ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
(Белград, 27 октября 1980 года)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся на свою
двадцать первую сессию, проходившую с 23 сентября по 28 октября
1980 года в г. Белграде,
принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи IV
Устава Организация разрабатывает и принимает акты международной
регламентации, относящиеся к ее компетенции,
принимая во внимание, что статья VIII Устава предусматривает
среди прочего, что каждое государство-член представляет
Организации в сроки и в форме, которые определяет Генеральная
конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и
статистических данных, касающихся его учреждений и их деятельности
в области образования, науки и культуры,
принимая во внимание, что для улучшения международной
сопоставимости статистических данных, предназначенных не только
для общей информации, но и для нужд лиц, ответственных за политику
и планирование в области культуры, было бы желательно, чтобы
национальные учреждения, ведающие сбором и передачей
статистических данных о государственном финансировании
деятельности в области культуры, руководствовались определенными
нормами в вопросах определения, классификации и форм
представления,
памятуя о долгосрочной работе по классификации, проводимой
совместно ЮНЕСКО и другими органами Организации Объединенных Наций
в целях создания структуры статистики в области культуры (ССК),
рассмотрев в рамках пункта 33 повестки дня сессии предложения о
международной стандартизации статистики государственного
финансирования деятельности в области культуры,
решив на своей двадцатой сессии, что этот вопрос должен быть
предметом международной регламентации в форме рекомендации
государствам-членам в соответствии со смыслом пункта 4 статьи IV
Устава,
принимает 27 октября 1980 года настоящую Рекомендацию.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам
применять следующие положения, касающиеся международной
стандартизации статистики государственного финансирования
деятельности в области культуры, рассматриваемые как шаг в
направлении создания комплексной системы (включающей частное
финансирование) мероприятий в области культуры путем принятия
любых законодательных или иных мер, которые могут потребоваться в
соответствии с конституционной практикой каждого государства, в
целях проведения в жизнь на их соответствующих территориях норм и
принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести
настоящую Рекомендацию до сведения властей и органов, ведающих
сбором и передачей статистических данных о государственном
финансировании деятельности в области культуры.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам
представлять ей в соответствии со сроками и в форме, которые она
установит, доклады о принятых ими мерах по осуществлению настоящей
Рекомендации.
I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Сфера применения
1. Рекомендация относится к статистическим данным,
предназначенным для предоставления стандартизированной информации
о государственном финансировании деятельности в области культуры в
каждом государстве-члене (помимо той информации, что включается в
статистические данные по образованию и науке).
Определение сферы культуры и перечисление
ее составных частей
2. В целях настоящей Рекомендации сфера культуры определяется
как охватывающая следующие категории:
Категория 0 - Культурное наследие
Эта категория включает деятельность, направленную на сохранение
и развитие культурного наследия и культурных структур путем
сохранения памятников, депонирования, сбора и передачи сокровищ
прошлого:
0.0. Исторические памятники
0.1. Архивы
0.2. Музеи
0.3. Археологические раскопки
0.4. Другие формы культурного наследия, находящегося под
официальной защитой
0.5. Научные исследования и подготовка вне системы формального
образования
0.6. Другие мероприятия, необходимые для сохранения и
классификации культурного наследия, которые не могут быть включены
в другие категории.
Категория 1 - Публикации и литература
Эта категория включает деятельность, направленную на создание,
производство и распространение литературной продукции в печатной
форме, то есть книг, периодических изданий, газет и т.д., а также
создание и эксплуатацию библиотек:
1.0. Литературные произведения
1.1. Книгоиздательство
1.2. Выпуск газет и периодических изданий
1.3. Распространение и сбыт книг, периодических изданий и газет
1.4. Библиотеки
1.5. Научные исследования и подготовка вне системы формального
образования
1.6. Вспомогательные мероприятия, необходимые для изготовления
и печатания литературной продукции.
Категория 2 - Музыка
Эта категория включает деятельность, направленную на создание,
изготовление или распространение музыкальных произведений в форме
партитур, записей или концертов:
2.0. Музыкальные произведения
2.1. Музыкальные представления (инструментальные или вокальные
концерты)
2.2. Публикация партитур
2.3. Музыкально-драматические представления (включая оперы,
оперетты и т.д.)
2.4. Производство музыкальных записей (пластинки, магнитофонные
ленты, кассеты и т.д.)
