуры, районным архитекторам все
топографо-геодезические и инженерно-геологические материалы, в том
числе и материалы по подземным коммуникациям и сооружениям, в
порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами и облисполкомами. При этом должны быть определены
головные организации, отвечающие за обобщение и систематизацию всех
топографо-геодезических и инженерно-геологических материалов,
создание и ведение картотеки по этим вопросам. Документация по
подземным коммуникациям и сооружениям,а также работы по уточнению их
положения в натуре выполняются под контролем районных архитекторов
совместно с эксплуатирующими организациями и учреждениями.
8. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой,
застройкой, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением
сельских населенных пунктов, при райисполкомах создаются постоянные
комиссии в составе: председателя райисполкома или его заместителя
(председатель комиссии), районного архитектора , главного (старшего)
инженера-землеустроителя, районного инженера-инспектора
государственного архитектурно-строительного контроля, представителей
плановой комиссии, производственного управления сельского хозяйства,
отдела (управления) коммуникального хозяйства, ...,
санитарно-эпидемиологической станции, инспекции пожарного надзора и
органа по регулированию использования и охране вод.
При выборе территории под строительство в состав комиссии
включается также представитель проектной организации.
9. Строительство жилых домов, объектов культурно-бытового и
производственного назначения должно осуществляться в сельских
населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной
планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и
застройки сельских населенных пунктов.
10. Осуществление любого вида строительства допускается только
при наличии у застройщика (землепользователя) разрешения на
производство строительных работ.
11. Перенос проекта в натуру выполняется производственной
группой районного архитектора. Проверка планового и высотного
положения строящихся сооружений, инженерных сетей (надземных и
подземных), исполнительная съемка выполняются подрядными
строительными организациями и, в виде исключения, могут быть
выполнены производственной группой районного архитектора.
12. Капитальные вложения на строительство в сельских населенных
пунктах должны определяться с учетом очередности, а следовательно, и
комплексности застройки, обеспечивающей население необходимыми
видами коммунального и культурно-бытового обслуживания.
13. Предприятия, учреждения и организации, ведущие
строительство в сельских населенных пунктах, принимают в
установленном порядке долевое участие в сооружении общих сетей
водоснабжения, канализации, энергоснабжения и других объектов, а
также в благоустройстве населенных пунктов.
14. Советами Министров автономных республик, исполкомами
местных Советов народных депутатов обеспечивается систематический
контроль за застройкой и благоустройством сельских населенных
пунктов.
II. Порядок осуществления строительства
и благоустройства
15. Застройка сельских поселков должна быть проста и
выразительна, иметь четкую организацию уличной сети, обеспечивать
связь существующих и вновь размещаемых объектов, способствовать
сохранению ценных зданий и сооружений, многолетних насаждений,
создавать законченные комплексы в архитектурном отношении.
При разработке проектов планировки и застройки сельских
населенных пунктов размещение жилых, производственных зон,
формирование общественного центра необходимо предусматривать с
учетом особенностей участка и условий местности - характера рельефа,
наличия лесных массивов, живописных речных долин, открытых водоемов
и других элементов природы. Парковая зона должна органично
увязываться с природным окружением.
16. Основным направлением строительства в сельских населенных
пунктах является реконструкция существующей застройки и
использование свободных площадей в границах этих населенных пунктов.
Развитие сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним
земель допускается в установленном порядке при соответствующих
расчетах, подтверждающих необходимость и экономическую
целесообразность строительтва.
Строительство сельского населенного пункта на новом месте
допускается:
в районах освоения новых земель и строительства крупных
гидротехнических сооружений;
при залегании в границах существующего поселка полезных
ископаемых, имеющих промышленное значение. В этом случае
строительство сельских населенных пунктов на новом месте
осуществляется при условии, если не представляется возможным
разместить объекты нового строительства в близлежащих населенных
пунктах.
17. При застройке сельских населенных пунктов не допускается
необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются имеющиеся
общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения.
18. Основным проектно-планировочными документами, в
соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских
населенных пунктах, являются утвержденные в установленном порядке:
а) схемы и проекты районной планировки;
б) проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов;
в) проектно-сметная документация на строительство зданий и
сооружений.
19. При отсутствии проекта планировки и застройки сельского
населенного пункта строительство в нем может осуществляться, в виде
исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики,
крайисполкома, облисполкома по схеме размещения первоочередного
строительства.