2.5. Распространение и сбыт музыкальных произведений в печатной
форме и в записи
2.6. Производство и сбыт музыкальных инструментов
2.7. Производство и сбыт оборудования для воспроизведения и
записи (проигрыватели, магнитофоны и т.д.)
2.8. Подготовка вне системы формального образования
2.9. Вспомогательные мероприятия, необходимые для создания и
выпуска музыкальных произведений и оборудования.
Категория 3 - Исполнительское искусство
Эта категория включает деятельность, направленную на создание,
производство или распространение произведений исполнительского
искусства. Такие произведения часто являются литературными,
музыкальными и изобразительными в одно и то же время:
3.0. Создание произведений исполнительского искусства
3.1. Драматические представления
3.2. Хореографические представления
3.3. Другие жанры исполнительского искусства (цирк, мюзик-холл,
кабаре, варьете)
3.4. Подготовка вне системы формального образования
3.5. Вспомогательные мероприятия, необходимые для
исполнительского искусства (аренда залов, услуги посредников,
производство и сбыт материалов и оборудования).
Категория 4 - Изобразительное искусство
Эта категория включает деятельность, направленную на создание,
производство или распространение произведений изобразительного
искусства в форме живописи, скульптуры, орнамента или ремесленных
изделий:
4.0. Создание произведений изобразительного искусства
4.1. Издание и репродукция произведений изобразительного
искусства
4.2. Демонстрация произведений изобразительного искусства
4.3. Распространение и сбыт произведений изобразительного
искусства
4.4. Подготовка вне системы формального образования
4.5. Вспомогательные мероприятия, необходимые для
изобразительных искусств (производство и сбыт материалов и
оборудования, необходимых для создания и издания произведений
изобразительного искусства).
Категория 5 - Кинематограф и фотография
Эта категория включает деятельность, направленную на создание,
производство или распространение кинематографических или
фотографических произведений:
5.0. Кинематографические произведения (производство
кинофильмов)
5.1. Распространение фильмов
5.2. Демонстрация фильмов
5.3. Фотография
5.4. Подготовка вне системы формального образования
5.5. Вспомогательные мероприятия, необходимые для кинематографа
и фотографии (производство и сбыт пленки, экранов, кинокамер,
фотоаппаратов, звукового оборудования, проекторов, зданий и
помещений для демонстрации).
Категория 6 - Радио и телевидение
Эта категория включает деятельность, направленную на создание,
производство и распространение работ радио или телевидения:
6.0. Радио
6.1. Телевидение
6.2. Подготовка вне системы формального образования
6.3. Мероприятия, необходимые для радиовещания и телевидения
(производство и сбыт передатчиков, приемников и систем)
Категория 7 - Деятельность в социально-культурной области
Эта категория включает деятельность, направленную на оказание
содействия людям в их самовыражении, индивидуально или
коллективно, во всех аспектах их повседневной жизни:
7.0. Массовая работа в социально-культурной области, общинные
центры культуры и содействие развитию самодеятельности
7.1. Общественные и профессиональные ассоциации
7.2. Другая деятельность в социально-культурной области
(церемонии, социальные мероприятия, связанные с религиозными,
моральными, этническими или философскими убеждениями)
7.3. Подготовка вне системы формального образования
7.4. Другие мероприятия, необходимые для деятельности в
социально-культурной области.
Категория 8 - Спорт и игры
Эта категория включает производство спортивного оборудования,
строительство и обслуживание игровых площадок и других сооружений
(стадионы, бассейны, спортивные залы и т.д.), а также относящиеся
к этому мероприятия и мероприятия по организации спортивной
деятельности и игр:
8.0. Спортивные мероприятия и спортивные ассоциации (занятия
спортом, организация и проведение игр, матчей и т.д.)
8.1. Производство спортивного оборудования, строительство и
обслуживание игровых площадок и других сооружений
8.2. Подготовка вне системы формального образования.
Категория 9 - Природа и окружающая среда
Эта категория включает деятельность, направленную на создание и
эксплуатацию сооружений и служб культурного отдыха на природе,
связанных с качеством жизни:
9.0. Обеспечение отдыха, связанного с природой (природные
заповедники, национальные парки, общественные пляжи, прогулочные
маршруты в лесу и т.п.)
9.1. Мероприятия, связанные с эстетическими и психологическими
аспектами жизни в городе (городские парки, зеленые насаждения,
детские площадки и т.д.).
Категория 10 - Общее управление сферой культуры
и мероприятия, которые не могут быть включены
в предыдущие категории
Эта категория включает мероприятия, направленные на обеспечение
общего обслуживания, предоставление оборудования и
административных услуг, а также многоцелевые культурные
мероприятия, которые не могут быть в целом включены ни в одну из
предыдущих категорий:
10.0. Общее государственное управление сферой культуры
10.1. Обеспечение и обслуживание многоцелевого оборудования
культурного назначения, охватывающего несколько категорий
функциональной классификации (например, универсальные залы,
используемые как концертные залы, кинотеатры или конференц-залы)
10.2. Другие мероприятия, которые не могут быть включены в
предыдущие категории.
Определение сектора государственного управления
и его составных органов
3. Ниже приводятся определения в Системе национальных счетов
(СНС) Организации Объединенных Наций. Они должны применяться при
сборе статистических данных, предусмотренных данной Рекомендацией.
В то же самое время следует учитывать индивидуальные особенности
стран, в том числе стран с системой планового управления
экономикой, использующих систему материального продукта как метод
расчета результатов экономической деятельности по балансам
материального продукта.
a) Определение сектора государственного управления:
"Все ведомства, управления, организации и другие учреждения,
которые являются агентствами или орудиями органов центрального
управления, управления штатов или местных органов управления,
независимо от того, включены ли они в обычные или чрезвычайные
бюджеты или сверхбюджетные фонды или финансируются ими. Сюда
входят некоммерческие учреждения, которые, хотя и не являются
составной частью органов управления, все же полностью или в
основном финансируются и контролируются государственными органами
власти или в основном обслуживают органы управления; все фонды
социального обеспечения для больших групп населения,
устанавливаемые, контролируемые и финансируемые органом
государственного управления; и государственные предприятия,
которые главным образом производят товары и услуги для самих
государственных органов или которые в основном занимаются продажей
товаров и услуг населению в небольших масштабах. Не включаются
другие государственные предприятия и корпорации".
b) Органы, входящие в сектор органов государственного
управления, подразделяются на два подсектора:
i) Подсектор органов центрального управления определяется
следующим образом: "Все ведомства, управления, предприятия и
другие учреждения, отнесенные к категории органов государственного
управления, которые являются агентствами или орудиями органов
центрального управления страны, кроме отдельно организованных
фондов социального обеспечения, независимо от того, включены они в
обычные или чрезвычайные бюджеты или сверхбюджетные фонды,
финансируемые ими". Подсектор органов центрального управления
обычно включает в себя следующие органы:
1) ведомства, ответственные за вопросы культуры, и другие
ведомства, участвующие в решении вопросов культурной жизни;
2) национальные государственные учреждения, имеющие в некоторой
степени оперативную автономию в отношении этих ведомств.
Некоторые из них функционируют как правительственные ведомства
и должны рассматриваться как таковые. Другие функционируют как
компании, и только субсидии, которые эти органы получают от
учреждений государственного управления, несущих за них
ответственность, будут рассматриваться как государственное
финансирование.
ii) Подсектор органов управления штатов и местного управления:
подсектор состоит из "всех ведомств, управлений, предприятий и
других учреждений, отнесенных к категории органов государственного
управления, которые являются агентствами или орудиями управления
штатов или провинциальных, районных, городских и других органов
управления, кроме центральных органов власти". Подсектор органов
управления штатов и местного управления так же, как подсектор
органов центрального управления, обычно включает в себя следующие
органы:
1) федеральные, районные, провинциальные и местные органы
управления;
2) государственные организации, из которых только те, которые
действуют как ведомства, включаются в раздел государственных
затрат на деятельность в области культуры.
c) Следует отметить, что по каждому из двух подсекторов органов
государственного управления надо вести учет сверхбюджетных фондов,
финансовые движения которых (ассигнования и выплаты) отражаются в
официальных счетах помимо бюджетов ведомств, которые ими
управляют.