20. Схема размещения первоочередного строительства составляется
в соответствии со строительными нормами и правилами, согласовывается
с госстроем автономной республики, управлением (отделом) по делам
строительства и архитектуры, другими заинтересованными организациями
и утверждается райисполкомом.
21. Схема размещения первоочередного строительства действует до
трех лет, в течение которых должен быть разработан проект планировки
и застройки сельского населенного пункта.
22. Новое строительство должно размещаться в развиваемых на
перспективу населенных пунктах.
В населенных пунктах, сохраняемых на расчетный срок,
разрешается капитальный ремонт и текущий ремонт зданий и сооружений,
проведение работ по инженерному оборудованию, благоустройству,
озеленению территории, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. В
этих населенных пунктах по решению райисполкомов при необходимости
может быть допущено строительство отдельных домов для работников
совхозов и колхозов, других специалистов, работающих в сельской
местности, а также переоборудование существующих зданий и сооружений
для размещения культурно-бытовых учреждений повседневного
обслуживания.
В населенных пунктах, жители которых сселяются в первую
очередь, разрешается текущий ремонт зданий и сооружений, ведение
работ по благоустройству и озеленению территории, улучшению дорог,
мостов и тротуаров.
23. Планировка и застройка территории сельскохозяйственных
предприятий, расположенных в городах, в пригородах и курортных
зонах, осуществляется в соответствии с генеральными планами этих
городов и проектами планировки пригородных и курортных зон.
24. На участках, отведенных под застройку, запрещается
строительство временных зданий и сооружений без разрешения
соответствующих исполкомов районных, поселковых, сельских Советов
народных депутатов.
Временные здания и сооружения, а также железнодорожные
подъездные пути, возведенные на период строительства, должны быть
после его окончания разобраны организацией, осуществляющей
строительство, а занимаемая ими территория приведена в порядок.
25. Одним из важнейших требований к проектированию и
строительству всех видов зданий и сооружений, планировке и застройке
сельских населенных пунктов является охрана окружающей среды.
26. Размещение новых и реконструкция действующих предприятий,
зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения должны
проводиться только при условии исключении влияния вредных для
здоровья населения факторов, проведения мероприятий, направленных на
охрану водоемов, почвы, атмосферного воздуха от загрязнения, и
соответствовать действующим нормативам в части соблюдения
санитарно-защитных зон между предприятиями и жилыми зонами
населенных пунктов.
27. Существующие в жилых районах и кварталах вредные в
санитарном отношении производства не подлежат расширению и в
дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или осуществлены
меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов,
подземных вод и почвы.
28. Работы по застройке сельских населенных пунктов, имеющих
памятники истории и культуры, осуществляются с соблюдением
требований, установленных Законом РСФСР "Об охране и использовании
памятников истории и культуры".
29. Строительство памятников, обелисков, монументов и
мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных пунктах
в установленном порядке.
Застройка производственных зон
30. Строительство и реконструкция сельскохозяйственных
комплексов должны осуществляться на основе расчетов, подтвержающих
экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость
проектирования и строительства данных комплексов.
При составлении проекта необходимо руководствоваться схемами и
проектами районной планировки по виду, мощности и местоположению
сельскохозяйственных комплексов.
31. Размещение и строительство производственных комплексов,
сельскохозяйственных предприятий и отдельных производственных
построек осуществляются в пределах производственной зоны сельского
населенного пункта с учетом технологических, санитарных и
противопожарных норм.
32. При размещении отдельных зданий в пределах производственных
зон необходимо:
рационально использовать существующие постройки, инженерные
коммуникации и элементы благоустройства;
предусматривать четко выраженные линии застройки для создания
архитектурно-планировочной композиции существующих и вновь
размещаемых объектов.
33. При размещении зданий и сооружений в производственной зоне
предусматривать возможность организации единых общепоселковых сетей
электроснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений и
дорог.
Застройка жилой зоны
34. Проектирование и строительство сельских населенных пунктов
необходимо осуществлять с учетом эстетических требований к их
застройке и благоустройству. Архитектурно-планировочная композиция
застройки сельского населенного пункта должна представлять собой
единый ансамбль, включающий группы жилых домов, общественных и
культурно-бытовых зданий.
35. В целях повышения архитектурной выразительности застройки
сельских населенных пунктов:
при строительств жилых домов и надворных построек необходимо
использовать национальные и местные традиции, опыт ... народного
зодчества, При проектировании и привязке типовых проектов жилых
домов, особенно опыт усадебных, следует разрабатывать решения
функционально-эстетических элементов сельского дома (...кровли,
карнизов, цоколя, наличников, фронтонов, крылец и т.п.);
строительство культурно-бытовых зданий рекомендуется
сосредоточивать в общественном центре.
36. Этажность и типы жилых домов для строительства,
осуществляемого в сельских населенных пунктах за счет
государственных капитальных вложений, определяются Советами
Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами.
При этом следует предусматривать преимущественное применение
одно-двухэтажных одно-двухквартирных жилых домов усадебного типа и
многоквартирных блокированных жилых домов с приусадебными и
земельными участками. В зависимости от местных условий допускается
применение секционных жилых домов не выше четырех этажей.
37. Для многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать
хозяйственные и бытовые помещения. Помещения для содержания скота и
птицы подсобного хозяйства граждан рекомендуется размещать на
специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки,
детских и спортивных площадок, а также участков, предназначенных под
зеленые насаждения общего пользования, с учетом санитарных и
зооветеринарных требований.
38. В целях дальнейшего улучшения жилищно-бытовых условий
граждан в сельских населенных пунктах необходимо развивать
индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с привлечением
средств сельского населения. Для кооперативного строительства
необходимо отводить участки, свободные от застройки, обеспеченные
инженерными коммуникациями.
39. Застройка и благоустройство участка, отведенного
индивидуальному застройщику, должны производиться в строгом
соответствии с генпланом участка, выданным районным архитектором.
40. В сельских населенных пунктах для населения, проживающего в
секционных и многоквартирных домах, разрешается строительство
блокированных гаражей.
В зонах усадебной застройки, при согласовании в установленном
порядке, разрешается строительство индивидуальных гаражей на
приусадебных участках без нарушения линии застройки.
Инженерное оборудование, благоустройство
и озеленение
41. Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение
сельских населенных пунктов производится одновременно со
строительством жилых домов, общественных и производственных зданий.
Ко времени сдачи в эксплуатацию жилых домов, общественных
зданий, других сооружений должны быть закончены работы по
инженерному оборудованию и благоустройству территории.
42. Инженерное оборудование сельских населенных пунктов должно
осуществляться поэтапно. Общественный центр и кварталы застройки
многоквартирными домами обеспечивать централизованными системами
инженерного оборудования. В кварталах усадебной застройки на первом
этапе предусматривать местные системы водоснабжения и канализации, а
на последующих этапах осуществлять строительство централизованных
сетей водопровода и канализации с очистными сооружениями с
подключением к ним жилых домов.
Теплоснабжение усадебных домов на первом этапе, как правило,
осуществлять от местных генераторов тепла.
43. В сельских населенных пунктах следует предусматривать, как
правило, водосточную сеть открытого типа.
44. В сельских населенных пунктах, в которых предусматривается
устройство централизованной канализации, следует ориентироваться на
строительство компактных очистных сооружений, а при существующих
благоприятных геологических и гидрогеологичесвких условиях - на
устройство естественной биологической очистки сточных вод.
45. При домах в два и более этажей необходимо предусматривать
для размещения мусоросборников площадки с твердым покрытием и
удобными подъездами.
Для мусора и жидких нечистот должны предусматриваться (с
соблюдением санитарных требований) места свалок, поля запахивания и
ассенизации, исключающие вредное воздействие на окружающую среду.
46. Участки жилых домов, общественных зданий и производственных
комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и соседних
владений оградами в виде живых изгородей из кустарников.
При устройстве ограждений, выходящих на улицу, их конструкция и
применяемые материалы согласовываются с районным архитектором.
47. На всех застройщиков (в том числе и на индивидуальных)
возлагается обязательное проведение работ по озеленению и
благоустройству участков, устройсту тротуаров в пределах занимаемых
ими участков, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке как
самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов.
48. Территория сельских населенных пунктов должна быть
озеленена в целях улучшения санитарно-гигиенических условий для
жизни и отдыха населения, защиты строений от пожаров, сильных
ветров, а также шума, пыли и отработанных транспортных средств.
Зеленые насаждения должны служить также для укрепления берегов
водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных территорий.
В мероприятиях по озеленению населенного пункта
предусматриваются:
а) озеленение площадей, улиц и проездов;
б) создание общественных парков и садов;
в) озеленение участков, занимаемых жилыми, общественными,
производственными зданиями и сооружениями, а также территорий
специального назначения (санитарно-защитных, ветрозащитных,
водоохранных, противопожарных).