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ
Функциональная классификация государственных расходов
на деятельность в области культуры
4. Функции, в соответствии с которыми классифицируются
государственные затраты на деятельность в области культуры, должны
соответствовать категориям, на которые подразделяется сфера
культуры: культурное наследие, публикации и литература, музыка,
исполнительское искусство, изобразительное искусство, кинематограф
и фотография, радио и телевидение, деятельность в социально-
культурной области, спорт и игры, природа и окружающая среда,
общее управление сферой культуры и мероприятия, которые не могут
быть включены в предыдущие категории.
Экономическая классификация государственных расходов
на деятельность в области культуры
5. Представляется целесообразным применять номенклатуру,
предлагаемую Системой национальных счетов Организации Объединенных
Наций для классификации операций элементов системы. Категории
расходов, встречающихся при анализе государственных расходов на
деятельность в области культуры, являются следующими:
a) Расходы на закупку товаров и услуг
i) Закупка товаров и услуг для функционирования органов
государственного управления (материалы и оборудование).
ii) Заработная плата служащих - общий фонд заработной платы,
выплачиваемой органами государственного управления (включая
выплаты в различные фонды социального обеспечения и страхования)
служащим за их работу независимо от того, состоит ли последняя
просто из административных функций или активного участия в
культурной жизни.
iii) Образование основного капитала, который состоит главным
образом из средств коллективного пользования, предназначенных для
деятельности в области культуры (здания и оборудование).
iv) Приобретение "неосязаемых" активов, покупка произведений
искусства, выплата комиссионных творческим работникам и т.д.
b) Трансферты
i) Субсидии предназначаются для государственных и частных
предприятий и государственных учреждений, функционирующих как
предприятия, с целью поощрить развитие новой формы деятельности,
пополнить доходы, получаемые в результате осуществляемой
деятельности, или даже стабилизировать розничные цены.
ii) Текущие трансферты частным некоммерческим органам, которые
осуществляют свою деятельность во всех областях культуры, то есть
субсидии археологическим ассоциациям, обществам охраны наследия,
литературным, музыкальным и художественным обществам и т.д.
iii) Текущие трансферты семьям, такие как субсидии творческим
работникам на общественные цели, стипендии для обучения и научно-
исследовательской работы и т.д.
iv) Трансферты капитала государственным или частным
предприятиям и государственным организациям, функционирующим как
предприятия, в целях приобретения оборудования.
v) Трансферты за границу предназначены обычно для деятельности
в области культуры, осуществляемой в рамках международного
сотрудничества.
vi) Текущие трансферты между правительственными ведомствами в
основном осуществляются либо между органами центрального
управления и государственными организациями, либо между органами
центрального управления и органами местного управления.
vii) Любые налоги, которыми могут облагаться учреждения
государственного управления в результате их деятельности в области
культуры.
viii) Освобождение от налогов (книг, зрелищных мероприятий и
т.д.).
c) Финансовые операции
i) Погашение займов, полученных специально для деятельности в
области культуры.
ii) Займы - некоторые правительственные ведомства и
государственные организации могут предоставлять ссуды для
определенных мероприятий в области культуры, например, ссуды
издательствам или ссуды на производство фильмов.
III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
6. Статистические данные, охватываемые настоящей Рекомендацией,
должны составляться каждые два года для расходов сектора
государственного управления и относиться ко второму году
предыдущего двухлетнего периода. Для расходов сектора местного
управления периодичность будет составлять четыре года. Данные
должны представляться в соответствии с определениями и
классификациями, изложенными в предыдущих пунктах. Любое
несоответствие между этими определениями и классификациями и теми,
которые применяются на национальном уровне, должно быть отмечено.
Следует также сообщать информацию о национальной структуре
управления и учета данных, которая может повлиять на
статистические данные государственных расходов на деятельность в
сфере культуры.
a) Статистические данные должны представляться в таблице с
двойной записью:
i) Данные, относящиеся к функциональной классификации, - в
горизонтальной записи.
ii) Данные, относящиеся к экономической классификации, - в
вертикальной записи.
b) Таблицы двойной записи должны быть составлены по типам
государственных учреждений для следующих подсекторов:
i) подсектор центрального управления: ведомства и
государственные учреждения;
ii) подсектор местного управления: местные службы и
государственные учреждения.
Свободные таблицы должны по возможности составляться по всем
организациям государственного управления.
c) Должно быть заявлено, состоят ли данные из оценок (бюджетные
данные) или уже проведенных операций (отчетные данные).
d) В том случае, когда отсутствуют данные по подсекторам,
следует представлять совокупные данные.
|