49. Ветрозащитные, водоохранные, противопожарные и другие
территории при благоприятных климатических и почвенных условиях
рекомендуется использовать под многолетние фруктовые насаждения.
50. Запрещается строительство на территории скверов, бульваров
и парков зданий, не имеющих отношений к организации отдыха
населения.
51. При наличии на территории сельского населенного пункта
водоемов (реки, озера, пруда) их берега и прибрежные зоны должны
использоваться для устройства парков, садов, пляжей и спортивных
сооружений.
51. Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица,
которым отводятся земельные участки для строительства в сельских
населенных пунктах, обязаны обеспечить сохранность существующих на
этих участках зеленых насаждений. В случае необходимости вырубки
деревьев для освобождения площадки под строительство застройщик
должен осуществить новую посадку деревьев в местах и количестве,
определяемых исполкомом местного Совета народных депутатов.
III. Порядок формирования разрешений на производство
строительных работ
53. Выдача разрешений на производство строительных работ,
осуществляемых государственными, кооперативными и другими
общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также
индивидуальными застройщиками, производится районными
инженерами-инспекторами государственного архитектурно-строительного
контроля или районными архитекторами.
54. Для получения разрешения на производство строительных работ
государственные, кооперативные и другие общественные предприятия,
учреждения и организации обязаны представить:
а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство
строительных работ;
б) решение о предоставлении земельного участка под застройку;
в) план земельного участка и документ, удостоверяющий право на
земельный участок;
г) регистрационную карту объекта;
д) титульный список на строительство объекта;
е) проектно-сметную документацию на строительство, утвержденную
в установленном порядке;
ж) стройгенплан (на крупные объекты или комплексы зданий);
з) карточку учета работников, осуществляющих руководство
строительством;
и) договор с проектной организацией на ведение авторского
надзора за строительством объектов;
к) выписки из приказов застройщика и строительной организации о
назначении ответственного лица по технадзору и производителя работ;
л) журнал производства работ.
55. Для получения разрешения на производство работ по
строительству жилых домов и хозяйственных построек индивидуальные
застройщики обязаны представить районному инженеру-инспектору
государственного архитектурно-строительного контроля или районному
архитектора:
а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство
строительных работ;
б) решение о предоставлении земельного участка под застройку;
в) типовой или рекомендуемый органами по делам строительства и
архитектуры проект жилого дома;
г) план застройки земельного участка, проект оформления фасада
... части зданий (дома, гаража, хозпостроек), согласованные с
районным архитектором;
д) документ, удостоверяющий право на земельный участок;
е) разрешение на специальное водопользование при устройстве на
приусадебном участке копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых
колодцев, каптажей источников и других малых сооружений.
Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут
внести изменения в проект жилого дома только с разрешения районного
архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения
органа, предоставившего земельный участок.
56. Обеспечение проектами жилых домов и планами застройки
усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков
производится хозрасчетными производственными группами при районных
архитекторах.
57. При предоставлении документов, предусмотренных в пунктах
54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на производство
строительных работ оформляется в 10-дневный срок.
IY. Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля
за строительством и благоустройством
58. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного
архитектурно-строительного контроля осуществляют контроль за
качеством строительства в сельских населенных пунктах и несут
ответственность за застройку и благоустройство.
59. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного
архитектурно-строительного контроля в случаях нарушения проекта
планировки и застройки сельского населенного пункта или другой
проектной документации вносят предложения в соответствующий исполком
Совета народных депутатов о запрещении или приостановлении
строительства.
Застройщики, допустившие отступления от проектов, обязаны за
свой счет устранить допущенные нарушения. Застройщики, допустившие
самовольное строительство, привлекаются к ответственности в
установленном порядке.
60. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам
строительства и архитектуры в целях повышения качества строительства
привлекают к проведению этой работы архитектурно-строительную
общественность.
61. Органы архитектурно-строительного контроля при
строительстве зданий и сооружений, а также производстве работ по
благоустройству площадей, улиц и проездов осуществляют роль за
соблюдением установленных проектов красных линий, линий
регулирования застройки.
Предприятия, учреждения и организации, а также отдельные
граждане, допустившие нарушение красных линий или линий
регулирования застройки, обязаны своими силами и за свой счет
устранить указанные нарушения в сроки, установленные исполкомами
районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
При невыполнении указанных требований устранение нарушений
обеспечивается исполкомами районных, поселковых, сельских Советов
народных депутатов за счет предприятий, учреждений, организаций и
отдельных граждан, допустивших нарушения.
62. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке.
|